"В поисках "живой" воды"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Громыковская Елена Михайловна

Поисково - исследовательская деятельность в подготовительной группе. Природа родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экологическое воспитание42.73 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие в подготовительной группе

Тема «В поисках «живой воды»

Интеграция оо.:Х-Э, Р, С-К, Ф.

Задачи.

Образовательные: 

1.Учить детей решать практические задачи методом экспериментирования; расширять представления о способах очистки воды, познакомить с отличиями соленой и пресной воды..

2.Расширить представления о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря; о свойствах воды.

3. Закрепить знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений.

Развивающие.

Развивать экологическое сознание, способности к преобразованию; мышление, познавательный интерес, наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи, кругозор.

Воспитательные. 

Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, доброту, любовь к природе родного края, бережное отношение к окружающему.

Материал и оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, слайды, пробирки, вода- соленая, пресная, чистая, грязная, сырое яйцо, одноразовые стаканчики по количеству детей, старинные часы, переносная лаборатория с пробирками по количеству детей, картинки для дидактических игр, «Меджик бокс», карта Крыма, рюкзак, волшебный платок; морковь кусочками для оттисков, ватные палочки, ватман для рисования, краски; спортивное оборудование- мягкие модули (пенечки), массажные рейки. Герой- Баба Яга- взрослый.

Ход занятия.

Дети, у нас сегодня много гостей, давайте с ними поздороваемся.

Знаем мы от слова «Здравствуй»

Сразу станет всем теплей

Мир покажется прекрасней

И светлее и добрей.

                                    (Н.Дик)

дети здороваются с гостями и приветствуют друг друга

«Пусть солнце светит по утрам, тебе и мне, и всем гостям»

Ребята, сегодня в нашем почтовом ящике я обнаружила письмо. Давайте узнаем, что в нем.

(Письмо от Б.Я.)

«Здравствуйте, дорогие мои спасители! Караул, беда. Я ничего не понимаю. Наступила весна, а мой любимый, самый красивый, самый редкий, волшебный цветок никак не может пробиться из земли.  Срочно нужна живая вода. Я помню какие вы смелые и умные. Только вы можете мне помочь.  Жду вас с нетерпением. Ваша Б.Я.».

Ребята, а вы уже догадались кто автор этого письма?

(ответы детей)

Все правильно, это наша старая знакомая- Баба Яга и у неё опять что -то случилось.  

В конверте еще что-то есть. (фото цветка).

(на экран выводится фото Комперии Компера)

А я знаю этот цветок. Это действительно очень редкое, необычное среди орхидей Крыма красивое растение, которое растет только на Южном берегу Крыма и занесено в Красную книгу. А называется оно Комперия Компера, в честь одного из первых русских ботаников-любителей Компера, изучавшего растения Крыма. Ребята, как вы думаете, почему Б.Я. полюбила этот цветок?

(ответы детей)

А я понимаю, почему Б.Я. любит этот цветок – он похож на нее.

Ну, что мы будем делать? Как же нам помочь Б.Я.? Где взять живую воду?

(ответы детей)

Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда нам придется отправиться на поиски «живой» (пресной) воды.

Но сначала нужно собраться в дорогу. Давайте положим в рюкзак все необходимое.  С собой нам надо взять дружбу, ведь без нее нам будет очень трудно в пути, улыбку, дисциплину, взаимовыручку и хорошее настроение.  А еще мы возьмем с собой карту Крыма, чтобы знать куда нам идти, и нашу переносную лабораторию. Она поможет нам разобраться с «живой» и «мертвой» водой, а еще волшебный платок, в дороге он нам пригодится.

Ну, что, отправляемся в дорогу? Давайте посмотрим на карту- где ближайший источник воды? Это – Море и наше Сакское озеро. А мы с вами живем недалеко и можем сразу отправиться туда.

( проводится игра «Море волнуется раз»)

Повторяйте за мной.

Море волнуется раз

Море волнуется два

Море волнуется три

Вокруг себя обернись

На морском берегу очутись! 

(дети выполняют движения)

Вот мы и на море.

(на экране море)

Ребята, как называется наше море? (Черное) Какое время года скоро наступит? (лето) А за что люди любят это время года? Вы любите ездить на море? Почему? Чем море полезно для людей? (укрепляет здоровье: воздух обогащен большим кол-вом минералов и органическими соединениями - при испарении все эти вещества переходят в воздух) Вы, наверняка, пробовали морскую воду на вкус. Какая она? (ответы детей) Да, море соленое из-за большого количества минералов.

 Самое целебное свойство морского воздуха для человека – повышенное содержание кислорода и озона. В морском воздухе нет микробов. И в воде, из-за соли, нет болезнетворных микробов. Когда мы купаемся все ранки заживают очень быстро.  Поэтому к нам в Крым едут люди отдыхать и укреплять свое здоровье.

