ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОУ «ЗАГАДКИ РУССКОЙ СТАРИНЫ»
проект (старшая группа)

Самолюк Инна Евгеньевна

Детям дошкольного возраста еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. На сегодняшний день самой актуальной задачей является привить детям любовь к русской культуре, познакомить ее с истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Елочка»

Проект

«Загадки русской старины»

Дети старшего дошкольного возраста

(Детско-взрослый, творческий, краткосрочный)

Подготовил:

Самолюк И.Е. –Воспитатель 1 кв. категория

п. Седаново

Тип проекта: творческий

По содержанию: ребенок, общество и его культурные ценности

По характеру участия ребенка: ребенок – участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: в контакте с семьей, с сотрудниками дома культуры.

По количеству участников: коллективный

По продолжительности: краткосрочный

Срок реализации проекта: 5 дней

Направление проекта: комплексное (разные виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, коммуникативная, музыкальная)

Постановка проблемы:

Недостаточно  знаний детей о жизни  на Руси, имеют размытое представление об облике русской деревни.

Актуальность:

Умный сильный наш народ.
Свою землю бережет!
А приданья старины.
Забывать мы не должны!
Историю своей страны,
Конечно, дети знать должны!
А здесь начало и основа,
Ведь все всегда идет из дома.
Изба! В ней все так интересно
Мы побывали там, Чудесно!

Детям дошкольного возраста еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней.

На сегодняшний день самой актуальной задачей является привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства.

        Соприкасаясь с народным искусством, традициями, ребенок обогащается духовно. Очень важно привить у детей интерес и любовь к прошлому, чтобы знали свои истоки, культуру своего народа.

В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственно-патриотического воспитания. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать  их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить  настоящих патриотов своей Родины.

Знание культуры собственного народа, умение понять, желания приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой для воспитания патриотических чувств у детей, если их  знакомить с народной культурой с детства.

Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально и патриотические чувства к родному дому, к родной стране, у него проявляются в чувстве восхищения и гордости. Такие чувства возникают в результате систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка. В качестве основополагающего фактора эффективности работы выступает региональный компонент.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ является тесная взаимосвязь с родителями воспитанников. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

 Поэтому возникла необходимость разработки проекта «Загадки русской старины».

Цель: Расширить представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя  знания детей о предметах старинного быта. Продолжать знакомить с традициями русского народа. Формировать представление об облике русской деревне, обобщая и систематизируя  знания детей о предметах старинного быта. Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.

Задачи для воспитателей:

Сформировать в детях любовь к Родине, уважение к традициям русского народа.

Родителей:

Обогащать детско-родительские отношения в процессе совместных мероприятий.

Детей:

Развивать   коммуникативные навыки общения с людьми.
Воспитывать у детей положительное отношение о русском народном творчестве. Углублять представление детей о культуре, обычаях русского народа.

Средства реализации проекта:

1. Дидактический материал – Чтение художественной литературы; иллюстрации; игры; материал для художественно-продуктивной деятельности; схемы; картины художников.

2. ТСО.

3. Методический материал.

4. Экскурсии.

Предполагаемый результат для педагога:

1. Расширить и обогатить речь, знания воспитанников через духовность культуры.

2. Сформировать у родителей воспитанников  детского сада глубокого убеждения о культуре и обычаях русского народа.

Предполагаемый результат для родителей:

1. Установление сотрудничества между воспитателем, детьми и родителями.

2. Деятельность детей и родителей наполняется новым, богатым содержанием.

Предполагаем результат для воспитанников:

1. Сформируется представление об облике русской деревни, предметах старинного быта, традициях русского народа, устном народном творчестве.

2. Проявиться чуткость к обычаям гостеприимства, фольклору русского народа и бережное отношение к старинным вещам. Любовь и уважение к культуре и быту русского народа.

Этапы работы

Способ реализации

Цель

Сроки

1.

Подбор необходимого материала для реализации проекта (литература, фотоматериалы, иллюстрации и т.д.)

Подготовка теоретического и практического материала по теме.

Подготовительный этап

(2-3 дня)

2.

Выявить заинтересованность детей по теме с помощью беседы «Обычаи русского народа»

Воспитывать доброе отношение к народным традициям.

1.

 Зарождение проблемы

 

Познакомить детей со значением одежды и сменой требований к ней при изменении условий жизни людей.

Основной этап

День первый

2.

Загадки

Закреплять знания о  малых фольклорных формах. Учить пользоваться ими в повседневной жизни.

3.

Экскурсия в Дом культуры просмотр презентации.

«Русский народный костюм»

Знакомство с видами русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси.

4.

Просмотр мультфильма «Снегурочка»

Обогащение эмоционального восприятия у детей.

5.

Художественно-продуктивная деятельность «Сарафан»

Продолжать знакомить детей с историей украшения вышивкой одежды и белья. Учить передавать характерные особенности русской народной одежды – сарафан и сорочка.

6.

Хороводная игра «Золотые ворота»

Развивать уважение к народной культуре.

1.

Введение в проблему «Быт русской избы»

Познакомить детей с историей русского быта. Воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

День второй

2.

