Главные вкладки

    Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры".
    материал (средняя группа) по теме

    Кудрявцева Наталья Анатольевна

    Целенаправленная разработка проекта по воспитанию нравственно- патриотических чувств  у детей в старшем и в подготовительном к школе возрасте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt.doc48.5 КБ
    Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word.doc88.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект

    Нравственно – патриотическое воспитание  детей дошкольного возраста на основе русской культуры.

                                                       

                                                                          Составитель:

                                                                    Кудрявцева Н.А. -воспитатель                                                                        

    Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспечивает возможность получения ответов на вопросы: что такое патриотизм, гражданственность, каково их назначение и роль в усвоении дошкольниками нравственных норм жизни в обществе, через знания о русской культуре.

    Проект содержит план занятий, фотографии с праздников и развлечений по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников. Работа предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений (старшим воспитателям, методистам, воспитателям).

    Введение

                                                    Много на свете мест, где жить привольно,

                                                    но всякого тянет туда, где он родился

                                                    и жил с родными своими.                    

                                                    Там всё ему знакомо и дорого.

                                                    Наша Родина, наше Отечество – Россия.

                                                                  (К.Э. Циолковский )    

                       

    Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

      Какую же роль играет народная культура, и в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего, следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого народа увидеть его самобытность и уникальность.  

     Проблема: В старшей и подготовительной к школе группе проводилась диагностика о знаниях русской культуры и национальных традициях. Было выявлено следующее: дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родной стране, об особенностях русских традиций. Не испытывают интерес к русским народным сказкам, играм.

    Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

            Актуальность данной проблемы:

    В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им, раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

    Работая с детьми, серьёзно задумываешься над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Изучая возможность использования исторических и культурных ценностей (это и устное, и музыкальное народное творчество, бытовые обряды, традиции, обычаи, а также художественные промыслы и ремёсла) в работе с детьми дошкольного возраста и определилось содержание проекта.

            Цель проекта: формирование нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе русской культуры.

    Задачи:

    - познакомить детей с народными традициями;

    -развивать у детей стремление к созидательной деятельности;

    - воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе, к людям к дому, к детскому саду;

    -вовлечь родителей  в воспитательный процесс для совместной работы.  

    Ожидаемый результат:

    Реализация данного проекта позволит:

    -заложить основу патриотического воспитания у детей, привить  любовь к Родине;

    -приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

    Участники проекта:  дети старшей и подготовительной группы, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители.

            Период выполнения- с 12.11.12 по 30.11.12.

    Теоретическое обоснование проекта

      Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

    В процессе работы по нравственному - патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

     Нравственно-патриотическое воспитание возможно по средствам любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей.

     Также нравственно- патриотическое воспитание возможно в устном народном творчестве, где сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости,  трудолюбии, верности.

     Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, идет приобщение ребят к общечеловеческим  нравственным ценностям.

    В процессе работы по нравственно- патриотическому воспитанию идет знакомство детей с русским фольклором. В нем каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность.                

     Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного - патриотического воспитания детей.

    Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

            Очень важно ознакомить детей с декоративной народной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

            Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, с семьей. Знакомя родителей с проводимой в дошкольном учреждении работой, необходимо возбудить у самих взрослых, особенно молодых, интерес к истории собственной семьи, к тем занятиям, которыми славились представители старшего поколения. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению добрых семейных связей.

    Эти формы и методы помогают ребенку создать в своем воображении цельную картину окружающего мира, совершать собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства, ценить подлинные вещи ушедших эпох. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира.

    Проектная часть

    Вид проекта - нормативный

    Предварительная работа: на занятиях, решая цели и задачи,  используются следующие формы и методы:

    -   познавательные беседы;

    - чтение русских народных сказок, былин ;

    -  творческая продуктивная деятельность детей;  

    - развлечение ;

    -   экскурсия по городу.

    Подготовка к внедрению проекта.

    - подобрать методическую, художественную, детскую литературу; иллюстративные материалы;

    -провести занятия по теме проекта;

    - вовлечь родителей  в воспитательный процесс для совместной работы.

    План проекта

    Таблица 1

    Занятие « Мой первый день в детском саду»

    12.11.12

    Цель: воспитывать любовь и уважение к людям и к детскому саду

    Конспект  занятия : «Веселые матрешки»

    13.11.12

    Цель: Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.

    Чтение былины «Илья Муромец»

    14.11.12

    Цель: формировать у детей знания о богатырях русских

    Художественное творчество «Московская роспись»

    15.11.12.

    Цель: расширить представление о разнообразии народного искусства

    Чтение русской народной сказки «Садко»

    16.11.12.

    Цель: формировать знания о русской культуре

    Музыкальное развлечение «Русская культура»

    19.11.12.

    Цель: формировать знания о русском фольклоре

    Беседа «Любимый уголок в городе»

    20.11.12.

    Цель: воспитывать любовь к родному городу

    Поездка в краеведческий музей

    21.11.12.

    Цель: формировать знания о животном мире родного края

    Развитие устной речи «Малые фольклорные формы»

    22.11.12.

    Цель: познакомить с пословицами, поговорками, закличками

    Художественное творчество «Тутальская писаница»

    22.11.12.

    Цель: научить на куске бересты изображать рисунок

    Аппликация «Русский головной убор»

    23.11.12

    Цель: познакомить с хохломской росписью

    Художественное творчество «Городецкий цветок»

    26.11.12

    Цель: продолжать обогащать представление о народном искусстве

    Беседа о русских традициях ( чаепитие с караваем )

    30.11.12

    Цель: продолжать обогащать знания детей о русских традициях

    Результативность проекта:

    - дети научились понимать смысл сказок, пословиц, поговорок;

    - отличать добро от зла, хорошие от плохих поступков;

    - с чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины;

    - проект помог детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев;

    - дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль в исполнении сказок;

    - произошло взаимопонимание между родителями и педагогом,  благодаря совместной работе детей и родителей;

            Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволила реализовать возможности воспитания нравственно- патриотических чувств  у детей в старшем и в подготовительном к школе возрасте.



    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе, тема: «День космонавтики в детском саду» 12.04.2013.

    Автор занятия: Кудрявцева Наталья Анатольевна, воспитатель.

    Цели:

    Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.
    Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне.
    Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин.
    Закрепить знания о геометрических фигурах.
    Совершенствовать изобразительные умения и навыки.
    Развивать пространственное воображение, мелкую и общую моторику.
    Воспитывать любознательность.

    Оборудование:

    Картинки с изображением портрета Ю. Гагарина, собак Белки и Стрелки, созвездий, Луны.
    Воздушный шарик.
    Набор геометрических фигур, образец ракеты, составленной из этих фигур.
    Листы бумаги с нарисованными инопланетянами и ракетами из геометрических фигур, карандаши.
    Рисунки созвездий.
    Картон с прорезанным кругом, краска желтого и оранжевого цветов, губки, оборудование для рисования.

    Ход занятия:

    С самых давних времен люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. Прошло много-много времени пока люди научились строить летательные аппараты. И первыми полетели в них не люди, а животные: крысы, а потом собаки. Взгляните на эту картинку. (Показ). На ней вы можете увидеть первых собак. Которые полетели в космос и вернулись обратно. Их зовут Белка и Стрелка. И только после того, как еще другие собаки успешно слетали в космос, туда отправился первый человек.
    Много лет назад именно в этот день космонавт Юрий Гагарин полетел в космос.

    С тех пор в этот день каждый год мы отмечаем день космонавтики — праздник космонавтов и всех, кто помогает им успешно летать в космос.

    Сегодня и мы с вами поиграем в космонавтов: отправимся в полет на космическом корабле, поможем инопланетянам, понаблюдаем за созвездиями.

    Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете. Я покажу вам на примере шарика, как летит ракета.

    Воспитатель надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами. А потом разжимает пальцы и шарик резко вырвется вверх.

    Наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. А в ракете не воздух, а топливо.

    А теперь давайте построим свои ракеты из геометрических фигур.

    Дидактическая игра «Построй ракету»

    Детям предлагается образец и набор геометрических фигур. Из которых нужно сложить ракету.

    Динамическая пауза «Космонавты высаживаются на планеты»

    На полу разложены обручи разного размера и величины. Дети делятся на две команды «Восток» и «Молния» и выполняют команды:
    Члены экипажа космического корабля «Восток», постройтесь друг за другом.
    Члены экипажа космического корабля «Молния», встаньте в круг.
    Команда космического корабля «Восток» высадилась на большую желтую планету.
    Команда космического корабля «Молния» высадилась на две маленькие синие планеты.

    Космонавты и ученые выяснили, что на планетах, которые вертятся вокруг нашего Солнца, жизни нет: на одних слишком холодно, на других слишком жарко. Никто не живет на этих планетах.

    Только наша планета Земля
    Во всем пригодна для жилья.
    Ведь Земля — планета-сад
    В этом космосе холодном.
    Только здесь леса шумят,
    Птиц скликая перелетных.
    Береги свою планету –
    Ведь другой, похожей, нету!

    Но, может быть, где-то далеко-далеко, возле другой звезды. На далеких планетах есть живые существа. Тех, кто живет на других, иных планетах, мы называем «инопланетяне». Вот сейчас инопланетяне нуждаются в нашей помощи: нужно помочь им найти свои космические корабли.

    Дидактическая игра «Рассади инопланетян по космическим кораблям»

    - Взгляните на лист и ответьте мне, дети:
    Кто на какой летает ракете?

    На листе бумаги нарисованы инопланетяне из геометрических фигур и ракеты в форме этих же фигур. Нужно соединить линией изображения ракеты и инопланетянина, состоящих из одинаковых геометрических фигур.

    Над Землёю ночью поздней,
    Только руку протяни,
    Ты ухватишься за звёзды:
    Рядом кажутся они.
    Можно взять перо Павлина,
    Тронуть стрелки на Часах,
    Покататься на Дельфине,
    Покачаться на Весах.
    Над Землёю ночью поздней,
    Если бросить в небо взгляд,
    Ты увидишь, словно гроздья,
    Там созвездия висят.

    Дидактическая игра «Дай название созвездиям»

    Ребята, астрономы — ученые, которые наблюдают и изучают звезды обнаружили на небе новые созвездия и просят нас помочь придумать им названия.
    Сложите руки трубочкой друг за другом, как будто смотрите в телескоп, и посмотрите внимательно на это созвездие. Как можно назвать его?

    Домик
    Птица
    Зонтик
    Цветок

    Когда ночью мы глядим на небо, что мы видим? (Показ картинки. Ответы детей). Звезды и луну.
    Луна — это спутник нашей планеты Земля.

    Только солнце спать ложится,
    Луне на месте не сидится.
    Ночью по небу гуляет,
    Тускло землю освещает.

    Сейчас наша ракета отправится на Луну. Там мы нарисуем лунный портрет. Но сначала подготовим пальчики.

    Пальчиковая гимнастика

    «Солнце»
    (Две соединенные перекрестно друг с другом ладони с разведенными в стороны пальцами)

    «Ракета»
    (Ладони соединены указательными, средними и безымянными пальцами, нижние части ладоней разведены в стороны, запястья на столе)

    «Луноход»
    (Пальчиками перебирать по поверхности стола, обходя все неровности, бочком, как "паучок")

    Рисование губкой «Луна»

    Детям предлагается на лист бумаги черного цвета наложить лист картона с прорезанным в нем кругом и с помощью губки нанести краску на круг (не размазывая, а прижимая). Затем осторожно убрать картон и пальцами дорисовать круги-кратеры.

    А мы живем с вами на планете... Земля.

    За чудесами мы стремимся,
    Но нет чудесней ничего,
    Чем полетать и возвратиться
    Под крышу дома своего!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

    Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

    Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

    Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

    Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры

    Занятия по народной культуре помогают осознать взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, что способствует формированию исторического сознания. Ребенок усваивает особе...

    Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 3-7 лет

    Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

    В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.

    Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...

    Проект «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры»

    Паспорт проектаВид проекта: познавательно-творческий.Тип проекта: долгосрочный.Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.Ожидаемый результатРеализация данного пр...

    Опыт работы "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры"

    Тема патриотического воспитания на основе русской культуры очень важна для осознания любви к своей Родине, становления гражданина, патриота с активной жизненной позицией.  Поэтому, работая над фо...