Программа «Северные просторы»
рабочая программа

Хартаганова Алена Гавриловна

Предлагаем Вашему вниманию дополнительную рабочую  Программу «Северные просторы»  (Ознакомление детей с родным краем и приобщение их к культуре коренных малочисленных народов Севера (ханты)  для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), срок реализации 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_severnye_prostory.docx54.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПИТЛЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»

ПРИНЯТО на заседании                                                                         УТВЕРЖДАЮ

Педагогического совета                                                                          Директор МБОУ Питлярская СОШ «ОЦ»

Протокол от_______2018___г. №___                                                     ____________/Н.А.Горнова /

Приказ от ______2018__г. №____

Программа
«Северные просторы»

(Ознакомление детей с родным краем
и приобщение их к культуре коренных малочисленных народов Севера (ханты))

Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Срок реализации 1 год

Педагог дополнительного образования: Хартаганова А.Г.

с. Питляр, 2018

ВВЕДЕНИЕ

 «…Влияние нравственное составляет                главную задачу воспитания, гораздо более важную,    чем    развитие   ума   вообще,  наполнение головы познаниями».

                           К.Д. Ушинский

Первые  годы  жизни  ребенка имеют решающее значение в становлении основ  его  личности,  поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумывать условия для   активного   познания   дошкольником   окружающей   его   социальной действительности. В становлении и развитии личности одно из определяющих мест занимает мораль и нравственность. Это самые существенные компоненты процесса становления личности.

«…Нравственное воспитание – сердцевина всестороннего развития человека, стержень процесса формирования гармонической личности»

 Процесс нравственного воспитания сугубо личный, сугубо индивидуальный процесс. Основой нравственного воспитания является нравственное сознание, на основе которого соответственно формируется нравственное поведение. Сознание формируется с раннего детства благодаря общению со взрослыми. Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. Поэтому центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям, семье, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться такие чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке, который усваивает ребенок, в песнях и музыке, игрушках и играх, в которые он играет.  Малыш естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, обрядов, нравов людей, среди которых живет. Таким образом, на своеобразие нравственного сознания и поведения огромное влияние оказывают этнические традиции нравственности.

В настоящее время Концепцией  модернизации российского образования определены новые требования к системе образования, где приоритетным направлением является преодоление этнокультурной напряженности путем формирования национального сознания  и самосознания. Сегодня вряд ли кто может усомниться в актуальности этой темы, так как межнациональные конфликты сегодня – это следствие отсутствия культуры межнациональных отношений. Один из путей выхода из кризисных ситуаций – это этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение, причем начиная с дошкольного возраста. В этом возрасте ребята доверчивы, отзывчивы, у них отсутствуют этические стереотипы, что позволяет им вступать в общение с людьми разных национальностей.

Задача гуманистической педагогики – сформировать у детей доброжелательное, уважительное отношение к представителям других  этнических коллективов, приобщить их к культурным ценностям разных народов.

Мы проживаем на Ямальской земле, которую исстари  заселяли народы ханты и ненцы. Многие здесь родились и выросли. Однако чтобы считать себя сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь коренного населения. Поэтому сегодня актуальна тема формирования этнокультурно-ориентированнной личности. Формирование такой личности происходит на освоении национальных традиций, фольклора, правил и норм поведения в национальной среде. Необходимо также формировать у детей ядро нравственных ценностей. Этнопедагогические исследования позволяют сделать вывод, что ядро нравственных ценностей хантов и ненцы составляют такие свойства личности, как искренность, скромность, правдивость, самоотверженность, справедливость, бескорыстие, благодарность.

В современной общественно – политической литературе, некоторых научных публикациях делаются попытки определить новые подходы к содержанию нравственных ценностей, выяснить их  место в общей системе ценностей. Это долг и семья, родина и народ, честность и порядочность, великая цель и дело, труд, ум и талант. Такое содержание ценностей не несет существенной новизны в педагогическом аспекте, и уже отражалось в педагогической теории в разные периоды ее развития. Так, например, блестяще представлены они в работах В.А.Сухомлинского, В.А.Караковского. В работе с детьми их нельзя игнорировать, ибо в них много не только общечеловеческого смысла, но и индивидуально – личностного. В то же время в связи со сменой идеологических постулатов происходит и обновление, и новое наполнение нравственных ценностей. На смену коллективизму, товарищеской взаимопомощи, трудолюбию приходят индивидуализм, эгоизм, карьеризм, тунеядство. Поэтому для решения задач нравственного воспитания современного человека необходимо использование воспитательного потенциала народных традиций, обращение к источнику нравственных идеалов.