Сюжетно-ролевая игра «Дом»

Продолжать учить детей самостоятельно придумывать сюжет игры, разворачивать сюжетную линию, воспитывать доброжелательность к сверстникам, умение играть вместе.

3.

Игры-забавы «Гуси-лебеди»

Ознакомление детей дошкольного возраста с истинно народными старинными подвижными играми.

4.

Фотовыставка «Мои любимые прабабушка и прадедушка»

Систематизировать и уточнять знания детей о своей семье. Воспитывать уважительное отношение к старшим членам семьи.

5.

Пословицы о труде

Развивать интерес к Художественному слову, обогащение словарного и лексического запаса детей.

1.

Беседа «Сказочные странички»

Развивать интерес к малым фольклорным формам. Воспитывать умение вслушиваться в речь взрослых и своих товарищей, отвечать на вопросы полной фразой.

День третий

2.

Фотовыставка «Русская изба»

Расширить представление детей о предметах старинного быта.

3.

Подвижная игра «Алёнушка и Иванушка»

Учить детей самостоятельно организовывать игру.

Расширение кругозора, представлений о народных обрядах, играх, обычаях

4.

Рассматривание художественных  иллюстраций

Развивать интерес к русской народной культуре. Развивать зрительное внимание; воспитывать умение вслушиваться в речь взрослых и своих товарищей, отвечать на вопросы полной фразой.

5.

Хороводный танец «Я посеяла ленку»

Развивать эмоциональную отзывчивость.

Развивать интерес к хороводным танцам.

6.

Экскурсия в Дом культуры «Русская изба»

Учить детей различать и сравнивать одежду разных времен.

7.

Художественно продуктивная деятельность «Точка, точка, огуречек вот и вышел человечек»

Продолжать знакомить с техникой выкладывания из шерстяных ниток заданного предмета на бархатной бумаге. Развивать фантазию и воображение при создании задуманного образа.

1.

Чтение художественной литературы «Как сорока сарафан сшила»

Развивать умение слушать художественное произведение, эмоционально отзываться на него.

День четвертый

2.

Вечерняя встреча «Ивушки»

Расширить представление детей о русском народном фольклоре.

3.

Экскурсия «Сошьем Дуне сарафан»

Формировать положительное отношение к совместно со взрослым деятельности.

Художественно-продуктивная деятельность «Русский народный костюм»

Развивать стремление дошкольников к самовыражению. Развивать фантазию, мелкую моторику рук.

5.

Гостим у «Ивана да Марьи»

Воспитывать уважительное отношение к гостям. Формировать положительное отношение к совместно со взрослым деятельности.

Экскурсия «Профессия швея»

Закреплять знания о профессии портной, швея. Закреплять знания о сфере деятельности профессии. Воспитывать уважение к труду людей.

Третий этап заключительный

День пятый

Игры забавы «Кошки – мышки»

Развивать эмоциональную отзывчивость. Учить детей самостоятельно организовывать игру.

Экспериментальная деятельность «Ткани от Матроскина»

Научить детей устанавливать

 причинно-следственные связи между назначением и видом материала, закрепить представления о том, что одежда из тех или иных тканей может иметь свое назначение.

Народная игра «Салки»

Развивать эмоциональную отзывчивость.

Домашнее задание - стенд «Мир тканей»

Расширить представление детей о видах натуральных тканей  и искусственных.

НОД «Как рубашка в поле родилась»

Пробудить интерес к истории и особенностям русского народного костюма, народным традициям.

Оценка результатов проекта для педагога:

1. Появились новые навыки общения с родителями, появилось желание чаще проводить совместные детско-взрослые проекты.

2. Появилась потребность поделиться своими наработками и результатами с другими педагогами детского сада.

3. Появился стенд детско-родительского творчества «Мир тканей».

Оценка результатов проекта для родителей:

1. Родители стали  более активнее откликаться на события, происходящие в группе и в детском саду.

2. Художественно-продуктивная деятельность детей и родителей стала носить более насыщенный характер.

Оценка результатов проекта для воспитанников:

1У детей выросла осознаваемая заинтересованность к традициям русского народа, предметам старинного быта, русской народной одежде.

2. Обогатился словарный запас, в повседневной жизни стали активно пользоваться устным народным творчеством.

3. Дети стали активнее привлекаться к участию в экскурсиях.

4. Стали самостоятельно играть в русские народные игры, водить хороводы.

Список литературы:

  1. Л.А. Кандрыкинской «С чего начинается Родина?» (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)
  2. Н.В.  Исакова «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность».
  3. Д.Н. Колдина «Аппликация и рисование с детьми старшего дошкольного возраста».
  4. М.Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».
  5. Интернет ресурсы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры".

Целенаправленная разработка проекта по воспитанию нравственно- патриотических чувств  у детей в старшем и в подготовительном к школе возрасте....

Проект «Нравственно - патриотическое воспитание детей на основе русской культуры».

Проект«Нравственно - патриотическое воспитание детей на основе русской культуры».Для воспитанников 5-7 лет.                       ...

Проект «Нравственно - патриотическое воспитание детей на основе русской культуры».

                                   Цель проекта:1. Формирование нравственно- патриотического воспитания...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.

Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...

Проект по патриотическому воспитанию "В гостях у русской народной сказки"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которо...