Главные вкладки

    КОНСПЕКТ открытого мероприятия НООД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «В стране звуков. Знакомство с гласными и согласными звуками. Звуковой анализ и синтез»
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

    Пономаренко Татьяна Александровна

    -закрепить знания детей о том, что слово звучит, т.к. состоит из звуков;

    -учить сравнивать слова по длине;

    -дать знания о том, что звуки отличаются друг от друга (гласные и согласные);

    -познакомить с символикой гласных и согласных звуков;

    -учить определять на слух первый звук в слове (гласный и согласный);

    -совершенствовать познавательные и психологические процессы;

    -развивать фонематический слух, слуховое внимание;

    -развивать мелкую моторику пальцев рук;

    -формировать интерес к учебной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obuchenie_gramote-epk.docx24.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ НООД

    для студентов ЕПК по обучению грамоте в подготовительной группе

    Тема: «В стране звуков. Знакомство с гласными и согласными звуками. Звуковой анализ и синтез»

                  Воспитатель: Т.А.Пономаренко

    ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

    -закрепить знания детей о том, что слово звучит, т.к. состоит из звуков;

    -учить сравнивать слова по длине;

    -дать знания о том, что звуки отличаются друг от друга (гласные и согласные);

    -познакомить с символикой гласных и согласных звуков;

    -учить определять на слух первый звук в слове (гласный и согласный);

    -совершенствовать познавательные и психологические процессы;

    -развивать фонематический слух, слуховое внимание;

    -развивать мелкую моторику пальцев рук;

    -формировать интерес к учебной деятельности.

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

    гласный, согласный, звуки, слово.

    МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

    стихотворение, вопросы, моделирование, игровой приём, упражнение, наглядный приём, практические действия, загадка, объяснения, напоминание, исправление ошибок, выделение звука голосом.

    ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:

     развитие слухового внимания и фонематического слуха.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    Предметные картинки, звуковые часы на каждого ребёнка, листочки бумаги, карандаши, квадраты (по 2 на каждого ребёнка) красный и синий, полоски (длинные и короткие) одного цвета, игрушка Незнайка.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

     Дети сидят за столами.

    -Ребята, сегодня мы будем говорить о нашей речи.

    -Ребята, как вы считаете, из чего состоит наша речь?

    -Правильно, наша речь состоит из предложений.

    -А предложения состоят из слов.

    -Дети, послушайте, как звучат слова: зонт, жук, ножи, мыши, звезда (выделять звуки).

    -Как вы думаете, почему звучат слова? Из чего состоят слова?

    -Правильно, слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуков в слове может быть много и мало. В длинных словах звуков много, звучат они дольше; посмотрите, как я прошагаю слово вос-пи-та-тель. Сколько шагов я сделала?

    -Правильно четыре.

    -А теперь я прошагаю слово шар. Сколько я сделала шагов?

    -Правильно один. Это слово короткое, потому что я сделала один шаг.

    -Ребята, у вас на столе лежат полосочки, одна короткая, а другая короткая Короткие слова мы будем обозначать короткой полоской, а длинные слова длинной полоской. Я буду показывать картинки, а вы будете узнавать длинное это слово или короткое.

    Например: девочка - дом. Какое слово длинное? Какое слово короткое? (показ двух картинок, дети определяют и показывают полоски). 4-5 пар картинок.

    -Молодцы ребята!

    -Дети, перед вами лежат звуковые часы, стрелки у них необычные. Короткая стрелка смотрит на короткое слово, а длинная стрелка на длинное слово. Я нашла у себя длинное и короткое слово.

    -А вы хотите на своих часиках найти короткое и длинное слово (работа волшебными стрелками).

    Дети становятся в полукруг.

    Игра: «Преврати короткое слово в длинное»

    -Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Преврати короткое слово в длинное». Я буду бросать мяч, а вы будете превращать короткое слово в длинное. Например: кот - котик, во втором слове звуков стало больше, поэтому оно стало длиннее.

    -Задание понятно? Игра начинается:                      дом – домик

    лес – лесочек                                                          зеркало - зеркальце

    нос - носик                   забор - заборчик

    гном - гномик                   кошка - кошечка

    стол - столик                   петух - петушок

    стул – стульчик                                                      коза        -        козочка

    -Молодцы дети. Вы правильно придумали длинные слова.

    ФИЗМИНУТКА: «ОСЕНЬ» (дети изображают деревья в осеннем парке)

    Берёзы косы расплели,               Выполняем наклоны головы к плечам,

                                                                    при этом спина прямая, ноги на ширине плеч

    Руками клёны хлопают,                Поднимают руки в стороны до уровня плеч,  

                                                                    затем резко опускаем их, хлопаем себя по ногам  

    Ветра холодные пришли,            Выполняем махи руками над головой из стороны

                                                                    в сторону, изображаем раскачивающиеся от

                                                                    ветра дерево

    И тополи затопали.                          Одновременно с движением рук топаем ногами

    Поникли ивы у пруда,                    Выполняем наклоны вперёд, спина округлена,

                                                                    свободные, расслабленные руки касаются пола

    Осины задрожали                            Потрясли кистями

    Дубы, огромные всегда,                Потянулись вверх, встали на цыпочки

    Как будто меньше стали.              В приседе округлили спину, пригнули голову к

                                                                    коленям, руками обхватили колени

    Всё присмирело.                               Присели на носочках, подняв пятки, колени

    Съёжилось,                                   вместе, руки на коленях 

    Поникло, пожелтело.

    Лишь ёлочка пригожая,                 Выпрямились, выполняем упражнение для

    К зиме похорошела.                        позвоночника, совершая вращения туловища

                                                                    вокруг вертикальной оси, спина прямая, руки                      

                                                                         двигаются свободно вслед за вращением      

                                                                    туловища.

                                                 

    Дети садятся на свои места.

    -Ребята, к нам в гости пришёл Незнайка. Как вы знаете, он и его друзья ходят в своем цветочном городе, где они живут, в школу. Он принёс письмо от своих друзей, где они спрашивают, а всё ли вы знаете о звуках речи.

    -Сегодня, я познакомлю вас, чем отличаются одни звуки от других. А потом мы напишем ответ в волшебную страну.

    -Дети послушайте, как звучат звуки.

    а-а-а; о-о-о; у-у-у; э-э-э

    Эти звуки произносятся протяжно.

    Давайте споём звук а (хором).

    А теперь о. Молодцы!

    -Ребята, когда мы поём эти звуки, нам ничего не мешает: ни зубы, ни губы, ни язык. И такие певучие звуки называют гласными и обозначают красным квадратиком.

    Послушайте стихотворение

    Гласные тянутся песенкой звонкой,

    Могут заплакать и закричать.

    Могут в кровати баюкать ребёнка,

    Но не умеют шипеть и ворчать.

    -Покажите гласный звук «а». (Дети показывают красный квадрат).

    -А как мы будем обозначать звук «о»? Правильно.

    Ребята, а вы хотите превратиться в осенние листочки и спеть песенку? (дети сидят на стульчиках, как листочки висят на веточках).

    ФИЗМИНУТКА: «ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ»

    Осенние листочки на веточках сидят,

    Осенние листочки детям говорят:

    Осиновый: «А-а-а». Рябиновый: «И-u-u».

    Берёзовый: «О-о-о». Дубовый: «У-у-у».

    Но есть и другие звуки, которые не умеют петь, они шипят, шелестят, шуршат. Они не умеют петь, потому что им мешают губы, зубы, язык. Именно они создают преграду. Послушайте, как они звучат: д, т, н, р, б, п, к.

    -Давайте произнесём, как собака рычит «р».

    -А как комар поёт?        «з-з-з»

    -Как ветер воет?        «в-в-в»

    -Как град стучит?        «д-д-д»

    -Как листья шелестят? «ш-ш-ш»

    -Дети, когда вы произносили эти слова, то вам мешали и зубы и губы. Звуки, которые не умеют петь называют согласными и обозначают, синим квадратом. Найдите у себя синий квадрат.

