КОНСПЕКТ открытого мероприятия НООД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «В стране звуков. Знакомство с гласными и согласными звуками. Звуковой анализ и синтез»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Пономаренко Татьяна Александровна

-закрепить знания детей о том, что слово звучит, т.к. состоит из звуков;

-учить сравнивать слова по длине;

-дать знания о том, что звуки отличаются друг от друга (гласные и согласные);

-познакомить с символикой гласных и согласных звуков;

-учить определять на слух первый звук в слове (гласный и согласный);

-совершенствовать познавательные и психологические процессы;

-развивать фонематический слух, слуховое внимание;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-формировать интерес к учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote-epk.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НООД

для студентов ЕПК по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «В стране звуков. Знакомство с гласными и согласными звуками. Звуковой анализ и синтез»

              Воспитатель: Т.А.Пономаренко

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

-закрепить знания детей о том, что слово звучит, т.к. состоит из звуков;

-учить сравнивать слова по длине;

-дать знания о том, что звуки отличаются друг от друга (гласные и согласные);

-познакомить с символикой гласных и согласных звуков;

-учить определять на слух первый звук в слове (гласный и согласный);

-совершенствовать познавательные и психологические процессы;

-развивать фонематический слух, слуховое внимание;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-формировать интерес к учебной деятельности.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

гласный, согласный, звуки, слово.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

стихотворение, вопросы, моделирование, игровой приём, упражнение, наглядный приём, практические действия, загадка, объяснения, напоминание, исправление ошибок, выделение звука голосом.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:

 развитие слухового внимания и фонематического слуха.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Предметные картинки, звуковые часы на каждого ребёнка, листочки бумаги, карандаши, квадраты (по 2 на каждого ребёнка) красный и синий, полоски (длинные и короткие) одного цвета, игрушка Незнайка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 Дети сидят за столами.

-Ребята, сегодня мы будем говорить о нашей речи.

-Ребята, как вы считаете, из чего состоит наша речь?

-Правильно, наша речь состоит из предложений.

-А предложения состоят из слов.

-Дети, послушайте, как звучат слова: зонт, жук, ножи, мыши, звезда (выделять звуки).

-Как вы думаете, почему звучат слова? Из чего состоят слова?

-Правильно, слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуков в слове может быть много и мало. В длинных словах звуков много, звучат они дольше; посмотрите, как я прошагаю слово вос-пи-та-тель. Сколько шагов я сделала?

-Правильно четыре.

-А теперь я прошагаю слово шар. Сколько я сделала шагов?

-Правильно один. Это слово короткое, потому что я сделала один шаг.

-Ребята, у вас на столе лежат полосочки, одна короткая, а другая короткая Короткие слова мы будем обозначать короткой полоской, а длинные слова длинной полоской. Я буду показывать картинки, а вы будете узнавать длинное это слово или короткое.

Например: девочка - дом. Какое слово длинное? Какое слово короткое? (показ двух картинок, дети определяют и показывают полоски). 4-5 пар картинок.

-Молодцы ребята!

-Дети, перед вами лежат звуковые часы, стрелки у них необычные. Короткая стрелка смотрит на короткое слово, а длинная стрелка на длинное слово. Я нашла у себя длинное и короткое слово.

-А вы хотите на своих часиках найти короткое и длинное слово (работа волшебными стрелками).

Дети становятся в полукруг.

Игра: «Преврати короткое слово в длинное»

-Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Преврати короткое слово в длинное». Я буду бросать мяч, а вы будете превращать короткое слово в длинное. Например: кот - котик, во втором слове звуков стало больше, поэтому оно стало длиннее.

-Задание понятно? Игра начинается:                      дом – домик

лес – лесочек                                                          зеркало - зеркальце

нос - носик                   забор - заборчик

гном - гномик                   кошка - кошечка

стол - столик                   петух - петушок

стул – стульчик                                                      коза        -        козочка

-Молодцы дети. Вы правильно придумали длинные слова.

ФИЗМИНУТКА: «ОСЕНЬ» (дети изображают деревья в осеннем парке)

Берёзы косы расплели,               Выполняем наклоны головы к плечам,

                                                                при этом спина прямая, ноги на ширине плеч

Руками клёны хлопают,                Поднимают руки в стороны до уровня плеч,  

                                                                затем резко опускаем их, хлопаем себя по ногам  

Ветра холодные пришли,            Выполняем махи руками над головой из стороны

                                                                в сторону, изображаем раскачивающиеся от

                                                                ветра дерево

И тополи затопали.                          Одновременно с движением рук топаем ногами

Поникли ивы у пруда,                    Выполняем наклоны вперёд, спина округлена,

                                                                свободные, расслабленные руки касаются пола

Осины задрожали                            Потрясли кистями

Дубы, огромные всегда,                Потянулись вверх, встали на цыпочки

Как будто меньше стали.              В приседе округлили спину, пригнули голову к

                                                                коленям, руками обхватили колени

Всё присмирело.                               Присели на носочках, подняв пятки, колени

Съёжилось,                                   вместе, руки на коленях 

Поникло, пожелтело.

Лишь ёлочка пригожая,                 Выпрямились, выполняем упражнение для

К зиме похорошела.                        позвоночника, совершая вращения туловища

                                                                вокруг вертикальной оси, спина прямая, руки                      

                                                                     двигаются свободно вслед за вращением      

                                                                туловища.

                                             

Дети садятся на свои места.

