Рабочая дополнительная общеразвивающая программа «Северные родники» Для детей дошкольного возраста 5 - 6 лет
рабочая программа

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа «Северные родники» Для детей дошкольного возраста 5 - 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл severnye_rodniki.docx251.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Салемальский детский сад «Золотая рыбка»

Принято

На заседании Совета Педагогов Детского сада «Золотая рыбка»

Протокол №1 от 30 «августа» 2023 г.


Утверждено Заведующей Детским садом «Золотая

рыбка»

                /Гедиева М.Б. от «01» сентября 2023 г. Приказ № 215-ОД

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа

«Северные родники»

Для детей дошкольного возраста 5 - 6 лет

(Срок реализации - 1 учебный год)

Составила: Лапшина А.А.,

воспитатель

с. Салемал, 2023

Содержание

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программ»        3

  1. Пояснительная записка        3
  2. Цели и задачи        5
  3. Содержание программы…        6
  4. Планируемые результаты…        8

Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий»        8

  1. Календарно-учебный график        8
  2. Условия реализации программы…        9
  3. Формы аттестации        9
  4. Оценочные материалы…        10
  5. Методические материалы…        11

Раздел №3. Список литературы        11

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программ»

  1. Пояснительная записка

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной  культуры,  включения  его  в  углубленное  человек-знание. Данная рабочая образовательная Программа «Северные родники» (далее – Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами дошкольного образования в частности: Закон ЯНАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» №1579 от19. 06.2013г. в соответствии с требованиями к содержанию статьи 7, что содержание образования в автономном округе должно полностью соответствовать требованиям, определяемым федеральным законодательством, с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей автономного округа; с учётом географического положения автономного округа, экологической ситуацией, сложившейся на его территории, а также этнической структуры населения содержание образования должно быть также ориентировано на:

  1. содействие овладению        знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими безопасность её жизни и трудовой деятельностью в условиях Крайнего Севера;
  2. формирование        экологического восприятия мира, навыков и умений экологического взаимодействия с ним;
  3. формирование        любви к природе Ямала, знания его истории, уважения к национальным и культурным традициям народов, его населяющих.

Программа предназначена для изучения основ краеведения Ямало-Ненецкого автономного округа и является национально-региональным компонентом. Богатейший материал о крае позволит нынешним дошкольникам расширить свой кругозор и с любовью относится ко всему, что их окружает. Программа направлена на расширение познавательной сферы детей: туристско-краеведческая, то есть — это знакомство с фольклором, играми, традициями и обычаями народов Крайнего Севера.

Программа рекомендуется для работы с детьми от 5 до 7 лет в дошкольных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа и адресована воспитателям ДОУ.

Актуальность программы «Северные родники» заключается предоставление дополнительного образования для детей попробовать себя в очной форм в организаторских, исследовательских, информационных сферах деятельности. Изучение истории своего края является неотъемлемой частью патриотического и государственного воспитания в условиях сельской местности.

Концепцией за основу взяли интегрирование воспитание, которое объединяет, соединяет знания, умения и навыки по краеведенью, культурологии, мастерству экскурсовода в единое целое, на основе чего и формируется у детей целостность восприятия мира.

Интерес изучения родного края состоит из ориентации развития личности в воспитанниках, необходимость заполнения его целость мира положительными моментами в жизни. Краеведенье способствует к появлению лучших качеств ребенка: доброта, отзывчивость, трудолюбие, милосердия, стремление помочь ближнему.

Отличительная особенность предоставленного курса в том, что, главным материалом для изучения, его смысловыми единицами является памятники края и села, сооружения, топонимы, музейные экспозиции, семейные архивы, дошедшие до наших

дней и свидетельствующие о разных сторонах жизни село Салемал. Ранее приобщение к краеведческой работе, включения ребенка в личностно-значимою творческую деятельность с целью развития творческих способностей.

Новизна дополнительной программы «Северные родники» заключается в том, что воспитанники, не теряя свои задатки культуры, они её расширяют и углубляют круг знания с вязаных с знаниями краеведенья, культурологии, информационных технологий.

