Психологический аспект социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.
статья на тему

 

 

Психологический аспект социально-личностного развития детей старшего

дошкольного возраста.

Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста неразрывно связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и др. видов развития, поэтому иногда представляется достаточно сложным его ограничить от остальных направлений.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Перед педагогами стоит очень сложная задача найти такие действенные методы и приемы работы, которые дадут наиболее высокие результаты в социальном и личностном развитии детей. В целях более рациональной организации данной работы педагог-психолог осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с воспитателями, педагогами и другими специалистами.

Социально-личностное развитие детей характеризуется уровнем развития коммуникативности, произвольности поведения, мотивации, самооценки.  В связи с этим проводится соответствующее диагностическое обследование детей.

Для организации коррекционно-развивающих занятий применяется программа Слободянник Н.П. «Я учусь владеть собой», направленная на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе, в первую очередь произвольности. Одной из особенностей современного развития общества является назревшая необходимость формирования у детей толерантности, начиная со старшего дошкольного возраста. С этой целью в педагогической и психологической работе используется программа Т.В. Макаровой и Г.Ф. Ларионовой « Толерантность и правовая культура дошкольников». На занятиях дети усваивают  для себя значимость

общечеловеческих ценностей, учатся уважать права и свободы других людей,

представителей иных культур и взглядов (хотя процент их невелик, но проблема социальной адаптации существует), а также умению защитить себя. В

основу занятий положены материалы «Конвенции о правах ребенка».

Вопрос формирования доброжелательных отношений детей на сегодняшний день очень актуален. В психологической работе также используются современные подходы. Интересной в этом плане представляется тренинговая  программа Зазульской О.В. « Как формировать доброжелательные отношения у дошкольников»

Все чаще педагоги и психологи отмечают: «Современный ребенок агрессивен». Среди факторов, способствующих агрессивному поведению детей можно отметить:

 

- особенности семейного воспитания;

- образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает через СМИ,

-среди взрослых, в общественных местах или со стороны сверстников;

-уровень эмоционального напряжения ребенка.

Причиной такой формы общения является невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. Решить подобные проблемы, иногда встречающиеся в практике помогает предлагаемая программа. Интересны формы работы, которые предполагают сведение к минимуму вербального общения детей в целях избегания прямой оценочности, использование движений, мимики, пантомимики, ( рисунки, театральные миниатюры и т.д.)

Важной областью психологической работы является также установление партнерских отношений с родителями. Сюда можно отнести и индивидуальные консультации с родителями по их запросу или запросу или запросу педагога, выступление на родительских собраниях, психологическое просвещение и др.

Совместная работа психолога, педагогов, специалистов ДОУ и родителей  позволяет подготовить ребенка к обучению в школе наилучшим образом.

 

Педагог-психолог – Зинина Н.В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая коррекция задержки психического развития детей дошкольного возраста

Реферат. Содержит теоретические основы планированирования психо-коррекционной деятельности с дошкольниками, имеющими задержку в развитии....

Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего возраста, как один из аспектов социально- личностного развития детей.

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации. Содержание о...

Теоретическое сообщение из опыта работы «Психологический аспект социально-личностного развития детей»

«Характер и нравственное поведение ребёнка –это слепок с характера родителей, он развиваетсяв ответ на их характер и их поведение»Эрих Фромм...

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

Психологические особенности и речевого развития детей дошкольного возраста.

Разнообразное речевое общение сопровождает деятельность ребенка, в которую нередко включены и взрослые: это вопросы и ответы, просьбы и требования объяснений, эмоциональные оценки действий и результат...