Методические разработки "Жизнь,традиции и обряды Кубанских казаков"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Дорошкова Анжела Николаевна

"Человек  без Родины,что соловей  без песни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_kubani.docx58.93 КБ

Предварительный просмотр:

ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ,

ЧТО СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ!!!

ЗДЕСЬ ГРАНИЦУ ДЕРЖАТЬ,
ЗАЩИЩАТЬ ОТ ВРАГОВ.
И ПШЕНИЦУ САЖАТЬ,
И РАСТИТЬ КАЗАКОВ.
Иван   Варавва

Методические разработки

«Жизнь, традиции и обряды Кубанских казаков»

Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, любимый уголок земли – наша малая Родина.

Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Здесь, на Кубани, живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла.

Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Здесь, на Кубани, живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях.

К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте,  это тоже наша малая Родина.

 Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых преселенцев-казаков, приемникам их традиций.

Основы отношения  к миру вообще формируются в ребенке постепенно, ближе и понятнее  ребенку любовь к своим близким, к родным местам, позже эти чувства перерастут в любовь к Родине.

Богата наша Кубань традициями народного творчества. Частью этого богатства являются пословицы и поговорки. В них можно найти взгляд на правду и ложь. На быт и труд. В них отразилась поэтическая история народа.

                                        Конспекты  занятий

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ N 1 в подготовительной группе

Тема:«Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков»


Цели и задачи:Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению.
Материалы:Макет казачьей хаты, подворья. Альбомы с открытками, иллюстрации с изображением жилья на Кубани, карта Карасунского Кута с крепостью, колесо.
Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций  «Жизнь первых переселенцев на Кубани»,  альбома с открытками, схемы Карасунского кута, знакомство детей  с особенностями повседневной жизни и труда казаков.
Ход занятия:
Звучит кубанская народная песня. Под музыку дети подходят к кубанскому уголку,  рассматривают макеты крепости, хаты, подворья, иллюстрации.
Воспитатель предлагает сесть.
Воспитатель:
Ребята, в начале нашего  путешествия вы слышали звуки музыки, звучала  красивая песня. А вы знаете, чья это песня, кто её сложил?
Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.
Воспитатель:
А кто еще поет  казачьи песни?
Дети: Народ.
Воспитатель: Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории народа. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время  в далекое прошлое Кубани, 200 лет назад.
Давайте вспомним, что означает слово  «казак».
Дети: «Казак» –  означает «вольный человек». Так называли свободных людей,  которые  прибыли на Кубань охранять  границы  от неприятелей  и были на службе у царицы Екатерины II.
Воспитатель:  Самые первые казаки это были люди беглые, порвавшие со своей средой и поселившиеся на окраинных землях. Позже они  поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы.  Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота  Императрицы Екатерины  II. Как вы думаете,  для чего царица подарила казакам землю?
Дети: за верную службу и для охраны южных границ.
Воспитатель:  Кто возглавил казачье войско и первым отправился в путь для освоения земель?
Дети: Атаман ЗахарияЧепега.
Воспитатель: Что сказал Атаман казакам?
Дети: Он сказал: «Здесь граду быть».
Воспитатель:  Слово «град»  означает город. Как казаки начали строить город.
Дети:  Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления (показывают на макете).
Воспитатель: 
«Здесь границу держать,
Защищать от врагов.
И пшеницу сажать,
И растить казаков».
Я вам прочитала стихотворение Ивана Вараввы  для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?
Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.
Воспитатель: Чем покрывали крышу?
Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.
Воспитатель:  Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень  много.  Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ иллюстраций). Так и стали казаки  жить на Кубани.  А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?
Дети: Они сажали  сады, сеяли хлеб, разводили скот.
Воспитатель:  Какое занятие для казаков было самым главным?
Дети: Они охраняли южные границы России от врагов.
Воспитатель:  Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы  сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Перетяжка» (проводится физкультминутка).
Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.
Воспитатель:  У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.
А теперь продолжим. Посмотрите на картинку. Как строили дома казаки?
Дети: Казаки строили дома все вмести, помогали друг другу.
Воспитатель:  Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве,  вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.
Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете?
 Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.
Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?
Дети:  В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.
Воспитатель:  Казаки очень много строили. После переселения был основан град (город) Екатеринодар. Он был так назван в честь царицы, подарившей  эти земли казакам. Хаты свои казаки называли курени. Со временем этим словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы. Многие станицы до сих пор сохранили свои названия. Кореновская, Динская, Пашковская. Когда закончились войны,  казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и войсковой град Екатеринодар стал обычным городом, стал расти и развиваться.
 Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много интересного. Интересное получилось у нас путешествие в прошлое. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее.  А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познать историю своего народа.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ N 2 в подготовительной группе

Тема:«Ознакомление с символикой: гербом, гимном, флагом Краснодарского края»

Цели и задачи: Познакомить детей с символикой Краснодарского края: гимном, гербом, флагом, воспитывать  патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину.
Материалы: Изображение герба, флага Кубани, гимн Кубани  стихи и фонограмма.
Предварительная работа: Беседа о гимне и гербе Кубани с показом иллюстраций, чтение стихотворения З.Александровой «Родина». Ознакомление, чтение и прослушивание гимна Кубани.
Ход занятия:
На столе лежат картины с изображением герба и флага Кубани. Дети слушают фонограмму гимна стоя. По окончании воспитатель предлагает детям сесть.
Воспитатель:
«Родина»
Если скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Тополь толстый у ворот,
У реки береза-скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной кубанский двор,
Или степь от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
 
