Маркова С.Н. «Социально- личностное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе театральной деятельности»
материал на тему

Карпова Оксана Николаевна

Театральная деятельность в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он

Жизненной тропой.

Введение

  Знакомясь с Федеральными Государственными требованиями трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство социально - личностному развитию детей. Социализация детей сегодня - это процесс, направленный  на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.

  В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится не просто актуальной, но одной из самых важных.

  Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает  деятельность педагога, направленную на помощь ребенку в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

 В настоящий период изменений социально – политических и социально – экономических условий жизни всё острее проявляется дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу, сострадания и сопереживания.

Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально – эмоциональное развитие ребёнка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать своё отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

 Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.)

      На протяжении веков функции театра не менялись, но в разные эпохи на определенные из них делались акценты. Театр, будучи институтом социального общения, всегда влиял на общественно-организационные процессы, обычно представляя при этом интересы ведущего класса (А.Н.Леонтьев)

 Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет театр детям, праздничное и радостное представление об окружающем мире. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию, и именно поэтому было решено обратиться к этому виду искусства и деятельности.

Театрализованная деятельность позволяет решить многие социально-личностные задачи. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе театрализованной деятельности происходит  формирование социального поведения ребенка благодаря тому, что каждое литературное произведение или фольклорная сказка имеют нравственную направленность, т.к. участвуя в постановке, ребенок не только усваивает духовные ценности, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.     Театрализованная деятельность давно признана особым терапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают сохранять эмоциональный комфорт в условиях социального окружения. 

 Основная цель  – формирование социального поведения ребенка через театральную деятельность.

                                                           Задачи: 

  1. Закрепить у ребенка первоначальный интерес к театральному искусству;
  2. Развить сферу чувств, соучастия, сопереживания;
  3. Активизировать познавательные интересы детей, расширить горизонты познаний;
  4. Добиться свободного общения между детьми.

Условия реализации  поставленных задач:

  1. Приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых.

 Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.

  1. Педагог должен осознанно выбирать художественное произведение для работы. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем меньше ребенок, тем определеннее должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
  2. Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации.

При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он плачет?» и т.д)

  1. Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).
  2. Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.

 Рекомендуемые формы работы с родителями: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.

При этом важно учесть принципы:

1.Принцип развития индивидуальности каждого ребенка .

Деятельность должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе работы ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.

2.Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой  личности.

 Это значит способствовать усвоению детьми социального опыта,   т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение быть самостоятельным. Кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в   ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих саморазвитию.

 3. Принцип деятельностной основы занятий.

Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной)  активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение  в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.

4. Принцип реальности и практического применения.

  Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку, как в его сегодняшней жизни,  так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции,  работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.

5. Систематичности и последовательности – материал к занятиям подобран в определенном порядке, системе.

6. Наглядности – большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения (видеоматериалы, посещение театров, встреча с артистами, наблюдения в зоопарке за повадками животных, использование моделей, схем.)

7. Комплексности работы – театрализованная деятельность включена в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, прежде всего, от сотрудничества всех педагогов. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей. Уважение к личности каждого ребенка.

8. Интегративности- все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано -игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

1.Влияние театральных игр на социально- личностное развитие ребенка

 В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Проблема социализации детей встала особенно  остро в связи с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.

Подмена ценностей в современном обществе вызвала острейший дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу. Все чаще нам, педагогам, приходится сталкиваться с такими негативными проявлениями у детей, как агрессия, эмоциональная холодность, неуступчивость и т.п. С помощью театральной деятельности  можно ребенку помочь выплеснуть свои эмоции, пережить разные ситуации его жизни.

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

Познавательная функция. Участвую в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

  Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.

 В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.

Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д.) Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речи - двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.

Формируются  следующие  личностные качества детей.

Коммуникативные качества:

  1. умение принимать себя и других;
  2. умение видеть в другом человеке его достоинства;
  3. эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
  4. знание культуры человеческого общения.

