Проект "Байкал - жемчужина Сибири"
проект (старшая группа)

Казакова Наталья Владимировна

Проект "Байкал - жемчужина Сибири". Водный мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_teme.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по теме:  «Байкал – жемчужина Сибири».


Проблема проекта: в ходе беседы с детьми были сделаны выводы о недостаточном уровне сформированности знаний об озере Байкал и подводных жителях рек, морей и океанов.

Актуальность проекта: подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. У многих детей нет возможности посетить море и даже побывать на местной реке. В результате этого у детей недостаточно сформированы знания о водном мире. В нашей Иркутской области находится удивительное озеро Байкал, которое является одним из чудес света России. Знания детей о нашем озере также находятся на низком уровне, поэтому появилась необходимость более детально остановиться на изучении озера. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность немного очутиться в мире воды, познакомиться с новыми морскими жителями, узнать интересные факты о Байкале; самостоятельно анализировать полученные знания. Также развивает их творческие способности. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: расширить знания детей о подводном мире рек, морей, океанов, а также о морских обитателях озера Байкал.

Задачи:

Для педагогов:

  • Изучить литературу по теме;
  • Обогатить предметно-развивающую среду группы;
  • Овладение опытом реализации проектов с детьми группы.

Для детей:

  • дать детям представления об озере Байкал и его подводных жителях;
  • систематизировать знания детей о морских обитателях;
  • закреплять знания об охране животного мира;
  • воспитывать бережное отношение к животному миру.

Для родителей:

  • вызвать желание и интерес к изучению данной темы совместно с детьми дома;
  • привлечь к пополнению предметно-развивающей среды группы по теме;
  • расширить знания родителей по теме с помощью консультаций, буклетов.

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы №12, педагоги, родители

Срок выполнения: 1 неделя.

Материально-технические ресурсы:

  • Художественная и научная литература по тему;
  • Иллюстрации, картины, фотографии, зарисовки;
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
  • Материалы для продуктивной деятельности (акварель, пластилин, цветная бумага и картон и т.д.)
  • Дидактические игры, настольно-печатные, словесные игры;
  • Атрибуты для подвижных игр;
  • Музыкальные произведения, музыкальный центр;
  • Картотеки пословиц, поговорок, загадок, считалок по теме;
  • Наборы для конструирования (строительный конструктор, палочки)

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап:

Работа с детьми

  1. составление плана реализации проекта и изучение методической литературы;
  2. беседа с детьми с целью выявления знаний об озере Байкал и подводном мире;
  3. рассматривание иллюстраций в книгах;
  4. оформление центра природы по теме;
  5. подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала по теме;
  6. составление плана реализации проекта с детьми.

Работа с родителями:

  1. беседа с целью выявления наличия художественной литературы по теме в семьях;
  2. привлечение к оснащению предметно-развивающей среды по теме.
  1. Основной этап:

Работа с детьми

  1. Ознакомление детей с художественной литературой по теме;
  2. Рассматривание картин и беседы по их содержанию;
  3. Проведение НОД по теме;
  4. Продуктивная деятельность;
  5. Настольно-печатные и дидактические игры;
  6. Экспериментирование и опыты;
  7. Чтение художественной литературы;
  8. Конструирование из бумаги, палочек, строительного конструктора;
  9. Заучивание пословиц и поговорок;
  10. Сюжетно-ролевые игры;
  11. Музыкальная деятельность;
  12. Подвижные игры.

