Дополнительная общеразвивающая программа «Северное сияние»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Сказки северных писателей обогащают образность речи, учат  главному жизненному принципу истинного поведения русского человека: торжеству жизни, доброте, любви, трудолюбию, честности; формируют патриотические чувства и представление детей о богатстве русской северной культуры, национальных особенностях характера и быта  поморов. Вводя ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства, они заставляют переживать его вместе с героями чувства, оказывающие влияние на всю последующую жизнь. Поэтому считаю актуальным вопрос об ознакомлении дошкольников с поэтами и писателями родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon severnoe_siyanie.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Дополнительная общеразвивающая программа

«Северное сияние»

Пояснительная записка

 В соответствии с ФГОС региональный компонент занимает в программе большой раздел, так как формирует у детей знания о родном крае, его особенностях, достопримечательностях, о знаменитых людях прошлого и настоящего. Кроме того, под влиянием систематического обучения восприятию текста, чувства детей усложняются: они начинают распознавать эстетические качества самого художественного образа, проникаться настроением произведения, что способствует развитию их нравственных качеств, в частности, любви к малой Родине. Произведения  способны обогатить детей впечатлениями, воспитать интерес и любовь к литературе, родному слову, развить речь, расширить представления о животном и растительном мире, воспитать доброту, отзывчивость, нести с собой колорит народной речи, много образных выражений, сравнений, эмоциональной и поэтической лексики. Сказки северных писателей обогащают образность речи, учат  главному жизненному принципу истинного поведения русского человека: торжеству жизни, доброте, любви, трудолюбию, честности; формируют патриотические чувства и представление детей о богатстве русской северной культуры, национальных особенностях характера и быта  поморов. Вводя ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства, они заставляют переживать его вместе с героями чувства, оказывающие влияние на всю последующую жизнь. Поэтому считаю актуальным вопрос об ознакомлении дошкольников с поэтами и писателями родного края.

    Цель программы: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с поэтами и писателями родного края.

Основные задачи:

– воспитывать у детей патриотические и гражданские чувства, любовь к своей малой Родине;

          – развивать познавательную активность, творческие способности у детей дошкольного возраста на материале близком, доступном, значимом для истории края;

          – совершенствовать врожденные навыки слушателя: улучшать слуховую память, сохранять внимание при слушании литературных произведений;

          – учить ребенка эмоционально воспринимать содержание художественных произведений;

          – вызывать сочувствие к положительным героям и негативное отношение к отрицательным;

          – развивать эмоциональный слух и отзывчивость ребенка на литературное слово, интонации, образы, включая веселые, забавные, сказочные.

            -формировать интерес к литературным произведениям различных жанров.

       -расширять знания детей о творчестве детских поэтов, писателей.

        -воспитывать бережное отношение к книге.

        Данная программа предназначена для детей 6 – 7 лет. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в подготовительной группе  во второй половине дня. Продолжительность занятия до 30 минут. Для успешной реализации цели и задач осуществляется активное взаимодействие и сотрудничество с Пинежской детской библиотекой.  Срок реализации данной программы – 1 год.

           К прогнозируемым результатам программы относятся следующие знания и умения:

- определять название литературного произведения и автора по краткому содержанию, по отрывкам из книг, по иллюстрациям;

-пересказывать литературное произведение, давать свою оценку героям произведений и их поступкам;

- определять жанр литературного произведения;

- выразительно и чётко читать стихи.

Методы диагностики: наблюдение, викторины.

                     

Учебно-тематический план.

            Название  раздела, темы

Общее

кол-во

часов

Теоретиче-

ские

Практиче-ские

   Раздел 1. Книга – лучший друг.

Как книга к детям пришла.

Путешествие в Книгоград.

   Раздел 2.  Пинежские сказители: 1.Марья Дмитриевна Кривополенова. «Небылица», сказки «Череп-терем», «Лисиця и петух», «Горшочек лихо мыть», «Сказка».

2.Татьяна Осиповна Кобелева.

Сказки.

3.Анна Ивановна Гладкобородова.

 Сказы и песни: «О мудром поморе северянине Ломоносове».

   Раздел 3. Архангельские писатели детям.

1.Степан Григорьевич Писахов. Сказки.

2.Борис Викторович Шергин. 1.Пословицы в рассказах: «Длинная нитка – ленивая швея», «Одно дело делаешь, другого не порть», «Коня в гости зовут не меду пить, а воду возить». 2.Поморские старины «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром». 3.Сказки «Волшебное кольцо», «Дивный гудочек», «Шиш Московский».

