«Семейно-бытовые обряды казаков. Обряды, связанные с рождением и крещением ребенка».
занимательные факты (старшая группа)

Ожегова Ирина Владимировна

Цель:

Рассказать  о  семейно- бытовом   обряде в казачестве,  связанном   с рождением и крещением ребенка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obryady_kazakov_s_rozhdeniem.docx82.7 КБ

Предварительный просмотр:

   

   

«Семейно-бытовые обряды казаков.

Обряды, связанные с рождением

и крещением ребенка».

                        http://tradicii.com/wp-content/uploads/2013/11/kreshenie.jpg

 

Цель:

Рассказать  о  семейно- бытовом   обряде в казачестве,  связанном   с рождением и крещением ребенка».

Дети по понятиям казаков - признак «благословения Господня над семьёй». Неимение детей считалось Божьим наказанием.

Семейные казаки проводили дома мало времени. Казачки всю любовь к мужу, который зачастую нёс ратную службу вдали от родного очага, переносили на детей. Существовали многочисленные обряды и суеверия, выражающие материнские тревоги.

Вынашивающая дитя казачка не должна была в праздник крутить гужвы2 или перешагивать через какую-нибудь веревку, что вело, по поверьям, к рождению младенца с кривыми руками или ногами. Запрещалось шить или вязать в церковные праздники. Этим будущая мать могла «зашить» ребенку глаза, и он мог родиться слепым. Беременной казачке, предписывалось внимательно смотреть по сторонам. Считалось, что если мальчик перешагнет казачке через ноги, то могут быть тяжелые роды.

Обязательным было посещение церкви, но и там надо быть настороже. Если беременная казачка присутствовала на похоронах, то из церкви ей нужно было выйти раньше, чем вынесут гроб, чтобы не родить мертвого ребёнка.

Существовало много примет и обычаев, связанных с родами и ограждением новорожденного от сглаза. Казачки всегда рожали дома, время родин скрывали от посторонних. Для облегчения родов развязывались узлы, пояса, расплеталась коса.

Новорожденного до 6 недель старались не показывать посторонним, поэтому видеть его в первые дни могли только родные. Ставни в доме закрывались, пеленки не вывешивались на улицу, а позже их нельзя было оставлять сушиться в ночь. Плохим знаком считалось соприкосновение с черной кошкой, в этом случае пеленки выбрасывались.

Чтобы у ребенка был спокойный и крепкий сон не разрешалось качать пустую люльку, также старались не допустить, чтобы ребенок смотрел в зеркало.

Со дня крещения на ребенке постоянно был крест и пояс.

Крещение новорожденных

Таинству Крещения казаки придавали огромное значение, утверждая, что до этого у младенца нет души, а дети, умершие некрещёными, не явятся на страшный суд.

Перед тем как нести младенца в церковь, его клали в передний угол горницы завернутым в овчинную шубу. При этом говорили: «Определи ему, Господи, талант и счастье, добрый разум, долгие века! И пусть ребенок будет также лохмат  (т.е. богат), как эта шуба!».

После этого бабушка младенца подносила его родителям со словами: «Благословите, родители, принять крещеную веру, как от рождения, так и до крещения, как от крещения, так и до венца, как от венца, так и до конца жизни быть чистым и непорочным».

Путь от родного дома до церкви, в день крещения считался тяжким и опасным делом. По представлению людей нечистые силы расставляют на протяжении всего пути бесчисленные ловушки. Существовало поверье, что если при выходе из дома встретится казак, то ребенок будет счастливым, если казачка

  • несчастным. Если попадется животное - будет богатым, встретится пьяница - будет пьяницей. Если на пути в церковь встретится птица - будет блудником.

Имя ребенку давали по воле родителей, но чаще по имени святого, в день которого младенец родился, «а то ангел плакать будет».

Существовали приметы, связанные с самим обрядом крещения. Если после погружения в святую купель, младенец «поджимался», то верили, что он будет живучим, если вытягивался - жилец будет недолгий.

Когда возвращались из церкви в дом, младенца, обернув овчиной, снова клали в передний угол и повторяли Господу просьбу о милости к младенцу.

Праздновались крестины не очень шумно. Приглашались только родные и самые близкие знакомые. Более обеспеченные казаки приглашали попа. В красном углу садились кум и кума, с ними рядом - священник. Кушанья подавались легкие, в большинстве - закуски, потому что основу стола составляли хмельное и чай.

Важно отметить значимость крестильной рубашки для казака. Такую рубашку шила и дарила крестная. Надевалась она 1 раз - в момент крещения ребёнка, и после этого всю жизнь сохранялась. После смерти человека эта рубаха сжигалась вместе с первой прядью волос и вещами (письмами, нательной одеждой, постелью). Иногда, если казак погибал на службе, в походе, а мать продолжала ждать сына, крестильную рубашку клали матери в гроб.

