Методика преподавания начального петербурговедения в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения.
статья (подготовительная группа)

Любимкова Ольга Леонидовна

Данная методика разработана с целью структурирования и совершенствования процесса образовательной деятельности в дошкольном образовании в области преподавания начального петербурговедения в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_peterburgovedenie.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методика преподавания начального петербурговедения в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения.

О.Л. Любимкова, воспитатель

ГБДОУ №3 «Андрейка» Василеостровского района

г. Санкт-Петербурга

Данная методика разработана с целью структурирования и совершенствования процесса образовательной деятельности в дошкольном образовании в области преподавания начального петербурговедения в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения.

Цель данной методики – преподавание петербурговедения, воспитание патриотизма, побуждение к творческой деятельности, расширению кругозора.

Задачи:

- упорядочение просветительской деятельности

- побуждение к изучению истории Санкт-Петербурга и района

- воспитание патриотических чувств и любви к родным местам

- вовлечение родителей в процесс обучения

Методика разработана на основе апробированного и внедренного проекта «Я – василеостровец», содержащего план-график с перечнем практических и теоретических занятий, рассчитанный на учебный год.

Теоретическая часть содержит занятия, выстроенные на основе рекомендованной и апробированной методической литературы. В образовательной деятельности для знакомства с художественной литературой о Санкт-Петербурге используется книга Н.Голь «Как все начиналось». Она также служит источником исторических фактов, содержит хронологию строительства и развития города. К используемой в образовательном процессе литературе относятся: Г.Т. Алифанова «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет», Л. Шиф «Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком», Е.А. Никанова «Первые прогулки по Петербургу», В.К. Дмитриев «Санкт-Петербург. Моя первая книга о городе», «Санкт-Петербург. Рассказы о праздниках», «Санкт-Петербург. Васильевский остров», «Санкт-Петербург для малышей», Ю. Раков «Эмблемы и символы Петербурга», Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедев «Чудесный город», Н.А. Гурьева «Прогулка по Васильевскому острова».

Теоретической основой проекта «Я – василеостровец» является справочник-путеводитель, составленный преподавателем геологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, большого знатока истории Васильевского острова, его памятных мест и достопримечательностей, с которым я знакома лично – Л.Я. Тихомирова.

Книга удобна тем, что каждой достопримечательности Васильевского острова посвящена небольшая статья, содержащая интересные исторические факты и легенды, а также сопровождаемая фотографией, что позволяет в легкой доступной форме преподать материал ребенку, заинтересовать его и замотивировать на посещение. Поскольку Васильевский остров полон интересных мест, зданий и памятников, всегда есть возможность посетить многие в ходе пешей экскурсии поблизости от нашего ДОУ, например: набережная лейтенанта Шмидта, здание Академии художеств, сфинксы, Румянцевский сад и прочее.

Занятия по петербурговедению начинаются с истоков постройки города, проектов Петра I, истории Заячьего острова и Петропавловской крепости. В качестве повторения пройденного материала прошлого года детям предоставляется возможность повторить и закрепить знания с помощью творческого процесса  - раскраски, поделки – в частности, в этом году дети принимали участие в создании макета Петропавловского собора.

Образовательный процесс в рамках методики выстроен следующим образом: сперва воспитатель проводит теоретическое занятие с рассказом о предмете изучения, используя наглядные материалы (фотографии, репродукции, слайды, карта Васильевского острова с обозначением местонахождения объекта – составленная на основе карты достопримечательностей острова Л. Тихомирова), а также с использованием игровых форм преподавания (разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок). Закрепление полученного материала осуществляется с помощью творческих видов деятельности – рисование, лепка, аппликация, оригами.

К практической части методики относятся:

1. Пешие прогулки к достопримечательностям, расположенным в шаговой доступности (Румянцевский сад, Академический сад, сфинксы, памятник Трезини, песочные часы, памятник Василию Бомбардиру). Стала уже традицией ежегодная прогулка и возложение цветов у мемориальной доски на доме Тани Савичевой в День снятия блокады. Также мы стараемся посещать не только исторические памятники, но и другие интересные места на Васильевском острове – например, дракона в одном из дворов на 8-й линии.

2. Посещение музеев на Васильевском острове. Нами были посещены: музей электротранспорта, Музей кукол, Музей Академии художеств. Также мы открыли для себя и заключили договор о сотрудничестве с недавно появившимся частным музеем «XX лет после войны – Музей повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг.», который организован мамой одной из моих бывших воспитанниц.

Посещение этого музея представляет особый интерес и практическую значимость в методике преподавания как знакомство с бытом жителей Васильевского острова в послевоенные годы. Дети имеют возможность увидеть и потрогать предметы быта – посуду, предметы мебели, игрушки, школьные принадлежности. Примерить предметы одежды: школьную форму, фуражки учащихся, ремни, фартуки и прочее.

В музее проводятся краеведческие  занятия-квесты. Например, недавно для нас было организовано занятие по рассказу В. Пантелеева «Честное слово», действие которого происходило на Васильевском острове, недалеко от здания нашего ДОУ.

Детям было предложено угадать место действия, найти различия между разными видами форм (военная, железнодорожная, ремесленного училища).

По итогам теоретических лекций и пеших прогулок большое внимание в образовательной деятельности уделено самостоятельному творчеству детей – рисункам, аппликациям и прочее. Работы детей размещаются на выставке в фойе детского сада.

Образовательный процесс, выстроенный на основании методики предполагает активное привлечение родителей и самостоятельную совместную деятельность детей и родителей вне детского сада – здесь и прогулки, и создание поделок, и чтение литературы по истории города, и т.д.

В образовательный процесс по возможности привлекаются родители, имеющие образование или профессию, связанную с архитектурой, строительством, скульптурой и др. В частности, бабушка одной из воспитанниц, в прошлом архитектор, провела для нас занятие с рассказом о профессии архитектора, а затем небольшую пешеходную экскурсию по Университетской набережной с посещением Музея Академии художеств.

Родители также привлекаются для организации экскурсий в музеях и для сопровождения на прогулках и поездках.

Главная задача – мотивировать родителей посвящать время досуга прогулкам с детьми, посещая интересные места Петербурга и Васильевского острова. Для этого мной было придумано раздавать детям специальные карты Васильевского острова с отмеченными на них местами расположения достопримечательностей и интересных мест. Карта заимствована из книги Л.Тихомирова. Детям предлагается в течение года посетить все обозначенные места и отметить свои впечатления от увиденного. В конце года планируется подвести итоги, провести Викторину «Мой Васильевский остров», по результатам которых предполагается поощрение юных знатоков Васильевского острова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями"

Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитат...

Организация воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями

методические рекомендации к организации воспитательного процесса в группе коррекционной направленности (ОНР) для детей 6-7 лет....

Методические  рекомендации   по организации воспитательно-образовательного процесса   в подготовительной группе дошкольного учреждения  в соответствии   с федеральными государственными требованиями

Методические  рекомендации   по организации воспитательно-образовательного процесса   в подготовительной группе дошкольного учреждения  в соответствии   с федеральными государ...

Статья о непосредственно-организованной деятельности в старшей - подготовительной группах дошкольного учреждения

Данное занятие в области познавательной деятельности и коммуникации предназначено для детей 5 - 7 лет. Тема НООД: "В гости к Морскому царю". Данное занятие поможет расширить кругозор детей, закрепить ...

Картотека наблюдений в подготовительной группе дошкольного учреждения

Картотека для использования при проведении наблюдения в доу...

Открытое занятие в подготовительной группе дошкольного учреждения на тему: "Сова из природных материалов"

Сова из природных материалов"Татьяна Фисун  Цель:обобщить знания о совах, их образе жизни, характерных особенностях внешнего вида и научиться создавать поделку "Сова"Задачи:ра...