Развитие словаря детей среднего дошкольного возраста на материале комплекса игр занятий
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Екатерина Олеговна Молчанова

В статье освещены проблемы , связанные с изучением литературного развития ребенка в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molchanova_e.o._statya_ikrinka.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Молчанова Екатерина Олеговна

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ КОМПЛЕКСА ИГР-ЗАНЯТИЙ

Согласно культурно – исторической концепции психического развития л.С.Выгодского и теории детских игр Д.Б, Эльконина, сюжетно-ролевая игра создает зону ближайшего развития ребенка дошкольного возраста и может рассматриваться как универсальное средство решения, развивающих коррекционных и профилактических задач.

Д.Б. Эльконин рассматривал сюжетно-ролевую игру как естественную стихийно сложившуюся на протяжении дошкольного детства практику  поэтапной обработки умственных действий на основе функционального развития игровых действий от развернутых и выполняемых с реальными игрушками и предметами – заместителями к речевым, а затем к умственным действиям. Действия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения. Игра требует от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинению правилу в пользу выполнения принятой на себя роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения.

Произвольное поведение как поведение, осуществляемое ребенком в соответствии с образцом и правилом и контролируемое в соответствии с этим образцом и правилом, становится доступным ребенку благодаря принятию на себя  ролей и взаимному контролю за выполнением игровых ролей со стороны участников игры.

Секрет сюжетно-ролевой игры, ее преимущество в коррекционно-развивающей работе перед другими видами деятельности, в которые может быть вовлечен дошкольник, в ее структуре, в специфике образующих ее элементов. Среди них: сюжет и содержание игры, игровая роль, воображаемая ситуация, наличие специфической ролевой речи, обращенной к товарищу по игре в соответствии с ролью и ролью, выполняемой товарищем. В понятии «воображаемая ситуация» зафиксирован характерный признак игры -  ее условность.

В процессе сюжетно-ролевой игры  развивается речь ребенка. Он разговаривает со своими игрушками, с партнерами по игре. Принимая на себя роль взрослого (доктора, парикмахера, строителя и т.п.), ребенок старается подражать речи взрослого человека, его манере разговаривать. Он применяет новые, не свойственные ему ранее слова, но слышанные им от взрослых, родителей.

В сюжетно-ролевой игре воображаемый мир может строиться не только предметно, но и как словесно оформленный. Тогда мы имеем дело с игрой –фантазированием. Здесь уже полностью исчезают условные игровые действия ребенка с предметной опорой, и вся игра строится как чистая работа воображения, выявляющаяся в речевом плане. Коррекционно-развивающее вмешательство взрослых в детскую игру в целях оптимизации речевого развития дошкольников не только допустимо, но и весьма желательно.

Предлагаем комплекс игр-занятий на тему «Лесные жители. В гостях у заячьей семьи» для развития словаря дошкольников среднего возраста.

Разработанные нами 6 развивающие игры-занятия, основаны на игротерапии, способствующей развитию игровой и речевой деятельности дошкольников.

Игровой материал: деревянный домик с окошечками, набор деревянных зайчиков (девочки, мальчики), мама – зайчиха, деревянные комплекты овощей и грибов в мешочках.

Цель: развивать словарь дошкольников на основе стимулирования интереса детей к играм и игровому общению со взрослыми и сверстниками, обогащения игрового опыта и формирования игровых умений у детей.

Задачи:

- развивать активный и пассивный словарь детей, умения употреблять слова в соответствии с их значением и ролевой ситуацией;

-развивать сопровождение игровых действий речью (ролевой диалог);

-развивать сопровождение игровых действий с образными игрушками (зайчиками);

-продолжать учить выполнять игровые действия совместно со взрослым (по подражанию, по образцу, по простейшим словесным инструкциям);

-закреплять интерес и потребность в эмоциональном общении с педагогом, с детьми по ходу игры, используя речевые конструкции, обращения;

-продолжать учить использовать в ходе игры различные предметы и их модели (предметы - заменители).

В качестве дидактического материала для игр-занятий с детьми среднего дошкольного возраста использовались образные куклы-зайчата, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

В процессе игр-занятий дети с помощью кукол-зайчат вступали в ролевые диалоги друг с другом, разыгрывали игровые ситуации с воспитателем (мамой - Зайчихой). Игровые умения, полученные на занятиях, дети пытались переносить в самостоятельную игровую деятельность. Игровая мотивация способствовала развитию игровых умений детей, диалогической речи, номинативного, атрибутивного, предикативного словаря, формированию доброжелательных отношений между детьми и взрослыми, накоплению положительных эмоций и игрового опыта детей.

Образец игрового поведения, речевых конструкций и ролевого взаимодействия демонстрировал воспитатель в роли мамы-Зайчихи. Дети проявляли большое желание и заинтересованность в игре с зайчатами. Игровая мотивация способствовала поддержанию интереса детей к игрушкам: зайчатам-медвежатам-щенкам и т.д., игровые ситуации (прогулка в лес, день рождения-подарки) опирались на личный опыт детей.

В ходе игр-занятий многие дети  пытались использовать предметы – заместители (шарики-овощи, вкладыши-грибы, мячики-капуста).

Наряду с обучением способам организации игры как деятельности, особое внимание уделялось формированию игры как совместной деятельности. Большой эмоциональный отклик вызвали у детей игры «День рождения мамы-Зайчихи и зайчат». Дети с радостью помогали сервировать стол, готовили праздничный обед, обсуждали, как лучше накрыть стол, какое приготовить угощение, кого позвать на праздник.

Мы обратили внимание  родителей на интерес детей к новым игрушкам. Многие дети проявляли желание играть с зайчатами дома, приносили в детский сад своих домашних зайчат, демонстрировали различные игровые действия  и сопровождали их речью.  В детском саду дети играли с зайчатами в течение всего дня (утром пред завтраком, днем после прогулки, вечером после дневного сна и даже по дороге домой).

Интерес детей к зайчатам, желание научить их делать что-либо «своими руками» проявлялся и в продуктивных видах деятельности: рисование рисунков для зайчат, лепка изделий из пластилина (подарки, угощения), изготовление аппликаций из бумаги (открытка для мамы).  В процессе работы дети использовали различные художественные средства, старались проявлять выдумку и фантазию.

Оформление альбома «Заячья семья» вызвало у детей желание не только нарисовать членов своей семьи, но и организовать выставку рисунков «Моя семья», рассказать детям в группе о тех, кого  они нарисовали, какие любимые животные есть у них дома.

Игры с куклами-зайчатами полюбились как девочкам, так и мальчикам. Дети придумали своим зайчатам имена, которые соответствовали именам детей, рассказывали друг другу о характере своих зайчат, их привычках, друзьях – других лесных жителях. Каждый ребенок старался выделить своего зайчонка, опираясь на цвет костюма и орнамент на одежде. Многие дети пытались рисовать портрет своих зайчат, используя определенный цвет и элементы украшения.

Большую радость детям доставляла выставка детских работ, они с огромным удовольствием рассматривали портреты зайчат, с гордостью демонстрировали свои «шедевры», рассказывали о них разные истории, а вечером показывали рисунки своим родителям. Многие взрослые восхищались детскими успехами, интересовались, как зайчата поживают, чему сегодня научились.

Особенно эмоционально дети делились своими впечатлениями об играх с зайчатами с воспитателем группы. Дети на перебой рассказывали, как весело играли, что интересного было на занятии. После просмотра мультфильма «Мешок яблок» дети эмоционально рассказывали и показывали, какие подарки принесли звери зайчатам, используя фланелеграф, играли с плоскостными фигурами на доске (игра «Где, чей подарок»).

Следовательно развивающие возможности игротерапии, включающие в себя игровые методы, рисование, лепку, слушание сказок, придумывание сказочных историй и т.д. способствуют развитию словаря детей среднего дошкольного возраста на основе стимулирования интереса детей к играм и игровому общению со взрослым и сверстниками, обогащения  их игрового опыта и формирования игровых умений детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс мероприятий по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста посредством природы

Одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста является ознокомление их с природой....

Мастер-класс для воспитателей Тема: «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»

Дать представление о роли методов и приемов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей 4-5 лет, представить педагогам методы и приемы ТРИЗ технологии в форме игр, направленные на формирование, ...

«Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»

презентация к мастер-классу «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»...

«Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста».

quot;Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста"....

Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста

Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возрастаВ сборнике представлены игры на обогащение словаря новыми словами, активизация словаря, закрепление и уточнение...


 

Комментарии

Шафикова Альмира Мирасовна

Интересная информация!