«Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой города Петергофа» через проектную деятельность.
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Стрельчикова Татьяна Васильевна

"Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой города Петергофа" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_moy_lyubimyy_petergof.docx57.23 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию детей при ознакомлении с малой родиной.
Тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой города Петергофа» через проектную деятельность.
Автор-составитель: Стрельчикова Татьяна Васильевна, педагог ГБДОУ детского сада № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников Петродворцового района г. Санкт-Петербурга.
 .

Пояснительная записка

Актуальность: 
    Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере духовно-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера, материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными. К сожалению, наше общество все больше отдаляется от того высокого, прекрасного, вечного, на чем всегда держалась жизнь – это Добро, Истина, Красота. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. Знакомство с историей и культурой Петергофа, обращение к отечественному наследию – позволяют ребенку погрузиться в атмосферу настоящего искусства, познать мир прекрасного, соприкоснуться с разными эпохами, стилями, историей, музыкой, поэзией и этикетом.

Данная методическая разработка «Мой любимый Петергоф» направлена на формирование наиболее полных представлений у детей знаний о родном городе, его истории, воспитание любви и интереса к нему. В разработке обобщен практический опыт работы проектной деятельности педагога с детьми по темам «Как все начиналось?», «Город мировой славы», «Где эта улица, чей это дом?», «Они прославили город», «Соборы и храмы Петергофа», «Сады и парки Петергофа», «Живу я в городе Петра». Разработанная система опирается на образовательные задачи развития ребенка дошкольного возраста и соответствует их возрастным особенностям. За основы были взяты: программа Алифановой Г. Т. «Первые шаги» (Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет), программа Манковой Н.И. «Маленький горожанин» для детей 5-7 лет и программа Н.Т. Смирновой «Город мой любимый».

Содержание проектной деятельности реализуется через экскурсии, интеграцию различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. В работе используется краеведческий, искусствоведческий, мифологический материал. Дошкольники знакомятся с традициями, трудом, культурой, бытом города в разные исторические эпохи. Применение новых информационных технологий способствуют проведению с дошкольниками «Виртуальных путешествий» по музеям-дворцам, паркам, улицам города. Во время этих «путешествий» дети не только слушают рассказы педагога, но и смотрят видеофильмы, знакомятся с изобразительным искусством, могут сами попробовать себя в роли экскурсовода, мастеров, которые создают изделия декоративно – прикладного искусства. Дидактический, информационный и практический материал по воспитанию у детей любви и интереса к родному городу подобран в соответствии с возрастом детей.  Проектная деятельность по ознакомление детей с историей и культурой города Петергофа рассчитана на детей от 4 лет. В ней представлены система планирования и содержание работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре города, система организации и планирования работы по сотрудничеству с семьей

Цель:

  • Приобщение дошкольников к истории и культуре города Петергоф, восхищение им; осознание ценности памятников культуры и искусства. 

Задачи:

  • Расширить и углубить знания детей о городе Петергофе, его истории, достопримечательностях и памятных местах.
  • Познакомить детей с деятельностью музеяпрофессиями людей, которые работают в музее;
  • Приобщать детей к общественной и культурной жизни города,
  • Знакомство детей с почётными гражданами города.
  • Расширять представления детей о достопримечательностях своего города и его исторических памятниках
  • Воспитывать культуру поведения на улицах, в общественных местах, на экскурсиях, выставках, в музеях и т.д.
  • Развивать гуманное отношение и патриотическое чувство к своему городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа. 

Предполагаемый результат:

  • Освоение знаний и представлений об истории своего родного города, достопримечательностях и людях, прославивших его;
  • Формирование у детей чувства гордости за свой город и желание сохранить его красивым;
  • Развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей;
  • Воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям;
  • Усвоение норм, правил поведения в общественных местах;
  • Овладение родителями организационными навыками проведения совместного досуга в семье;
  • Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Структура методической разработки включает в себя:

  • 1.Пояснительная записка.
  • 2. Перспективное планирование.
  • 3. Диагностика.
  • 4. Приложение:

- конспекты в организации непосредственно образовательной деятельности детей и взрослых. 

- игры

- Информационный блок


Условия реализации программы:

Методическая разработка рассчитана на 3 года систематической и последовательной работы с детьми дошкольного возраста. Место проведения: группа, музыкальный зал, изостудия, детская библиотека, улицы, площади, парки города, учреждения дополнительного образования детей ДЮЦ, музыкальная школа, музеи города.
Разработка включает три основных этапа:

 I этап - подготовительный, включает в себя:

  • анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях
  • диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города

II этап - основной, включает в себя:

  •  занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
  •  совместные мероприятия с семьями воспитанников,
  •  совместные мероприятия с детьми,
  •  экскурсии по городу,
  •  пополнение развивающей среды,
  •  выставки детских работ, поделок, коллекций.

III этап - итоговый, включает в себя:

  • итоговое диагностирование детей,
  • повторное анкетирование родителей. 

Итогом деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы макеты, совместные праздники, экскурсии; познавательные викторины, творческий отчёт «Любимый Петергоф». 

При реализации программы используются общепринятые формы работы с детьми дошкольного возраста:

  • игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры драматизации, подвижные игры;
  • просмотр и обсуждение видеофильмов о Петергофе;
  • чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг писателей и поэтов;
  • беседы социально- нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
  • наблюдения за трудом взрослых, природой;
  • оформление выставок произведений декоративно- прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи; тематических выставок детского творчества.
  • заучивание стихотворений, отрывков литературных произведений, произведений малых фольклорных жанров
  • продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;
  • слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки.

Взаимодействие с семьёй

Важным условием воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранение семейных связей.

    Формы работы с родителями: 

  • Регулярные рекомендации по закреплению пройденного материала.
  • Участие в совместных мероприятиях в рамках реализации программы (подготовка к конкурсу чтецов, спортивному досугу, игре, конкурсу).
  • Семейные экскурсии в музеи, по памятным местам города, посещение культурных центров.
  • «Мини-исследования» истории города, улицы (на которой находится детский сад или живут дети)
  • Консультативная работа
  • Оформление выставок детско-родительских творческих работ, фотоколлажей, фотоальбомов, газет.  и др.

Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования:

  • ГМЗ «Петергоф: дворец «Монплезир», дворец «Марли», музей фонтанного дела, музей «Екатерининский корпус», музей семьи Бенуа, «Большой Петергофский дворец», «Фермерский дворец», дворец «Коттедж», «Дворцовая телеграфная станция», музей «Банный корпус»
  • ДЮЦ «Петергоф»
  • Посещение тематических праздников, выставок города.
  • Посещение концертов воспитанников и преподавателей музыкальной школы

Планирование работы по ознакомление детей

дошкольного возраста с историей и культурой города Петергофа

Задачи:
Средняя группа:
- Знакомство с историй возникновения и с основными достопримечательностями города.
- Формирование восприятия целостной картины мира.
- Воспитание любви к родному городу, гордость.
- Пробуждение познавательного интереса к городу, восхищение им.
- Формирование начальных знаний о родном городе.

Средняя группа:

месяц

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Мероприятия с семьями

Тема

Задачи

Вид деятельности

сентябрь

«Петергоф– город в котором я живу»

Знакомить детей с городом и его историческим прошлым;

Просмотр презентации «Прогулка по Петергофу»;
Беседа «Мой город Петергоф»;
Знакомство с картой города;
Рассматривание открыток и фотографий с видами города в прошлом и настоящем.
 
Оформление мнемотаблицы «Мой детский сад»
Составление рассказов о членах семей детей;

Анкетирование «Знакомим ребёнка с родным городом». просмотр слайдов на тему «Моя семья. Мой дом. Мой детский сад»; - Выставка рисунков «Я и моя семья»

Оформление альбома «Моя семья» (с семейными фотографиями)

Прогулки
по городу


октябрь

«Петр Первый - основатель Санкт-Петербурга и Петергофа»

Познакомить детей с жизнью основателя Петергофа – Петром I;
Сформировать у детей представление, почему царь Петр решил строить город именно в этом месте;
Познакомить с памятниками Петру I.

Просмотр слайдов на тему «Петр I – основатель города»;
Загадки;
Чтение книг о Петре 1;
Конструирование: «Строим город»;
Совместное изготовление книжки малышки «Пётр I» о вкладе Петра в историю нашего города и о его памятниках в Петергофе.

Предложить посетить с детьми памятники: памятник Петру 1  в Нижнем парке и Купеческой гавани, памятник Петру 1 на территории парка Александрия по выбору  родителей.

Фотогазета «Прогулки по Петергофу».

ноябрь

«Символы Петергофа»

Познакомить с  историей города через символы;
Сформировать знание о символах города;
Закреплять понятие «Мы – живем в Петергофе», «Я Петергофец»

Просмотр слайдов на тему «Визитная карточка города»;
Рассматривание альбома «Гербы и символы СПб и Лен. Обл.» Г.В. Калашников;
Прослушивание гимна Великому городу
, Р. Глиер;
Рассматривание каталога «Герб СПб и его пригородов»;
Рисование герба, флага Петергофа;
Пазлы, разрезные картинки по теме;
Альбом-раскраска «Символы Петергофа».

Альбом «Виды старого Петергофа». В

Выполнить символы города в разных техниках (вышивка нитками или бисером, рисунок, графика, выжигание и пр.)

декабрь

«Дом, в котором я живу»(эволюция дома)

Познакомить детей с эволюцией домов нашего города.