    Послушайте стихотворение

    А согласные согласны

    Шелестеть, свистеть, сопеть,

     Но не хочется им петь.

    Ш- шумит опавший лист

    Щ- зловещий слышен свист

    Ж- жуки в саду жужжат

     Р- моторы тарахтят.

    Игра: «Угадай, какой первый звук в слове»

    -Ребята, хотите поиграть в игру:  «Угадай, какой первый звук в слове»? Я буду называть слова, а вы если услышите гласный звук, поднимите красный квадрат, а если согласный звук, то синий квадрат. (Показ картинок).  - Будьте внимательными.

    -Автобус (дети поднимают красный квадрат). Назовите первый звук. Он какой? Обозначается, каким квадратом?

    -Молодцы ребята, вы правильно определили первый звук.

    А теперь скажите, с какого звука начинается ваше имя? (дети самостоятельно определяют первый звук своего имени, называют звук, определяют какой он и каким квадратиком обозначается).

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА: «ПОЛЯНКА»

    На полянке, на лужайке,                 Прыгаем всеми пальцами по столу        

    Целый день скакали зайки.

    Мимо змеи проползали,                  Ладони         по        очереди         ползут,        как змеи

    «С добрым утром!»- им сказали.

    А потом пришли детишки,              2-е и 3-и пальцы «идут»   

    Принесли в портфелях книжки.

    Стали книжки открывать                 Кисти раскладывают, как книжки, ладонями

    И в тетрадочках писать.                      ладонями вверх

    Букву Э и букву О                            Пишем пальцем на столе соответствующие

    Знаем мы с тобой давно.                     буквы, другая рука лежит ладонью вниз, на

    И запомним навсегда,                          столе

    Вместе с У и буквой А.

    А последней букву Ы,

    Написали дружно мы.

    Всё! Тетрадочки убрали                  Бежим 2-ми и 3- ми пальцами по столу

    И обедать побежали.

     

             

                               


    -Дети. Незнайка со своими друзьями на огороде вырастил овощи и фрукты, но злой волшебник заколдовал их. Им нужна помощь. Вы хотите помочь расколдовать их (фрукты и овощи)?

    -Вы должны обвести их по точкам и закрасить. Закрашивать нужно ровно в одном направлении (показ образца на доске).

    -А теперь приступайте к работе (на листочке пунктиром изображён один овощ или фрукт).

    -Что расколдовал Миша? Какого цвета карандаш тебе нужен, чтобы закрасить фрукт (овощ)?

    Анализ работ (выставить на доске).

    -Посмотрите, какие красивые овощи и фрукты вырастили Незнайка и его друзья.

    -Очень хорошо закрасила Аня, Полина, Паша. Аккуратно работал Семён.

    -Ребята, а что же мы можем написать Незнайке о звуках?

    -Знаете ли вы, какие бывают звуки? (ответы детей).

    -Молодцы ребята, вы были внимательными, отвечали на вопросы.

    Занятие окончено


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «По страничкам азбуки»

    Занятие по подготовке к обучению грамоте "По страничке азбуки" направлено на  закрепление знания об изученных звуках,  о правилах составления звуковых моделей  слов, умение состав...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

    Обучение грамоте. Знакомство с гласными и согласными звуками.

    Обучение граммоте в ДОУ.Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».Цели: 1. Развитие памяти, внимания, логического мышления.2. Развитие слухового и зрительного внимания.3. Знаком...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе с элементами Су-Джок терапии. Дифференциация звуков [Л]-[Ль]

    Цель – Учить различать звуки [Л] — [Ль] в слогах, словах, предложениях.Задачи:- развитие фонематического слуха- закрепление умения определять позицию звука в слове- закрепление умения чтения прямых сл...

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение согласных звуков».

    Дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; соверше...