Ребята, а почему Б.Я. не может полить цветок морской водой, ведь в Черном море воды так много и она так полезна для человека? А для растений о на полезна?

(ответы детей)

А теперь давайте перенесемся на Сакское озеро.

Повторяем слова.

Раз, два повернись

На озере Сакском окажись.

Вот мы и на озере.

(слайд Сакского озера)

Что мы уже знаем о Сакском озере? (лечебное, грязевое, соленое)

(ответы детей)

А давайте с вами посмотрим, что умеет делать соленая вода. А поможет нам в этом сырое яйцо. Посмотрим, что с ним произойдет.

Давайте развернем нашу лабораторию прямо здесь.

Опыт №1 «Почему яйцо не тонет?»

На столе большая пробирка с сырым яйцом и стаканчики с соленой водой. Дети по очереди наливают воду в пробирку с яйцом. Яйцо всплывает и не тонет.

Как вы думаете, почему яйцо не тонет? (ответы детей)

Соль помогает воде удерживать предметы. Соленая вода плотная, поэтому выталкивает и удерживает предметы.

Вы помните опыт, который мы с вами проводили по выпариванию соленой воды? Что осталось в ложке, после того, как вода испарилась? (соль)

Если такой водой поливать растения, то соль будет оставаться в земле, накапливаться, прилипнет к корням и растение погибнет.

Вывод. Вода моря и Сакского озера для растений «мертвая», потому что слишком соленая.

А где мы можем взять «живую воду» - пресную?

(ответы детей – в ручейках, в озерах, реках)

Давайте посмотрим на карту, куда мы можем отправиться дальше. Ближайший источник воды – это река.

А на какой крымской реке мы уже бывали? (Салгир)

Ребята,вы знаете, что многие реки берут свое начало в горах. Вот и река Салгир берет свое начало в Крымских горах.

Давайте отправимся с вами в горы.

И  поможет нам в этом  волшебный платочек.

Я платочком взмахну,

Раза два переверну

Понеслись моря и горы

И поляны, косогоры

Пролетаем над рекой

Ой, платочек, милый, стой. (дети выполняют движения за воспитателем)

(на экране изображение горной реки Салгир)

Вот мы и на месте.

Скажите, воду из реки можно пить? Какая она на вкус? (ответы детей).

А кто может пить воду речную, озерную? (животные, растения).

(Д/И «Свойства воды»)

Ребята, мы знаем, что вода-волшебница- она может превращаться –

 (ответы детей)

принимает форму предметов если её…… (заморозить), становиться цветной, если в нее добавить краситель, быть сладкой или соленой, превращаться в пар и т.д.

А вот «сломать» воду можно так, чтобы из целого получилось два «кусочка» воды?

(ответы детей)

Давайте разделимся на пары и определим еще одно свойство воды.

Откроем нашу лабораторию и «наберем» в реке воды.

Разделимся на пары.

Опыт №2 «Свойство воды»

(в паре у детей по 1 пробирке – одна с водой, другая пустая. Предлагаю ее «сломать». Дети переливают часть воды из одной пробирки в другую. Что получилось? Две части воды. А теперь из двух частей сделайте одну. Дети переливают воду в одну пробирку).

Вот так, ребята, мы сначала разделили воду на две части, а потом из двух частей сделали опять одну целую.

Какой вывод мы можем сделать? (ответы детей)

Вывод: воду можно «сломать» и снова сделать целую. Можно даже всю воду из всех ваших пробирок перелить в бутылку и взять с собой для цветка Бабы Яги.

Нам пора отправляться дальше. Где еще мы можем взять воду? (в лесу в озере). Для этого нам надо перебраться на другой берег и продолжить путь.

Вот мост, но он очень узкий, будьте осторожны, помогайте друг другу. (Дети идут по мостику и подают руку друг другу)

  (на полу мостик из массажных реек- спортивное оборудование)

Через мостик перейдем

По тропинке мы пойдем      

 

По тропинке мы шагаем

Раз, два, три, четыре, пять!

Выше ноги поднимаем.

Раз, два, три, четыре, пять!

По тропинке мы идем

И ничуть не устаем.

(на экране слайд леса)

         

- Вот мы и в лесу. Как весной в лесу хорошо. Ребята, а что изменилось в лесу с приходом весны. Давайте сядем на пенечки отдохнем, а вы мне назовете изменения в природе, которые случились с приходом весны.

(«Назови, что изменилось»-Д/И- мнемотехника)

Нам пора отправляться дальше.

По тропинке мы идем

И ничуть не устаем.

Вместе весело гурьбой

По тропиночке лесной

Все идем, и идем,

И совсем не устаем.

А вот и озеро Тавель -голь.

