Звуки бывают разные: гласные и согласные.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Наталия Николаевна Маркова

Матриал для родителей и воспитателей логопедических групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_byvayut_raznye.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки бывают разные: гласны и согласные.

   

         Мы с вами уже говорили о том, что одним из дефектов при общем недоразвитии речи является несформированность процессов восприятия звуков речи. Понимая это, логопед и родители должны уделить достаточное внимание развитию фонематического восприятия. Логопед – на специальных занятиях, родители – выполняя вместе с ребенком рекомендации логопеда.

       Какие звуки и буквы мы изучаем? На что важно обратить внимание?

На занятиях мы изучаем все гласные звуки: А, О, У, Э, Ы, И. Их всего шесть. Важно – е, ё, ю, я – буквы, они состоят из двух звуков. К их изучению мы приступаем в подготовительной группе, они требуют особого внимания.

Согласные звуки  - изучаем все сохранные звуки, то есть те, которые большинство детей произносят правильно! И здесь много интересного. Согласные звуки делятся на: твердые и мягкие, эти характеристики нас интересуют в старшей группе; глухие и звонкие – к этим характеристикам согласных звуков мы обратимся в следующем году.

При изучении звуков логопед обращает внимание детей на место и способ образования звуков речи. Гласные звуки образуются при помощи голоса, на пути у воздушной струи нет преград. Это важно! От того они и называются гласным! В образовании согласных звуков участвуют губы, зубы, язык – то есть, естественные преграды на пути воздушной струи. Это важно! То есть, мы говорим детям, что они соглашаются с этими преградами, потому и называются согласными. Так же в образовании некоторых согласных звуков участвует голос – такие звуки называют звонкими, без участия голоса – глухими. Но об это дети узнают позже. Сейчас же наше внимание будет отдано мягким и твердым согласным звукам. Трудность заключается в том, что их можно отличить только на слух, при достаточно развитом слуховом внимании и восприятии.

Гласные звуки – всего шесть!

Согласные твердые звуки, которые мы изучим в старшей группе

Согласные мягкие звуки, которые мы изучим в старшей группе

А, О, У, Э, И, Ы

М, Н, Д, Т, Б, П, К, Г, Х, В, Ф, С, З, особая группа: Ш, Ж, Ц – всегда твердые.

Мь,  Нь, Дь, Ть, Бь, Пь, Кь, Хь...

Особая группа: Ч,Щ, Й – всегда мягкие.

Параллельно со звуками речи мы изучаем буквы, их обозначающие. Обращаем внимание детей, что для обозначения согласного твердого звука (например, М) и мягкого согласного звука (например, Мь) употребляют одну и ту же букву М. Фокус в том, что при чтении помочь разобраться, скрывается за буквой мягкий или твердый согласный, нам помогают гласные. Это их роль.  

Гласные звуки «дающие» согласным твердость: А, О, У, Э, Ы.

Гласные звуки «дающие» согласным мягкость: И (в подготовительной группе узнаем о роли букв Е, Ё, Ю, Я).

Получается, чтобы записать слог МА, нам нужно напечатать букву М, затем букву А. Чтобы записать слог МИ – буквы М, И.  Стоит после буквы М написать Ы – получим слово МЫ.  Вот так фокус ☺.  Есть над чем подумать ребенку.

Полезно:
- подбирать слова на заданные звуки;

- определять первый и последний звук в слове;

- определять наличие (есть ли такой) звука в слове;

- определять положение звука в слове: первый, последний, в середине слова;

* мы в старшей группе не требуем от детей определять, какой звук в слове по счету, эту задачу оставим на следующий год. Её решение требует серьезной умственной работы  и достаточно развитого фонематического восприятия.

К концу года дети научатся:

  1. Называть первый и последний звук в слове.
  2. Определять место звука в слове.
  3. Подбирать слова на заданный звук.
  4. Выполнять полный анализ слова из 3 -4 звуков.
  5. Давать характеристику звукам в слове.
  6. Обозначать звуки нужными символами – кружками (точками).

 - гласный звук     - согласный твердый звук        - согласный мягкий звук

Учиться легко и интересно, нужно немного времени и много желания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

гласные и согласные звуки.повторение

Тема: Гласные и согласные звуки. Повторение.Цель: воспроизвести в памяти изученный ранее материал.Задачи: повторить понятия: звуки, гласные звуки, согласные звуки, позиция звука в слове; работать над ...

"Гласные и согласные звуки"

Учить дифференцировать гласные и согласные звуки, различать эти звуки на слух. Упражнять деление слов на слоги. Учить самостоятельно, схематично составлять слова. Уметь внимательно выслушиват...

НОД по обучению грамоте на тему "Гласные и согласные звуки".

В данном материале предстален конспект НОД по обучению грамоте. Материал будет интересен для оспитателей и учителей - логопедов....

КОНСПЕКТ открытого мероприятия НООД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «В стране звуков. Знакомство с гласными и согласными звуками. Звуковой анализ и синтез»

-закрепить знания детей о том, что слово звучит, т.к. состоит из звуков;-учить сравнивать слова по длине;-дать знания о том, что звуки отличаются друг от друга (гласные и согласные);-познакомить с сим...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста: "Дружим с буквами разными, гласными, согласными"

Тема: "Гласные звуки (А), (О), (У). Буквы А, О, У,"Цель: познакомить детей с гласными звуками А, О, У, буквами А, О, У....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...

Звуки разные- разные: гласные - согласные.

Узнаем какие бывают звуки, как их различать, как помочь родителю проще объяснить материал ребёнку....