НОД по обучению грамоте на тему "Гласные и согласные звуки".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

 В данном материале предстален конспект НОД по обучению грамоте. Материал будет интересен для оспитателей и учителей - логопедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sogl-glas_rmo.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие

по усвоению понятий гласные и согласные звуки.

" В осеннем лесу".

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.        Закрепить знания о гласных и согласных звуках.

2.        Упражнять в  умении выделять первый звук в слове.

3.         Совершенствовать навык проводить    звуковой анализ слова.

4.        Активизировать знание схематичного обозначения звуков, умение соединять звуки в слово.

5.        Учить пользоваться графическими знаками, схемами.

Коррекционно-развивающие:

1.        Продолжать развивать мимику посредством мимической гимнастики и массажа лица.  

2.        Развивать фонематические процессы и графомоторные возможности.

3.        Интегрировать образовательную деятельность  с образовательными областями «Музыка», «Познание», «Физическая культура», « Здоровье».

4.        Развивать у детей психические процессы, умение ориентироваться на листе бумаги.

Коррекционно-воспитательные:

1.        Воспитывать умение слушать товарищей и чувство коллективизма.

Ход:

1. Организационный момент, приветствие гостей,(положительный настрой).

Л: Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Ёжик листья собирает, свою норку выстилает.

Что это?(слайд1)

Д: Осень.

2.Массаж лица.

Л: А осенью часто бывает дождик.Представьте, что пошел сильный дождь, он струйками стекает по вашему лицу (поглаживание), а теперь капельки дождя стучат по щекам (постукивание подушечками пальцев по щекам), а теперь снова струйки дождя текут по лицу и стекают по шее (поглаживание лица и шеи)

3. Развитие мимических мышц.

Л: После осеннего дождика выглянуло яркое солнышко, и вы очень обрадовались.

Л: Но вдруг опять набежала темная тучка, вы очень огорчились.

Л: А теперь подул легкий осенний ветерок, и унес тучки, и вы снова улыбнулись.

Л: Сегодня я приглашаю вас в волшебный лес, где растут необычные деревья. Ребята, вы слышите, ветер доносит из волшебного леса какие-то звуки? Повторите, что вы слышите.

Развитие фонематического слуха.

Л: АУИ УАО АИЫ УАЫ ОУИ АУИЫ (дети повторяют звукосочетания)

Л: Какие звуки вы слышали и произносили?

Д: Гласные звуки.

Л: Как вы догадались?

Д: Они поются, тянутся; воздуху ничего не мешает выходить изо рта: ни зубы, ни губы, ни язычок. Обозначаются гласные звуки красным кружком.

Л: Вспомните правило. (дети повторяют правило о гласных звуках) Гласные звуки потерялись и просят у вас помощи. Они спешат в волшебный лес к своим друзьям. Гласные звуки любят петь. Заводите хоровод. Музыкальная пауза  (дети поют песню по пути в сказочный лес)

Л: вот мы оказались в сказочном  лесу на волшебной полянке. Посмотрите на полянке выросло необычное дерево. Что  на нем  живет?

 Д: Буквы

Игра «Найди букву.»

Л: Послушайте внимательными ушками: эхо назовет вам звуки, а вы найдите и покажите на дереве соответствующую букву: М, П, Д, Т, В, К.

Л: Какие буквы вы показали?

Д: согласные

Л:  Как вы догадались?

Д: Для воздуха есть преграда во рту. Обозначаются согласные звуки синим кружком.

Л: Гласные и согласные звуки хотят с вами поиграть, вставайте скорее в круг.

Динамическая пауза. Игра: «Хлоп-Топ»

Л: Если гласный звук услышишь - делай топ-топ-топ, а  согласный звук услышишь  - делай хлоп-хлоп-хлоп.

Л: Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

Д: О гласных и согласных звуках.

Л: Правильно, сегодня мы будем повторять  уже знакомые нам гласные и согласные звуки.

 Графический диктант.