Просмотр слайдов на тему «Дома в нашем городе»;
Конструирование домов;
Рассматривание с детьми фотографий зданий нашего города;
Настольно-печатная игра «Укрась здание»;
Игры с детьми на развитие восприятия, внимания и логического мышления: «Я назову, а ты угадай», «Ошибка художника», «4-ый лишний
Рисование на тему «Мой дом».

Предложить совершить с детьми прогулку по центру города, обращая внимание детей на дома и сооружения.

январь

«Транспорт города»

Продолжать знакомить детей с различными видами транспорта;
Рассказать о необходимости транспорта для  города;
Побеседовать с детьми о том,  как выгладил транспорт много лет назад;
Напомнить детям о правилах дорожного движения.

Презентация «Эволюция городского транспорта»;
Просмотр слайдов на тему «Транспорт нашего города»;- Исследовательская деятельность «Для чего нужен транспорт?»;
Аппликация «Транспорт на улицах нашего города»
Конструирование «Улицы города»;

Презентация на данную тему.
Прогулка на железнодорожный вокзал Петергофа

Оформление мини-музея «Машины города».

февраль

«Санкт-Петербургский проспект – главная улица нашего города»

Познакомить детей с жизнью главной улицы нашего города;
Рассказать об объектах, которые находятся на улице, об их необходимости для жизни человека;

Рассматривание иллюстраций и фотографий;
Беседа «Моя улица, адрес»,
Рассматривание иллюстраций и фотографий Санкт-Петербургского проспекта; открыток «Старинные улицы города».
Составление рассказов «Моя улица»
Чтение книг про улицы города; Заучивание стихотворений о городе.
Рисование «Вот эта улица, вот этот дом».

Предложить родителям совершить пешеходную прогулку по Санкт-Петербургский
проспекту.
Выставка творческих работ « Улица на которой я живу»

Библиотека

март

«Дворцовая площадь – главная площадь города

Познакомить детей с Дворцовой площадью, рассказать о том, что она является главной площадью нашего города;
Рассказать детям о понятии «Архитектурный ансамбль», показать как на протяжении многих веков создавалась Дворцовая площадь.

Просмотр слайдов на тему «Архитектурный ансамбль – Дворцовая площадь»;
Изобразительная деятельность лепка, аппликация, рисование на тему: «Главная площадь моего города»;

Предложить родителям побывать  с детьми на Дворцовой площади.

Целевая прогулка

апрель

«Самый красивый парк города»
Нижний парк

Формировать начальные знания о Нижнем парке  города;
Закрепить понятие о бережном отношении к природе;
Учить устанавливать простейшие связи явлений, выражать в речи результатов размышлений (…Чтобы было, если бы не было парка?);
Развивать интерес к жизни родного города;

Просмотр иллюстраций на тему «Нижний парк нашего города»;
Игры с картой города «Петергоф – город загадка»;
Рисование на тему «Весна в парках Петергофа»
Д.И. «Что лишнее?»
Д.И. «Скажи где, какой парк?»
Изображение парков и скверов в рисунках детей.  

Предложить родителям прогуляться  с детьми по Нижнему парку, обратить внимание  на его  убранство.

май

«Петергоф – город фонтанов»

Вызвать чувство гордости и восхищения родным городом, желания беречь его больше узнавать его;

Познакомить с точной датой рождения нашего города;

Дать представление о современном развитии нашего города;

- НОД: «Фонтаны-шутихи»

- просмотр слайдов на тему «День рождения нашего города»;

- оформление альбома «Я и мой город»;

- выставка рисунков и фотографий на тему «Любимый город»;

- разучивание стихотворений о городе.

Мини- газета «Петергоф глазами детей».

Досуг «Знатоки Петергофа».

Пояснительная записка:

1) в средней группе занятия проводятся 1 раз в месяц, в течение этого периода проводятся различные виды совместной деятельности, предваряющие занятия и закрепляющие пройденный материал;

2) предлагаются различные формы организации деятельности детей – занятия, экскурсии, игры, игровые ситуации, творческие работы (так же совместно с родителями);

3) целевая прогулка проводится 1 раз в квартал, для обобщения пройденного материала, вызывает интерес к пройденному материалу, развивает желание познать новое и интересное о своем городе и о себе, учат детей правильно вести себя в общественных местах.

Задачи:
Старшая группа:

- Знакомство детей с уникальными особенностями Петергофа, наиболее известными достопримечательностями.
- Дать детям представление о предметах историко-бытовой музейной коллекции как о хранителях памяти прошлого.
- Знакомить с музейными профессиями.
- Познакомить с разными видами музеев.
- Помочь детям осознать, что прошлое не исчезнет бесследно, его хранят местность, здания, предметы, человеческая память.
- Формировать умения детей описывать объекты, свои впечатления, давать оценку действиям и событиям.
- Приобщать детей к общественной и культурной жизни города.
- Воспитание у детей культуры поведения на улице, общественных местах, на экскурсиях, выставках, театрах.
- Помочь родителям в выборе музеев для посещения с детьми.

Старшая группа

месяц

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Мероприятия с семьями

тема

задачи

Вид деятельности

сентябрь

«Петергоф – город музеев»  

Познакомить детей с дворцами-музеями Монплезир Эрмитаж, Марли– архитектурными и историческими памятниками, Нижнего парка, происхождением их названий.
Формировать представления о назначении дворцов. Познакомить с особенностями внешнего вида, украшениями зданий дворцов.
Воспитывать бережное отношение к историческим и архитектурным памятникам города.

Просмотр презентации «Дворцы Петергофа», «Правила поведения в музее»;
НОД: «Что такое музей?».
Беседа «Дома бывают разные»
Рассматривание иллюстраций: современные дома и старинные здания (дворцы), скверы, фонтаны, памятники.
Конструирование: «Дворец».
Рисование «Я - архитектор дворца».    Отгадывание загадок по теме «Петергоф»
Свободное общение «Для чего человеку нужен дом»
Д.И. «Путешествие по городу"

Фотовыставка «Музеи нашего города»
Памятка «Идём с ребёнком в музей».

Клуб выходного дня: экскурсия в
музей
«Монплезир».

октябрь

«Скульптуры»

Рассказать детям о понятии «скульптура» и ее назначение;
Познакомить детей с городскими скульптурами, украшающими наш город, дома, парки, музеи;
Рассказать о легендах и мифах, связанных с скульптурами города.

НОД: «Скульптор»
Просмотр слайд-шоу на тему «Скульптуры Петергофа»;
Рисование и лепка на тему «Моя любимая скульптура в городе»;
Пластические этюды «Покажи скульптуру»

Консультация «Куда пойти с ребёнком»

ноябрь

Осень в Петергофе

Знакомство детей с красивыми местами Петергофа: Ольгин пруд, Колонистский парк, Английский парк;
Познакомить с основными обитателями парков;
Формировать умение наблюдать явления природы;
Пробуждать эстетические чувства и любовь к родной природе, её красоте.

Наблюдения в природе
Познавательное чтение
Рассматривание фотографий "Петергоф осенний"
Заучивание стихотворений  об осени Беседы, рассказы о животном и растительном мире парков.
НОД «Природа родного края»,
Прогулка в парк.

Выставка детских работ «Осень в Петергофе»

Прогулка
«Ольгин пруд Колонистского парка»

декабрь

«Мы в городе славном живем»
Архитектура Петергофа

Формировать начальные знания об архитектуре Петергофа;
Способствовать формированию знаний о том, кто такие архитекторы;
Рассказать детям о главных архитекторах нашего города.

НОД: «Архитектор»
Просмотр презентации на тему «Архитектура Петергофа»; Рассматривание альбомов «Архитекторы Петергофа »;
Настольно- печатная игра ««Архитектор»;
Домино «Дома  Петергофа»;
Игра – моделирование «Дом моей мечты»;
Д.И. «Четвёртый лишний»;
Аппликация «Что нам стоит дом построить».

Путеводитель по Петергофу.
Игра-путешествие «Маленькие экскурсоводы»

Клуб выходного дня: интерактивная программа в музее Бенуа

январь

Петергоф, из пепла возрожденный

Познакомить с историей Петергофа во время Великой  Отечественной Войны;
Показать подвиг людей, которые восстанавливали  наш Петергоф.

Настольно-печатная игра «Путешествие по Петергофу» (игра ходилка с кубиком) ,
Игры – пазлы о Петергофе; Интерактивные игры «Игры родного города» (презентация с интерактивными играми)

Конкурс чтецов «Блокадный Ленинград».

Посещение детской библиотеки.

февраль

«Мифы и легенды  Большого дворца»

Рассказать  об истории строительства и архитектурных особенностях Большого дворца; Ознакомление с залами дворца, предметами искусства, находящимися в этих залах;

Рассказ о возникновении Большого дворца с показом иллюстраций.;
Показ видеофильма «Большой Дворец»;
Рисование "Сказочный дворец"
Д. И.: "Узнай и назови", «Четвёртый лишний», «Продолжи ряд», «Узнай по силуэту» ,«Узнай и назови»,
Пластические этюды «Покажи скульптуру»
Рассматривание макетов зданий дворцов.

Консультация по составлению описательных рассказов по плану или опорным схемам.

