Методические разработки по теме «Жилье и одежда казаков»
методическая разработка (подготовительная группа)

Давыдова Наталья Сергеевна

Методические разрабоки по теме "Жилье  и одежда казаков" с использованием музейной педагогики, по направлению патриотическое воспитание дошкольников, региональный компонент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_po_teme_kazaki.docx962.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методические разработки по теме «Жилье и одежда казаков»

 « Казачья изба»

В последнее время мини — музей как элемент образовательного

пространства в дошкольном учреждении получил широкое распространение.

Участие детей в создании мини — музеев, подготовка и поиск экспонатов

способствуют развитию у них познавательного интереса, связной речи,

усвоению социального опыта, формированию умения эмоционально оценивать

свою деятельность и деятельность окружающих, воспитывает гуманное

отношение к окружающему миру.

В мини-музеях содержатся экспонаты, которые можно трогать, рассматривать

и, конечно, с ними можно играть. И эта особенность, безусловно, очень

привлекает детей. А так как у них появляется интерес, обучение становится

более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое,

родное, так как дети и их родители приняли непосредственное участие в его

создании.

Цель: познакомить с убранством  казачьей избы,  предметах быта и их предназначении.

Задачи:

  • Познакомиться со старинными предметами быта  казаков. Их назначением, как ими пользовались.
  • Познакомить  с жизнью и бытом  казаков в старину.
  • Развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

Оборудование: мини – музей созданный воспитателями совместно с родителями в отдельном помещении детского сада, переносной   мин – музей в чемодане. Картина усадьбы казаков.

Ребенок экскурсовод (в казачьем костюме) встречает: Добрый день, гости дорогие. Мне очень приятно всех вас видеть сегодня у нас в гостях.

- Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.


Воспитатель (в казачьем костюме):В гости нас к себе сегодня пригласил   мини – музей «Казачья  изба». Музей этот не простой, здесь разрешается все потрогать, в руках подержать и побыть в роли казаков и казачек. (Детям предлагается надеть костюмы казаков).

Ребенок экскурсовод: Начну я свой рассказ с усадьбы. (демонстрация картины, показ и рассказ о расположении построек )

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/097d/000f4bbc-8bea82aa/2/img1.jpg

Казачья усадьба состояла из жилого дома, двора, прилегающего к ним огорода. Как правило, обязательным постройками были: баня, амбар, сарай, хлев для скота, колодец. Все это огораживалось забором из досок,плетнем, бревен, жердей или частоколом.

Однако, в некоторых караулах из-за отсутствия леса изгородь не делали, а

из надворных построек был только небольшой амбар.

Улицы в станицах были широкие, протяженностью на две-три версты. Дома, как правило пятистенные, из толстых бревен, покрывались берестой, а сверху драньём

У зажиточных же казаков дома крылись тёсом, а хозяйственные постройки (стайки т т.п.) покрывались соломой или лиственной корой. Дом делился на две половины, одну из которых делили перегородками. Вход в избу, как правило, был со двора. При входе в дом располагалось высокое крыльцо, половицы которого делали из широких, толстых плах.

Незаменимым в хозяйственных делах местом были сени. Здесь хранились домашние заготовки, припасы. Так, с правой стороны была кладовка («казёнка»).

( демонстрация в мини – музее)

Избы были светлыми, просторными, с высокими потолками. Убранство комнаты было простым и практичным : вдоль стен стояли лавки. В переднем углу- красный угол. 

Красный угол был украшен иконами и расшитым полотенцем.

В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол – самое почётное место в доме. Здесь же находился и этот предмет.

В комнате стоял большой стол, покрытый самотканой скатертью.Прежде, чем сесть за стол необходимо было воспользоваться этим предметом:

На стол выставлялась посуда. Чаще всего она была глиняная и деревянная.

В «кутном» углу широкая полка для посуды или небольшой шкафчик. На самом видном месте, на стене висела шашка. В горнице обычно было восемь окон, одно из которых выходило на крыльцо. Окна в доме завешивались ситцевыми занавесками. Зажиточные казаки делали в своих домах окна большие с закругленным верхом. Дверные и оконные косяки внутри и снаружи украшались узорами. Покрашенным стенам развешивали киоты-фотографии в рамках, картинки с птицами, цветами, нарисованными на стекле. Весел зыбка закрепленная под потолком, если в семье были младенцы. Зыбка – подвесная кроватка. Обыкновенный короб из деревянных плашек, собранный без гвоздей, мягкое тканевое дно. Такая детская кроватка крепилась к кольцу в потолочной балке или к пружинистой деревянной жерди. Зыбку было удобно брать в поле; там можно прикрепить ее к ветке и покачать младенца. Именно плавные покачивания, пружинистые колебания ценились как средство для убаюкивания детей. У стены стоял сундук с вещами. Если в одно время в доме жили две семьи, то у каждой был свой сундук.

Также вещи развешивали на стенах под ситцевыми занавесками.

Почти половину избы занимала огромная русская печь. Нижняя часть печи представляла собой ящик из плах, набитый галькой и глиной, а поверх был настлан кирпичный под, из кирпича выкладывались стены и свод. Печь красили охрой, позже стали белить. Печь всегда была основным хозяйственным центром в доме, она грела, кормила, на ней спали зимой, на ней же сушили хлеб для помола. Внизу печи располагалось углубление для кур (шесток). Пространство вокруг печи также было подчинено хозяйственным целям: здесь стояла кадка для воды и лоханка над которой умывались. За печью около стены размещалась широкая полка 2гопчик», на которую складывали ухват, кочергу, хлебные лопаты и др.Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи.

Умение подхватить горшки требовало определённых навыков, которые приобретались длительной практикой.

   Готовили казачки в чугунках. Посуда была из глины, а ложки деревянные. Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству; кто хотел пролезть без очереди, тот мог получить ложкой по лбу. 
    В каждом доме была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи. Веретено - приспособление для ручного прядения пряжи.

Кочерга – приспособление для размешивания углей в печи.

Веник находился тоже возле печи. Именно под веником (по народным поверьям) жил Домовой.

Да, воду носили на коромысле. Без особой сноровки это было сложно.

 Рядом с печкой под потолком находились полати. Пол, стены, потолки в доме, как правило, были необтесанными и небелеными. Один раз в год, к Пасхе, их тщательно вымывали и выскабливали ( скребли особыми железными скребками). Покрывать известкой стены стали намного позже. Чистый пол посыпали песком, который носили с речки. Иногда полы застилали самоткаными ковриками: ковриками и дорожками. И в кухне и в комнате были подпольницы (подполы), где хранили овощи. Из комнаты лаз выходил на улицу, на зиму его плотно закрывали. Зимой в доме за особыми перегородками держали телят, ягнят и поросят.

Теперь предлагается побыть казаками и казачками.  (На демонстрацию предметов быта и более точного разъяснения привлекаются  взрослые).

«Знакомство с казачьим народным костюмом»

Интегрированное занятие.

Цель: Познакомить с традиционной одеждой казака, «справой казака»;

Задачи:

Расширять представления детей о  народной одежде  казака, боевых орудиях казаков их   значении  и назначении.

Развивать и обогащать словарь детей названием одежды её элементов и назначением.

Совершенствовать навыки ручного труда средствами наматывания ниток и декорирования.

 Развивать у детей мышление, воображение, мелкую моторику рук.  

 Воспитывать нравственно - патриотические чувства детей дошкольного возраста (воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, уважении к ее историческому прошлому).

Оборудование и материалы: Картинки одежды, костюм казака, ножницы, клей, нитки, шаблоны из картона, отделочные цветочки, листочки, пайетки, стразы, зерна, монеты.

Воспитатель:

 «Без прошлого и будущего нет-

 Вот главный человечества  завет.

Пусть землю нашу берегут веками         

 Те,  кто зовется гордо казаками!

И с детства пусть запомнят наши дети,

Что Родина - святей всего на свете!»

Воспитатель: Ребята  мы с вами продолжаем,  знакомится с казаками. Сегодня мы поговорим  о костюме казака, «справе» казака.

