Мастер-классы для педагогов по реализации ТРИЗ технологии
консультация

Руссу Наталья Закиевна

В отечественной дидактике идет активный поиск путей формирования основ системного мышления детей. Основным инструментом формирования мыслительных операций системного характера ТРИЗ – педагогика считает алгоритм, основанный на так называемом «системном операторе». Автором и разработчиком алгоритма системного мышления является Г.С. Альтшуллер.

Алгоритм системного мышления

  1. Выбор объекта и определение его функции или свойства (объект - функция);
  2. Определение линии развития как собственно объекта, так и его функции или свойства (объект в прошлом и в будущем);
  3. Выявление составляющих объекта (части объекта);
  4. Определение оснований для построения классификационной группы, к которой принадлежит объект. Выяснение основного места обитания или функционирования  (объект - место функционирования или обитания, классификационная группа);
  5. Сравнение объекта с другими по разнообразным признакам (чем объект похож и чем отличается от других объектов).

Основополагающим механизмом системного мышления при этом является установление связей разного уровня. Эти связи строятся на базовой информации, большую часть которой занимает познание свойств (значений признаков) объектов материального мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

"Логические операции метода "Эвроритм", как средство формирования у дошкольников старшего возраста основ системного мышления"

Подготовила Руссу Наталья Закиевна

В отечественной дидактике идет активный поиск путей формирования основ системного мышления детей. Основным инструментом формирования мыслительных операций системного характера ТРИЗ – педагогика считает алгоритм, основанный на так называемом «системном операторе». Автором и разработчиком алгоритма системного мышления является Г.С. Альтшуллер.

Алгоритм системного мышления

  1. Выбор объекта и определение его функции или свойства (объект - функция);
  2. Определение линии развития как собственно объекта, так и его функции или свойства (объект в прошлом и в будущем);
  3. Выявление составляющих объекта (части объекта);
  4. Определение оснований для построения классификационной группы, к которой принадлежит объект. Выяснение основного места обитания или функционирования  (объект - место функционирования или обитания, классификационная группа);
  5. Сравнение объекта с другими по разнообразным признакам (чем объект похож и чем отличается от других объектов).

Основополагающим механизмом системного мышления при этом является установление связей разного уровня. Эти связи строятся на базовой информации, большую часть которой занимает познание свойств (значений признаков) объектов материального мира.

Последовательность  работы с прогнозной задачей.

Полноценное системное мышление невозможно без умения прогнозировать развитие объектов. В рамках живой природы  дети достаточно быстро усваивают генетическую линию жизни их представителей (рождение, развитие, старение). Сложнее сформировать понятие  о том, что рукотворные системы так же имеют свою линию развития. В рамках конкретного объекта ребенок сам может понять различие между старинным и современным предметами. Однако достаточно тяжело сломать стереотип идеализации современного объекта.

Тем не менее, ребенок будет жить с постоянно совершенствующимися объектами рукотворного мира. Даже, если  не будет изобретателем нового, то ему необходимы качества, позволяющие  выбрать нужный товар, воспитать в себе  культурного потребителя. Поэтому с детьми старшего дошкольного возраста следует организовывать работу по решению задач прогнозного характера относительно рукотворных объектов.

В ТРИЗ зафиксированы законы развития систем. Основные положения включают в себя следующее:

Все объекты имеют свою линию развития. При этом было время, когда данного объекта не существовало. И будет время, когда его не станет. Но при этом функция данного объекта будет жить намного  дольше его самого.

Функции объектов тоже имеют свою линию развития. Было время, когда она была в виде свойства в объекте природного мира. Затем она была воплощена  человеком в рукотворном объекте. Со временем функция будет свернута за ненадобностью.

Каждый объект имеет три основных этапа своего развития

  1. этап зарождения,
  2. этап развития,
  3. этап выработки.

Объект существует намного дольше, если продлевается этап его развития. Одним из механизмов продления этапа развития является объединение с другими системами и подпитка за счет их свойств.

Объекты рукотворного мира развиваясь, стремятся к повышению своей идеальности. Т.е любое изменение объекта люди производят для того, чтобы улучшить его функциональность.

Работу с детьми по решению задач прогнозного характера целесообразно строить только на объектах рукотворного мира. При этом  необходимо учитывать определенную последовательность мыслительных операций.