Коммуникативные навыки:

  1. накопление опыта положительного взаимодействия;
  2. умение находить общий язык;
  3. умение без насилия решать конфликты;
  4. навыки эффективного общения;
  5. умение выражать свое мнение публично;
  6. навыки коллективного взаимодействия;
  7. навыки взаимного уважения и признания;

Деятельностные качества:

 - умение планировать свою деятельность;

- умение действовать в конфликтных ситуациях.

- умение налаживать партнерские отношения, взаимодействовать в  

   паре, группе.

Общечеловеческие ценности:

- ценность семьи;

- ценность здорового образа жизни;

- знание и уважение  народных традиций.

  Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка.

  Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  1. В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
  2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
  3. Происходит развитие различных анализаторов;
  4. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
  5. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  6. Развивается эмоционально-волевая сфера;
  7. Происходит коррекция поведения;
  8. Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
  9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

2.Создание условий для социально – эмоционального развития через театральную деятельность.

Повышенная агрессивность – одна из частых проблем детского коллектива. Многие дети разрешают конфликт с помощью силы, крика. Для малышей – это норма, так как они не знают общепринятых норм поведения. Недостаточно уделяют внимание этому вопросу и современные родители, зачастую ставя интеллектуальное развитие приоритетнее социального развития личности.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка – снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Первостепенной задачей является необходимость научить детей адекватно вести себя в обществе. Каким же образом можно прививать малышам осознанный,  положительный опыт в общении с другими детьми? В процессе работы я  нашла ответ на этот вопрос. Театр – это школа искусства общения,  к  этому утверждению я шла на протяжении ряда лет.

На протяжении ряда лет  я  знакомлю детей с разными видами театра, музыкальными инструментами, ширмой, постепенно ввожу их в прекрасный мир – мир театра.

 С ребятами показывали постановку сказки «Руковичка», которая была примером дружбы, отзывчивости, взаимопомощи. Проводимая работа подтвердила целесообразность выбранного направления.

Говоря о театре, как высшей школе общения, я уверена, что театрализованная деятельность дает возможность разобраться в сложном мире взаимоотношений, воспитать в детях отзывчивость и коммуникативность, стремление сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту. Благодаря специально подобранным театральным играм, этюдам, постановкам спектаклей, использования устного народного творчества, малыши приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Работа по театрализованной деятельности включает в себя следующие блоки:

1 блок: «Мы – дружные ребята».

2 блок: «Ритмопластика».

3 блок: «Культура и техника речи».

4 блок: «Основы театральной культуры».

5 блок: «Работа над спектаклем».

Блок «Мы – дружные ребята» решает такие задачи как:

Учить детей выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение.

В старшем возрасте ребенок, с опорой на поддержку взрослого, может решать, как ему поступить, предполагая последствия собственных действий. Огромное значение для развития навыков сотрудничества является умение детей уважительно и неконфликтно выражать собственные мысли и желания, не ущемляя при этом достоинство и интересы другой стороны.

В тесном контакте с музыкальным руководителем мы решаем следующие задачи: развивать актерские и имитационные способности, пантомимические навыки, исполнительские умения, воспитывать доброжелательные партнерские отношении.

Задачи по блоку «Культура и техника речи» мы реализуем совместно с логопедом: *Помочь детям сформировать четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию), научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, ударение, силу голоса, темп речи). Для решения этих задач используются речевые игры, диалогические стихи, артикуляционная гимнастика, скороговорки,  стихотворения, потешки.

В соответствии с темой также идет знакомство с «Основами театральной культуры».

Этот блок определяет ряд задач: приобщать детей к театральной культуре, знакомить  с видами,  устройством театра, правилами поведения в театре.

 Знакомство с материалом носит практический характер, т.е. проходит во время игр, работы над пьесой, посещения спектаклей, просмотра видеозаписей спектаклей.

