Опыт работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к искусству родного края».
статья

Уланова Наталья Валерьевна

Предлагается материал по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к искусству родного края

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Майнский детский сад№5 «Теремок» р.п. Майна Ульяновской области

Опыт работы

по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

через приобщение к искусству родного края».

Подготовила: старший воспитатель

                                                             Уланова Н.В.

р.п. Майна, 2019г.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

через приобщение к искусству родного края.

  Слайд 2:

       Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного развития дошкольников. В социальном развитии ребенка ведущее место занимает присвоение нравственных ценностей своей семьи, а позднее познание и присвоение общечеловеческих  нравственно-патриотических  ценностей.

       Нравственно-патриотическое  воспитание посредством художественной деятельности, на наш взгляд – это одно из важных условий воспитания в детях любви к своей стране, к своему народу, его истории и культуре, уважения к людям, дружеских отношений, самоуважения.

      Поэтому осуществление задач воспитания подрастающего поколения стало общим делом педагогов, семьи и общественных организаций.

Слайд 3:

 Так как главную роль наставников  в ДОУ играют педагоги, мы    изучили исследования  и проанализировали состояние практики ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию детей, и пришли к выводу о необходимости создания системы работы с целью формирования у дошкольников основ нравственно-патриотической воспитания  и эстетической культуры. С этой целью мы стали участниками областной экспериментальной программы РИП (развитие инновационных процессов) в 2008 году под руководством научного руководителя-кандидата педагогических наук Т.А. Котляковой.

Мы уверены, что сельская местность имеет большие возможности для нравственно-патриотического воспитания посредством художественно-эстетического развития дошкольников, а, с другой стороны, традиционно тесная семейная связь в сельской местности позволяет оптимально реализовывать в ДОУ задачи нравственного воспитания детей. Нравственно-патриотическое  развитие ребёнка дошкольного возраста охватывает когнитивную, эмоционально-чувственную, мотивационную и поведенческую сферы ребёнка. И именно интеграция (Это в педагогике не что иное, как процесс, а также результат взаимодействия разнообразных элементов, что  приводит в конечном итоге к появлению чего-то целостного, нового) нравственно-патриотического и художественного развития в каждой из этих сфер обеспечит, на наш взгляд, максимальное достижение ожидаемых результатов.

 

 Слайд 4:

     Мы определили условия, необходимые для успешного нравственно-патриотического  развития дошкольников в процессе художественной деятельности в ДОУ, расположенном в сельском поселении:

- целенаправленное педагогическое воздействие через организацию интегрированных образовательных мероприятий;

- обеспечение каждому ребёнку возможности самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия;

- просвещение взрослых (педагогов и родителей) в вопросах нравственно - патриотического и эстетического развития детей;

- активное включение в процесс нравственно-патриотического воспитания специалиста по изобразительной деятельности;

- организация студии художественного творчества «Аленький цветочек», где у ребёнка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми его творческих начинаний, а у взрослых формируется правильное нравственное отношение к детскому творчеству;

Слайд 5 :

В каждой группе нами были выделены ежемесячные интегрированные мероприятия нравственно-эстетического развития детей. Система данных мероприятий представлена в таблице.

Таблица

6 Слайд:

Стержнем в интеграции являются разнообразные формы организации развития у детей нравственно-патриотической  и эстетической культуры:

- познавательно-эстетические  экскурсии  (например: «С чего начинается родина?» - первая улица Майны -  Вокзальная; «Лицо Майны» - экскурсия на главную площадь; «Знакомство с интересными людьми Майны» - знакомство с творчеством  семьи  Сахарцевых  (Василий Петрович-художник, Владимир Васильевич –поэт).

7 Слайд:

- художественное моделирование (Эмблема станции Майна);

8 слайд:

- коллективное макетирование (Наш любимый детский сад; Фонтан в Майне; железнодорожная станция Майна, праздничная площадь…);

9 слайд:

- рисование с использованием нетрадиционных техник (Мои прогулки по улицам Майны; Зимние узоры на моем окне, Солдаты войны - овладение техникой – оттиск от стекла; Загадки флоры, Праздничный салют - овладение техникой кляксографии…);

10 слайд:

- студийные занятия - «Аксаковский праздник» - знакомство детей с образом их знаменитого земляка С.Т. Аксакова, историей его творчества и жизни

 в семейном поместье Аксаково  Майнского района.