-Ребята, к нам в гости пришёл Незнайка. Как вы знаете, он и его друзья ходят в своем цветочном городе, где они живут, в школу. Он принёс письмо от своих друзей, где они спрашивают, а всё ли вы знаете о звуках речи.

-Сегодня, я познакомлю вас, чем отличаются одни звуки от других. А потом мы напишем ответ в волшебную страну.

-Дети послушайте, как звучат звуки.

а-а-а; о-о-о; у-у-у; э-э-э

Эти звуки произносятся протяжно.

Давайте споём звук а (хором).

А теперь о. Молодцы!

-Ребята, когда мы поём эти звуки, нам ничего не мешает: ни зубы, ни губы, ни язык. И такие певучие звуки называют гласными и обозначают красным квадратиком.

Послушайте стихотворение

Гласные тянутся песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать.

Могут в кровати баюкать ребёнка,

Но не умеют шипеть и ворчать.

-Покажите гласный звук «а». (Дети показывают красный квадрат).

-А как мы будем обозначать звук «о»? Правильно.

Ребята, а вы хотите превратиться в осенние листочки и спеть песенку? (дети сидят на стульчиках, как листочки висят на веточках).

ФИЗМИНУТКА: «ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ»

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый: «А-а-а». Рябиновый: «И-u-u».

Берёзовый: «О-о-о». Дубовый: «У-у-у».

Но есть и другие звуки, которые не умеют петь, они шипят, шелестят, шуршат. Они не умеют петь, потому что им мешают губы, зубы, язык. Именно они создают преграду. Послушайте, как они звучат: д, т, н, р, б, п, к.

-Давайте произнесём, как собака рычит «р».

-А как комар поёт?        «з-з-з»

-Как ветер воет?        «в-в-в»

-Как град стучит?        «д-д-д»

-Как листья шелестят? «ш-ш-ш»

-Дети, когда вы произносили эти слова, то вам мешали и зубы и губы. Звуки, которые не умеют петь называют согласными и обозначают, синим квадратом. Найдите у себя синий квадрат.

Послушайте стихотворение

А согласные согласны

Шелестеть, свистеть, сопеть,

 Но не хочется им петь.

Ш- шумит опавший лист

Щ- зловещий слышен свист

Ж- жуки в саду жужжат

 Р- моторы тарахтят.

Игра: «Угадай, какой первый звук в слове»

-Ребята, хотите поиграть в игру:  «Угадай, какой первый звук в слове»? Я буду называть слова, а вы если услышите гласный звук, поднимите красный квадрат, а если согласный звук, то синий квадрат. (Показ картинок).  - Будьте внимательными.

-Автобус (дети поднимают красный квадрат). Назовите первый звук. Он какой? Обозначается, каким квадратом?

-Молодцы ребята, вы правильно определили первый звук.

А теперь скажите, с какого звука начинается ваше имя? (дети самостоятельно определяют первый звук своего имени, называют звук, определяют какой он и каким квадратиком обозначается).

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА: «ПОЛЯНКА»

На полянке, на лужайке,                 Прыгаем всеми пальцами по столу        

Целый день скакали зайки.

Мимо змеи проползали,                  Ладони         по        очереди         ползут,        как змеи

«С добрым утром!»- им сказали.

А потом пришли детишки,              2-е и 3-и пальцы «идут»   

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать                 Кисти раскладывают, как книжки, ладонями

И в тетрадочках писать.                      ладонями вверх

Букву Э и букву О                            Пишем пальцем на столе соответствующие

Знаем мы с тобой давно.                     буквы, другая рука лежит ладонью вниз, на

И запомним навсегда,                          столе

Вместе с У и буквой А.

А последней букву Ы,

Написали дружно мы.

Всё! Тетрадочки убрали                  Бежим 2-ми и 3- ми пальцами по столу

И обедать побежали.

 

         

                           


-Дети. Незнайка со своими друзьями на огороде вырастил овощи и фрукты, но злой волшебник заколдовал их. Им нужна помощь. Вы хотите помочь расколдовать их (фрукты и овощи)?

-Вы должны обвести их по точкам и закрасить. Закрашивать нужно ровно в одном направлении (показ образца на доске).

-А теперь приступайте к работе (на листочке пунктиром изображён один овощ или фрукт).

-Что расколдовал Миша? Какого цвета карандаш тебе нужен, чтобы закрасить фрукт (овощ)?

Анализ работ (выставить на доске).

-Посмотрите, какие красивые овощи и фрукты вырастили Незнайка и его друзья.

-Очень хорошо закрасила Аня, Полина, Паша. Аккуратно работал Семён.

-Ребята, а что же мы можем написать Незнайке о звуках?

-Знаете ли вы, какие бывают звуки? (ответы детей).

-Молодцы ребята, вы были внимательными, отвечали на вопросы.

Занятие окончено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «По страничкам азбуки»

Занятие по подготовке к обучению грамоте "По страничке азбуки" направлено на  закрепление знания об изученных звуках,  о правилах составления звуковых моделей  слов, умение состав...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе с элементами Су-Джок терапии. Дифференциация звуков [Л]-[Ль]

Цель – Учить различать звуки [Л] — [Ль] в слогах, словах, предложениях.Задачи:- развитие фонематического слуха- закрепление умения определять позицию звука в слове- закрепление умения чтения прямых сл...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...

Конспект открытого фронтального занятия по обучению грамоте на тему "Путешествие в страну "Звукляндия"

На данном занятии закрепляем знания детей о звуке [Ш], автоматизируем его правильное произношение в изолированной позиции, в слогах и словах,закрепляем его характеристику; знакомим детей с буквой Шш; ...