С использованием приемов «Виртуальная экскурсия», которая способствует заинтересованности детей к родному краю через современные мультимедийные технологии.

Адресат программы являются дети в возрасте 5-6 лет. Программа «Северные родники» рассчитана на любой статус детей, имеющие любые творческие и интеллектуальные способности.

Вся группа посещает краеведенье «Северные родники».

Объем программы предусматривает теоретические, практические занятия, рассчитана на 1 год обучения.

Форма обучения – очная, уровень программы – базовый.

Особенности организации образовательного процесса имеет развивающий характер, направленный на реализацию и способностей детей, на создание ситуации успеха обеспечение комфортности воспитании дошкольника.

Занятия построены, через основную форму – игру, поэтому в ней всегда присутствует живое общение, ставя проблемную ситуацию дошкольник заинтересован к поиску решения задач с помощью разумного сочетания самостоятельной деятельности, дозированной помощи и взаимодействия под руководством воспитателя. Использование разных методов в воспитание и обучение занятий выводит дошкольника за рамки привычного воспитательно-образовательного процесса, расширяет кругозор и дает возможность для духовного роста и продуктивного общения с воспитанниками.

Расширяя и приобретая все больше знаний и навыков у дошкольников, формируется исследовательская деятельность.

Совместная работ над исследовательской работой дошкольников приобщаем мыслить системно, планировать свои действия и предвидеть результат, дает возможность применять полученные знания для познания нового, личностного значимого продукта. Этот продукт юный исследователь выносит на обсуждение, участвуя в конференциях и конкурсах различного уровня, приобретая азы конкурсного участия, учится достойно принимать поражения, делать из них конструктивные выводы. Со временем появляется психологическая закалка и приобретенные знания позволяющие оценивать свои силы и выпускники детского сада в дальнейшем в школе имеют меньшие страхи перед конкурсами.

Воспитательно-образовательная деятельность ведется поэтапно и дифференцированно, с учетом уровня подготовки воспитанника.

Внимание так же в учебном плане большое уделяется патриотическому воспитанию и просветительских качеств, воспитанию толерантности к любому проявлению духовной, нравственной  жизни.  Воспитанник  должен  делится  своими  знаниями,  духовными

«наработками», открытиями с теми, кто готов их слушать и учиться у них. Поэтому в этом случаи необходимы: беседы, игры, экскурсии, ориентированные на возрастные особенности дошкольника.

Формы реализации воспитательно-образовательной деятельности – традиционная. Традиционная модель представляет собой линейную последовательность освоения программы в течения года или нескольких лет воспитания в данном дошкольном упреждение.

Организационные формы воспитательно-образовательной деятельности сформированы в группы одного возраста, так же работа может и проводится индивидуально или всем составом группы, так же общие мероприятия могут проводится разновозрастной группой.

Теоретические занятия проводится в основном в форме: беседы, экскурсий, познавательных игр, встреч с интересными людьми, просмотр документальной информации через использование ИКТ-технологий.

Программа предусматривает участи в конкурсах, проведение и участие в массовых мероприятиях в ДОУ, и по взаимодействию со спонсорами.

На практических занятиях дошкольники приобретают навыки игр, расширение кругозора, вещественным музейным материалом, документами, литературой и т.д.

Вся воспитательно-образовательная деятельность ведется в тендеме с родителями дошкольников.

Режим занятий – два раз в неделю продолжительность НОД 20 минут в соответствии с расписанием, во второй половине дня.

Общее количество занятий в течение учебного года-70 ч.

  1. Цели и задачи.

Цель программы: духовно-нравственное и гражданское воспитание подрастающего поколения, формирование целостных представлений о родном крае - Ямал через различные виды детской деятельности.

Задачи:

  • Развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу, осуществляя ознакомление дошкольников с историческим, географическим, природным - экологическим своеобразием и климатическими особенностями родного края - Ямал;
  • Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • Осуществлять ознакомление дошкольников с бытом, трудом, культурой коренных народов Крайнего Севера;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю.
  1. Содержание программы

Учебно-тематический план на 2022-2023 учебный год

Тема

Цель

Количество НОД Теория Практика

Итоговое

мероприятие

Моя семья

Развитие речевых навыков. Усвоение детьми слов родственной терминологии.

4

2

Итог        НОД: выставка

детского

творчества «Моя семья».

Одежда

Знакомство с национальной одеждой народа ненцы. Уточнить   представления

детей о женской, детской и мужской одежде.

4

2

Итог                НОД: сюжетно-ролевая игра        «Одень куклу».

Чум и

предметы быта

Обогащать знания о коренных народах Севера. Уточнить представления о жилище ненцев – чум, предметах быта.

4

2

Итог        НОД: сюжетно-ролевая игра

«Изготовление и установка чума».

Игрушки

народа ненцы

Познакомить детей с традиционной игрушкой –

«ӈухуко».                Учить изготавливать куклу – ӈухуко.        Воспитывать доброту и отзывчивость.

4

2

Итог        НОД: выставка

детского

творчества «Моя любимая

игрушка».

Времена года

Расширять знания об окружающей природе края. Побуждать        детей эмоционально

воспринимать и понимать содержание стихотворений.

4

2

Литературная викторина        на тему        «Времена года».         Выставка рисунков

«Красота родного края».

Домашние и дикие животные

Научить детей правильно употреблять

существительные        в названиях зверей.

4

2

Итог        НОД: аппликация из бересты:

«Оленёнок».

Олень в жизни коренных жителей

Познакомить

воспитанников                со священным        животным Ямала

4

2

Итог        НОД: аппликация из бересты:

«Северный олень».

Орнамент        – символическое изображение животных,

растений, птиц,        явлений природы.

Познакомить детей с изделиями прикладного искусства        ненецкого народа; научить детей самостоятельно   работать

над        изготовлением предметов    быта    из

4

2

Итог        НОД: выставка

детского творчества.

различных        материалов. Воспитывать                у        детей

любовь        к        прикладному искусству народа ненцы.

Профессии моих родителей.

Все профессии важны, все профессии нужны!

4

2

Итог        НОД: выставка

детского

творчества «Кем я буду, когда вырасту…».

Мой посёлок. Экскурсия        по главной улице посёлка.

Геральдика Ямальского района.

Салемал - самый южный посёлок        Ямальского района!

4

2

Итог        НОД: Экскурсия по улицам Салемала

«Мой        Салемал посёлок

маленький».

«Красная книга Ямала»

Животные и растения Ямала занесённые в Красную книгу.

5

2

Выставка рисунков “Обитатели Ямала

занесённые        в Красную книгу”

Сказки,        игры коренных жителей Ямала Национальные

игрушки детей Севера

Ненецкие сказки и игры.

4

2

Спортивно

развлекательная

эстафета        в спортивном зале “Мал, да удал!”

Итого

60

12

72

Содержание образовательной деятельности по реализации

Состоит из 3 –х блоков:

  • I блок: Человек и семья; ознакомление с предметами ближайшего окружения и формирование словарного запаса;
  • II блок: Ознакомление с природой (экологический календарь ненцев); флора и фауна Ямала.
  • III блок: Ознакомление с устным народным творчеством народов Крайнего Севера;

базируется на следующих положениях:

  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса, т.е. программный материал, располагается в единой последовательности с учетом возрастающей детской компетентности;
  • Рациональное сочетание разных видов, адекватный по возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

Программа «Северные родники», реализуется непосредственно - образовательной деятельности 2 раза в неделю старшей группе. Продолжительность занятий соответствует санитарным нормам и правилам 20-25 минут.

