Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область «Коммуникация» (обучение грамоте) на тему: «Знакомство с согласными звуками «Р», «Р’».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Образовательная область «Коммуникация» (Обучение грамоте).

Интеграция образовательных областей: Познание, Социализация. Материал будет полезен воспитателям по обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в старшей группе (дети 5-6 лет) на тему: «Знакомство с согласными звуками «Р», «Р».

Цель: знакомство с согласными звуками «Р», «Р,».

Задачи:

Образовательная: познакомить с согласными звуками «Р», «Р».

Развивающая: развивать фонематическое восприятие, связную речь, внимание, память, наглядно-образное мышление.

Воспитательная: формировать навык самостоятельности и самооценки в выполнении учебных заданий.

Образовательная область «Коммуникация» (Обучение грамоте).

Интеграция образовательных областей: Познание, Социализация.

Предварительная работа: подготовка домиков для звуков, провести комплекс артикуляционной гимнастики.

Словарная работа: согласные, гласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие.

Индивидуальная работа: закрепить с Катей понятие гласные, согласные звуки (твердые, мягкие).

Оборудование: звуковые карточки, молоточек, домики для звуков, карточки с заданиями, солнышко с лучиками, тучка с капельками.

ХОД НОД:

Содержание НОД

Предполагаемые ответы детей

  1. Мотивация к деятельности (1-2 мин.)

-Здравствуйте ребята! Сейчас мы отправимся в город «Звукоград» нас ждут наши друзья. Мы полетим на ковре самолете.

- Здравствуйте!

- Садитесь поудобнее (звучит музыка), закрывайте глаза. Вот и город Звукоград, а вот и наши друзья. В руках они держат волшебный молоточек, они предлагают нам быть волшебниками – оживлять звуковые карточки.

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в

пробном действии (5-6 мин.)

- Ребята, посмотрите сколько звуковых карточек[К], [К’], [Х], [Х’], [Ф], [Ф’], [А], [У], [О] мы должны оживить, вы готовы? (см. приложение1)

- Да!

- Кто попробует?

Выходит ребенок, и ударяя по звуковой карточке, поет звук. Вызывается 2-3 ребенка.

-Молодцы, все звуки оживили!

- Они разные!

- Ребята, почему одни звуки мы легко оживляли рот открывали, и лилась песенка, а вот для других нужно много сил, напряжение языка, челюстей?

- На гласные и согласные.

- На какие группы делятся звуки?

- Предлагаю вам отобрать только гласные звуковые карточки. К доске вызывается 2 ребенка.

- Ребята, а вот еще карточки (см. приложение 2) попробуем их оживить.

Пробуют их оживить, но не получается.

  1. Выявление места и причины затруднения (4-5 мин.)

- Почему они молчат?

- Мы не знаем эти звуковые карточки.

- А вы хотите познакомиться с этими звуковыми карточками? И какой звук они обозначают?

-Да.

- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня?

- Знакомиться с новыми звуками.

- Правильно, цель нашего занятия познакомиться с новым звуком, а вот с каким – послушайте историю.

  1. Построение и реализация проекта выхода из затруднения (5-7 мин.)

Историю о маме собаке Розе и её сыночке Рико:

- Друзья отвели Рико к маме Розе, она ласкала своего сыночка и произносила ему «Р-Р-Р».

- А сыночек ласкался и отвечал «Р’- Р’- Р».

- Какой звук произносила мама Роза?

- «Р-Р-Р».

- Ребята, тогда вот этой карточкой мы будем обозначать звук «Р».

- А какой звук произносил Рико?

- «Р’- Р’- Р».

- Карточкой, где нарисован Рико мы будем обозначать звук  «Р».

- Значит сегодня мы будем знакомиться с какими звуками?

- «Р» и «Р».

- Тема нашего занятия: «Знакомствос согласными звуками «Р» и «Р».

