Главные вкладки

    Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 3-7 лет
    проект (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Преорчук Наталья Петровна

    Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспечивает возможность получения ответов на вопросы: что такое патриотизм, гражданственность, каково их назначение и роль в усвоении дошкольниками нравственных норм жизни в обществе, через знания о русской культуре. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_nravstvenno_patrioticheskiy.docx65.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

    «детский сад №447»

    Проект

    Нравственно – патриотическое воспитание  детей дошкольного возраста на основе русской культуры.

    Для воспитанников 3-7 лет

    Подготовила: Преорчук Наталья Петровна

    Старший воспитатель

                                                                     

     Нижний Новгород 2016 г.

    Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспечивает возможность получения ответов на вопросы: что такое патриотизм, гражданственность, каково их назначение и роль в усвоении дошкольниками нравственных норм жизни в обществе, через знания о русской культуре.

    Проект содержит три этапа: организационно-подготовительный, основной (практический), итоговый (рефлексивный). Работа предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений (старшим воспитателям, методистам, воспитателям).

    Введение

                                                    Много на свете мест, где жить привольно,

                                                    но всякого тянет туда, где он родился и                                                         жил с родными своими.

                                                    Там всё ему знакомо и дорого.

                                                    Наша Родина, наше Отечество – Россия.

                                                                  (К.Э. Циолковский )  

        Через знакомство с героическим прошлым нашей Родины воспитатели объясняли детям, что могущество и процветание России коренятся в ее духовном и государственном единстве. В ходе мероприятий дошкольники рассуждали о том, что такое Родина, знакомились с историей нашей страны и узнавали о том, как происходило сплочение народа в труднейшие для страны времена.

              Цель проекта:

    формирование нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе русской культуры.

    Задачи:

    - дать представление о празднике «День народного единства»;

    - познакомить детей с народными традициями;

    - воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе, к людям к дому, к детскому саду;

    -вовлечь родителей  в воспитательный процесс для совместной работы.  

    Ожидаемый результат:

    Реализация данного проекта позволит:

    -заложить основу патриотического воспитания у детей, привить  любовь к Родине;

    -приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям;

    -повышение уровня знаний родителей;

    Участники проекта:  дети старшей и подготовительной группы, воспитатели, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования, родители.

            Период выполнения: с 14.10.16 по 04.11.16.  

     Предварительная работа:

      Постановка целей и задач Проекта, составление плана работы по реализации Проекта; подбор художественной литературы, музыкального сопровождения; разработка необходимых материалов: конспекты НОД, сценария праздника, организация экскурсий, конкурсов, выставок.

       Выбор и обоснование критериев успеха. Проведение запланированных мероприятий согласно плану. Реализованы цель и задачи проекта, результатом которого являлся праздник «День народного единства».

    Предварительная работа: НОД, решая цели и задачи, используются следующие формы и методы:

    - познавательные беседы;

    - чтение русских народных сказок, былин ;

    - творческая продуктивная деятельность детей;

    - развлечение;

    - экскурсия по городу;

    - просмотр видеоматериала, иллюстрированного материала.

    1. Познавательно-речевое направление

    Коммуникация, познание, чтение художественной литературы

    Коммуникация

    - Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства»;

    - Свободное общение: «Кто такие Минин и Пожарский?», «Что означает – народное единство?»;

    - Совместное изготовление стенда для родителей «Единство навсегда» (стихи о празднике, тематические фотографии, информация о самом празднике, об исторических событиях; творчество детей – рисунки, аппликации и т. д.

    Познание

    - Рассказ воспитателя: «Начало смутного времени», «Народное единство», «Памятник Минину и Пожарскому»;

    - Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций, и др.;

    - Поисково-исследовательская деятельность: «Как мы сделаем праздничную стенгазету?»;

    - Коллективное изготовление стенгазеты «День народного единства».

    Конструирование: «Старинная крепость», «Кремль».

    Чтение худ. литературы.

    Писатели и поэты о празднике.

    Интегрированная деятельность: чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки, рисование: «Открытка к празднику», «Русский воин».

     2. Социально-личностное направление

    Социализация, труд, безопасность

    Социализация.

    Посещение выставок, музея боевой славы в школе.

    - Сюжетно-ролевые игры: «Защитники», «Путешествие в Нижний Новгороду».

    Презентации, посвящённые празднику.

    Труд.

    Ручной труд: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры, аппликаций, поделок оригами.

    Безопасность.

    Безопасность нашей страны, границ государства. Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.

     3. Художественно-эстетическое направление

    Художественное творчество, музыка

    Художественное творчество.

    -Продуктивная деятельность: праздничное оформление группы; изготовление праздничных открыток для родителей, Создание Коллажа на тему праздника.

