Главные вкладки

    Учебно-методический материал (подготовительная группа):
    «Мы на Севере живём» спортивно-экологическое развлечение ( подготовительная группа)

    Сафронова Людмила Петровна

    Цели:

    • Продолжать знакомство детей с фауной тундры и Арктики.
    • Развивать у детей чувство уважения к культуре народов севера.
    • Воспитывать любовь и бережное отношение к миру животных.
    • Формировать чувство ответственности за сохранение и развитие мира животных.
    • Формировать экологическую культуру.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                         

    «Мы на Севере живём»

    спортивно-экологическое развлечение

    ( подготовительная группа)

    Цели:

    • Продолжать знакомство детей с фауной тундры и Арктики.
    • Развивать у детей чувство уважения к культуре народов севера.
    • Воспитывать любовь и бережное отношение к миру животных.
    • Формировать чувство ответственности за сохранение и развитие мира животных.
    • Формировать экологическую культуру.

    Дети заходят в зал (звучит песня И. Корнилова « Северный край»)

    Ведущий:

    Отгадайте – ка, ребятки

    Про кого моя загадка.

    Кто поляны белит мелом,

    И на стенах пишет мелом,

    Шьёт пуховые перины,

    Разукрасил все перины? (Зима)

    Ведущий: 

    За  что мы любим зиму?  (Ответы детей) 

    Давайте, ребята слепим снеговика.

    Хороводная игра с имитацией движений «Снеговик»

    Раз и два, раз и два-

    Лепим мы снеговика.

    Мы покатим снежный ком

    Кувырком, кувырком

    Мы его слепили ловко

    Вместо носа есть морковка,

    Ручки – веточки нашли

    А на голову ведро

    Посмотрите, вот оно!        

    В зал вбегает Снеговик

    Снеговик:

    Здравствуйте! Я, ребята Снеговик.

    К снегу, к холоду привык,

    А у вас здесь так тепло,

    Что боюсь растаять.

    Ведущий: Не волнуйся, Снеговик, мы тебе поможем.  Сейчас мы окажемся там, где на нашей Земле всегда холодно и лежат снега? ( В Арктике). Звучит музыка.

     Правильно, ребята. Даже холодным полярным летом солнце не поднимается высоко, хотя оно и светит целый день. Но его нежаркие лучи отражаются ото льда, как от зеркала, и растопить лёд не могут. А зимой в Арктике почти круглые сутки – ночь. И тянется она полгода.

    Но, не смотря на холод и полярную ночь, мы начинаем познавательно – спортивную игру «Мы на Севере живём». Участвовать в ней будут гости с Южного и Северного полюсов.

    Ведущий:

    А сейчас сюда вниманье,

    Чтобы было пониманье.

    Представляем вам жюри,

    Ты внимательней смотри. (Представление жюри).

    Первый  конкурс: Приветствие команд.

     Команда «Пингвины»

    Вразвалку ходит, как моряк

    Белый галстук, чёрный фрак.

    В Антарктиде среди льдин

    Проводит дни свои    (Пингвин).

    Команда «Белые медведи»

    Этот мишка снежно – белый-

    Самый крупный, самый смелый!

    Он всю жизнь живёт в снегу,

    На холодном берегу.

    Мы ваши добрые соседи,

    Мы -….  (Белые медведи). 

    Снеговик: Вы добирались очень долго, давайте проведём с вами разминку.

    Ребёнок:

    Белый мишка на рыбалку

    Не спеша идёт, вразвалку.

    Чует старый рыболов,

    Что богатый ждёт улов.

    Ритмическая гимнастика под музыку «Где -  то на белом свете».

    Один из поэтов севера Роман Ругин провозгласил:

    Народная мудрость, как волна обская,

    Которую не вычерпаешь вечно,

    Народа мысли достигают неба,

    За вожжи солнце тянутся схватить.

    Второй конкурс:

    Переходим к конкурсу второму,

    А сейчас узнаете, к какому.

    У меня есть несколько загадок,

    А вы скажете столько же отгадок. 

    Участники обеих команд отгадывают поочерёдно загадки о животных и птицах тундры.

    «Загадки»:

    1. И красив, и быстр, и ловок,

    Сотня у него уловок.

    Леммингов по тундре гонит,

    А его охотник ловит.

    Кто пушистый наш хитрец?

    Угадали вы…(Песец)

       2. Он всегда голодным бродит,

     Всё добычи не находит,

     Оттого, забыв о сне,

     Часто воет при луне.

     В тундре многим -  главный враг,

    Любит он глухой овраг. (Полярный волк)

       3. Ищет ягель он копытом,

    А рога бросают тень.