3.Фёдор Александрович Абрамов.

 «О чем плачут лошади» и другие рассказы.

4.Михаил Константинович Попов. «Золотой ларец» и другие сказки о Русском Севере.

5.Антонина Прокопьевна Попова. Сказки.

6.Вячеслав Павлович Чиркин.

 «В гостях у дедушки в деревне».

7.Галина Сычева.

«Кукушкины  стихи».

8.Светлана Ефремова.

 «Сказка о девочке Вере и застывшей музыке».

9.Валерий Иосифович Синицкий.

«Сказки для маленьких».

10.Иван Васильевич Данилов.

 «Сказки для всех».

11.Елена Борисовна Антропова. «Северный клубок».  

      Раздел 4. Книга в нашей семье.

Волшебный мир книги.

      Раздел 5. Наши любимые книжки.

Мы дружим с книгой.    

 

2

         3

2

2

         3

4

2

         2

2

1

2

1

2

3

1

1

1

 

1

-

2

1

1

2

3

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

-

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

1

-

1

1

-

-

-

ИТОГО:

34

Содержание программы:

                                Раздел 1. «Книга – лучший друг» (2 ч.)

Тема 1. Как книга к детям пришла (1 ч.)

Цель: познакомить детей с книгой,  правила обращения с ней.

Форма проведения: беседа, чтение книг, рассматривание иллюстраций,  оформление выставки детских книг, портретов детских писателей.

Тема 2. Путешествие в Книгоград. (1 ч.)

Цель: познакомить детей  с детской  библиотекой, воспитывать положительного отношения к книге.

Форма проведения: экскурсия в библиотеку, беседа.

                  Раздел 2.  Пинежские сказители. (7 ч.)

Тема 1. Марья Дмитриевна Кривополенова.  «Небылица»,  сказки «Череп-терем», «Лисиця и петух», «Горшочек лихо мыть», «Сказка».  (3 ч.)

Цель: познакомить с жизнью М.Д.Кривополеновой;  обращать внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения).

Форма проведения: беседа, чтение сказок, рисование.

Тема 2. Татьяна Осиповна Кобелева. Сказки. (2 ч.)

Цель: познакомить со сказками Т.О.Кобелевой; помогать почувствовать красоту и выразительность языка сказок.

Форма проведения: беседа, чтение сказок, рисование.

Тема 3. Анна Ивановна Гладкобородова. Сказы и песни: «О мудром поморе северянине Ломоносове». (2 ч.)

Цель: познакомить с особенностями песенного жанра, с жизнедеятельностью М.В.Ломоносова.

Форма проведения: беседа, чтение, видеоэкскурсия на родину М.В.Ломоносова .

Раздел 3. Архангельские писатели детям.

Тема 1. Степан Григорьевич Писахов. Сказки. (3ч.)

 Цель: познакомить с биографией и сказками С.Г.Писахова; учить поддерживать беседу на определенную тему, отвечая на вопросы.

Форма проведения: чтение сказок, просмотр м/ф "Перепелиха" и "Апельсин" (Союзмультфильм, 1986 г.  Режиссёр: Леонид Носырев).

Тема 2. Борис Викторович Шергин. 1.Пословицы в рассказах: «Длинная нитка – ленивая швея», «Одно дело делаешь, другого не порть», «Коня в гости зовут не меду пить, а воду возить». 2.Поморские старины «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром». 3.Сказки «Волшебное кольцо», «Дивный гудочек», «Шиш Московский».(4 ч.) 

Цель: познакомить с биографией и сказками Б.В.Шергина; учить детей принимать участие в беседе, используя личный опыт, развивать умение объяснять смысл пословиц.

Форма проведения: беседа; чтение сказок, просмотр м/ф«Волшебное кольцо» (Союзмультфильм, 1979 г.  Режиссёр: Леонид Носырев).

Тема 3. Фёдор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади» и другие рассказы.(2ч.)

Цель: познакомить с биографией Ф.А.Абрамова; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

Форма проведения: литературный час, чтение рассказа, просмотр презентации.

Тема 4. Михаил Константинович Попов. «Золотой ларец» и другие сказки о Русском Севере.(2 ч.)

 Цель: учить понимать смысл произведения и отвечать на вопросы по его содержанию.

Форма проведения: чтение, беседа, рисование.

Тема 5. Антонина Прокопьевна Попова. «Сказки». (2 ч.)

Цель: учить понимать мотивы поступков героя.

Форма проведения: чтение, беседа, рисование.

Тема 6. Вячеслав Павлович Чиркин. «В гостях у дедушки в деревне». (1ч.)

Цель: познакомить детей с новыми сказками, учить понимать смысл произведения, образные выражения в сказке.

Форма проведения: чтение, беседа, рисование.

Тема 7. Галина Сычева. «Кукушкины  стихи». (2 ч.)

Цель: учить детей понимать содержание поэтического произведения, учить отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, совершенствовать умение выразительно читать наизусть.

Форма проведения: чтение, беседа, заучивание наизусть.

Тема 8. Светлана Ефремова. «Сказка о девочке Вере и застывшей музыке». (1 ч.)

Цель: учить понимать скрытые поступки героев, определять их характер.

Форма проведения: чтение, беседа.

Тема 9. Валерий Иосифович Синицкий. «Сказки для маленьких». (2 ч.)

Цель: учить пересказывать литературное произведение близко к тексту.

Форма проведения: чтение, беседа, рисование.

Тема 10. Иван Васильевич Данилов. «Сказки для всех». (2 ч.)

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить высказывать свое мнение о поступках героев. 

Форма проведения: чтение, рисование иллюстраций к сказкам.

Тема 11. Елена Борисовна Антропова. «Северный клубок». (3 ч.)

 Цель: учить понимать мотивы поступков героя.

Форма проведения: чтение, аппликация в технике торцевания «Деревья».

                                       

Раздел 3. Книга в нашей семье (3 ч.)

Тема 1. Волшебный мир книги (3 ч.)

Цель: учить ребенка эмоционально воспринимать содержание художественных произведений.

Форма проведения: конкурс презентаций «Моя любимая книга», родительское собрание «Мы читающая семья», создание семейных библиотек, конкурс книжек-малюток.

                                        Раздел 6. Наши любимые книжки (1 ч.)

Тема 1. Мы дружим с книгой.

Цель: закрепить знания детей литературных произведений разных жанров; продолжать учить детей быстро определять автора произведения  и название, узнавать его по фрагментам.

Форма проведения: интеллектуальный марафон.  

               

Методическое обеспечение:

           Программа включает в себя широкое использование художественной литературы, технических средств обучения: телевизора, DVD – проигрывателя, компьютера, иллюстративного материала, методических пособий.

           В работе используются разнообразные методы и приёмы: словесные, наглядные, игровые и практические, а также  различные формы организации непосредственно образовательной деятельности, реализуемые через различные виды детской деятельности: двигательную, игровую, продуктивную, чтение художественной литературы, коммуникативную.

   

Список литературы:

  1. Антропова, Елена Борисовна. Северный клубок : [для детей] / Е.Б. Антропова.- Архангельск : ОАО ‹‹ИПП ‹‹Правда Севера››, 2008.
  2. Данилов Иван Васильевич. Сказки для детей / Иван Данилов ; под ред. Е. Галимовой ; [сост.: Е.М.Дорофеева ; худож.:И.Светоносова].-Архангельск: ‹‹Лоция››, 2012.

  1. Дацкевич В.П. Как делают книгу. - М.: Дет.лит., 1987.

  1. Ефремова Светлана. Сказка о девочке Вере и застывшей музыке. -  Архангельск: Издательство ‹‹Правда Севера››, 2005.
  2. Пинежские сказители: [сборник  / сост. : Л.А. Житов, Н.Л. Ряхина]. – Архангельск : Правда Севера, 2008. Попова А.П. Сказки. – Северодвинск,2006. Попова А.П. Сказки. – Северодвинск,2006.
  3. Попова А.П. Сказки. – Северодвинск,2006.
  4. Попов М.К. «Золотой ларец» и другие сказки о Русском Севере. – Издательство АК ЭЛПА, Архангельск,1992.
  5. Синицкий Валерий Иосифович. Сказки для маленьких: [сборник] / В. Синицкий; рис. А. Ушакова. - Архангельск : Солти, 2008.
  6. Сычева Галина. Кукушкины стихи: Для детей / Г. Сычева; Худож. Р. С. Климов.- Архангельск, 2001.
  7. Чиркин В.П. В гостях у дедушки в деревне: сказочные истории / В.П.Чиркин; худож. Д.А.Трубин. – М.: Дрофа, 2002.
  8. Шергин Б. В. Волшебное кольцо / Б. В. Шергин. – М.: Эксмо, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Северное сияние"

      Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.   Основное направление деятельности по реализации р...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...