(на экране водоем)

Ребята, как вы думаете, в этом озере вода чистая?

 (ответы детей).

Давайте проверим. («Набираю» грязную воду).

Сравним воду из «реки» с водой из «озера» - чем она отличается?

 (ответы детей).

Визуально, вода из реки чище, озерная – грязная.

Как вы думаете, можно ли очистить загрязненную воду? (ответы детей)

Опыт№3 «Живая вода»

Воду можно очистить с помощью фильтра.

Попробуем сделать простой фильтр: положим в воронку ватный диск и начнем лить потихоньку воду из 1 пробирки, затем из 2.

Почему вода в пробирку льется медленно? (ответы детей) Воде нужно пройти через волокна ваты. Речная вода чистая, на ватке ничего не осталось. А озерная вода грязная, на ватке осталось много мусора.

Почему горная вода чище?

Потому что, горные реки всегда в движении и их очищает, фильтрует сама природа, пропуская ее через камни, глину, песок. А вот в озере вода стоит, не течет. В ней размножается много разных бактерий, а невоспитанные люди, отдыхая на природе, часто загрязняют ее; моют свои машины прямо водой из озера разными шампунями, бросают мусор – загрязняют её. Поэтому эта вода не пригодна для питья и со временем становится непригодной для животных и растений. А мы знаем, что воду загрязнять нельзя. Вода- основа жизни всех живых существ. Водой из озера Тавель-голь можно поливать растения, ведь она пресная, а вот пить нельзя.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: Речная вода чистая. Такую воду можно пить людям, если ее

прокипятить, а животным и растениям – она дарит жизнь. И воду из лесного озера мы то же можем взять с собой, после того как мы её очистили.

 Берем с собой «живую воду» и отправляемся к Бабе Яге.

Я платочком взмахну

Раза два переверну

Лес дремучий расступись

Поляна Сказок покажись.

(на экране картинка «Поляны сказок» )

Появляется Баба Яга.

Б.Я.: Ах вы, родненькие мои. Как я вас ждала, ночек не спала. Переживала, чтоб цветочек мой любимый не погиб.

А мы выполнили твою просьбу Баба Яга – принесли «живую воду».

Б.Я.: Давайте скорее я полью цветок. (Б.Я. берет бутылки с водой и уходит поливать цветок)

Ребята, Б.Я. придется долго ждать пока цветок вырастет. Я предлагаю вам сделать для Б.Я. подарок – нарисовать крымскую Комперу. Да только кисточек у нас нет.

Нарисуем цветок необычным способом – с помощью морковки и ватных палочек., они случайно оказались у меня в рюкзаке.

(дети рисуют на ватмане цветок с помощью оттисков и ватных палочек).

Б.Я. появляется грустная.

Почему ты загрустила, Б.Я.?

Б.Я.- Цветок то я полила, только вот долго ждать еще придется, расцветет он только в мае.

А мы с ребятами сделали для тебя подарок – нарисовали Комперию.

(Б.Я. радуется, любуется цветком и благодарит за подарок).

Б.Я.: А я, в знак благодарности, за то, что вы мне опять помогли, порадовали, хочу подарить вам старинные часы. Они помогут вам быстро вернуться домой.

(Дети благодарят Б.Я, за подарок).

 

Ну, что, будем отправляться домой.

(дети выполняют движения)

Тик-так, тик-так

Время отмеряет шаг

Стрелки мы переведем

В сад обратно попадем.

Вот мы и дома.

Ребята, вам понравилось путешествие?

Мы с вами путешествовали в поисках «живой» воды.  Еще много веков назад люди открыли для себя уникальные свойства воды, позволяющие либо «даровать жизнь», либо «убивать». Это мы знаем из сказок. А в сказках все не случайно. Вода может быть пригодна для людей, но вредна для растений, и наоборот.

Давайте мы с вами еще раз повторим, что мы узнали о воде рек, озер и морей.  Где мы нашли для цветка «живую» воду? А где – «мертвую»?

И заполним нашими знаниями наш «меджик бокс» - «волшебную коробочку».

А если мы с вами что-то забудем или захотим вспомнить где мы побывали, коробочка нам в этом поможет.

Вам надо разделиться на три семейки.

Д/И «Назови правильно»

Первая семейка расскажет нам о речной воде.

Вторая семейка –о морской воде.

Третья семейка- об озерной.

(на столе лежат картинки –подсказки с символами. Нужно выбрать правильные. Дети выбирают картинки по теме и объясняют свой выбор заполняют кармашки меджик бокса.)

Рефлексия.

Ребята, если вам понравилось путешествие возьмите «капельку» голубого цвета, если было трудно и вы устали – «капельку» серого цвета.

(уточняю у детей, почему взяли именно голубую(серую) каплю.

Молодцы, ребята. Нам пора возвращаться в группу.