Структура логопедической коррекционной деятельности на разных этапах
картотека по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура логопедической коррекционной деятельности
на этапе постановки звуков.
Тема: «Постановка звука …».
Цели:
Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о
механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов содержащих данный звук по теме (это может быть «игрушки», «транспорт», «мебель»,...).
Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики;
формирование правил ротового выдоха с учётом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ.
Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом.
Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки. Артикуляционный профиль, различные схемы.
Ход коррекционной деятельности .
- Организационный момент.
- Артикуляционная зарядка:
- общие артикуляционные упражнения;
- специальные артикуляционные упражнения;
- упражнения по развитию силы голоса и выдоха.
- Объявление темы занятия.
- Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).
- Анализ артикуляции по плану:
- положение губ;
- положение зубов;
- положение языка (кончика, спинки, корня);
- участие голосовых складок;
- характер выдыхаемой струи.
- Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.
- Развитие фонематического слуха:
- опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённых по артикуляционным и акустическим характеристикам;
- в слогах с учетом выше указанных рекомендаций;
- в словах;
- в предложениях;
- в тексте.
- Закрепление произнесения звука в слогах.
- Домашнее задание.
- Итог занятия:
- повторение, какой звук отрабатывался на занятии;
- анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;
- заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).
- Оценка работы ребёнка на занятии проводится с положительной психологической направленностью.
Структура логопедической коррекционной деятельности
на этапе автоматизации звука.
Тема: «Автоматизация звука...»
Цели:
Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его
акустических особенностях. Закрепление словаря по теме: ...
Коррекционные: развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Закрепление правильного произношения фонемы «...» в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы. Обучение звуко-слоговому анализу.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие,
целеустремлённость.
Оборудование: зеркало, вата, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, счётные палочки, игрушки, сюжетные картинки, тетрадь для домашнего задания, карандаш.
Ход коррекционной деятельности .
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).
- Объявление темы занятия.
- Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).
- Анализ артикуляции по плану.
- Характеристика звука (гласный - согласный, глухой - звонкий, твердый – мягкий).
- Связь звука с буквой.
- Развитие фонематического слуха.
- Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись, чтение.
- Закрепление звука в словах. Звуко-слоговой анализ слов с графической записью.
- Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения.
- Закрепление звука в тексте.
- Домашнее задание.
- Итог занятия.
- Оценка работы детей на занятии.
Структура логопедической коррекционной деятельности
по дифференциации звуков.
Тема: «Дифференциация звуков ... - ...»
Цели:
Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звуков и их
артикуляционных особенностях. Закрепление понятий о звуке, слоге, слове, предложении. Формирование навыков различения звуков (закрепление навыков различения звуков). Закрепление или уточнение словаря по теме.
Коррекционные: совершенствование речевой моторики, закрепление
кинестетического (артикуляционного) образа звука. Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков. Закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах (изолированно в слогах, словах, предложениях, тексте.)
Закрепление навыков звуко-слогового анализа с графической записью. Закрепление отличительных признаков звуков по артикуляционным и акустическим механизмам.
Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом. Воспитание положительных черт характера.
Оборудование: зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для
графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки.
Ход коррекционной деятельности.
- Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика (планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения того или другого звука).
- Объявление темы занятия.
- Проговаривание изолированно звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).
- Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных моментов артикуляции.
- Характеристика звуков.
- Связь звуков и букв.
- Развитие фонематического слуха.
- Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.
- Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов.
- Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.
- Дифференциация звуков в тексте.
- Домашнее задание.
- Итог занятия.
- Оценка работы детей на занятии.
Структура логопедической коррекционной деятельности при дизартрии.
Тема: «Звук...»
Цели:
Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о
механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по теме.
Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики.
Коррекция артикуляционных нарушений: при спастичности-расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса. Коррекция речевого дыхания. Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. Тренировка мышц языка. Развитие и коррекция голоса. Коррекция речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Развитие и уточнение пассивного словаря.
Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.
Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть «игрушки». Артикуляционный профиль, различные схемы, в которых отражается без нарушений.
Ход занятия.
Организационный момент с психотерапией.
Общее расслабление.
Развитие мелкой моторики.
Массаж лица.
Развитие мимических мышц.
Развитие артикуляционной моторики.
Работа над развитием дыхания и голоса.
Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).
Формирование лексико-грамматической стороны речи.
Домашнее задание.
Итог занятия.
Оценка работы детей на занятии.
Структура логопедического занятия
по коррекции ОНР III уровня.
Тема: (по плану)
Цели: (то же).
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
- Развитие зрительно-пространственной ориентации:
- развитие общей моторики;
- развитие мелкой моторики.
- Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Развитие дыхания, голоса.
- Объявление темы:
- активизация пассивного и уточнение активного словаря по теме;
- задания на обобщение и классификацию по теме.
- Развитие фонематического слуха (в словах на данную тему).
- Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.
- Работа со словами по теме. Звуковой анализ слов с графической записью.
- Работа над предложением (по теме). Графический анализ предложения и его запись.
- Домашнее задание.
- Итог занятия.
- Оценка работы детей на занятиях.
Примечание: цели, структура и объем занятий могут варьироваться в зависимости от структуры дефекта и возможностей ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения на разных этапах лечения.
Данный материал раскрывает взаимосвязь между коррекционной работой и лечением детей с нарушением зрения на лечебно-диагностической аппаратуре.Так же предложенна система работы на разных этапах л...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/09/picture-812378-1510224946.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАБОТЫ НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ.
Материал поможет молодым специалистам в составлении конспектов занятий....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/30/picture-1001186-1517317945.jpg)
Использование сказок на разных этапах логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи..
Сообщение из опыта работы. Речевой материал, разработанный на основе русских народных сказок (игры, упражнения)....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/22/picture-1073012-1540224054.jpg)
Ритмизация речи с движением на разных этапах логопедической работы по автоматизации и дифференциации звуков.
Ритмическая способность занимает особое место в жизни ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем - чередование р...
Структура логопедического занятия на этапе постановки звука
Примерный план структуры индивидуального логопедического занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/25/picture-1439001-1669359225.jpg)
Мастер-класс «Использование мини-роботов «Bee-bot» в процессе логопедической коррекционной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Обучение детей элементарному программированию с использование мини-роботов "Bee-bot", Представлена работа учителя-логопеда с использованием мини-роботов для автоматизации звуков, развит...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/09/picture-1482899-1694257374.jpg)
Создание моделей индивидуальных занятий с детьми на разных этапах коррекционной работы
Игра предназначена: для индивидуальных/групповых занятий с детьми, имеющих дислалию....