Базовыми моделями в решении прогнозных задач являются "Системный оператор» и «Эвроритм» (этажное конструирование).

Алгоритм работы с творческой задачей  прогнозного характера на основе модели «Эвроритм»

Модель «Эвроритма» изначально была создана как вспомогательный инструмент для конструирования научно-фантастических сюжетов. В этой модели достаточно ярко проявляются основные законы развития технических систем (объектов рукотворного мира). Классический эвроритм (автор Г.С. Альтшуллер) включал 4 «этажа»:

  1. Появление новой системы в единичном экземпляре.
  2. Тиражирование однородных систем, отличающихся по некоторым признакам с целью расширения их функциональности.
  3. Изменение образа жизни человека в связи с появлением множества подобных систем, появление новых потребностей.
  4. Свёртывание потребности в данном объекте.

В работе с дошкольниками рекомендуется использовать детализированную модель эвроритма (9 этажей-шагов). Поэтапный анализ развития рукотворного объекта представлен следующим алгоритмом.

Последовательность вопросов к детям при прогнозировании развития рукотворного объекта на основе модели «Эвроритм»(алгоритм)

  1. Что это? Зачем люди придумали этот объект? (Рождение новой системы, обозначение её функции.) - Дело
  2. Из каких частей состоит объект? Как каждая часть помогает выполнять «главное дело» объекта? (Определение составных элементов системы, определение функционально важных частей.) - Части.
  3. Какие разновидности нашего объекта вы знаете? (Множество одинаковых или похожих систем, выполняющих одну функцию) - Друзья.
  4. Чтобы объектом невозможно стало пользоваться, как он должен испортиться? (Какие изменения в системе могут повлечь за собой невозможность выполнения функции?)- SOS (время повлияло на объект)
  5. Объект улучшился, научился выполнять  новые «дела». Какие? (Для выполнения новых или дополнительных функций полезно представить ИКР.  Система получает новое качество. Рекомендуется обратить внимание на те проблемы, которые мешают пользоваться объектом на шаге №4 – объект САМ решает возникшие там проблемы.) - Волшебник
  6. Объект есть, но его «дело» не выполняется. В каких условиях нельзя им пользоваться? (Система есть, но её функция не выполняется из-за невостребованности внешним миром).- Неудачник (объект новый, но им нельзя пользоваться)
  7. Если бы во всём мире остался один-единственный экземпляр объекта, какие трудности возникли бы у людей? (Система существует в единичном экземпляре или в ограниченном количестве.  Это затрудняет или делает невозможным её использование.) - Один.
  8. Наступило время, когда люди научились получать  нужную пользу от других объектов. Как люди могут удовлетворить свою потребность без нашего объекта? (Идеальная система: её нет, а функция выполняется.)- Помощник.(что может выполнять то же дело).
  9. Людям больше не нужно это «дело». Что изменилось в их жизни? (Системы нет, потому что нет потребности в выполнении функции - свертывание функции.)- Дело не нужно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Логические операции эвроритма, как средство формирования у дошкольников старшего возраста системного мышления» Подготовила Руссу Н.З.

Слайд 2

Формирование основ системного мышления Решение задач прогнозного характера (Линия развития объекта) Умения прогнозировать развитие объектов Систематизация представлений о объектах природного и рукотворного мира, живой и неживой природы Т Р И З

Слайд 3

Формирование мыслительных операций системного характера Т Р И З Инструмент Генрих Саулович Альтшуллер Модель «Системный оператор» и « Эвроритм »

Слайд 4

Классическая адаптированная модель «Эвроритма» для дошкольников

Слайд 5

Этаж Код для детей 9 «Дело не нужно» 8 «Помощник» 7 «Один» 6 «Неудачник» 5 «Волшебник» 4 « SOS » 3 «Друзья» 2 «Части» 1 «Дело» Модель « Эвроритм »

Слайд 6

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта

Мастер-класс для педагогов

«Использование инновационного оборудования для коррекционной

и развивающей работы с дошкольниками»

Составила: Руссу Н.З.