  1. Планируемые результаты

К концу года у детей должен быть следующий набор знаний, умений и навыков:

Высокий уровень:

К концу года дети 5 - 6 лет должны знать:

  • название своего посёлка, улиц, символика Ямальского района;
  • название округа, его столица и символика;
  • о животных, живущих на территории ЯНАО (белый медведь, черно-бурая лисица, волк, норка, заяц – беляк, лемминг, песец, рысь);
  • о птицах, обитающих на территории ЯНАО (ворона, гусь, белая сова, лебедь, журавль, лебедь-кликун, кулик, чайка (холей), гагара, куропатка);
  • о видах рыб (осетр, ряпушка, щука, муксун, нельма, хариус, налим);
  • ягод и грибов (княженика, черника, подосиновик, сыроежка, волнушка);
  • о полезных ископаемых ЯНАО (бурый уголь, песок, гравий);
  • о        насекомых        (шмель,        жужелица,        комар-долгоножка,        бабочки:        бражник        и крапивница);
  • названия народов Крайнего Севера (ханты, ненцы);
  • об одежде Народов Крайнего Севера;
  • о        национальных        видах        деятельности        Народов        Крайнего        Севера        (охота, оленеводство, рыболовство);
  • названия деревьев (ель, сосна, тальник, кедр, лиственница, береза),
  • цветущие растения Ямала;
  • о сезонных изменениях в природе;
  • правила поведения в природе (не мусорить, ходить по тропинкам, не шуметь, подкармливать птиц).

Средний уровень: Иметь представление:

  • об устном народном творчестве Ямала и о Ямале

Низкий уровень: затрудняется даже с помощью взрослого.

Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий»

  1. Условия реализации программы

В ДОУ созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Материально-техническое оснащение и оборудование в детском саду соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования.

Организация предметно - развивающей среды

В ДОУ создано пространство, которое используется в воспитательно – образовательных и оздоровительных целях, через различные виды детской деятельности, что позволяет детям развиваться, знакомит с миром прекрасного, является источником знаний и опыта. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей.

При организации развивающей предметно-пространственной среды в рамках реализации Программы соблюдаются следующие принципы:

  • насыщенность;
  • вариативность;
  • доступность среды;
  • безопасность среды.

Примерный перечень оборудования, пособий, игрушек развивающей предметно-пространственной среды групп:

Развивающая предметно-пространственная среда старших групп:

  • картотека предметных и сюжетных картинок по изучаемым темам;
  • материал для детского ручного труда (бисер, кожа, мех, природный материал и др.);
  • иллюстрации узоры этнической направленности;
  • народные игрушки;
  • тематические папки-раздвижки;
  • серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей);
  • символика города, ЯНАО (флаги, значки, герб и др.);

Техническая        поддержка:        ИКТ,        мультимедийное        сопровождение        воспитательно- образовательного процесса.

  1. Формы аттестации

С целью контроля знаний воспитанников и проверки результативности обучения применяются такие формы, как:

  • фронтальные и индивидуальные формы работы;
  • занятия повторения;
  • проведение обще-детсадовских мероприятий в течении года;
  • проведение подвижных и дидактических игр;
  • проведение открытых занятий;
  • проведения конкурсов.
  1. Оценочные материалы

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в        спонтанной        и        специально        организованной        деятельности.        Инструментарий        для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,

построения        его        образовательной        траектории        или        профессиональной        коррекции особенностей его развития);

  1. оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Мониторинг проводится два раза в год (в октябре и марте).

Ф.И.

ребёнка

Ознакомление с предметами ближайшего окружения и формирование словарного запаса

Национальное

передвижное жилище – чум.

Знает и называет предметы домашнего обихода в

тундре

Знает быт, культуру и традиции коренных жителей

Ямала

Знает о многонациональности жителей

современного Ямала

Ознакомление с природой (экологический календарь ненцев);

Знает географическое положение округа, может показать на карте

Знает климатические условия и

особенности округа

Знает флору и

фауну края

. Имеет

представление о Красной книге Ямала. Называет животных и

растения, занесенные в Красную книгу Ямала

Знает и называет природные ископаемые Ямала

Ознакомление с художественной литературой народов Крайнего Севера;

базируется на следующих положениях:

Называет писателей Ямала

Устное народное

творчество Ямала

Ненецкий писатель

Леонид Васильевич

Первый        ненецкий композитор                ЯНАО

Семён        Николаевич Няруй

Лапцуй

Оценка уровня развития:

  1. балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
  2. балла – отдельные компоненты не развиты;
  3. балла – соответствует возрасту;
  4. балла - высокий
  1. Методические материалы

Условия реализации Программы

Состав группы: 8-10 воспитанников Форма обучения: очная

Форма занятий. При работе по данной программе используются групповая и индивидуальная форма работы.