Каждый человек является представителем своего народа, носителем огромного комплекса его этнических особенностей. Эти особенности человек принимает большей частью еще у родителей, в детстве, у сверстников. В конечном счете, принадлежность человека к тому или иному народу определяется воспитанием и обучением, в процессе которого человеку прививаются черты той или иной этнической или полиэтнической среды, в которой он  оказался.

Таким образом, актуальной задачей нравственного воспитания является формирование личности с ее неповторимой национально-самобытной индивидуальностью.

Система работы  дошкольного учреждения по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Выдающиеся советские педагоги Н.К.Крупская и А.С.Макаренко неоднократно подчеркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера. «…Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств». (В.А.Сухомлинский).

Первый опыт морального поведения складывается у ребенка в процессе общения с взрослыми. Поэтому очень важно, чтобы близкие ребенку люди были для него образцом, и чтобы он хотел подражать им. Дошкольный возраст – сензетивный период усвоения нравственного потенциала своей этнической культуры, развития способностей с учетом их национальных способностей.

Проблема воспитания в соответствии с этническими традициями – одна из наиболее актуальных и сложных проблем. Однако этническое воспитание не может быть оторвано от общих задач нравственного воспитания современной педагогики. Основной задачей нравственного воспитания дошкольников является воспитание культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми, воспитание любви к Родине, уважение и симпатии к другим народам. Особенно важной задачей является воспитание у детей трудолюбия. Эти задачи решает и народная педагогика ханты и манси. Поэтому, в постановке и содержании работы  национальных дошкольных учреждений  по нравственному воспитанию детей должны присутствовать элементы национальной культуры. Как говорилось выше, в настоящее время отсутствует программа воспитания для детей малочисленных народов Севера, но исходя из реальных условий воспитания детей, можно определить ее основные направления: умственное, нравственно-эстетическое, нравственно-трудовое, экологическое, физическое воспитание.

 Решая задачи умственного воспитания нужно учитывать национальные особенности мыслительной деятельности детей, активизировать родную речь, привлекая народные сказки, предания, поговорки, загадки.

Нравственно-эстетическое воспитание должно решаться педагогическим персоналом разнообразными средствами. Развитие художественных творческих особенностей должно проходить в атмосфере уважительного отношения, как к русской, так и национальной культуре. В детском саду должны быть представлены образцы культуры ханты,ненцы: сказки, национальные костюмы, орнаменты, музыка, песни, предметы декоративно-прикладного искусства. При нравственно-трудовом воспитании следует знакомить детей с традициями своего народа, его духовным богатством, воспитывать положительное отношение к национальным видам труда: рыболовству, собирательству, охоте, оленеводству.

В дошкольных учреждениях необходимо организовать учебный процесс так, чтобы развивались хантыйский и ненецкий языки, культура, традиции, искусство обско-угорских народов. Детей нужно знакомить с историей народов не только через литературу, но и через живое общение с людьми. Знаток фольклора, мастер по изготовлению предметов быта, изделий прикладного искусства, рыбак, охотник, исполнитель песен и танцев может дать ребенку немало знаний, умений и навыков и научит полюбить этот труд и это искусство. Поэтому воспитатели детских садов должны знать обско-угорские языки. Если в детском саду есть хоть один ребенок малой народности, он имеет право на индивидуальный подход с учетом его национальных особенностей. Задача взрослых – создать для этого необходимые условия. Воспитание может быть успешным только при том условии, если оно определенно ориентировано на конкретную возрастную группу, в соответствии с возможностями и особенностями которой могут выдвигаться конкретные воспитательные задачи, выбираться определенные средства и методы воспитательного воздействия, в том числе, в первую очередь в плане формирования нравственного сознания и поведения.

