"Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе русской культуры"
материал на тему

Елена Анатольевна Чепелева
«Опасная и роковая вещь – лишать ребёнка исторической памяти.
Это означает, что его лишают…возможности брать пример с людей, живших в прошлом.
Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям».
                                                                                                              Серафим Роуз
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_a_m_o_a_n_a_l_i_z.docx74.46 КБ

Предварительный просмотр:

С А М О А Н А Л И З

педагогической деятельности воспитателя

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

ЧЕПЕЛЕВОЙ ЕЛЕНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ  

Барабинск, 2016 г.

С А М О А Н А Л И З

педагогической деятельности воспитателя

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

ЧЕПЕЛЕВОЙ ЕЛЕНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ  

«Опасная и роковая вещь – лишать ребёнка исторической памяти. Это означает, что его лишают…возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям».

                                                                                                              Серафим Роуз

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан является актуальной задачей и должно определяться национальными интересами России, обеспечивать безопасность от внешних и внутренних угроз.

Одна из проблем современного образования - разрыв связей поколений, воспитание вне культурно – исторических традиций. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родной стране, об особенностях русских традиций, культуре своих предков. Именно акцент на знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем понять культуру другого народа, увидеть его самобытность и уникальность.

Поэтому, работая по теме «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры», поставила цель педагогической деятельности - создание условий для нравственно – патриотического  воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры.

Для реализации цели определила следующие задачи:

  • Формировать первоначальные представления о быте наших предков, об истории, жизни, праздниках и традициях русского народа;
  • Развивать  творческие  способности  детей старшего дошкольного возраста  посредством музыки,  изодеятельности.
  • Воспитывать любовь к Родине, её историческому прошлому средствами художественно - эстетического воспитания: музыка,  изодеятельность,  художественное слово.  

Вся работа состоит из 3 этапов:

Первый этап: «Подготовительный»: создание предметно-пространственной развивающей среды. Разработка перспективного планирования клуба «Славяночка»  по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Второй этап: «Практический»: реализация работы клуба «Славяночка» в воспитательно – образовательном процессе с детьми.

Третий этап: «Обобщающий».

Для решения поставленных задач работу планирую с учётом следующих принципов:

  • Принцип историчности
  • Принцип личностно-ориентированного общения
  • Принцип целостности
  • Принцип интегрированности
  • Принцип сознательности и активности.

В реализации задач помогает вариативное использование комплекса методов и приёмов работы с детьми (словесный, наглядный, практический, игровой).

Iэтап «Подготовительный».

Педагогическую деятельность планировала в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования. Работу проводила в системе в течение трёх лет. С целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству создала в группе специальную предметно – пространственную среду. При её создании соблюдался принцип психологической комфортности, обеспечивающий эмоционально благоприятные условия для деятельности детей. Оформила центр патриотического воспитания «Я – россиянин», книжный центр.

В выборе предметов, дидактического и методического материала придерживалась правила: окружающие предметы, воспитывающие в ребёнке чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям понять, что они – часть великого  русского народа.

Для  развития двигательной активности детей применяла соответствующие возрасту детей русские народные игры: хороводные, малоподвижные, подвижные, собранные в одну картотеку.  При использовании этих игр даю детям представления о традициях русского народа, создаю эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств, формирую развитие личности, нравственные качества, развиваю у детей  ловкость, гибкость, силу, моторику, воспитываю  навыки общения.

Для правильного сочетания движения и покоя детей,  создала в группе уголок уединения, где они могут спокойно отдохнуть, рассказать друг другу о проведённых выходных, поделиться впечатлениями прошедшего дня, проведённого праздника,  что способствует развитию коммуникативных отношений, развитию речи.

 Разработала перспективный план, организовала работу патриотического клуба «Славяночка», целью работы которого является приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание любви к народному фольклору, традициям и истории Родины.

II этап «Практический»

На этом этапе приступила к реализации работы клуба. Образовательный процесс планирую в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом основной образовательной программы дошкольного образования. Занятия провожу  2 раза в месяц  по  25-30 минут, во 2 половине дня.  Использую разнообразные формы деятельности: НОД, беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы о своей семье, подготовленные детьми совместно с родителями, детско-родительские проекты, трудовую деятельность и т.д. В работу по ознакомлению детей с народными традициями включаю различные виды детской деятельности: познавательную, исследовательскую, художественно – продуктивную, конструктивную, игровую, досуговую. Она осуществляется в интегративной форме: на музыкальных занятиях, занятиях познавательного цикла, по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности.

Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом, поэтому провожу беседы с детьми об особенностях культуры, обычаях и традициях людей разных национальностей, которые населяют нашу страну. Это способствует формированию толерантности, уважению к культуре и религии других народов.

Беседы, чтение художественной литературы о былинных богатырях, князьях соединяю с изучением истории Отечества и воспитанием патриотизма, готовностью защищать его, гордиться военными победами предков. Для развития познавательной активности детей,  содержание знаний по истории и культуре своей Родины постоянно дополняю и обновляю.

Детям этого возраста свойственно наглядно – образное мышление, поэтому  для лучшего усвоения и закрепления знаний, использовала в работе с ними «живые», наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, посуду, орудия труда и т.д.).

Во время заседаний клуба знакомила детей с историей возникновения Руси, а так же  с историческим прошлым своего родного города. Для ознакомления с родным городом, природой родного края использовала экскурсии (по территории д/сада, к рядом расположенным предприятиям, к памятным местам). Провела совместные мероприятия с Центром  ДОД, с детской библиотекой, с МКУ «Центром культуры и досуга», где дети выступали с чтением стихов, пословиц, поговорок  о своей Родине. Организовала совместные выставки рисунков, провела совместные конкурсы, направленные на патриотическое воспитание детей («Защитники русской земли», «Моя Родина – Россия» и т.д.).

Работая на логопедической группе, важную роль отвожу речевому развитию. Поэтому, в работе с детьми широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). Дети через игровые тексты: считалки, распевки, заклички познают народный язык, развивают память, внимание, смекалку.

Сказка является одним из важнейших нравственно – педагогических средств формирования личности.   При ознакомлении детей с русскими народными сказками, обращаю их внимание на мелодию и ритм родного языка, обогащаю словарь детей, развиваю умение различать хорошие и плохие поступки главных героев, сопереживая или осуждая их. При чтении сказок народов мира, учу понимать их смысл, находить общность с русскими народными сказками.

Пословицы  и поговорки оказывают огромное влияние на развитие ума, являются весьма важным в формировании воображения детей дошкольного возраста. С их помощью знакомлю детей с различными историческими событиями, с окружающим. Уделяя внимание важности  физического воспитания детей, заучиваем пословицы и поговорки, которые пропагандируют здоровый образ жизни. В реализации этого направления мне помогает книжный центр с подбором русских народных сказок, былин, потешек, загадок, пословиц, поговорок, скороговорок.  

Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают изобразительное искусство, музыка. Особую роль в системе своей работы отвожу приобщению детей к творчеству русских умельцев. Используя декоративную роспись, развиваю у детей творческие способности, эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию и творческую активность. Для ознакомления с различными видами росписи применяла наглядный дидактический материал.

Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята испытывают радость или печаль, ощущают свою причастность к  героическому прошлому. Поэтому большое внимание в своей деятельности уделяю народным праздникам и развлечениям. В них фокусируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, стараюсь создать естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, тем самым формируя  любовь к малой и большой Родине.

III этап «Обобщающий»

Подводя итоги работы, направленной на нравственно – патриотическое воспитание детей на основе русской культуры, можно отметить, что у детей расширились знания об истории, культуре, праздниках и традициях своего народа, сформированы основы патриотизма. Проводимая мною педагогическая деятельность привела к следующим результатам воспитанников, которые  свидетельствуют в целом о положительной динамике отслеживаемых показателей за 3 учебных года  (Приложение № 1).

Дети стали активно принимать участие в конкурсах различного уровня, получая призовые места (Приложение № 2).

Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьёй. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует  бережному отношению к традициям, сохранению добрых семейных связей.

В уголках для родителей постоянно помещаю материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам, родители обмениваются рецептами русской кухни. Подготовила и провела консультации, беседы, родительские собрания; советую для прочтения литературу, брошюры; оформляю рекомендации, памятки; предлагаю папки – передвижки, провожу анкетирования, по результатам которых планирую свою работу. Знакомя родителей с проводимой работой, привлекаю их к участию в выставках и конкурсах различного уровня, вызываю у взрослых интерес к истории собственной семьи, к тем занятиям, которыми славились представители старшего поколения.

