Мастер-класс для воспитателей Тема: «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Маничева Галина Алексеевна

Дать представление о роли методов и приемов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей 4-5 лет, представить педагогам методы и приемы ТРИЗ технологии в форме игр, направленные на формирование, активизацию и развитие словарного запаса детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_na_mmo_po_slovaryu.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

Тема: «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»

Цель: создание условий для активного участия педагогов в мастер-классе.

Задачи: дать представление о роли методов и приемов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей 4-5 лет, представить педагогам методы и приемы ТРИЗ технологии в форме игр, направленные на формирование, активизацию и развитие словарного запаса детей.

Материал: ноутбук, проектор, экран, презентация, наборы картинок для игр «Что, за чем», «Заболевшие предметы» «Животный мир», Круги Луллия для игры «Новый дом», разрезные картинки и магнитная доска для игры «Фантастическое животное»,   листочки, ручки, надписи «Творчество», «Речь», «Игра», «Знания».

Время проведения: 20 минут.

Ход проведения:

Методы  и приемы

Деятельность мастера

Деятельность участников

Вводная часть

Вопрос, задание

1 слайд

2 слайд

Пояснения

Основная часть

теоретические основы

Вопрос

Отработка практического упражнения (игровое действие)

5 слайд

 (демонстрация игрового материала 5 сюжетных картинок по теме «весна»)

Пояснение

Пояснение

6 слайд

Объяснение

7 слайд

(демонстрация игрового материала)

Пояснения

Практическое выполнение упражнений

 (раздаю карточки с изображением предметов )

Пояснения

Слайд 8

Объяснения

Задание

Пояснение

9 слайд

Объяснение

Практическое выполнение задания

Пояснение

Заключительная часть

15 слайд

Коллеги, какие ассоциации вызывает у вас словосочетание словарная работа? Подумайте и напишите на листочках.

А теперь по очереди зачитайте ваши ответы. Как много различных вариантов вы предложили. У каждого из нас своя взаимосвязь предложенных вариантов с процессом развития словаря детей. Для меня, например, это словотворчество, творчество – когда ребенок сами придумывает новые слова, речь – так, как мы в процессе работы над словарем развиваем речь,  игра – когда используем игровые приемы, обогащая или активизируя словарь, знания – так как, знакомя детей с новыми словами, мы даем новые знания.

Из моего ассоциативного ряда можно составить всем знакомую аббревиатуру ТРИЗ.

Внедрение педагогической технологии «ТРИЗ» в образовательный процесс, также не упускает возможность своими методами и приемами развивать словарь детей.

Используете ли вы в своей работе по развитию словаря данную образовательную технологию?

Игра «Что, за чем» по методике обучения дошкольников работе с серией картинок направлена наактивизацию употребления в речи названий предметов по теме «Весна»: капель, проталины, верба, приколотить, ледоход, аромат. Развивает умения описывать Явления или Объективные Законы Эволюции Систем (Элементов) как причины и следствия нескольких Фактов. Обучение детей определять время событий, происходящих на картинке, установление их последовательности.

Перед вами лежит набор картинок. Определите, пожалуста, время года на каждой картинке. Скажите, почему вы определили, что на картинках весна? Какие признаки весны вы нашли на картинках?

Когда с сосулек или крыши падают или капают капли, это явление называется «капель».

Когда в поле или на дороге снег становится палый и превращается в тонкую прозрачную льдинку, похожую на стекло, это явление называется «проталина». Через неё проглядывает земля или трава.

Прибивая скворечник, мальчик использует молоток.  Говорят, стучат или колотят. Значит можно сказать, что «мальчик» приколачивает скворечник».

Мальчик и девочка играют в саду, и они почувствовали приятный запах от цветков яблони. Этот запах называют «аромат».

С детьми отрабатываются все картинки, по отработке новых слов и закреплению уже знакомых.

Затем, возьмите любую понравившуюся картинку и продолжите  последовательность, учитывая, изменения погоды в данное время года.

Если ребенок нарушает последовательность расстановки «кадров», воспитатель не должен его останавливать. Он предлагает посмотреть на оставшиеся картинки, и поставить их между каким-либо «кадром». Детям четырех летнего возраста предлагается серия из 4-5 картинок. Их сюжет должен отражать реальный опыт детей.

Следующая игра «Заболевшие предметы» из метода Эмпатия направлена  на обогащение словаря детей словами антонимами: грязный-чистый, мокрый-сухой, сломанный-целый. Обучение детей использовать в речи наиболее употребительные прилагательные: бросили, оставили, раскидали, грязные, неопрятный, сломанный, ненужный. Обучение детей менять точку зрения на обычные предметы с помощью превращения себя в кого-нибудь или что-нибудь в проблемной ситуации. Определять правила использования предметов и правила ухода за предметами личного пользования или игрушками. Создавать условия для развития эмпатии по отношению к предметам рукотворного мира.

Давайте с вами  вспомним, какие предметы мы использовали зимой на улице, и с какой целью мы их использовали.

Как нужно ухаживать за этими предметами, чтобы они нам дольше прослужили?

Посмотрите внимательно на эти картинки.

Затем воспитатель представляет детям картинки с изображением брошенных предметов на улице.

Зимой многие вещи были оставлены, потерянны, брошены, забыты на улице, а с приходом весны, они «показались» из сугроба в ненадлежащем состоянии для дальнейшего использования.

Если предмет забыли, но какой?

Если предмет оставили, но какой?

Если предмет бросили, но какой?

Если предмет потеряли, но какой?

Теперь представьте, что вы есть эти предметы. Представьте себя на их месте. Составьте от имени этих предметов рассказать о своих чувствах и бедах.

При рассматривании картинок, воспитатель спрашивает у детей, например: «Какие ботинки? Как сказать наоборот? Так обсуждается каждый предмет для развития у детей умения употреблять в речи антонимы. Затем выслушиваются рассказы детей от имени «заболевшего предмета».

Детям в возрасте 4 лет необходимо давать упражнения на отождествления себя с рукотворными объектами.

Игра «Фантастическое животное» предложена методом морфологического анализа.  Цель игры:обогащать словарь детей понятиями «части тела животных»: хвост, туловище, копыта, морда, лапы.Формировать подвижность мышления, развивать комбинаторику. Развивать умение фантастического преобразования объектов с помощью изменения признаков, подведение к принятию сочетания противоположностей.

Перед вами магнитная доска и набор магнитных разрезных изображение животных нашей страны. Составьте, пожалуйста, из этих частей животное, не простое, а фантастическое, использую разные части тела.

А теперь составьте рассказ о своем фантастическом животном. Как его называют, какие части тела у него есть?  Какой образ жизни он ведет. Кто его родители?

В процессе беседы воспитатель обращает внимание на ответы детей при назывании частей тела и при необходимости исправляет их. Далее детям предлагается составить рассказ о жизни животного, дать ему название. При назывании фантастического животного у детей активизируется фантазия и словотворчество.

Следующая игра «Новый дом» с кругами Луллияразвивает вариативность воображаемых образов. Позволяет учить детей помещать знакомых героев в новые условия для обитания. Составлять рассказ, описывая изменения в доме с приходом нового жильца.  Расширяет представления о предметах, не имевших места в собственном опыте дошкольников. Пополняет словарь детей словами: улей, муравейник, дупло, коряга.

Перед вами круги Луллия, на первом дома животных и насекомых, на втором животные и насекомые. Раскрутите два круга, определите пересечение героя с домиком, составьте рассказ о жизни героя в новом доме.

В ходе игры воспитателю необходимо заострить внимание на правильном назывании домика: улей, берлога, нора, гнездо и т.д ). Во время игры обращать внимание на особенность образа жизни героев в весенний период.

Реализуя план по самообразованию, в группе создан лепбук «Развивай-ка: мышление, воображение, речь». Он включает в себя набор игр с элементами ТРИЗ технологии по теме «Весна». Игры используются в совместной и самостоятельной деятельности с детьми. Родителям предоставлена возможность взять игру домой.  

Пишут ассоциации к словосочетанию «словарная работа»

Зачитывают ответы

Присаживаются за столы

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопрос

На крышах повисли сосульки. С них падают капли.

В поле тает снег.

Дети прибивают скворечники.

В саду расцвели яблони

Выполняют задание

Лопаты, совки, санки, машины.

Прибирать, мыть, сушить.

забытый

оставленный

брошенный

потерянный

составляют рассказы.

- грязные. Чистые.

Зачитывают рассказы.

Выполняют задание

Рассказывают о своем результате.

Выполняют указания, составляют рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словаря детей среднего дошкольного возраста на материале комплекса игр занятий

В статье освещены проблемы , связанные с изучением литературного развития ребенка в ДОУ....

«Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»

презентация к мастер-классу «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»...

Мастер-класс "Игровые технологии как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в рамках ранней профориентации"

В данном мастер-классе можно увидеть какие были созданы благоприятные условия  дпя речевого развития детей среднего дошкольного возраста посредством игровых технологий в рамках ранней профориента...

«Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста».

quot;Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста"....

Проект." Использование метода ТРИЗ «Системный анализатор» в развитии речи детей среднего дошкольного возраста."

Овладевая языком, ребенок познает окружающий мир, приобретает средство общения с людьми, а также получает совершенное орудие для обмена мыслями. В своей работе по развитию речи с детьми я выбрала...