Таким образом, на основе знаний и умений, мы подходим к блоку «Работа над спектаклем», где решаем такие задачи, как: создать условия для развития творческой активности детей при подготовке спектакля, развивать знания и умения в овладении той или иной ролью.

Как режиссер и сценарист, многие сценарии к спектаклям я обрабатываю по своему усмотрению, подбираю песни и музыкальное сопровождение. Последней театральной постановкой явился спектакль «Теремок». По мере подготовки спектакля, дети усваивали общечеловеческие нравственные ценности. Спектакль был показан всем воспитанникам детского сада и родителям. С этим спектаклем мы выходили на городской конкурс.

Родители принимают активное участие в подготовке спектаклей – шьют костюмы, изготавливают атрибуты, декорации, что положительно сказывается на процессе воспитания их детей. Тесные отношения родителей, детей, педагогов являются хорошим примером для детей.

В заключение хочу сказать, что от того, какие нравственные ценности будут сформированы сегодня, зависят  личные особенности каждого из них и общества в целом.

 Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.  

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

3.Методы и приемы работы:

    Создание ситуаций успеха является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и "лёгкости” процесса обучения.

- Метод формирования готовности восприятия материала с использованием способов концентрации внимания и эмоционального побуждения.  

- Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов, музыкального сопровождения.  

- Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой  проблемы.

- Метод создания креативного поля выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа "в креативном поле” создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа.

- Метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей.

- Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.

 -творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);

- экспериментирование;

- сочинения сказок, модификация сказок;

- игры-драматизации;

- беседы после просмотра спектаклей;

- упражнения для социально-эмоционального развития детей;

- коррекционно-развивающие игры;

- упражнения по дикции;

- игры-превращения;

-упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;

- театральные этюды;

- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

Формы работы с детьми

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

4.Предметно-развивающая среда для развития социально- личностной сферы ребенка через театральную деятельность.

  При организации предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность моих детей в группе, я учитываю:

  1. Индивидуальные социально-психологические особенности каждого ребенка;
  2. Особенности эмоционально-личностного развития;
  3. Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  4. Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  5. Возрастные и поло ролевые особенности.

  Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе.

Созданы условия:

  1. зона приватности  (специальное место, где ребенок  хранит свое личное имущество: украшения, игрушки, костюм, ткань и т.д., который он использует в процессе самостоятельной деятельности)
  2. зона моделирования   и    экспериментирования в театрализованной деятельности с предметами-заместителями, бросовым и природным материалом, тканями, нитками и т.д.
  3. полоролевое разделение зон, отвечающее интересам девочек и мальчиков.

5.1 Театральный центр. Материалы и  оборудование.

  1. различные виды театров: настольный с игрушками (готовая, самодельная); и картинками, кукольный, театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней) верховые куклы ( на ложках, на палочке) театр живой куклы (театр с «живой куклой», ростовые, театр масок,),  «живых теней», пальчиковый теневой;
  2. реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски сказочных персонажей;
  3. атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал;
  4. зеркало «Эмоций» для воспроизведения различных эмоциональных выражений.
  5. наглядные пособия  (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»). Детскую художественную, познавательную и методическую литературу

 

5.Работа с родителями.

  Ведущая моя идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

   Основная задача - заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия работы с родителями:

  1. анкетирование;
  2. индивидуальные беседы;
  3. консультации по вопросам социально-личностного развития дошкольников;
  4. оформление наглядной информации ;
  5. посещение театров и музеев;
  6. чтение произведений и просмотр видеофильмов по моей рекомендации:
  7. выставки и фотовыставки;
  8. совместная деятельность;
  9. день открытых дверей, дружеские встречи;
  10. помощь в изготовлении костюмов и декораций;
  11. участие в конкурсе: «Театральная семья»;
  12. привлечение к участию в досугах и развлечениях;
  13. мини-сочинения родителей «Книга в жизни моего ребенка»