 Направления и методы нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении  с использованием традиций народной педагогики ханты

В настоящее время педагоги, исходя из профессиональных возможностей специалистов, финансовых резервов, региональной специфики выбирают, какую программу будут использовать в своей работе.

Коллектив педагогов нашего детского сада проанализировал недавно еще обязательную для всех комплексную «Программу воспитания и обучения детей дошкольного возраста» (1989 год) и пришел к выводу, что она нуждается в пересмотре, в основном с точки зрения изменения количества занятий, форм их проведения, конкретных методик, принципов комплектования материала. Что же касается ее разделов, относящихся к физическому развитию детей, художественно-эстетичской, музыкальной и театральной деятельности, то значительное число педагогов уже многие годы привносят и в содержание, и в методы, предложенные программой, свои творческие находки и дополнения. Важно, что усилия педагогов по этим направлениям развития детей дают ощутимый положительный результат.

Кроме того, очевиднее стал вакуум, образовавшийся в результате того, что из «Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста» как бы сам собой выпал раздел «Нравственное воспитание».

Введение новых форм работы с детьми.

Основная форма работы: занятия.

Используются интегрированные (совместно с экологией, социальным миром, рисованием, физкультурой), сюжетные, тематические виды занятий.

Кроме занятий ежедневным ритуалом в старших возрастных группах стало общение «на круге». Во время общения проводятся беседы на этические темы, чтение художественной литературы писателей и поэтов Севера, рассказывание народных сказок, мифов, легенд, рассматривание картин, иллюстраций о жизни и быте ханты, используются  малые фольклорные жанры.

И в прямых (специально организованной деятельности) и в косвенных (художественные произведения) методах  используется метод убеждения, положительный пример. Воспитатели стремятся к тому, чтобы положительный пример стал для ребенка образцом для подражания, помогают ему увидеть самое главное, ценные черты человека или его конкретные дела, нравственные проявления.

Наряду с занятиями новой формой организации являются праздники: календарные, обрядовые. Ведущая роль на праздниках отводится детям старше-подготовительной группы.

Основным видом деятельности остается игра. В старше-подготовительной к школе группе проводятся сюжетно-ролевые игры, отражающие жизнь и быт ханты и ненцы: «Охотники», «Рыбаки», «Я хочу пожить в чуме».

 Ценность сюжетно-ролевой игры в том, что эта деятельность дает ребенку возможность свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели, подбирать материал для осуществления замысла, отражать в игре окружающую действительность. В игре отчетливо проявляются достижения и недостатки нравственного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения.

Национальные, спортивные игры, позволяющие воспитывать нравственные  и физические качества: «Бег на трех ногах», «Извилистая тропа», «Бег с капканом», «Меткий оленевод», «Муравейник», «Волокуша», «Ловля оленей», «Олени и пастухи», «У оленя дом большой», «Рыбаки и рыбки», «Нарты – сани», «Снежный завал», «На льдинах», «Ловим оленей», «На оленьих упряжках», «Охота на песцов», «Снежный лабиринт», «Гонки на оленях», «Оленья упряжка», «Хват без перехвата», «Бросание тынзяна на хорей», «Капкан», «Догони лисицу».

Подвижных игры, национальные виды спорта используются как на занятиях по физической культуре, так и в свободной деятельности.

Одним из методов и как средство нравственного воспитания является труд.  В детском саду проводим коллективный труд с распределением обязанностей для конечного результата. Большое внимание уделяется изготовлению национальных игрушек (акань – кукла), предметов декоративно-прикладного искусства (из бересты, меха, сукна с вышивкой бисером, кулоны, плетение из бисера).

Взаимодействие с родителями.

Первичная питательная среда народной педагогики – семья. Житейские правила и приемы воспитания – это первые законы, с которыми человек встречается в своей жизни. Многие семьи утратили национальные традиции, поэтому главная задача детского сада – пропаганда национальных традиций через встречи с хранителями народных традиций. Взаимоотношения в семье являются для формирования ребенка наиболее значимыми, поэтому   проводим с родителями беседы о нравственном воспитании ребенка с первых дней жизни, опираясь на народную педагогику народов Севера и других народностей.

Мы добились, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Они принимают активное участие в  проведении  национального праздника «Вороний день», спортивных мероприятиях с национальными видами спорта, совместном труде: создании изделий народного промысла, рыбалка, сбор дикоросов, изготавливают костюмы для танцев. Родители совместно с воспитателями проводят занятия, активно обсуждают вопросы воспитания на педагогических советах, родительских собраниях, семинарах.

Взаимодействие с социумом.

Мы начали работать в тесном контакте с школьным финно-угорским музеем, где дети познают историю родного края, изучают быт народа ханты. Ежегодно активно участвуем в школьной научно – практической  конференция «Шаг в науку».

Создание микроразвивающей среды по нравственному воспитанию детей.

В детском саду  создан музей декоративно-прикладного искусства ханты. В средней  группе уголок русского быта, в подготовительной к школе группе – уголок хантыйских национальных игр. Сельскими умельцами изготовлены детские нарты, которые используются для ознакомления детей с  национальными видами спорта. Педагогами оформлены альбомы: «Природа родного края», «Национальные традиции в работе детского сада», «Хантыйские орнаменты», «Ими гордится село».

Обновление содержания воспитательной системы.

Структура образовательного процесса подразумевает охват им всего содержания, которое ориентировано на духовное, нравственное, эстетическое воспитание и общее развитие детей дошкольного возраста, а знания, умения и навыки являются лишь средством воспитания.

Используемое нами содержание воспитания предусматривает погружение ребенка в хантыйскую культуру (литературу, декоративно-прикладное искусство, быт, традиции).

Результатом такого подхода к организации воспитательно-образовательного процесса явилась разработка программы «Ознакомление детей с родным краем и приобщение их к культуре коренных малочисленных народов Севера /ханты/» (программа нравственно-патриотического воспитания детей 5 – 7 лет)

Содержание программы систематизировано по блокам и охватывает  возраст

5-6 лет

При разработке программы приоритетными являлись следующие принципы:

  • Принцип гуманизации воспитательной работы с детьми – осуществление личностно-ориентированной модели педагогического процесса, ориентация на важнейшие  общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, отечеству.
  • Принцип ненасилия.  Создание условий для эмоционального осмысления ребенком конкретных ситуаций в жизни детского сада, личных поступков, умение принять и понять другого человека, ненасильственное отношение к природе, всему живому.
  • Принцип интеграции всей педагогической работы на основе их социализации через призму этнокультурного компонента, национальной культуры, быта, традиций.
  • Принцип единства воспитания, обучения, развития.
  • Принцип тесного сотрудничества с родителями.
  • Принцип позитивного взаимодействия с образовательными и культурно-просветительскими учреждениями.

  1. Цель работы с детьми шестого года жизни:

Воспитание любви к малой родине: селу, краю.

Задачи: 

1.1. Познакомить ребенка с его малой родиной – краем, селом – формировать любовь к ней. Сформировать понятие: Я – житель села, края. Мой дом: село, край.

*Раздел «Мой мир».

 Знания ребенка: Знать название малой родины – родного села, края; элементарные особенности малой родины. Иметь представление о себе как о жителе данной местности.

Умения ребенка: Проявлять настойчивость в поисках ответа на возникающие вопросы. Выражать стремление к экспериментированию, познанию, творчеству. Стремиться к самостоятельности.

Опыт ценностных ориентаций:

Проявлять любовь к родному краю, гордиться им. Проявлять интерес к событиям своего детства, к своему будущему. Интересоваться событиями, происходящими в селе, крае. Внимательно и критично относится к оценке своих поступков со стороны взрослого.

*Раздел «Мир людей».

Знания ребенка: Иметь представление о жизни и труде взрослых села, промышленности края.

Умения ребенка: Устанавливать и поддерживать взаимосвязь с детьми и взрослыми разных национальностей. Выполнять поручения взрослых, вступать в сотрудничество со старшими. Понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми.

Опыт ценностных ориентаций: Проявлять чуткость к эмоциональному состоянию старших. Проявлять любовь к труду, уважение и любовь к людям разных национальностей, населяющих родное село, край.