Обряд стрижки волос

Некоторые обряды были цикличными и имели значительную протяженность во времени. К ним можно отнести ритуальную стрижку мальчика.

Волос в традиционной культуре у многих народов мира имел сакральное значение. Например, в Древней Индии усы носили «кшатрии» - в большинстве своём военное сословие. Таким образом, видно, что усы и борода издревле ассоциируется с мужеством.

В казачьей среде волосы также носили глубинный смысл. Это подтверждает сохранявшийся во всех казачьих землях, древнейший обычай ритуальной стрижки.         Мальчика стригли в первый раз, когда ему исполнялся год3. Годовалого

 Этот обряд описан в древнерусский летописях как великокняжеский. До сих пор остается неизвестен тот факт, где прародина этого обряда, пришел ли он на Русь из степи или в степь от Руси. Возможно, он был общим для всех дружинников

казачонка на женской половине дома усаживали на кошму4, и крестная мать срезала пряди волос, которые потом на протяжении всей жизни сохранялись за именной иконой.

Подстриженного мальчика женщины передавали мужчинам, которые несли его к церкви - там находился неоседланный конь. Казачонка сажали верхом на коня на расстеленный шелковый платок (в который потом заворачивали первые волосы) и гадали, как он будет себя вести, по мельчайшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Схватится за гриву—будет жив; заплачет, повалится с коня — быть убитому. Коня обводили вокруг церкви. Потом отец брал сына на руки, а крестный надевал на них портупею с шашкой.

У ворот родного куреня казаков встречали женщины. Передавая ребенка, казак приговаривал: «Казака принимайтя! Да за ним поглядайтя! Чтобы был не квелый, до всякой работы скорый, чтобы Богу молился да сабле учился! Чтобы малых не забижал, старших уважал, а к родителям был почтительнай...»

Крестная принимала от отца амуницию и передавала крестному со словами: «Возьми, крестный, шашку, нашему казаку еще расти нужно. Сохраняй ее до срока».

Крестный отец, принимая оружие, хранил его и вручал крестнику в семнадцать лет, после того, как «малолетка» приписывали к полку. Он же должен был обучать крестника всем церковным обычаям, но в большей степени всем видам воинского искусства. Считалось, что отец может быть излишне строг и чрезмерно мягок — поскольку это его плоть и кровь, а крестный—духовный отец - будет и строг и справедлив.

Обучение начиналось после праздника первых штанов. Штаны, чаще всего, дарил старший в роду. Это, как правило, были шаровары, без которых обучение верховой езде было невозможно. Мальчика все поздравляли с первыми штанами, и казачонок ими очень гордился.

Наступал этот праздник в зависимости от общего развития мальчика, но, как правило, лет с трех-пяти казачонка уже приучали к верховой езде (трёхлетки уже сами ездили по двору, а пятилетки бесстрашно скакали по улицам, стреляли из лука, играли в бабки, ходили войной).

Вторая ритуальная стрижка - в семь лет. Бритоголовым он шел в первый раз с мужчинами в баню, а затем к первой исповеди. В этот день дома, после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, мальчик собирал постель и переходил из детской в комнату братьев. Старшие братья придирчиво осматривали его одежду, выбрасывая все, что считали излишне теплым и мягким. «Все! - говорили они. - Учись служить! Чай, теперь ты не дитятко, а полказака!»

С этой минуты мальчика могли наказать только мужчины (или, если отец погиб или умер, только мать). Женщины не имели права вмешиваться в его

Кошма - толстая войлочная подстилка из валяной овечьей или верблюжьей шерсти.

воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. «Смотри, говорил отец, - тебе дом и женщины. Доглядай хозяйство».

Таким образом, в десять лет ребенок уже полностью понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и семьи.

Третий раз казака стригли в 19 лет: при зачислении на службу и приведении к присяге. За 1-2 дня перед присягой соблюдался строгий пост. Казак шел с отцом и крёстным в баню, где его стригли наголо, одевали во всё чистое и новое. К присяге он шёл бритоголовым, это означало его расставание с гражданской жизнью и вступление в военную. Теперь главной заботой его и его семьи были «справа» и снаряжение на службу. За два года до призыва на полевую службу он должен был многому научиться, многое собрать и отрастить чуб.

Существует легенда, объясняющая ношение казаками чуба: «у казаков есть закон личной неприкосновенности всякого, кто пришёл просить у них убежища и защиты. У беженца никогда не спрашивали, откуда он, что совершил, даже имени, пока сам не скажет, не пытали. Укрывали, защищали, кормили. Нарушившего закон гостеприимства ждало суровое наказание. Оказывается, многие беженцы были каторжане и их «клеймили»: - выжигали букву, знак на лбу, отрезали ухо, или выбривали половину головы. Посланные за беглецами «сторожа» требовали «свидетельствование всех казаков». Казаки выстраивались в ряд, и присланный чиновник выискивал «беглеца». Вот здесь-то для того, чтобы скрыть в строю преступника и возник обычай прикрывать одно ухо шапкой, а второе ухо и часть лба закрывать чубом.

Надо заметить, что чубы были не у всех. Можно выделить ряд широко известных причесок, которые раньше носили казаки:

  • Казаки-черкасы оставляли хохол по всей гладко выбритой голове - ирокез.
  • Реже встречалась прическа «оселедец» - оставление одной пряди волос на выбритой голове - так ходили только воины, («оселедец» характерен для запорожцев.)
  • Казаки Дона чаще всего стриглись «в скобку» - так, чтобы лицо было обрамлено причёской, как скобой.
  • Казаки-старообрядцы, как правило, стриглись “в скобку”, или “под горшок”, “под арбузну корку”, когда волосы подстригаются в кружок — ровно спереди и сзади.

Наряду с чубом неотъемлемой частью внешнего вида казаков были усы и борода. Казаки не носили обручальных колец - то, что казак женат, показывала борода, неженатые же казаки носили только усы.

Срезанные волосы в древности имели огромную силу, поэтому их тщательно прятали. Закапывали в землю, опасаясь, что волосы попадут к врагу и тот совершит над ним колдовскую порчу.

По древнему обычаю, когда казаки хоронили друга, они бросали в могилу

 Алмазов Б. А. «Казаки»

пряди своих волос, как бы обещая мстить врагу без пощады. Однако, казаки, вырывавшие в знак проклятия пряди волос знали, что мстить смертный грех, и потому считали проклятыми и себя. «Я человек конченный - говорил казак в таких случаях, - и не будет мне покоя ни на том, ни на этом свете».

Обряды, связанные с головным убором.

Папаха и фуражка всегда играли огромную роль в обрядовых действиях казаков. Так, например, если новорожденный был слабым, и его боялись нести в церковь, особенно, если это происходило зимой, требовали, чтобы священник «окрестил шапку». Затем ее надевали на ребенка, и он считался крещенным.

Интересным является обычай, когда казаки заставляли священников венчать невесту с шапкой, в момент венчания символизирующей жениха, бывшего в это время где-нибудь в отлучке - на службе, на войне. Обвенчанную шапку отвозили ему в сотню, и как только он ее надевал - считался женатым.

Головной убор убитого или умершего казака везли домой. Казак, привезший страшное известие о гибели сына, мужа, отца, обнажив голову, молча проходил мимо родных в горницу, где клал головной убор на полку перед иконой. Это означало, что защита этой семьи поручается Богу и христианам. В поминальные дни, в родительную субботу перед фуражкой ставили стопку вина и прикрывали ее куском хлеба. Утром хлеб скармливали воробьям, вино выплёскивали в огонь.

У казаков Дона и Кубани существовали обряды, связывающие шапку с рекой. Так, при возвращении с войны или службы, казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны. Если женщина-вдова выходила замуж вторично, то её новый супруг после венчания фуражку прежнего хозяина убирал. Тайком, в одиночку, нёс фуражку к реке и опускал её в воду со словами: “Прости, товарищ, не гневайся. Не грехом смертным, но честию беру твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту. Да будет тебе земля пухом, а душе райский покой”.

                                       

                                              Источники:

1.Вопросы традиционной культуры.  2009.  Вып. 2. Казачество: духовная культура / Сост.: Карпова М.М., Филатченко И.А. - Чита: УМЦКиНТ, 2009. - с.

2.   Трушина С.Ю  Презентация на тему "Как казаки своих детей воспитывали"

http://uchportfolio.ru/materials/show/70963

3. А. Петров Казачьи традиции.  воспитание мальчика»

   http://a-pesni.org/kazaki/a-vospmaltch.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День рождения - праздник для ребенка"

Мероприятие в рамках семейного клуба "Всезнайка". Специалисты рассказывают родителям о том как организовать детский день рождения. В данном случае учитывается духовно - нравственное воспитание....

Повышение компетентности родителей в вопросах приобщения детей раннего возраста к ценностям семейно-бытовой культуры

Обучающий  материал по повышению компетенции родителей в вопросах семейно-бытовой культуры с участием детей раннего возраста. Основные задачи: познакомить родителей с основами семейно-бытовой кул...

Ознакомление с окружающим Традиции, обычаи, обряды казаков

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТЕМА:<Традиции, обычаи, обряды казаков, как условия (проживаний) ценностей культуры здоровья, развитие потребностей в формир...

Традиции и обряды народов Южного Урала, связанные с жилищем

Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа, поэтому так важно приобщать детей к народным...

Буряты, традиции и обряды, связанные с рождением и воспитанием детей.

Буряты, традиции и обряды, связанные с рождением и воспитанием детей....

Обучение детей с ЗПР при тяжелой семейно-бытовой запущенности

Содержание  Введение………………………………………………………&h...