Работа с родителями:

  1. Консультация «Нерпа – загадочный зверь Байкала».
  2. Консультация «Озеро Байкал. Самые интересные факты».
  3. Рекомендации по работе с детьми по теме «Водный мир».
  4. Папки «Рассказы о Байкале для детей», «Загадки Байкала»
  1. Заключительный этап:

Работа с детьми:

  1. Оформление наглядного пособия «Подводный мир Байкала»
  2. Оформление лэтбука «Обитатели морей и океанов»
  3. Подведение итогов проекта

Работа с родителями:

  1. Оформление выставки творческих работ детей по теме.
  2. Подготовка буклета «Экосистема озера Байкал»

Содержание проектной деятельности:

День первый

Работа с детьми

НОД Познавательное развитие (экология)

Тема: «Байкал – жемчужина Сибири» Сформировать представление об озере Байкал, познакомить с водными обитателями озера: омуль, хариус, голомянка, нерпа, губками, внешним видом, образом жизни; развивать интерес к изучению подводного мира Байкала, внимание, мышление, речь, умение работать в подгруппах; воспитывать гордость за родной край, бережное отношение к природе.

НОД Продуктивная деятельность (рисование)

Тема: «Могучий Байкал» Формировать умение передавать выразительные особенности берега озера; дать понятие о линии горизонта; развивать чувство композиции; воспитывать гордость за свой родной край.

Беседа «Что ты знаешь о подводном царстве?» Выявить знания детей о морских животных.

Дидактическая игра «Кто живет в подводном царстве?» Учить подбирать соответствующие картинки.

Чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» Продолжать работу по повышению интереса детей к слушанию сказок о подводном мире.

Подвижная игра «Синяя вода» Учить выполнять движения в соответствии с содержанием текста, учить повторять слова за воспитателем

Работа с родителями

Беседа с целью выявления наличия художественной литературы по теме в семьях;

Привлечь к пополнению предметно-развивающей среды группы по теме;

Рекомендации по работе с детьми по теме «Водный мир». Вызвать желание и интерес к изучению данной темы совместно с детьми дома.

День второй

Работа с детьми

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на корабле»  Учить отображать в игре знания об окружающем мире; формировать умение творчески развивать сюжет игры; самостоятельно распределяться на роли; вспомнить и применить знания о морских обитателях в игре.

Конструирование из бумаги (оригами) «Кашалот» Учить складывать лист бумаги пополам (уголок к уголку), применять полученные ранее навыки складывания по схеме; дать понятие о животном кашалоте; развивать творческое воображение; воспитывать любовь к животным.

Слушание «Звуков моря» Развивать музыкальный слух, умение слушать музыкальные произведения молча, развивать психические процессы

Разучивание поговорок и пословиц о море. Способствовать запоминанию пословиц и поговорок, понимать их смысл, помочь в придумывании своих, развивать связную речь, грамматический строй речи.

Подвижная игра «Море волнуется» Вспомнить с детьми слова игры, уметь соотносить слова с действиями, развивать воображение

Работа с родителями

Консультация «Нерпа – загадочный зверь Байкала

Расширить знания родителей по теме с помощью консультации.

День третий

Работа с детьми

НОД познавательное развитие (ФЭМП)

Тема: «В гостях у морских обитателей» Формировать умение производить математические действия в пределах 10; сравнивать числа, расставлять знаки «больше», «меньше», «равно»; упражнять в делении целого круга на четыре части.

Беседа «Рыбы моря – кто они?» Продолжать поддерживать интерес к теме, расширять представления о рыбах, продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражая их в речи

Дидактическая игра «Назови морского жителя» Закреплять знания об обитателях морских глубин.

Конструирование из палочек на тему «Море» Учить пользоваться схемами, развивать внимание, наблюдательность, воспитывать интерес к играм с помощью палочек.

Подвижная игра «Ручеек» Познакомить с русской народной игрой, учить соблюдать правила игры, развивать коллективизм.

Работа с родителями

Папка «Рассказы о Байкале для детей»

Вызвать желание и интерес к изучению данной темы совместно с детьми дома.

Папка «Загадки Байкала»

Расширить знания родителей по теме.

