«Экскурсия - активная форма приобщения детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного города»
статья (подготовительная группа)

Шестакова Елена Геннадьевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему: «Экскурсия -  активная форма приобщения детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного города»

        Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Нам, взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию социальных основ и чувства патриотизма.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обращает наше внимание на то, что важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства, является воспитание, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.

           Одной из наиболее эффективных форм  в направлении патриотического воспитания является экскурсия, благодаря которой, воспитанники ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсия расширяет кругозор детей, наглядно демонстрирует достижения техники, искусства, строительства, помогает ощутить себя частью природного, культурного и социального пространства.

Экскурсия дает подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствует многостороннему развитию ребенка.

        Проведение экскурсии требует от воспитателя активной подготовки. Экскурсию проводить значительно труднее, чем занятие в группе. Поэтому ее успех зависит от тщательной продуманности и подготовки как воспитателя, так и детей.

Экскурсии рекомендуют проводить с 1 сентября по 31 мая. Длительность должна соответствовать установленным нормам. Экскурсия, как форма занятия, проводится в средней, старшей и подготовительно группах не реже 1 раза в месяц.

           В своей работе с дошкольниками я использую традиционную и виртуальную экскурсию. Преимуществом второй является доступность, возможность повторного просмотра, наглядность.

Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах не доступных для реального посещения, сэкономить время и средства.

Выделяют следующие формы виртуальных экскурсий: мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint, видеоэкскурсии, интерактивное общение с помощью программы Skype.

           В своей работе по проведению виртуальных экскурсий я опиралась на опыт работы детского сада, комбинированного в городе Клин Московской области.

         Поставив перед собой цели и задачи, которые представлены на слайде я разделила свою работу на 3 этапа: подготовительный, основной и закрепительный.

          Изучив методическую литературу и опыт педагогов по данной теме, я провела с детьми беседу, в ходе которой было выявлено, что у более половины воспитанников имеют скудные представления о родном городе, его улицах, достопримечательностях, памятниках, истории. Так как развитие представлений дошкольников о малой родине, воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения- не только педагогов, но и родителей, то с целью выявления заинтересованности родителей в воспитании гражданских чувств у детей по отношению к своему городу, было проведено анкетирование родителей. Результаты дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве и очертить круг проблем в решении, которых родителям нужна помощь. Таким образом, мною была обоснована необходимость организации и проведения системы мероприятий, способствующих проявлению интереса, воспитанию любви к родному городу, желанию беречь его красоту, проявлять заботу о нем. Далее я составила перспективный план экскурсий по родному городу и с помощью родителей разработала дидактические игры по закреплению полученных представлений о родном городе. О них вы узнаете позже.

        Так организованные экскурсии в библиотеку, Дзержинский кукольный театр позволили познакомить ребят с культурной жизнью нашего города, профессией библиотекаря, кукловода, костюмера, актера, гардеробщика. Совместная экскурсия с родителя на аллею славы, показала воспитанникам важность уважать ветеранов войны, гордится своей страной и ее героями.

Экскурсии в краеведческий музей также расширили представления воспитанников об истории и природе нашего города, о работе музея, его экспонатах, работе экскурсовода.

             Также я организовывала экскурсию по окрестностям детского сада. Наш путь лежал по улице Ватутина, Чкалова, Гастелло, Маяковского. В ходе прогулки ребята посетили ансамбль жилых домов с  курдонером- архитектора А.Ф. Кусакина, дом со шпилем. Также на пути встретились продовольственные магазины, ветеринарная аптека, почтовые ящики. Ребята с удовольствием рассказали об их назначении.

Увидев нашу заинтересованность, родители решили подхватить нашу идею и устроить экскурсию выходного дня. По ее итогам сделали фотогазету «Наш город Дзержинск».

              Но особо полюбилась ребятам виртуальная экскурсия. Она позволила показать воспитанникам труднодоступные места нашего города. Так воспитанниками были проведены следующие видео экскурсии: «Дзержинск с высоты птичьего полета». Ребята были очень удивлены, увидев свой город с высоты. Они с большой радостью показывали знакомые места. Видео «Шуховская башня» познакомила детей с одной из главных достопримечательностей нашего города, которая достойна быть в списке Всемирного наследия. «Река Ока» и многое другое. Также презентация к 110-летию архитектора Алексея Федоровича Кусакина «Мастер каменных дел» Дзержинска из Арзамасского уезда познакомила воспитанников с созданными им достопримечательностями нашего города. Фотоэкскурсия «Памятники и бюсты Дзержинск» познакомила воспитанников с памятниками нашего города, их историей и создателями. Для приобщения детей к здоровому образу жизни была создана фото экскурсия «Спортивный Дзержинск», которая позволила собрать все Фоки, стадионы, спортивные школы города Дзержинска.

Хорошим вкладом в нашу картотеку фото экскурсий стала презентация, сделанная родителем нашей группы «Сибур - Нефтехим». Она позволила расширить представление детей о нашем промышленном городе.

На данном слайде я подготовила для вас картотеки фото и видео экскурсий, которыми вы можете воспользоваться.

        В ближайшее время у нас запланирована экскурсия «Мой папа строитель», которая будет проходить с помощью программы Skype.

           В качестве после экскурсионной работы, направленной на расширение, уточнение, систематизацию знаний, на упрочнение чувств, отношений, зародившихся на экскурсии.  я проводила с детьми беседы. Также свои впечатления об экскурсиях воспитанники оставляли в своих рисунках, аппликациях, лепке и конструировании.

Созданные с помощью родителей дидактические игры Лабиринт-ходилка, круги Луллия, настольная игра «Экскурсовод» позволили в игровой форме закрепить полученные знания и представления о родном городе.

         Результатом проделанной работы стало то, что у воспитанников расширились представления о родном городе: его улицах, достопримечательностях, истории, о его культурной жизни, о его создателях и героях. Удалось привлечь родителей воспитанников к патриотическому воспитанию детей, улучшились детско-родительские отношения. Развивающая предметно пространственная среда группы пополнилась замечательными дидактическими играми и пособиями, появились картотеки с видео и фото экскурсией. 

Послеэксурсионнара работа направлена на расширение уточнение систематизацию знаний на упрочнение чувств отношений зародившихся на экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

Консультация для воспитателей « Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города и края».

             В настоящее время   проблема патриотического воспитания детей и молодежи остается  одной из актуальнейших. Все большее распростран...

Научно - исследовательская работа на тему: "Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями родного города посредством виртуальных экскурсий. "

Научно - исследовательская работа на тему: "Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями родного города посредством виртуальных экскурсий"...

Консультации для воспитателей « Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города».

             В настоящее время   проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. При этом она обретает...

Методическая разработка по теме "По следам истории"(проект по ознакомлению обучающихся старшего дошкольного возраста с историей и культурой родного края)

Ребенок приходит в этот огромный мир и ему много предстоит узнать, понять , освоить. Первоначально ребенок знакомится со своим городом под руководством родителей, шаг за шагом расширяя границы своего ...

Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города

В настоящее время   проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. При этом она обретает новые характеристики, новые подходы к ее решению, как состав...

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории, традициям и культуре России»

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализ...