Главные вкладки

    Консультации для воспитателей « Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города».
    консультация

    Кулешова Викториия

                   В настоящее время   проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. При этом она обретает  новые характеристики,  новые подходы к ее решению, как составная часть процесса  жизненного определения и становления личности. Все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм, как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но духовно – нравственный, идеологический, культурно – исторический, военно – патриотический  компоненты.

                 Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

                  При ознакомлении  детей дошкольного возраста   с родной страной  создаются условия для расширения кругозора, развития познавательных способностей, любознательности, обогащения и развития речи, а  так же решения задач эстетического воспитания и детского творчества.  В процессе этой работы воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к ее  народу,  формируется  положительное отношение к труду людей, природе. 

                Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений,  приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где родился человек.

                 В этой связи имеет огромное значение ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно – экологическим своеобразием родного региона.

                 Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут не только в информационно – просветительском, но и  эмоциональном  плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных  этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться  к богатствам национальной и мировой культуры. 

         Работа по патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:

    — воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детском саду, родной улице, городу;

    — формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

    — воспитание уважения к труду людей;

    — развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека;

    -— расширение представлений о России, ее столице;

    -— знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

    — развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

    — формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

       Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, т.к.  воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

         В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную кропотливую работу. Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимы: 

    — создание благоприятных материально-технических и социальных условий;

    — обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

    — последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

    — тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

        Задача педагога —  отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые ему  наиболее доступны и которые дают ему  природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события. Факты, явления, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

         Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего,  должен сам хорошо знать его, а также должен продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для данной местности, данного края, то, что можно увидеть только здесь.

        Дети способны запомнить и усвоить многие сведения о родном городе. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше надо привлечь к тем местам, которые расположены  на ближайших улицах: школе, кинотеатре, почте, аптеке и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано  для удобства людей.

       Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников,  расширяется: это район и город в целом, его  достопримечательности, исторические места,  памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы.  Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии  по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них  слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большая роль в этом принадлежит знакомству детей с народными промыслами края, с народными умельцами.

         При этом планировать данную работу наиболее целесообразно по темам (например «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад» и т.д.). Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, а по некоторым темам проведение праздников. Такое тематическое Планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

        Согласно исследованиям И. Рыбаловой, важнейшим средством педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Расширить их он сможет, только умело сочетая наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов и т.д.

         Большое значение имеет активная разнообразная деятельность Для этого используют различные формы организации деятельности детей. Основной формой являются тематические занятия. Кроме того, необходимо объединение одной темой нескольких занятий: по родному языку, ознакомлению с природой, музыке, изо деятельности, ручному труду (например, «Мой город», «Столица нашей Родины — Москва» и др.).

        Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т.д.). Итоги работы над темой, синтезирующей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

     организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого «проникновения» в историю быта родного края. Кроме того, расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных сведений.

    детей является тесная взаимосвязь с родителями.

     Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению  семейных связей

      семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры, а также на предприятия, в учреждения района, города; организация на основе увиденного выставок и экспозиций, демонстрация снятых семейной кинокамерой фильмов и т.д.

       Следует отметить, что это направление работы требует от воспитателя особенного такта, внимания, чуткости по отношению к каждому ребенку, т.к. могут иметь место обстоятельства, когда нецелесообразно включать кого-то из детей в обсуждение тех или иных вопросов, в поиск и сбор документов о членах семьи.   Добровольность участия каждого  — обязательное требование и условие данной работы.

           Интересным может быть мини-исследование. Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее территориальные и временные рамки. Например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети) или прошлого дома и судеб его жителей, истории действующего предприятия и  т д.

        Хорошо, когда   в систему включаются  работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской Масленицы, березки и т.д. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

        В исследованиях И.Рыбаловой выделены следующие рекомендации для педагогов: 

     • Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.

    • Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать?»).

    • Не  называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вые; или: это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на свете.

    • Используйте доступную детям лексику, объясняйте  значение незнакомых слов, не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными  грамматическими конструкциями.

       Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно – патриотического воспитания:

    • Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.

    • Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

    • Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

    • Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).

    • Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении  и отражать это в своей деятельности. 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx25.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультации для воспитателей

                           « Ознакомление детей дошкольного возраста с

                      историей и культурой родного города».

                   В настоящее время   проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. При этом она обретает  новые характеристики,  новые подходы к ее решению, как составная часть процесса  жизненного определения и становления личности. Все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм, как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но духовно – нравственный, идеологический, культурно – исторический, военно – патриотический  компоненты.

                 Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

                  При ознакомлении  детей дошкольного возраста   с родной страной  создаются условия для расширения кругозора, развития познавательных способностей, любознательности, обогащения и развития речи, а  так же решения задач эстетического воспитания и детского творчества.  В процессе этой работы воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к ее  народу,  формируется  положительное отношение к труду людей, природе.  

                Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений,  приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где родился человек.

                 В этой связи имеет огромное значение ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно – экологическим своеобразием родного региона.

                 Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут не только в информационно – просветительском, но и  эмоциональном  плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных  этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться  к богатствам национальной и мировой культуры.  

         Работа по патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:

    — воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детском саду, родной улице, городу;

    — формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

    — воспитание уважения к труду людей;

    — развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека;

    -— расширение представлений о России, ее столице;

    -— знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

    — развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

    — формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

       Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, т.к.  воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

         В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную кропотливую работу. Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимы:  

    — создание благоприятных материально-технических и социальных условий;

    — обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

    — последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

    — тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

        Задача педагога —  отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые ему  наиболее доступны и которые дают ему  природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события. Факты, явления, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

         Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего,  должен сам хорошо знать его, а также должен продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для данной местности, данного края, то, что можно увидеть только здесь.

        Дети способны запомнить и усвоить многие сведения о родном городе. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше надо привлечь к тем местам, которые расположены  на ближайших улицах: школе, кинотеатре, почте, аптеке и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано  для удобства людей.

       Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников,  расширяется: это район и город в целом, его  достопримечательности, исторические места,  памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы.  Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии  по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них  слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большая роль в этом принадлежит знакомству детей с народными промыслами края, с народными умельцами.

         При этом планировать данную работу наиболее целесообразно по темам (например «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад» и т.д.). Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, а по некоторым темам проведение праздников. Такое тематическое Планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

        Согласно исследованиям И. Рыбаловой, важнейшим средством педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Расширить их он сможет, только умело сочетая наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов и т.д.

         Большое значение имеет активная разнообразная деятельность Для этого используют различные формы организации деятельности детей. Основной формой являются тематические занятия. Кроме того, необходимо объединение одной темой нескольких занятий: по родному языку, ознакомлению с природой, музыке, изо деятельности, ручному труду (например, «Мой город», «Столица нашей Родины — Москва» и др.).

        Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т.д.). Итоги работы над темой, синтезирующей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

     организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого «проникновения» в историю быта родного края. Кроме того, расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных сведений.

    детей является тесная взаимосвязь с родителями.

     Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению  семейных связей

      семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры, а также на предприятия, в учреждения района, города; организация на основе увиденного выставок и экспозиций, демонстрация снятых семейной кинокамерой фильмов и т.д.

       Следует отметить, что это направление работы требует от воспитателя особенного такта, внимания, чуткости по отношению к каждому ребенку, т.к. могут иметь место обстоятельства, когда нецелесообразно включать кого-то из детей в обсуждение тех или иных вопросов, в поиск и сбор документов о членах семьи.   Добровольность участия каждого  — обязательное требование и условие данной работы.

           Интересным может быть мини-исследование. Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее территориальные и временные рамки. Например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети) или прошлого дома и судеб его жителей, истории действующего предприятия и  т д.

        Хорошо, когда   в систему включаются  работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской Масленицы, березки и т.д. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

        В исследованиях И.Рыбаловой выделены следующие рекомендации для педагогов:  

     • Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.

    • Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать?»).

    • Не  называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вые; или: это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на свете.

    • Используйте доступную детям лексику, объясняйте  значение незнакомых слов, не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными  грамматическими конструкциями.

       Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно – патриотического воспитания:

    • Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.

    • Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

    • Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

    • Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).

    • Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении  и отражать это в своей деятельности.  

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Ознакомление детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами"

    Использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки способствует развитию речи детей, воспитывает любовь к родному краю и дает первые представления ...

    Консультация для воспитателей « Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города и края».

                 В настоящее время   проблема патриотического воспитания детей и молодежи остается  одной из актуальнейших. Все большее распростран...

    Консультация для воспитателей "Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых"

    Не секрет, что профессиональная деятельность занимает важное место в жизни каждого человека. В современном мире родители задумываются о будущем ребёнка с первых шагов. В дошкольной педагогике проблеме...

    Консультация для воспитателей "Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой с использованием приемов ТРИЗ"

    Консультация для воспитателей "Ознакомление  детей  дошкольного возраста с художественной  литературой с использованием   приемов  ТРИЗ"...

    Методическая разработка по теме "По следам истории"(проект по ознакомлению обучающихся старшего дошкольного возраста с историей и культурой родного края)

    Ребенок приходит в этот огромный мир и ему много предстоит узнать, понять , освоить. Первоначально ребенок знакомится со своим городом под руководством родителей, шаг за шагом расширяя границы своего ...