Оформление предметно-развивающей среды с учётом национально-регионального компонента
консультация

Гапсалямова Лилия Асхатовна

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sreda_nrk.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №104»

Советского района города Казани

Оформление предметно-развивающей среды с учётом

национально-регионального компонента

консультация для воспитателей

Подготовила:

воспитатель по обучению

татарскому языку

I квалификационной категории

Гапсалямова

Лилия Асхатовна

Казань, 2017 год.

Развивающая предметно-пространственная среда в Организации должна обеспечивать реализацию Программы, которая не выдвигает жестких требований к ее организации.  За Организацией оставляется право самостоятельного проектирования развивающей предметно-пространственной среды на основе целей, задач и принципов Программы. При проектировании развивающей предметно-пространственной среды Организации должна учесть этнокультурную ситуацию развития детей.

Возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии учета специфики информационной социализации, возрастных, национальных и гендерных особенностей детей. Она должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

        Предметно-пространственная среда Организации должна обеспечивать возможность реализации разных видов детской активности: двигательной, включая формы активности с учетом традиций региона, игровой (народная подвижная, хороводная игры), коммуникативной (общение на татарском  и русском языках), познавательно-исследовательской (исследование и познание культурных богатств, природы родного края), восприятия детской литературы, народного фольклора, изобразительного творчества, включая татарское декоративно-прикладное искусство, конструирования, музыкального творчества (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений татарских композиторов, пение татарских песен, исполнение татарских танцев, игра на народных музыкальных инструментах).

Дети должны иметь возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры Организации, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

При проектировании развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать целостность образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом  образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической (Таблица).

Так, для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области необходимо следующее.

В групповых и помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, кабинете по развитию речи, изостудии и др.), создаются условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. Для реализации проекта УМК «Татарча сөйләшәбез», по возможности, может быть выделена зона для общения и совместной деятельности взрослых и больших (малых) групп детей из разных возрастных групп на прилегающей территории.

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать условия для развития игровой и познавательно-исследовательской  деятельности детей.

Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство должно быть организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях должны находиться оборудование, игрушки, включая народные, материалы для разнообразных дидактических, режиссерских, сюжетно-ролевых игр,  а также предметы-заместители.

Предметно-пространственная среда Организации должна обеспечивать условия для познавательно-исследовательского развития детей.

 Для этого в Организации должны быть выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, зимний сад, огород, живой уголок и др.

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать условия для художественно-эстетического развития детей. Помещения Организации и прилегающие территории должны быть эстетично оформлены с художественным вкусом, необходимо предусмотреть зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.

В Организации должны быть созданы условия для информатизации образовательного процесса.

Таблица

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Образовательные области

Оснащение

Социально – коммуникативное развитие

- Куклы, в национальных костюмах народов Поволжья;

- народные игрушки (актюбинские и шемордановские);

- игровые маркеры для организации сюжетных игр («Семья», «В деревне», «Кухня», «Кафе», «Путешествие по городу...» и др.);

- кукольная кровать (бишек);

- комплект постельного белья и кухонных принадлежностей с элементами татарской вышивки;

- кухонный инвентарь: столовая и чайная посуда, деревянные расписные ложки, глиняный  кувшин, медный самовар, кумган, ведра с коромыслом, скалка, доска для раскатывания теста, и др.;

- мучные изделия из соленого теста (вак бэлиш, перемяч, чак-чак и др.);

- предметы ряжения (тюбетейка, платок, камзол, калфак и др.);

- картотека народных пословиц и поговорок.

Познавательное развитие

- Матрешка пятикукольная, расписанная национальным орнаментом;

- наглядный познавательный материал (иллюстрации - карточки, электронная картотека, презентации PowerPoint, лэпбуки, коллекции, видеосюжеты);

- национальные костюмы народов Поволжья, включая обувь, головной убор, украшения (иллюстрации –карточки, электронная картотека);

- коллекция тканей, используемых при изготовлении национального костюма;

-  предметы национального быта;

- книга «Национальная татарская кухня»;

- фотоальбомы, буклеты, иллюстрированные книги с изображением достопримечательностей столицы Республики Татарстан - города Казани;

- фотоальбомы с изображением городов Республики Татарстан, их достопримечательностями, памятными местами, градообразующими предприятиями (Казань – «Казаньоргсинтез», Набережные Челны – «КАМАЗ», Нижнекамск – «Нижнекамскшина», Чистополь - часовой завод «Восток», Зеленодольск – «Завод имени Серго» (компания POZIS) и др.);

- комплект костюмов по профессиям (инженер-нефтяник, строитель и др.);

- геральдические знаки Республики Татарстан и Российской Федерации (флаг, герб, гимн);

- комплекты портретов Президентов РФ, РТ, мэра города;

- комплекты портретов писателей, поэтов, художников-иллюстраторов и др. выдающихся личностей республики;

- фото-видео материалы, книги  о подвигах героев Великой Отечественной войны (М. Джалиль, М.П. Девятаев, Г. Гафиатуллин, П.М. Гаврилов, Н.Г. Столяров и др.);

- фотоальбомы, наборы открыток, видеосюжеты, презентации исторических памятников, музеев, улиц родного города (села), событий прошлого;

- наглядные материалы, относящиеся к праздничным обычаям народов, населяющих Республику Татарстан (Каравон - русский народный праздник в РТ, Сабантуй-праздник плуга и др.);

- «Большой детский атлас»;

- глобус;

- географическая карта, на которой обозначено положение Республики Татарстан (на карте и глобусе обозначить территорию республики, реки Волги и ее притоков Каму, Свиягу, Куйбышевское и Нижнекамское водохранилище, озеро Кабан, озера и реки окрестностей), крупные города РТ (Альметьевск, Бугульма, Елабуга, Зеленодольск, Лениногорск, Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь и др.);

- документальные (познавательные, развивающие) фильмы для детей о животных и растениях региона;

- набор репродукций картин о природе родного края («Весенние кружева», Р. Исмагилов; «Зеленые кружева», «Осенние кружева», Х. Якупов и др.);

- гербарий растений родного края (деревья - дуб, липа, сосна, осина, ель, клен и др.; цветущие  травы (лекарственные) - зверобой, душица, крапива, душистая мята и др.; полевые и луговые цветы -  василёк, ромашка, колокольчик, клевер, фиалка луговая и др.), коллекция семян, плодов растений;

- иллюстрации лесных (луговых) ягод (земляника лесная, клубника луговая, малина, черника и др.);

- муляжи овощей, фруктов, грибов;

- иллюстрации с изображением домашних животных (корова, лошадь, овца, коза, собака, кошка и др.);

- картинки с изображением домашних птиц (петух, курица, цыпленок, утка, гусь, индюк и др.);

- иллюстрации с изображением животных, обитающих в регионе (волк, лисица, еж обыкновенный, белка, лось, медведь, рысь, лесная куница, заяц-беляк, заяц-русак и т.д.);

- иллюстрации с изображением зимующих птиц (сорока, ворона, синица, воробей, дятел, тетерев, глухарь, филин, сова и др.);

- иллюстрации с изображением перелетных  птиц (ласточка, скворец, грач, иволга, кукушка, жаворонок, соловей и др.);

- иллюстрации с изображением водоплавающих птиц, (чайка, лебедь, гусь, утка, цапля и др.);

- иллюстрации с изображением пернатых хищников (сокол-сапсан, ястреб, сип белоголовый, гриф чёрный, орёл степной, беркут, коршун и др.);

- набор фигурок животных и  птиц;

- Красная книга Республики Татарстан;

- детские энциклопедии;

- фотоальбомы для рассматривания экспонатов музеев (Национальный музей Республики Татарстан, Музей-заповедник «Казанский Кремль», Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Литературно-мемориальный музейный комплекс Габдуллы Тукая и др.);

- документальные (развивающие, познавательные) фильмы для детей,  наглядные пособия об истории города Казани;

- документальный фильм для детей,  наглядные пособия с изображением  достопримечательностей остров-града Свияжск;

- документальный фильм для детей, наглядные пособия с изображением  достопримечательностей древнего города Булгар.

Речевое развитие

- Татарско-русский словарь, русско-татарский словарь, словарь синонимов и др.;

- демонстрационный и раздаточный материал УМК «Татарча сөйләшәбез»;

- рабочие тетради для самостоятельной работы детей;

- детская библиотека (малые фольклорные жанры, татарские народные сказки, стихи татарских поэтов, сказки и рассказы татарских писателей и т.д.);

- комплект компакт дисков с аудио и видеозаписями

татарских народных сказок;

- печатная и/или электронная библиотека для взрослых;

- портреты детских писателей, поэтов, художников-иллюстраторов Республики Татарстан;

- мультфильмы студии «Татармультфильм», киностудии «Союзмультфильм»;