- Давайте еще раз произнесем эти звуки, а теперь ответьте, к какой группе звуков они относятся?

- Согласные звуки

- Теперь предлагаю вам одеть наши звуки. Начнем с головных уборов – шапочек. Какую шапочку оденем желтую или черную? Оденьте наушники, произнесите звук, какой он? Как звучит?

- Звонко!

- Правильно! Этот звук звонкий – надеваем желтые шапочки.

- А теперь подбираем ботиночки. Дается характеристика звукам «Р» и «Р».

- звук «Р» - твердый, одеваем синие ботиночки.

- звук «Р» - мягкий, одеваем зеленые ботиночки.

- Ребята, давайте по схеме расскажем всё о новых звуках:

«Р» - согласный, твердый, звонкий.  «Р» - согласный, мягкий, звонкий

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи  (4-5 мин.)

- Давайте подарим Розе и Рико подарочки-карточки, роза любит все слова с твердым звуком «Р», а Рико с мягким звуком «Р».

- Давайте все вместе попробуем поселить звуки в слова. Их можно поселить в начале, в середине или в конце.

-  Где живет звук «Р» в первом слове (рак)?

- В начале слова.

- А во втором слове (зубр)?

- В конце слова.

- А в слове (зебра)?

- В середине слова.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону  (4-5 мин.)

- Подберите картинки к схемам и соедините их стрелками (см. приложение 4). Дети самостоятельно выполняют предложенное задание.

- А теперь проверьте – правильно ли выполнили задание, если правильно, то ставим знак «!», а если допустили ошибку то знак «?».

  1. Включение в систему знаний и повторение  (7-8 мин.)

- Теперь в нашем городе появились еще два звука, давайте их назовем.

- Это звуки «Р» и «Р».

- К какой группе звуков они относятся?

- Это согласные звуки.

- Давайте расселим их по домикам.

- Согласный твердый (Розу) в какой домик поселим?

- В синий домик.

- Согласный мягкий (Рико) в какой домик поселим?

- В зеленый домик.

  1. Рефлексия деятельности  (2-3 мин.)

-Молодцы ребята! Вы сегодня были волшебниками – оживляли звуки, и это у вас очень хорошо получилось. Давайте на прощание оживим в городе «Звукограде» солнышко и тучку.

Оживлять будем так: все, кто выполнил задание правильно, приклеивают лучик к солнышку, а у кого не всё ещё получилось, капельку приклеиваем к тучке. Вот и солнышко засветило, а из тучки пошел дождь. Ну, а нам пора возвращаться в наш детский сад «Умничка». До свидания, наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области "Коммуникация" (обучение грамоте) "Поможем Регеко"

в данном занятии прослеживается интеграция образовательных областей Познание(Формирование целостной картины мира, ориентировка в пространстве)+Коммуникация(речь, обучение грамоте)+Здоровье...

Конспект занятия в старшей группе Образовательная область..Коммуникация. Тема. "Овощи и фрукты"

Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГТ  непосредственно для проведения образовательной деятельности в старшей группе в рамках тематической недели "Овощи и фрукты". Цель данного...

Открытый просмотр НОД в подготовительной к школе группе Реализация образовательной области «Коммуникация» Обучение грамоте Тема:«Закрепление пройденного материала по единицам речи:звуку, слову,предложению»

Цели: Закрепить навык различения гласных звуков в слогах, словах; продолжать учить звукослоговому анализу слова; работать над предложениями с предлогами.Задачи:Образовательные:Закреплять з...

Открытый просмотр НОД в подготовительной к школе группе Реализация образовательной области «Коммуникация» Обучение грамоте Тема:«Закрепление пройденного материала по единицам речи:звуку, слову,предложению»

Цели: Закрепить навык различения гласных звуков в слогах, словах; продолжать учить звукослоговому анализу слова; работать над предложениями с предлогами.Задачи:Образовательные:Закреплять з...

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.

Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...