Принципы и подходы к формированию Программы:

  • учёт возрастных особенностей дошкольников;
  • последовательность в воспитании и образовании дошкольников (система работы);
  • взаимодействие семьи, ДОУ, и социума в условиях организованной среды;
  • взаимосвязь образовательной деятельности, воспитания и творчества детей.

Целевые ориентиры освоения Программы:

У ребёнка:

  • сформирован интерес к культурному наследию региона;
  • сформировано бережное отношение к родному краю, к родной стране России;
  • проявляется интерес к природным явлениям родного края, формируется доброе отношение к природным объектам нашего окружающего мира;
  • проявляется интерес к быту, культуре и традициям коренных жителей нашего региона – ненцам;
  • сформировано чувство гордости за своих родителей и людей, живущих в нашем городе, крае.

Раздел №3. Список литературы

  1. Кокорева Н. Я. Ненецкий язык в детском саду: пособие для воспитателей дошк. образ.учрежд.- СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008
  2. Кокорева Н. Я. «Лаханако тохолкудм’’» - «Учусь говорить». с. Яр-Сале, 2001г.
  3. Кокорева Н. Я. «Ненецкий язык в детском саду». С-П,. «Просвещение», 2008г
  4. Коломацкая И.А. «Нравственно – эстетическое воспитание старших дошкольников на наследие родного края», - Омск: Вариант – Омск, 2007;
  5. Кондрыкинская        В.        «С        чего        начинается        Родина»        (Опыт        работы        по патриотическому воспитанию в ДОУ), – М: ТЦ Сфера, 2003;
  6. Окотэтто Е. Н. «Ненецкий язык в детском саду», С-П,. «Просвещение».
  7. Окотэтто Е. Н. «Ненецкие подвижные игры в детском саду». С-П,. «Просвещение».
  8. Бармич М.Я. Картинный словарь ненецкого языка. Пособие для уч-ся нач. кл. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение».2002. – 183 с.: ил.
  9. Саблина В. А.        «Едэйко». Учебно-методическое пособие на ненецком и русском языках. Санкт-Петербург «Просвещение» 2008г.
  10. Лапцуй Л. «Тундра»: стихи и поэма /, перевод с ненецкого; [ред. Г.Г. Чапчахова;
  11. Бармич М.Я. «Ебцотако тохолку». Малыш учится: Ненецкий язык в картинках. Учеб. пособие        для        ненецких        детск.        садов        и        нач.        школ.        –        СПб.;        отд-ние        изд-ва

«Просвещение», 2000. – 96 с.ил.

  1. Приходько        М.С. «Хомаку». Картинный словарь русско-ненецского языка. Санкт- Петербург, «Морсар АВ», - 2000. – 192 с., 855

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Веселые завитушки»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей дошкольного возраста «Цветик - семицветик»

Предлагаемая программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию художествен...

Дополнительная общеразвивающая программа по ранней профориентации детей дошкольного возраста "Академия профессий"

Каждый ребёнок мечтает о том, кем он станет в будущем. В дошкольном возрасте малыш получает представление о мире профессий в процессе познания мира.  В дошкольном возрасте важно расширять его пре...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный квадрат» для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Дошкольный возраст – яркий, неповторимый период в жизни каждого человека. Именно в это время устанавливается связь ребёнка с миром людей, природой, миром предметов. Ребёнок приобщается к культур...

Методическая разработка "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ТИКО - Фантазёры» для детей дошкольного возраста"

1. Пояснительная записка Программа «ТИКО - фантазёры» имеет научно-познавательное направление и реализуется на занятиях кружка моделирования «ТИКО - фантазёры».Актуальность и п...

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности «Золотой ключик»

Программа «Золотой ключик» направлена на:- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития речи, инициативы и...