День четвертый

Работа с детьми

НОД Продуктивная деятельность (ручной труд (конструирование из бумаги)

Тема: «Рыбки в аквариуме»  продолжать формировать умение конструировать поделки из бумаги способом оригами по инструкции и показу педагога; отрабатывать навыки сгибания квадратного листа бумаги по диагонали и по горизонтали пополам; упражнять в знакомых способах вырезывания, соблюдать правила безопасности в работе с ножницами; развивать навыки коллективной работы при составлении композиции из готовых форм;

Сюжетно ролевая игра «Экологи»  Расширять представления о гуманной направленности работы экологов, ее необходимости для сохранения природы, социальной значимости, формировать навыки речевого этикета.

Чтение М. Чубученко «Морские сказки»  Познакомить с новым произведением, развивать умение слушать сказки и отвечать на вопросы по их содержанию.

Музыкальная игра «Рыболовы»  Развивать устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций; двигательно-слуховую координацию.

Словесная игра «Опиши животного»  Развивать умение описывать животных по характерным признакам, развивать монологическую речь.

Подвижная игра «Водяной»  Развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища, развивать внимание, наблюдательность

Работа с родителями

Консультация «Озеро Байкал. Самые интересные факты»

Расширить знания родителей по теме с помощью консультации.

День пятый

Работа с детьми

Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство (Путешествие по Байкалу)» Расширять сферу социальной активности детей и их представления об окружающем, закреплять знания о работе туристических агентств, формировать умение самостоятельно распределяться на роли.

Беседа «Море в опасности!» Поддерживать интерес к теме и выяснить, какие опасности грозят морю и его обитателям, как помочь и спасти их.

Рассматривание фотографий «Подводный мир Байкала» Развивать познавательную активность в процессе формирования представления о подводных жителях Байкала; раскрыть связь животных со средой обитания, воспитывать бережное отношение к животным.

Конструирование из строительного материала «Дельфинарий» Развивать конструкторские способности, воображение, память, усидчивость.

Экологическая игра «Животные Красной книги» Дать понятие о Красной книге, ее назначении, развивать интерес к экологии, бережное отношение к исчезающим животным.

Экспериментирование «Свойства воды» Закреплять и обобщать знания детей о воде, ее свойствах, развивать интерес к экспериментам.

Изготовление лэпбука «Обитатели морей и океанов» Привлекать детей к оформлению лэпбука, обобщать и систематизировать знания о морских жителях.

Работа с родителями

Буклет «Экосистема озера Байкал»

Расширить знания родителей по теме с помощью буклета.

Оформление выставки творческих работ детей.

Показать творческие достижения детей в ходе изучения темы.

Предполагаемый результат проекта: у детей сформированы представления о подводных обитателях, развит познавательный интереса к подводному миру и озеру Байкал, развиты творческие способности через продуктивную деятельность, обогащен словарный запас по теме.

Предполагаемый продукт проекта: выставка творческих работ детей; наглядное пособие, выполненное совместно с детьми «Подводный мир Байкала»; лэпбук «Обитатели морей и океанов»; рекомендации, консультации и буклеты для родителей по теме; картотеки «Опыты с водой», «Сказки и рассказы о Байкале для дошкольников», пополнение предметно-развивающей среды по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с родителями "Тюмень - жемчужина Сибири".

Деятельность родителей в общеобразовательном проекте "Тюмень - жемчужина Сибири"....

Презентация недели "Байкал - жемчужина Сибири" в детском саду

Представляем Вашему вниманию презентацию семейной выставки - конкурса "Ластоногий символ Байкала" в детском саду № 68 города Братска Иркутской области. Которая проводилась между семьями воспитанников ...

Конспект НОД «Байкал – жемчужина Сибири»

В конспекте представлено занятие по празднованию дня Байкала...

Байкал "Жемчужина Сибири"

Знакомство детей с Байкалом....

Проект совместной деятельности педагога с детьми старшей и подготовительной группы: «Байкал – жемчужина Сибири»

Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и ...

«Байкал – жемчужина Сибири»

Технологическая карта...