Конспекты цикла театрализованных мероприятии с обыгрыванием ненецких сказок
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Назарова Марина Александровна

Театрализованная игра представляла собой инсценировку, проигрывание ненецких сказок в настольном театре. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, а следовательно, влияют на развитие связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannye_nenetskie_igry.docx41.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты цикла театрализованных мероприятии с обыгрыванием ненецких сказок, которые можно проводить с детьми в детском саду.

С целью развития связной речи дошкольников нами использовалась театрализованная игра, которая позволяла заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, раскрепостить, развивать творческое воображение, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. Театрализованная игра представляла собой инсценировку, проигрывание сказок в настольном театре. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, а следовательно, влияют на развитие связной речи.

 Ребенок может и смотреть, и слушать. Принимая на себя определенную роль, ребенок пытается мимикой, речью и движениями передать настроение своего героя, его характер, особенности поведения.

 Участие в представлении, вызывает яркие эмоции, развивает пространственное и образное мышление и, что особенно важно, связную речь.

 Создание развивающей предметной среды - важный компонент развития игры. Так, в совместной продуктивной деятельности воспитателя с детьми были созданы макеты: "Поселок оленеводов". Много приятных воспоминаний связано с созданием макета для обыгрывания ненецкой сказки "Кукушка". Ребята с интересом лепили из теста фигурки людей, собак, мастерили из шкур чум, с удовольствием вспоминали подвижные игры детей народов Севера и включали их в обыгрывание сказки, сами придумывали диалоги между братьями. В процессе игры дети учились сознательно пользоваться связной диалогической речью, речевыми умениями и навыками, дифференцировать ситуации, при которых происходит процесс общения.

 Театрализованные игры помогают ребенку расслабиться, снимают психическое напряжение, активизируют внимание, способствуют игровой инициативе, укреплению эмоциональных контактов.

 Данные личного опыта и наблюдений в непосредственной практике позволяют сделать выводы о положительном влиянии театрализованных игр с использованием макета на формирование навыков общения, которые в доступной и интересной форме обогащают словарный запас ребенка, помогают активизировать его, развивают связную речь.

Инсценировка ненецкой сказки "Кукушка"

Цель:

1.        Учить детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, сказок, концертов, используя все имеющиеся возможности, а также правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать героям.

2.        Развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Вызвать у них желание попробовать себя в разных ролях.

3.        Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей к устному народному творчеству народов Севера, вовлекая их в различные театрализованные представления: показ сказок, сценок из спектаклей, игры в концерт. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Предварительная работа:

1.        Чтение сказки воспитателем.

2.        Рассказывание и показ сказки, используя настольный театр героев ненецкой сказки "Кукушка".

3.        Рисование сказки на занятии по рисованию.

Наглядное оформление сказки:

    Чум, шкуры, национальные костюмы, скалы-горы, национальная посуда, поляна с красным мохом из материала, хворост, электрический огонь.

Ход сказки:

Ведущий -  Жила на свете бедная женщина…

Из чума выходит уставшая от работы "женщина", собирает хворост, разжигает огонь и варит еду, помешивая поварешкой…(Музыка).

Ведущий - И было у нее четыре дочери…

Под музыку выбегает первая дочка и прихорашивается, мама гладит ее по голове, вторая дочка "заплетает косы", мама заглядывает к ней в лицо, улыбается, третья дочка кружится, подняв руки вверх, мама разглаживает ей платье, четвертая дочка сердито отворачивается от матери, мама ей улыбается, гладит по голове. Трапеза в чуме - мама ставит по середине кастрюлю, все едят. Дети выбегают из чума, вытирают губы.

2дочка - Эй, подружки, пойдемте играть!

Выбегает 1 подружка

3дочка - Эй, подружки, идите к нам!

Выбегает 2 подружка

Северный танец (а/з "Орунчукан" Н.Докаловой,)

Ведущий - Не слушались дети матери. Бегали, играли в салки с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжелой заболела она. Лежит в чуме, детей зовет, просит:

Мать - Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички...

Дочки - Нет! Пойдемте, поиграем?!

Ненецкая игра "Солнце"- "Хейро"

   Ход игры: Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят "Хейро". Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются когда солнце встает и выпрямляется, вытягивает руки в стороны. Правила игры: все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал: "Раз-два-три! В круг скорей беги!" те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Мать - Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички...

1дочь - Я уже без пимов…

2дочь - Я устала…

3дочь - А я не хочу!

Ведущий - А четвертая и вовсе не отвечает. (вокруг себя покружилась)

Мать - Близко же от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!

Ведущий - А дети из чума выбежали, долго играли, к матери не заглядывали.

Ведущий - Наконец захотелось, старшей дочери есть…

1дочь- Ой, сестренки, что-то мне кушать захотелось, пойду загляну в чум…

Музыка, бежит по кругу, остальные дочери "смотрят вслед"

Ведущий - Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума.

Танец Кукушки.

Дети выбегают шеренгой вперед

Дети - Мама, мама, вернись домой! Мы тебе водички принесли!

Мать-кукушка выбегает вперед, а дети - назад.

Мать-кукушка - Ку-ку,ку-ку! Поздно, поздно, доченьки! Теперь озерные воды передо мной! К вольным водам лечу я!