Клуб выходного дня: экскурсия в Большой дворец

март

Главный собор нашего города

Познакомить ребенка с  собором  нашего города:
Расширять и закреплять представления ребенка об архитектурных особенностях собора (купола, колокольни, иконостас);

Прослушивание аудио записи колокольного звона;
Изобразительная деятельность – лепка, рисование, дизайн на тему «Наш город»;
Составление ребусов, коллажей на тему «Город Петергоф»

фотоальбом, записи творческих рассказов ребят по впечатлениям после экскурсий (по мере накопления материала).

апрель

Сады и парки Петергофа
«Верхний сад- огород»

Познакомить детей с историей Верхнего Сада, с постройками, фонтанами, скульптурами, находящимися в Верхнем Саду;
Познакомить с профессией садовник, его инструментами; Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы;
Формировать культуру поведения в общественных местах.

НОД: «Садовник»
Беседы с детьми о самом старом саде нашего города; « Труд людей в парке»
Просмотр презентации на тему «Скульптуры и фонтаны Верхнего сада»;
Рисование по замыслу «Весна в городе»;
Игра-викторина «Загадки о Петергофе»;
Дидактическая игра «Скажи где, какой парк?»

Предложить родителям посетить вместе с детьми парки и сады нашего города.

Экскурсия  Аптекарский огород Петра 1

май

Любимый уголок Петергофа

Побуждать детей рассказывать о своём любимом месте в Петергофе, с которым связаны те или иные события, где ему приятно провести время, куда ему хочется вернуться еще и еще раз;
Обобщить знания детей о городе;
Формировать умение находить и показывать свои любимые места на карте города;
Вызвать у детей чувство гордости и восхищения родным городом, желания беречь его больше

НОД: «Составление рассказов «Мой любимый город».
Просмотр презентации «Живу я в городе великого Петра»
Конкурс рисунков по теме;
Коллаж «Мой родной город».
Изографы.

Оформление альбома «Я и мой город»; Выставка рисунков и фотографий на тему «Мой любимый уголок города»

Досуг «Любимый
город»

Пояснительная записка:

1) в старшей группе занятия проводятся 2 раза в месяц, в течение этого периода проводятся различные виды совместной деятельности, предваряющие занятия и закрепляющие пройденный материал;

2) предлагаются различные формы организации деятельности детей – занятия, экскурсии, игры, игровые ситуации, творческие работы (так же совместно с родителями);

3) целевая прогулка проводится 1 раз в месяц, для обобщения пройденного материала, вызывает интерес к пройденному материалу, развивает желание познать новое и интересное о своем городе и о себе, учат детей правильно вести себя в общественных местах.

Задачи:
Подготовительная группа:

- Воспитание интереса к истории и культуре родного города;
- Воспитание любови к великим согражданам, чувства уважения к труду созидателей Петергофа;
- Способствовать возникновению интереса к окружающему миру, чувства комфортного пребывания в городе;
- Развитие творческих способностей и познавательной деятельности через знакомство с произведениями литературы, архитектуры, театрального, изобразительного искусства, посвященных Петергофу

Подготовительная группа

месяц

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Мероприятия с семьями

название

Задачи

Вид деятельности

сентябрь

Нижний парк

«Фонтаны и Каскады Нижнего парка Петергофа»

Показать детям неповторимую красоту парка, фонтанов, величественных каскадов;  
Закрепить названия и обогатить представления детей о фонтанах и каскадов Нижнего парка Петергофа;
Познакомить  с  мифическими обитателями водной стихии,   сказочными  животными;
Прививать у детей чувства прекрасного, помочь ребенку видеть необыкновенное в повседневном;
Познакомить детей с необычными скульптурами, украшающими наш парк и город;

Беседы: «Что было до…», «История возникновения Петергофа», «Строительство фонтанов», «Как работают фонтаны»
Презентация «Петергоф – столица фонтанов,
Просмотр видеофильма на тему «Фонтаны и каскады Петергофа»;
Рисование «Фонтаны»;

-

Фоторепортаж
«Что я видел..»
Прогулки в парк.
Выставка рисунков «Фонтаны Петергофа»

Прогулка в парк.
Посещение
музея фонтанного дела

октябрь

«Сказки дворцов Петергофа»

Познакомить детей с архитектурными особенностями  дворцов нашего города,
Воспитывать любовь, уважение к достопримечательностям города, желание участвовать в сохранении красоты Петергофа.
 
Развивать у детей любознательность и желание узнавать что-то новое и интересное о городе, в котором они живут.

Игра "Строим дом, похожий на дворец" НОД: Беседа «Музеи Петергофа», «Где бывали»;
Просмотр презентаций «Музей Марли», «Эрмитаж»;
Работа с картой – местонахождения музея;
Рассматривание репродукций картин из музеев;
Рисование музейных экспонатов, которые больше всего понравились; Знакомство с известными европейскими мифами, легендами и сказками на примере музейных коллекций Петергофа.

Праздник «Осенний Петербург» Прогулки в парк. Коллекция открыток 
«Петергоф»,
  

Посещение
музея «Екатерининс-кий корпус»
"На балу c Феей" (по сказке Ш. Перро «Золушка»)

ноябрь

«Тайны царского парка»

Знакомство с историей и архитектурой частной императорской резиденции парка Александрия;
Познакомить детей с природой родного города, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Настольно-печатные игры: лото «Растительный мир», «Животный мир», Игры – пазлы о животном и растительном мире.
Интерактивные игры-презентации: «Угадай животное, растение», «Чей лист». «Помоги природе»(экология),
«Береги живое»(экология);
Составление мнемокарт (животные, растения, птицы);
Оформление альбомов « Перелётные и зимующие птицы нашего города», «Животный мир», «Растительный мир».

Игры, задания на закрепление темы.
Выставка творческих работ «Природа Петергофа».

Посещение библиотеки «Книги о животных и растениях».

Экскурсия в музей «Коттедж»

декабрь

«В гостях у императорской семьи»

Познакомить ребенка с музеями парка Александрия: с музеем «Коттедж», «Фермерский дворец», «Новая ферма».  Уточнить преставления детей о музеях Петергофа, их коллекциях, зданиях, в которых они расположены, а также о скульптурах парка Александрия

Рисование: «Что мне больше всего понравилось в музее»
Настольно - печатная игра « Собери картинку»
Игры – пазлы
Речевая игра « Какой? Какая? Какие?» Составление мнемокарт для составления рассказа «Парк Александрия»

Выставка
 «Семейные коллекции» Оформление книги-самоделки «Эта книга обо мне»

Посещение музея
«Фермеров-ский  дворец»

январь

«Храмы и Святые покровители Петергофа»

«Военный Петергоф»

Дать общее представление о православном храме, его архитектурных особенностях, строении, назначении;
Знакомство с храмовой архитектурой Петергофа и Санкт-Петербурга, храм-собор, храм, памятник;
Сформировать у детей положительное отношение к памятникам русского православия;
Воспитывать уважение к отечественным культурным традициям и истории русского народа


Рассказать детям о том, как в нашем городе люди чтят память о героях, защищавших Родину. Воспитывать в детях чувство патриотизма и гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Просмотр презентации на тему «Храмы Петергофа»;
Рассматривание с детьми фотографий храмов Петергофа;
Краткое знакомство с устройством и убранством храма.
Настольно-печатные игры: «Найди ошибку художника», «Дом и его части»
 Игры – пазлы
Игра – путешествие «Экскурсия в собор» Д.И. «Узнай по описанию», «Где мы были – мы расскажем»
«Самый большой собор» - из строителя (ЛЕГО, Зодчий и др.) «Собери храм» - плоскостной конструктор.
Просмотр и обсуждение презентации «Город-герой Ленинград»
Беседа “Опять война, опять блокада…»; - Рисование «Дорога жизни»;
Прослушивание песен о блокаде;
Разучивание стихов о блокаде;

Викторина по теме, игры, ребусы.

 

Экскурсия в ДЮЦ «Петергофский десант»  

Возложение цветов к памятникам защитников города.

февраль

Памятники Петергофа 

Они прославили город

Ознакомить детей с некоторыми памятниками нашего города историей их создания и скульпторами;
Формировать умение ориентироваться на карте, описывать памятники истории и культуры,
Воспитывать гордость, уважение к своему городу, интерес к достопримечательностям, желание узнавать новое.


Формировать  умение оценивать поступки людей и свои, сформировать понятия « «мы - петергофцы», знать историю города через судьбы замечательных людей.
Воспитывать уважение и гордость за своих земляков.

Презентация «Памятники родного города»
Д.И.
 «Расскажи о памятнике»
Д.И. «Где находится памятник?
Д,И. «Знатоки Петергофа»
Д.И «Контуры и тени».
Д.И.
 «Найди место памятнику»
Д.И.
 «Четвертый лишний»
Домино «Памятники и достопримечательности моего родного города»
 НОД: «Мы помним, мы гордимся!».
Рассматривание портретов  людей, иллюстраций памятных мест связанных с именами замечательных людей:
Чтение книг о знаменитых людях нашего города;
Составление рассказов: «Я люблю и знаю свой город» ;
Настольно-печатная игра «Памятники Петергофа» (игра-ходилка с кубиком)
Д.И.  «Угадай кто это?»
Игры - пазлы по теме.

Игры, задания на закрепление темы.

Создание книги памяти « Наши знаменитые земляки»

Библиотека

март

Площади Петергофа

- Дать ребенку знания о значении площадей (парады войск, армии, проведение праздников и массовых гуляний), о значимости украшения площадей,
- Учить ребенка ориентироваться по карте города, находить знакомые достопримечательности, улицы, площади,
- Развивать фантазию, творчество через самостоятельную художественную деятельность

Рисование «Я - архитектор площади». Различные игры на соотнесение изображения с силуэтом
Д/и «Что напутал художник»
Д/и «Птицы нашего города»

Создание альбома
творческих рассказов ребят по впечатлениям после экскурсий (по мере накопления материала).

апрель

Прошлое и настоящее Петергофа
(почта, гимназия, госпиталь аптека, пожарная часть). Звуки города

Продолжать знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением. Дать детям представление о профессиях людей, которые работают в городе Петергофе.
Дать представления детям о сохранившихся зданиях 18-19 века в Петергофе.

Игровые задания по теме «Профессии людей» Составление рассказов по теме «Профессии»
Д.И.  «Кому что нужно?», «Что лишнее?»
Лото « Профессии»
Рисование: Кем я стану, когда вырасту?»;
Раскраски - Профессии»;
Составление фотоальбомов по профессиям, , создание книжек малышек,

Альбом «Профессии бывают разные»  Оформление  
книги
«Профессии наших родителей».
 Выставка детского творчества

Посещение музея «Дворцовая телеграфная станция»

май

«Никто не забыт – ничто не забыто»
Приморский мемориал


Итоговая викторина


Диагностика

Познакомить с памятниками Воинской славы;
Рассказать детям о том, как в нашем городе люди чтят память о героях, защищавших Родину.
Воспитывать уважение к старшему поколению;
Расширять представления детей о героическом прошлом;


В игровой форме закрепить
представление детей о родном городе.

Выявление представлений детей о Петергофе.

Виртуальный музей «Дни, опаленные войной»
Зал 1 «Предметы быта времен Великой отечественной войны»
Зал 2 «Награды» Великой отечественной войны»
Просмотр мультфильмов о войне «Воспоминание» , «Солдатская сказка», Партизанская Снегурочка»
Просмотр музыкальных клипов о войне; Концерт для ветеранов;
Рассматривание фотографий памятников;
Разрезные картинки «Памятники»;

Интерактивная игра – викторина
«Я город свой знаю, ведь я в нем живу»

диагностические материалы

Книга памяти

возложение цветов к памятникам защитников города.

Пояснительная записка:

1) в подготовительной группе занятия проводятся 4 раза в месяц, в течение этого периода проводятся различные виды
совместной деятельности, предваряющие занятия и закрепляющие пройденный материал;

2) предлагаются различные формы организации деятельности детей – занятия, экскурсии, игры, игровые ситуации, творческие работы (так же совместно с родителями);

3) целевая прогулка проводится 1 раз в месяц, для обобщения пройденного материала, вызывает интерес к пройденному материалу, развивает желание познать новое и интересное о своем городе и о себе, учат детей правильно вести себя в общественных местах.

4) целевые прогулки способствуют развитию исследовательской деятельности.

4.Диагностистика уровня освоения детьми знаний и представлений о городе Петергофе.
Цель: Выявить знаний и формирование представлений о городе Петергофе.
1. Основные диагностические методы:
 - наблюдение;
 - проблемная (диагностическая) ситуация;
 - беседа
2. Формы проведения педагогической диагностики:
 - индивидуальная
 - подгрупповая
-  групповая
3. Уровни освоения материала:
  - Высокий – отвечает на вопросы и действует в соответствии с требованиями поставленных задач программы;
  - Средний - отвечает на вопросы и действует в соответствии с требованиями поставленных задач программы с помощью взрослого;
  - Низкий – не отвечает на вопросы и не проявляет интерес к представленному материалу. 

Анализ результатов анкетирования родителей и результаты диагностики показали: что у детей увеличился объем знаний о родном городе, они имеют достаточные представления о его достопримечательностях, архитектурных и исторических

памятников. Проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города Дети с уважением относятся к основателям, защитникам и людям, прославившим город. У воспитанников сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым. У ребят изменились взаимоотношения друг с другом, появилось чувства коллективизма. Имеют представления о духовных и нравственных ценностях. В процессе работы над проектом дети приобрели возможность делать что-то интересное самостоятельно, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат. Наблюдается заинтересованность родителей, в деятельности детей, участие в фотовыставках, семейных экскурсиях по городу.

Методические материалы 
Педагогические технологии и методы:
- информационно-коммуникативные: просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, беседы, рассказы;
- игровые: дидактические игры, ролевые, диагностические игры;
- развитие познавательных интересов: вопросы познавательного характера;
- практически-прикладные: творческие работы;
- проблемное обучение: решение проблемных ситуаций; 
Дидактические материалы:
 

- печатные пособия: карты, схемы, открытки, альбомы по искусству с гравюрами и живописными видами Петергофа;
- тематические подборки открыток об архитекторах, скульпторах, храмах, музеях, парков, памятниках;
- аудиокассеты с экскурсиями по городу;

- дидактические игры и игры на развитие познавательных интересов по всем темам программы;

- видеоматериалы;

- презентации виртуальных экскурсий по городу Петергофу;
- игры по истории города, кроссворды, ребусы; пазлы.