    Музыка

    Слушание музыки: А. Морозов «Нижегородская лирическая», Кабалевский Д. «Походный марш», «Кавалерийская»; Струве Г. «Моя Россия», Тиличеева Е. «Марш», Прокофьев С. «Марш». Рассказ, беседа, рассматривание фото, картин, иллюстраций. Подготовка утренника для родителей.

    4. Физическое развитие

    Физкультура, здоровье.

    Физкультурный досуг: «Сильные, смелые, ловкие».

    Здоровье.

    Свободное общение, беседа.

    Создание условий для самостоятельной деятельности

    Книжный уголок:

    - Книги для чтения и рассматривания: В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок), М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: «Родина», А Прокофьев: «Родина», С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок).

    - Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

    «Российские воины»: аудиозапись с военным маршем, флаги, атрибутика военных разных времён (шлем, кивер, пилотка, бескозырка, фуражка, игрушечное оружие, бинокль, штурвал, фляжка, котелок и т. п.); фото и репродукции различных времён с изображением баталий, боёв, парада и т. п. (Игры-спутники: «Моряки», «Лётчики», «Пограничники»).

    - Центр строительно-конструктивных игр: создание схем, чертежей построек; строительный материал, модули, конструкторы.

    -Центр продуктивных видов деятельности: подборка праздничных открыток ко Дню народного единства; материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

    Взаимодействие с семьей

    Обновление информационного стенда на тему: «Что можно рассказать ребёнку о Дне народного единства»;

    Посещение родителей с детьми музея боевой славы в школе. 

    План проекта «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА» 

    17.10.2016

    1.Беседа «Любимый уголок в городе»;

    2. Конспект НОД «Нижегородская губерния»;

    3.Ситуативное общение «Кто такие - Минин и Пожарский?»;

    4. Презентация «Государственный флаг».

     Цель: воспитывать любовь к родному городу; познакомить с государственными символами России

    18.10.2016

    Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства».

    Цель: расширять представления детей о национальных праздниках.

    Физкультурный досуг: «Сильные, смелые, ловкие».

    19.10.2016

    Просмотр видеофильма песочная арттерапия «История праздника День народного единства»

    20.10.2016

    Просмотр видеофильма «Достопримечательности Нижнего Новгорода»

    21.10.2016

    1.Конструирование: «Старинная крепость», «Кремль».

    2.Беседа «Защитники нашей Родины»; «Былинные богатыри».

    3.Сюжетно-ролевые игры: «Защитники», «Путешествие в Нижний Новгород».

    Цель: воспитывать любовь и уважение к Родине; защитникам Отечества. 

    24.10.16-28.10.16

    1.Конкурс рисунков «Моя маленькая Родина»

    2.Чтение былины «Илья Муромец».

    3.Развитие устной речи «Малые фольклорные формы».

    Цель: Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России; формировать у детей знания о богатырях русских; познакомить с пословицами, поговорками, закличками.

    28.10.2016

    Совместный праздник «День народного единства» в детском саду. Чаепитие с родителями.

    Цель: Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России.

    Результативность проекта:

    - совершенствование уровня знаний детей о своей стране;

    - проявление интереса детей к событиям, происходящим в стране;

    - формирование  чувства  уважения к истории и культуре нашей Родины;

    -дети научились понимать смысл сказок, пословиц, поговорок.

    - проект помог детям привить чувство собственного достоинства, патриотизма, чувство ответственности за младших сестёр и братьев;  

       Значительные успехи в создании единого пространства семья – детский сад были достигнуты в ходе совместной работы с родителями по организации праздника и экскурсий.

    Приложение

     1.ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

    1.Рассказ воспитателя - Памятник Минину и Пожарскому

       Даже те, кто ни разу не был в Москве, без труда узнают бронзовую скульптуру на гранитном постаменте, стоящую перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Это памятник Минину и Пожарскому. Он посвящен нижегородцам Кузьме Миничу Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому и возглавленному ими народному ополчению, победившему польских интервентов в 1612 году, в период смутного времени на Руси.

       Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, "на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан", а установку приурочить к 200-летию памятных событий. Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Более с 1804 по 1815 г. трудился скульптор над созданием памятника (начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

         Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.

        И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.

         4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели - несколько уменьшенная копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. Это же место изображено и на картине К. Маковского "Воззвание Минина".

    ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

    1. Начало смутного времени

            После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, - неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия: Годунов Борис Фёдорович!

    Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!

    И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.

    2. Цари - самозванцы

    Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско - отвоевать "отцовский" престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь. В Москве воцарился Самозванец.

    Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого - ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием. А потом надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: "Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!" Тогда и наступил конец терпению народа.

    3. Народное единство

    Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: "Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!" Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Но призыв патриарха облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство.

    Собрали жители Нижнего большое войско. Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: "Прикажи ополчению, пусть разойдется!" - "Да будет над ними милость Божья и наше благословление! - ответил Гермоген. - Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем".

    4. Так и случилось!

         Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!

    Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - на самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

    2.Беседа воспитателя с детьми.

    Что мы Родиной зовем?

    Край, в котором мы растем,

    И березки, вдоль которых

    рядом с мамой мы идем...

    - 4 ноября вся наша страна будет отмечать День народного единства. Хотите узнать, что это за праздник? Во все времена русские люди любили свою родину. Слагали о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной стороны совершали подвиги.

    - Постарайтесь подобрать красивые нужные слова к слову Родина (славная, сильная, богатая, любимая, чудесная).

    - Этот памятник стоит в Москве на Красной площади (показать на фотографию памятника Минину и Пожарскому.

    - На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Эти люди спасли свою страну от врагов, которые захватили ее.

    - Не всегда народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. 400 лет назад вражеские нашествия разорили страну дотла. Русская земля была занята врагами-поляками. Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

    - Осенью в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать войско для борьбы с врагами.

    - Друзья и братья! Русь святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, родине святой!

    Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени - известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

    - Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?

    - Какими словами можно назвать Кузьму Минина и князя Пожарского? Правильно, смелыми, мужественными, стойкими, храбрыми, сильными.

    - Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы и победили. Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября.

    - Вот герои - избавители России: простой человек Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский (показать на портреты Минина и Пожарского). Они сумели собрать на битву народ и освободили Москву от врагов. Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

    - Теперь мы празднуем День народного ополчения как свой заслуженный праздник. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее.

    - Помните: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды, - подытоживает урок патриотизма воспитатель.

    Главное - вместе!

    Главное - дружно!

    Главное - с сердцем горящим в груди!

    Нам равнодушных в жизни не нужно!

    Злобу, обиду из детсада гони!

    Мудрость веков о войне и мире

    2.Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с историей земли Нижегородской

    Программное содержание:

    - Приобщать детей к истории родного края.

    - Обогащать знания о городе Нижнем Новгороде, его достопримечательностях и людях, живших на Нижегородской земле.

    - Воспитывать гордость за свой город.

    Активация словаря:

    - Георгий Всеволодович,

    - Кулибин,

    - Горький,

    - кремль.

    Предварительная работа:

    - рассматривание иллюстраций о городе Нижнем Новгороде

    - разучивание песни «Нижний Новгород»

    - беседа в кругу на тему: «Я люблю свой город»

    - рассматривание карты города Нижнего Новгорода и Нижегородской области

    - беседа об известных людях земли Нижегородской.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Дети, в каком городе мы живем? (Ответы детей)

    Воспитатель: Чем знаменит наш город? (Ответы: дети перечислят достопримечательности: Нижегородский кремль, парки, бульвары, музеи, площади, театры).

    Воспитатель: Давайте вспомним, какие известные люди жили в нашем городе? (Ответы: дети перечисляют известных людей - Горький, Кулибин).

    Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по самым интересным местам города Нижнего Новгорода, где мы познакомимся с основателем нашего города, князем Георгием Всеволодовичем. Вы готовы к путешествию?» (Ответы детей).

    В группе, в разных местах размещены иллюстрации Нижегородского кремля, иллюстрации, отражающие старинный Нижний Новгород (Деревянный кремль, кирпичный кремль, современный Нижний Новгород).

    Воспитатель: Первая остановка, - Дятловы горы, где Великий князь Георгий Всеволодович основал Нижний Новгород.

    Воспитатель вносит книгу « Георгий Всеволодович – основатель города Нижнего Новгорода», выносит портрет Георгия Всеволодовича, читает отрывок, как возник Нижний Новгород.

    Воспитатель: А теперь мы отправляемся дальше. Сейчас мы с вами видим деревянный кремль. Как вы думаете, для чего люди его построили и окружили земляным валом и рвом с водой? (Ответы детей)

    Воспитатель: И однажды враги оказались сильнее и подожгли деревянный кремль. Движемся дальше, сейчас мы оказались в кирпичном кремле с толстыми стенами, бойницами. Кремль люди защищали, собрав все свои силы. Этот кремль выдержал много набегов, за которыми скрывались люди. В настоящее время в Нижегородском кремле находится правительство Нижегородской области. Рассматриваем иллюстрации современных улиц, музеев, площадей города Нижнего Новгорода. Обращаем внимание на красоту, чистоту, заботливое отношение людей к родному городу. Дети, вам понравилось путешествие по Нижнему Новгороду?» (Ответы). В: «Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).

    Воспитатель: Как мы можем позаботиться о любимом городе? (Ответы детей).

    Воспитатель: Я думаю, каждый из вас, познакомившись с историей города Нижнего Новгорода – гордится им!!!

    3. Конспект занятия «Богатыри земли русской»

    Программное содержание:

    • Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
    • Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
    • Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
    • Познакомить детей с оружием богатырей.
    • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

    Активизация словаря:

    Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи,, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.

    Предварительная работа:

    Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
    Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.
    Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
    Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
    Составление родового дерева (нарисованного).
    Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».

    Оборудование:

    Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); костюмы богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья-разбойника, Змея-Горыныча.

    Ход занятия:

    Дети сидят в зале на стульчиках.

    Воспитатель:

    Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).

    Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?

    Дети:

    Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

    Воспитатель:

    Правильно, а кем они были?

    Дети:

    Богатырями.

    Воспитатель:

    Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

    Дети:

    Богатыри - это люди , которые защищали нашу Родину от врагов.

    Воспитатель:

    Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Ребята,мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются?

    Дети:

    «Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т.д.

    Воспитатель:

    Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

    Дети:

    С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

    Воспитатель:

    Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?

    Дети:

    Да.

    Воспитатель:

    Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
    Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

    Дети:

    Дорогу.

    Воспитатель:

    Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

    Пойдёшь направо
    Деньги и слава,
    Пойдёшь налево
    Друзей потеряешь и будешь не смелым.
    Двинешься прямо
    Ждет опасность и богатырская застава.

    Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?

    Дети:

    Дорогу, которая идет прямо.
    Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. (Вкючается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).

    Голос:

    (Задание 1)

    Для начала разомнитесь,
    По верёвочке пройдитесь,
    Со ступать с неё нельзя
    Пропасть вас там ждёт друзья.
    (На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).

    Голос:

    (задание 2)

    Вот преграда на пути
    Её так просто не пройти
    Надо быстро вспоминать
    И пословицы сказать!
    (Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).

    Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине

    Смелость силе воевода.
    Тот герой кто за Родину горой.
    Кто смел тот на коня сел.
    За край свой насмерть стой.
    Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
    Сам погибай, а товарища выручай.
    С родной земли умри, не сходи.
    Жить - Родине служить.
    Счастье - Родины дороже жизни.
    Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
    Если дружба велика, будет Родина крепка.

    Голос:

    (задание 3)

    Вот и речка на пути
    Не проехать, не пройти
    Соловей - разбойник злой
    Мост сломал здесь над рекой.
    (Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).

    Голос:

    (задание 4)

    Здесь преграда, здесь Кащей
    Ест он много-много детей (щей)
    Чтобы дальше вам пройти
    Нужно доказать, что вы богатыри.

    Физкультминутка «Богатыри»

    Богатырь- вот он каков:
    (Показывают силача)

    Он силён, он здоров,
    Он из лука стрелял,
    (Имитируют движения)

    Метко палицу бросал,
    На границе стоял,
    Зорко - зорко наблюдал,
    Подрастём, мы и, смотри,
    (Поднимаем руки высоко вверх)

    Станем, как богатыри!

    Голос:

    (задание 5)

    Все преграды покорились
    Дальше в путь вы все пустились
    Но, увы, не тут - то было,
    Вихрем всё вдруг закружило!
    Змей Горыныч трехголовый
    Повстречался на пути,
    Тут спасенья не ищи!
    Но ребята не зевай
    И оружие скорее выбирай!
    (Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов).

    Дети с воспитателем идут дальше по дорогу, и навстречу им выходит мальчик - гусляр.(под музыку).

    Воспитатель:

    Кто ты?

    Гусляр:

    Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.

    Воспитатель:

    А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри!

    Один ребёнок прочитает стихотворение о богатыре.

    Богатырь, силён как вольный ветер,
    Могуч как ураган.
    Он защищает землю
    От злобных басурман!
    Он силой доброю богат
    Он защищает стольный град.
    Спасает бедных и детей
    И стариков и матерей!

    Воспитатель:

    Вот кто такие богатыри.

    Гусляр:

    Аи, под славным городом под Киевом,
    Стояла -то застава богатырская.
    На заставе атаман был Илья Муромец,
    Податаманье был Добрыня Никитич,
    Есаул - Алёша - поповский сын.
    Выходят три мальчика, одетых богатырями.

    Илья Муромец:

    Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
    Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,
    Рычал злодей-разбойник по-звериному,
    От его свиста все цветочки осыпалися,
    А что есть люди - все мертво лежат.
    Но срубил я ему буйну голову,
    Говорил притом таковы слова:
    «Тебе полно-тко свистать по-соловьему,
    Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
    Тебе полно-тко стращать малых детушек!»

    Звучит музыка.

    Добрыня Никитич:

    Поехал я к славной речке -
    Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,
    Аи Змеинищо да то Горынищо,
    Аи о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит.
    Говорит-то Змеинищо таковы слова:
    «А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,
    Я тебя в полон возьму, захочу - сожгу,
    Захочу - сожру».

    Изловчился я, ударил Горынище,
    Ан упал-то Змей на сыру землю,
    На сыру землю, на ковыль-траву.
    Запросил пощады, душегубище.
    Звучит музыка.

    Алеша Попович:

    Рассказали мне про Тугарина Змеевича,
    И что сам он трех саженей росту,
    Конь под ним, как лютый зверь,
    Изо рта пламень пышет,
    Из ушей - дым столбом - все боятся лютого,
    Как хлестнул я его по голове,
    А как упал он на сыру землю,
    То вскочил я ему на черну грудь,
    И отрезал ему голову прочь,
    И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось».

    Звучит гусельная музыка.

    Гусляр:

    Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,
    Аи седлали вы коней добрых,
    Да стояли вы за веру и Отечество,
    И поклон вам от Руси и во веки веков.

    Кланяются друг другу и зрителям и уходят.

    Воспитатель:

       Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.

    4. Конспект занятия с использованием ИКТ «Нижний Новгород. Знакомство с родным городом»

    Компьютерная презентация «Нижний Новгород»

    Задачи:

    1. Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней;
    2. Воспитывать чувство привязанности, любви к родному городу;
    3. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, о самых красивых местах родного города.

    Оборудование: компьютер, флешка с презентацией, мультимедийный проектор, запись песни А. Морозова «Нижегородская лирическая», музыка для фона

    Презентация

    Слайд 1,2 Нижний Новгород

      Сегодня мы с вами поговорим и попутешествуем  по нашему удивительному родному городу, побываем в красивых местах нашего города. Вы готовы к путешествию?Да

    А в каком городе мы живём?

    Ответы детей:  Нижнем Новгороде

    Так вот Нижний Новгород – один из древнейших красивейших городов России. Основан он был в 1221 году великим князем Юрием Всеволодовичем Долгоруким, месте слияния Оки и Волги, на дятловых горах .

    Слайд 3

    А это герб нашего города. На нём изображён  олень – он является символом благородства, чистоты, и величия, жизни, мудрости и справедливости.

    Слайд 4

      Главный символ города  это, конечно, же - Кремль, уникальный памятник отечественной культуры. Пятьсот лет стоит Нижегородский каменный кремль на Дятловых горах, построенный вместо дерево – земляным укреплениям. Кремль состоял из 14 башен, но в настоящее время сохранилось только 13 башен. Кремль люди защищали, собрав все свои силы. Этот кремль выдержал много набегов, за которыми скрывались люди. Его стены высокие и прочные, он ни разу не был захвачен врагом.  В настоящее время в Нижегородском кремле находится правительство Нижегородской области. 

    Слайд 5

    Продолжая наше путешествие, скажите, вы наверно все узнали это место?

    Ответы детей: Военная техника в Кремле. Да, правильно, возле стен кремля расположена постоянно действующая выставка оружия и военной техники, выпускавшейся в нашем городе в годы Великой Отечественной Войны. Там есть танк, пушки, "Катюша", истребитель, и даже рубка подводной лодки. Вся эта техника выпускалась на заводах нашего города. Дети всегда с удовольствием лазят по этой технике.

    Слайд 6

      На территории Кремля находится Вечный огонь, который горит в память о погибших земляках в Великой Отечественной войне. Нижегородцы чтут погибших, и возле него всегда стоит караул из школьников города.

    Слайд 7

       Визитная карточка Нижнего Новгорода - знаменитая Чкаловская лестница. Это самая длинная лестница на берегах Волги. Она насчитывает 560 ступеней! Все, кто подплывают по реке к нашему городу, любуются этой красотой. Лестница спускается по склону в виде двух больших колец. Она строилась  с 1943 по 1949 гг. военнопленными немцами.

    Слайд 8

      Продолжая знакомство с нашим удивительным городом, мы узнаем памятник кому? Ответы детей: знаменитому лётчику Валерию Чкалову. Да, наверху лестницы возвышается бронзовый памятник Валерию Чкалову - летчику, совершившему первый перелет через Северный полюс, родившемуся в Нижегородской губернии. Интересно, что памятник стоит на том месте, которое сам Чкалов выбрал для памятника Максиму Горькому, когда прогуливался со своим другом - скульптором Исааком Менделевичем. Но судьба распорядилась так, что на этом месте появился памятник самому Чкалову, автором которого и стал Менделевич.

    Слайд 10

       Детишки с удовольствием ходят в Кукольный театр. Фасад здания театра выполнен в виде сцены, на которой разыгрывают представление фигуры кукол, выкованных из меди. Давайте вспомним, какие сказки вы здесь смотрели?Ответы детей: «Гуси-лебеди», «Морозко», «Винни пух и все, все», «Кот, лиса и петух» и др.).

    Слайд 11

         Конечно, в таком большом городе есть немало театров. Самым старым является Драматический театр, открывшийся в 1896 г. премьерой оперы Глинки "Жизнь за царя", где главную партию исполнял Федор Шаляпин.

    Слайд12

      Путешествуем дальше, что это за здание кто узнал? Ответы детей: Театр Юного Зрителя. С 1928 г. в нашем городе существует Театр Юного Зрителя. Сначала он располагался в здании, в котором теперь находится Театр комедии. А к своему 50-летию ТЮЗ получил новое здание. Кто был в нем? Какие спектакли смотрел? Ответы детей.

     Слайд 13

    Ребята скажите, как вы думаете что это? Ответы детей: Нижегородская ярмарка. Молодцы, узнали.

     Может быть, вы слышали такую поговорку:"Петербург - голова России, Москва - ее сердце, а Нижний - ее карман". Нижний Новгород назывался карманом России благодаря знаменитой Нижегородской ярмарке - крупнейшей в мире по товарообороту в 19 в.. Нижегородская ярмарка была построена в 1817 г. Она представляла собой целый город, включающий 30 улиц и 8 площадей!

    На ярмарке продавались товары из всех уголков мира, а в основном торговля шла с Китаем, Персией и Средней Азией. Именно здесь устанавливались цены на основные товары: хлеб, чай, соль, рыбу, металл, меха и др. Сейчас на территории ярмарочного комплекса проходят всевозможные выставки-ярмарки не только из других регионов России, но и из других стран.

    Слайд 14

          Всем знаком памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве? С этим памятником тоже интересная история.

    В 1808 г. Нижегородцы пожелали установить в Нижнем памятник руководителям ополчения, и стали собирать на него деньги. Однако в 1811 г. Комитет министров постановил установить этот памятник в Москве, а в Нижнем Новгороде соорудить обелиск, на который потратить собранные нижегородцами деньги.

       Зураб Церетели выполнил копию знаменитого памятника, и 4 ноября 2005 г., в день, когда впервые в нашей стране отмечался День народного единства, этот памятник был торжественно открыт около храма Рождества Иоанна Предтечи, а площадь возле храма получила название площади Народного единства. Так что возвращение этой скульптуры в Нижний - акт исторической справедливости!

    Слайд 15

     А сейчас мы с Вами посмотрим, кто узнал что это за здание? Ответы детей: Планетарий. В планетарии можно увидеть звёздное небо, познакомиться с созвездиями, планетами и их спутниками, кометами и метеоритами.

    Слайд 16

    Ребята, а это что? Ответы детей: Канатная дорога. В 2012 г. заработала еще и уникальная канатная дорога через Волгу. Это самая длинная в Европе канатная дорога, используемая в качестве общественного транспорта. Ее протяженность 3661 м! А еще она имеет самый длинный в мире безопорный пролет над водой - 882 м. Может быть, нашу канатную дорогу даже занесут в Книгу рекордов Гиннеса.

    Слайд 17

    Завершая наше путешествие, по родному городу, мы видим с Вами памятник. Это памятник писателю, в честь которого был назвал наш город и некоторое время носил его, Максиму Горькому, знаменитому писателю.

      Итак, Нижний Новгород красивый и знаменитый город сюда приезжают туристы со всей России и из других стран.

    Вот и подошло наше путешествие к концу. Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей). А мы с вами что-то можем сделать, чтобы город становился лучше, более красивым. (Ответы детей). И в заключении послушаем песню о родном городе.

    5. Конспект НОД «Нижегородская губерния»

     Цель:

    • Создание у детей исследовательского интереса, любознательности к познанию истории Нижегородского края.
    • Знакомство детей с городами, которые входят в состав Нижегородской области, народными промыслами.
    • Воспитание любви и чувства патриотизма к родному краю.

    Способы:

    Рассказ воспитателя, создание игровой ситуации, вопросы, беседа, смена видов деятельности, художественное слово, слушание, релаксация.

    Средства:

    ИКТ, презентация «Нижегородская область – край легенд и народных промыслов», карта Нижегородской области, музыка, фото, иллюстрации, книги, атрибуты Нижегородской области (герб, гимн), образцы изделий народных промыслов.

     

    Ход НООД

    Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по нашему родному краю – по нашей области.

    - Скажите пожалуйста, в какой области мы живем?

    Мы живем в Нижегородской области.

    - Какой город мы называем столицей Нижегородской области?

    - Столица Нижегородской области – город Нижний Новгород.

    - Правильно, мы живем с вами в Нижегородской области, а столица нашей области город Нижний Новгород.

    - Как вы думаете, у Нижегородской области есть герб?

    Да, есть.

    - Что изображено на гербе?

    На гербе изображен Олень.

    - Посмотрите, герб Нижегородской области представляет собой серебряный щит с изображением идущего оленя, у которого черные рога и копыта.

    Олень – символ благородства, чистоты и величия, жизни, мудрости и справедливости.

    Над щитом российская императорская корона, а вокруг щита золотые дубовые листья, соединенные Андреевской лентой.

    Императорская корона - знак высокого достоинства и власти, а дубовые листья, перевитые Андреевской лентой, символизируют исторический государственный территориальный статус области.

    - Еще у нашей области есть свой гимн. Я вам предлагаю его послушать. Дети слушают гимн Нижегородской области. (слайд №3 – гимн)

    - Ребята, нашей области исполнилось 300лет. Нижегородской областью мы называем землю, расположенную вокруг города Нижнего Новгорода.

    По указу императора Петра I была образована Нижегородская губерния. Раньше наша область называлась по-другому – губерния, а города назывались – уезды.

    - Как называлась раньше наша область?

    (Губерния).

    - Как раньше назывались города?

    (Уезды).

    - Посмотрите, это карта нашей Нижегородской области (губернии). Много городов объединяет наша область. Все эти города чем-нибудь да славятся, а значит и прославляется наша область.

    - Люди прославляют свой край разными делами, много песен, стихов сложили, запечатлели красоту ее в картинах.

    Итак, мы отправляемся в путешествие по Нижегородской области.

    - На чем можно путешествовать по нашей области?

    (На машине, на электричке, на автобусе…)

    - Поедем на автобусе, занимайте места! Вы узнаете много интересного о нашем крае, познакомитесь с его достопримечательностями и народными промыслами. (Дети «едут».)

    - Перед вами столица Нижегородской области – город Нижний Новгород - один из красивейших городов России. В честь русского и советского писателя Максима Горького раньше город носил название Горький. Это самый крупный промышленный центр. Нижний Новгород славиться развитой промышленностью – особенно машиностроением и металлообработкой. Немалым свидетельством этому является автомобильный завод ГАЗ, и любимый многими автомобиль «Волга». Раньше, во время войны на этом заводе производили пушки - «Катюши», а на заводе «Красное Сормово» выпускались танки Т-34, военные корабли и подводные лодки. А сейчас этот завод - шоколадная фабрика, на которой изготавливают что?

    Изготавливают шоколадные конфеты, пряники, вафли, торты.

    - Также Нижний Новгород славится Нижегородской ярмаркой - одна из крупнейших выставочных комплексов в России. Благодаря Нижегородской Ярмарке город называют «карманом России». Раньше говорили: «Москва – сердце России, Петербург – ее голова, а кошелек – Нижний Новгород».

    Главной достопримечательностью города является Нижегородский кремль.

    Его стены высокие и прочные, он ни разу не был захвачен врагом. Кремль состоял из 14 башен, но в настоящее время сохранилось только 13 башен. Гуляя по Нижегородскому кремлю, можно рассмотреть и танк Т-34, и пушку «Катюшу», и увидеть красивые просторы города.

    Посмотрите, мы проезжаем мимо города Балахна. Это один из древнейших городов Нижегородской области. Это родина Кузьмы Минина, который вместе с Дмитрием Пожарским собрали народ и освободили Москву от врагов.

    Также в городе Балахна добывали поваренную соль, которой мы солим еду, изготавливают кирпичи, из которых строят дома.

    Балахна также славится кружевоплетением. Посмотрите, какие изделия плетут балахнинские мастерицы.

    Следующий город – Чкаловск. Этот город назван в честь великого русского летчика - Валерия Павловича Чкалова. Здесь он родился, вырос и долгое время жил. На таком краснокрылом самолете – АНТ-25 экипаж с Валерием Чкаловым совершил перелет от г. Москва, через Северный полюс в г. Ванкувер (США). Они летели очень долго и нигде не приземлялись.

    Город Чкаловск славен также своим искусством вышивки в технике «нижегородский гипюр». Посмотрите, вот так вышивают чкаловские мастерицы.

    Проезжая дальше, мы видим город Бор. Это самый крупный промышленный центр в нашей области. Здесь расположено много предприятий, одно из которых – стекольный завод. Как вы думаете, что изготавливают на стекольном заводе?

    На стекольном заводе изготавливают стекло.

    Да, и это стекло отправляют в разные страны: в Германию, Финляндию, Болгарию, а также в Африку, Азию и многие другие страны.

    Также здесь есть такие крупные предприятия как «Борская фабрика валеной обуви» и «Борская войлочная фабрика».

    - На этих фабриках что изготавливают?

    На этих фабриках изготавливают обувь - валенки.

    - А особой популярностью пользуется Борская фабрика мороженого. И каждый год в день города на Бору проходит фестиваль мороженого.

    А еще от Нижнего Новгорода до Бора проходит самая длинная канатная дорога.

    Путешествуя дальше по Нижегородской области, мы останавливаемся в городе Арзамас. Это один из старейших городов Нижегородской области, по преданию, он был основан царем Иваном Грозным.

    В этом городе родился и жил детский писатель Аркадий Петрович Гайдар.

    (Показ портрета А.П. Гайдара и книг, которые он написал.)

    -Едем дальше (дети «едут» дальше).

    Следующая остановка – Большое Болдино. Это уголок, который связан с жизнью и творчеством великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина. Это дом, в котором жил поэт, писал свои стихи и сказки.

    Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?

    «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде».

    (Книги А.С. Пушкина и иллюстрации к ним.)

    Молодцы, знаете сказки А.С. Пушкина.