Дети выбегают вперед за матерью, а мать - назад, протягивают ковшик с водой

Дети - Мама, мама, вернись домой! На водички попей!

Мать-кукушка выбегает вперед, а дети - назад.

Мать-кукушка - Ку-ку,ку-ку! Поздно, поздно, доченьки! Не вернусь я теперь никогда!

Мать-кукушка летит по кругу, дети бегут за ней следом. Мать улетает, дети встают парами и махают, улетевшей маме-кукушке, обнимаются, дальше бегут, уставшие садятся на землю…

Ведущий - Так бежали дети за матерью много дней и ночей - по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там след останется. Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.

Дети выносят поляну с красным мохом (из материала)

Сюжетно - игровое физкультурное занятие для детей старшего дошкольного возраста.

       "Путешествие по родному краю"

Цель: закрепление дошкольниками подвижных игр народов Севера.

Задачи:

 1.продолжать знакомить детей с играми народов Севера; прививать интерес к национальным играм и традициям; расширять кругозор;

 2.развивать физические качества, укреплять дыхательную мускулатуру, укреплять все группы мышц;

 3. совершенствовать навыки коллективной деятельности.

Предварительная работа: чтение художественной литературы (сказки, стихи, рассказы о Севере), рассматривание иллюстраций на темы: "Животный мир Севера", "Растительный мир Севера", разучить игры народов Севера.

Оборудование: модели нарт, мягкие мячи, обручи, маска волка, чум, 4 веревки, пластмассовые мячи желтого и красного цвета по 40 шт., 2 корзины, мяч большого диаметра.

Ход занятия:

 Инструктор: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по просторам родного края. Вы готовы - тогда в путь! Мы отправляемся в тундру, не забудьте взять с собой ловкость, силу и веселое настроение.

 Построение в колонну по одному. Ходьба в колонне по одному по кругу с заданиями.

Игра разминка "У оленя дом большой".

 Инструктор: Молодцы, ребята! Какие народы живут на Ямале? (ханты, ненцы, селькупы) Как называется жилище коренных жителей Севера? (чум) Правильно, чум, а из чего его строят? (оленьей шкуры)

 Дети вместе с инструктором рассматривают чум.

 Инструктор: Ребята, а вы знаете какими традиционными промыслами занимаются северные народы? (оленеводство, рыболовство, охота) Дети коренных народов Севера в своих играх подражают взрослым, желая быстрее подрасти и стать ловкими и смелыми охотниками. Сейчас мы с вами поиграем в ловких охотников.

Подвижная игра "Охотники и куропатки"

 Дети делятся на две команды. На одной половине зала - "охотники" - мальчики, на другой - "куропатки" - девочки. Под музыку девочки начинают передвигаться, имитируя куропаток, на своей половине зала. При смене музыки мальчики "охотники"- начинают ловить "куропаток". Затем подсчитываются пойманные "куропатки".

 Ребенок: Строганина на столе

 Рыбная, мясная

 На Ямальской на земле

 Пища кочевая.

 Не успеешь настрогать,

 А ее уж нету.

 Дети кушают ее

 В тундре, как конфету.

Игра "Рыбак и рыбки"

 Дети становятся в круг на равное расстояние друг от друга. Инструктор - в центр. Он берет веревку и начинает ее вращать. Дети должны через нее перепрыгивать. Кого рыбак поймал - называет название рыбы, которую он задумал и выходит из игры. Отмечаются ловкие рыбки.

 Инструктор: Народы Севера любят свой край с его неповторимым животным и растительным миром. Поэтому они сочинили много сказок и рассказов о животных и растениях. И в подвижных играх они подражают животным.

Подвижная игра "Важенка и оленята".

 По залу разложены несколько обручей. В каждом из них трое детей - важенка и два олененка. Волк сидит на другом конце зала. Дети вместе с воспитателем произносят слова:

 Бродит в тундре важенка -

 С нею - оленята.

 Объясняя каждому,

 Все что не понятно.

 Топают по лужам оленята малые

 Терпеливо слушая наставленья мамы.

 Оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова: "Волк идет!" оленята и важенки убегают в свои домики (обручи). Пойманного олененка волк уводит с собой.

 Инструктор: Молодцы, ребята хорошо поиграли.

 Ребенок: А у тех, кто не ленился,

 Тундре летом поклонился

 Ягоды есть разные:

 И желтые, и красные,

 И брусника, и черника,

 Клюква и морошка.

 В каждом чуме точно есть

 Ягод хоть немножко.

Игра "Сбор ягод".

 На полу рассыпаны шарики (ягоды), стоят две корзины.

 Задание: Чья команда быстрее соберет шарики (ягоды). Одна команда собирает красные (брусника), другая ? желтые (морошка).

Игра "Охота на песца"

 (Разработала Е.Б.Череватенко)

       Задачи: Развивать глазомер, ловкость, быстроту реакции.

 Описание: Дети делятся на две команды, становятся напротив друг друга в шеренгах на расстоянии пяти метров, у каждого в руке мягкий мяч. В центре, обозначенном дорожкой шириной в метр - мяч большого диаметра - "песец". По команде дети - "охотники" начинают метать мяч, стараясь попасть в "песца". Побеждает команда, первой перекатившая мяч на сторону соперника.

 Методические рекомендации: метание выполнять с обозначенной линии.

 Вариант: 1. Выполнять метание за определенный промежуток времени (пока играет музыка). 2. В дальнейшем возможно усложнение за счет введения второго "песца".

 Инструктор: рыбы мы свами наловили, ягод насобирали можно и пироги испечь.

Эстафета "Испеки пирог".

 Задание: команды стоят в двух колоннах. На противоположной части площадки находятся "продукты" для пирогов (2 пачки из-под молока, 2 яйца ? муляж, 2 упаковки из-под муки, рыба -игрушка, ягоды-муляжи). Первый ребенок бежит с подносом, берет "продукт" для "пирога", несет к команде, кладет на стол, передает поднос следующему участнику и т.д. Побеждает команда, выполнившая задание первой.

 Инструктор: Поиграли, а теперь отдохнем. Сядем возле чума и вспомним, как зимним вечером завывает вьюга.

Дыхательная гимнастика "Вьюга"

 Дети свободно садятся вокруг чума. Дети выполняют свободный вдох, на выдохе произносят звук "у-у-у".

 Инструктор: Ребята, сегодня мы с вами вспомнили какие животные обитают на Ямале, поиграли в подвижные игры народов Севера. На этом наше путешествие заканчивается.

 Итог занятия.

 Инструктор: Тундра огромна, она необъятна,

 Но быстро домчит нас легкая нарта

 Возьмите оленей! Они в детский сад

 Быстро на нартах всех вас домчат.

 Дети строятся в колонну по одному первый ребенок "олень" в упряжке и выбегают из зала.

 (старшая группа, возраст детей -5-6 лет).

Конспект занятия

Сюжетно - ролевая игра

Тема: "Праздник на стойбище"

Цели: 1. Приобщение детей к важной части духовной культуры

           северных народов, привитие бережного отношения к

           национальной культуре и традициям ненецкого народа.

           2. Знакомство с предметами быта и обычаями.

           3. Воспитание уважения к обычаям и традициям коренных

           народов Севера.

Оборудование:

Чум, люлька,  атрибуты к играм "Олени", "Важенка и оленята", две куклы (одна из них ненецкая), малица, ягушка, "священное дерево", красная ленточка, диск "Пуровские Россыпи",  выпущенный  к 70 - летию Пуровского  района в 2002 году.

Предварительная работа:

Знакомство с мальчиком из тундры Нядмой, рассматривание иллюстраций: тундра, стойбище. Разучивание сюжетно -ролевой игры "Олени".

Словарная работа:

Стойбище, Нарка, аньторова, первенец.

Стойбище- место, где расположено несколько чумов.

Нарка: имя девочки (старшая).

Аньторова: здравствуйте (перевод с ненецкого языка).              

Первенец- первый ребёнок в семье.

Ход занятия:

Проблемная ситуация

1. Раздаётся стук в дверь, почтальон отдаёт телеграмму.

Педагог: Интересно, от кого телеграмма? Давайте прочитаем.

2. Чтение текста:

Дорогие ребята!  У моих родственников родилась дочка.  Я хочу,   чтобы вы разделили радость моей семьи.  Приглашаю вас к себе в гости.  Об этом радостном событии  узнали соседи. Будет большой праздник.

Обязательно приезжайте. Я и моя семья будут очень рады.

С уважением ваш друг Нядма  Айваседо.

3. Беседа воспитателя с детьми:

Ребята! Помните, к нам  приезжал мальчик Нядма.

Он рассказывал вам о своих родственниках, о своей семье.

 Вы помните, где живут Нядма и его родственники?

-Они  живут в тундре.

Педагог: Ребята нам надо добраться до стойбища.

На каком транспорте мы поедем в  стойбище?

-         Мы будем добираться до стойбища на оленях. Вы хотите, ребята поехать в гости?

-         Да.

Звучит песня  "Саморутка" в исполнении Л. Лонгортова.

(Дети отправляются в путешествие

Педагог: Вот мы и приехали на стойбище.

    (Нядма  встречает  детей).

-         Здравствуйте!

Нядма: Аньторова!

Проходите, гости дорогие.

     Устали с дороги…

 Их встречает мама Нядмы:

-         Здравствуйте, проходите. Мы очень рады вас видеть.

Сейчас я вас угощу ароматным чаем   из листьев брусники и

земляники.

-         А где ваша малышка?

-         Можно нам на неё посмотреть?

-         Вот она в люльке лежит.

-         Какая хорошенькая!

4. Чтение стихотворения "Наша маленькая девочка…" (читает ребёнок)

"Наша маленькая девочка,

Девочка в своей  ягушечке

Похожа на птицу Хурюха,

Хорошая она, милая она,

С вьющимися волосами,

С румянцем на лице.

Две её большие щёки,

Как два солнца горят"

- Как девочку зовут?

  -Девочку зовут Нарка.

-Какое интересное имя

-  Как переводится имя Нарка?

Хозяйка   - Имя Нарка означает - "старшая"

 Дети -Ой, какая интересная кроватка.

Хозяйка - Это не кроватка.  Это люлька.

Люлька - первое жилище  маленького  тундровика.

