Коррекционно – педагогический детско-родительский проект "Такие разные гласные"
проект по логопедии (средняя группа)

Коррекционно – педагогический  детско-родительский  проект "Такие разные гласные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_takie_raznye_glasnye.docx349.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 498 комбинированного вида»

Коррекционно – педагогический

детско-родительский

проект

C:\Users\123\Desktop\фоны и картинки\18f8b7e7e5b73dde64cbe03d6ee563df.jpg

C:\Users\123\Desktop\Лепбук Гласные звуки\dT75qobT9.jpgC:\Users\123\Desktop\Лепбук Гласные звуки\dT75qobT9.jpg

C:\Users\123\Desktop\Лепбук Гласные звуки\dT75qobT9.jpgC:\Users\123\Desktop\Лепбук Гласные звуки\dT75qobT9.jpg

Авторы проекта:

учитель-логопед  Никиткина Анна Юрьевна

воспитатель  Браун Наталья Владимировна

воспитатель  Кадникова Екатерина Ивановна

Новосибирск, 2019 - 2020 г.г.

Структура проекта

  1. Паспорт проекта
  2. Ресурсное обеспечение проекта
  3. Обоснование актуальности темы проекта
  4. Цель, задачи, ожидаемые результаты проекта
  5. Реализация проекта
  6. Результаты работы над проектом
  7. Приложение

C:\Users\123\Desktop\Лепбук Гласные звуки\dT75qobT9.jpg

C:\Users\123\Desktop\Лепбук Гласные звуки\dT75qobT9.jpg

1. Паспорт проекта

Вид проекта

коррекционно-педагогический, детско-родительский

Тип проекта

коллективный

Участники

дети, родители средней  группы комбинированной  направленности для детей с ТНР, учитель-логопед, воспитатели

Продолжительность

долгосрочный

Срок реализации

11.11.19г. - 07.02.20г.

Направление деятельности

Организация коррекционно-образовательного процесса на основе ФГОС ДО,  развитие конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми: повышение заинтересованности в общем деле, развитие творческой, познавательной  активности.

Приоритетная образовательная область

речевое развитие

Интеграция образовательных областей

социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие

Используемые технологии

технологии предметно-развивающей среды, информационно-коммуникативные технологии, игровые технологии, технологии интегрированного обучения, личностно-ориентированные технологии, технологии проектной деятельности

Продукт проекта

  • Итоговая интегрированная непосредственная образовательная деятельность игра – квест «Проделки Бабы – Яги».
  • Создание дидактического пособия «Путешествие Звуковичков в Волшебную страну» (игры на липучках).

2. Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовое обеспечение:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС ДО» от  17.10.2013 № 115;
  • Устав Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад  №498 комбинированного вида» Октябрьского района города Новосибирска.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Материально-техническое обеспечение

  • развивающая предметно-пространственная среда детского сада, дидактические игры, познавательная литература, мультимедийное оборудование, фотоаппарат, демонстрационные наглядные пособия.

Методическое обеспечение проекта

  • Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
  • Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб.; «Детство- Пресс», 2005
  • Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. 2-я младшая группа. – М.: «Скрипторий 2003», 2011
  • Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. – М.: «Скрипторий 2003», 2011
  • Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
  • Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы. – М.: ГНОМ, 2013
  • Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 2011
  • Молчанова Е.Г. 300 игр для развития слухового внимания ребенка. – Ростов н/Дону: Феникс, 2019
  • Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПБ, 1998

3. Обоснование актуальности темы проекта

Формирование у детей фонетически и грамматически правильно оформленной речи – одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста, как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.

Кроме того, грамотная устная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, а значит и основой для успешного овладения письменной речью.

В настоящее время решение данной задачи осложняется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто родителями на первый план выдвигается необходимость коррекции звукопроизношения, и недооценивается значение формирования слоговой структуры слова, умения слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения нарушений письменной речи у младших школьников.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали такие отечественные психологи и педагоги, как Л. А. Венгер, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, Н. Х. Швачкин, Д. Б. Эльконин, Л. В. Запорожец и другие.

Несмотря на то, что существует множество методических разработок по преодолению нарушений фонематических процессов, данный вопрос остается актуальным и требует поиска эффективных идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционно-логопедическую работу.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является внедрение в логопедический процесс новых технологий и методик,  которые предполагает сделать коррекционный процесс эффективным, не утомительным для детей, а интересным обменом мыслями, чувствами, переживаниями.

Использование проектного метода в логопедической работе делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим.

4. Цель, задачи, ожидаемые результаты проекта

Цель проекта: создание условий для формирования фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи проекта

Для детей:

Коррекционно-образовательные:

  • Сформировать знания о гласных звуках, особенности их артикуляции, умение четкого их произношения.
  • Научить узнавать звуки по их артикуляции, произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков.
  • Формировать понятия «звук», «слово».
  • Познакомить с символами, которые обозначают гласные звуки.
  • Развивать у детей умение определять место звука в слове, подбирать слова на заданный звук.
  • Научить анализу и синтезу звуковых комплексов из 2 и 3 гласных звуков [а], [у], [и], [о].

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать силу голоса, навык плавного голосоведения.
  • Развивать коммуникативные навыки, высшие психические функции, познавательные способности детей.
  • Способствовать развитию самостоятельности, инициативности, творческой активности.
  • Работать над развитием художественных навыков детей.

Коррекционно-воспитательные:

  • Способствовать воспитанию доброжелательности, дружеского взаимоотношения.

Для родителей:

  • Повысить компетенцию родителей в области знаний о формировании фонематических процессов у детей.
  • Способствовать развитию творческого потенциала родителей.
  • Формировать партнерские отношения родителей с детьми, педагогами.

Для педагогов:

  • Повышать профессиональную компетентность.
  • Обеспечить реализацию коррекционно-обучающих, коррекционно-развивающих, коррекционно-воспитательных задач в ходе организации проектной деятельности.
  • Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • Получение новых знаний.
  • Расширение коммуникативных навыков, познавательных способностей, проявление самостоятельности, инициативность, творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.

Для родителей:

  • Получение новые знания, повышение компетентности в вопросе коррекции речи своего ребенка.
  • Расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.

Для педагогов:

  • Повышение профессиональную компетентность через освоение проектного метода.
  • Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

5. Реализация проекта

I. Подготовительный этап

Срок реализации: 1 неделя – 11.11.19. – 15.11.19.

Цель: изучение актуальности проблемы, психолого-педагогической и методической литературы; подготовка материально-технической базы проекта.

В начале учебного года учителем-логопедом была проведена диагностика детей группы (Приложение №1), где было выявлено, что у 90 % детей фонематические процессы нарушены в той или иной степени (результаты представлены на диаграмме). При выполнении заданий дети затруднялись определить наличие звука в слове, придумать слово на заданный звук, отобрать картинки на заданный звук. Возникали проблемы в определении неречевых звуков. Дети допускали ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов.

Работая с детьми в рамах коррекционного направления по  теме "Что мы слышим вокруг" дети пришли к мысли, что издавать звуки могут не только разные предметы и объекты, но и человек. Дети пробовали издать звуки с помощью рук, ног. Оказалось, что и все то, что мы говорим – это тоже звуки. О звуках речи дети почти ничего не знали, но приняли решение узнать о них как можно больше, то есть начать проект о звуках речи.

Методом «трех вопросов» мы выяснили, что дети знают о звуках речи, а что хотели бы узнать, и как это можно сделать.

Что дети знают?

Что хотели бы узнать?

Как узнать?

  • мы можем издавать звуки, с помощью которых общаемся;
  • люди могут говорить на разных языках.
  • как появляются звуки;
  • как отличить звуки друг от друга;
  • сколько звуков.

  • спросить у взрослых;
  • прочитать в познавательной литературе;
  • найти в интернете;
  • посмотреть познавательные мультфильмы.

На основе детских высказываний было спланировано содержание проекта.

Для того чтобы создать условия для познавательной активности, на  данном этапе, была организована развивающая среда таким образом, чтобы провоцировать детей на самостоятельный поиск информации и отражать ее в различных видах  деятельности. Для этого с помощью родителей была подобрана познавательная и художественная литература, иллюстрации, фотографии, развивающие карточки, дидактические игры.

Мероприятие

Ответственные

1

Определение целей и задач проектной деятельности.

учитель-логопед, воспитатели

2

Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.

учитель-логопед, воспитатели

3

Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта.

учитель-логопед, воспитатели

4

Подбор и создание  наглядно-дидактического материала, литературы.

учитель-логопед, воспитатели

5

Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.

учитель-логопед, воспитатели

6

Разработка стратегии реализации проекта.

учитель-логопед, воспитатели

II. Основной этап

Срок реализации: 10 недель – 18.11.19 – 31.01.20

Цель: создание условий для формирования фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста через совместную деятельность всех участников проекта.

Мероприятие

Цель

Участники

18.11.19. – 22.11.19.

1

Логопедическая НОД

«Звук [а]»

Закрепление понятия «звук».

Познакомить со звуком [а].

Научить четко произносить звук [а].

Научить выделять звук [а] из звукового потока; научить выделять звук [а] в начале слова.

Познакомить детей с символом звука [а].

Научить детей произносить и различать звуки по длительности, громкости, тембру.

Учитель-логопед, дети

Дидактические игры «Подбери картинку», «Горка», «Пароходики», «Накорми Звуковичка», «Логопазл»

Научить выделять звук [а] в начале слова.

Развивать силу голоса, навык плавного голосоведения.

Воспитатели, учитель-логопед, дети

Продуктивная деятельность - лепка «Акула»

Закреплять умение правильно определять начальный звук [а] в названии предмета,  развивать мелкую моторику, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Воспитатели, дети

Творческая коллективная работа -  коллаж  «У звука [а] в гостях»

Создание коллажа из картинок, в названии которых первый звук [а].

Воспитатели, дети

Проведение логопедических пятиминуток

Закрепить умение детей произносить и различать звуки по длительности, громкости, тембру («Поющие мячики», «Звуки», «Герои фильма», «Большой -маленький», «Тихо – громко», «Громкие сигналы», «Разные голоса»).

Воспитатели, дети

Стендовая консультация для родителей «Формирование фонематических процессов»

Заинтересовать родителей темой, целями, задачами проекта; побуждать к совместным занятиям с ребёнком; способствовать повышению у родителей педагогической компетентности.

Учитель-логопед, родители

Консультация для педагогов группы «Особенности развития фонематических процессов у детей нашей группы (по результатам диагностики)»

Познакомить педагогов с результатами диагностики фонематических процессов у детей группы «Чебурашка».

Учитель-логопед, воспитатели

25.1119. – 29.11.19.

Логопедическая НОД

«Звук [у]»

Закрепление понятия «звук».

Познакомить со звуком [у].

Научить четко произносить звук [у].

Научить выделять звук [у] из звукового потока; научить выделять звук [у] в начале слова.

Познакомить детей с символом звука [у].

Научить детей произносить и различать звуки по длительности, громкости, тембру.

Учитель-логопед, дети

Дидактические игры «Подбери картинку», «Горка», «Пароходики», «Накорми Звуковичка», «Логопазл»

Научить выделять звук [у] в начале слова.

Развивать силу голоса, навык плавного голосоведения.

Воспитатели, учитель-логопед, дети

Продуктивная деятельность – лепка «Улитка»

Закреплять умение правильно определять начальный звук «У» в названии предмета, развивать мелкую моторику, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Воспитатели, дети

Продуктивная деятельность – раскрашивание раскрасок на звук [у].

Закреплять навыки выделять звук [у] в начале слова. Воспитывать самостоятельность и творческую активность.

Воспитатели, дети

Проведение логопедических пятиминуток

Закрепить умение детей произносить и различать звуки по длительности, громкости, тембру («Поющие мячики», «Звуки», «Герои фильма», «Большой -маленький», «Тихо – громко», «Громкие сигналы», «Разные голоса»).

Воспитатели, дети

Изготовление буклета для родителей «Играем - фонематический слух развиваем»

Побуждать родителей к совместным занятиям  с ребёнком; способствовать повышению у родителей педагогической компетентности.

Учитель-логопед, родители

Консультация для педагогов «Символы гласных звуков»

Познакомить воспитателей группы с символами звуков, приемами их использования в коррекционной работе.

Учитель-логопед, воспитатели

02.12.19. – 06.12.19.

Логопедическая НОД

«Дифференциация звуков [а] - [у]»

Научить выделять звуки [а], [у]из звукового потока.

Введение понятия «слово».

Научить выделять звуки [а], [у] в начале слова в ударной позиции.

Научить подбирать слова на заданный звук.

Научить анализу и синтезу звуковых комплексов из 2 гласных звуков.

Учитель-логопед, дети

Дидактические игры «Накорми Звуковичка», «Песенки»

Научить выделять звуки [а], [у]в начале слова.

Научить анализу и синтезу звуковых комплексов из 2 гласных звуков.

Учитель-логопед, дети

Изготовление дидактического пособия «Подарки для кукол Али и Ули»

Изготовить дидактическое пособие для использования при закреплении навыков дифференциации звуков [а] - [у].

Воспитатели

Продуктивная деятельность – аппликация по выбору «Наряди животное»

Учить детей задумывать изображение, подчинять замыслу последующую работу, закреплять навыки дифференциации звуков [а] - [у]  , воспитывать самостоятельность и творчество.

Воспитатели, дети

Проведение логопедических пятиминуток

Закрепление навыков дифференциации звуков  [а] - [у] («Посади гостей», «Подари подарки», «Поймай звук», «Покажи беззвучно», «Узнай звук»,  «АУ! УА!»).

Воспитатели, дети

Консультация для педагогов «Методика проведения звукового анализа с детьми среднего дошкольного возраста»

Познакомить воспитателей с методикой проведения звукового анализа с детьми с ТНР среднего дошкольного возраста.

Учитель-логопед, воспитатели

09.12.19. – 13.12.19.

Логопедическая НОД

«Знакомство с звуком [и]»

Познакомить со звуком [и].

Научить четко произносить звук [и].

Научить выделять звук [и] в начале и в конце слова в ударной позиции.

Познакомить детей с символом звука [и].

Научить детей произносить и различать звуки по длительности, громкости, тембру.

Научить подбирать слова на заданный звук.

Учитель-логопед, дети

Дидактические игры «Горка», «Пароходики», «Елочка», «Логопазл»

Научить выделять звук [и] в начале слова.

Развивать силу голоса, навык плавного голосоведения.

Учитель-логопед, дети

Продуктивная деятельность – лепка «Игрушка»

Закреплять умение выделять звук [и] в начале слова, развивать мелкую моторику, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Воспитатели, дети

Творческая коллективная работа -  сочинение сказки с героями и предметами, в названии которых первый звук [и]

Учить детей сочинению сказки с заданными словами (картинками), развивать творческие способности, закреплять умение выделять звук [и] в начале слова.

Воспитатели, дети

Проведение логопедических пятиминуток

Научить детей различать слова, близкие по звучанию («Говорим правильно», «Выбери нужное слово», «Одинаковые или разные», «Похожи – не похожи», «Это слово не подходит»).

Воспитатели, дети

16.12.19. – 20.12.19.

Логопедическая НОД

«Дифференциация звуков [а], [у], [и]»

Научить выделять звуки[а], [у], [и]  в начале и конце слова.

Научить подбирать слова на заданный звук.

Произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков.

Научить анализу и синтезу звуковых комплексов из 2 гласных звуков.

Учитель-логопед, дети

Дидактические игры «Бабочки», «Варежки», «Песенки»

Научить выделять звуки [а], [у], [и]в начале и конце слова.

Научить анализу и синтезу звуковых комплексов из 2 гласных звуков.

Учитель-логопед, дети

Продуктивная деятельность - аппликация «Иволга»

Закреплять умение выделять звук «И» в названии предмета; отрабатывать приемы аккуратного наклеивания;  развивать мелкую моторику.

Воспитатели, дети

Проведение логопедических пятиминуток

Развивать чувство рифмы («Что не так?»,  «Доскажи словечко»,  «Рифмочки»)

Воспитатели, дети

23.12.19. – 27.12.19.

Логопедическая НОД

«Знакомство с звуком [о]»

Познакомить со звуком [о].

Научить четко произносить звук [о].

Научить выделять звук [и] в начале и в конце слова в ударной позиции.

Познакомить детей с символом звука [о].

Научить подбирать слова на заданный звук.

Научить анализу и синтезу звуковых комплексов из 2 и 3 гласных звуков.

Учитель-логопед, дети

Дидактические игры «Горка», «Пароходики», «Елочка», «Логопазл»

Научить выделять звук [о] в начале слова.

Развивать силу голоса, навык плавного голосоведения.

Учитель-логопед, дети

Продуктивная деятельность –раскрашивание раскрасок на звук [о].

Закреплять навыки выделять звук [о] в начале и конце слова. Воспитывать самостоятельность и творческую активность.

Воспитатели,

дети

Проведение логопедических пятиминуток

Научить детей внимательно слушать и запоминать задание («Имена», «Палочки», «Ухо – нос», «Слушаем и выполняем», «Топ – хлоп»).

Воспитатели, дети

Подготовка памятки для родителей «Развитие навыков звукового анализа»

Побуждать родителей к совместным занятиям  с ребёнком; способствовать повышению у родителей педагогической компетентности.

Учитель-логопед, родители

13.01.20. – 17.01.20.

Логопедическая НОД

«Дифференциация гласных звуков»

Закрепить знание символов гласных звуков.

Закрепить умение выделять первый и последний гласный звук в словах.

Научить подбирать слова на заданный звук.

Научить анализу и синтезу звуковых комплексов из 2 и 3 гласных звуков.

Учитель-логопед, дети

Дидактические игры «Бабочки», «Варежки», «Песенки»

Научить выделять звуки [а], [у], [и],  [о] в начале и конце слова.

Научить анализу и синтезу звуковых комплексов из 2 и 3 гласных звуков.

Учитель-логопед, дети

Продуктивная деятельность – штрихование контуров на гласные звуки.

Закреплять навыки выделять гласный звук в начале слова.

Формировать навыки зрительного гнозиса и зрительно-моторной координации.

Воспитывать самостоятельность и творческую активность.

Учитель-логопед,

дети

Творческая деятельность - создание папки-раскладушки «Один - много» (на материале слов с гласными звуками)

Привлекать родителей к проектной деятельности, развивать у детей навыки дифференциации звуков с использованием папки.

Дети, родители, воспитатели

Проведение логопедических пятиминуток

Научить детей внимательно слушать и запоминать задание («Имена», «Палочки», «Ухо – нос», «Слушаем и выполняем», «Топ – хлоп»).

Воспитатели, дети

20.01.20. – 24.01.20.

Логопедическая НОД

«Дифференциация гласных звуков»

Закрепить знание символов гласных звуков.

Закрепить умение выделять первый и последний гласный звук в словах.

Научить подбирать слова на заданный звук.

Научить анализу и синтезу звуковых комплексов из 2 и 3 гласных звуков.

Учитель-логопед, дети

Создание дидактической игры «Рыбалка»

Учить детей определять гласные звуки в конце слова.

Воспитатели

Продуктивная деятельность –лепка символов гласных звуков

Закреплять образы символов гласных звуков.

 Развивать мелкую моторику.

Воспитывать самостоятельность и творческую активность.

Учитель-логопед,

дети

Создание картотеки игр «Логопедическая игротека»

Систематизация игр по формированию фонематической стороны речи.

Воспитатели

Проведение логопедических пятиминуток

Научить детей внимательно слушать и запоминать задание («Имена», «Палочки», «Ухо – нос», «Слушаем и выполняем», «Топ – хлоп»).

Воспитатели, дети

27.01.20. – 31.01.20.

Итоговая интегрированная НОД

игра - квест

«Проделки Бабы – Яги»

Закрепить знание детей о гласных звуках, их символах.

Закрепить умение выделять первый и последний гласный звук в словах.

Закрепить умение выполнять анализ и синтез сочетаний из 2-3-х гласных звуков.

Учить детей задумывать изображение, продолжать развивать самостоятельность, воображение, творчество, закреплять символы артикуляции гласных звуков.

Учитель-логопед, воспитатели, дети

Дидактические игры  «Песенки»,

«Яблочки»,

«Домики»

Закрепить умение определять место звука в слове.

Закрепить навык анализа и синтеза звуковых комплексов из 2 и 3 гласных звуков.

Учитель-логопед, дети

Продуктивная деятельность – «Нарисуй Звуковичка»

Закреплять образы символов гласных звуков.

 Развивать мелкую моторику.

Воспитывать самостоятельность и творческую активность.

Учитель-логопед,

дети

Проведение логопедических пятиминуток

Научить детей внимательно слушать и запоминать задание («Имена», «Палочки», «Ухо – нос», «Слушаем и выполняем», «Топ – хлоп»).

Воспитатели, дети

III. Заключительный этап

Срок реализации: 1 неделя – 03.02.20. – 07.02.20.

Цель: оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.

Мероприятие

Участники

1

Подготовка фото отчета о проделанной работе.

Учитель-логопед, воспитатели

2

Создание дидактического пособия «Путешествие Звуковичков в Волшебную страну» (игры на липучках).

Учитель-логопед

3

Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей   и результатов проекта.

Дети,

учитель-логопед, воспитатели

4

Презентация результатов проекта для родителей через оформления стенда «Такие разные гласные».

 Учитель-логопед, воспитатели, родители

5

Теоретическое оформление, защита проекта и обобщение опыта в педагогическом коллективе.

 Учитель-логопед, воспитатели

Работа основного этапа проекта по формированию фонематической стороны речи у детей была основана на сказочном сюжете, главными героями которого были Звуковички. Имя каждого Звуковичка соответствует гласному звуку ([а], [у], [и], [о]).

Преподнесение материла  в  игровой форме,  а также закрепление новых знаний о звуке в различных видах деятельности, несомненно, помогало детям не только хорошо усвоить  сложный материал, но и привлекало внимание детей, способствовало повышению мотивации к занятиям, познавательной активности, развитию усидчивости, сосредоточенности.

Каждая неделя начиналась с логопедической непосредственной образовательной деятельности, в ходе которой дети знакомились с новым Звуковичком или учились их различать. Данная совместная деятельность логопеда с детьми основывалась как на формировании слуховых представлений о звуках, так и на символьном их обозначении. По итогу проекта создано дидактическое пособие «Путешествие Звуковичков в Волшебную страну» (игры на липучках).

Полученная новая информация закреплялась в течение недели в различных видах деятельности.

На логопедических индивидуальных и подгрупповых занятиях отрабатывались наиболее сложные моменты, велась работа по закреплению образа символов звуков через дидактические игры и продуктивные виды деятельности (штриховка, лепка, рисование).

Участники проекта проявили креативность и фантазию при создании таких творческих работ, как раскрашивание, лепка, аппликация сюжетов, в названиях которых  присутствует изучаемый звук. Были использованы как индивидуальные формы продуктивной деятельности, так и коллективные (создание коллажа, сказочной книги Приложение №2).