- предметные, сюжетные, разрезные картинки;

- картотека словесных игр «Лишнее слово»;

- настольные игры («Лото», «Домино», «Третий лишний», «Четвертый лишний» и др.);

- развивающие игры («Найди по описанию», «Найди пару», «Переводчики», «Цепочка слов» и др.);

- пальчиковые игры;

- атрибуты к театрализованным, режиссерским играм, импровизациям; маски, полумаски;

- алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию, материалы для создания интеллект-карт, мнемотаблицы для заучивания стихов, придумывания загадок;

- иллюстрации к татарским народным сказкам;

- набор репродукций татарских художников, иллюстрирующих книги для детей (Б. Альменов, Ф. Аминов, В. Булатов, Б. Урманче, Ю. Валиахметов, Р. Шамсетдинов, Л. Фаттахов и др.)

- набор репродукций картин татарских художников, описывающих общественные явления    («Сабантуй»,  Л. Фаттахов, «Бабушкины истории», Ш. Нигмат и др.).

Художественно – эстетическое развитие

- Комплект компакт-дисков с татарскими народными танцевальными мелодиями для детей с 3-7 лет «Шома бас»;

- комплект компакт-дисков с татарскими народными песнями, песнями в детском исполнении, музыкальными произведениями татарских композиторов и т.д.;

- музыкальные инструменты (или иллюстративный материал, звукозаписи): домбра, кубыз, мандолина, курай, гармонь, тальянка и др.;

- видеозапись Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан;

- видеозаписи детских хореографических и вокальных ансамблей республики;

- комплект портретов композиторов, художников, скульпторов, режиссеров, актеров театра, знаменитых певцов артистов Республики Татарстан;

- комплект костюмов для исполнения танцев народов Поволжья;

- комплект костюмов для импровизаций, театрализованных представлений;

- набор для составления цветочно-растительного орнамента татарского декоративно-прикладного искусства;

- иллюстрации (печатные и электронные) народных промыслов республики;

- дидактические игры (в т.ч. электронные) «Укрась тюбетейку» (ичиги, фартук, платок и т.д.);

- дидактическая игра «Лото» («Музыкальные инструменты», «Орнаменты» и др.);

- разрезные картинки (предметные, сюжетные);

- комплект раскрасок;

- комплект силуэтов предметов одежды, быта, архитектурных ансамблей для  самостоятельной деятельности;

- кукольный театр;

- видеозаписи передач «Кучтәнәч», «Поем и учим татарский язык».

Физическое развитие

- Картотека игр народов Поволжья;

- атрибуты для национальных игр-состязаний (мешки, длинные палки, горшки, полотенца, вёдра с коромыслами, ложки и др.);

- картотека игр из цикла «Сабантуй»;

- мультипликационные фильмы о пользе здорового образа жизни, про здоровое питание;

- печатные и/или электронные наборы демонстрационных материалов о видах спорта и известных спортивных командах: по хоккею «Ак барс», по футболу «Рубин», по баскетболу «Уникс», по волейболу «Зенит», «Динамо» и т.д.

- видеофильмы о XXVII Всемирной летней Универсиаде  - 2013 г., XVI чемпионате мира по водным видам спорта – 2015 г. и др.

Методическая литература

Шаехова Р.К. Сөенеч – радость познания: Региональная образовательная Программа дошкольного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление предметно-развивающей среды кабинета педагога-психолога МДОУ

Моделирование развивающей среды в группах ДОУ строилась:- по направлениям развития и образовательным областям;- с учетом принципа интеграции;- с учетом полоролевой специфики....

Презентация - Оформление предметно-развивающей среды в ДОУ.

Оформление предметно-развивающей среды в детском образовательном учреждении....

Оформление предметно-развивающей среды на участке ДОУ

Опыт работы по созданию предметно-развивающей среды на участке ДОУ....

оформление предметно развивающей среды

ребенку должна нравиться среда в которой он находится....

Оформление предметно-развивающей среды в ДОУ группы №12 "Почемучки"

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их...

Оформление предметно-развивающей среды в ДОУ

Оформление предметно-развивающей среды в детском образовательном учреждении....

ТЕМА: «Оформление предметно-развивающей среды, через математическое развитие в подготовительной к школе группе»

ЦЕЛЬ:Развитие интереса и повышение знаний по математическому развитию, через обогащение предметно-пространственной среды. АКТУАЛЬНОСТЬ:§Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка ...