Структура логопедической коррекционной деятельности на разных этапах
картотека по теме

Зубавленко Елена Владиславовна
Тема: «Постановка звука …». Цели: Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов содержащих данный звук по теме (это может быть «игрушки», «транспорт», «мебель»,...). Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха с учётом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ. Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом. Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки. Артикуляционный профиль, различные схемы и т.д...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon struktura.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структура логопедической коррекционной деятельности

на этапе постановки звуков.

Тема: «Постановка звука …».

Цели:

Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о

механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов содержащих данный звук по теме (это может быть «игрушки», «транспорт», «мебель»,...).

Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики;

формирование правил ротового выдоха с учётом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ.  

Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом.

Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки. Артикуляционный профиль, различные схемы.

Ход коррекционной деятельности .

  1. Организационный момент.

  1. Артикуляционная зарядка:
  • общие артикуляционные упражнения;
  • специальные артикуляционные упражнения;
  • упражнения по развитию силы голоса и выдоха.

  1. Объявление темы занятия.

  1. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).

  1. Анализ артикуляции по плану:
  • положение губ;
  • положение зубов;
  • положение языка (кончика, спинки, корня);
  • участие голосовых складок;
  • характер выдыхаемой струи.

  1. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.

  1. Развитие фонематического слуха:
  • опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённых по артикуляционным и акустическим характеристикам;
  • в слогах с учетом выше указанных рекомендаций;
  • в словах;
  • в предложениях;
  • в тексте.

  1. Закрепление произнесения звука в слогах.

  1. Домашнее задание.

  1. Итог занятия:
  • повторение, какой звук отрабатывался на занятии;
  • анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;
  • заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).

  1. Оценка работы ребёнка на занятии проводится с положительной психологической направленностью.

Структура логопедической коррекционной деятельности

на этапе автоматизации звука.

Тема: «Автоматизация звука...»

Цели:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его

акустических особенностях. Закрепление словаря по теме: ...

Коррекционные: развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Закрепление правильного произношения фонемы «...» в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы. Обучение звуко-слоговому анализу.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие,

целеустремлённость.

Оборудование: зеркало, вата, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, счётные палочки, игрушки, сюжетные картинки, тетрадь для домашнего задания, карандаш.

Ход коррекционной деятельности .

  1. Организационный момент.

  1. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).

  1. Объявление темы занятия.

  1. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).

  1. Анализ артикуляции по плану.

  1. Характеристика звука (гласный - согласный, глухой - звонкий, твердый – мягкий).

  1. Связь звука с буквой.

  1. Развитие фонематического слуха.

  1. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись, чтение.

  1. Закрепление звука в словах. Звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

  1. Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения.

  1. Закрепление звука в тексте.

  1. Домашнее задание.

  1. Итог занятия.

  1. Оценка работы детей на занятии.

Структура логопедической коррекционной деятельности

по дифференциации звуков.

Тема: «Дифференциация звуков ... - ...»

Цели:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звуков и их

артикуляционных особенностях. Закрепление понятий о звуке, слоге, слове, предложении. Формирование навыков различения звуков (закрепление навыков различения звуков). Закрепление или уточнение словаря по теме.

Коррекционные: совершенствование речевой моторики, закрепление

кинестетического (артикуляционного) образа звука. Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков. Закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах (изолированно в слогах, словах, предложениях, тексте.)

Закрепление навыков звуко-слогового анализа с графической записью. Закрепление отличительных признаков звуков по артикуляционным и акустическим механизмам.

Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом. Воспитание положительных черт характера.

Оборудование: зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для

графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки.

Ход коррекционной деятельности.

  1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика (планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения того или другого звука).

  1. Объявление темы занятия.

  1. Проговаривание изолированно звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).

  1. Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных моментов артикуляции.

  1. Характеристика звуков.

  1. Связь звуков и букв.

  1. Развитие фонематического слуха.

  1. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

  1. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов.

  1. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.

  1. Дифференциация звуков в тексте.

  1. Домашнее задание.

  1. Итог занятия.

  1. Оценка работы детей на занятии.

Структура логопедической коррекционной деятельности при дизартрии.

Тема: «Звук...»

Цели:

Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о

механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по теме.

Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики.

Коррекция артикуляционных нарушений: при спастичности-расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса. Коррекция речевого дыхания. Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. Тренировка мышц языка. Развитие и коррекция голоса. Коррекция речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Развитие и уточнение пассивного словаря.

Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть «игрушки». Артикуляционный профиль, различные схемы, в которых отражается без нарушений.

Ход занятия.

Организационный момент с психотерапией.

Общее расслабление.

Развитие мелкой моторики.

Массаж лица.

Развитие мимических мышц.

Развитие артикуляционной моторики.

Работа над развитием дыхания и голоса.

Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

Формирование лексико-грамматической стороны речи.

Домашнее задание.

Итог занятия.

Оценка работы детей на занятии.

Структура логопедического занятия

по коррекции ОНР III уровня.

Тема: (по плану)

Цели: (то же).

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

  1. Развитие зрительно-пространственной ориентации:

- развитие общей моторики;

- развитие мелкой моторики.

  1. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

  1. Развитие артикуляционной моторики.

  1. Развитие дыхания, голоса.

  1. Объявление темы:
  • активизация пассивного и уточнение активного словаря по теме;
  • задания на обобщение и классификацию по теме.

  1. Развитие фонематического слуха (в словах на данную тему).

  1. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.

  1. Работа со словами по теме. Звуковой анализ слов с графической записью.

  1. Работа над предложением (по теме). Графический анализ предложения и его запись.

  1. Домашнее задание.

  1. Итог занятия.

  1. Оценка работы детей на занятиях.

Примечание: цели, структура и объем занятий могут варьироваться в зависимости от структуры дефекта и возможностей ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения на разных этапах лечения.

Данный материал раскрывает взаимосвязь между коррекционной работой и лечением детей с нарушением зрения на лечебно-диагностической аппаратуре.Так же предложенна система работы на разных этапах  л...

Использование сказок на разных этапах логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи..

Сообщение из опыта работы. Речевой материал,  разработанный на основе русских народных сказок (игры, упражнения)....

Ритмизация речи с движением на разных этапах логопедической работы по автоматизации и дифференциации звуков.

Ритмическая способность занимает особое место в жизни ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая  повторяемость однородных  слогов, затем - чередование  р...

Структура логопедического занятия на этапе постановки звука

Примерный план структуры индивидуального логопедического занятия...

Мастер-класс «Использование мини-роботов «Bee-bot» в процессе логопедической коррекционной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Обучение детей элементарному программированию с использование мини-роботов "Bee-bot", Представлена работа учителя-логопеда с использованием мини-роботов для автоматизации звуков, развит...

Создание моделей индивидуальных занятий с детьми на разных этапах коррекционной работы

Игра предназначена: для индивидуальных/групповых занятий с детьми, имеющих дислалию....