Люлька изготавливается к рождению первенца.

Она отлично приспособлена к кочевому образу жизни.

Лёгкая, прочная, её без труда можно перенести в руках, перевозить в лодке и привязывать к нартам.

Обращает внимание на дочку и говорит: "Ребята! Она проснулась и улыбается вам. Давайте мы с ней поиграем.  

5. Пальчиковая игра "Кулачок"

Этот пальчик маленький.

Этот пальчик слабенький.

Этот пальчик длинненький.

Этот  пальчик  сильненький.

Этот пальчик толстячок.

А все вместе - кулачок!

Хозяйка: Сейчас я покормлю дочку, а вы посмотрите на оленей.

6. Подвижная игра "Важенка и оленята"

(Фонограмма песни В. Казымкина "Стадо оленей")

7. Подарок для Нарки.

Дети: Хозяюшка! Мы привезли для вашей дочки в подарок куклу Таню.

- Спасибо большое. А у Нарки тоже есть кукла Нухуко.  Её подарили соседи.

Хотите посмотреть?

-Да!

-Её одежда из сукна, а вместо головы утиный клювик.

Увидеть такую куклу - большая редкость. Их можно увидеть ещё и в музее.

Хозяйка опять подходит к люльке и говорит гостям: "Дочка хочет спать"

Она хорошо засыпает под колыбельные песни.

(Хозяйка чума поёт, а дети выполняют релаксационные упражнения)

Баю-баю, убаючи.

Балу-лэа, - убаючи.

Одеяло из мехов

Легче летних облаков.

Ночь, как тень - прозрачней тени,

Где - то хоркают олени.

Утий, утий, Убайчи.

Усни, усни, Убайчи.

Тундра мохом поросла

И оленям нет числа.

Бродят дикими стадами

С наклонёнными рогами.

8. Подарок хозяйки и отъезд гостей.

Дети: Спасибо вам большое за песню и ваше гостеприимство.

Нам пора возвращаться домой.

Хозяйка: Подождите, ребята! У меня к вам просьба:

Завяжите эту красивую ленточку на ветку священного дерева. Пожелайте моей малышке крепкого здоровья, счастливой жизни.

(Нядма ведёт гостей к священному дереву. Дети завязывают ленточку, которая является символом появления нового человека на Земле)

Педагог: У каждого народа свои традиции, обряды и обычаи.

Сколько радости, сколько счастья приносит в мир родившийся человек!

Инсценировка ненецкой сказки "Кукушка"

Цель: формирование диалогической речи и сценического мастерства, развитие интереса ребенка к внутреннему миру человека

Предварительная работа: Чтение ненецкой сказки "Кукушка" с последующим обсуждением. Рассматривание иллюстраций к сказке,  рисование сюжетов по сказке.

Воспитатель Ребята, кто мне напомнит, что произошло с семьей в ненецкой сказке "Кукушка"?  (ответы детей)  Как дети относились к матери? Чем они могли бы ей помочь? Почему мать так поступила с детьми? Что чувствовала мать, когда улетала от детей?

Театрализованные этюды:

"Как дети не слушались маму"

По желанию среди детей распределяются роли - мать и дети. Дети в творческом полукруге выражают словесно по очереди непослушание, когда больная мама просит о помощи, с опорой на текст сказки. Воспитатель обращается к ребенку, играющему роль мамы: "Что ты чувствовала, когда дети отказались тебе помочь? Что ты хотела сделать?" Воспитатель обращается к детям: "Что вы чувствовали, когда отказывали помочь маме? Как бы вы поступили на месте детей? Мамы?"

"Мама улетает"

Дети мимикой и жестами проигрывают сцены болезни мамы и отчаяние, выраженное в вынужденном уходе (улете в образе кукушки) из родного дома.

Рекомендации для воспитателей Очень важно в разыгрывании ситуаций не переходить на личности детей, все должно обсуждаться от лица героев сказки. Дети как бы пропускают через себя чужое невежество, боль.

Театрализованное занятие "Кукушка и гром"

Задачи:

1.Познакомить детей с народными ненецкими приметами, обычаями

2.Продолжить знакомство с ненецким фольклором (сказками)

3. Обогатить лексический словарный запас детей

4. Обобщить эмпатийный опыт способами проявления сочувствия, сострадания, сопереживания.

Материал: Театр резиновой игрушки - куклы "Ненецкая семья", иллюстрации к ненецкой сказке "Кукушка"

Ход занятия:

Воспитатель (ведущий) А вы знаете, ребята, что коренных жителей нашего Крайнего севера называют самоедами, т.е. "сам единый"?

        По обычаю этих народов мужчина всегда должен идти впереди женщин и детей, так как в пути могут возникнуть опасности. У каждого члена семьи свои обязанности по дому. например: собирать ягоды - забота детей, любимая ягода ненцев - морошка. Есть у ненцев народная примета: "Если кукушка прилетит раньше, чем грянет первый гром, - будет много ягод.

Воспитатель берет куклы мамы и девочки в национальной ненецкой одежде и выкладывает к настольной панораме-ширме, для сопровождения диалога:

Хомани(девочка в ненецкой одежде): Мама, а почему так говорят, что если кукушка прилетит раньше первого грома - будет много ягод?

Мать: Примета есть такая, вот послушай Хомани: "Собрала кукушка осенью полный туесок ягод и спрятала во мху. Прилетела она весной, нашла ягоды и радуется своей запасливости. А тут первый гром грянул. Испугалась кукушка, уронила туесок, ягоды просыпались и раскатились по всей тундре. Много было ягод в тот год. С тех пор так и повелось: успеет первый гром прогреметь раньше прилета кукушки - ягоды в кукушкином туеске останутся, людям не достанутся. а если гром прогремит послу кукушкиного прилета, рассыплет она ягоды по тундре для птиц, людей и зверей"

Воспитатель: Расскажите, ребята с какой приметой вы познакомились ? А что обозначает слово "самоед"

        Давайте поиграем в игру "Что растет на Севере?": если ягоду называю северную, вы говорите "Ам", если другую - закрываете рот ладошкой.

ягоды, растущие на Севере:

морошка, брусника, голубика, черника, смородина, клюква, княженика

Театрализованная игра "Гордый карась" (по ненецкой сказке)

Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с фольклором народов Севера посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1.        Формировать навыки импровизации у детей старшего дошкольного возраста с опорой на накопленный опыт по мотивам ненецкой сказки.

2.        Подвести к созданию выразительного образа в театрализованной деятельности.

3.        Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности, активизировать и обобщать опыт эмпатийного поведения.

Предварительная работа: Чтение ненецкой сказки "Гордый карась", обсуждение повадок рыб. Рассматривание иллюстраций "Рыбы наших водоемов" и репродукции "Рыбный промысел". Показ спектакля "Гордый карась" (фланелеграф) в сопровождении с ритмами народной музыки (фонограмма).

Наглядно-демонстрационный и раздаточный материал к занятию: Фотоальбом "Мой ЯМАЛ". Иллюстрации к ненецкой сказке "Гордый карась"; большой фланелеграф с набором "Рыбы" и планшет-фланелеграф (маленький) с набором "Рыбы" на каждого ребенка

Литература: М.Приходько, О.Приходько. "Хомани", Салехард,2008

Ход занятия: 1часть- обзор-беседа с детьми о промысле лесных ненцев с опорой на фотографии. Рыбный промысел на ЯМАЛЕ, участие в нем взрослых и детей, роль каждого в промысле (мужчины, женщины, детей)

Педагог: Ребята, посмотрите - Летний чум всегда стоит поблизости от реки или озера. Рыбалку любят все от мала до велика. У отцов и братьев есть специальные деревянный иглы для плетения сетей, а из ивовых прутьев они изготовляют запоры и перекрывают ими маленькие речки, в запоры ставят ловушки для рыбы. А ёще у отца есть лодка-калданка, выдолбленная из кедра. Хомани тоже помогает отцу расправлять сети, но главное её занятие помогать маме чистить и готовить рыбу.

Вопросы детям:

"        Какие виды северной рыбы вы знаете? (щокур, ряпушка, пыжьян, карась, щука, налим, муксун, осетр и т.д.)

"        Как вы думаете, сколько рыбы может поймать человек? (столько, сколько ему нужно для еды)

"        Как ненцы (коренные жители) относятся к природе? (берегут её, животных они считают священными и просят у них прощения за то, что вынуждены есть их мясо)

Педагог: Я предлагаю вам, ребята, поиграть в сказку Гордый карась, возможно после этого мы лучше узнаем жителей реки. Давайте всю сказку мы сложим на фланелеграфе, каждый на своем.

Все вы видели карася: плоский и широкий, словно осиновый лист. Про него существует легенда: Давным-давно, когда рыбы разговаривали на человеческом языке, карась был круглым, мясистым, круглобоким и обитал чуть ли не в каждом водоёме. Щука была маленькой, щокур - кости, да чешуя, ёрш ещё более колючий, чем сейчас. Однажды карась возгордился и заявил:

Карась (воспитатель показывает карася на фланелеграфе, дети работают самостоятельно): Вы мне больше не друзья. Кто из вас сравниться со мною по упитанности, величине и округлости?

Щука (воспитатель показывает на фланелеграфе, дети работают самостоятельно):  Раз ты крупнее, жирнее и круглее всех, живи один в речке Катугеэй! Нам и без зазнаек хорошо.

Но карась не согласился жить в маленькой речке и отказался переселиться.

Щука (воспитатель показывает на фланелеграфе, дети работают самостоятельно):  Раз ты так, тогда я заберу у тебя твой размер и буду большой рыбой.

Щокур (воспитатель показывает на фланелеграфе, дети работают самостоятельно): А я заберу твою раскормленность и крутобокость и сам буду жирным и красивым

Ёрш (воспитатель показывает на фланелеграфе, дети работают самостоятельно): А мне ничего от тебя не надо, за то, что ты плохо поступил с друзьями, я отдам часть своих колючек из плавников, чтобы тебе тоже было неприятно, как и нам.

        Карасю не понравился приговор друзей, он начал ругаться, грозить, что сам выгонит их в маленькую речку. Рыбы рассердились, напали на него и сделали то, что задумали. Заплакал карась, покраснели его глаза, но рыбы его не простили, так он и остался маленьким, плоским, колючим с красными глазами.

Педагог: Вам ребята жалко карася? (ответы детей). Давайте попробуем разыграть, что было дальше….(разыгрывание ситуаций по предложению детей с последующим обсуждением)

P.S. Нужно подвести детей к пониманию того, что даже если карась и не прав, он может измениться и вернуть себе друзей.

Кукольный спектакль по мотивам нанайской сказки "Айога"

Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с фольклором народов Севера посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1.        Познакомить детей старшего дошкольного возраста с нанайской сказкой "Айога"

2.        Воспитывать чуткость и внимательность по отношению к  детям и взрослым

3.        Научить управлять куклами театра Би-ба-бо

4.        Обогатить словарь детей, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Предварительная работа: Нравственно-этические беседы: о уважении к старшим, о традициях и семейном укладе северных народов.

Материал: Театральная ширма с рекорациями, куклы театра Би-ба-бо, Пиктограммы "Эмоции" на каждого ребенка.

 Литература: Дмитрий Нагишкин "Айога", М.,2008г.

Методика:

1.        Чтение сказки "Айога", с последующим обсуждением

2.        Чтение сценария, распределение ролей

3.        Обучение кукловождению, репетиция спектакля

4.        Презентация спектакля

1 занятие

Перед детьми разложены карточки блока "Эмоции".

Воспитатель: Ребята, а не случалось ли с вами историй, когда вы кого-либо обидели? (ответы детей) Я знаю, что вы все любите маму, но иногда что-то случается и вы можете не понять её, а иногда обидеть. Сегодня я прочитаю вам стихотворение Е.Благининой "Где она?" и мы с вами обсудим каких слов и поступков ждут от нас родные люди. (чтение произведения)

Где она? (Е.Благинина)

В очаге повисло пламя,

Стынет серая зола…

Уж пора прийти бы маме,

Да вот нету - не пришла!        Ну, как стужа ледяная

Ночью вдруг её свалит?

Вдруг рванулась дверь входная,

Визбу пар валом валит.

За окошком гаснет свет,

А её все нет и нет.

Я забился в угол дальний,

Мне игрушки ни к чему.        Мать ступила на порог,

Говорит: - Ты где, сынок? -

Мне хотелось крикнуть:

"Мама! Дорогая ты моя!"

С каждым часом все печальней

В нашем маленьком дому.

Будет ночь темным-темна…

Где же мама? Где она?        Но угрюмо и упрямо

Брови вдруг насупил я

И сказал из темноты:

- А-а, здорово! Это ты?

Вопросы  детям: Для чего нам необходимо понимать чувства друг друга?; Почему мальчик переживал, но сухо ответил маме?; Как вы думаете, почему от так поступил?; Как бы я поступил(а)?

 Работа с карточками:

"        Покажите, что испытывает мальчик, пока не было мамы, объясните;

"        Покажите, что случилось с ним, когда пришла мама, объясните;

"        Покажите, что хотел при встрече сделать мальчик и что сделал?

"        Покажите, как бы отреагировали вы на приход мамы и что бы ей сказали?

"        Кого мы называем "холодной душой", а кого "сочувствующим человеком"

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам о девочке, которую родители очень любили, но она относилась к людям у которых "холодная душа"

Чтение сказки "Айога", обсуждение поведения девочки и беседа о том, как девочка относилась к родителям и можно ли её после этого назвать красивой. Какая красота важнее - душевная или физическая?

2занятие

Воспитатель: На прошлом занятии мы познакомились со сказкой "Айога". Вы рассказывали ее своим родным: маме,папе,сестрам,братишкам? Давайте сегодня попробуем ее разделить на несколько частей и придумать название каждой части. Я напомню вам сказку, а вы внимательно послушайте (чтение сказки с акцентом на разделение частей)

Дети (при помощи воспитателя): Сказку можно разделить на три части. Первую назвать - Красавица Айога; вторую - Как Айога стала лентяйкой; третью - Айога разозлилась.

Воспитатель: Я предлагаю вам разыграть эти три этюда:

1.        Представьте себе девочку, которую все любят, хвалят, любуются. (Дети выбирают девочку на роль Айоги, а сами её расхваливают);

2.        Мама просит помощи, девочка отказывается. (слова и поступки педагог может изменить)

3.        Почему Айога разозлилась?

Дети импровизируют, разыгрывают различные ситуации, выбирают или распределяют роли. Воспитатель читает сценарий и раздает родителям слова кукольного спектакля.

P.S. На третьем и четвертом занятии дети учатся правильному кукловождению, умению совмещать слова и движения кукол, прислушиваться к музыкальному сопровождению, правильно пользоваться декорациями, дожидаться когда закончится монолог предыдущего ребенка.

Пятое занятие отведено генеральной репетиции. После презентации кукольного спектакля, предложить зрителям нарисовать рисунки и составить альбом по мотивам сказки "Айога"

Сценарий кукольного спектакля по нанайской сказке "Айога"

Действующие лица:

Старый нанаец (воспитатель)

Дети:

Старая нанайка

Мать Айоги

Айога

Отец Айоги

Соседская девочка

Звучит мелодия игровых нанайских инструментов( фонограмма)

Старый нанаец Послушайте, ребята, какая история произошла в нашем северном краю в роду нанайца -Ла:

        Была у него дочка Айога! Красивая девочка, все ее очень любили

Старая нанайка: Ой, сосед, до чего же хороша твоя дочь Айога, во всем роду самаров, ни в каком другом стойбище красивей девочки не сыщешь.

Старый нанаец:  Загордилась Айога, стала рассматривать свое лицо, смотрит и не может оторваться, глядит - не наглядится. Работу бросила, матери помогать не стала, все на своё отражение в воду любуется.

Мать Айоги: Пойди, принеси воды Айога!

Айога: Я в воду упаду!

Мать Айоги: А ты за куст держись.

Айога: Куст оборвется!

Мать Айоги: А ты за крепкий куст возьмись

Айога: Руки поцарапаю!

Мать Айоги: Рукавицы надень, доченька

Айога: Изорвутся!

Отец Айоги: Так зашьешь руковицы иголкой

Айога: Иголка сломается!

Отец Айоги: Возьми толстую иголку

Айога: Палец уколю!

Отец Айоги: Наперсток надень из крепкой кожи - ровдуги (оленья шкура, выделенная в замшу)

Айога: Наперсток порвется

Старый нанаец: Так и не допросились родители помощи от своей дочери. Пришла в гости к Айоге соседская девочка.

Соседская девочка: Давайте, я схожу за водой

Мать Айоги: Спасибо, хоть и не дочка ты мне, а сердце у тебя доброе. Я тесто заведу, да лепёшек напеку, всем хватит.

Соседская девочка: Да мне не трудно, я всегда матушке помогаю.

Айога: Дай мне лепешку мать!

Мать Айоги: Горячая она. Руки обожжешь

Айога: Я рукавицы надену

Мать Айоги: Рукавицы мокрые

Айога: Я их на солнце высушу

Мать Айоги: Покоробятся они

Айога: Я их мялкой разомну

Мать Айоги: Руки заболят, зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет и взрослых уважает

Айога: Ах, так (рассердилась и пошла на реку)

Соседская девочка: Возьми лепешку, мне не жалко

Айога: (злясь) Не надо, не надо мне ничего-го-го! (падает в воду и превращается в гуся)

Айога-гусь: Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!

Старый нанаец: С тех пор говорить по нанайски Айога разучилась, только имя свое кричит

Айога-гусь: Ай-ога-га-га-га! Ай-ога-га-га-га!

Старый нанаец: Вот такая история произошла с девочкой, которая зазналась и не захотела помогать своей матери.

СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО НЕНЕЦКОЙ ЛЕГЕНДЕ "ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ ЛЕГКО ЖИТЬ"

(Пересказ Юрия Леонтьева)

Задачи:

"        Формировать у детей эмпатийные качества, умение ставить себя на место другого.

"        Привлекать застенчивых детей к активному участию в играх-инсценировках.

"        Развивать диалогическую и монологическую речь, ее интонационную выразительность.

"        Знакомить детей с бытом лесных ненцев.

Ход занятия:

Воспитатель в костюме ненки начинает рассказ о детстве девочки Хомани:

- Лесные ненцы очень любят детей и рождение каждого нового человека - радость. Когда в новом чуме на берегу реки Таз родилась девочка ее назвали Хомани, что означает "хорошая девочка" а что такое чум вы, ребята, знаете?

(чтение стихотворения, которое сопровождается показом на столе сборки чума.)

Что нам стоит чум построить

В лесотундре из жердей:

Приподнять его за ушки,

Поддержать чуть-чуть хоре,

Закрепить брезент веревкой,

Взять местами бечевой.

Дом мы строим со сноровкой

По привычке кочевой.

Чум готов!

Пора и печку

 По-хозяйски растопить

На рождение Хомани

Всех соседей пригласить.

На веселом празднике бабушка, наклонившись над люлькой, сказала, что малышку на рассвете дня принес в этот мир белый олень, жизнь ее будет долгой и прекрасной, станет она доброй хозяйкой.

Стала укачивать бабушка Хомани. И рассказала ей сказку о человеке, который хотел легко жить (сказку показывают дети с помощью конусного театра).

Ведущий. Один человек очень бедно жил. Того, что он добывал не хватало, чтобы хорошо питаться и тепло одеваться. Наблюдая однажды за лесными зверюшками, подумал он: "Как они хорошо живут, нужды не зная. Все им дает природа." и пошел он к шаману за советом. Выслушал его жалобы шаман и говорит:

Ребенок с игрушкой шамана: Ступай, человек, в лунный день к Шаман-горе и жди восхода Солнца. Как только оно взойдет, протяни к нему руки и попроси исполнить твое желание.

Ведущий. Так человек и сделал. Стоит он у святого места и говорит:

Ребенок с игрушкой человека: Что же мне попросить у Солнца? Была бы у меня своя шуба, никогда не страдал бы я от холода. Годился бы в пищу ягель, я б с едой горя не знал - ягеля везде много.

Ведущий. Услышал человека деревянный Идол и предложил ему.

Идол: Давай, человек, поменяемся с тобой местами. Я стану человеком, а ты Идолом. Тебе будут приносить дары, кормить тебя станут, и холод тебе будет не страшен.

Ведущий. Подумал человек и отвечает Идолу.