 11 слайд:

      Работа по воспитанию у детей чувства патриотизма через приобщение к искусству родного края и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, знаний о родном поселке строится  через использование в системе различных видов проектов и форм организации, предусматривающих совместную творческо-познавательную деятельность детей, педагогов и родителей  

  12 слайд:

      Совместная работа   МДОУ Майнского детского сада № 5 «Теремок» и семьи  по воспитанию у детей чувства любви к малой родине через приобщение к искусству родного края  строится на следующих принципах, которые определяют содержание, организацию и методику этой работы:

  • Единство в работе, взаимное доверие;
  • Укрепление авторитета педагога в семье, родителей в детском саду;
  • Взаимопомощь;
  • Изучение лучшего, его пропаганда и использование;
  • Разнообразие форм работы детского сада с семьёй;
  • Систематичность связи детского сада с родителями;
  • Привлечение общественности к деятельности дошкольного учреждения.

13 слайд:

          Сложившаяся в ДОУ система работы с родителями потребовала разработки и внедрения новых форм сотрудничества, которые включили бы родителей в активную совместную деятельность педагогов и детей     

     

Традиционные

Нетрадиционные

Общие и групповые родительские собрания

Практические семинары

Педагогические консультации

Педагогическая гостиная

Совместные праздники

Родительские клубы

Педагогические беседы

Круглый стол в рамках педагогического и родительского наставничества

Дни открытых дверей

Коллекционирование с детьми

Наглядная агитация

Совместные экскурсии и досуги

Анкетирование

КВН

Школа педагогического мастерства – мастер-классы

Сотрудничество предполагает не только жёстко регламентированную форму обучения родителей, но и совместную и согласованную работу по обучению и воспитанию детей по схеме:

детский сад  →  дети  ←  родители

14 слайд:

      Одной из эффективных на наш взгляд, форм организации работы с родителями является наставничество и сотворчество детей и родителей, которое проходит у нас в рамках клуба «Счастливая семья».

       Наставничество, направленное на  передачу родительского  опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения родительского коллектива. Процесс наставничества затрагивает интересы четырёх субъектов взаимодействия: воспитанника, самого наставника, родителей и педагогического коллектива.

     Как научить детей беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? Как воспитать в них умение быть человеком не на словах, а на деле? Как научить проявлять уважение к труду предков, сохранивших для них и этот мир, и эту страну? Как научить быть достойными их памяти?

       Ни для кого не секрет, что умения закладывается не только и не столько в детском саду, в школе, сколько в семье. От того, насколько патриотично  настроены мать и отец, во многом зависит, каким будет ребенок.

      Поэтому в нашем дошкольном учреждении, в рамках клуба «Счастливая семья»,  определены родители-наставники, которые делятся своим опытом с более молодыми родителями.

      Семейные наставники рассказывают на своих примерах, как научить ребенка  любить природу, свой родной край, как можно интересно провести выходной день с ребёнком, какие достопримечательности родного края посетить, как научить ребенка уважать старших на примере своей семьи и пр.

     Ведь дети на долгие годы запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе и своей стране.

      Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.

     

15 слайд:

Немаловажную роль в патриотическом воспитании детей мы отводим и традициям нашей группы: «Семейная мастерская», «Выставки к значимым событиям», «День именинника».

Родители и дети  принимают активное участие в Ярмарках, организованных в ДОУ: проявляют мастерство и фантазию в изготовлении поделок, приготовлении блюд, в выставке бабушкиных блюд «Что едали наши деды».

       Совместно с родителями были изготовлены лэпбуки "Россия - знаем, любим, гордимся" по патриотическому воспитанию, которые  помогают  педагогам познакомить ребят  с символами нашей страны и интересными фактами про каждый из них. Лэпбуки вы можете увидеть на представленной здесь выставке.