З.Александрова
О чем говорится в  этом стихотворении?
Дети: Это стихотворение о Родине, о доме.
Воспитатель: правильно, это стихотворение так и называется «Родина». Как вы понимаете слово Родина,  и что она для вас значит?
Дети: Родина – это дом, где мы живем, где живут наши папа и мама. Это наш детский сад, куда мы приходим каждый день. Родина – это наш город, где мы с вами живем.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Родина –  это мама, родной дом, улица, наш край, где у нас много друзей. Если нам плохо, мы идем к маме за помощью, если мы далеко от дома, мы скучаем, нам хочется скорее вернуться домой.  Наша любимая маленькая Родина – это Кубань, а большая, великая Родина – это Россия. Мы должны гордиться тем, что живем в такой большой, замечательной стране, как Россия. А кто скажет, как называется наш край?
Дети: Краснодарский край.
Воспитатель: А город,  в котором мы живем?
Дети: Мы живем в городе Краснодаре. Это главный город нашего края, его столица.
Воспитатель:  А как в старину назывался наш край и его столица.
Дети:  Кубань, Екатеринодар.
Воспитатель: Вы знаете, ребята, что у каждой страны есть свои знаки – символы государства. Кто вспомнит и назовет их.
Дети: Флаг, герб, гимн.
Воспитатель:  Правильно, есть они и у Кубани.
Воспитатель предлагает детям подойти к столу, взять флаг в руки, поднять, чтобы все видели.
Из каких частей  состоит флаг? Правильно, из древка и полотнища. А что вы видите на полотнище?
Дети: На полотнище есть три разноцветные полоски.
Воспитатель:   Назовите, пожалуйста, цвета.
Дети: Синий, малиновый, зеленый.
Воспитатель:  Что означает и напоминает синий цвет?
Дети: Цвет моря, неба, речки.
Воспитатель:  О чем говорит малиновый цвет?
Дети: Цвет солнца, когда оно всходит и заходит.
Воспитатель:  А зеленый цвет?
Дети: Зеленый – цвет травы, леса, поля.
Воспитатель:  Молодцы, ребята. Вы все правильно назвали и ответили.
А сейчас мы отдохнем
В руки карточки возьмем.
Проведем небольшую физкультминутку.
Игра «Что перепутал художник».
Воспитатель:  К нам пришел художник и принес три картины, на которых нарисованы флаги. Посмотрите, пожалуйста,  внимательно и скажите, что перепутал художник.
Дети находят ошибки и указывают на правильное изображение флага.
Воспитатель:  Молодцы, вы очень наблюдательны. А  кто из вас запомнил, какую торжественную музыку мы с вами слушали  в начале занятия?
Дети: Мы слушали Гимн Кубани.
Воспитатель:  Вы правильно сделали, что слушали гимн стоя,  так мы показываем свое уважение к нашей Родине.
Я вам сейчас прочитаю отрывок из нашего гимна.
«Ты Кубань, ты наша Родина,
Вековой наш богатырь.
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдаль и вширь.
О тебе здесь вспоминаючи,
Как о матери родной,
На врага, на басурманина,
Мы пойдем на смертный бой.
О тебе здесь вспоминаючи,
За тебя ль не постоять,
За твою ли славу старую
Жизнь свою ли не отдать.
Мы,  как дань свою покорную
От прославленных знамен
Шлем тебе, Кубань родимая,
До сырой земли поклон».
Гимн был написан в годы войны. Вы слышали,  с какой любовью воспевается наша Родина. Её сравнивают с богатырем. А Кубань-река – многоводная и раздольная. За вот эту то родную землю и не жалели своей жизни казаки, идя на бой, за свою Родину они готовы были погибнуть. На бой они шли со знаменами, а знамена были красного цвета, цвета крови. В память о героях-казаках, которые не жалея себя защищали свой дом, свою землю сложен этот гимн.  Славные воины не склонились перед врагом, а кланяются до земли своей Отчизне. Мы с вами  сохраним память о героях и будем также крепко любить свой родной край, гордиться своей Родиной.
А теперь посмотрите на третий символ – самый главный. Это герб.
Воспитатель показывает изображения двух гербов и предлагает детям выбрать герб Краснодарского края.
Дети выбирают герб и говорят о том, что это современный герб.
Воспитатель:  Что означает крепость на шиите?
Дети: Это означает, что казаки защищали  границы.
Воспитатель:  А почему щит окружают знамена?
Дети: Знамена казаки получили за верную службу Отечеству и отвагу.
Воспитатель:  Вы видите в середине две буквы РФ. Это означает, что наш край входит в состав Российской Федерации — России. Я вам покажу ещё один герб – это первый герб, который появился на Кубани – герб Екатеринодара. Щит окружают звезды, их 14 – по  количеству станиц, окружающих Екатеринодар. Щит разделен на четыре части. На верхней части щита – орел – символ  Российской Империи, внизу – знамена, заслуга казаков. В середине щита – золотая корона – покровительство царицы. По бокам с двух сторон – два казака. Сейчас такие гербы не изготавливаются. Вот вы и увидели разницу между старинным и современным гербом. А где сегодня вы видели изображение герба, флаг Кубани?
Дети: На документах, на деньгах, на зданиях города, на стенде в детском саду.
Воспитатель:  Правильно, молодцы. Теперь, когда вы узнали столько нового, вы, увидев где-то флаги или герб, сможете рассказать об  их  значении и  изображенных на них элементах.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ N 3 в подготовительной группе

Тема: «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»

Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный  интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.
Материалы: Куклы в национальной одежде – казак и казачка, макет хаты, кубанского подворья, старинные фотографии.
Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в казацких семьях детей. Ознакомление и заучивание пословиц и поговорок.
Ход занятия:
Под фонограмму народной песни «Распрягайте, хлопцы, кони…»  дети заходят в группу, садятся.
Воспитатель:    Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети:   казаки.
Воспитатель:    Правильно, песню эту поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки, первыми поселившиеся на Кубани,  умели храбро воевать и жить честно, были смелые,  бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семе соблюдались традиции и обычаи.
Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки  с детства?
Дети:   С уважением относится к старшим.
Уважать мать, сестру, жену. 
Надо быть честным и скромным.
Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими. 
Защищать  от врагов свою Родину.
Воспитатель:   Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих  семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении  к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Как на Кубани обращались к отцу и матери?
Дети:   К отцу и матери обращались только на Вы.
Воспитатель:    Обычай уважения и почитания старших по возрасту требовал выполнения особых правил. Кто ответит, что это за правила?
Дети:   При появлении старшего по возрасту все должны были встать.
Если казаки были в форме,  должны были приложить руку к шапке.
Если казак был без формы, то должен снять шапку и поклониться.
Воспитатель:    Что не разрешалось делать в присутствии старших?
Дети:   Не разрешалось сидеть.
Не разрешалось разговаривать, прерывать разговор старших.
Не разрешалось курить.
Воспитатель:   А какие еще правила соблюдали казаки?
Дети:   Нельзя  было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти.
Старым и пожилым людям  младшие должны были уступить дорогу.
Воспитатель:   Молодцы, ребята.  На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни.
Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях  с ранних лет. Во время приема гостей  детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.
Проводится игра «Звонок».
Дети встают в круг, крепко держась за руки. В круг заходят двое детей. У одного в руках колокольчик, у другого – веревочка. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и набросить на него веревочку. Круг не позволяет играющим далеко расходиться.
Воспитатель:    Хорошо размялись. А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.
Дети:   Казак и в беде не плачет.
Где казак, там и слава.
Атамана из плохого казака не получится.
Казак без службы – не казак.
Не тот казак, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
Где враг, там и казак.
Казачий обычай такой: где просторно, тут и спать ложись.
Казак сам себя веселит.
Воспитатель:    Молодцы, ребята! Хорошие пословицы вы  знаете. А знаете ли вы, что казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Однако. Несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме. После долгого похода  казаки всегда возвращались домой с подарками. Кто из вас, ребята, скажет, на чем раньше ездили жители Кубани?
Дети:   Жители Кубани ездили  верхом на лошадях,  а ещё на повозках, на телегах.
Воспитатель:   Так кого же можно назвать верным другом казака?
Дети:    Конь был  верным другом казака.
Воспитатель:   У казаков была  особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки. На скачках выставлялись племенные, отборные кони.  А знаете ли вы пословицы и поговорки о казацких лошадях?
Дети:   Конь казаку – лучший друг.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Без коня казак кругом сирота.
Казак голоден, а конь его сыт.
Воспитатель:   Хорошие пословицы вы знаете, настоящие казацкие.
А  знаете, что главным оружием  у казаков был кинжал.  Покупать кинжал  считалось позором для казака. По обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою.
Всегда возвращаясь из военного похода, уставшие, не выспавшиеся, но полные любви к родным и близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели песни и веселились. Давайте и мы сейчас заведем песню.
Дети поют песню «Ой, да по дороге» (сл.  и  муз.В.Зорькина)  под фонограмму.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ N 4 в подготовительной группе

Тема:«Различные виды  исторических промыслов и ремесел на Кубани»

Цели и задачи:  Познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о народных ремеслах, воспитывать уважение к труду  и людям труда.
Материалы: Иллюстрации, сюжетные картины,  глиняная посуда, вязаные салфетки, рушник, образцы красивых узоров кубанской росписи, деревянные ложки, шкатулка, ступка.
Ход занятия:
Дети под  фонограмму русской народной  песни  «Во кузнице» подходят к кубанскому уголку, рассматривают предметы народных промыслов, иллюстрации. По окончании музыки Воспитатель предлагает детям сесть.
Воспитатель:  Сейчас, ребята, вы очень внимательно рассматривали предметы быта. Я вижу по вашим лицам, что все вы немного удивлены. У нас на кухне такой посуды нет, мы ей не пользуемся.  Но в прошлом наши предки не могли без этих вещей обходиться и поэтому изготавливали их своими руками. На картинках вы тоже могли увидеть предметы народных ремёсел. Народные промыслы и ремесла –  важная часть народной культуры. Издавна кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только  о  её назначении, но и о красоте. Из простых природных материалов:  дерева, камня глины, металла – создавались произведения искусства.
Одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Гончарное ремесло  особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости  залегала хорошая, вязкая глина. Вы знаете уже, что делали из глины?
Дети: Из глины делали посуду.
Из глины делали детские игрушки.
Из глины изготавливали кирпич.
Из глины делали черепицу для крыш.
Воспитатель:  Правильно, ребята, гончарное ремесло было очень распространенным.  Первыми умелыми мастерами-гончарами стали Иван  Шестидесятый и Никифор Гончар. Давайте назовем  предметы посуды, которые делали гончары.
Дети:  Миски, кувшины, макитры, махотки, чугунок, глэчик.
Воспитатель:  Молодцы, много знаете старинных названий.  В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда.  А можете назвать какая посуда для чего предназначалась?
Дети: В чугунке варили картошку, кашу, щи.
В кувшин набирали и пили из него воду.
В глэчике держали сметану, варенье, молоко.
В макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок.
Воспитатель:  А знаете ли вы, что особенное место среди глиняной посуды  занимал кувшин?
Дети:  Да,  если в  сильную жару вода в кувшине оставалась прохладной, значит кувшин дышал.
Воспитатель:  Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось большое умение и навык.  Поэтому настоящих гончаров ценили и уважали среди народа.  А вы как думаете, достойны эти мастера почета?
Дети: Да, конечно.
Воспитатель:  А я думаю, что вы достойны похвалы, вы так много знаете; если где-либо  встретите глиняную посуду, то сможете  её назвать и рассказать  о том,  как она использовалась.
А теперь посмотрите, что тут у меня.
(Достаю из шкатулки салфетки с вышивкой и кружева, показываю детям). Ребята, мы с вами уже много говорила о Том, как жили в старину у нас на Кубани, как  отдыхали, как трудились. Скажите, а чем зимой занимались кубанские женщины?
Дети: Они вышивали, вязали, шили.
Воспитатель: Зимними вечерами люди занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. А почему все это они делали зимой?
Дети: Потому, что летом, весной и осенью у них было много другой работы.
Люди  трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб,  это занимало все их время. А зимой они такой работы не делали.
Воспитатель: (Показываю скатерть, рушник, фартук с вышивкой).  Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть, а каково её старинное название?
Дети:  Настольник, её клали на стол.
Воспитатель: А как на Кубани называли полотенце? (Показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой).
Дети: Рушник.
Воспитатель: Какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы?
Дети:  Они вышивали птиц, цветы, животных. Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой.
Воспитатель: Какие цвета они использовали?
Дети: Красный и черный.
Воспитатель: Вышитыми рушниками  украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. А ещё с наступлением весны  девушки выходили с рушниками на улицу встречать весну. Это старинный обряд.  Женщины же пекли «жаворонков»  или «пташек», которых раздавали детям. Дети ели эти угощения, радовались приходу весны, играли в игры. Вот и мы сейчас тоже с вами поиграем.
Игра «Кружева».
Играющие выбирают двух водящих. Один – «челнок», другой  – «ткач». Остальные дети встают парами, образуя круг. Пары берут друг друга за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у первой пары, а «ткач»  – у второй . «Челнок»  по сигналу начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если  «ткач» догонит «челнок» прежде, чем он добежит до конца круга, то он становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих.
Воспитатель:  Одним из важных промыслов было ткачество. Ткали материал для одежды и для украшения жилища. В казацких семьях уже с 7-9 лет девочек приучали к ткачеству, прядению.  Ребята, а вот еще один промысел. В быту казаки часто использовали плетеные изделия. А вот из какого материала плели  изделия и как они назывались?
Дети:  Плели из камыша, тальника, тростника.
Мастерили столы, стулья.
Делали корзины, лукошки, кузова.
Изготавливали плетень.
Воспитатель:  До сих пор плетеные изделия очень популярны, потому что красивы и удобны. В магазинах и на рынках Краснодара можно найти и купить изделия на любой вкус – мебель, хлебницы, этажерки, шкатулки, настенные панно.
Ребята, а еще какое-нибудь ремесло вы вспомните?
Дети: Казаки занимались кузнечным делом.
Воспитатель:  Это было одним из самых любимых и уважаемых ремесел среди казаков. Что ковали кузнецы?
Дети:   Кузнецы ковали  орудия труда, оружие, а ещё красивые решетки, крылечки,  делали подковы лошадям.
Воспитатель:  Из какого материала выполняли  изделия кузнецы?
Дети: Из металла.
Воспитатель:  А в современной жизни мы встречаем кованые изделия?
Дети: Да, перила на лестницах, заборы, спинки на лавочках, решетки в парках.
Воспитатель:  Да, конечно. Металл – это  очень прочный и крепкий материал, поэтому делать такие изделия нелегко. Этому надо долго учиться, быть сильным, выносливым  и любить свою работу.  А теперь представьте, что вы тоже немного научились  кузнечному ремеслу.  Вставайте, поиграйте в игру «Кузнецы».
Игра «Кузнецы».
Дети, стоя в кругу, говорят считалку:
«Конь ретивый, долгогривый
Скачет полем, скачет нивой.
Кто того коня поймает,
С нами в салочки играет».
По считалке выбирается «кузнец». Остальные  – «жеребцы».  Они подходят к «кузнецу» и говорят:
«Эй, кузнец-молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять».
«Кузнец» отвечает:
«Отчего не подковать?
Вот – гвоздь, вот – подкова.
Раз-два  – и готово!»
«Жеребца на слове «готово» убегают, а «кузнец» их ловит.
Воспитатель:  Ребята, мы узнали много нового и интересного о том, как жили люди в старину, чем занимались. Я надеюсь, что в дальнейшей вашей жизни вы будете проявлять такой же интерес к истории своего народа. Потому что без  корней нет и ветвей, а без истории нет и будущего.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ N5  в подготовительной группе

Тема: «Национальная одежда  кубанского казака и  казачки»


Цели и задачи: Продолжать углублять знания детей о кубанской одежде, её назначении, названии, разных её частях.  Развивать интерес у детей  к национальным костюмам, кубанскому орнаменту. Воспитывать желание следовать старинным  народным традициям.
Материалы: Куклы в национальных костюмах: казак и казачка, иллюстрации, детские казачьи костюмы.
Ход занятия:         
Звучит фонограмма народной мелодии «Камаринская».  Двое детей – мальчик и девочка, одетые в кубанские костюмы заходят в группу.
Воспитатель:  Здравствуйте, гости дорогие,  милости просим, заходите, присаживайтесь.
Гости здороваются с детьми и садятся.
Воспитатель:  Ребята, я пригласила  наших гостей и попросила, чтобы они пришли в  кубанских костюмах, для того, чтобы вы увидели, как одевались раньше люди на Кубани.
Национальная кубанская одежда очень древняя. Казачий костюм  складывался веками. В первую очередь это относится к штанам. Они называются шаровары. Прошло очень много лет, но ничего не изменилось. Это такие же широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь. Конные казаки носили синие шаровары и кафтан красного цвета. Но была и другая форма костюма казаков. Какая?
Дети: Еще казаки носили черкеску черного цвета и шаровары, башлык.
Воспитатель: Что такое  башлык?
Дети: Теплая накидка с двумя длинными концами.
Дети: Зимой казаки сверху одевали бурку.
Дети: Рукава были с широкими отворотами.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на нашего гостя-казачка. Что вы видите у него на груди?
Дети: На груди у него газыри.
Воспитатель: Что такое газыри?
Дети: Газыри – это кармашки для патронов.
Воспитатель:  Ребята, посмотрите на эту картинку, чего не хватает  в костюме этого казака.
Дети: На голове носили шапку.
На ногах у казака должны быть сапоги.
Кинжал и сабля вешались к поясу казака.
Воспитатель: Что-то вы еще пропустили.
Дети: Капюшон-бешмет.
Воспитатель: В казачьих семьях глава  семьи  –  казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное  – охраняет границу от врагов. Настоящие казаки одевались в полный комплект, при них были обязательно конь и оружие. Во время первой мировой войны традиционная казачья форма изменилась. Черкесску и бешмет заменили на гимнастерку, а шапку – на фуражку. Прежняя казачья форма осталась как парадная, то есть её надевали по праздникам.
А сейчас поиграем, а заодно и проверим как вы знаете части костюма казака.
Берите по карточке
(на карточках  нарисованы куклы в казачьих костюмах). Кто из вас назовет больше  деталей одежды, тот и выиграет.
Воспитатель:  А теперь посмотрите на нашу нарядную гостью – казачку. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски.
Женский казачий костюм сложился на Кубани в конце 19 века. Женская казачья одежда, даже повседневная,  шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной  одежда  казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.
Изготовление кубанского национального костюма связано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетением кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды.  Ребята, кто скажет из чего состоял женский костюм?
Дети:  Костюм состоял из юбки и кофты.
Воспитатель: Из какого материала шили одежду?
Дети: Одежду шили из ситца, шелка, бархата.
Воспитатель: Какие детали  украшали одежду?
Дети: Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили  шить пышными.
Воспитатель: Как украшали кофты, блузки?
Дети: Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.
Воспитатель:  Как в праздники одевались казачки?
Дети: На праздники казачки одевали самые нарядные свои костюмы из ситца, шелка, бархата.
На голову надевали красивые платки
На ноги надевали полусапожки.
Украшали шею бусами и монистами, украшениями из янтаря.
Воспитатель: Какую прическу носили казачки?
Дети: Молодые девушки носили  косу и вплетали в неё разноцветные ленты.
Женщины заплетали волосы вокруг головы.
Воспитатель:  Вы все правильно сказали. Хочу только добавить, что зимой женщины-казачки одевали стеганую «кохту» с глубоким запахом. Это было очень удобно, можно было выносить ребенка на улицу, не заворачивая его в одеяло. На ноги  зимой одевали валенки. Какой костюм считался самым красивым?
Дети: Костюм молодых женщин и невест.
Воспитатель: Как украшались рукава рубах?
Дети: Рукава  украшались  кубанским орнаментом, вышивкой.
Воспитатель: Здесь на столе разложены картинки с орнаментами. Покажите, какие рисунки вышивали.
Дети выбирают рисунки с геометрическим и растительным орнаментом.
Воспитатель: Правильно, ребята.  А ещё все  женщины носили кружевные платки,  без них нельзя было появляться на люди. Так же как казаку нельзя было ходить без фуражки или шапки. Дети часто донашивали старую одежду, оставшуюся от старших  братьев и сестер, так как семьи были большими,  и детей было много.  Но  жили все дружно, любили веселиться, Как проводили праздники  кубанские женщины?
Дети: Женщины надевали самые нарядные свои одежды, украшения, пели песни, частушки, водили хороводы.
Воспитатель:  В наше время такую одежду не носят,  одевают  современные вещи. Но кубанские народные костюмы достались нам в наследство от предков, они продолжают жить, как живы до сих пор предметы кубанских народных ремёсел. В нашем крае постоянно проводятся праздники, фестивали. Народные песни и танцы исполняют артисты, одетые в национальные одежды. В музеях бережно хранятся костюмы, которые изготовили старые мастера и они уцелели  до наших дней.  И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками. А иногда,  по особым праздникам  можем и пощеголять в кубанских казачьих костюмах, как настоящие казаки и казачки.