Информационные источники, используемые при реализации программы

Список литературы. 

  1. Гейрот А.Ф Описание Петергофа 1701-1868. - СПб., 1868.
  2. С.Б. Горбатенко. Петергофская дорога. СПб, 2002.
  3. Петергоф в открытках и фотографиях конца ХIХ – начала ХХI веков. Императорский Петергоф. Три столетия истории. Петергоф, 2002.
  4. Императорские резиденции Петергофской дороги. История Петергофской дороги. Стрельна. Петергоф. Ораниенбаум. СПб, 2008.
    Альманах из серии «Сокровища России». .
  5. В.А. Гущин. История Петергофа и его жителей. Книга 5. Парки Петергофа. Санкт-Петербург, 2016.
  6. В.А. Гущин. Царицын остров. Петергоф, 1997.
  7. В.А. Гущин. Ольгин остров. Петергоф, 1998.
  8. В.А. Гущин. Английский дворец. Петергоф, 1997. В.А. Гущин. Собственная дача. Петергоф, 1997.
  9. В.А. Гущин. Р.А. Абасалиев. Петергоф в газетной хронике. 1864 – 1900. Т.1. СПб, 2012.
  10. В.А. Гущин. Р.А. Абасалиев. Петергоф в газетной хронике. 1901 – 1917. Т.2. СПб, 2012.
  11. С.А. Сурков. Собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Петергофе. СПб, 2015.
  12. А.Ю. Гусаров. Юго-западные предместья Петербурга. История. Архитектура. Дачная жизнь. СПб, 2015.
  13. Сыров А.А. Забытые достопримечательности южного берега Финского залива. М. - СПб, 2013.
  14. А. Раскин. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов. СПб, 2009.
  15. Кудрявцева Т.А. Бабочка над заливом. Книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской области. СПб, 2011.
  16. Мода на ботанику. Цветочный мир Петергофа. Петергоф, 2014.
  17. А.А.Максимова. Путешествие в утраченный Петергоф. Петергоф, 2007.
  18. Е.Д. Юхнева. Из Петергофа в Стрельну. По Царской (Нижней) дороге. ХIХ век. Путеводитель. СПб, 2005.
  19. А.А.Максимова. Путешествие в прошлое и настоящее Петергофа. Петергоф, 2008.
  20. Штакеншнейдеровские чтения. К 200-летию со дня рождения А.И. Штакеншнейдера. Петергоф, 2002.
  21. Б.Алмазов. Петербург – столица русской гвардии. История гвардейских подразделений: Структура войск. Боевые действия. Выдающиеся личности. М., 2015.
  22. Д.В.Осипов. «Венера, снимающая сандалию». История одного шедевра. СПб,2011.
  23. Иринчев Б., Жуков Д. Гибель дворцов. Нацистская оккупация Ленинградской области в 1941 – 1944 годах. Фотоальбом. СПб,2011
  24. А.Г. Мосякин. Жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга. Дворцы, восставшие из пепла. СПб, 2014.
  25. Юные за возрождение Петергофа: сборник работ победителей краеведческих чтений 2009-2012 годов.
  26. В.Азаров, А.Зиначев. «Живые пойте о нас». Документальная повесть. Л.,1972.
  27. Гусаров А.Ю. Памятники воинской славы Петербурга. - СПб, 2010.
  28. Гусаров А.Ю. Петербург - столица фонтанов. Путеводитель по фонтанам Санкт-Петербурга. - СПб, 2008.
  29. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112с. - (Серия «Вместе с детьми»)
  30. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей. От3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – СПб.: Паритет, 2005. – 288с.
  31. Музейная педагогика: из опыта методической работы. / Под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 416с. – (Программа развития)
  32. Зодчие Санкт-Петербурга Х1Х – начала ХХ в. – СПб., 1998.
  33. Нестеров В. Знаешь ли ты свой город? – М., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста представление о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность.

Методическая разработка по теме "Фомирование представления о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность"...

Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой Санкт-Петербурга.

В статье представлен мой опыт по приобщению родителей к ознакомлением детей с культурой Санкт-Петербурга....

Консультация для воспитателей « Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города и края».

             В настоящее время   проблема патриотического воспитания детей и молодежи остается  одной из актуальнейших. Все большее распростран...

Консультации для воспитателей « Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города».

             В настоящее время   проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. При этом она обретает...

Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города

В настоящее время   проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. При этом она обретает новые характеристики, новые подходы к ее решению, как состав...

Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового и безопасного образа жизни через проектную деятельность

Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового и безопасного образа жизни через проектную деятельность...