16 слайд:

      Самым эффективным решением проблемы патриотического воспитания явилось проведение просветительской работы молодых родителей через детей. Организация совместных творческих домашних заданий как: придумывание и изображение герба своей семьи, рисование карты микрорайона, в котором живут, сбор материала о родном поселке, городе, выращивание комнатных цветов для группы и др.- все это помогло по-новому взглянуть молодым родителям на свою малую родину и многое о ней узнать.

17 слайд:
      Традиционными в ДОУ стали проведение таких мероприятий:

- как Смотр строя и песни для старших дошкольников, где дети учатся азам участия в параде, тренируются в строевой подготовке, исполнению строевых песен, куда  обязательно приглашаются родители, которые принимают участие в спортивных эстафетах, приуроченных к данному мероприятию.

18 слайд:

 - 9 мая — День Победы — святой для каждого из нас праздник и мы, сегодняшние граждане страны, обязаны передать память о Победе, сами традиции празднования Дня Победы будущим поколениям.

       В нашем детском саду ежегодно проходят  мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы. Предварительно с детьми в группах проводятся занятия, беседы о подвигах советских людей, оформляются  выставки «Бессмертный полк», «Дети войны» и пр.

  - Наши дети принимают участие в акции «Георгиевская ленточка», в изостудии «Аленький цветочек» они сами делают такие ленточки, а потом раздают их родным и близким, а также на площади в День Победы ветеранам ВОВ.

19 слайд:

  -  Воспитывая любовь к родному Отечеству, нельзя забывать об его защитниках. Папы наших воспитанников делятся своими воспоминаниями о службе в рядах Вооруженных силах России, принимают активное  участие в  совместных спортивных праздниках.

20 слайд:

    На протяжении многих лет, наш детский сад, решает задачу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников  в тесном сотрудничестве с социумом. Это взаимодействие можно представить в виде модели воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

      Данные учреждения оказывают не только методическую поддержку, но и принимают активное участие в проведении экскурсий для детей, что позволяет расширить возможности нашего сада.

21 слайд:

     Занятия на базе краеведческого музея помогают расширять представления дошкольников об окружающем мире, формируют умение выполнять элементарные исследовательские действия. В нашем детском саду тоже создан музей «Русская изба».

       Работники детской  библиотеки приглашают наших дошкольников на различные мероприятия,  подготовленные сотрудниками библиотеки. Тесное взаимодействие дошкольного учреждения с социумом позволяет добиться эффективного педагогического воздействия

22 слайд:

      Мы считаем, что проведение совместных мероприятий с родителями и детьми рациональны: родители становятся единомышленниками в воспитании юного гражданина, прислушиваются к советам и рекомендациям педагогов, обращаются за помощью, активны во всех наших начинаниях, а дети все более раскрываются перед нами.

    В результате вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми, они изменили своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. У них появился интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных сословных, профессиональных корней. Родители, вместе с детьми, обогатили и расширили свои знания о родном городе, о природе родного края, о традициях русского народа, о жизни людей в старину. 

     Таким образом, сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика.

      Все чем славится настоящая семья – нравственные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства – все это должно быть передано детям в наследство. А мы, образовательные организации  потом добавим и отшлифуем качества, необходимые настоящему человеку-патриоту.

     Ведь мы хотим, чтобы наши воспитанники и их родители поняли, что десятки и сотни нитей духовно соединяют их со своей малой родиной – Майной. Мы пытаемся через художественную деятельность сделать эти духовные связи видимыми и ощущаемыми для наших детей.

23 слайд:  Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно - прикладного искусства".

Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу - патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами и национальностями, насел...

Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"...

Опыт работы по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

Опыт работы по нравственн- патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

опыт работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

В данной работе раскрыта тема нравственно патриотического воспитания дошкольников, представлена модель работы по дпнной теме....

Опыт работы на тему: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Опыт работы на тему: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников....

Опыт работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно - прикладного искусства».

Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу - патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами и национальностями, насел...

Методическая разработка: ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом».

laquo;Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России»....