В своей работе я уделяю особое внимание привлекаю родителей к семейному чтению. Популяризация семейного чтения, выявление положительного опыта семейного воспитания. Родителям предлагалось в свободной форме высказать свое мнение о роли книги в развитии ребенка, какие литературные предпочтения у детей существуют, как организуют детское чтение в семье. Анализ сочинений показал, что их авторы – это родители, заинтересованные в воспитании и развитии своих детей.  Они читают детям много произведений, обсуждают их, являются постоянными посетителями библиотеки. Именно такой опыт  семейного воспитания может и должен являться примером для других  родителей. Поэтому сами сочинения буду предлагать вниманию родителей.

  Широко используем такую форму работы, как конкурс. При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители. А результат их труда, помещенный на выставку, является объектом пристального внимания и интереса всех: детей и родителей группы.

 Дети не только гордятся своей работой, но и оценивают творчество других, отгадывают знакомые сказки и стихи, вспоминают содержание произведений. Персонажи литературных произведений, изготовленные на конкурс, используются  детьми и педагогами в игровой и театральной деятельности.

Планирую организовать небольшой семейный театр, в котором родитель выступит в качестве грамотного, понимающего, внимательного участника совместной творческой деятельности, умеющего четко и правильно поставить задачи, незаметно передать инициативу. Для того чтобы создать условия для развития личности в театрализованной игре я предлагаю родителям учитывать некоторые рекомендации:

  1. Создать теплую и дружелюбную атмосферу, различными способами
  2. вызывать у детей радость.
  3. Терпеливо и внимательно относиться ко всем идеям.
  4. Дать возможность проявить и поддерживать творческую активность.
  5. Исключить замечания, критику, осуждения, давление, сочувствовать  
  6. неудачам.
  7. Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли,  
  8. которую ему предстоит играть, а после спектакля полученный  
  9. результат.
  10. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего

Совершенствовании - я ребенка

  1. Предлагать исполнить понравившуюся роль, помогать разыгрывать

полюбившиеся сказки, стихотворения.

  1. Рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях.
  2. Рассказывать о собственных впечатлениях, полученных в результате

просмотра спектаклей, кинофильмов.

  У детей совершенствуются организаторские, коммуникативные умения и навыки, формы и виды общения, складываются взаимоотношения со всеми членами семьи.

Задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности  представлены по направлениям для родителей.

• Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.

• Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.

• Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

• Рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях.

• Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т. п.

  Родители не должны находиться в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они также привлекаются к работе над театрализацией. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное — учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.

                                       Заключение

Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается  в образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Итогом являются: инсценировки, драматизации, спектакли, концерты, которые  входят в содержание праздников и развлечений. Театрализация позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения); созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций.

 Театральные игры на формирование положительного эмоционального фона.

1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. Детьми старшего дошкольного возраста разыгрывались такие этические сказки и басни, как «Стрекоза и муравей», «Два барана», «Две козы», «Старик и сыновья».

2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:

- покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

- покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;

- произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.

3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.

4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагала детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали змей, собак, пауков, светящуюся тыкву к празднику Хеллуин и т.д., затем я предложила разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.

5. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».

6. Метод обратной связи или (рефлексия), который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.

Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей. Ежегодно в нашем детском саду проводится «Фестиваль добрых дел», который подводит итог проделанной работы театрального кружка.

Для реализации поставленной выше цели и задач программы театрального кружка в начале и в конце года было организовано наблюдение за развитием творческой инициативы детей. Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития, творческой инициативности детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.

Арт-терапия Основная масса тренингов арт-терапии вовсе не направлена на формирование коллектива, скорее они служат для снятия комплексов, индивидуального творческого развития. Однако некоторые из тренингов данной методики с успехом могут применяться и для подготовки ребят к сценическому действию, и для формирования детского коллектива. Суть методик арт-терапии сводится к индивидуальному или групповому созданию некого художественного образа. Это может быть рисунок, пантомима, музыкальное произведение и так далее. В групповых тренингах часто используют такой прием, как запрет на использование того или иного средства коммуникации: в каком-то тренинге нельзя говорить, в каком-то у участников завязаны глаза, в каком-то ограничены движения.

