Развитие творчества и таланта у детей в процессе театральной деятельности »
консультация

Мугинова Минзиля Тауфиковна

Дошкольный возраст – важный период формирования творческих способностей детей, через театрализованную деятельность. Поэтому в общей системе воспитания и образования – творчество детей дошкольного возраста занимает особое место. Театрализованная деятельность в детском саду, на мой взгляд, – это хорошая возможность раскрытия творческих способностей. Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorchestva_i_talanta_u_detey.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творчества и таланта у детей в процессе театральной деятельности

Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. И это качество необходимо всячески развивать.

Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот ступени, являющиеся основными для развития ребёнка. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребёнком через игру. Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, своих пределов.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников? Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что среди многочисленных игр у детей очень популярны игры в “театр”.

Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как чаще называют этот вид игры – театрализованная игра.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребёнка во многом предопределена текстом произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения Следовательно, полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно, анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства способность мыслить. Но не  каждый ребенок может разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, передать характер персонажа. Причиной могут служить психоэмоциональное напряжение, речевые проблемы и вследствие, страх выглядеть смешным перед зрителями. Игра-драматизация требует от дошкольников необходимых для ее выполнения способностей, умений, навыков.

Для исполнения роли, ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно – образовательной работы.

Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью воспитательно - образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребёнка – дошкольника не только потому, что в ней упражняются психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребёнка, его сознание.

Виды театрализованных игр.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные произведения.

Участвуя в театрализованных играх дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно – этическому воспитанию каждого ребёнка.

Разнообразные виды театрализованных игр включают в себя: игра – драматизации, теневой театр, фланелеграф, куклы бибабо, игры с настольным театром (плоскостные фигурки, объёмные фигурки), игры с марионетками.

Театрализованная игра как вид творческих игр.

Участвуя в театрализованных играх, ребёнок входит в образ, перевоплощается в него, живёт его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театрализованная постановка, представляет самый частый и распространённый вид творческого вид детского творчества.

Наибольшая ценность детской театральной постановки заключается в том, что театральная постановка даёт повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой - нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов даёт повод для изобразительного и технического творчества детей. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и даёт ей полное и окончательное выражение.

А умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Особенно ярко в театрализованных играх проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.

В театрализованных играх действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их ещё надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

Ребёнок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовывать с ними свои действия. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к ним на помощь.

Тематика и содержание театрализованной игры, как правило имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, честность, смелость. Иногда дети выступают как настоящие артисты – кукловоды, в такой игре обычно используется два вида театральной игрушки. Первый – типа петрушки – театр петрушки (в практике часто называется бибабо), где используются куклы перчаточного типа: кукла полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается театр из – за ширмы: кукловоды держат кукол над головой.

Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности. Особенно, если ребёнку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно – речевое, музыкально – игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребёнка, развивать талант, увлечь детей.

Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевых и сенсомоторных возможностей детей в процессе продуктивной деятельности"

Развитие речевых и сенсомоторных возможностей детей  в процессе продуктивной деятельности»Развитие речевых и сенсомоторных возможностей детей  в процессе продуктивной деятельности»Развитие р...

Развитие познавательно-исследовательской активности у детей в процессе проектной деятельности в ДОУ.

Организация проектной деятельности в ДОУ для  совершенствования  познавательно-исследовательской активности у детей....

Модульная система обучения по приоритетному направлению «Развития творческих способностей детей в процессе театральной деятельности»

Если модуль сконструирован удачно, дети охотно работают вместе с педагогом и даже не замечают, что занимаются разными видами деятельности. Тут реализуются все принципы педагогики с...

Свидетельство о публикации «Конспект занятия по формированию здорового образа жизни для детей 5-6 лет «Путешествие в страну здоровья», электронный журнал Академия развития творчества «АРТ-талант», 10.06.2020

Свидетельство о публикации «Конспект занятия по формированию здорового образа жизни для детей 5-6 лет «Путешествие в страну здоровья», электронный журнал Академия развития творчества...