К 70-летию Победы ВОВ, совместно с детьми и родителями сделали макет мемориала погибшему герою, презентовали макеты военной техники времён ВОВ, изготовили альбомы: «Символика и оружие ВОВ», «Наши герои – земляки» и др., которые использую в работе с детьми и для просвещения родителей.

Провела открытое заседание клуба совместно с детьми старших групп «Русская изба» с использованием ИКТ, на котором был презентован мини – музей «Русская изба», изготовленный совместно с родителями.

Организовала выставку семейных работ (рисунки) с презентацией: «Русские избы. Добрые избы», «Мой папа – солдат» и т.п.; защиту детско-семейных проектов: «Я и моя семья», «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо моей семьи».

Совместно с работающей в ДОУ театральной студией «Капитошка» провожу различные мероприятия: праздники, развлечения, драматизации русских народных сказок, былин, а так же спортивно – развлекательные праздники, в которых дети и родители принимают активное участие.

Постоянно повышаю уровень своего самообразования: изучаю литературу по теме, читаю журналы: «Воспитатель в ДОУ», «Ребёнок в детском саду» и другие. Своевременно повышаю уровень своей квалификации, принимаю  участие вебинарах, участвую в обучающих семинарах, семинарах - практикумах, выступаю на педсоветах, на РМО, делюсь опытом работы, различными рекомендациями, консультирую по теоретическим и практическим вопросам нравственно – патриотического воспитания детей, оказываю помощь молодым специалистам.

На базе МКДОУ организовала мастер – класс с детьми подготовительной группы с приглашением учителей начальных классов МКОУ СОШ №1 - «Путешествие в прошлое», на РМО выступила с  обобщением опыта работы, провела мастер – класс с педагогами «Сказкотерапия как приём социально – коммуникативного развития дошкольников» (Приложение № 3).

В ходе моей работы реализовала  проекты: кратковременный («Русская изба») и долгосрочные («70 лет Великой победе»). Разработала и реализовала, совместно с коллегой, проект «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры», за который награждены серебряными медалями во Всероссийском конкурсе «Патриот России», в Международном конкурсе – выставке «METHODIGE»

Так же принимаю активное участие в профессиональных конкурсах различного уровня  (Приложение №4).

Активно участвую в жизни детского сада, являюсь участником и организатором культурно-массовых мероприятий работников профсоюзной организации ДОУ. Принимаю участие  в творческих и рабочих группах в ДОУ.

За высокий профессионализм, творческий поиск и упорный труд в деле обучения и воспитания дошкольников награждена Почётной грамотой Главы  Барабинского района (2013 год).

Таким образом, вся работа, выстроенная в определённую систему, позволяет сформировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные, необходимые и доступные для дошкольного возраста представления о родном крае, о русской народной культуре и истории  в целом.

        В дальнейшем планирую продолжить работу по данному направлению, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, помогающая воспитывать чувство любви к родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, какими вырастут  наши дети.

Считаю, что моя педагогическая деятельность соответствует современным тенденциям дошкольного образования.

Приложение № 1

Диагностика интегративных качеств по нравственно – патриотическому воспитанию детей на основе русской культуры  (2013 – 2016 гг.)

«Заинтересованность детей в изучении истории русской народной культуры»

        

                                        2013-2014 гг.   2014-2015 гг.  2015-2016 гг.                            

                       «Применение русского фольклора в речи детей»

                                      2013-2014 гг.       2014-2015 гг.      2015-2016 гг.          

«Проявление интереса к традициям русского народа»

        

                                     2013-2014 гг.       2014-2015 гг.      2015-2016 гг.          

                               «Любознательность и активность»

                                      2013-2014 гг.    2014-2015гг.       2015-2016 гг.                            

Вывод: по данным результата диагностики система педагогических действий привела к устойчивой динамике интегративных качеств. У детей дошкольного возраста сформирована мотивация к образовательной деятельности через возникновение личной заинтересованности в изучении русской народной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры".

Целенаправленная разработка проекта по воспитанию нравственно- патриотических чувств  у детей в старшем и в подготовительном к школе возрасте....

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры

Занятия по народной культуре помогают осознать взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, что способствует формированию исторического сознания. Ребенок усваивает особе...

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 3-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...