    Но наше путешествие продолжается, и мы проезжаем через город Богородск. Этот город славится гончарным промыслом. Богородские гончарные мастера выделывают большое разнообразие глиняной посуды: горшки, плошки, кринки, лотки, кисельницы и даже самовары.

    Посмотрите, на высоком правом берегу Оки красуется старинный «город металлистов», еще его называют «слесарная столица России» - город Павлово. Павловские замки, перочинные и столовые ножи, ножницы, бритвы не только продавались в России, но и пользовались спросом за границей.

    Мастера Павлова украшали ножи костяными рукоятками в виде объемной небольшой скульптуры, фигурками львов, драконов, птиц, воинов. Работа выполняется вручную с помощью лобзика, специальных приспособлений и инструментов.

    Также здесь постоянно проходят развлечения «петушиные и гусиные бои». Павловчане соорудили памятник этим боям. А в центре города стоит памятник комнатному лимону.

    А по левому берегу реки Волги мы увидим самый древний город Нижегородской губернии – Городец. Основан этот город князем Юрием Долгоруким как крепость, защищавшая наши земли от врагов.

    - Ребята, кто знает, чем славится город Городец?

    В этом городе пекут вкусные пряники и расписывают деревянные изделия.

    - Да, Городец славится городецкой росписью и городецкими пряниками.

    - Вот так расписывают городецкие художницы деревянные изделия.

    - Еще Городец славится золотой вышивкой. Посмотрите какие красивые платки с вышивкой, ковер.

    В селе Казаково, недалеко от города Городец, изготавливают вот такие ювелирные изделия, их называют филигрань.

    Едем дальше и приезжаем в село Воскресенское. Посмотрите, какая красота! Большая поляна с «шелковистой» травой, а рядом озеро Светлояр. Светлояр – место особенное. С историей этого озера связана таинственная легенда: «Когда войска Батыевы подошли совсем близко к граду Великому Китежу, старцы праведные обратились с молитвой к Царице Небесной, взывая о помощи. Вдруг Божественный свет озарил страдающих, и Матерь Божия спустилась с небес, держа в руках чудодейственный покров, который скрыл град Китеж.

    Цел тот град до сих пор, но не видим… Скрылся он чудесно божьим повелением… А на озере Светлом Яре тихим летним вечером виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княжеские… И слышится по ночам звон китежских колоколов…».

    - Ребята, я вам предлагаю отдохнуть на берегу озера Светлояр, послушать, как щебечут птицы, а может кто-то услышит и звон колоколов.

    Релаксация (дети ложатся на ковер, слушают щебетание птиц и звон колоколов).

    - Отдохнули?

    - Да! Нам пора ехать дальше. Занимайте свои места, поехали.

    (Дети «едут», садятся на стульчики.)

    - Путешествуя по Нижегородской губернии, мы с вами приехали в какой город?

    - Мы приехали в город Семенов.

    - Правильно, в наш родной город Семенов.

    Для нас этот город всех роднее и дороже. Здесь нам все знакомо: и зеленые улицы, и дома с резными наличниками, и площади, и речка Санохта.

    - Ребята, кто знает стихотворение о нашем городе?

    1. Среди городов, среди весей разных

    По душе пришелся мне не зря

    Деревянный городок, что назван

    Именем Семена- ложкаря.

    2. Пусть не блещет он красою броской

    Лишь береза да сосна кругом

    В нем примет земли Нижегородской

    Больше, чем в каком-нибудь другом.

    3. Молодая ширь его природы

    В промыслах лесных его судьба.

    И живой олень на берег сходит

    С русского старинного герба.

    - Скажите, пожалуйста, чем славится наш город?

    - Наш город славится «золотой хохломой», матрешками.

    Славен край Нижегородский

    Золотистой хохломой,

    Деревянной чашкой, ложкой

    И матрешкой расписной.

    Вот они, изделия,

    С хохломской сторонушки!

    Ребята, наш город славится на весь мир не только золотой хохломой, но и руками мастеров – умельцев, и сказочниками, и музыкантами. Вы хотели бы узнать о них?

    - Да!

    Я вам предлагаю разделиться на три команды. Первая команда узнает о мастерах-умельцах, вторая – о сказочниках, а третья – о музыкантах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

    Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

    Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

    Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

    Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры".

    Целенаправленная разработка проекта по воспитанию нравственно- патриотических чувств  у детей в старшем и в подготовительном к школе возрасте....

    Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры

    Занятия по народной культуре помогают осознать взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, что способствует формированию исторического сознания. Ребенок усваивает особе...

    В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.

    Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...

    Проект «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры»

    Паспорт проектаВид проекта: познавательно-творческий.Тип проекта: долгосрочный.Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.Ожидаемый результатРеализация данного пр...

    Опыт работы "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры"

    Тема патриотического воспитания на основе русской культуры очень важна для осознания любви к своей Родине, становления гражданина, патриота с активной жизненной позицией.  Поэтому, работая над фо...