       

                  КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ N 6  в подготовительной группе.

         

                      Тема: «Обрядовые праздники. Масленица на Кубани»

Цели и задачи: Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенностями времен года. Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков.
Материалы: Картонные блины, чучело Масленицы, макет птицы, канат, бубны.
Предварительная работа: Выучить стихи по масленичную неделю, провести беседу о праздновании Масленицы, выучить заклички, песню «Ой, блины, блины», разучить игры.
Ход занятия:         
Группа украшена лентами, шарами, флажками. Звучит русская народная музыка (фонограмма). Выбегают скоморохи.
1 ребенок:
Эй, веселей, собирайся народ.
Масленица в гости идет.
Спешите, спешите
И друзей с собой берите.
2 ребенок:
Тары-бары, тары-бары.
Выходите во дворы.
Будем пляски начинать,
Будем масленку встречать!
Воспитатель:  Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем провожать зиму, и встречать долгожданную весну. С давних времен Масленица – самый веселый праздник. Отмечают её в конце зимы и празднуют целую неделю. В старину наши прабабушки и прадедушки встречали её веселыми гуляньями.
Давайте вспомним, как её встречали, закликали.
1 ребенок:
Приходите в гости к нам
Ко горячим, ко блинам.
Масленка, масленка широкая.
2 ребенок:
А вот масленица во двор въезжает,
Её девушки встречают.
3 ребенок:
Едет масленица молодая,
Гостья наша дорогая.
4 ребенок:
На саночках расписных,
На конях вороных.
Воспитатель выносит чучело масленицы на середину группы, дети подходят все к ней и говорят.
Дети:
Масленица-раскрасавица,
Встречаем тебя хорошенько
С блинами, караваями и варениками.
Воспитатель:  Как вы хорошо и приветливо встретили Масленицу, а хоровод вокруг неё заведем?
Дети водят хоровод вокруг Масленицы.
А мы Масленицу повстречали,
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Маслом гору поливали,
Поливали, поливали!
Воспитатель: Во время Масленицы  народ веселился целую неделю. Кто может, ребята, подсказать, сколько это дней?
Дети: 7 дней.
Первый день – понедельник.
Второй день – вторник.
Третий день – среда.
Четвертый день – четверг.
Пятый день – пятница.
Шестой день – суббота.
Седьмой день – воскресенье.
Воспитатель: Как хорошо вы знаете и называете все дни недели. А чем же отличались эти дни на Масленицу?
1 ребенок:
Я понедельник – ВСТРЕЧА.
Встречаем тебя хорошенько,
Погости у нас недельку.
2 ребенок:
Я вторник – ЗАИГРЫШ.
Приезжай к нам Масленица в гости
На горках кататься,  да в блинах поваляться.
3 ребенок:
Я среда – ЛАКОМКА.
Как на масляной неделе
Из трубы блины летели.
И сыр, и творог –
Все летело под порог!
4 ребенок:
Я четверг – РАЗГУЛЯЙ.
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся.
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Дети поют песню под фонограмму «Ой, блины, блины!»
Воспитатель: А вы знаете ребята, что в старину девушки не только умели печь блины, но и могли с ними играть. Посмотрим, не уступят ли наши девочки им в ловкости и сноровке.
Проводится игра «Пронеси блин на голове».
Воспитатель:
Чтобы зимушку прогнать,
Надо силой обладать.
Сейчас наши мальчики покажут, какие они сильные, да ловкие. И тогда мы сможем и зиму прогнать, и снег растопить, и ручейки весенние разбудить. А ну-ка, мальчики, покажите свою силу и ловкость.
Проводится игра «Кто кого перетянет».
Воспитатель: Посмотрите на наших мальчиков. Какие они удальцы-молодцы!
Но пора бы уже вспомнить про пятый день недели.
5 ребенок:
Я пятница – «ТЁЩИН ВЕЧЕРОК»
Подай-ка блинок!
Ну-ка тёща, не скупись,
И блиночком поделись.
6 ребенок:
А я суббота – ПРОВОДЫ.
На пенечек села, оладушек съела.
Другим закусила,
Домой потрусила.
Воспитатель:  А еще в народе шестой день Масленицы называют «золовкины посиделки». Ну а каков последний день недели?
7 ребенок:
Я воскресенье – даю всем ПРОЩЕНЬЕ.
Масленица-плутовка,
Обманула очень ловко.
Обманула, провела,
Нагуляться не дала.
Воспитатель: В народе говорят : воскресенье – прощенный день. В этот день все должны попросить друг у друга прощенье, за вольные или невольные обиды. А еще обменяться подарками, конфетами, пряниками, да баранками.
Вот и закончилась масленичная неделя. Зима уже к концу подходит, а весны ещё не видно. Надо бы её позвать, позакликать.
Дети хором говорят закличку, передавая макет птицы друг другу.
Уж ты пташечка залетная,
Ты слетай за сине море,
Принеси ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето!
Воспитатель: Ребята, давайте я позову весну-красну, может быть она скорее нас услышит.
Весна, весна, приходи,
Солнышком нам посвети
На темные лесочки, на серые борочки,
На речку, на поле, на синее море,
На зеленый огород и на весь народ.
1 ребенок: Смотрите,  весна к нам идет.
Входит Весна.
Воспитатель:
Здравствуй, матушка Весна!
Ты на чем к нам пришла?
Весна:
На кнутике, на хомутике, на пшеничном колоске. Рады, дети, вы весне?
Воспитатель:
 Рады мы тебе, Весна.
Тебя ждали, поджидали,
Пташек к тебе посылали.
Будь желанной гостьей нашей.
Мы тебе споем и спляшем.
Дети поют песню хороводную «Ходит матушка Весна».
Воспитатель:  Ну вот и пришла долгожданная весна, а теперь надо нам Масленицу проводить, чтобы в следующем году она опять к нам в гости приехала. Берите в руки бубны, провожайте Масленицу.
Дети с бубнами ходят вокруг Масленицы и говорят:
Масленица, ты прощай,
Через год ты приезжай.
Воспитатель: Вот и пришел конец холодам! До свиданья, зима, здравствуй, красавица-весна! Прощай Масленица!