    Вы, конечно, догадались,

    Это – северный …(Олень)

       4. В тундре есть один зверёк,

    Быстрый сам, а хвостик чёрный,

    Он, как ящерка, проворный,

    А живёт один без стай.

    Это, дети…   (Горностай)

       5. Нравом – хищник, он жесток,

    С ним не свяжется и волк,

    Может съесть он оленёнка,

    Он догонит и зайчонка,

    И на всех нагонит страху.

    Вы узнали    (Росомаху)

        6. Крылья белы, как бумага,

      Глаз, как блюдце,

     Лапка – лапа!

     Мощный клюв и не мала,

     Она -...(Полярная сова)

        7. Очень многим удивляю тем,

            Что в северном краю

      Лишь одна из птиц меняю

            Шубу на зиму свою. (Куропатка)

         8. Длинноухий модник:

           Летом в сером кафтане бегает,

           А зимой белую шубку надевает(Заяц)

       

         

    Снеговик: Предлагаю отправиться в тундру и поискать зайца.

    Эстафета «По заячьим следам»

    Ведущий:

    Будь милостлив к природе, человек!

    Берёшь, бери не более, чем нужно.

    Тогда и звери свой клыкастый век

    С тобой, разумным, скоротают в дружбе.

                                                   ( Л. Лапцуй)

    Тундра для ненцев – огромный, просторный чум.  Северный человек берёт от природы столько, сколько необходимо для жизни. В отличие от ненцев, пришлое население не всегда соблюдает правила тундры: часто охотятся на животных без надобности, а из – за азарта. Северяне бережно хранят природу родного края, чтобы сохранить её для будущего поколения. Некоторые виды животных и растений становятся редкими и исчезающими. Они занесены в «Красную книгу». Что такое  «Красная книга»? Почему её назвали «красной»? (Ответы детей).

    Ведущий: Итак, продолжаем захватывающий поединок между командами  «Пингвины» и «Белые медведи».  Вы хорошо знаете животных и птиц нашего края. А мы сейчас проверим, как выберите тех животных, которые занесены в «Красную книгу». (Предлагаются картинки с изображением животных).

    Ребёнок:

    В белой тундре, где снега,

    Он растит свои рога-

    Гордый северный олень!

    Царь всех северных зверей.

    Снеговик:  Народы Ямала – оленеводы, рыбаки и охотники. Их дети  играют в разные игры. И мы с вами поиграем в ненецкую игру.

    Подвижная игра «Волк и олени»

    Третий  конкурс: стихи о животных Севера.

     1. В рубашке пуховой,

         Густой и добротной  

         Рыщет неслышно белый песец.

         Лемминга ищет всегда на охоте

         Тундры открытой вечный жилец.

     

    2. Гордится морж усами

        И острыми клыками.

        Он в Арктике живёт,

        Где снег вокруг и лёд.

                  3.Белой тундрой целый день

                     Ходит северный олень.

                     Разгребает снег копытом,

                     Сладкий ягель ест досыта.

                  4. Как проворные дельфины  

                      Плавают в воде пингвины!

                      А как вылезут на сушу,

                      Ходят очень неуклюже.

    Снеговик приглашает поиграть в  ненецкую игр «Хэйоро» (Солнышко)

    Ведущий:

    Капитаны, подойдите

    И заданье получите.

    А задание такое-

    Очень даже непростое.

    Вам, ребята, вместе нужно

    Выложить картинку дружно.

    Четвёртый конкурс «Головоломка»

    ( Каждой команде выдаётся разрезанная картинка с изображением животных. Задача каждой команды: как можно скорее собрать картинку).

    Ребёнок:

    Как в краю метель -  буранном,

    Ледовито – океаном,

    На оранжевой ноге

    Скачет сказка вдалеке.

    Прыг – скоком, прыг – скоком,

    Видит сказка синими оком,

    Выбирает, что ей взять

    И ребятам рассказать.

    Инсценировка сказки «Два медведя»

    ( по мотивам ненецкой народной сказки «Чёрный и белый»)

    Автор:

    Белый Мишка жил на море.

    Бурый брат явился вскоре.

    Разгорелся тут сыр-бор –

    Очень грубый разговор.

    Белый  мишка:

    Кто тебя сюда позвал?

    Отвечай же мне, нахал.

    Здесь у моря я живу,

    Тебя в гости не зову!

    Бурый мишка:

    Приглашенья я не ждал,

    Взял и просто прибежал.

    Я у моря посижу,

    Свежим ветром подышу.

    Автор:

    Разговор не получался,

    Между ними бой начался:

    Друг на друга налетели,

    Клочья шерсти полетели,

    Отдуваются, пыхтят,

    Только косточки трещат.