Запрет на использование одного или нескольких средств коммуникации позволяет достигнуть развития других, незапрещенных средств коммуникации. Однако подобные запреты также способствуют повышению внимания друг к другу, так как привычных средств коммуникации становится меньше и, как следствие, для понимания друг друга нужно прикладывать больше усилий, чем в обычных условиях.

Другим приемом, который часто используется в арт-терапии, является коллективное творчество, когда группе людей предстоит создать нечто (картину, настроение, скульптуру и так далее) совместными усилиями. Подобного рода тренинги существенным образом способствуют развитию умений понимать и учитывать мнения друг друга, стремиться к общему результату.

В качестве примера использования методики арт-терапии можно привести тренинг, проводившийся на выездном сборе детской организации с ребятами, которые впоследствии стали членами временного театрального коллектива.

Каждой группе (7-10 человек) предлагалось создать художественную фотовыставку по заданной теме. При этом в качестве сюжета для фотографий разрешалось использовать только самих членов групп. В качестве тем были выбраны следующие: вода, техно, фрукты. В каждой теме должны были быть отражены следующие сюжеты: тишина, музыка, полет, движение, радость.

Сказкотерапия

  Игра является естественным состоянием любого ребенка, а сказка – тем первым художественным образом, через который ребенок начинает познавать окружающий мир: получает первые представления о взаимоотношениях людей, ищет выходы из сложившихся ситуаций.

В методике сказкотерапии описано достаточно много техник, однако суть большинства из них сводится к проигрыванию (или проговариванию) жизненных ситуаций в игровой форме.

Как только к технике сказкотерапии добавляется совместная деятельность, ориентированная на создание театрального продукта, то сразу эти техники начинают работать на создание детского коллектива. Причем, как уже говорилось ранее, это происходит в наиболее естественной для ребенка среде – в игре, посредством уже привычной формы освоения окружающего пространства – сказки.

Использование сказки в постановке – очень распространенный прием, который используют педагоги и не знакомые со сказкотерапией как таковой. Это происходит опять-таки вследствие естественности сказочной среды для ребенка. Сюда можно отнести и постановку новогодней сказки для малышей, и многочисленные вариации сказок на новый лад, которые регулярно придумываются и ставятся в лагере, и сценическое завершение сказочных сюжетов, и даже сценки на различных концертах, в которых главными действующими героями являются предметы школьного обихода: парта, мел, указка и так далее.

Не стал исключением и спектакль «Королевская корова», который был выбран в качестве практической составляющей настоящего исследования.

Подводя итог этого параграфа, хочется отметить, что использование театральных методик в совокупности с совместной деятельностью, ориентированной на получение социально-ориентированного театрального продукта, безусловно, способствует формированию коллектива и, как следствие, развитию социальных навыков подростков.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический аспект социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

Психологический аспект социально-личностного развития детей старшегодошкольного возраста.Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста неразрывно связано с общими процессами е...

Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя старшей группы Янбулатова Е.Н.)

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. ...

Значение подвижной игры в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы представляет собой теоретическое обоснование, планирование и методическое обеспечение по реализации образовательной области "Социализация"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «Секреты цветика–семицветика»

Программное содержание:Цель: Создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.Воспитательная:Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «Секреты цветика–семицветика»

Систематизация знания у детей 6-7 лет о правилах поведения и общения в обществе (этикет), о понятиях морали и нравственности. Выполняются воспитательные задачи: научить детей анализировать ...

Педагогический проект «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе сказки»

Одним из самых действенных средств социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста является русская народная сказка. Она учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, их повед...