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ N7 в подготовительной группе

Тема: «Хлеб – всему голова»


Цели и задачи: Воспитывать чувство уважения к труженикам Кубани, прививать чувство  гордости  за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов.
Материалы: колосья пшеницы, альбомы с картинками, муляжи хлебных изделий, изготовленные из соленого теста.
Предварительная работа: рассказ и беседа воспитателя о появлении земледелия на Кубани, о том, что хлеб являлся основой питания. Разучивание стихотворений и пословиц о хлебе. Рассматривание картины  «Уборка урожая».
Ход занятия:
Воспитатель заходит в группу с караваем на рушнике. Звучит фонограмма   кубанской народной  песни «Хлеб всему голова».
Воспитатель:           
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился.
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
И пришел на стол к нам хлебом.
Вот и я, ребята, пришла не с пустыми руками, принесла каравай. Сегодня мы с вами поговорим и вспомним, какой долгий путь проделал хлеб, чтобы в наше время оказаться на наших столах.
Я начала со стихотворения, о чем в нем говорилось?
Дети:  О хлебе.
Воспитатель: Правильно,  о хлебе. Ведь хлеб – это наше богатство, богатство нашего края. Как еще называют наш край?
Дети: Наш край называют ещё Кубанью.
Воспитатель: Вы, наверное, слышали, и не один раз, от взрослых, что Кубань называют хлебосольной, как вы думаете, почему?
Дети:  На наших полях выращивают много пшеницы.
И у нас много хлеба на Кубани.
Когда приходят гости, мы с радостью их встречаем, угощаем, поэтому Кубань называют хлебосольной.
Воспитатель: Правильно, дорогих гостей встречали в старину хлебом да солью. Поэтому и появилось слово «хлебосольный». Помните, это слово встречалось нам в стихотворении?
Дети:
Здравствуй, наша Кубань,
Тополиный край.
Хлебом да солью,
Светлой любовью
В гости друзей встречай.
Воспитатель: Хорошо причитали, молодцы! Скажите, пожалуйста, как называют людей, которые выращивают хлеб.
Дети: Хлеборобы.
Воспитатель: Много лет назад главным хозяйством кубанцев было возделывание земли. Хлеб был основным питанием. Без него было не прожить. Хлеб пекли из теста на дрожжах, а дрожжи готовили сами из хмеля, очень распространенного растения. Хлеб пекли в печи, на чисто выметенном печном полу, позже стали выпекать в формах. Тяжелым занятием было выращивание хлеба. При помощи сохи казаки пахали землю, помогала лошадь. (Показ иллюстрации).Затем бороной боронили – ровняли землю, затем сеяли хлебные зерна. Сеятель надевал  большое лукошко с ремнем через плечо, в лукошко насыпал зерно и вручную разбрасывал зерна в землю по сторонам. Отличается этот способ от современного? Как в наше время сеют хлеб?
Дети: Вначале трактор плугами  вспахивает поле.
Воспитатель:  Покажите это на картинке.
Дети показывают.
Воспитатель: А кто управляет трактором?
Дети: Трактором управляет тракторист.
Воспитатель:  А потом?
Дети: Чтобы земля стала рыхлая, мягкая  трактор её рыхлит бороной.
К тракторам цепляют сеялки, из которых зерна падают в землю, а бороны сверху присыпают зерна землей.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, а как хлеборобы узнают, что пора убирать урожай.
Дети: Урожай созрел тогда, когда колосья стали полные, крепкие, сухие.
Когда пшеница пожелтеет.
Воспитатель: Посмотрите на рисунки. Огромные поля с пшеницей. С чем их можно сравнить?
Дети: Поле огромное, большое как море. Красивое, золотое, переливается, волнуется.
Воспитатель: Сравните две картинки. Как хлеб убирали в старину, и как это делают сейчас.
Дети рассматривают рисунки и отвечают.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в старинную игру «Пахари и жнецы».
Играющие выстраиваются в две шеренги (друг против друга). Одни – «пахари», другие – «жнецы». Первыми начинают «пахари». Они идут шеренгой навстречу «жнецам»  и говорят:
А мы пашенку пахали,
А мы пашенку пахали,
Борозды глубокие,
Полосы широкие.
А вы , жнецы худые,
У вас серпы тупые.
«Жнецы» им отвечают:
А у вас пахарь Сысой,
У него плуг тупой.
Он пашню не пахал, на меже лежал,
да ворон считал.
По окончании этих слов один из «пахарей» выбирает себе пару. Они берутся за руки. «Жнеца» по очереди стараются их разъединить. Если им это удается, то игру начинают «жнецы».
Воспитатель: Пшеница поспела, кто её убирает?
Дети: Комбайны выходят в поле и убирают пшеницу.
Воспитатель: А в старину люди вручную срезали колосья серпом, связывали их в снопы. Тяжелый это был труд. К тому же её еще надо было обмолотить цепями. То есть вытряхнуть зерно из колосьев. Затем пшеницу на телегах отвозили на мельницу, молоть муку. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций). Теперь из комбайна сыпется уже сразу чистая пшеница, а на поле остаются аккуратные валики соломы.  А куда дальше везут убранный урожай.
Дети: Пшеницу везут на элеватор.
Воспитатель: А что такое элеватор?
Дети: на элеваторе очищают пшеницу и превращают в зерно. Еще на элеваторе зерно хранят.
Воспитатель: У нас на Кубани труд хлеборобов с давних времен и до сегодняшних дней  очень почетен.  Каждую осень в столицу нашего края город Краснодар со всех станиц наш губернатор приглашает самых лучших, трудолюбивых хлеборобов, для того чтобы наградить и прославить их. И нам с вами надо ценить их и уважать. Какие вы знаете пословицы о труде, о хлебе?
Дети: Хлеб – всему голова.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Где лодырь ходит – там земля не родит.
Хлеб бросать – силу терять.
Дурной, как сало без хлеба.
Худой обед, когда хлеба нет.
Воспитатель: А стихотворение знаете?
Дети:
Кубань – земля такая,
От края и до края
Омытая морями,
Укрытая лесами,
Пшеничными полями,
Глядится в небеса.