    Птица:

    Перестаньте, братья, злиться,

    Вам бы надо помирится!

    Море большое! Много земли!

    Здесь разместиться все мы смогли!

    Ссориться, братья, вовсе не нужно.

    Жить всем нам надо в мире и дружбе!

    Дайте друг другу косматые лапы!

    И ты подавай, и ты, Косолапый!

    Белый  мишка:

    Ох, мой милый бурый брат,

    Отдохнуть я был бы рад:

    Тяжко по земле шагать,

    Лучше б с льдины понырять!

    Море Карское качает,

    Успокоит, приласкает.

    Лучше мне у моря жить,

    К тебе в гости приходить.

    Бурый мишка:

    Воды мне нечего бояться,

    Ведь тоже надо умываться.

    Тебе – рыба, мне – грибы.

    Вот и награда за труды.

    Вместе: Бурый  и Белый мишки:

    Мы с тобой навек друзья.

    Ссориться не станем зря.

    И землю нечего делить,

    Надо просто дружно жить!

    Ведущий: Ребята мы знаем, что нужно беречь природу. От нас зависит, чтобы она осталась такой же прекрасной.

    Снеговик:

    Наш праздник к концу подходит,

    Жюри итоги наши подводит,

    Чтобы нам не горевать,

    Надо танец станцевать.

    Танец «Пингвины»

    Итоги праздника. Награждение команд.

    Как вы думаете, может произойти встреча  бурого медведя из тайги, с белым мишкой из Арктики? Они встретились и даже подружились на развлечении «Мы на Севере живём» для детей подготовительных групп в МБДОУ

    Команда «Пингвины.

    Вразвалку ходит, как моряк

    Белый галстук, чёрный фрак.

    В Антарктиде среди льдин

    Проводит дни свои    (пингвин).

    Команда «Белые медведи».

    Этот мишка снежно – белый-

    Самый крупный, самый смелый!

    Он всю жизнь живёт в снегу,

    На холодном берегу.

    Мы ваши добрые соседи,

    Мы-….  (белые медведи). 

    Белый мишка на рыбалку

    Не спеша идёт, вразвалку.

    Чует старый рыболов,

    Что богатый ждёт улов.

    Как в краю метель -  буранном,

    Ледовито – океаном,

    На оранжевой ноге

    Скачет сказка вдалеке.

    Прыг – скоком, прыг – скоком,

    Видит сказка синими оком,

    Выбирает, что ей взять

    И ребятам рассказать.

    Осторожно: Ямал!

    Вновь над тундрой летит обращенье,

    Словно помощи крик бьётся в наших сердцах.

    Время больше не ждёт.

    Человек, оглянись на мгновенье.

    Ты увидишь природы начало конца

    1. В рубашке пуховой, густой и добротной,

    Рыщет неслышно белый песец.

    Лемминга ищет всегда на охоте

    Тундры открытой вечный жилец.

     

    2. Гордится морж усами

    И острыми клыками.

    Он в Арктике живёт,

    Где снег вокруг и лёд.

    3.Белой тундрой целый день

    Ходит северный олень.

    Разгребает снег копытом,

    Сладкий ягель ест досыта.

    4. Как проворные дельфины  

    Плавают в воде пингвины!

    А как вылезут на сушу,

    Ходят очень неуклюже.

    5. Чем известен полюс Южный?

    Тем, что полюс южный – вьюжный.

    Там, в холодном океане,

     Леопард морской живёт.

    И меж льдин, в седом тумане,

    Полосатый кит плывёт 

    В белой тундре, где снега,

    Он растит свои рога-

    Гордый северный олень!

    Царь всех северных зверей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    спортивно – экологического зимнего развлечения на прогулке «В гостях у госпожи метелицы»

    Цель: укрепление здоровья детей.Задачи: ·        создать эмоциональное настроение, способствующее воспринимать образ метелицы;·...

    Проект:"Мы на Севере живём"

    Презентация по проекту: "мы на Севере живём"...

    Конспект НОД в старшей группе«Мы на севере живем»

    Образовательная область: ПознаниеИнтеграция образовательных областей: художественное творчество, социально-коммуникативное развитие.Возраст:  старшие дошкольникиМесто проведения:  группа...

    Мы на Севере живем_сценарий музыкально-познавательного развлечения

    Сценарий может быть использован для проведения развлечения в детском саду воспитателями и специалистами  детьми старшего дошкольного возраста. Развлечение ориентировано на знакомство детей с прир...

    "Мы на Севере живём"

    Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.Цель занятия: расширить представление детей о жизни на Крайнем Севере и в тундре , развитие связной речи, расширение словарного запаса у...