*Раздел «Мир природы».

 Знания ребенка: Иметь представление о природе края (тайге, ее растениях, обитателях; сезонные изменения в природе), о растениях луга, огорода, домашних и диких животных.

Умения ребенка: Понимать роль человека в сохранении и нарушение экосистемы, освоить правила поведения в ней. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за растениями и животными. Уметь формулировать выводы, делать маленькие открытия.

Опыт ценностных ориентаций: Проявлять гуманное отношение к растениям и животным родного края, села, заботиться о них. Любоваться красотой окружающей природы.

*Раздел «Рукотворный мир».

 Знания ребенка: Иметь представление о предметах местного производства, достопримечательностях села.

Умения ребенка: Посильно помогать взрослым сохранять рукотворный мир родного села. Составлять описательные рассказы об интересных местах малой родины.

Опыт ценностных ориентаций: Проявлять осознанное восхищение, бережное отношение к рукотворному миру малой родины.

Для реализации задач предлагаются разработанные по блокам занятия.

Темы  по краеведению в старшей группе.

Темы

Программное содержание

                

I блок Край, в котором мы живем.

Наш поселок

Экскурсия «Улицы моего села»

Тайга – главное богатство нашего края

Обитатели тайги

Викторина «Знаешь ли ты свое село».

Как звери готовятся к зиме.

Прощальная песня журавля

Поздняя осень на Севере

  • Закрепить знания детей о родном поселке, его достопримечательностях.
  • Дать знания о  происхождении названия.
  • Воспитывать интерес к изучению родного края.

  • Познакомить детей с названием улиц села.
  • Воспитывать интерес к изучению истории нашего края.

  • Дать представление о тайге – самом большом лесе.
  • Показать детям разнообразие растительности тайги.
  • Уточнить название хвойных деревьев.
  • Закрепить слово урман – тайга, лес нехоженый, нетронутый.

  • Закрепить знания детей об обитателях тайги: разнообразие зверей и птиц, местах их обитания, чем питаются.
  • Воспитывать любовь к родному краю.

  • Систематизировать знания детей об истории села, названии и расположении улиц, архитектурных строениях.
  • Воспитывать интерес к родному селу, желание узнавать о нем новое.

  • Закрепить имеющиеся представления у детей о подготовке птиц и зверей к зиме.
  • Формировать устойчивый интерес к рассматриванию книг.
  • Расширять представления о растительном и животном мире нашего края.
  • Систематизировать знания детей о перелетных птицах: зачем прилетают в наши края, чем питаются, что любят, почему покидают край.
  • Дать представление о насекомых, которыми питаются птицы.
  • Закрепить знания детей о приметах поздней осени.
  • Помочь понять детям, что осень на Севере похожа на зиму.

Кто живет в реке?

Экскурсия в сельскую библиотеку

Знакомство с трудом животновода

Жалобная книга природы зимой

Зимующие птицы

Сибирская зима – самая холодная

Экскурсия на почту

Сравнительная беседа «Село – город»

Экскурсия на пекарню

Ими гордится село. К 23 февраля – о том, что папы – защитники Родины

Ими гордится село. К 8 марта

  • Продолжить знакомство детей с обитателями Оби.
  • Воспитывать познавательный интерес к природе; умение выслушать ответы сверстников.
  • Формировать представления детей о труде библиотекаря и людей, создающих книги.
  • Воспитывать интерес к труду библиотекаря.

  • Познакомить детей с трудом животновода.
  • Закрепить знания детей о домашних животных.
  • Воспитывать уважение к труженикам села.

  • Продолжать закреплять знания детей о правильном поведении детей в лесу, об особенностях поведения птиц, рыб, деревьев зимой.

  • Продолжать знакомить детей с зимующими птицами, их внешним видом, повадками.
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам.

  • Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе зимой о приспособлении животных и людей к жизни в условиях сурового климата.

  • Продолжить знакомство детей с профессиями села.
  • Формировать представления о труде людей почтовой службы.

  • Помочь понять детям сходство и отличие двух населенных пунктов: города и села, занятиях людей в городе и селе.

  • Формировать представления о профессии пекаря.
  • Воспитывать интерес, уважение к труженикам села.

  • На примере родителей дать детям представления о различных родах войск.
  • Воспитывать гордость за своих родителей.

  • Познакомить с труженицами села, разных профессий.
  • Дать представление о том, что любой труд почетен.
  • Воспитывать гордость за мам – тружениц.

Приключение в Зверигороде

Экскурсия на рыбоучасток

Родной край люби и знай

Пробуждение природы весной

Экскурсия в больницу

Чудеса в небесах

Лес – мы твои друзья

Экскурсия к лесникам

Экскурсия на Обь

  • Закрепить знания о жизни домашних и диких животных.
  • Развивать образное логическое мышление.
  • Воспитывать в детях любовь к природе, к животным.

  • Продолжать знакомство детей с профессиями села.
  • Формировать представление о труде людей рыбного промысла.
  • Воспитывать интерес к профессии рыбака и рыбообработчиц.

  • Систематизировать знания детей о родном крае.
  • Воспитывать любовь к малой родине.

  • Закреплять знания о сезонных изменениях природы весной, занятиях людей в это время года.
  • Воспитывать эстетические чувства, интерес к познанию.
  • Познакомить детей с трудом людей Питлярской участковой больницы (главный врач, педиатр, медсестра).

  • Закреплять знания о видовых признаках птиц, вырабатывать навыки классификации по определенному признаку, формировать обобщенное представление о птицах как о животных, которые могут и жить на земле, и летать в воздухе, тренировать быстроту мышления, умение логически мыслить, рассуждать, развивать мелкую моторику.
  • Приучать их заботиться о птицах, испытывая от этого радость, воспитывать любознательность, сочувствие.

  • Уточнять и расширять представления детей о лесе, учить видеть красоту окружающего мира, бережно относиться к природе, понимать ее значение для жизни человека, развивать творческое воображение, умение сочинять сказки.
  • Приучать детей запоминать мудрые изречения, в которых собран опыт многих поколений предков.

  • Познакомить ребят с профессией лесника.
  • Воспитывать уважение к труду лесника.

  • Закрепить знания детей о названии реки, ее особенностях (очень широкая, глубокая, быстрая), о «живом серебре» Оби, об охране рыб нашей местности.
  • Формировать чувство гордости за родной край.

Наблюдение за трудом речников

Развлечение «Село мастеров»

-     Расширить знания детей о труде речников.

  • Воспитывать уважение к этой профессии.

  • Систематизировать знания детей о профессиях села, с которыми дети познакомились.
  • Воспитывать уважение к людям разных профессий.
  • Развивать у детей внимание, восприятие и тактильную память, мышление и воображение, и слуховое внимание.

Мониторинг

Тестовые задания (разработаны воспитателями детского сада на основе рекомендаций Е.В.Гончаровой, О.Н.Гавриловой, Р.Г.Решетниковой. Использована методика М.В.Корепановой, И.А.Липчанской.

Задание 1.

Цель: Выявить знания детей о рыбах, обитающих в реке Обь.

Используется игровой метод. Дидактическая игра «Я ходил на рыбалку и поймал…»

Задание 2.

Цель: Выявить знания детей о животных, птицах края.

Используется игровой метод. Дидактические игры «Я ходил на охоту и видел там…и добыл…»

Задание 3.

Цель: Выявить знания детей о народной архитектуре и домашней утвари.

Используется метод индивидуальной беседы. Ребенку предлагается назвать предметы, находящиеся на иллюстрациях. Задаются вопросы:

  • Что изображено на картинке?
  • Из чего сделано?
  • Для чего предназначено?
  • Чем украшено?

Задание 4.

Цель: Выявить знания детей о труде людей нашего края и Крайнего Севера.

Используется игровой метод. Настольная дидактическая игра «Наши профессии».

Задание 5.

Цель: Выявить знания детей о труде людей нашего края.

Используется метод беседы.

  • Назови профессию.
  • Назови орудия труда, предметы, относящиеся к данной профессии.
  • Предложить разложить картинки, относящиеся к данной профессии.

Задание 6.

Цель: Изучить особенности понимания ребенком народной игрушки (куклы богов, игрушки людей).

Используется метод индивидуальной беседы. Ребенку предлагаются картинки с изображением игрушек. Задаются вопросы:

  • Как называется игрушка?
  • Из чего она сделана?
  • Для чего предназначена? (для игр, для обрядов)
  • Для кого предназначена? (для людей, для обрядов)

Задание 7.

Цель: Выявить знания детей о народных праздниках, играх, сказках, музыкальных инструментах.

Используется метод индивидуальной беседы.

  • Какие хантыйские праздники ты знаешь?
  • Какие праздники тебе больше нравятся, почему?
  • Звучание каких музыкальных инструментов можно услышать на праздниках?
  • Какие сказки ты знаешь?
  • Когда их можно услышать? Почему?
  • В какие хантыйские игры ты любишь играть, почему?

Задание 8.

Цель: Выявить уровень  культуры поведения.

Используется метод наблюдения за играми детей и их поведением в свободное от занятий время.

Задание 9.

Цель: Выявить знания о произведениях обско-угорского декоративно-прикладного искусства.

Используется метод индивидуальной беседы.

  • Какие цвета характерны для хантыйского орнамента?
  • Чем отличаются орнаменты ханты от орнаментов других народов?
  • Где  можно встретить орнаменты?
  • Как можно расположить орнаменты на одежде, посуде?

Опираясь на исследования упомянутых выше авторов, мы определили уровни формирования представлений о хантыйской культуре и родном крае, нравственно-этических представлений.

Низкий. Представления поверхностны, часто неадекватны. Ребенок испытывает трудности в установлении связей между природными условиями и занятиями людей, знает и называет некоторые профессии, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда. Познавательное отношение неустойчиво, не знает традиций, обычаев, фольклора. Речь слабо развита. Отношение к людям других национальностей не всегда доброжелательное.

Средний. Ребенок имеет некоторые представления о природе края, эпизодически проявляет интерес к жизни и труду взрослых людей разных национальностей, прошлому и настоящему края, народным игрушкам, устному народному творчеству. Принимает участие в народных праздниках. Имеет представление о правилах культуры поведения, может выполнить их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать потребность в направлении взрослых.

Высокий. Знает культурные традиции своей семьи, народа ханты.  Проявляет интерес к национальному фольклору, прошлому и настоящему края, активно участвует в народных праздниках. Самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью – доказательством, верно обосновывает ценность каждого вида труда. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, с готовностью общается с детьми другой национальности. Проявляет активный познавательный интерес к миру.

Литература

  1. Айпин Е. У гаснущего очага. – Екатеринбург: Средне – Уральское книжное издательство, 1998. – С. 256.
  2. Агафонова А. Что нужно для воспитания детей (о традициях семейного воспитания) // Югра. – 1999. – №  6. – С. 8 – 10.
  3. Бугаева А.Л. Формирование этнического самосознания у учащихся на основе традиций Севера. – Ханты-Мансийск: Изд-во «Н.И.К.», 2002. – С. 175.
  4. Бугаева А.Л.Традиционная педагогическая культура хантов и манси. М., 1997. – С. 152.
  5. Вагатова М. Моя песня, моя песня. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2002. – С.16.
  6. Вагатова М. Маленький тундровый человек. – Тюмень: «СофтДизайн», 1996. – С. 208.
  7. Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. – Екатеринбург: ООО «СВ-96», 2001. – С. 392.
  8. Головнев А. Игра // Северные просторы. – 1994. – №2. – С. 52 – 53.
  9. Гончарова Е.В. Л.В.Моисеева. Технология экологического образования детей старшего возраста ДОУ. – Екатеринбург: изд-во «Центр проблем детства», 2002. – С. 270.
  10. Григорян А.Б. Зуева У.Н. Основы формирования нравственного облика подростков на традициях народной педагогики. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. – С. 74.
  11. Григорян А.Б. Зуева У.Н. Формы организации нравственного воспитания подростков на традициях хантов и манси. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист»,  2002. – С. 56.
  12. Гудков И. Игрушки детей обского Севера. // Югра. -  1993. - №5. – С. 33 – 35.
  13. Емельянова Т.Н. Южанинова М.В. – М., «Северные просторы». - 2002. – С. 528.
  14. Игры детей обско-угорских народов. / Под.ред.канд.пед.наук       Е.А.Немысовой. СПБ.: ТОО «Алфавит», 1999. – С. 31.
  15. Коллектив авторов: «Лесные сказки». Сборник сказок для детей // Под ред. Р.В.Привалова. – Сургут: Рекламно-издательский информационный центр «Нефть Приобья» ОАО «Сургутнефтегаз», 2001. – С. 152.
  16. Кудрявцева В.Г. Решетникова Р.Т. Ребенок и декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. – М., Ид-во «ИКАР», 2003. – С. 208.
  17. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ: Сказки и легенды. – Вена, Австрия, ГИСТЕЛ ДРУК, 1993. – С. 117.
  18. Корепанова Н.В. Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ // Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2004. – С. 80.
  19. Лапина М.А. Этика и этикет хантов. Томск: Изд – во Том.Ун-та., 1998. – С.114.
  20. Легенда о Тонье – богатыре // Югра. – 1998. – №7.  – С. 30 – 32.
  21. Легенда о Тонье – богатыре // Югра. – 1998. – № 8.  – С. 45 – 46.
  22. Лихачев Б.Т. Цели воспитания личности // Советская педагогика. – 1991. – №4. – С. 68.
  23. Лукина Н.В. Народы северо-западной Сибири. Выпуск 5. – Томск: 1998. – С. 120.
  24. Медведев Ю. У древа сказочных чудес. Храбрый Мерген: Сказки народов Приамурья. – М., 1962. – С.6.
  25. Молданова Т.А. Орнамент хантов казымского приобъя. Томск: изд-во Том. ун-та., 1999. – С  261.
  26. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников // Под общ.ред. Т.И.Оверчук. – М., «Мозаика - Синтез», 2004. – С. 136.
  27. Немысова Е.А. Хантыйская литература. – Ханты – Мансийск: Издательство «Н.И.К.», 1996. – С. 172.
  28. Немысова Е.А. Вишнякова Н.П. Методические рекомендации по развитию хантыйской речи. – Ханты-Мансийск: Упр.нар.обр., 1990. – С. 76.
  29. Оборотова Е.А. От печки. – Новосибирск: «Наука – центр», 2003. – С. 224.
  30. Попова С.А. Решетникова Р.Г. Пособие по развитию устной речи детей дошкольного возраста, не владеющих языком»-М:изд-во «Икар»,1999.-С116.
  31. Рейнсон – Правдин А.Н. Игра и игрушка народов Обского Севера (социальные корни игры) // Советская этнография. – 1949. – №3. – С.109 – 132.
  32. Ромбандеева Е.И. Харамзин Т.Г. Сохранение традиционной культуры     коренных малочисленных народов Севера и проблема устойчивого развития. – М., 2004. – С. 660.
  33. Сказки народов  Севера / Сост.Е.Н.Самойлов. перев. На Хант.яз. Е.А.Немысова. – СПб.: «Алфавит», 1995. – С. 160.

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа "Родные просторы" Автор Терентьева Н.А

Программа по ознакомлению дошкольников с родным краем. Имеется рецензия Л.М.Денякиной,к.п.н...

Программный проект для детей "Югорика" к программе «Родные просторы» (туристко-эколого-краеведческий)

Программный проект  для  детей "Югорика"к программе  «Родные просторы» (туристко-эколого-краеведческий)...

Рабочая программа "Родные просторы"

Рабочая программа "Родные просторы"  предназначена для детей от 5-7 лет....

Дополнительная общеразвивающая программа «Северное сияние»

Сказки северных писателей обогащают образность речи, учат  главному жизненному принципу истинного поведения русского человека: торжеству жизни, доброте, любви, трудолюбию, честности; формируют па...

Доп.программа "Северные узоры" (бисероплетение)

Материал по доп.программе "Северные узоры" (бисероплетение)...

Рабочая программа "Родные просторы"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому. Что заботило, рад...