Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Емельянова Мария Юрьевна
Занятия по народной культуре помогают осознать взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, что способствует формированию исторического сознания. Ребенок усваивает особенности традиционного мировоззрения, этикетные нормы, мораль, эстетику. Это позволяет не только дать детям необходимый минимум знаний о родной культуре, но и развить у них нравственные и эстетические качества.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_dlya_sayta.ppt1.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ СОШ 883 Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры Воспитатель Емельянова М.Ю. Москва, 2015

Слайд 2

Народное искусство может быть положено в основу различных видов художественно-творческой деятельности. При этом оно будет эффективно способствовать развитию таких психических процессов, как: - восприятие, - наглядно-образное и логическое мышление , - воображение, - эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний. Осуществление различной деятельности на материале народной культуры будет способствовать удовлетворению такой потребности, как: - интеллектуальная, познавательная, - потребность в приобретении новых знаний о мире, - потребность в общении потребности детей, - потребность в самоутверждении. Занятия по народной культуре помогают осознать взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, что способствует формированию исторического сознания. Ребенок усваивает особенности традиционного мировоззрения, этикетные нормы, мораль, эстетику. Это позволяет не только дать детям необходимый минимум знаний о родной культуре, но и развить у них нравственные и эстетические качества.

Слайд 3

При работе по ознакомлению дошкольников с народной культурой и родным краем прежде всего сам педагог должен быть компетентен, то есть полностью владеть подаваемым материалом. Для этого можно проводить различные МАСТЕР -КЛАССЫ.

Слайд 4

Формы организации : 1. Циклы занятий (НОД) , включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др. – на основе единого содержания. 2. Беседы . Важно использовать беседы в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строиться на основе: - наблюдений, которые позволяют детям в ходе экскурсий, досугов, праздников приобрести опыт и знания в области народной культуры; - образовательной работы, прежде всего обобщающих (итоговых) бесед, цель которых – суммирование, уточнение и систематизация знаний детей. Различные беседы (познавательные, этические, эвристические) могут проводиться не только на занятиях, но и в свободной деятельности (например, во время утреннего приема детей или прогулок). 3. Видеопросмотры , презентации , которые могут использоваться и на занятиях, и в свободное время (чаще вот вторую половину дня). 4. Развлечения и праздники с народной тематикой. 5. Фольклорные концерты и театрализованные представления. 6. Целевые прогулки, экскурсии .

Слайд 5

Методы и приемы активизации процесса ознакомления дошкольников с народной культурой . Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов в развитии личности. любые игры легко насыщаются этническим культурным содержанием и дидактического, и развлекательного характера. Неслучайно игровой опыт дошкольников непременно включает народные игры, фольклорные прибаутки, считалки, подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми. Для выявления уровня информированности детей о народной культуре можно использовать игры-упражнения по типу «Съедобное – несъедобное». Например «Старинное - нестаринное». Данные игры могут проводиться как малоподвижные (дети хлопают в ладоши, либо ловят и отбрасывают мяч) или как дидактические (по типу «Чудесный мешочек»). Воображаемые ситуации , иногда с ролями, игровыми действиями, игровым оборудованием (например, игра-беседа «Мы попали в прошлое»). Игры-путешествие «Россия – страна моя родная», игры-экскурсии «Лавка сувениров», «Город мастеров». Сюрпризные моменты (например, пришла «посылка из деревни»), выполнение различных игровых действий (например, дети играют в народную подвижную игру), разыгрывание ролей (воспитатель появляется в образе хозяйки русской избы). Сравнение , позволяющее выявить общее и особенное в историческом развитии и культуре народа. Сравнение можно использовать как прием на занятии. Детям можно предложить задание на группировку и классификацию . Например, разложить картинки на две группы: в одну – все, что можно отнести к русской культуре (вещи, предметы быта и искусства, кулинарные блюда, сказочные герои и другие символы), а в другую – все, что относится к другим культурам.

Слайд 6

Эвристическая беседой , на основе которой лежат как метод сравнения , так и метод вопросов . Особый интерес представляет метод моделирования и конструирования , сочетающий словесное объяснение, практическую реализацию и игровую мотивацию. Значимым методом в ознакомлении дошкольников с миром народной культуры является метод проектов , предполагающий организацию совместной исследовательской деятельности детей и их родителей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов.

Слайд 7

Педагог может включать в работу как традиционные, так и новые формы и методы работы – интегрированные и вариативные занятия, исторические беседы, работу в уголке города, в музее народного быта, домашние задания. Суть интегрированных занятий заключается в объединении разных видов работы на одном занятии, так как материал ознакомления с народной культурой требует живой и многообразной деятельности. Вариативные занятия – это гибкое использование модели обучения: занятия проводятся как в группе, так и на природе, в музее, на выставке и т.д. Исторические беседы – это увлекательные и занимательные рассказы педагога, факты из прошлого края, людях, что жили здесь раньше, их примечательных делах, великих событиях, которые вызывают различные эмоции и формируют представления. Работа в уголке города или края, в музее народного быта предполагает рассматривание экспонатов, иллюстративного материала, сбор краеведческой и этнографической информации. Различные формы взаимодействия детей с родителями и воспитателем создают атмосферу общности интересов детей и взрослых. Возможно разрабатывать совместный план взаимодействия педагога и родителей по ознакомлению дошкольников с народной культурой. На каждом занятии обязательно организуется практическая деятельность детей, например, рисование, лепка. Нужно регулярно устраивать выставки детских работ, на которых дети сами будут экскурсоводами – расскажут о народной культуре через свое творчество. В дополнение к основной работе можно использовать и другие методические приемы: игры на закрепление знаний, чтение литературный произведений (К.Д.Ушинский «Как рубашка в поле выросла» и т.д.), драматизация исторических событий, слушание музыки, упражнения по речевой деятельности, придумывание историй, вопросы детей друг к другу. Примеры развивающих игр в воспитательной работе с детьми: «Разбитая карта» (собирание родного города из мозаики), «Воображаемое путешествие» (дети описывают свои представления и фантазии о жизни предков), «Историческая гостиная» (рассказы детей о прошлом города, села, деревни), викторина «Прогулки по родному краю».

Слайд 8

Развитие творческой самостоятельности дошкольников при помощи народных игр и игрушек

Слайд 9

Сравнительная таблица русских народных настольных игрушек Пасхальная горка Горка на штырьке, 15 яиц Меткость, сообразительность, глазомер, речь, пространственная ориентировка, творческая самостоятельность. От 3 лет. Познание (формирование целостной картины мира, формирование элементарных математических представлений, сенсорное развитие), Здоровье, Социализация, Коммуникация) Блошки12 блошек 2-х цветов, 2 биты Меткость, сообразительность, глазомер, речь, пространственная ориентировка, творческая самостоятельность. От 3 лет. Познание (формирование элементарных математических представлений, сенсорное развитие), Здоровье, Социализация, Коммуникация) Бирюльки (палочки)15 палочек. Терпение, усидчивость, сообразительность, глазомер, речь, пространственная ориентировка, мелкая моторика, координация движений, воображение, творческая самостоятельность. От 5 лет. Познание (формирование элементарных математических представлений, сенсорное развитие), Здоровье, Социализация, Коммуникация Бирюльки (предметы)Бирюльки 32 шт., крючки 2 шт. Терпение, усидчивость, сообразительность, глазомер, речь, пространственная ориентировка, мелкая моторика, координация движений, воображение, творческая самостоятельность. От 5 лет. Познание (формирование целостной картины мира, формирование элементарных математических представлений, сенсорное развитие), Здоровье, Социализация, Коммуникация) Медведь (богородская игрушка) Внимание, координация движений, фантазия, мелкая моторика, речь, воображение, творческая самостоятельность. От 2 лет. Познание (формирование целостной картины мира), Социализация, Коммуникация Курочки (богородская игрушка) Внимание, сосредоточенность, координация движений, фантазия, мелкая моторика, речь, воображение, творческая самостоятельность. От 2 лет. Познание (формирование целостной картины мира), Социализация, Коммуникация Матрешки(загорская, семеновская, полхов-майданская, крутецкая, вятская, тверская, воронежская) Наборы матрешек разных видов. Разнообразные дидактические игры Восприятие величины, логическое мышление, координация, сенсомоторные навыки, умение сравнивать, зрительная память, пространственное воображение, речь, воображение, творческая самостоятельность. .От 2 лет. Познание (формирование целостной картины мира, формирование элементарных математических представлений, сенсорное развитие), Художественное творчество, Коммуникация, Социализация, Музыка

Слайд 10

Список использованной литературы: Артемова Е.И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. //Дошкольная педагогика, №9 (сентябрь), 2012. – с.28-29. Зацепина М.Б. Патриотическое воспитание средствами праздника. // Современное дошкольное образование, №1, 2010. – с. 82-85. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. /Под редакцией Комаровой Т.С. – М., Мозаика-Синтез, 2006. – 148 с. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб., Детство-Пресс, 2000. – 300 с. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М., Академия, 2009. – 415 с. Комарова Т.С., Пантелеева Н.Г. Организация педагогической работы по воспитанию любви к родному краю у старших дошкольников // Современное дошкольное образование, №1, 2010. – с. 30-32. Народное искусство в воспитании детей./ Под редакцией Комаровой Т.С. – М., Российское педагогическое агентство, 1997. – 209 с. Нисская А.К. С чего начинается Родина? //Современное дошкольное образование, №1, 2010. – с.36-38. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / Под редакцией Козловой С.А. – М., Академия, 2002. – 188 с. Поштарёва Т.В. Патриотическое воспитание //Дошкольное воспитание, №7, 2010. – с.28-31. Поштарёва Т.В., Мажаренко С.В. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей //Дошкольное воспитание, №12, 2007. – с.28-36. Российский этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. / Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. – СПб, Детство-Пресс, 2001. – 184 с. Сакавичене О.В. Патриотическое воспитание дошкольников //Ребенок в детском саду, №2, 2006. – с.14-18. Сакавичене О.В. Патриотическое воспитание дошкольников //Ребенок в детском саду, №3, 2006. – с.24-26. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. КРАСНА ИЗБА…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб., «Детство-Пресс», 2004. – 203 с. Флегонтова Н.П. Воспитание патриотизма: историко-педагогический аспект // Ребенок в детском саду, №3, 2009. – с.2-3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры".

Целенаправленная разработка проекта по воспитанию нравственно- патриотических чувств  у детей в старшем и в подготовительном к школе возрасте....

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе православной культуры» выполнила: воспитатель СП ГБОУ ООШ №5 г.о. Октябрьск «Детский сад №6» Ситнова .М.В. 2013г.

Актуальность выбранной темы.Православная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под миров...

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 3-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

"Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе русской культуры"

laquo;Опасная и роковая вещь – лишать ребёнка исторической памяти.Это означает, что его лишают…возможности брать пример с людей, живших в прошлом.Чувство истории очень важно, и его надо ...