Консультации для воспитателей « Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города».
консультация

Кулешова Викториия

               В настоящее время   проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. При этом она обретает  новые характеристики,  новые подходы к ее решению, как составная часть процесса  жизненного определения и становления личности. Все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм, как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но духовно – нравственный, идеологический, культурно – исторический, военно – патриотический  компоненты.

             Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

              При ознакомлении  детей дошкольного возраста   с родной страной  создаются условия для расширения кругозора, развития познавательных способностей, любознательности, обогащения и развития речи, а  так же решения задач эстетического воспитания и детского творчества.  В процессе этой работы воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к ее  народу,  формируется  положительное отношение к труду людей, природе. 

            Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений,  приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где родился человек.

             В этой связи имеет огромное значение ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно – экологическим своеобразием родного региона.

             Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут не только в информационно – просветительском, но и  эмоциональном  плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных  этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться  к богатствам национальной и мировой культуры. 

     Работа по патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детском саду, родной улице, городу;

— формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду людей;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека;

-— расширение представлений о России, ее столице;

-— знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

— формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

   Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, т.к.  воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

     В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную кропотливую работу. Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимы: 

— создание благоприятных материально-технических и социальных условий;

— обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

— последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

— тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

    Задача педагога —  отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые ему  наиболее доступны и которые дают ему  природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события. Факты, явления, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

     Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего,  должен сам хорошо знать его, а также должен продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для данной местности, данного края, то, что можно увидеть только здесь.

    Дети способны запомнить и усвоить многие сведения о родном городе. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше надо привлечь к тем местам, которые расположены  на ближайших улицах: школе, кинотеатре, почте, аптеке и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано  для удобства людей.

   Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников,  расширяется: это район и город в целом, его  достопримечательности, исторические места,  памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы.  Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии  по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них  слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большая роль в этом принадлежит знакомству детей с народными промыслами края, с народными умельцами.

     При этом планировать данную работу наиболее целесообразно по темам (например «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад» и т.д.). Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, а по некоторым темам проведение праздников. Такое тематическое Планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

    Согласно исследованиям И. Рыбаловой, важнейшим средством педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Расширить их он сможет, только умело сочетая наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов и т.д.

     Большое значение имеет активная разнообразная деятельность Для этого используют различные формы организации деятельности детей. Основной формой являются тематические занятия. Кроме того, необходимо объединение одной темой нескольких занятий: по родному языку, ознакомлению с природой, музыке, изо деятельности, ручному труду (например, «Мой город», «Столица нашей Родины — Москва» и др.).

    Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т.д.). Итоги работы над темой, синтезирующей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

 организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого «проникновения» в историю быта родного края. Кроме того, расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных сведений.

детей является тесная взаимосвязь с родителями.

 Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению  семейных связей

  семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры, а также на предприятия, в учреждения района, города; организация на основе увиденного выставок и экспозиций, демонстрация снятых семейной кинокамерой фильмов и т.д.

   Следует отметить, что это направление работы требует от воспитателя особенного такта, внимания, чуткости по отношению к каждому ребенку, т.к. могут иметь место обстоятельства, когда нецелесообразно включать кого-то из детей в обсуждение тех или иных вопросов, в поиск и сбор документов о членах семьи.   Добровольность участия каждого  — обязательное требование и условие данной работы.

       Интересным может быть мини-исследование. Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее территориальные и временные рамки. Например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети) или прошлого дома и судеб его жителей, истории действующего предприятия и  т д.

    Хорошо, когда   в систему включаются  работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской Масленицы, березки и т.д. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

    В исследованиях И.Рыбаловой выделены следующие рекомендации для педагогов: 

 • Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.

• Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать?»).

• Не  называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вые; или: это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на свете.

• Используйте доступную детям лексику, объясняйте  значение незнакомых слов, не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными  грамматическими конструкциями.

   Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно – патриотического воспитания:

• Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.

• Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

• Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

• Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).

• Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении  и отражать это в своей деятельности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей

                       « Ознакомление детей дошкольного возраста с

                  историей и культурой родного города».

               В настоящее время   проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. При этом она обретает  новые характеристики,  новые подходы к ее решению, как составная часть процесса  жизненного определения и становления личности. Все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм, как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но духовно – нравственный, идеологический, культурно – исторический, военно – патриотический  компоненты.

             Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

              При ознакомлении  детей дошкольного возраста   с родной страной  создаются условия для расширения кругозора, развития познавательных способностей, любознательности, обогащения и развития речи, а  так же решения задач эстетического воспитания и детского творчества.  В процессе этой работы воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к ее  народу,  формируется  положительное отношение к труду людей, природе.  

            Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений,  приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где родился человек.

             В этой связи имеет огромное значение ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно – экологическим своеобразием родного региона.

             Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут не только в информационно – просветительском, но и  эмоциональном  плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных  этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться  к богатствам национальной и мировой культуры.  

     Работа по патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детском саду, родной улице, городу;

— формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду людей;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека;

-— расширение представлений о России, ее столице;

-— знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

— формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

   Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, т.к.  воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

     В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную кропотливую работу. Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимы:  

— создание благоприятных материально-технических и социальных условий;

— обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

— последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

— тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

    Задача педагога —  отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые ему  наиболее доступны и которые дают ему  природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события. Факты, явления, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

     Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего,  должен сам хорошо знать его, а также должен продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для данной местности, данного края, то, что можно увидеть только здесь.

    Дети способны запомнить и усвоить многие сведения о родном городе. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше надо привлечь к тем местам, которые расположены  на ближайших улицах: школе, кинотеатре, почте, аптеке и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано  для удобства людей.

   Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников,  расширяется: это район и город в целом, его  достопримечательности, исторические места,  памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы.  Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии  по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них  слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большая роль в этом принадлежит знакомству детей с народными промыслами края, с народными умельцами.

     При этом планировать данную работу наиболее целесообразно по темам (например «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад» и т.д.). Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, а по некоторым темам проведение праздников. Такое тематическое Планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

    Согласно исследованиям И. Рыбаловой, важнейшим средством педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Расширить их он сможет, только умело сочетая наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов и т.д.

     Большое значение имеет активная разнообразная деятельность Для этого используют различные формы организации деятельности детей. Основной формой являются тематические занятия. Кроме того, необходимо объединение одной темой нескольких занятий: по родному языку, ознакомлению с природой, музыке, изо деятельности, ручному труду (например, «Мой город», «Столица нашей Родины — Москва» и др.).

    Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т.д.). Итоги работы над темой, синтезирующей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

 организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого «проникновения» в историю быта родного края. Кроме того, расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных сведений.

детей является тесная взаимосвязь с родителями.

 Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению  семейных связей

  семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры, а также на предприятия, в учреждения района, города; организация на основе увиденного выставок и экспозиций, демонстрация снятых семейной кинокамерой фильмов и т.д.

   Следует отметить, что это направление работы требует от воспитателя особенного такта, внимания, чуткости по отношению к каждому ребенку, т.к. могут иметь место обстоятельства, когда нецелесообразно включать кого-то из детей в обсуждение тех или иных вопросов, в поиск и сбор документов о членах семьи.   Добровольность участия каждого  — обязательное требование и условие данной работы.

       Интересным может быть мини-исследование. Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее территориальные и временные рамки. Например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети) или прошлого дома и судеб его жителей, истории действующего предприятия и  т д.

    Хорошо, когда   в систему включаются  работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской Масленицы, березки и т.д. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

    В исследованиях И.Рыбаловой выделены следующие рекомендации для педагогов:  

 • Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.

• Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать?»).

• Не  называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вые; или: это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на свете.

• Используйте доступную детям лексику, объясняйте  значение незнакомых слов, не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными  грамматическими конструкциями.

   Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно – патриотического воспитания:

• Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.

• Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

• Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

• Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).

• Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении  и отражать это в своей деятельности.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой Санкт-Петербурга.

В статье представлен мой опыт по приобщению родителей к ознакомлением детей с культурой Санкт-Петербурга....

Консультация для воспитателей « Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города и края».

             В настоящее время   проблема патриотического воспитания детей и молодежи остается  одной из актуальнейших. Все большее распростран...

АПО "Организация проектной деятельности, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истории и культуре Родного края ("Малой Родины")

Проект прошёл под руководством воспитателя, которая направляла и систематизировала и направляла работу детей и родителей, вносила коректировки, усложняя или упрощая формы работы....

«Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой города Петергофа» через проектную деятельность.

quot;Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой города Петергофа"...

Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города

В настоящее время   проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. При этом она обретает новые характеристики, новые подходы к ее решению, как состав...

Консультация для воспитателей Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками

Родная культура -это живой источник духовности и мудрости. Приобщать детей к народной культуре надо с раннего детства....