Рабочая дополнительная общеразвивающая программа «Северные родники» Для детей дошкольного возраста 5 - 6 лет
рабочая программа
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа «Северные родники» Для детей дошкольного возраста 5 - 6 лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 251.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Салемальский детский сад «Золотая рыбка»
Принято
На заседании Совета Педагогов Детского сада «Золотая рыбка»
Протокол №1 от 30 «августа» 2023 г.
Утверждено Заведующей Детским садом «Золотая
рыбка»
/Гедиева М.Б. от «01» сентября 2023 г. Приказ № 215-ОД
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа
«Северные родники»
Для детей дошкольного возраста 5 - 6 лет
(Срок реализации - 1 учебный год)
Составила: Лапшина А.А.,
воспитатель
с. Салемал, 2023
Содержание
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программ» 3
Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий» 8
- Календарно-учебный график 8
- Условия реализации программы… 9
- Формы аттестации 9
- Оценочные материалы… 10
- Методические материалы… 11
Раздел №3. Список литературы 11
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программ»
Пояснительная записка
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человек-знание. Данная рабочая образовательная Программа «Северные родники» (далее – Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами дошкольного образования в частности: Закон ЯНАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» №1579 от19. 06.2013г. в соответствии с требованиями к содержанию статьи 7, что содержание образования в автономном округе должно полностью соответствовать требованиям, определяемым федеральным законодательством, с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей автономного округа; с учётом географического положения автономного округа, экологической ситуацией, сложившейся на его территории, а также этнической структуры населения содержание образования должно быть также ориентировано на:
- содействие овладению знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими безопасность её жизни и трудовой деятельностью в условиях Крайнего Севера;
- формирование экологического восприятия мира, навыков и умений экологического взаимодействия с ним;
- формирование любви к природе Ямала, знания его истории, уважения к национальным и культурным традициям народов, его населяющих.
Программа предназначена для изучения основ краеведения Ямало-Ненецкого автономного округа и является национально-региональным компонентом. Богатейший материал о крае позволит нынешним дошкольникам расширить свой кругозор и с любовью относится ко всему, что их окружает. Программа направлена на расширение познавательной сферы детей: туристско-краеведческая, то есть — это знакомство с фольклором, играми, традициями и обычаями народов Крайнего Севера.
Программа рекомендуется для работы с детьми от 5 до 7 лет в дошкольных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа и адресована воспитателям ДОУ.
Актуальность программы «Северные родники» заключается предоставление дополнительного образования для детей попробовать себя в очной форм в организаторских, исследовательских, информационных сферах деятельности. Изучение истории своего края является неотъемлемой частью патриотического и государственного воспитания в условиях сельской местности.
Концепцией за основу взяли интегрирование воспитание, которое объединяет, соединяет знания, умения и навыки по краеведенью, культурологии, мастерству экскурсовода в единое целое, на основе чего и формируется у детей целостность восприятия мира.
Интерес изучения родного края состоит из ориентации развития личности в воспитанниках, необходимость заполнения его целость мира положительными моментами в жизни. Краеведенье способствует к появлению лучших качеств ребенка: доброта, отзывчивость, трудолюбие, милосердия, стремление помочь ближнему.
Отличительная особенность предоставленного курса в том, что, главным материалом для изучения, его смысловыми единицами является памятники края и села, сооружения, топонимы, музейные экспозиции, семейные архивы, дошедшие до наших
дней и свидетельствующие о разных сторонах жизни село Салемал. Ранее приобщение к краеведческой работе, включения ребенка в личностно-значимою творческую деятельность с целью развития творческих способностей.
Новизна дополнительной программы «Северные родники» заключается в том, что воспитанники, не теряя свои задатки культуры, они её расширяют и углубляют круг знания с вязаных с знаниями краеведенья, культурологии, информационных технологий.
С использованием приемов «Виртуальная экскурсия», которая способствует заинтересованности детей к родному краю через современные мультимедийные технологии.
Адресат программы являются дети в возрасте 5-6 лет. Программа «Северные родники» рассчитана на любой статус детей, имеющие любые творческие и интеллектуальные способности.
Вся группа посещает краеведенье «Северные родники».
Объем программы предусматривает теоретические, практические занятия, рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения – очная, уровень программы – базовый.
Особенности организации образовательного процесса имеет развивающий характер, направленный на реализацию и способностей детей, на создание ситуации успеха обеспечение комфортности воспитании дошкольника.
Занятия построены, через основную форму – игру, поэтому в ней всегда присутствует живое общение, ставя проблемную ситуацию дошкольник заинтересован к поиску решения задач с помощью разумного сочетания самостоятельной деятельности, дозированной помощи и взаимодействия под руководством воспитателя. Использование разных методов в воспитание и обучение занятий выводит дошкольника за рамки привычного воспитательно-образовательного процесса, расширяет кругозор и дает возможность для духовного роста и продуктивного общения с воспитанниками.
Расширяя и приобретая все больше знаний и навыков у дошкольников, формируется исследовательская деятельность.
Совместная работ над исследовательской работой дошкольников приобщаем мыслить системно, планировать свои действия и предвидеть результат, дает возможность применять полученные знания для познания нового, личностного значимого продукта. Этот продукт юный исследователь выносит на обсуждение, участвуя в конференциях и конкурсах различного уровня, приобретая азы конкурсного участия, учится достойно принимать поражения, делать из них конструктивные выводы. Со временем появляется психологическая закалка и приобретенные знания позволяющие оценивать свои силы и выпускники детского сада в дальнейшем в школе имеют меньшие страхи перед конкурсами.
Воспитательно-образовательная деятельность ведется поэтапно и дифференцированно, с учетом уровня подготовки воспитанника.
Внимание так же в учебном плане большое уделяется патриотическому воспитанию и просветительских качеств, воспитанию толерантности к любому проявлению духовной, нравственной жизни. Воспитанник должен делится своими знаниями, духовными
«наработками», открытиями с теми, кто готов их слушать и учиться у них. Поэтому в этом случаи необходимы: беседы, игры, экскурсии, ориентированные на возрастные особенности дошкольника.
Формы реализации воспитательно-образовательной деятельности – традиционная. Традиционная модель представляет собой линейную последовательность освоения программы в течения года или нескольких лет воспитания в данном дошкольном упреждение.
Организационные формы воспитательно-образовательной деятельности сформированы в группы одного возраста, так же работа может и проводится индивидуально или всем составом группы, так же общие мероприятия могут проводится разновозрастной группой.
Теоретические занятия проводится в основном в форме: беседы, экскурсий, познавательных игр, встреч с интересными людьми, просмотр документальной информации через использование ИКТ-технологий.
Программа предусматривает участи в конкурсах, проведение и участие в массовых мероприятиях в ДОУ, и по взаимодействию со спонсорами.
На практических занятиях дошкольники приобретают навыки игр, расширение кругозора, вещественным музейным материалом, документами, литературой и т.д.
Вся воспитательно-образовательная деятельность ведется в тендеме с родителями дошкольников.
Режим занятий – два раз в неделю продолжительность НОД 20 минут в соответствии с расписанием, во второй половине дня.
Общее количество занятий в течение учебного года-70 ч.
Цели и задачи.
Цель программы: духовно-нравственное и гражданское воспитание подрастающего поколения, формирование целостных представлений о родном крае - Ямал через различные виды детской деятельности.
Задачи:
- Развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу, осуществляя ознакомление дошкольников с историческим, географическим, природным - экологическим своеобразием и климатическими особенностями родного края - Ямал;
- Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с бытом, трудом, культурой коренных народов Крайнего Севера;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю.
Содержание программы
Учебно-тематический план на 2022-2023 учебный год
Тема | Цель | Количество НОД Теория Практика | Итоговое мероприятие | |
Моя семья | Развитие речевых навыков. Усвоение детьми слов родственной терминологии. | 4 | 2 | Итог НОД: выставка детского творчества «Моя семья». |
Одежда | Знакомство с национальной одеждой народа ненцы. Уточнить представления детей о женской, детской и мужской одежде. | 4 | 2 | Итог НОД: сюжетно-ролевая игра «Одень куклу». |
Чум и предметы быта | Обогащать знания о коренных народах Севера. Уточнить представления о жилище ненцев – чум, предметах быта. | 4 | 2 | Итог НОД: сюжетно-ролевая игра «Изготовление и установка чума». |
Игрушки народа ненцы | Познакомить детей с традиционной игрушкой – «ӈухуко». Учить изготавливать куклу – ӈухуко. Воспитывать доброту и отзывчивость. | 4 | 2 | Итог НОД: выставка детского творчества «Моя любимая игрушка». |
Времена года | Расширять знания об окружающей природе края. Побуждать детей эмоционально воспринимать и понимать содержание стихотворений. | 4 | 2 | Литературная викторина на тему «Времена года». Выставка рисунков «Красота родного края». |
Домашние и дикие животные | Научить детей правильно употреблять существительные в названиях зверей. | 4 | 2 | Итог НОД: аппликация из бересты: «Оленёнок». |
Олень в жизни коренных жителей | Познакомить воспитанников со священным животным Ямала | 4 | 2 | Итог НОД: аппликация из бересты: «Северный олень». |
Орнамент – символическое изображение животных, растений, птиц, явлений природы. | Познакомить детей с изделиями прикладного искусства ненецкого народа; научить детей самостоятельно работать над изготовлением предметов быта из | 4 | 2 | Итог НОД: выставка детского творчества. |
различных материалов. Воспитывать у детей любовь к прикладному искусству народа ненцы. | ||||
Профессии моих родителей. | Все профессии важны, все профессии нужны! | 4 | 2 | Итог НОД: выставка детского творчества «Кем я буду, когда вырасту…». |
Мой посёлок. Экскурсия по главной улице посёлка. Геральдика Ямальского района. | Салемал - самый южный посёлок Ямальского района! | 4 | 2 | Итог НОД: Экскурсия по улицам Салемала «Мой Салемал посёлок маленький». |
«Красная книга Ямала» | Животные и растения Ямала занесённые в Красную книгу. | 5 | 2 | Выставка рисунков “Обитатели Ямала занесённые в Красную книгу” |
Сказки, игры коренных жителей Ямала Национальные игрушки детей Севера | Ненецкие сказки и игры. | 4 | 2 | Спортивно развлекательная эстафета в спортивном зале “Мал, да удал!” |
Итого | 60 | 12 | 72 |
Содержание образовательной деятельности по реализации
Состоит из 3 –х блоков:
- I блок: Человек и семья; ознакомление с предметами ближайшего окружения и формирование словарного запаса;
- II блок: Ознакомление с природой (экологический календарь ненцев); флора и фауна Ямала.
- III блок: Ознакомление с устным народным творчеством народов Крайнего Севера;
базируется на следующих положениях:
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса, т.е. программный материал, располагается в единой последовательности с учетом возрастающей детской компетентности;
- Рациональное сочетание разных видов, адекватный по возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
Программа «Северные родники», реализуется непосредственно - образовательной деятельности 2 раза в неделю старшей группе. Продолжительность занятий соответствует санитарным нормам и правилам 20-25 минут.
Планируемые результаты
К концу года у детей должен быть следующий набор знаний, умений и навыков:
Высокий уровень:
К концу года дети 5 - 6 лет должны знать:
- название своего посёлка, улиц, символика Ямальского района;
- название округа, его столица и символика;
- о животных, живущих на территории ЯНАО (белый медведь, черно-бурая лисица, волк, норка, заяц – беляк, лемминг, песец, рысь);
- о птицах, обитающих на территории ЯНАО (ворона, гусь, белая сова, лебедь, журавль, лебедь-кликун, кулик, чайка (холей), гагара, куропатка);
- о видах рыб (осетр, ряпушка, щука, муксун, нельма, хариус, налим);
- ягод и грибов (княженика, черника, подосиновик, сыроежка, волнушка);
- о полезных ископаемых ЯНАО (бурый уголь, песок, гравий);
- о насекомых (шмель, жужелица, комар-долгоножка, бабочки: бражник и крапивница);
- названия народов Крайнего Севера (ханты, ненцы);
- об одежде Народов Крайнего Севера;
- о национальных видах деятельности Народов Крайнего Севера (охота, оленеводство, рыболовство);
- названия деревьев (ель, сосна, тальник, кедр, лиственница, береза),
- цветущие растения Ямала;
- о сезонных изменениях в природе;
- правила поведения в природе (не мусорить, ходить по тропинкам, не шуметь, подкармливать птиц).
Средний уровень: Иметь представление:
- об устном народном творчестве Ямала и о Ямале
Низкий уровень: затрудняется даже с помощью взрослого.
Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий»
- Условия реализации программы
В ДОУ созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
Материально-техническое оснащение и оборудование в детском саду соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования.
Организация предметно - развивающей среды
В ДОУ создано пространство, которое используется в воспитательно – образовательных и оздоровительных целях, через различные виды детской деятельности, что позволяет детям развиваться, знакомит с миром прекрасного, является источником знаний и опыта. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в рамках реализации Программы соблюдаются следующие принципы:
- насыщенность;
- вариативность;
- доступность среды;
- безопасность среды.
Примерный перечень оборудования, пособий, игрушек развивающей предметно-пространственной среды групп:
Развивающая предметно-пространственная среда старших групп:
- картотека предметных и сюжетных картинок по изучаемым темам;
- материал для детского ручного труда (бисер, кожа, мех, природный материал и др.);
- иллюстрации узоры этнической направленности;
- народные игрушки;
- тематические папки-раздвижки;
- серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей);
- символика города, ЯНАО (флаги, значки, герб и др.);
Техническая поддержка: ИКТ, мультимедийное сопровождение воспитательно- образовательного процесса.
Формы аттестации
С целью контроля знаний воспитанников и проверки результативности обучения применяются такие формы, как:
- фронтальные и индивидуальные формы работы;
- занятия повторения;
- проведение обще-детсадовских мероприятий в течении года;
- проведение подвижных и дидактических игр;
- проведение открытых занятий;
- проведения конкурсов.
Оценочные материалы
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Мониторинг проводится два раза в год (в октябре и марте).
№ | Ф.И. ребёнка | Ознакомление с предметами ближайшего окружения и формирование словарного запаса | |||
Национальное передвижное жилище – чум. | Знает и называет предметы домашнего обихода в тундре | Знает быт, культуру и традиции коренных жителей Ямала | Знает о многонациональности жителей современного Ямала | ||
Ознакомление с природой (экологический календарь ненцев); | |||||
Знает географическое положение округа, может показать на карте Знает климатические условия и особенности округа | Знает флору и фауну края | . Имеет представление о Красной книге Ямала. Называет животных и растения, занесенные в Красную книгу Ямала | Знает и называет природные ископаемые Ямала | ||
Ознакомление с художественной литературой народов Крайнего Севера; базируется на следующих положениях: | |||||
Называет писателей Ямала | Устное народное творчество Ямала | Ненецкий писатель Леонид Васильевич | Первый ненецкий композитор ЯНАО Семён Николаевич Няруй | ||
Лапцуй |
Оценка уровня развития:
- балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
- балла – отдельные компоненты не развиты;
- балла – соответствует возрасту;
- балла - высокий
Методические материалы
Условия реализации Программы
Состав группы: 8-10 воспитанников Форма обучения: очная
Форма занятий. При работе по данной программе используются групповая и индивидуальная форма работы.
Принципы и подходы к формированию Программы:
- учёт возрастных особенностей дошкольников;
- последовательность в воспитании и образовании дошкольников (система работы);
- взаимодействие семьи, ДОУ, и социума в условиях организованной среды;
- взаимосвязь образовательной деятельности, воспитания и творчества детей.
Целевые ориентиры освоения Программы:
У ребёнка:
- сформирован интерес к культурному наследию региона;
- сформировано бережное отношение к родному краю, к родной стране России;
- проявляется интерес к природным явлениям родного края, формируется доброе отношение к природным объектам нашего окружающего мира;
- проявляется интерес к быту, культуре и традициям коренных жителей нашего региона – ненцам;
- сформировано чувство гордости за своих родителей и людей, живущих в нашем городе, крае.
Раздел №3. Список литературы
- Кокорева Н. Я. Ненецкий язык в детском саду: пособие для воспитателей дошк. образ.учрежд.- СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008
- Кокорева Н. Я. «Лаханако тохолкудм’’» - «Учусь говорить». с. Яр-Сале, 2001г.
- Кокорева Н. Я. «Ненецкий язык в детском саду». С-П,. «Просвещение», 2008г
- Коломацкая И.А. «Нравственно – эстетическое воспитание старших дошкольников на наследие родного края», - Омск: Вариант – Омск, 2007;
- Кондрыкинская В. «С чего начинается Родина» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ), – М: ТЦ Сфера, 2003;
- Окотэтто Е. Н. «Ненецкий язык в детском саду», С-П,. «Просвещение».
- Окотэтто Е. Н. «Ненецкие подвижные игры в детском саду». С-П,. «Просвещение».
- Бармич М.Я. Картинный словарь ненецкого языка. Пособие для уч-ся нач. кл. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение».2002. – 183 с.: ил.
- Саблина В. А. «Едэйко». Учебно-методическое пособие на ненецком и русском языках. Санкт-Петербург «Просвещение» 2008г.
- Лапцуй Л. «Тундра»: стихи и поэма /, перевод с ненецкого; [ред. Г.Г. Чапчахова;
- Бармич М.Я. «Ебцотако тохолку». Малыш учится: Ненецкий язык в картинках. Учеб. пособие для ненецких детск. садов и нач. школ. – СПб.; отд-ние изд-ва
«Просвещение», 2000. – 96 с.ил.
- Приходько М.С. «Хомаку». Картинный словарь русско-ненецского языка. Санкт- Петербург, «Морсар АВ», - 2000. – 192 с., 855
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Веселые завитушки»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей дошкольного возраста «Цветик - семицветик»
Предлагаемая программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию художествен...

Дополнительная общеразвивающая программа по ранней профориентации детей дошкольного возраста "Академия профессий"
Каждый ребёнок мечтает о том, кем он станет в будущем. В дошкольном возрасте малыш получает представление о мире профессий в процессе познания мира. В дошкольном возрасте важно расширять его пре...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный квадрат» для детей дошкольного возраста 5-7 лет
Дошкольный возраст – яркий, неповторимый период в жизни каждого человека. Именно в это время устанавливается связь ребёнка с миром людей, природой, миром предметов. Ребёнок приобщается к культур...

Методическая разработка "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ТИКО - Фантазёры» для детей дошкольного возраста"
1. Пояснительная записка Программа «ТИКО - фантазёры» имеет научно-познавательное направление и реализуется на занятиях кружка моделирования «ТИКО - фантазёры».Актуальность и п...
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности «Золотой ключик»
Программа «Золотой ключик» направлена на:- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития речи, инициативы и...