В казачьих семьях главой семьи был казак. Он работал в поле, добывал пищу для семьи, самое главное - охранял границу от врагов. Настоящие казаки одевались в полный комплект, при них были обязательно конь и оружие. 

hello_html_543dd698.png

По словам наших предков, казачья «справа» - форменная одежда, конь и оружие.

По верованиям древних одежда – вторая кожа, поэтому коренные казаки, никогда не носили чужую одежду и уж тем более, одежду с убитых. Надеть «чуждые покровы» означало войти в «волю» дарителя и потерять свою. Поэтому казак ни за что не надел бы «шубу с царского плеча».

(демонстрация костюма, взрослый – одет в казачий костюм)

Бытовая одежда казака традиционно состояла из кафтана, зипуна, рубахи – сорочки и шаровар, заправленных обычно в сапоги. Шаровары шили из холста, сукна. Праздничные шаровары шили из плиса и бархата. Отличительной эмблемой шаровар являются лампасы – цветные полосы, нашитые на швы с боков в три пальца шириной. Шаровары с лампасами носили не только по долгу службы, но и в быту.

pshs

Лампасы – исторически закрепленный знак принадлежности к казачьему сословию. Донские и сибирские казаки нашивали лампасы красного, уральские – малинового, оренбургские – темно-голубого, астраханские, семиреченские, забайкальские, уссурийские и амурские – желтого цветов. Забайкальские казаки считают, что цвет желтого лампаса связан с лучом золотого Даурского солнца, наливным хлебным колосом, является символом плодородия.

Рубахи были двух видов: русские и башмет. Русские заправляли в шаровары, а башмет носили на выпуск.

oliv_psh_sin_kant

Головным убором служили шапка, папаха и фуражка.

http://www.numismat.ru/auct-lo/24184a.jpgpict7848ww

Шапка всегда была больше, чем просто головной убор. Говорили: «шапка – продолжение головы»; для казака она была олицетворением чести и достоинства. Так, например, сбитая с головы шапка, равно как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата. Брошенная «оземь» шапка, означала, что вскоре казак в заклад ставит свою голову – «отвечает головой». Шапку кидали во двор «хваленке», предупреждая, что придут свататься. За отворот папахи (показывают отворот папахи)казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было – потерять папаху казак мог только с головой. Папаха под влиянием казачества распространилась и у крестьян. Казаки  в Уральских, Амурских, Забайкальских, Уссурийских,  Красноярских и Иркутских частях носили папахи из черного бараньего меха, но с длинным ворсом. Фуражка была единой для всех: зеленая с желтым околышем и желтым кантом по верху, с козырьком.

Наиболее распространенной обувью являлись сапоги из различной кожи. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков: ичиги, чирки, туфли-галоши, которые одевали поверх ичигов, либо поверх толстых, чесаных носков, в которые заправляли шаровары. Богатые казаки носили сапоги, а бедные – ичиги. Иногда вместо ичигов мужчины надевали стомы – голяшка из сукна, внизу кожа. Зимой носили валенки.

-форум ВКО \\bigmanww

Подобная казачья одежда с некоторыми изменениями сохранилась до конца 19 столетия. А на рубеже веков по покрою и наличию предметов, ее составляющих, приблизилось к армейской форме.

Интересной особенностью являлось ношение серег казаками мужчинами.

http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2011-01/1294052199_cd11003392.jpg

Серьги указывали на роль и место казака в роду:

- одна серьга в левом ухе - единственный сын у матери;

- одна серьга в правом ухе - последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии;

- две серьги – единственный ребенок у родителей.

Серьги играли определенную роль при несении воинской службы, командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь.

Оружие  и конь казака.

(демонстрация оружия)

Главное оружие  казака – сабля  или шашка, кинжал, огнестрельное оружие (карабины, пистолеты, мушкеты). Гасило – представляло собой металлический грузик, привязанный на веревочку с петелькой, в которую продевалась рука. Иногда это был кусок свинца, оплетенный и вставленный в небольшой (до 20 см.) кожаный поясок. В крайнем случае,это был камень завернутый в платок или кусок материи. Это оружие было одно из самых доступных и использовалось казаками при действиях в городах, когда невозможно было использовать другое оружие. 
Умению пользоваться оружием прививали с ранних лет. В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть. Сажали ребенка на лошадь с раннего возраста. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла, то примечали: «Сразу видно, что он будет наездник хороший, сразу видно, что он будет настоящий солдат!».

Пальчиковая гимнастика «Скачут лошадки»
Вот помощники мои,
Их, как хочешь поверни.
(Показать ладони, повертеть ими)

По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)

Цок-цок-цок. Цок-цок-цок.
Скачет резвый табунок.

Громко кричат лошадки: «И-го-го!»

Поскакали далеко.

Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.

 – Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. – Казаки всегда были превосходными наездниками, т. к. с раннего детства приучались к верховой езде. Казаки очень уважительно относились к лошадям, заботились о них: сытно кормили, чистили их. С лошадьми у казаков связано много народных примет: считалось, что конская подкова приносит счастье, ее вешали над входной дверью избы, и верили, что в доме будет удача и счастье, что подкова от всех бед оградит; на крышах домов устанавливали деревянных коньков, чтобы они охраняли дом от неприятностей (прибитая над дверями рожками вниз защищает дом от зла; рожками вверх — привлекает в дом благополучие).

Ценности: Казак-защитник своей земли. Казаки всегда помогали друг другу. Верный друг казака - конь. Казаки много трудились на родной земле.

Смыслы: Казаки - смелые, мужественные, отважные воины, трудолюбивые люди. Конь-спаситель, защитник. В жизни казаку не обойтись без коня.

Закрепление полученных знаний

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, и отгадать загадки

Голове не будет страха, 
если есть на ней … /папаха/

Что удобней для ноги: 
туфли или… /сапоги/
                                             
Ну, а если командир,
полагается … /мундир/

Между делом, тары-бары, 
Носит батько … /шаровары/


В ножнах спит, а не в постели. 
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра. 
Казаку в бою - сестра.  
                 /шашка, сабля/

Чуть поменьше, ловкий брат, 
послужить отчизне рад.
Как бы враг не угрожал, 
под рукой всегда… /кинжал/

Кто в бою надёжный друг, 
знает своё дело?
С казаками на врагов 
наступает смело?  
Он, как ветер, как огонь. 
Лучший друг – любимый… 
                /конь/

Воспитатель: У хорошего казака конь  всегда был подкован, и найти потерянную подкову  считалось хорошей приметой  и вешали в доме  для привлечения счастья, удачи и т.п..Подкову считали  оберегом дома.

Воспитатель: Я предлагаю вам изготовить оберег - подкову.

Инструменты и материалы: ножницы, клей, нитки, шаблоны из картона, отделочные цветочки, пайетки, листочки, стразы, зерна, монеты.

Повторение правил техники безопасности.

Последовательность выполнения

  1. Подбор ниток для оберега.
  2. Наматывание на шаблон ниток, закрепление.
  3. Подбор  отделочного  материала.
  4.  Расположить детали отделки на подкове.
  5. Проверить правильность расположения деталей, придерживаясь пословицы: «Семь раз проверь – один раз приклей»
  6. Приклеить элементы отделочного материала к «подкове»,
  7. Убрать рабочее место.

Выставка работ.

Воспитатель:

Будем знать теперь и мы:

Подковы тайнами полны

И дома оберегают,

И удачу зазывают.

Обереги в доме всем нужны

В них секреты старины!

«Знакомство с костюмом казачки»

Интегрированное занятие.

Цель: Познакомить с традиционной одеждой казачек;

Задачи: расширение кругозора ;

развитие активного словаря, путем пополнения  новых слов;

развитие  познавательного интереса;

развитие творческих способностей , мелкой моторики, фантазии;

формирование умения работать в группе сверстников;

воспитание уважительного отношения к истории и традициям казаков.

Оборудование: картинки,  куклы в костюмах казачки, костюм казачки, тонкие шнурки, лапша разной конфигурации, акриловые краски, салфетки, бумага.

 Интегрированное занятие.

Воспитатель в костюме казачки.
Во мне течет казачья кровь,

Мой род с фамилией казачьей,
И в глаз я говорю, не в бровь:
"Я настоящая казачка!"

Ты спорь со мной, лишь все напрасно,
Я отступу тебе не дам!
В тугую косу ленту красну,
И в путь-дорогу по полям.

В своих степях я словно птица,
Мне ветер песни здесь поет.
Зимой - мороз, весной - зарницы,
Осенью - листьев хоровод.

И в каждом ручейке знакомом
Свои истоки узнаю.
Горжусь я родиной и домом,
Край  свой как жизнь люблю!

Воспитатель: Женский костюм — это целый мир.

Чем дальше вглубь веков, тем отчетливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, но и от злых сил; быть паспортом и визитной карточкой одновременно. Даже в фабричного пошива городских  костюмах  наших бабушек это можно прочитать. В средневековье костюм был открытой книгой...

У казаков были свои традиции и свои модницы. Казачки очень любили наряжаться, поэтому костюм для них имел большое значение. Не было казачки, которая не умела бы ткать, кроить одежду, шить, вязать, вышивать, плести кружева.

Традиционная одежда женщины – казачки состояла из парочки:

широкой юбки  и кофточки (блузы) в обтяжку, с басками (демонстрация костюма)

Юбки носили длинные, простые казачки из небогатых семей носили кофты из ситца.

Богатые казачки шили юбки из сукна, кофты чаще атласные или сатиновые. Также юбки шили из сатина, из дрели и шерсти, блузы из ситца или шелка – все в зависимости от достатка. Юбки украшались «хайбарой» (файбара). Файбара – присборенный волан, который пришивался к низу юбки. Часто на файбару нашивались две полоски из узенькой ленты или тесьмы.

Носили женщины и запон (фартук) без файбары, светлый. На него нашивались две полоски ленты.

Кофты оформлялись рюшами, воротник – стойка.

На кофте должно было быть одиннадцать пуговиц.

Характерно и обилие кружев. В древности это были знаки, которые защищали грудь, руки и голову. Магические знаки — оберег от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали на новую.

Большое распространение имело и женское платье (кубелек ) из фабричной ткани: юбка с длинным подолом, со сборками и кофта в талию.

Головы покрывали белыми платками, цветными полушалками, пуховыми платками из козьего и собачьего пуха. Способы завязывания платков были различные, соответственно возрастным категориям.

Замужние женщины носили две косы. Укладывали их венком на голове при помощи накосника и сверху повязывали платочком, косынкой или лентой.

Девушки волосы заплетали в косу и покрывали голову разноцветными платками и цветными яркими лентами.

Излюбленным украшением казачек были бусы (одна -две нити): из янтаря, речного жемчуга, бисера. Также в качестве украшений использовались кольца, которые имели свою символику:

- серебряное колечко на левой руке – девушка на выданье, «хваленка»;

- серебряное колечко на правой руке – просватана;

- серебряный перстенек с бирюзой (камнем тоски и памяти) на правой руке – значит суженый на службе;

- золотое кольцо на правой руке – женщина замужем;

- на левой – разведенная;

- два золотых кольца на одном пальце левой руки – вдова (второе кольцо –умершего или погибшего мужа).

Женщины, как и мужчины, носили сапоги, ичиги, чирки с шерстяными чулками, валенки. Лишь по праздникам надевали ботинки на каблуках. Чулки, носки, перчатки, варежки и шарфы вязали сами.

Игра «Покажи и назови»

Я буду называть части костюма казачки, а вы должны показать, куда это нужно одевать или где  это носится на костюме.

Платок – голова

Баска – пояс

Ичиги,чирки –ноги

Запан – перед

Юбка - бока

Файбара -низ

Кофта – грудь.

Накосник – затылок.

Закрепление материала:

Воспитатель: Ребята, кто скажет, из чего состоял женский костюм?
Дети: Костюм состоял из юбки и кофты.
Воспитатель: Какие детали украшали одежду?
Дети: Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили шить пышными.
Воспитатель: Как украшали кофты, блузки?
Дети: Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.
Воспитатель: Как в праздники одевались казачки?
Дети: На праздники казачки надевали самые нарядные свои костюмы. На голову они надевали красивые платки, а на ноги надевали полусапожки. Шею украшали бусами и монистами, украшениями из янтаря.
Воспитатель: Какую прическу носили казачки?
Дети: Молодые девушки носили  косу и вплетали в неё разноцветные ленты.
Женщины заплетали волосы вокруг головы.

Воспитатель: Наша казачка без украшения  и я предлагаю вам  сделать украшение для нашей казачки и подарить. Украшение я предлагаю сделать из необычного материала , из макарон, лапши разной формы. Украшение  для казачки бусы.

Ход работы:

 1.     Выбираем макароны, лапша ( какая форма больше нравится)

2.     Каждую макаронину окрашиваем в желаемый цвет.

3.     Кладем на бумагу, чтобы краска высохла.

4.     Когда наберется достаточное количество макарон,  нить и начинаем нанизывать одну за другой макароны.

5.     Нить завязываем на крепкий узел, и  узел прячем в макаронине.

6.     Когда бусы будут готовы, желательно покрыть их лаком для ногтей прозрачным или с блестками.

 Выставка работ.

Квест –игра «Казаки»

Цель: обобщение полученных знаний  по теме жилище и костюм казаков.

Задачи: развитие мышления, внимания;

развитие умения работать в команде;

привитие интереса обучающихся к историческому прошлому, обычаям и традициям казаков;

воспитание любви к родному краю, бережному отношению к его прошлому;

воспитание патриотизма у дошкольников.

Оборудование: костюмы казака, казачки; рисунки коврика;фрагменты картинки усадьбы, картина усадьбы.

Воспитатель читает стихотворение.

Казачество - особенное племя,
Где руки закаленные трудом.
Честь высока и ценно время,
Когда земля зовет и отчий дом.
Кровь горяча, воинственны-бесспорно.
Решает шашка жизненный недуг,
Виниться перед Богом не позорно
И смело выйти на казачий круг.
Фамилий память с гордостью хранится,
Их корни вековые глубоки.
Пока стоят российские станицы-
Благословенны наши казаки !

Дошкольники собираются на казачий сход.  Получив  карты – схемы, отправляются по остановкам, выполняя задания, связанные с казаками их бытом и костюмам. За правильный ответ ребята получают жетон.

Воспитатель: Сегодня наше занятие пройдёт в форме квест - игры. Нам нужно разделиться на 2 команды. Во время игры каждая команда будет перемещаться по станциям. Команды получат маршрутные листы со схемой продвижения. Та команда которая выполняет  задание и набирает максимальное количество баллов получает фрагмент картинки.

  1. Станция: Загадки  "Казачья  избы"

Задание: отгадать загадку.

Перед ней свеча горит,

С неё на нас святой глядит. (Икона)

Есть спина, а не лежит,

Ноги есть, а не бежит,

Всегда стоит,

Всем сидеть велит. (Стол)

На стене висит, болтается,

За него всяк хватается.

(полотенце).

Многих кормил;

Упал – пропал,

Никто костей не собрал. (Горшок)


                                                              Она бывает глубока,

Она бывает мелка,

Но только это не река,

Зовут её ….(тарелка).


                                                          Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой,

Ждёт лошадка у ворот –

Открывай пошире рот.

(ложка)

Зимой много ест,

Летом много спит,

Тело тёплое, крови нет,

Сесть на неё сядешь,

А не везёт. (Печь)

                                                              Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам в угол идёт. (Ухват)

Черный конь скачет в огонь.(кочерга)

Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит.

(самовар)


Хлопотун Егорка

Взялся за уборку:

В пляс по комнате пошел,

Оглянулся — чистый пол!

(Веник)

                                                                       Три братца

Пошли купаться;

Два купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупались, вышли,

На третьем повисли.

(Коромысло)

2. Станция: «Надень казака и казачку».

Команды вынимают карточки кого, они будут одевать  казака или казачку.

Задание: одеть участника команды в костюм казака или казачку.

3.Станция. «Эрудит»

Задание: ответить на вопросы.

