Педагогический проект " Такие разные грибы"
проект (старшая группа)

Маничева Ольга Николаевна

Расширить представление у детей о лесе и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни детского сада, группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Казанакский детский сад

Педагогический проект на тему:

«Такие разные грибы»

Украшения на скотче

                             Воспитатель:  Маничева О.Н. 1 квалификационная категория  2018 г.

«Не ходи за грибами с ведром, не губи лесное добро — клади их в лукошко, пускай дышат немножко». 

 

Паспорт проекта

п/н

                                                             Содержание

1

Тема

«Такие разные грибы»

2.

Участники проекта

 Старшая группа: дети 4-7 лет

3.

Тип  проекта

Познавательно - исследовательский, творческий.

4.

Вид проекта

Краткосрочный : период с 16.10 по 20.10.2018

5.

Итоговое мероприятие

 Выставка детского творчества « Царство грибов»,   творческий для родителей конкурс «Грибная полянка» и на заключительном этапе была проведена игра- драматизация «Под грибом»

6.

Дата проведения итогового  мероприятия

 20.10.2018 г

Руководитель проекта

Воспитатель:  Маничева О.Н  

Участники

Воспитатель: Уханёва Л.П., воспитанники, родители воспитанников

Актуальность: Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень.  Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Так же не счесть даров, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства.  Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание  беречь и охранять  природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека. Не каждый современный родитель ходит со своими детьми в лес. А ведь невозможно познакомиться с природой достаточно близко, не побывав в лесу в разные времена года. Осенний лес необычайно красив. Именно поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать проект «Грибы-грибочки». Шагая по ступенькам к финалу проектной деятельности, мы  с ребятами узнаем много нового и интересного о родной природе, познакомимся с различными видами грибов, особенностями их произрастания и полезными свойствами, как для человека, так и для животных, птиц. Совместно с родителями оформим выставки в группе. 

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о грибах.

 Цель:   расширить представление у детей о лесе и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни детского сада, группы.

Задачи:

Образовательные:

  •  формировать у детей знания о грибах и их видах, о ценности грибов для человека и животных, птиц, расширять знания о лесах родного края, учить разбираться в грибах, проявлять заботу о природе.

Развивающие:

  •  развивать  любознательность, наблюдательность, развивать творческие способности детей, вовлекать родителей и детей в совместную деятельность. :
    творческий, информационно-исследовательский. 

Воспитательные:

  •  воспитывать у детей любовь и заботливое отношение  к природе, показать ценность природы и её даров  для каждого человека.        

 Ожидаемые результаты: воспитание бережного отношения к природе,  расширение знаний детей о грибах и их ценности для человека, приобщать родителей и детей к совместной деятельности,  установить с ними доверительные и партнёрские отношения

Методы исследования:

• сбор информации;

• беседы;

• наблюдения;

• анализ.

Интегрируемые образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Ресурсы проекта:

  • Иллюстрации, макеты, коллекции, презентации,  муляжи грибов

  • Видеотека с собранием дисков познавательного материала о  грибах и метах их произрастания.
  • Художественная литература, картины, энциклопедии.

Продукт проекта:

  •  Выставка книг «Грибная поляна»
  • Слайдовые презентации проекта «Такие разные грибы»,  
  • Творческая выставка детских работ« Царство грибов»,  
  • Инсценирование сказки "Под грибом" (по В. Сутееву.)
  • Творческий  конкурс для родителей «Грибная полянка»

                      Этапы проекта.

Проект  включает три основных этапа:

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, составить план тематической недели, организация окружающей среды , предварительная работа с детьми и их родителями; индивидуальное заучивание детьми  стихов, пословиц, поговорок о  грибах

2-й – основной (деятельный) этап-  решение поставленных задач;

3-й – обобщающий (заключительный)- обобщение результатов работы, их анализ.

Предполагаемые результаты:

Дети

Педагоги

Родители

У детей появится интерес к изучению окружающего мира, будет формироваться ценностное, ответственное отношение к сохранению родной природы, представление о том, что каждый человек, в том числе и ребёнок, может сделать для сохранения природы.

Дети познакомятся с внешним видом и строением грибов, с разнообразием грибов. Научаться устанавливать причинно – следственные связи между внешним видом и местом произрастания, закрепят представление о необходимости сохранения грибов на земле.

Дети научаться составлять описательный рассказ, познакомятся с произведениями, в которых встречается образ гриба. Ребята познакомятся с подвижными, пальчиковыми играми, скороговорками, загадками, стихами удмуртских поэтов, получат возможность в драматизации сказки «Под грибом».

Дети познакомятся с правилами безопасного поведения в природе и при сборе грибов.

Дети научатся изображать грибы (рисование, лепка, аппликация, коллаж). Научаться составлять схемы оказания первой помощи при отравлении.

 

Повысится профессиональная компетентность педагогов в разработке и реализации детско – взрослых проектов.

Проект способствует интеграции усилий всех участников воспитательно – образовательного процесса.

Установится доверительные отношения педагогов с родителями.

 

По ФГОС, родители должны стать полноправными участниками образовательного процесса своих детей. Кроме того, не секрет, что на современном этапе необходимо поднять уровень экологического образования не только у детей, но и у родителей. Родители часто не задумываются о том, какой пример они подают детям, отдыхая на природе или просто гуляя с ребенком по улице. Вот почему я привлекла родителей к реализации этого проекта. С родителями заранее проводились беседы, где подробно рассказывала о предстоящем проекте, его цели, задачах и содержании, а также о возможной помощи при реализации проекта.   Изготовление соответствующих костюмов или атрибутов, помощь ребенку в подготовке  к инсценированию сказки.

Удастся установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для успешного психического развития детей, создать атмосферу общности интересов.

Новизна проекта:

Новизна проекта заключается в построении  проектной деятельности в соответствии с ФГОС с учетом интеграции по пяти образовательным областям; в использовании информационно- компьютерных технологий  (слайды, картинки, фотографии). Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь.

                         Этапы проекта:

1-й этап - подготовительный:

целеполагание, постановка задач, определение методов реализации, подготовительная работа с родителями, дошкольниками. Консультации с воспитанниками, первичный сбор информации, совместное составление плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Беседы с родителями, консультативная помощь, привлечение родителей к участию в подготовке, проведение мероприятий.

2-й этап -  практический. Выполнение основных мероприятий проекта.

Содержание работы по реализации проекта.

Тематическая  неделя   «Такие разные грибы»

 Совместная деятельность педагога с детьми.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

 Тематические беседы «Такие разные грибы», «Кому полезны грибы», «Правила поведения в лесу», «Какие бывают грибы».

Цели: Знакомство с грибами, об их строении, внешнем виде, о месте произрастании, многообразии видов грибов. Развитие связной речи. Воспитание бережного отношения ко всему живому.

Основная идея. Грибы – часть природы, они нужны в природе. Люди, не зная правила сбора грибов, вырубая леса, лишают их произрастания.

  1. Чтение художественных произведений, сказок, пословиц, поговорок, загадок о грибах.

Цели: ознакомление с произведениями в которых встречается образ гриба. Развитие образного мышления, способности к театральной импровизации. Воспитание интереса к изучению окружающего мира. (Сценарий сказки "Под грибом" по В. Сутееву. Приложение 1.). 

(А.Н. Толстого «Сорочьи сказки. Грибы.», В. Шульжика «По грибы старик собрался…», Т. Николаева «Замечательный зонтик», А.Барто «Грибной поезд», Н. Ермалаева «Мы грибники»,   В Даль «Война грибов с ягодами»

  1. Разучивание песен и танцев о грибах.

Цели: знакомство с музыкальными произведениями, в которых встречается образ гриба. Развитие способности к творческому самовыражению в песне, танце. Воспитание интереса к музыкальному творчеству, изучению культурного наследия. («Хоровод грибов» сл. Л. Чадовой, муз. Н. Лукониной; «По грибы» муз. и сл. Г. Крайновой; танец «Грибочки»).

  1. Пальчиковые, подвижные игры, в которых присутствует образ гриба.

Цели: закрепление представлений о внешнем виде и о месте произрастания грибов. Развитие ловкости, быстроты реакции, мелкой моторики рук. Воспитании привычки к подвижному образу жизни. (Пальчиковые игры «Пять грибов», «Дети в лес грибной пошли ...», «Этот пальчик в лес пошел», «Я корзину в лес беру», подвижная игр «Грибок в кузовок», малоподвижная игра «Вырос гриб». Приложение 2.

  1. Работа со справочной литературой, энциклопедиями.

Цели: закрепление представлений о внешнем виде и о месте произрастания грибов. Развитие навыка поиска информации, умения работать с источниками информации. Воспитание интереса к изучению окружающего мира. Рассматривание энциклопедии «Грибное царство» Сергея Шустова, «Съедобные и ядовитые грибы Сибири».

  1. Изобразительное искусство.

Познакомились с разными видами грибов. Познакомились с картинами, выполненными в различной технике, в том числе нетрадиционными материалами, на которых изображены грибы.

Цель: Научить изображать грибы разными способами, учить работать с бумагой в технике оригами, расширять представления детей о явлениях природы осенью,развивать творческий подход детей к своей работе, воспитывать бережное отношение к природе. Лепка «Грибная полянка», аппликация «Белый гриб», рисование «Грибы», «Мухомор», «В лесу много грибов».

6. Словесные дидактические игры.

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы». (Познакомить с названиями грибов, их внешними признаками, строением, обобщающим словом «Грибы». Учить согласовывать числительные с существительными, образовыватьприлагательные от глаголов; закрепить употребление предлогов. «Доскажи словечко», «Исправь ошибку», «Продолжи рассказ», «Съедобные, несъедобные».

Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о  грибах

Поместить информацию в уголок для родителей о событиях предстоящей недели.

Предложить родителям вместе с детьми выучить загадки о  грибах 

Консультация  «Что ребёнок должен знать о грибах»

 

Предложить родителям выучить с детьми пословицы и поговорки о грибах;

 Выставка творческих работ родителей «Грибная полянка»

.

3-й этап (Заключительный)-обобщающий.

 

Достигнутые результаты:

У воспитанников

  • В ходе бесед, ситуативных разговоров расширился кругозор детей, обогатились знания о том,  что грибы могут быть съедобными и несъедобными, места их произрастания, как собирать грибы.  
  • В познавательно- исследовательской деятельности, дети научились устанавливать простейшие причинно- следственные связи;
  • Дети научились бережно относиться к природе, делать выводы, научились устанавливать связи и зависимости  между человеком и природой.

У педагогов

  • Совершенствовались методы и формы знакомства детей с грибами , местах их произрастания.
  • Повысилось профессиональное мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьями воспитанников;
  • Было создано едино воспитательно-образовательное пространство ДОУ и семьи;
  • Пополнилась предметно развивающая среда в группе.

У родителей

  • Повышение мотивации для совместной творческой деятельности с детьми в детском саду и дома;
  •  Повысился  нравственный уровень развития родителей, понимание в необходимости бережного отношения к природе;

Список используемой литературы:

 

  1. Барто А.Л. Стихи детям. – М.: ООО «Омега - пресс», 2008.
  2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа (от 5 до 6 лет)/ авт. – сост. Н.В. Лобина. – Волгоград: Учитель, 2016.
  3. Шустов С.Б. Грибное Царство. Серия «Иллюстрированная энциклопедия о природе России». – Нижний Новгород: ООО «Издательство «Доброе слово», 2012.

      4.Л.Г. Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по      экологическому воспитанию дошкольников.

Приложение 1.

НОД в старшей группе «Грибы»

Цель:

- познакомить детей с грибами;

- закрепить представление о лесе и растениях, произрастающих в лесу;

- учить детей различать съедобные и ядовитые грибы;

- воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе;

- познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов.

Задачи:

- закрепить знания о ядовитых грибах.

- развивать внимание память, познавательные интересы.

- закрепить умение различать грибы по картинам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя.

Оборудование:

- картинки и фотографии грибов, силуэтные изображения грибов съедобных и ядовитых.

Ход:НОД

1. Загадка:

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки

Встала шляпка из травы –

Нет под шляпкой головы? (гриб)

Д.: Это - гриб.

В.: Правильно, молодцы!

В.: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов(Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибницаГрибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочкиГриб нужно аккуратно срезать ножом.

2. Беседа«Гриб и его дом».

(Воспитатель, рассказывая о грибе, выставляет картинку с его изображением.)

В.: У каждого гриба есть свой дом, где он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Белые грибы сушат, а потом варят из них суп. В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так называются(Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана. А какой гриб мы нашли под осиной?

Д.: Под осиной нашли подосиновик.

В.: Правильно, а под берёзой?

Д.: Под берёзой нашли подберёзовик.

В.: Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная ножка и шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие осенние листья, в которых грибы прячутся). А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. Мы говорили про съедобные грибы. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить. А вот на полянке мы увидели красивый гриб: тонкая белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб?

Д.: Это мухомор!

В.: Да. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться кверху и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор. А какой ещё ядовитый гриб вы, ребята, знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный.

Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные, а какие – ядовитые.

3. Физкультминутка и гимнастика для глаз «Дождик».

В.: Вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за руки и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес.

Напомните, как нужно вести себя в лесу?

Д.: (Предположительные ответы: нельзя шуметь в лесу, ломать ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб, не повредить муравейник.)

(Дети за воспитателем идут змейкой от стульчиков на ковёр.

Гимнастика «Дождик»

Капля первая упала – кап!

И вторая пробежала!

(Сверху пальцем показывают траекторию

движения капли и прослеживают взгляд)

Мы на небо посмотрели:

(Смотрят вверх)

Капельки «кап-кап» запели.

Намочились лица, мы их вытирали.

(Вытирают лицо руками)

Туфли – посмотрите – мокрыми стали.

(Показывают руками вниз и смотрят на ноги)

Мы плечами дружно поведём,

Капельки с себя стряхнём.

(Двигают плечами из стороны в сторону, руки на поясе)

От дождя мы убежим,

(Бегают друг за другом по кругу)

Под кусточком посидим.

(Приседают)

4. Дидактическая игра «Что в лукошко мы берём?»

Воспитатель называет грибы, которые упоминались в ходе НОД. Если съедобный, дети хлопают (кладут в лукошко, если ядовитый – не хлопают.

5. Сбор грибов называют «тихой охотой». Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. Как правильно вести себя в лесу? (Ответы детей). Не шумите, не мусорьте, не топчите, не срывайте грибы с корнем. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами. Зачем, знаете? (Ответы детей)Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего? (Ответы детей). Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы не бывать новым грибам.

6. Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик только ел,

Оттого и потолстел.

7. Правила сбора грибов:

1. Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;

2. Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса;

3. Не раскапывать палкой грибницу—она может высохнуть, не покрытая листвой;

4. Не собирать грибы у проезжей части;

5. Собирать только известные грибы;

6. Не срывать старые и очень маленькие грибы.

7. Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их— можно повредить грибницу.

8. Игра «Чего не стало?»

В.: – Я положила на стол 4 гриба. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.

9. Загадки о грибах:

- Может быть, вы не поверите мне,

Но я увидала грибы на сосне.

Разве грибы на деревьях растут?

Что-то совсем непонятное тут…

Надеты на ветки маслята, опята…

Кто же их на зиму сушит, ребята? (Белка)

- Стоит лепешка

На одной ножке.

Кто не пройдет,

Всяк поклон отдает. (Гриб)

- Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три – и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду. (Боровик)

- Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще. (Подберезовик)

- У кого одна нога,

Да и та без башмака? (У гриба)

- Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту –

Зовусь я? (Подосиновик)

- Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб)

- Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети –

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

- Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор)

9. Игра Какие грибы"

Цель: учить образовывать отглагольные прилагательные.

-Если грибы сварить, то они будут. вареные;

-а если грибы пожарить, тогда они будут. жареные;

-если засолить, они будут. соленые;

- если замариновать, они будут. маринованные;

- если засушить- сушенные.

10. Физкультминутка «За грибами»

Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку,

Рыжики срывали. Срывают «грибы».

Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы».

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»

Искали опятки.

Медведь проходил, Идут вразвалку,

Мухомор раздавил. Топают правой ногой.

Итог:

В.: - Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями!

- Понравилось вам путешествие?

- Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что делали? Ответы детей

Приложение 2

Сценарий сказки "Под грибом" (по В. Сутееву.)

Действующие лица: рассказчик, Гриб, Муравей, Бабочка, Мышонок, Воробей, Заяц, Лиса, Лягушонок, Дождик, Солнышко.

Оформление сцены, атрибуты:

Лесная полянка ранней осенью, охапка хвороста.

 Рассказчик: Вот так чудо—чудеса:

                        Пожелтели все леса!

                        Снова осень настает.

Часто дождик слезы льет.

(звучит запись шума дождя, выходит Гриб, радуется дождику, импровизированный танец. Приседает на корточки. Музыка по выбору)

Рассказчик: На полянке у берез

                       Маленький грибочек рос.

                       Шляпка, словно зонтик.

                       И любил он дождик.

                      Вот бедняжка Муравей

                      От дождя бежит скорей

(выбегает Муравей с охапкой хвороста, поет на мелодию рус. нар. песни «Ах, вы, сени»):

Муравей: Я собрал травинок кучу,

                    Но накрыла меня туча!

                     Чтоб не подхватить мне грипп, спрячь меня, голубчик Гриб.

Гриб: Ладно, ладно, Муравей,

                Забирайся поскорей!

                 Так и быть, уж я тебя

                 Спрячу, скрою от дождя.

(Муравей садится под грибок)

Рассказчик: Не успел залезть под гриб,

Смотрит—бабочка бежит.

(Шум дождя. Согнувшись бредет Бабочка, поет свою песенку)

Бабочка: На лужайке я под солнышком летала,

                         Но гроза меня нечаянно застала.

                         Муравей, ты под грибок меня пусти,

                          Чтоб от дождика мне крылышки спасти!

Муравей: Прячься, Бабочка, скорей!

                         Вместе будет веселей!

(Бабочка прячется под гриб, поют песенку):

                         Весело, весело под грибком стоять.

                         Весело, весело дождь пережидать.

Рассказчик: Только встали под грибом—

                         Вдруг Мышонок к ним бегом.

(Вбегает Мышонок, поет на мелодию русской нар. песни «Коровушка)

Мышонок: Ой, возьмите меня, звери, под грибок!

                         Я под дождиком до ниточки промок!

                         Простудился и охрип. Может, пустите под гриб?

Гриб: Что же делать? Как же быть?

                         Где же место раздобыть?

                         Что-то стало тесновато.

                          Что-то места маловато.

(Вокруг гриба пробегает ребенок- Дождик. Грибок «подрастает»: встает на колени).

Муравей: Надо будет потесниться,

                          Чтобы всем нам поместиться.

(Мышонок прячется под гриб. Звери поют):

                          Весело, весело под грибком стоять.

                          Весело, весело дождь пережидать.

Рассказчик: Только дождик льет и льет…

                           Кто под дождиком бредет?

                           Мимо маленьких друзей

                           Скачет, плачет воробей.

(Ссутулившись идет воробей и поет на мотив польки Рахманинова):

Воробей: Весь, от клюва и до лап,

                            Я промок и так ослаб…

                            Потеснитесь, вас прошу!

                            Я лишь крылья обсушу.

Гриб: Что же делать? Как же быть?

                            Где же место раздобыть?

                            Что-то стало тесновато,

                            Что-то места маловато…

(Вокруг Гриба пробегает ребенок- Дождик. Гриб «подрастает»: встает на ноги).

Бабочка: Надо будет потесниться,

                             Чтобы всем нам поместиться.

(Воробей прячется под гриб, звери поют):

                               Весело, весело под грибком стоять,

                               Весело, весело дождь пережидать.

Рассказчик: В тесноте да не в обиде!

                            Вдруг опять зверята видят:

                            Зайчик мокрый к ним бежит,

                            Хвостик маленький дрожит.

(Шум дождя, бежит Зайчик. На заднем плане мелькает Лиса).

Зайчик: От лисы я убегаю!

                             Спрятаться куда—не знаю!

                             Пропадет мой серый хвостик!

                             Может, пустите к вам в гости?

Гриб: Что же делать? Как же быть?

                              Где же место раздобыть?

                              Что-то стало тесновато,

                              Что-то места маловато…

(Вокруг Гриба пробегает ребенок—Дождик, Гриб «подрастает»: встает на ступеньку)

Мышонок: Надо будет потесниться,

                               Чтобы всем нам поместиться.

(Зайчик прячется под гриб).

Рассказчик: Поместился весь народ.

                                 Вдруг Лисица к ним идет.

(Лиса ходит по поляне, принюхивается, подходит к грибу. Музыка Чайковского «Китайский танец чай»).

Лиса: Ах, кого я вижу!

                                  Подойду поближе! (заходит с другой стороны)

                                   Очень интересно!

                                   А вам тут не тесно?

Звери вместе: Нет!

Лиса: Заяц должен быть у вас!

                                    Выдать зайца сей же час! (принюхивается)

                                    Здесь он! Это точно знаю!

                                     Всех сейчас перекусаю!

(Звери плотнее смыкаются вокруг Зайца)

Воробей: Зайчик с нами, он наш друг!

                                     Не возьмешь нас на испуг!

(Лиса меняет интонацию):

Лиса: Ладно, ладно! Ну, простите,

                                      Под грибок меня пустите!

(пытается пробраться под гриб, Муравей «кусает» ее за хвост. Лиса кричит)

Мышонок: Ну-ка, хитрая лиса,

                                       Уходи к себе в леса!

                                        Не пускают под грибок

                                       Тех, кто жаден и жесток!

Звери вместе: Уходи прочь!

(Лиса убегает).

Рассказчик: Тут и дождь грибной прошел,

                                          Солнце в небе засияло.

                                          И тепло, и хорошо

                                          На лесной полянке стало.

 

Солнышко: Осень- непогодушка, кружит листопад.

                                          Вот и лето кончилось, не вернуть назад.

 

         Снова вышло солнышко, кончились дожди.

                                         Все у нас хорошее будет впереди.


Бабочка: Посмотрите, нет дождя!

                                         Выходите все, друзья!

(Звери выходят из—под гриба)

Муравей: Как же места всем хватило?

 Одному ведь тесно было!

Рассказчик: Лягушонок прискакал,

                                           Очень важно квакать стал:

Лягушонок: Квак вы не сообразите:

                                            Гриб-то вырос, посмотрите!

                                            И, ква-нечно, не забыть бы

                                            Вам Грибку сказать «спасибо»!

Звери вместе: Спасибо!

Зайчик: Будем мы теперь дружить!

Воробей: Вместе дружно станем жить!

Бабочка: Кто друг другу помогает,

Мышонок: Тому тесно не бывает!

Приложение 3.

Подвижные игры.

Малоподвижная игра «Вырос гриб».

Дети строятся в круг, выполняют упражнение под речевое сопровождение; ходьба по кругу.

Меж еловых мягких лап

Дождик кап, кап, кап! (Щелкают пальцами обеих рук)

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох! (Трут ладошки друг о друга)

Где листок к листку прилип ( приседают на корточки, медленно поднимаются)

Вырос гриб, гриб, гриб! (Встают на носки, руки вверх.)

Кто нашел его, друзья?

«Грибок в кузовок».

Дети делятся на две равные подгруппы. Она подгруппа – «грибы» (маски- шапочки), вторая- «корзинки» (в масках- шапочках). По сигналу педагога «Грибок в кузовок!» дети разбегаются по всему залу. Корзинки собирают грибы. Затем игра повторяется, и дети меняются ролями.

«Найди свой гриб»

В разных местах зала рядом стоят дети в шапочках грибов.  Остальные дети встают группами вокруг каждого «грибочка» и берутся за руки, образуя кружки. 
На спокойную музыку дети водят хоровод вокруг «грибочков». С окончанием музыки все дети разбегаются по залу. Когда музыка заиграет вновь «грибочки» останавливаются, а дети ищут свой грибок. Чей кружок соберется быстрее?

«Грибы в корзинку».

Два «грибника» на одной стороне поля (зала), а 6 -7 грибов муляжей (или картинок) на другой стороне зала. По команде грибники бегут за грибами, берут один съедобный гриб и бегом возвращаются к корзинке. Кто быстрее соберет грибы и не возьмет ядовитый, тот победил.

Приложение 4

Загадки о грибах

Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
(Гриб)

Пока дети - каждый в берете.
Повзрослели - шляпы надели.
(Грибы)

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
(Гриб)

Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это — белый... (боровик)

 

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются... (опята)

 

Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна... (сыроежка)

 

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются... (лисички)

 

Реклама 09

Он живет под елками,

Скрытый их иголками.

Много у него братишек.

Рыжий гриб зовется... (рыжик)

 

Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка)

 

В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный... (груздь)

 

С ним в лесу никто не дружен,

И в лукошке он не нужен.

Мухи скажут: «Это мор!»

В красной шляпке... (мухомор)

 

Гриб не варят, не едят.

В крапинку его наряд.

Снизу — кружево-узор.

Это — красный... (мухомор)

 

 

На грибы она сердита

И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!

Это — бледная... (поганка)

 

Кто повыше, кто пониже, —

На пеньке народец рыжий.

Тридцать три веселых брата.

Как же их зовут? (Опята)

 

Этот гриб найдешь весной

На опушечке лесной.

Весь в морщинках старичок

С именем смешным... (сморчок)

 

В мягкой травке на опушке

Всюду рыженькие ушки.

Золотистые сестрички

Называются... (лисички)

 Пословицы о грибах

Бобы не грибы: не посеяв, не взойдут.
Бояться волков, быть без грибов.
Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок.
Возле леса жить — голодному не быть.
В карете цугом по грибы не ездят.
В лесу шуметь - только грибы распугивать.
Всяк грибок знает свой срок.
Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.
Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок.
Где один гриб, там и другой.
Гриб не хлеб, а ягода не трава.
Грибные приметы и зимой живут.
Грибы растут в деревне, а их и в городе знают.
Грибы на одной ножке, не придут сами в лукошко. 
Дворянское кушанье - два грибка на тарелочке.
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
И много за морем грибов, да не по нашему кузову.
Как пирог с грибами, так все с руками, а как плеть с узлом, так и прочь с кузлом.
Кто любит земле кланяться — без добычи не останется.
Ленивому и гриб поклона не стоит.
Лесу нет, и гриб не родится.
Любят грибы за нос водить.
Много комаров - готовь сто коробов, а много мошек - готовь лукошек.
Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет.
Назвался грибок, полезай в кузовок.
Настом по грибы не ходят.
Не выдирай руками грибочки, носи нож на цепочке: выдранный с землей гриб — навек погиб, а срезанный под корешок — даст приплода мешок.
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
Не ходи за грибами с ведром, не губи лесное добро - клади их в лукошко, пускай дышат немножко.
Нес черт грибы в коробе, да рассыпал по бору.
По беду - не по грибы! Найдешь.
По грибы с удачей ходят!
По долги - не по грибы.
Под большим деревом и гриб вольготней живет.
Растут детки, как грибки.
С кем по грибки, с тем и по ягодки.
Семеры яства, а все грибы.
Со счастьем на клад набредешь, без счастья и гриба не найдешь.
Собирай по грибку - наберешь кузовок.
Стар гриб да корень свеж.
Стоит Антошка на одной ножке: кто мимо ни пройдет, всяк поклон отдает. 
Хочешь грибок - лезь под кусток.
Что за гриб до дождя взрос!
Ягоды любят день, грибы — ночь и тень.

Стихи о грибах

Про грибы

Елена Долгих

Если шляпка красная,
Много белых точек,
Значит, дело ясное –
Ядовит грибочек!
Мы его не станем брать,
Чтоб не отравиться.
Эту красочную рать
Надо сторониться.

Если неказист на вид,
Прячется умело,
Это самый вкусный гриб
Под названьем «белый»!
Осторожно его срежь,
Положи в корзину,
Маринуй, соли и ешь
До весны, всю зиму!

А на стареньком пенёчке,
И особенно в тенёчке,
Аж семьёй растут грибочки –
Дружно, как солдаты,
Тянутся опята.
В ельнике – маслята.
Те неприхотливые,
Шапочки сопливые.
Вроде некрасивые,
Но пожаришь – классно!
С этими всё ясно.

Есть ещё грибочек – груздь,
Из души прогонит грусть.
Он по виду, как воронка, 
Беленький по цвету,
Часто прячется в сторонку
От дневного света.
Груздь солёный – это что-то!
Всех грибов вкуснее!
До чего ж грибов охота,
В лес пойдём скорее!
    
Из дневника боровика

Елена Липатова

Восемь тридцать. Понедельник.
В лес пришел один бездельник.
Покрутился, повертелся
И ушел в соседний ельник.

Вторник. Пятое июля.
Никого – одна бабуля.
Тащит старую тележку,
Раздавила сыроежку.

После дождичка в четверг
Глянул я случайно вверх...
Ох!
Грибник за грибником!
Я прикрылся дневником.

После завтрака в субботу
Сразу взялся за работу.
Поработал я всерьез –
Целый день толстел и рос.

Воскресенье – трудный день
Едут в лес, кому не лень:
Дяди Вани, тети Вали... –
Как бы вправду не сорвали!
Чует сердце – быть беде.
Ой!
Постойте!
Что вы де...

Грибники

Вдоль дороги ели, ели.
В глине клином колея.
По дороге еле-еле
Ковыляем брат и я.

Отдохнул немного я бы,
Братец тоже сесть готов.
У меня корзина ягод,
У него ведро грибов.

Я в корзину гордо гляну,
Брат грибам ужасно рад.
Мы нашли одну поляну
И собрали всё подряд.

Мы ребята городские,
И не знаем в этот раз,
Где грибы у нас какие,
Что за ягоды у нас.

Мама плакала, смеялась
И сказала нам: – друзья,
Вы – герои. Вот ведь жалость,
Только это есть нельзя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ РИСОВАНИЯ ПУТЁМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ТАКИЕ РАЗНЫЕ РЫБЫ»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Бурные перемены в нашей жизни ставят перед педагогами задачу формирования личности творческой, способной испо...

Коррекционно – педагогический детско-родительский проект "Такие разные гласные"

Коррекционно – педагогический  детско-родительский  проект "Такие разные гласные"...

Экологический проект «Такие разные грибы»

Актуальность проекта:Осенняя пора - время ярких листьев, дождей и грибов. Забайкальскийкрай богат и разнообразен по растительному миру. Грибы появляются спервыми лучами теплого весеннего солнца. В лес...

Проект в средней группе "Такие разные грибы"

Работа по проекту позволит расширить представления детей о грибах, безопасного поведения в природе......

Проект "Такие разные грибы"

Проект "Такие разные грибы"...

Педагогический познавательно-исследовательский, творческий проект «Такая разная посуда»

Познавательно-исследовательский, творческий проект  «Такая разная посуда»...