"Золотое веретено" Конспект занятия кружка "Колыбелька"с детьми средней группы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Петрова Татьяна Александровна

В организованной образовательной деятельности дети знакомятся с предметами обихода - прялкой и веретеном в комнате "Русская изба".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное

 дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида №26 «Василек»

«Золотое веретено»

Конспект занятия кружка «Колыбелька»

с детьми средней группы

Руководитель: Петрова Т.А.

Октябрь

2015г

 Занятие кружка «Колыбелька»

с детьми средней группы

Тема: «Золотое веретено»

Цель:

Познакомить детей с предметами обихода: веретеном и прялкой.

Задачи:

• Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.

• Расширять знания детей о предметах старины, их назначении.

• Активизировать в речи слова: прялка, веретено, шерсть, кудель.

• Развивать двигательную активность.

• Побуждать высказываться о поступках героев сказки.

• Вызвать радостное настроение от общения со сверстниками и взрослым.

Материалы и оборудование:

 Убранство русской избы;  прялка, веретено, овечья шерсть, корзина с клубками ниток разного цвета;  аудиозапись  с русской народной музыкой.

Предварительная работа:

 Знакомство с предметами обихода в комнате «Русская изба»;  знакомство с  обычаями и традициями русского народа на предыдущих занятиях кружка;  чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок;  слушание русской народной музыки;  проведение русских народных игр («Заря – заряница», «Горелки», «Каравай», «Пузырь» и др.).

Ход занятия:

Под звуки тихой  русской народной музыки дети заходят в «избу». Их встречает Хозяйка в русском народном костюме.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в русскую избу. Рада гостям, как добрым вестям. Всех приглашаю, со всей душой встречаю. Гостю почёт, хозяину - честь!

Хозяйка приглашает всех присесть на скамью, дети садятся.

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?

Дети: Да, всем.

Хозяйка:  Сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце. В каждом деревенском доме имелась прялка. Она была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, а отец - дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку–подарок бережно хранили всю жизнь и передавали, как великую ценность, следующему поколению. Состоит прялка из донца, на котором сидят, и рогатули, которая вставляется в отверстие донца (говоря это, хозяйка показывает прялку). К рогатуле привязывали кудель - волокнистый пучок льна или шерсти. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено. Веретено – выточенная конусообразная палочка, украшенная узором.

Дети рассматривают веретено, трогают руками, пробуют покрутить его.

Хозяйка: Вот за то, что оно вертится, его называли - веретено. Повернитесь вокруг себя, как веретено.

Дети кружатся вокруг себя.

Хозяйка: «По избе пляшу, нитку кружу, чем больше верчусь, тем больше становлюсь». Молодцы, настоящие «веретенца»! Присаживайтесь на скамью, отдохните. Ребятки, так для чего нужна прялка?

Дети: Чтобы прясть пряжу.

Хозяйка: Правильно, молодцы. А как вы думаете, для чего нужна пряжа?

Дети высказывают свои предположения.

Хозяйка: Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно». Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. И сегодня на таких прялках в деревнях прядут шерсть на носочки, варежки. Затем шерстяные нитки сматывают в клубки. Посмотрите, какие они круглые и плотные.

Дети рассматривают клубки разного цвета, пробуют сами их сматывать.

Хозяйка: Ручное прядение было очень медленным. Поэтому начинали прясть с детства, с 6-8 лет. Пряденье - это тяжелый труд. Долгими вечерами трудились пряхи. Чтобы было веселей  и работа спорилась, пряха пела песни:

Позолочена прялица,

Я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне работа эта нравится.

А еще, в одном доме прясть собиралось несколько женщин.

Хозяйка: Не хотите поиграть, позабавиться?

Дети: Да, хотим.

Хозяйка: Становитесь в круг.

Проводится игра «Звонарь».  Дети встают в круг, считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий, и выбранные им играющие,  приплясывают. С окончанием музыки водящий и играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – тот  становится водящим.

Хозяйка: Вам понравилась игра?

Дети: Да.

Хозяйка: Ребятки, а сейчас я расскажу вам сказку, которая называется «Золотое веретено».

Хозяйка рассказывает сказку. Затем обсуждает с детьми поступки сестер: Аннушки и Машутки. Побуждает детей к высказываниям. Делает выводы о том, что вознаграждение бывает за добрые дела.

Хозяйка: Ну, что ребятки, понравилось у меня в гостях?

- А что вам больше всего понравилось?

- Что вы нового узнали, посетив русскую избу?

Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Хозяйка: Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?

Дети: Тепло.

Хозяйка: Вот это тепло мы подарим друг другу. Пора прощаться, буду ждать вас в гости снова. До свидания.

Дети прощаются с Хозяйкой и уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия рисования с детьми средней группы с использованием нетрадиционных художественно-графических техник "Я слепил снеговика"

Предлагаемая нетрадиционная техника рисования - рисование методом тычка жесткой полусухой кистью, дополнительно возможно рисование пальчиками: изображение  снежинок, глазок, пуговок , линий. Позв...

Конспект занятия психолога с детьми средней группы «Что такое дружба»

Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.Задачи:1. Расширить и обобщить знания детей о понятиях "друг”, "дружба”.2. Способствовать развитию с...

Конспект открытого занятия психолога с детьми средней группы «Цветик-семицветик»

Конспектоткрытого занятия психологас детьми средней группы«Цветик-семицветик»      Конспектоткрытого занятия психологас детьми средней группы«Цветик-сем...

Групповое коррекционно-развивающее занятие психолога с детьми средней группы «Репка на песке»

Закрепить умение детей воспроизводить изображения с помощью различных техник работы с песком (песочная анимация, рисование песком с помощью трафарета)...

Конспект открытого занятия "Теремок" с детьми средней группы

Открытое занятие  в виде спортивно-театрализованной постановки  "Теремок" с детьми среднего возраста...

Занятия (дистанционные) с детьми средней группы.

Конспект online - занятия с детьми 4-5 лет по конструированию  в технике оригами «Друг Мурлыка»Игра по развитию речи "Доскажи словечко" Конструирование из бумаги, орига...

Конспект музыкального занятия "Семья" с детьми средней группы.

Цель: формирование основ музыкальной культуры.Задачи: -Развивать музыкальные способности детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах. -Формировать у детей эстетическ...