Кубань – земля такая,
От хлеба золотая
Степная сторона.
Гостей она встречает
И песни запевает,
И душу открывает
Прозрачную до дна.
Воспитатель: Замечательные слова поэта Константина Обойщикова. Это его стихотворение «Кубань – земля такая». Такие строки мог сочинить только человек, который беззаветно любит свою Родину, свой край, свой народ, свою землю, на которой раскинулись золотые бескрайние пшеничные поля.
Я думаю, ребята. Что вы после нашей беседы тоже ещё больше будете любить наш край, ценить и уважать людей, которые каждый день прикладывают много сил и здоровья, чтобы вы каждый день кушали вкусный, ароматный хлеб с хрустящей корочкой. А теперь я угощаю всех очень вкусным караваем.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ N 8  в подготовительной группе

Тема: «Кубанский народный фольклор – пословицы, поговорки, песни»


Цели и задачи: Познакомить детей с поговорками и пословицами, научить понимать их смысл. Дать детям понятие  о народном фольклоре, приобщать их к народной культуре.
Материалы: фонограммы народных мелодий, подкова.
Ход занятия:
Воспитатель: Дорогие мои ребята, вот о чем я хотела бы вам сегодня рассказать. Слышали ли вы, как разговаривали друг с другом казаки в старину? Совсем не так, как мы с вами сейчас.
Разговорная кубанская речь – ценный и интересный элемент народной  культуры. Она соединила в себе два языка: русский и украинский. Многие кубанцы без труда переходили в разговоре с одного языка на другой. На вопрос, на каком языке говорят казаки, на русском или на украинском, многие отвечали: «На нашем, на казачьем, на кубанском». По-украински «говорить» –«балакать». Вот и стали кубанский говор  из-за большого количества украинских слов называть «кубанской балачкой».
Еще в речи кубанцев часто употреблялись пословицы и поговорки. Я всегда обращала внимание на то, как они приходились к месту. У пословиц и поговорок, встречающихся на Кубани, есть свои особенности. Наш край заселяли казаки запорожские, донские, крестьяне из разных уголков  России. У всех у них были свои пословицы и поговорки. Среди кубанских пословиц и поговорок есть немало русских, но произносятся они по-разному. Есть и такие, которые одинаковые по смыслу, но разные по звучанию. Какие пословицы и поговорки вы знаете?
Дети: Счастье и труд рядом живут.
Не вырастишь овоща – не сваришь борща.
Кто ленится, тот не ценится.
Не сиди сложа руки, не будет и скуки.
Люди пашут, а он руками машет.
Воспитатель: Пословицы, ребята, это короткие наставления, они учат нас тому, что не надо делать, высмеивают тех, кто неправильно живет, не хочет работать, обманывает. Поговорка – это образное выражение. Вот, например:
«На седьмом небе от счастья», означает «очень, очень рад». Или «пристал как банный лист» – назойливый, надоедливый человек. «В каждую дырку затычка» – навязчивый, любопытный человек. А вы назовете мне поговорки?
Дети: Атаманом артель крепка.
В тесноте, да не в обиде.
Как батько сказал, так и будет.
Какой палец не порежь, всё больно.
За добро добром платят.
Волков бояться – в лес не ходить.
Воспитатель: За пословицами и поговорками, связанными с казачеством, мы видим решительного, волевого, смелого, отважного казака, который живет по законам отцов и дедов. Это воин с головы до ног. Ребята, а чем казак силен и крепок?
Дети: Казак силен и крепок дружбой с конём.
Верный конь казака никогда не подведет.
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Конь казаку – лучший друг.
Со счастьем – на коне, без счастья – под конём.
Казак без седла, что черкес без кинжала.
Воспитатель: А кроме коня, были у казака товарищи?
Дети: Да, казаки были надежными и верными товарищами друг другу. Если у кого-то случится беда, другие казаки сразу придут на помощь.
Воспитатель: А поговорки про это есть?
Дети:Честный правды не боится.
Человек без друзей, как дерево без корней.
Доброе братство – дороже всякого богатства.
Атамана из плохого казака не получится.
Где казак, там и слава.
Встречай хлебом-солью, а провожай добрым словом.
Воспитатель: Как много вы знаете, молодцы. Пословицы и поговорки делают нашу речь меткой, придают ей особую яркость. В пословицах и поговорках отражается жизнь наших отцов, дедов и прадедов.
А теперь, ребята, немного разомнемся, поиграем в
 игру «Передай подкову»
Дети строятся по кругу, звучит музыка, под музыку дети передают друг другу подкову. У кого в руках окажется подкова, когда музыка остановится, тот танцует, или читает стихотворение. Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: А теперь поговорим немного о песнях. Издавна Кубань славилась своими песнями. В них отражалась жизнь казаков в походах, на сборах, песня помогала выражать радость, грусть, тоску по дому, воспевать смелость, отвагу. Любимыми были песни о красоте кубанского края. Песни  кубанцев отличались особой мелодичностью, разнообразием. Не только казаки пели и сочиняли песни. В станицах и хуторах народ сам создавал, придумывал стихи, мелодии. Очень часто создавались частушки, песни, связанные с обрядами, праздниками или обычаями кубанского народа.
Например, на Масленицу обычно «водили козу». Кого-нибудь из взрослых или детей наряжали козой и водили по домам с песней «Ох, ты козушка, ох, ты матушка». На Троицу «водили кукушку» – одну девушку украшали цветами, другую наряжали в мужскую одежду, ряженые плясали на улице, а остальные пели песню «Ой, Дунюшка, любушка». Накануне Рождества ходили по дворам и пели колядки, за что получали подарки. Особенно много и охотно пели на свадьбах. Любимыми песнями были «По Дону гуляет казак молодой», «Распрягайте, хлопцы, коней», «Ой вы сени, мои сени». (По ходу рассказа включаются отрывки фонограмм песен). Вы послушали отрывки из кубанских песен в исполнении Кубанского казачьего хора, под руководством Виктора Захарченко. Правда, очень красиво звучит? А когда кубанские дети пели песни, по какому поводу?
Дети: на Новый год дети ходили по домам, разбрасывали зерно – посевали, пели песни.
Воспитатель: Что выражали эти песни?
Дети: Эти песни выражали радость от того, что был собран хороший урожай, много фруктов, овощей, надежду на новый богатый урожай пшеницы, пожелания здоровья и счастья хозяевам дома.
Воспитатель: Молодцы, правильно рассказали. Любовь кубанцев к песням можно объяснить традицией их предков, запорожских и донских казаков, которые переселились на Кубань, сделали её своей новой Родиной. Рожденные народом песни отражают стремление человека жить в мире, добре, согласии друг с другом, любви. Давайте и мы вместе споем.
Исполняется песня «Ой, да на Кубани».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ N 9  в подготовительной группе

Тема: «Мой край – Кубань моя родная»


Цели и задачи: Обобщать знания детей о развитии  сегодня нашего края, прививать любовь к родному городу, обращать внимание детей на его красоту, учить радоваться новому облику нашей малой родины.
Материалы: фотографии с видами Краснодара, иллюстрации в книгах, книга «Стихи кубанских поэтов»
Ход занятия:
Звучит  раздольная  русская народная песня «Выйду на улицу»
Воспитатель:  Ребята, вы обратили внимание на мелодию песни, какая она разудалая, раздольная, широкая, красивая, такая, как наши кубанские степи, могучая, как наши высокие горы. Мы любим свой край, он особенный. Любовь к своей стране невозможна без любви к истории своего края. Родина, Кубань – эти слова неразрывно связаны друг с другом.
До 19 века Кубань представляла собой нераспаханную степь. Густая, высокая трава наполняла степь ароматом цветов, казалось она ждала, что придет земледелец и начнет пользоваться её плодородными  просторами.  Казаки, прибывшие на Кубань, начали распахивать степь. Земля была очень твердая, плуг и соха с трудом могли её поднять. С годами кропотливого труда распашка земли становилась легче. Важнейшей культурой на Кубани являлась пшеница. А что еще стали сажать вслед за пшеницей?
Дети:  Стали сажать подсолнечник. Вначале его выращивали на семечки, потом  стали давить из него масло. Еще садили кукурузу.
Воспитатель:  Где впервые  на Кубани были посажены первые виноградники?
Дети: Первые виноградники были посажены на Тамани, там подходящая для этого почва.
Воспитатель: Чем еще занимались кубанцы, что выращивали?
Дети: Занимались садоводством, растили черешни, вишни, сливы. А ещё яблоки, груши, персики, абрикосы.
На полях растут картофель, капуста, помидоры, огурцы.
Воспитатель: Ребята, теперь вы, наверное, уже представляете, какова наша необъятная страна, край, где мы живем. Как называется столица Краснодарского края?
Дети: город Краснодар.
Воспитатель: А как называется наша главная река?
Дети: Кубань  –  река.
Воспитатель: Кубань берет свое начало высоко в горах и несет свои воды в Азовское море. Недаром наш край тоже называют Кубанью, как и нашу полноводную широкую реку.
Богат наш край, все у нас растет, зреет и в саду, и поле, и в огороде. Отгадайте, про что я сейчас говорю.
В поле – метелкой,
В мешке – жемчугом. (Веник).

Как во поле, на кургане
Стоят девушки с серьгами. (Овес).

Мала мышка – золотая кубышка. (Просо).

У закутанных девиц ветер волос шевелит. (Кукуруза).

Из земли вырастаю, весь мир одеваю. (Лен).
 
Воспитатель: Загадки вы разгадали, молодцы. А знаете ли вы, что кубанская земля – очень древняя. Она богата плодородной почвой, богата полезными ископаемыми: мрамором, рудой газом. В лесах обитает множество животных. Каких животных вы знаете и можете назвать?
Дети: Кабан, волк, лиса, заяц, белка.
Воспитатель: А в горах живут редкие кавказские зубры и леопарды.  На Кубани есть заповедники, где люди – егери ухаживают и охраняют животных от браконьеров. У водоемов можно встретить ондатру, выдру, енота. А какая рыба водится в наших реках, озерах, лиманах?
Дети: Судак, сом, сазан, карп, карась, щука, толстолобик, тарань.
Воспитатель: Молодцы, рыб знаете как заправские рыболовы.
А теперь пришла пора
Поиграть нам, детвора.
Проводится игра «Кто здесь лишний». На двух столах раскладываются карточки с изображениями различных животных. Два играющих должны выбрать лишних обитателей леса и рек, которые не водятся на Кубани. Кто отложил больше карточек правильно, тот и выигрывает.
Воспитатель: Ребята, мы очень много говорили о нашем прекрасном городе и крае, вы узнали много нового и интересного, познакомились с историей Кубани, теперь вы можете рассказать о нашем городе своим друзьям, знакомым, родителям. Здесь у меня альбомы с фотографиями, давайте полюбуемся видами нашего города Краснодара. Что вы можете сказать?
Дети: Город стал очень красивым, много многоэтажных домов, все они разные.
Стало больше цветов на улицах, фонтанов, зеленых парков и скверов.
Воспитатель: Ребята, наш город по праву считается очень зеленым. Какие деревья у нас растут.
Дети: Липы, тополя, клены, каштаны, орехи, березы, ели, платаны.
Воспитатель: А какое стихотворение вы знаете, расскажите.
Дети:
Зеленые улицы,
Парки и скверы.
Высокое небо,
Кубани прибой.
Цветущие клумбы,
Улыбки, веселье –
Это мой город родной.
Воспитатель:  Ребята, вы каждый день приходите в детский сад. По дороге вы видите, как идет строительство, как растет наш город. За последние годы наш Краснодар  стал ещё лучше, ещё краше, ещё богаче. Люди, которые живут в нашем крае, стараются, чтобы он был самым красивым и чистым. Для этого и нам с вами, его жителям нужно поддерживать чистоту и порядок, не сорить, не бросать и не оставлять мусор в неположенных местах. О городе, как о своем родном доме, нужно заботиться всем: и взрослым, и детям. Ведь  в нашей заботе наша любовь и уважение. Каждый, кто родился и вырос на Кубани,  любит свою Родину, она у каждого из нас лишь одна. Прочитайте, пожалуйста стихотворение о Родине, которое вы знаете.
Дети:
В жизни нам дана
Родина одна.
У меня она –
Вишня у окна.
Здесь моя судьба,
Радость и борьба.
Видно так и быть
Здесь мне век прожить.
До конца дружить,
До конца любить.
Здесь мои друзья,
Здесь моя семья.
Большего не скажешь,
Здесь земля моя.
Воспитатель: Замечательное стихотворение, слова идут  от  самого сердца. И хочется сказать вам, ребята, чтобы и вы также любили свою Родину, свою Кубань, чтобы всегда помнили, что Родина у нас одна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный свадебный обряд

Сценарий свадебного обряда, адаптированный для детей подготовительной группы....

КОНСУЛЬТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К КУБАНСКИМ ТРАДИЦИЯМ, КУЛЬТУРЕ, ОБРЯДАМ НАШИХ ПРЕДКОВ».

         Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую роль в формировании эстетического вкуса человека, духовно-нравственном его становлении, во...

Приобщение детей 2 младшей группы к изучению традиций и обрядов русского народа.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к праздникам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Детство –...

Методический паспорт проекта Цель проекта: • формировать интерес к народным традициям, обрядам, быту посредством знакомства с народной игрушкой - матрёшкой.

Методический паспорт проектаЦель проекта:·        формировать интерес к народным традициям, обрядам, быту посредством знакомства с народной игрушкой - матрёшкой....

«Семейно-бытовые обряды казаков. Обряды, связанные с рождением и крещением ребенка».

Цель:Рассказать  о  семейно- бытовом   обряде в казачестве,  связанном   с рождением и крещением ребенка»....

Выступление с докладом на методическом объединении музыкальных руководителей «Приобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками»

Приобщая детей к Донской музыкальной культуре, мы развиваем у них уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываем добрые отноше...

«ТРОИЦА: ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ» Мастер-класс по изготовлению народной куклы Троица (или Березка) с элементами народных обрядов и игр.

laquo;ТРОИЦА: ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ». Мастер-класс по изготовлению народной куклы Троица (или Березка) с элементами народных обрядов и игр....