Дидактические игры на формирование фонематических процессов сопровождали участников проекта на протяжении всего дня в виде логопедических пятиминуток, проводимых воспитателями и собранных по итогу проекта в картотеку.

Итогом работы по проекту с детьми послужило проведение  интегрированной  непосредственной образовательной деятельности  по речевому и художественно-эстетическому развитию игры – квеста «Проделки Бабы – Яги», в ходе которой был обобщен весь изученный материал проекта (Приложение №3).

Для родителей на протяжении всего проекта были представлены разнообразные методические материалы, такие как стендовая консультация, буклеты, памятки (Приложение №4). Непосредственное участие приняли родители в создании книги сказок и коллажа.

 По итогам проекта на групповом стенде оформлен фото-отчёт проектной деятельности для родителей «Такие разные гласные», где каждый родитель смог увидеть своего ребёнка и порадоваться результатом совместной  творческой деятельности (Приложение №5).

По окончании проекта учителем-логопедом была проведена повторная диагностика детей группы, где была выявлена положительная динамика: 31% детей выполнили задания полностью, 53% детей выполнили задания частично, 16% детей не выполнили задания (результаты представлены на диаграмме). При выполнении заданий сохранялись трудности при придумывании слов на заданный звук и определении количества звуков в слове. Встречались ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов.

Сравнительные результаты диагностики представлены в диаграммах.

6. Результаты работы над проектом

Анализируя проведённую работу по проекту можно сделать вывод, что проектная деятельность позволяет эффективно построить работу, направленную на развитие фонематических процессов и дает положительную динамику в развитии всех сторон речи. У детей повышается мотивация к логопедическим занятиям, достигаются высокие результаты и в целом повышается эффективность всего коррекционно-образовательного процесса.

Можно выделить основные результаты работы по проекту:

Для детей:

  • Сформировались представления детей о гласных звуках, особенности их артикуляции, выработано умение четкого их произношения.
  • Сформированы такие умения как узнавание звуков по их артикуляции, обозначение звуков соответствующими символами, определение место звука в слове, подбор слова на заданный звук, проведение анализа и синтеза звуковых комплексов из 2 и 3 гласных звуков.
  • Работа над проектом поспособствовала совершенствованию коммуникативных навыков, познавательных способностей детей, развитию высших психических функции, самостоятельности, инициативности, творческой активности.

Для родителей: D:\мои документы1\картинки к занятиям изо\прозрачная.png

  • Повысили свою компетентность в области знаний о формировании фонематических процессов у детей.
  • Стали активными  участниками воспитательно-образовательного процесса.
  • Повысилась мотивация родителей к совместной познавательной деятельности.

Педагоги:

  • Повысилась творческая,  педагогическая активность и инициативность педагогов в ходе организации взаимодействия с детьми и родителями.
  • Повысилась профессиональная компетентность педагогов.
  • Расширились рамки возможного использования метода проектирования  в коррекционно-образовательном процессе.

7. Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Разная бумага"

Занятие для детей II младшей группы с нарушениями речи. Материал конспекта нацелен на развитие познавательной и речевой деятельности, и позволяет формировать у детей способности к диалогу, обогатить с...

Структура логопедической коррекционной деятельности на разных этапах

Тема: «Постановка звука …». Цели: Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знани...

Звуки бывают разные: гласные и согласные.

Матриал для родителей и воспитателей логопедических групп....

Коррекционное занятие "Такие разные солнышки"

Коррекционное занятие для детей с ОВЗ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста: "Дружим с буквами разными, гласными, согласными"

Тема: "Гласные звуки (А), (О), (У). Буквы А, О, У,"Цель: познакомить детей с гласными звуками А, О, У, буквами А, О, У....

Звуки разные- разные: гласные - согласные.

Узнаем какие бывают звуки, как их различать, как помочь родителю проще объяснить материал ребёнку....