Обучение детей с ЗПР при тяжелой семейно-бытовой запущенности
статья по логопедии

Сирина Алёна Сергеевна

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….2

 

   1. Психогенная форма задержки психического развития……………...3

 

       1.1 Воспитание детей с ЗПР при тяжелой семейно-бытовой    запущенности..............................................................................................5

 

2. Обучение детей с ЗПР при тяжелой семейно-бытовой запущенности…………………………………….………………….……7

 

2.1. Особенности, свойственные всем детям с задержкой психического развития…………………………….……………………..8

 

Заключение………………………………………………………………...11

 

Список используемой  литературы……………………………………....12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Задержка психического развития – это форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

   Задержка психического развития – одна из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе (7 – 10 лет).   Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка.

Для детей с задержкой психического развития характерно:

  • неравномерное развитие видов мышления (наиболее значительно отставание в словесно-логическом мышлении);
  • несформированность мыслительных операций, таких как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и сравнение;
  • преимущество наглядной памяти над вербальной, ослабление механизмов памяти (уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания);
  • неустойчивость внимания, лёгкая отвлекаемость, слабая распределённость и концентрация;
  • нарушения внимания сказываются и на особенностях процесса восприятия, существенным недостатком которого является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации, усиливающиеся в условиях одновременного действия нескольких факторов и при необходимости вычленения отдельных элементов из целого;
  • устная речь детей с задержкой психического развития содержит негрубые нарушения, как произношения, так и грамматического строя, отмечается недостаточность словарного запаса;
  • поведение детей импульсивно и зависит от их настроения в данный момент; дети или не хотят идти в школу, или хотят, но не понимают правильно смысл своего пребывания в ней;
  • дети с задержкой психического развития не умеют, а зачастую и не хотят общаться с взрослыми и сверстниками.

Задержка психического развития проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения, т. е. их знания и навыки не соответствуют требуемому уровню.

1. Психогенная форма задержки психического развития

Психогенная форма задержки психического развития обусловлена тяжелой семейно-бытовой запущенностью или деформацией стиля воспитания. Эмоциональная и волевая сферы ребенка при психогенной форме чаще могут развиваться на фоне разных вариантов патологического формирования личности:

  • По типу психической неустойчивости — встречается в условиях гипоопеки, с характерными чертами патологической незрелости эмоциональной и волевой сфер в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости на фоне недостаточного уровня знаний и представлений;
  • По типу  « кумира семьи » — в условиях гиперопеки, в которых не развиваются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, но характерны черты эгоцентризма, установка на постоянную помощь и опеку;
  • По невротическому типу — в условиях грубых, жестоких, агрессивных отношений в семье, когда закономерно формируется личность робкая, боязливая, нерешительная, малоактивная, несамостоятельная.

Как известно, рано возникшее и длительно существующее неблагоприятное психотравмирующее воздействие на ребенка может приводить к стойким изменениям в нервно-психической сфере, задержке психического развития. В условиях безнадзорности (гипоопека) может формироваться эффект психогенного инфантилизма с преобладанием выраженных явлений психической не-устойчивости:

  • отсутствие чувства дома и ответственности;
  • умения контролировать свои эмоции;
  •  импульсивность и повышенная внушаемость.

При изнеживающем воспитании (гиперопека) у ребенка с задержкой психического развития преобладают эгоцентризм и эгоизм, установка на опеку, не формируется способность к волевому усилию, самостоятельности.

Психотравмирующая ситуация в семье, дисгармоничные отношения между близкими людьми (грубость, агрессия, конфликты, физическое наказание, алкоголизм) формируют робкую и боязливую личность. Наблюдаемая у этих детей психогенная форма задержки психического развития (по типу психической тормози-мости) проявляется в несамостоятельности, отсутствии инициативы, активности и уверенности в себе.

 

 

Задержка психического развития при тяжелой семейно-бытовой запущенности.

Одной из причин   задержки психического развития может служить эмоциональная и сенсорная депривация ребенка, которая наблюдается при тяжелой семейно-бытовой запущенности. Психическая депривация может привести к снижению познавательной активности ребенка, к отставанию психического развития, к изменению эмоционально-волевой сферы.

Объем представлений об окружающем мире у таких детей ограничен, а знания бессистемны, поверхностны, неточны. Отсутствие контроля за выполнением обязанностей приводит к слабости волевых усилий, к не умению планировать свою деятельность для достижения цели.  Такие дети по уровню имеющихся у них знаний и представлений, по особенностям поведения оказываются неподготовленными к школьному обучению.

Уже в 1 классе у детей отмечаются страхи школьного обучения, школьная дезадаптация. Особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы сопровождаются трудностями в овладении школьными навыками, чтением, письмом и счетом.

Таким образом, согласно классификации Ю. Г. Демьянова, ЗПР часто комбинируется с различными формами дизонтогенеза. В целом, при ЗПР различного этиопатогенеза чаще всего имеет место сочетание различных симптомов: замедление темпа развития одних психических функций, стойкое недоразвитие других и нарушение структуры третьих психических функций.

В связи с этими особенностями психического развития, необходима наиболее ранняя клиническая, психологическая и педагогическая диагностика задержки психического развития.

Сложность структуры психического дизонтогенеза у детей с ЗПР вызывает необходимость комплексного подхода при коррекции нарушений психического развития, включающего биологическую терапию, психотерапию, психологическую и педагогическую коррекцию, с учетом особенностей структуры дефекта, неравномерности и дисгармоничности психического развития этих детей.

 

 

 

 

 

1.1 Воспитание детей с ЗПР при семейно-бытовой запущенности.

Семья с бессодержательным, бездуховным бытом, с алкоголизмом, распадающиеся семьи с частыми скандалами, порождают явление безнадзорности к своему ребенку. У таких детей в младшем подростковом периоде не формируется чувства ответственности за свои действия. Они руководствуются в различных ситуациях своим эмоциональным настроением. Они нетерпеливы, непоседливы, стремятся к получению удовольствий. Возникновение трудностей при обучении в школе вызывают у них негативное отношение к процессу обучения. Тогда настает общий дефицит необходимой информации, что еще больше тормозит развитие интеллектуальных процессов.

Этим детям может помочь медико-психологическая педагогическая деятельность. Когда биологическая терапия сочетает в себе общеукрепляющие, стимулирующие и седативные средства. А педагогическая коррекционная работа ведется с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности интеллекта, и эмоциональной сферы детей.

Эмоциональные расстройства могут существовать и во многих других нормах. К их числу относятся абсессивно-компульсивные, ипохондрические состояния и реакции “истерической конверсии”. Это может выразиться и в навязчивых мыслях и в эмоциях.

Возникнув, навязчивое состояние становится средством контроля покоя семьи. В этом случае реакция семьи в отношении поведения ребенка должна быть изменена. Это невротическое расстройство, в основе которого лежит слишком сильное эмоциональное состояние тревоги, проявлением которой и являются симптомы нарушенного поведения.

Реакциями «истерической конверсии» называются расстройства, в которых физические симптомы возникают на психологической основе. Переживаемые человеком тревожные состояния были превращены в физические симптомы. В действительности большинство детей с истерическими конверсивными реакциями, проявляют черты сильной тревоги и страданий, хотя их отношение к физическим симптомам часто может быть и безразличным.

В качестве последнего можно рассмотреть ипохондрический синдром. Этот синдром проявляется в неоправданных или преувеличенных жалобах на физическое состояние. Чаще всего это жалобы на боли в голове, животе, спине. Так, например, подросток может усвоить то, что жалуясь на боли в животе можно пропускать занятия в школе, или вызвать усиленное материнское внимание.

Эти факторы обнаруживают связь с психическими осложнениями эмоциональной сферы подросткового возраста.

Поступающим в школу детям с задержкой психического развития присуще ряд специфических особенностей. У них недостаточно сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. Такие дети с трудом овладевают навыками счета, чтения и письма. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. 

Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы. Учащиеся с задержкой психического развития быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.

 

Для обеспечения эффективной работы с родителями детей с ЗПР существуют специалисты, которые могут помочь разобраться в семье с тяжелой семейно-бытовой запущенности. «Поскольку установки и позиции родителей оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье, специалистам необходимо знать, что испытывают родители, когда узнают, что их ребенок не такой, как другие. В этой связи при планировании программы раннего вмешательства очень важно, чтобы особое внимание уделялось реакциям родителей и возможности оказать им консультативную помощь на том или ином этапе оказания помощи семье».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Обучение детей с ЗПР при тяжелой семейно-бытовой запущенности.