  1. Что такое баска?  (похожий на юбку дополнительный элемент  пришивающийся  к женскому лифу, несколько удлиняет одежду от талии.  Пришивалась к казачьей блузе)
  2. Вид воротника на кофте казачки? (Стойка)
  3. Любимое украшение казачек? (Бусы, кольца)
  4. Сколько кос носили замужние казачки?  (Две)
  5.  Что такое шаровары? (Брюки, штаны)
  6. Что означают лампасы?  (Отличительной эмблемой шаровар являются лампасы – цветные полосы, нашитые на швы с боков в три пальца шириной)
  7. Что означала одна серьга в левом ухе? (Единственный сын у матери)
  8. Что относилось к казачьей «справе»? ( «справа» - форменная одежда, конь и оружие)
  9. Где хранили вещи казаки и казачки? (Сундук)
  10. Чем был украшен красный угол в избе? (Иконами и расшитым полотенцем)
  11. Первый товарищ казака?  (Конь)
  12. Оберег казаков?(Подкова)

4. Станция . «Распредели обязанности».

Задание  зачитываются обязанности, вы должны показать фигурку казака или казачки, определить  чья  этообязанность.

Кто охраняет любимую Родину?(казак)

Кто ведёт домашнее хозяйство?(казачка)

Кто пашет и засевает широкие  поля?(казак)

Кто поёт своим детям колыбельные песни?(казачка)

Кто готовит вкусные обеды?(казачка)

Кто ухаживает за лошадьми?(казак)

Кто печёт вкусный каравай?(казачка)

Кто обучает езде на коне казачонка? (казак)

5. Станция . «Помоги  казачке подобрать заплатку для коврика»

Задание: подобрать заплатку.

Подведение итогов. Награждение.

https://i.pinimg.com/736x/f5/07/0d/f5070d8a8dd48a6bff239a900fb2e636--montessori-activities-parenting.jpg

6. Станция «Перечисли качества казака»

Задание: перечислить качества казаков.

(Смелый,ловкий,лихой,удалый,трудолюбивый,храбрый,гостеприимный,ответственный)

7. Станция «Собери картинку»

Задание :из  фрагментов собрать картинку и пояснить , что изображено на картинке.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/097d/000f4bbc-8bea82aa/2/img1.jpg

                                       Использованная литература:

  1. Бахметьева Е.А. Забайкалье в XVII-XVIII в.в./ Учебное пособие для учащихся средних общеобразовательных школ. Чита, 2002 г.
  1. Карпова М.М. Казачество: история и материальная культура. Чита, 2009
  2. Карпова М.М.Казачество: духовная культура .Чита, 2009
  3. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта/Книга для чтения в общеобразовательных учреждениях. М: «Русское слово» 1998 г.
  4. А.В.Константинов.,Н.Н.Константинова.История Забайкалья (с древнейших времен до1917года).Ч.:2002
  5. В.С.Левашов. Сборник песен Забайкальского казачьего войска.Чита, 2009.
  6. Н.Смирнов.Забайкальское казачество.М.:Вече,2008
  7. Интернет –ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Обувь.Одежда и головные уборы."

Рекомендую проводить в конце изучения данного тематического цикла....

Методическая разработка по развитию речи "Дизайнеры одежды"

Развивающие:-развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания;-развитие мелкой моторики;-развитие внимания, наблюдательности, фантазии.Воспитательные:-воспитывать желание работать сообща;-восп...

Методические разработки "Жизнь,традиции и обряды Кубанских казаков"

quot;Человек  без Родины,что соловей  без песни"...

Методическая разработка - Проект "Путешествие в мир одежды"

Цель: Развитие познавательной активности, воображения и творческих способностей детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Формы работы:Беседа «Как пришла одежда»Ознакомление с...

Методическая разработка по теме: "Зимняя одежда"

Методическая разработка содержит материалы для знакомства детей  с одеждой, которую используют в холодное время года....

Презентация по методической разработке: дидактический коврик "Жили-были в деревеньке"

Описание эффектов, достигаемых при использовании                                          ...

Методическая разработка конспект НОД "Узоры на одежде"

Методическая разработка представлена для воспитателей и родителей ....