Л: Чтобы гласные и согласные звуки встретились,необходимо правильно выполнить  следующее задание. (Детям раздаются тетради в клетку)

Л: Открыли тетради, нашли точку и выполняем следующее задание: 3 клетки вниз, 1 клетку вправо, 2 клетки вверх, 1 клетку вправо, 2 клетки вниз, 1 клетку вправо, 3 клетки вверх, 3 клетки в лево.(на рисунке получается мост в виде буквы «П»)

Л: У вас в листах получился мостик, на котором и встретятся звуки. На какую букву он похож?

Д: На букву «П».

Л: Соединим звук «П» со звуком «А» , какой получится слог?

Д: «ПА»

Игра «Скажи наоборот»(мяч)

Л: Я буду называть вам слог, а вы в ответ мне  назовете слог наоборот (па-ап)

Л: Звуки приготовили для вас загадку. Послушайте .

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся... (фрукты)

Игра «Фрукты»

Л: Поместите внимательно на экран и поместите  фрукты из корзинки  на деревьях в соответствии с первым звуком (ГЛ - СОГЛ) (слайд 2)

Фрукты развешивают по деревьям, последний ананас падает с дерева, разбивается и превращается в буквы. На экране висит слово ананас.

Л: Ой!!!! Посмотрите-ка, ребятки. Этот фрукт еще хочет с вами поиграть. Он упал с дерева и превратился в слово.

Л: Назовите все гласные звуки в этом слове.

Л: Назовите согласные.

Л: Сколько всего гласных звуков в слове ананас?

Л: Сколько согласных?

Л: Назовите третий звук в слове. Какой он гл-согл.?

Л: Назовите шестой звук в слове. Какой он?

Л: Сколько всего звуков в слове «АНАНАС»?

Игра “Копилка слов”.(дети садятся на ковер возле дерева, под деревом два домика)

Л: Посмотрите,на дереве висит волшебный мешочек. Хотите узнать, что в нем?

Д: Да!!!! (дети по очереди запускают руку в мешок и определяют, что в мешке спрятались буквы.)

Л: Эти буквы живут в домике. Как вы думайте гласные звуки, в каком домике живут?

Д: В красном.

Л: А согласные?

Д: В синем.

Л: Сейчас каждый достает букву, придумываетслово с этим звуком и кладет букву  в  соответствующий домик.

 Итог.

Л: Нам уже пора возвращаться обратно.

Логопед читает стихотворение, дети выполняют движения.

Чтобы в детский сад попасть,

 Всем красиво надо встать,

Хлопнуть, топнуть и нагнуться.

Вновь подняться, улыбнуться.

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всем на миг забыть.

Л: Вот мы и вернулись в детский сад. Где мы с вами сегодня побывали?

Д: В волшебном лесу.

Л: О каких звуках мы сегодня на занятии говорили?

Д: О гл-согл.

Л: Чем эти звуки отличаются ? Каким цветом мы их обозначаем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область «Коммуникация» (обучение грамоте) на тему: «Знакомство с согласными звуками «Р», «Р’».

Образовательная область «Коммуникация» (Обучение грамоте).Интеграция образовательных областей: Познание, Социализация. Материал будет полезен воспитателям по обучению грамоте....

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.

Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...

Обучение грамоте. Знакомство с гласными и согласными звуками.

Обучение граммоте в ДОУ.Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».Цели: 1. Развитие памяти, внимания, логического мышления.2. Развитие слухового и зрительного внимания.3. Знаком...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Гласные и согласные звуки и буквы.»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18имени Кавалера Ордена Красной Звезды С.И.Прокопьевагородского округа Сызрань Самарской областиструктурное ...

Конспект ООД по речевому развитию (грамота) на тему: "Гласные и согласные звуки"

Конспект ООД по речевому развитию (грамота) на тему: "Гласные и согласные звуки"...

План-конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: «Гласный и согласный звук»

Цель: Познакомить детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ слов мак и шар.Задачи:1.Образовательные: Формировать умение выделять отдельные звуки в слове, определять место звука в сл...

Конспект НОД речевое развитие. Обучение грамоте детей старшей группы. Тема: «Гласные и согласные звуки»

Цель: Ознакомление детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ мак и шар.Задачи:Образовательные:Формировать умение детей выделять отдельные звуки в слове.Развивающие: Продолжать разви...