Неблагополучная семейная ситуация тоже может способствовать отставанию психического развития ребенка. Семья с бессодержательным, бездуховным бытом, с алкоголизмом, распадающаяся и распавшаяся семья с частыми скандалами порождает явления безнадзорности по отношению к своему ребенку. Даже если этот ребенок посещает дошкольные детские учреждения круглосуточного типа, это не заменяет ему воспитания в правильно организованной семье с постоянным эмоциональным и интеллектуальным воздействием положительного характера.

Формирование личности ребенка, проходящее в обедненных и искаженных условиях микросоциального окружения, претерпевает серьезную деформацию и за счет резкого дефицита столь необходимой в раннем возрасте упорядоченной взрослыми информации, и за счет эмоциональной депривации, приводящей к постоянно сниженному фону настроения, к подавлению познавательной активности.

У таких детей в школьный период длительно не формируется чувство ответственности за свои действия, чувство внутренней дисциплины. Они не привыкают к выполнению определенных обязанностей и руководствуются в своем поведении нередко элементарными потребностями независимо от ситуативных моментов. Они нетерпеливы, непоседливы, стремятся к получению удовольствий, не любят планируемых заранее действий, избегают ситуаций, требующих значительного трудового вклада. Всякое ограничение свободы действий, любые режимные моменты этими детьми с легкостью игнорируются. У них с трудом закладываются представления о будущем, об идеалах, о нравственных установках. Знания их об окружающем мире отрывочны, бессистемны, а часто неправильны.

Все это порождает при поступлении в школу обилие трудностей, которые быстро могут приводить к школьной дезадаптации, к возникновению негативного отношения к процессу обучения, к появлению школьной фобии невротического характера. При отсутствии своевременной и адекватной коррекции у них к семейно-бытовой запущенности присоединяется педагогическая. Тогда нарастает и общий дефицит необходимой информации, задерживается формирование элементарных навыков грамотности, что еще больше тормозит развитие интеллектуальных процессов.

Задержки психического развития возникают вследствие различных причин, имеют разнообразные механизмы развития, проявления и динамику. Нередко первичная задержка созревания интеллектуальных предпосылок осложняется вторичным торможением их развития в силу сенсорной, эмоциональной или обще информационной недостаточности.

Чаще всего встречаются такие варианты развития детей, при которых имеет место сочетание симптомов замедленного развития одних психических процессов относительно стойкого недоразвития других и повреждения структуры и динамики становления третьих.

В силу этих обстоятельств лечебно-коррекционные мероприятия по отношению к этим детям представляются достаточно сложными. Дети с выраженной сенсорной, речевой и двигательной недостаточностью посещают специальные школы с первых этапов обучения.

Как правило, родители неправильно оценивают возможности своих детей, не умеют наблюдать их. Так, например, мало кто обращает внимание, как играет ребенок, как использует игрушки. Нередки случаи, когда до 4,5—6 лет взрослые не замечают повышения утомляемости, недостатков речи или снижения познавательной деятельности.

«Родители, склонные к физическим наказаниям своих детей, как правило, отличаются повышенной возбудимостью, агрессивностью, импульсивностью, психической незрелостью, эгоцентризмом. Это обычно те родители, которых также наказывали в детстве. Таким образом, традиции физических наказаний могут передаваться из поколения в поколение, т. е. иметь циклический характер. Наиболее часто физические наказания применяются пьющими родителями. Многие из них нуждаются в систематической помощи врачей — психиатра и психотерапевта. Применение психотерапевтических методик, включающих аутотренинг, помогает многим из этих родителей лучше контролировать свое поведение и предупреждает появление у них импульсивности и агрессивности по отношению к своим детям».

 

2.1. Типичные особенности, свойственные всем детям с задержкой психического развития.

 

  • Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью.
  • Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, им в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней и тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.
  • Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
  • Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций.
  • Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
  • У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
  •  В работах появляется множество исправлений и ошибок. У некоторых детей в ответ на замечания учителя и указания на ошибки вспыхивают реакции раздражения, другие категорически отказываются работать, особенно если задание оказывается относительно трудным.  
  • Для них достаточно трудно обучаться  по программе общеобразовательной  школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.
  • В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

 

При обучении детей с задержкой психического развития применять особые коррекционно-педагогические воздействия.  При этом нужно осуществлять индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений.

