Педагогический проект "Золотое Веретено".
проект (подготовительная группа)

Селихова Марина Павловна

Педагогический проект "Золотое веретено" разработан с целью формирования  интереса к познанию истории и культуры наших предков у старших дошкольников, знакомства детей с культурой русского народа, традициями, обычаями, воспитания любви и бережного отношения к родному языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proek_zolotoe_vereteno.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

                Педагогический проект «Золотое веретено».

                                                                

Актуальность проекта: Актуальность проблемы сохранения и восстановления традиционной народной культуры очевидна. Традиция означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, правила поведения,  предания. Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.

Тип проекта: информационно -  творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: 3 недели.

Цель проекта: Сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у старших дошкольников.

Задачи: 1. Познакомить детей с культурой русского народа, традициями, обычаями.

            2. Способствовать общему развитию ребенка, прививая любовь к Родине.

            3. Приобщение детей к основам национальной культуры, быта и развитие межличностных отношений.

            4. Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям.

            5. Развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества.

            6. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.

Взаимодействие с родителями: день открытых дверей (посещение занятий и режимных моментов), консультации, анкетирование родителей, совместное творчество детей и родителей, помощь родителей в оформлении мини - музея в группе «Народная кукла».

Формы и методы работы:

-организованные занятия;

-чтение сказок, былин;

-познавательные беседы;

-посещение музея;

-оформление мини-музея и выставок;

-праздники, посиделки;

-совместная деятельность;

-работа с родителями;

-настольно-печатные игры.

Предметно – развивающая среда: мини – музей в детском саду «Русская изба», картотека народных игр, библиотека с устным народным творчеством, организация выставок произведений народного творчества, Балашовский краеведческий музей.

Прогнозируемый результат: Воспитанники детского сада:

1.Проявляют устойчивый интерес к культуре своего народа.

2. Знают историю русского народного костюма.

3. Используют в своей речи малые фольклорные формы.

4. Активно участвуют в народных праздниках.

3. Бережно относятся к предметам быта, народного творчества.

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный.

Обсуждение цели, задач с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

2 этап – основной (практический). Реализация проекта.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о народной культуре и традициях.

3 этап – заключительный. Оформление мини – музея «Народная кукла».

                 План реализации проекта:

      Вид деятельности

Форма занятия

       Содержание работы

 «В крестьянской избушке».

Посиделки.

Знакомство с избой и  предметами русского народного быта. Русское гостеприимство.

Посуда.

Интегрированное занятие.

Знакомство с предметами обихода -посудой. Рассматривание деревянной посуды, глиняной посуды, чугунов, подносов, предметов русских промыслов Хохломы, Гжели, Жостова.

 «Веселые ложки».

Познавательное игровое занятие.

Знакомство с предметами обихода деревянными ложками (из чего делали , как изготавливали.) Чтение рассказа «Как Иван Васильевич  баклуши бил».

 «Всему столу генерал».

Беседа об истории русских самоваров и традициях чаепития (Балашовский краеведческий музей).

Знакомство с историей возникновения самовара.

 «Госпожа честная Масленица».

Фольклорный праздник

Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником Масленица). Разучить заклички, поговорки.

«Какова пряха, такова на ней рубаха». (мужская и женская одежда Древней Руси.)

Познавательное занятие.

Познакомить с русским народным костюмом; формировать понятия «праздничная», «будничная» (домашняя) одежда.

Мужская и женская обувь, головные уборы в Древней Руси.

Познавательное игровое занятие.

Познакомить с историей зарождения обуви и головных уборов в Древней Руси, как и что надевали состоятельные и бедные люди. Рассматривание иллюстраций обуви -  лаптей, валенок.

Народная игрушка – матрешка.

Познавательное игровое занятие.

Знакомство детей с возникновением первых игрушек. Знакомство с русскими народными игрушками. Рисование матрешек.

«Народная игрушка -  кукла-скрутка».

Мастер-класс.

Знакомство детей с процессом изготовления куклы – самоделки, закрутки, их ролью в жизни человека.

Семейное рукоделие.

Практическое занятие.

Знакомство с русским народным ремеслом – прядением, орудиями труда, прялкой, веретеном.

 «Волшебная дудочка».

Познавательная программа.

Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Учить различать инструменты по типу: ударные, струнные, духовые – и по звучанию.

 «Русские богатыри».

Беседа.

Знакомство с русскими богатырями -  Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.

Чтение былин: « Исцеление Ильи Муромца», « Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович».

«Хлеб всему голова».

Познавательное игровое занятие.

Знакомство со старинными орудиями труда – плугом, цепом, серпом. Беседа «Откуда хлеб пришел?» Пословицы и поговорки о хлебе.

Фольклор, его жанровая поэтика.

Художественно-речевое занятие.

Знакомство детей с разными видами фольклора.

Разучивание жанровой поэтики.

Русская береза.

Познавательная программа.

Знакомство детей с символом Руси – березой. Народные истории, приметы, пословицы о русской березе, загадки, стихи. Чтение рассказов о русской березе, стихотворений.

Оформление мини-музея «Народная кукла»

Оформление мини-музея.

Сбор и подготовка экспонатов к демонстрации в музее.

                                   Методическая литература:

1.Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Новицкая М. Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования: метод. пособие. – М. : Айрис-пресс, 2006.-240 с.

2.Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет / авт.-сост. В. Н. Косарева.-Волгоград : Учитель, 2014.-166 с.

3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…: Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб.: Детство-Пресс, 2004.

4. Кукуева Л. В.-Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: методическое пособие.-М.: Аркти,2005.

5.Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. СПб.: Детство-Пресс, 1999.

6.Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003.

7.Князева О. Л., Махнаева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.- Спб: Детство-Пресс, 2003.

8.Короткова М. Путешествие в историю русского быта. – М, 1998.

9.Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду.- М, Просвещение, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Золотое веретено" Конспект занятия кружка "Колыбелька"с детьми средней группы

В организованной образовательной деятельности дети знакомятся с предметами обихода - прялкой и веретеном в комнате "Русская изба"....

«Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретено»

«Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретено»...

Конспект занятия в средней группе «Золотое веретено».

Конспект занятия в средней группе "Золотое веретено"...

Конспект НОД "Знакомство с предметами быта: прялка и веретено" в старшей группе

Конспект НОД "Знакомство с предметами быта: прялка и веретено" в старшей группе...