Человек: Предложение твое заманчиво. Только солнце, дождь и мороз разрушают твое деревянное тело, ледяной ветер выветривает душу.

Ведущий. Упал человек на колени, протянул у Солнцу руки и сказал:

Человек: Солнце красное, сделай меня красивым, могучим животным, не хочу я страдать от холода и голода, не хочу чум тебе ставить и еду добывать.

Солнце. Так и быть, будь человек животным, ешь ягель, носи шубу теплую, рога костяные, копыта мощные, с этих пор тебя будут называть лосем.

Ведущий. Вот так превратился ленивый человек в могучее красивое животное. Лось не страдает от холода и пищи ему хватает, но его преследуют хищные звери, а человек - главный его враг, которому нужны лосиная шкура, мясо и красивые рога.

Часто приходит Лось к Шаман-горе, чтоб дождаться рассвета, и просит у Солнца вернуть ему человеческий облик.

 После инсценировки анализ поступка человека.

- Почему человек не хотел быть человеком?

- Почему не захотел стать Идолом?

- Что чувствовал человек, когда стал лосем?

- Может ли его простить Солнце?

Итог занятия:

Сегодня, ребята, вы познакомились с маленькой Хомани и ее семьей. Вместе с ними построили чум и послушали ненецкую легенду "Человек, который хотел легко жить" Сегодня дома с мамами придумайте пословицу про ленивого человека, по труд и про лень.  

Театральная игра "Каслание"

Программное содержание.  Продолжать знакомить детей с бытом кочевых ненцев. Прививать любовь к родному краю. Развивать внимание, память, монологическую речь детей.

Ход занятия.

(Речь воспитателя сопровождается показом кукольного театра)

Воспитатель. Вот уже подросла маленькая Хомани, научилась помогать родителям, очень полюбила перекочевки. Ненцы называют их касланием.

В назначенный день все встают до восхода солнца. Отец с Хомаку занимаются упряжью, а Хомани помогает маме и бабушке вынести из чума вещи и развязывает веревки покрытия, чтобы снять его с шестов.

Хомани. Эй, Хомаку, отгадай загадку "Пять остяков в одном доме живут".

Хомаку. Не мешай Хомани, это чум, лучше помоги матери мусор унести подальше от стойбища да получше закопай его. Место, где стоял чум должно остаться чистым.

Хомани. Хорошо, Хомаку, сейчас все сделаем.

Воспитатель. Наконец аргиш трогается в дорогу. Впереди на легковой нарте едет дедушка, он прокладывает дорогу. За ним Хомани с бабушкой. К их нартам привязаны грузовые, с мехами. За ними следуют мама с Хомаку. К их нартам привязаны грузовые с ящиками, досками, печкой.

Отец. Хехэй-хехэй!

Хомани. Хехэй-хехэй, поехали.

Воспитатель. Едут дети, поют песни, весело им.

День морозен. Воздух вьюжен.

Мчит упряжка в синей мгле

Дочка Панхи едет с мужем

На постой в Тарко-Сале

То-то будет впечатлений!

Бег оленей… Топ оленей…

Кошелек из мягкой кожи

Ярким бисером обшит.

Юной женщине негоже

Жить безвыездно в глуши -

Здесь не может быть двух мнений?

Бег оленей… топ оленей…

Отец. Приехали, распрягайте оленей, ставьте очаг.

Воспитатель. Сначала кладут два бревнышка, на них железный лист под печку, а по обе стороны несколько досок - пол. Затем из лапника и циновок делают постели и застилают их оленьимим шкурами. Только после этого ставят шесты и натягивают покрытие. И вот уже потрескивает огонь в печке и закипает чайник. Чум обжит.

Мать. Строганина на столе

           Рыбная, мясная,

           Здесь, на Пуровской земле,

           Пища кочевая.        Не успеешь настрогать,

           А ее уж нету -

           Дети кушают ее

           В тундре как конфету.

Воспитатель предлагает детям рассказать, что они узнали о каслании и на занятии ИЗО нарисовать перекочевку лесных ненцев.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по театрализованной деятельности "Путешествие в страну сказок"

Интеграция образовательных областей:"чтение художественной литературы""Познание""Коммуникация""Здоровье""художественное творчество"...

Сценарий театрализованной постановки по мотивам ненецкой сказки "Кукушка"

План-конспект сценария театрализованной постановки по мотивам ненецкой сказки "Кукушка"...

Конспект мероприятия ФЭМП по ненецкой сказке «Кукушка»

Уточнить умение детей ориентироваться на листе в клеточку; изображать графический рисунок в указанном направлении.2.Выявить умение устанавливать размерные отношения между 10 предметами по высоте, расп...

Конспект мероприятия по театрализованной деятельности" Путешествие по дорогам сказок и фантазий".

Мероприятие проводилось как квест игра с детьми старшей группы по сказкам. Цель мероприятия: развить у детей познавательный интерес к сказкам,  путем квест игры. Игра проходила в музыкальном зале...

Конспект интегрированного театрализованного мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности «Дед Мороз – пожарный!» для детей от 6 до 7 лет

Цель:формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в период новогодних праздников.Задачи:знакомитьдетей с правилами поведения при пожаре, используя средства театрализованной ...