Учебный материал должен преподноситься небольшими дозами; его усложнение следует осуществлять постепенно. Необходимо приучать ребёнка пользоваться ранее усвоенными знаниями. Так как дети с задержкой психического развития быстрее утомляются, то целесообразно переключать с одного вида деятельности на другой.

Кроме того, надо разнообразить виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Этому способствует использование на уроках красочного дидактического материала и игровых моментов.

Очень важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи. Таким должен быть общий педагогический подход к детям с задержкой психического развития.

 

 

Так же для успешного обучения учащихся с задержкой психического развития необходимо:

  • Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.
  • Профилактика детского травматизма через организацию физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, физкультминуток на уроках, проведение занятий на свежем воздухе и др.
  • Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности в ее фронтальной и индивидуальной формах.
  • Реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п. Каждая из названных форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки. Но есть и общие моменты, которые относятся к разряду методических требований, необходимых к выполнению педагогом, обучающим детей с ЗПР в классе «нормы».
  • Каждая форма педагогического общения должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.
    • Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.
    • Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.
    • Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.
    • Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер, включение заданий с опорой на несколько анализаторов.

                                         

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно понять одно – семья  играет колоссальную роль в развитии ребёнка. Родительская любовь и внимание могут спасти ребёнка даже с самым тяжёлым дефектом. Однако важно заметить и то, что неверные действия родителей могут усугубить положение ребёнка, устранив всю положительную динамику. Привести крепкого, здорового ребёнка к ЗПР.

Дети с формами задержек развития чаще оказываются в более трудных условиях. Нередко до появления у них школьной дезадаптации они находятся в массовой школе, а затем при адекватной диагностике решением медико-педагогической комиссии направляются в школы для детей с задержками психического развития или в санаторно-лесные школы.

Эффективная динамика развития этих детей намечается тогда, когда своевременно осуществляется клиническая, психологическая и педагогическая диагностика.  Когда медико-психолого-педагогический коллектив создает психотерапевтический климат в школе для перестройки отношений ребенка к учебе. К своим учебным возможностям (что достигается методами индивидуальной, групповой и семейной психотерапии), когда биологическая терапия сочетает в себе общеукрепляющие, стимулирующие и седативные средства, а педагогическая коррекционная работа ведется с учетом всей сложности.  Неравномерности и дисгармоничности интеллекта и личности детей, приобретающих разнообразные структурные и динамические характеристики в зависимости от того, в рамках какого клинического явления выступает задержка психического развития.

Для обеспечения эффективной работы с родителями детей с ЗПР существуют специалисты, которые могут помочь разобраться в семье с тяжелой семейно-бытовой запущенности. «Поскольку установки и позиции родителей оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье, специалистам необходимо знать, что испытывают родители, когда узнают, что их ребенок не такой, как другие. В этой связи при планировании программы раннего вмешательства очень важно, чтобы особое внимание уделялось реакциям родителей и возможности оказать им консультативную помощь на том или ином этапе оказания помощи семье».

 

 

 

 

Список используемой  литературы

 

 

  1. Белопольская Н.Л., Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. –М., Издательство «УРАО», 2009.
  2. Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии [Текст]: Учебно-методическое пособие для пед. и гуманит. вузов. / В.П. Глухов - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007. – 318 с.
  3. Гуткина, Н. И. Диагностика и коррекция готовности детей к школьному обучению : Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М.: Сфера, 2007. - С.16-38.
  4. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь [Текст]/ А.О. Дробинская  — М.: Школьная Пресса, 2005. — 96 с.
  5. Под ред. Лубовского В.И. Специальная психология., -М., «Академия», 2003
  6. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л., Курс лекций по детской патопсихологии. –Ростов н/Д, «Феникс», 2000
  7. Петрова В.Г., Белякова И.В., Психология умственно отсталых школьников с задержкой психического развития. –М., «Академия», 2004
  8. Хухлаева О.В., Основы психологического консультирования и психологической коррекции. –М., «Академия», 2001.
  9. Под ред. Шаграевой О.А., Козловой С.А. «Детский практический психолог», — М., «Академия», 2001

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2

   1. Психогенная форма задержки психического развития……………...3

       1.1 Воспитание детей с ЗПР при тяжелой семейно-бытовой    запущенности..............................................................................................5

2. Обучение детей с ЗПР при тяжелой семейно-бытовой запущенности…………………………………….………………….……7

2.1. Особенности, свойственные всем детям с задержкой психического развития…………………………….……………………..8

Заключение………………………………………………………………...11

Список используемой  литературы……………………………………....12

Введение

Задержка психического развития – это форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

   Задержка психического развития – одна из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе (7 – 10 лет).   Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка.

Для детей с задержкой психического развития характерно:

  • неравномерное развитие видов мышления (наиболее значительно отставание в словесно-логическом мышлении);
  • несформированность мыслительных операций, таких как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и сравнение;
  • преимущество наглядной памяти над вербальной, ослабление механизмов памяти (уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания);
  • неустойчивость внимания, лёгкая отвлекаемость, слабая распределённость и концентрация;
  • нарушения внимания сказываются и на особенностях процесса восприятия, существенным недостатком которого является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации, усиливающиеся в условиях одновременного действия нескольких факторов и при необходимости вычленения отдельных элементов из целого;
  • устная речь детей с задержкой психического развития содержит негрубые нарушения, как произношения, так и грамматического строя, отмечается недостаточность словарного запаса;
  • поведение детей импульсивно и зависит от их настроения в данный момент; дети или не хотят идти в школу, или хотят, но не понимают правильно смысл своего пребывания в ней;
  • дети с задержкой психического развития не умеют, а зачастую и не хотят общаться с взрослыми и сверстниками.

Задержка психического развития проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения, т. е. их знания и навыки не соответствуют требуемому уровню.

1. Психогенная форма задержки психического развития

Психогенная форма задержки психического развития обусловлена тяжелой семейно-бытовой запущенностью или деформацией стиля воспитания. Эмоциональная и волевая сферы ребенка при психогенной форме чаще могут развиваться на фоне разных вариантов патологического формирования личности:

  • По типу психической неустойчивости — встречается в условиях гипоопеки, с характерными чертами патологической незрелости эмоциональной и волевой сфер в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости на фоне недостаточного уровня знаний и представлений;
  • По типу  « кумира семьи » — в условиях гиперопеки, в которых не развиваются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, но характерны черты эгоцентризма, установка на постоянную помощь и опеку;
  • По невротическому типу — в условиях грубых, жестоких, агрессивных отношений в семье, когда закономерно формируется личность робкая, боязливая, нерешительная, малоактивная, несамостоятельная.

Как известно, рано возникшее и длительно существующее неблагоприятное психотравмирующее воздействие на ребенка может приводить к стойким изменениям в нервно-психической сфере, задержке психического развития. В условиях безнадзорности (гипоопека) может формироваться эффект психогенного инфантилизма с преобладанием выраженных явлений психической не-устойчивости:

  • отсутствие чувства дома и ответственности;
  • умения контролировать свои эмоции;
  •  импульсивность и повышенная внушаемость.

При изнеживающем воспитании (гиперопека) у ребенка с задержкой психического развития преобладают эгоцентризм и эгоизм, установка на опеку, не формируется способность к волевому усилию, самостоятельности.

Психотравмирующая ситуация в семье, дисгармоничные отношения между близкими людьми (грубость, агрессия, конфликты, физическое наказание, алкоголизм) формируют робкую и боязливую личность. Наблюдаемая у этих детей психогенная форма задержки психического развития (по типу психической тормози-мости) проявляется в несамостоятельности, отсутствии инициативы, активности и уверенности в себе.

Задержка психического развития при тяжелой семейно-бытовой запущенности.

Одной из причин   задержки психического развития может служить эмоциональная и сенсорная депривация ребенка, которая наблюдается при тяжелой семейно-бытовой запущенности. Психическая депривация может привести к снижению познавательной активности ребенка, к отставанию психического развития, к изменению эмоционально-волевой сферы.

Объем представлений об окружающем мире у таких детей ограничен, а знания бессистемны, поверхностны, неточны. Отсутствие контроля за выполнением обязанностей приводит к слабости волевых усилий, к не умению планировать свою деятельность для достижения цели.  Такие дети по уровню имеющихся у них знаний и представлений, по особенностям поведения оказываются неподготовленными к школьному обучению.

Уже в 1 классе у детей отмечаются страхи школьного обучения, школьная дезадаптация. Особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы сопровождаются трудностями в овладении школьными навыками, чтением, письмом и счетом.

Таким образом, согласно классификации Ю. Г. Демьянова, ЗПР часто комбинируется с различными формами дизонтогенеза. В целом, при ЗПР различного этиопатогенеза чаще всего имеет место сочетание различных симптомов: замедление темпа развития одних психических функций, стойкое недоразвитие других и нарушение структуры третьих психических функций.

В связи с этими особенностями психического развития, необходима наиболее ранняя клиническая, психологическая и педагогическая диагностика задержки психического развития.

Сложность структуры психического дизонтогенеза у детей с ЗПР вызывает необходимость комплексного подхода при коррекции нарушений психического развития, включающего биологическую терапию, психотерапию, психологическую и педагогическую коррекцию, с учетом особенностей структуры дефекта, неравномерности и дисгармоничности психического развития этих детей.

1.1 Воспитание детей с ЗПР при семейно-бытовой запущенности.

Семья с бессодержательным, бездуховным бытом, с алкоголизмом, распадающиеся семьи с частыми скандалами, порождают явление безнадзорности к своему ребенку. У таких детей в младшем подростковом периоде не формируется чувства ответственности за свои действия. Они руководствуются в различных ситуациях своим эмоциональным настроением. Они нетерпеливы, непоседливы, стремятся к получению удовольствий. Возникновение трудностей при обучении в школе вызывают у них негативное отношение к процессу обучения. Тогда настает общий дефицит необходимой информации, что еще больше тормозит развитие интеллектуальных процессов.

Этим детям может помочь медико-психологическая педагогическая деятельность. Когда биологическая терапия сочетает в себе общеукрепляющие, стимулирующие и седативные средства. А педагогическая коррекционная работа ведется с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности интеллекта, и эмоциональной сферы детей.

Эмоциональные расстройства могут существовать и во многих других нормах. К их числу относятся абсессивно-компульсивные, ипохондрические состояния и реакции “истерической конверсии”. Это может выразиться и в навязчивых мыслях и в эмоциях.

Возникнув, навязчивое состояние становится средством контроля покоя семьи. В этом случае реакция семьи в отношении поведения ребенка должна быть изменена. Это невротическое расстройство, в основе которого лежит слишком сильное эмоциональное состояние тревоги, проявлением которой и являются симптомы нарушенного поведения.

Реакциями «истерической конверсии» называются расстройства, в которых физические симптомы возникают на психологической основе. Переживаемые человеком тревожные состояния были превращены в физические симптомы. В действительности большинство детей с истерическими конверсивными реакциями, проявляют черты сильной тревоги и страданий, хотя их отношение к физическим симптомам часто может быть и безразличным.

В качестве последнего можно рассмотреть ипохондрический синдром. Этот синдром проявляется в неоправданных или преувеличенных жалобах на физическое состояние. Чаще всего это жалобы на боли в голове, животе, спине. Так, например, подросток может усвоить то, что жалуясь на боли в животе можно пропускать занятия в школе, или вызвать усиленное материнское внимание.

Эти факторы обнаруживают связь с психическими осложнениями эмоциональной сферы подросткового возраста.

Поступающим в школу детям с задержкой психического развития присуще ряд специфических особенностей. У них недостаточно сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. Такие дети с трудом овладевают навыками счета, чтения и письма. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. 

Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы. Учащиеся с задержкой психического развития быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.

Для обеспечения эффективной работы с родителями детей с ЗПР существуют специалисты, которые могут помочь разобраться в семье с тяжелой семейно-бытовой запущенности. «Поскольку установки и позиции родителей оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье, специалистам необходимо знать, что испытывают родители, когда узнают, что их ребенок не такой, как другие. В этой связи при планировании программы раннего вмешательства очень важно, чтобы особое внимание уделялось реакциям родителей и возможности оказать им консультативную помощь на том или ином этапе оказания помощи семье».

2. Обучение детей с ЗПР при тяжелой семейно-бытовой запущенности.

Неблагополучная семейная ситуация тоже может способствовать отставанию психического развития ребенка. Семья с бессодержательным, бездуховным бытом, с алкоголизмом, распадающаяся и распавшаяся семья с частыми скандалами порождает явления безнадзорности по отношению к своему ребенку. Даже если этот ребенок посещает дошкольные детские учреждения круглосуточного типа, это не заменяет ему воспитания в правильно организованной семье с постоянным эмоциональным и интеллектуальным воздействием положительного характера.

Формирование личности ребенка, проходящее в обедненных и искаженных условиях микросоциального окружения, претерпевает серьезную деформацию и за счет резкого дефицита столь необходимой в раннем возрасте упорядоченной взрослыми информации, и за счет эмоциональной депривации, приводящей к постоянно сниженному фону настроения, к подавлению познавательной активности.

У таких детей в школьный период длительно не формируется чувство ответственности за свои действия, чувство внутренней дисциплины. Они не привыкают к выполнению определенных обязанностей и руководствуются в своем поведении нередко элементарными потребностями независимо от ситуативных моментов. Они нетерпеливы, непоседливы, стремятся к получению удовольствий, не любят планируемых заранее действий, избегают ситуаций, требующих значительного трудового вклада. Всякое ограничение свободы действий, любые режимные моменты этими детьми с легкостью игнорируются. У них с трудом закладываются представления о будущем, об идеалах, о нравственных установках. Знания их об окружающем мире отрывочны, бессистемны, а часто неправильны.

Все это порождает при поступлении в школу обилие трудностей, которые быстро могут приводить к школьной дезадаптации, к возникновению негативного отношения к процессу обучения, к появлению школьной фобии невротического характера. При отсутствии своевременной и адекватной коррекции у них к семейно-бытовой запущенности присоединяется педагогическая. Тогда нарастает и общий дефицит необходимой информации, задерживается формирование элементарных навыков грамотности, что еще больше тормозит развитие интеллектуальных процессов.

Задержки психического развития возникают вследствие различных причин, имеют разнообразные механизмы развития, проявления и динамику. Нередко первичная задержка созревания интеллектуальных предпосылок осложняется вторичным торможением их развития в силу сенсорной, эмоциональной или обще информационной недостаточности.

Чаще всего встречаются такие варианты развития детей, при которых имеет место сочетание симптомов замедленного развития одних психических процессов относительно стойкого недоразвития других и повреждения структуры и динамики становления третьих.

В силу этих обстоятельств лечебно-коррекционные мероприятия по отношению к этим детям представляются достаточно сложными. Дети с выраженной сенсорной, речевой и двигательной недостаточностью посещают специальные школы с первых этапов обучения.

Как правило, родители неправильно оценивают возможности своих детей, не умеют наблюдать их. Так, например, мало кто обращает внимание, как играет ребенок, как использует игрушки. Нередки случаи, когда до 4,5—6 лет взрослые не замечают повышения утомляемости, недостатков речи или снижения познавательной деятельности.

«Родители, склонные к физическим наказаниям своих детей, как правило, отличаются повышенной возбудимостью, агрессивностью, импульсивностью, психической незрелостью, эгоцентризмом. Это обычно те родители, которых также наказывали в детстве. Таким образом, традиции физических наказаний могут передаваться из поколения в поколение, т. е. иметь циклический характер. Наиболее часто физические наказания применяются пьющими родителями. Многие из них нуждаются в систематической помощи врачей — психиатра и психотерапевта. Применение психотерапевтических методик, включающих аутотренинг, помогает многим из этих родителей лучше контролировать свое поведение и предупреждает появление у них импульсивности и агрессивности по отношению к своим детям».

2.1. Типичные особенности, свойственные всем детям с задержкой психического развития.

  • Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью.
  • Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, им в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней и тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.
  • Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
  • Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций.
  • Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
  • У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
  •  В работах появляется множество исправлений и ошибок. У некоторых детей в ответ на замечания учителя и указания на ошибки вспыхивают реакции раздражения, другие категорически отказываются работать, особенно если задание оказывается относительно трудным.  
  • Для них достаточно трудно обучаться  по программе общеобразовательной  школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.
  • В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

При обучении детей с задержкой психического развития применять особые коррекционно-педагогические воздействия.  При этом нужно осуществлять индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений.

Учебный материал должен преподноситься небольшими дозами; его усложнение следует осуществлять постепенно. Необходимо приучать ребёнка пользоваться ранее усвоенными знаниями. Так как дети с задержкой психического развития быстрее утомляются, то целесообразно переключать с одного вида деятельности на другой.

Кроме того, надо разнообразить виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Этому способствует использование на уроках красочного дидактического материала и игровых моментов.

Очень важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи. Таким должен быть общий педагогический подход к детям с задержкой психического развития.

Так же для успешного обучения учащихся с задержкой психического развития необходимо:

  • Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.
  • Профилактика детского травматизма через организацию физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, физкультминуток на уроках, проведение занятий на свежем воздухе и др.
  • Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности в ее фронтальной и индивидуальной формах.
  • Реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п. Каждая из названных форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки. Но есть и общие моменты, которые относятся к разряду методических требований, необходимых к выполнению педагогом, обучающим детей с ЗПР в классе «нормы».
  • Каждая форма педагогического общения должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.
  • Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.
  • Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.
  • Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.
  • Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер, включение заданий с опорой на несколько анализаторов.

        

Заключение

Таким образом, можно понять одно – семья  играет колоссальную роль в развитии ребёнка. Родительская любовь и внимание могут спасти ребёнка даже с самым тяжёлым дефектом. Однако важно заметить и то, что неверные действия родителей могут усугубить положение ребёнка, устранив всю положительную динамику. Привести крепкого, здорового ребёнка к ЗПР.

Дети с формами задержек развития чаще оказываются в более трудных условиях. Нередко до появления у них школьной дезадаптации они находятся в массовой школе, а затем при адекватной диагностике решением медико-педагогической комиссии направляются в школы для детей с задержками психического развития или в санаторно-лесные школы.

Эффективная динамика развития этих детей намечается тогда, когда своевременно осуществляется клиническая, психологическая и педагогическая диагностика.  Когда медико-психолого-педагогический коллектив создает психотерапевтический климат в школе для перестройки отношений ребенка к учебе. К своим учебным возможностям (что достигается методами индивидуальной, групповой и семейной психотерапии), когда биологическая терапия сочетает в себе общеукрепляющие, стимулирующие и седативные средства, а педагогическая коррекционная работа ведется с учетом всей сложности.  Неравномерности и дисгармоничности интеллекта и личности детей, приобретающих разнообразные структурные и динамические характеристики в зависимости от того, в рамках какого клинического явления выступает задержка психического развития.

Для обеспечения эффективной работы с родителями детей с ЗПР существуют специалисты, которые могут помочь разобраться в семье с тяжелой семейно-бытовой запущенности. «Поскольку установки и позиции родителей оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье, специалистам необходимо знать, что испытывают родители, когда узнают, что их ребенок не такой, как другие. В этой связи при планировании программы раннего вмешательства очень важно, чтобы особое внимание уделялось реакциям родителей и возможности оказать им консультативную помощь на том или ином этапе оказания помощи семье».

Список используемой  литературы

  1. Белопольская Н.Л., Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. –М., Издательство «УРАО», 2009.
  2. Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии [Текст]: Учебно-методическое пособие для пед. и гуманит. вузов. / В.П. Глухов - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007. – 318 с.
  3. Гуткина, Н. И. Диагностика и коррекция готовности детей к школьному обучению : Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М.: Сфера, 2007. - С.16-38.
  4. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь [Текст]/ А.О. Дробинская  — М.: Школьная Пресса, 2005. — 96 с.
  5. Под ред. Лубовского В.И. Специальная психология., -М., «Академия», 2003
  6. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л., Курс лекций по детской патопсихологии. –Ростов н/Д, «Феникс», 2000
  7. Петрова В.Г., Белякова И.В., Психология умственно отсталых школьников с задержкой психического развития. –М., «Академия», 2004
  8. Хухлаева О.В., Основы психологического консультирования и психологической коррекции. –М., «Академия», 2001.
  9. Под ред. Шаграевой О.А., Козловой С.А. «Детский практический психолог», — М., «Академия», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье отражаются проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с нарушениями речи....

Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!» (Сам.обр)

Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно...

Повышение компетентности родителей в вопросах приобщения детей раннего возраста к ценностям семейно-бытовой культуры

Обучающий  материал по повышению компетенции родителей в вопросах семейно-бытовой культуры с участием детей раннего возраста. Основные задачи: познакомить родителей с основами семейно-бытовой кул...

Выступление на Окружном семинаре 2011 г: "Особенности обучения детей с педагогической запущенностью в условиях образовательного учреждения".

Особенности обучения детей с педагогической запущенностью в условиях образовательного учреждения. ...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...