г. Югорск, 2017

Цель  – знакомство педагогов с инновационным оборудованием для работы с детьми с ОВЗ.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с методами работы с прозрачными мольбертами.
  2. Развивать умение педагогов работать с ТРИЗ-приемом «Волшебники».
  3. Развивать творческое мышление и фантазию.
  4. Познакомить педагогов с методами работы со световыми песочными столами.
  5. Обучить педагогов работе с технологией «Матрица».
  6. Развивать логическое мышление.
  7. Познакомить педагогов с методами работы с интерактивной песочницей.
  8. Снять эмоциональное напряжение и стабилизировать эмоциональную  сферу.
  9. Познакомить педагогов с технологией  работы с Дарами Фребеля.

Материалы и оборудование: интерактивная песочница, планшет, световые песочные планшеты, геометрические фигуры из Даров Фребеля, тарелочки, матрицы, картинки к матрицам; прозрачные мольберты, влажные салфетки, краски гуашь, кисточки, стаканчики с водой, тематические картинки, тряпочки для кисточек, тарелочки, Игрушки в интерактивную песочницу (животные, деревья, транспорт, люди, дом и т.д.), цветные камушки и кристалы. ТРИЗ-пособия: Волшебник «Деление-объединение», синий планшет и признаки ТРИЗ.  

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность педагогов

Организационный этап

1 мин

Формировать положительную мотивацию к предстоящей деятельности;

Приветствие

Здравствуйте.

Я хочу познакомить вас с инновационным оборудованием, которое мы используем для работы с дошкольниками с особыми возможностями здоровья и инвалидностью и детей с нормой в развитии.  Данное оборудование подходит для детей всех возрастных категорий, для групповой или индивидуальной, развивающей и коррекционной работы. С этим оборудованием может работать не только специалист, но и любой педагог детского сада.

Педагоги проходят в сенсорную комнату, осматриваются.

Практическая

Работа

+

Расширение

имеющихся

представлений

 9 мин.

Познакомить педагогов с методами работы с прозрачными мольбертами.

Развивать умение педагогов работать с ТРИЗ-приемом «Волшебники».

Развивать творческое мышление и фантазию

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Упражнение «Город счастья»

Это прозрачные мольберты, на которых можно рисовать с помощью гуаши. Я предлагаю вам порисовать.

Главное правило при работе с прозрачными мольбертами: краска не должна быть слишком жидкой.

Предлагаю вам занять любой стульчик около прозрачных мольбертов.

- Сейчас мы попробуем вместе с вами окунуться в мир волшебного прозрачного стекла, радужных красок и бесконечной фантазии. Приложите свою ладонь к мольберту и поздоровайтесь со своим соседом.

Вы будете рисовать в паре, находясь с разных сторон у мольберта.

К нам в гости пришел волшебник «ДЕЛЕНИЕ-ОБЪЕДИНЕНИЕ». Он может разделять объекты по частям и объединять их с частями других объектов.

Вам необходимо взять кисти, гуашь и в течение 5-7 минут нарисовать на мольбертах дома, но пусть это будут не обычные дома. Наши дома будут объединены с различными частями других объектов. Для того чтобы нам было легче фантазировать, я раздам вам карточки с объектами, с которыми вы можете объединять ваши дома.

       В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. На прозрачном мольберте хорошо рисовать густыми красками, используя для «художеств» кисточки, пальцы, губки, штампы. Неплохо получаются  работы, выполненные  водными маркерами.

Цели и задачи использования прозрачных мольбертов различны - от коррекции зрения до развития познавательных процессов. От развития мелкой моторики и речи  до развития умственных способностей и интеллекта.

Давайте мольберты поставим рядом в линию, и у нас получится целый город.

  • Посмотрите, мы построили целый город. Как мы назовем его?

Очень здорово, что мы с вами являемся строителями таких городов.

Педагоги проходят в ИЗО комнату.

Садятся на стульчики около мольбертов.

Прикладывают руки к мольберту.

Берут карточки с картинками. Приступают к рисованию.

Выставляют мольберты в один ряд.

Придумывают название городу.

Практическая

Работа

+

Расширение

имеющихся

представлений

5мин.

Познакомить педагогов с методами работы со световыми песочными столами.

Обучить педагогов работе с технологией «Матрица».

Познакомить педагогов с технологией  работы с Дарами Фребеля.

Развивать логическое мышление.

Световые песочные столы.

       

Игра «Расшифровщик» (работа с матрицей)

Упражнение «Проверь себя»

Теперь перейдем к световым песочным столам.

Сегодня мы поработаем с  Дарами Фрёбеля. Итак, мы нарисовали с вами необычный город на прозрачных мольбертах, который нам нужно заселить разными объектами. Эти объекты зашифрованы в таблице, которую мы называем - матрица.

Я раздам вам матрицу с помощью, которой вы должны будете фигурами из даров Фрёбеля на песочном столе выложить объект.  

Как работать с матрицей: (Я показываю на синем планшете)

Мы пользуемся признаками, по которым находим необходимые нам детали.

1. Признак «форма» – какую по форме мы должны взять фигуру (круг, квадрат, треугольник и т.д.)

2. Признак «цвет» – какую по цвету мы должны взять фигуру (красную, синюю и т.д.)

3. Признак «количество» – сколько таких фигур мы должны взять (1,2,4).

4. Признак «место»- куда мы должны положить взятую нами фигуру (справа, слева и т.д.)

Поработав с матрицей, мы получим некое изображение.

Правило для работы с признаком «Место» – Новая фигура, которую мы берем, на матрице изображена точкой. Прямой изображается часть объекта, которую вы сделали ранее.

Рассматриваем матрицу, берем зеленую тарелочку, подходим к столу, берем необходимые вам фигуры и на световом столе выкладываем их, согласно матрице, и смотрим, какой объект у вас получится.

        На световых песочных столах можно не только рисовать песком, но и выкладывать различные фигуры и объекты с помощью различных материалов (Блоки Дьенеша, камушки, ракушки, цветной песок, кинетический песок, пуговицы, бусы, кристаллы, пластиковые прозрачно- цветные фишки и т.д.)

Цели и задачи использования световых песочных столов, так же разнообразны от коррекции эмоционального фона детей до обучения песочной анимации.

        Очень хорошо, теперь посмотрите на стенде «Веселый заборчик» висят те объекты, которые должны были у вас получиться. Находим свой и снимаем его, сравниваем, все ли верно вы выполнили. Назовите, что у вас получилось?

Это жители нашего необычного города.

Переходят в сенсорную комнату к световым песочным столам.

 Берут матрицы и выполняют задание.

Находят на стенде свою картинку.

Практическая работы

Расширение имеющихся представлений

9 мин

Познакомить педагогов с методами работы с интерактивной песочницей.

Снять эмоциональное напряжение и стабилизировать эмоциональную сферу.

Интерактивная песочница

Моделирование «Самый лучший мир»

Следующее инновационное оборудование – это интерактивная песочница

Здесь можно моделировать ландшафт - строить горы и  вулканы, равнины, выкапывать озера и реки. Можно погружаться на морское дно.

Сегодня я предлагаю вам построить самый лучший мир на свете с горами, морями и вулканами и заселить его разнообразными объектами природного и рукотворного мира. Все необходимые объекты для построения мира вы найдете на столике.

Приступайте.

Цели и задачи использования  данного оборудования разнообразны. Ее используют и для коррекционной и для развивающей работы. Для ознакомления с новым материалом и для закрепления пройденного материала.

У нас получился замечательный и необычный мир. Он самый лучший.

Переходят к интерактивной песочнице.

Строят мир на песке и заселяют его разными объектами.

Заключительный этап. Рефлексия, 1 мин

Закрепить полученную информацию.

Беседа

Сегодня вы познакомились с интерактивным оборудованием, которое облегчает работу педагогов с обычными детьми и с детьми с особыми возможностями здоровья.  

Скажите, пожалуйста, работа, с каким оборудованием  вызвала у вас затруднения и почему?

А с каким оборудованием работать было интереснее и увлекательнее?

Спасибо за ответы.

До свидания.

Педагоги высказывают свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на конкурс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО.

В представленном материале автор  рассказывает  о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно эффективно решать задачи по физическому развитию детей в дошкольном учреждении, кото...

Мастер-класс для воспитателей Тема: «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»

Дать представление о роли методов и приемов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей 4-5 лет, представить педагогам методы и приемы ТРИЗ технологии в форме игр, направленные на формирование, ...

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...

Мастер-класс для воспитателей "Сочиняем сказки по ТРИЗ технологии"

Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности....