Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности «Золотой ключик»
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Программа «Золотой ключик» направлена на:

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития речи, инициативы и творческих способностей;      

- создание условий для вовлечения родителей в образовательную деятельность;

- создание единого образовательного пространства «воспитатель – ребенок-родители- специалисты»

- направлена на приобщение дошкольников  к миру искусства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zolotoy_klyuchik.docx245.55 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель Федорович О.Н.

Комитет образования Гатчинского муниципального района

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №26»

Дополнительная общеразвивающая программа

по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

«Золотой ключик»

Возраст обучающихся: 4–7 лет

Срок реализации: 3 года

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете

МБДОУ «Детский сад № 26»

протокол № 1 от 2024г.

Утверждено

приказ № 41 от #1075;

Автор-составитель:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Федорович Ольга Николаевна

Гатчина

2024г

Структура программы

  1. Основные характеристики программы

Паспорт программы

Пояснительная записка

  • Направленность
  • Актуальность
  • Отличительные особенности
  • Адресат программы
  • Объём и срок освоения
  • Форма обучения
  • Режим занятий, продолжительность занятий

Цель и задачи программы

Содержание программы

Планируемые результаты

  1. Организационно – педагогические условия
  1. Календарный учебный график
  2. Условия реализации программы
  3. Форма подведения итогов
  4. Оценочные материалы
  5. Список литературы

  1. Основные характеристики программы

  1. Паспорт программы

Место реализации: МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №26»

Название программы: «Золотой ключик»

Руководитель программы: Федорович Ольга Николаевна

Вид программы: обучающая

Направление деятельности: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Срок реализации программы: 3 года

Количество и периодичность НОД: дополнительная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю.4 НОД в месяц

Возрастная категория: дети 4–7 лет

Форма организации деятельности: групповая

Продолжительность занятия: Длительность практических мероприятий зависит от возрастных особенностей детей:

средняя -20минут,старшая и подготовительная к школе группы 25–30 минут.

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Золотой ключик» разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный закон Российской Федерации от 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р),
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629),
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от года № 09-3242),
  • Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ от №ДГ-245/06,
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от г. № 28),
  • Устав МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №26»

Программа «Золотой ключик» соответствует принципу развивающего образования и разработана на основе:

  • М. И. Родина, А. И. Буренина «Кукляндия» Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности.
  • Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду» Пособие для работников дошкольных учреждений

  • Направленность программы

Программа «Золотой ключик» направлена на:

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития речи, инициативы и творческих способностей;

-создание условий для вовлечения родителей в образовательную деятельность;

- создание единого образовательного пространства «воспитатель – ребенок-родители- специалисты»

-направлена на приобщение дошкольников к миру искусства.

  • Актуальность

Снижающийся уровень культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными фильмами и мультфильмами - всё это способствует приближению языковой катастрофы. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития .Программа реализуется в рамках образовательной области «Речевое развитие», которое согласно ФГОС ДО «предполагает развитие свободного общения с взрослыми и детьми; овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи; воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи; воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия…».

Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

  • Отличительные особенности

Отличительной особенностью программы «Золотой ключик» является то,

что она даёт возможность каждому ребёнку с разными способностями

реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном

исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы

костюма, музыкальное сопровождение.

Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную, физическую. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.

Программа сохраняет эмоциональную близость между членами семьи. Важно участие родителей в театральных постановках, в которых взрослые и дети являются равноправными участниками.

Программа «Золотой ключик» включает элементы образовательных технологий:

  • технологии проектной деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии,
  • личностно-ориентированные технологии взаимодействия педагога и детей
  • игровая технология
  • Здоровьесберегающие технологии: артикуляционная гимнастика, мимическая гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры со словами, гимнастика для глаз, динамические паузы, физкультминутки.

  • Адресат программы

Программа предназначена для детей в возрасте 4–7 лет.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов, которые должны быть использованы при написании программы.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

Возрастные особенности детей 4-5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких – либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных. Интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывает ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при 7 взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важным его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим.

Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности,

соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа – Я ребенка, его детализацией.

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.

Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. 9 Совершенствуется грамматический строй речи.

Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.

Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений).

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Дети 6—7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. Часто они пытаются скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, то есть такого поведения, для которого характерны устойчивость, неситуативность. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: дети могут сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. В выборе линии поведения ребенок учитывает свой прошлый опыт, нравственные представления и оценки, мнение окружающих. Эти элементы произвольности очень ценны. Но у дошкольника они еще только складываются, и подходить с высокими требованиями к произвольному постоянному управлению ребенком своей активностью еще преждевременно.

Развивающаяся способность к соподчинению мотивов свидетельствует о формирующейся социальной направленности поведения старших дошкольников. Предметная деятельность постепенно утрачивает для них свое особое значение. Дошкольник начинает оценивать себя с точки зрения своей авторитетности среди других (сверстников, взрослых), признания ими его личных достижений и качеств. Формируются достаточно устойчивая самооценка (представления о себе — «Кто я?» и оценка — «Какой я?») Общение детей с взрослыми приобретает внеситуативноличностную форму, максимально приспособленную к процессу познания ребенком себя и других людей.

Дети охотно обсуждают с взрослым поступки людей, их качества, мотивы действий. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений. Личностная форма общения становится способом обогащения социальных представлений, ценностных ориентации, познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, познания ребенком своего собственного внутреннего мира. Особенностью детей 6-7 лет является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.

На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность- индивидуальной. Возрастает интерес к личности сверстника, устанавливаются отношения избирательной дружбы и устойчивой взаимной

симпатии. Узы дружбы связывают преимущественно детей одного пола, но начинает проявляться особое внимание и симпатия между отдельными мальчиками и девочками. Мальчики оказывают девочкам личное расположение, дарят подарки, угощают, предлагают помощь.

В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет большое значение для социального развития детей и готовности к школьному обучению.

Значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно- строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. Достаточно отчетливо проявляются избирательные интересы в выборе игр, индивидуальные предпочтения, особенности игр мальчиков и девочек.

Проявляются индивидуальные черты в игровом поведении: дети-режиссеры, дети- исполнители/артисты, дети- сочинители игровых сюжетов, предпочитающие игровое фантазирование. Опираясь на характерную для этого возраста потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует словесное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде. Все это - обязательные элементы образа детей 6 -7 лет в детском саду.

  • Объём и срок освоения

Программа «Золотой ключик» рассчитана на 3года обучения.

  • Режим занятий, продолжительность занятий

Практические мероприятия по данной программе проводятся в вечерний отрезок времени один раз в неделю. Продолжительность мероприятия зависит от возрастных особенностей детей и требованиям СаНПиН к организации образовательной деятельности детей: для детей 4-5 лет – 20 минут; для детей 5-6 лет- 25 минут; для детей 6-7 лет – 30 минут.

  • Форма обучения – очная

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий, способствующих развитию речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности .

Задачи:

  • Образовательные:

#1055;ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);

Знакомить с приемами вождения различных кукол (поэтапно);

#1059;чить имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека, вступать в ролевое взаимодействие с персонажами;

#1055;риобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Гатчина.

4.Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими

  • Развивающие:

#1056;азвивать мышление, память, воображение, внимание детей.

#1056;азвивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, компоненты речи: голос, ритм, темп, интонацию; связную образную речь, творческую фантазию.

  • Воспитательные:

#1042;оспитывать умение сотрудничать с другими детьми и взрослыми.

#1042;оспитывать самостоятельность и активность детей в театральных играх.

#1042;оспитывать нравственные качества детей.

  1. Содержание программы

В основу содержания Программы положены основные принципы:

#1055;ринцип индивидуального подхода к детям – ориентация на индивидуальные особенности ребенка в педагогическом общении с ним.

#1055;ринцип сотрудничества – взаимосвязь ребенка и педагога.

#1055;ринцип интегративности – взаимосвязь с различными видами деятельности.

#1055;ринцип систематичности и последовательности – такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.

5. Принцип доступности – обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно.

#1055;ринцип проблемного обучения – дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.

Методы, используемые при организации практических мероприятий:

1. Словесный метод используется при беседе, рассказе, при анализе музыкального или художественного произведения.

2. Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий, видеоматериалов.

3. Практический – непосредственная импровизация, игры.

Содержание занятий по театрализованной деятельности:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации, упражнения для социально эмоционального развития детей, коррекционно-развивающие игры;
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • Игры-превращения, образные упражнения;
  • Упражнения на развитие детской пластики;
  • Ритмические минутки;
  • Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;
  • Упражнение на развитие выразительной мимики, элементы и искусство пантомимы;
  • Театральные этюды;
  • Отдельные упражнения во время драматизации (игры-имитации образов животных, людей, литературных, персонажей; ролевые диалоги на основе текста);
  • Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями и т.д.;

Учебно-тематическое планирование 1год обучения

по развитию речи посредством театрализованной деятельности «Золотой ключик»

Месяц

Тема

Задачи

Содержание

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Диагностика по развитию речи.

Цель: Выявление уровней владения речевыми умениями и навыками

«Здравствуй, театр!»

Продолжать формировать представления детей о театре; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

#1041;еседа «Здравствуй, театр!»

#1042;споминаем сказку «Репка». Инсценировка сказки «Репка»

3. Театрализация по песне «Огородная – хороводная»

Папка-передвижка

«Значение театра в жизни ребёнка»

Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет».

Октябрь

Театр на фланелеграфе по сказке Сергея Михалкова «Три поросёнка»

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Учить детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать своё настроение.

Мимика – «Подбери маску»

Показ сказки «Три поросёнка» на фланелеграфе.

Жесты – этюды на выразительность жестов.

Артикуляционная гимнастика «Жил –был язычок».

Чистоговорка

Су-су-су – дикие животные живут в лесу

Олк-олк-олк – в лесу бродит волк

Олки-олки-олки – воют злые волки

Ов-ов-ов – не боимся мы волков.

Просмотр мультфильма «Три поросёнка», разучивание песенки поросят.

«Инсценировка «Винегрет»

Вызвать у детей симпатию к героям сказки. Воспитывать у детей желание выступать перед родителями. Развивать речь.

Показ сценки для родителей на осеннем празднике.

Приглашение родителей на осенний праздник.

Ноябрь

Проект .Профессия «Шофёр»

Настольный театр «Как гуси учились переходить дорогу…»

Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать потешку «Жили у бабуси два весёлых гуся»…, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Настольный театр «Как гуси учились переходить дорогу…»

Игра викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?»

Консультация «Что читать детям 4-5 лет!»

Театрализованная игра «Лиса и дрозд».

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Познакомить с многообразием кукольных театров.

Артикуляционная гимнастика; игра «Мы листики осенние»;

.Театрализованная игра «Лиса и дрозд».

.Выражение основных эмоций: этюды «Тили-тили, тили бом»

Инсценировка сказки «Теремок»

Беседа «Разнообразие театров»

Квест- игра с родителями и детьми «Сказочный сундук»

Декабрь

Театр Бибабо по сказке

«Лисичка-сестричка и волк»

Вызвать интерес к театрализованной деятельности .Продолжать формировать умение детей передавать образы героев сказки

Знакомство со сказкой «Лисичка –сестричка и волк»

заучивание слов лисы и волка

-дыхательные упражнения

-распределение ролей

Артикуляционная гимнастика;

Изготовление с детьми творческих поделок по сказке.

Выставка работ по сказке «Лисичка-сестричка и волк»

Конкурс лучших чтецов

Продолжать учить рассказывать стихотворения выразительно, проникновенно.

Конкурс лучших чтецов

. Чтение зимних стихотворений наизусть – основа актёрского мастерства.

Буклет

«Как вести себя в театре?»

Пантомима-это что?

Учить детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать походку животных.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Артикуляционная гимнастика;

Игра «Угадай, что я делаю?»

игра «Чудесные превращения»

Экскурсия выходного дня. Посещение ЦТЮ.

Январь

Инсценировка сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

развитие речи и творческих способностей у детей через инсценировку сказки «Лисичка-сестричка и серый волк.

Сценка сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Экскурсия выходного дня. Посещение ЦТЮ.

Чистоговорки

Развивать речь детей и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Развивать умение выражать свои эмоции жестами, мимикой.

Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Разучивание музыкальных чистоговорок.

Упражнение на развитие воображения

«Фантазеры»

Родительское собрание «Значение театрализованных игр для развития речи детей средней группы»

Февраль

Штоковый театр по сказке «Рукавичка»

Вызвать интерес к театрализованной деятельности .Формировать импровизационные навыки в передаче игрового образа. развитие речи и творческих способностей у детей через инсценировку сказки «Рукавичка». продолжать формировать умение детей передавать образы героев сказки

Знакомство детей с новым видом театра.

Показ сказки.

Разучивание диалога между героями сказки.

Помощь в иготовлении декораций и костюмов к сказке «Рукавичка!»

Игра драматизация сказки «Рукавичка»

Воспитывать у детей желание выступать. Развивать диалогическую речь.

Показ сказки для детей младшей группе с музыкальным сопровождением..

У страха глаза велики» - театр на лопатках.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, учить в жестах и движениях передавать зимние явления природы (кружение снежинок, вьюги, метели).Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

1. Артикуляционная гимнастика

2Театрализованные этюды «Зимушка, зима!»

3. «У страха глаза велики» - театр на лопатках.

4. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

Консультация

«Чистоговорки помогают детям красиво говорить!»

Март

«Здравствуй, весна –красна»

Продолжать учить рассказывать стихотворения выразительно, проникновенно.

Работа над речевой выразительностью.

Учить разыгрывать несложные представления, применяя для воплощения образа выразительность жестов.

Развивать умение выражать свои эмоции жестами, мимикой..

. #1058;еатрализованные этюды «Весна!»

2. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

#1063;тение стихов о весне.

4. Жесты – этюды на выразительность жестов.

Папка-передвижка

« Театр- дома!»

Сценка на празднике 8 марта для мам «Настоящие джентельмены!»

Воспитывать у детей желание выступать перед родителями. Развивать речь.

Сценка на празднике 8 марта для мам «Настоящие джентельмены!»

Приглашение родителей на праздник.

Апрель

Театр шагающей игрушки.

Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»

Познакомить детей с новой сказкой «Заюшкина избушка». Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки , активизировать словарь, развивать речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Показ сказки «Заюшкина избушка»

Разучивание слов лисы «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!»

Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка».

Помощь в изготовлении декораций к сказке, изготовление афиши по сказке.

Драматизация сказки

«Заюшкина –избушка»

Развивать способности к творческому перевоплощению, умение свободно держатся при выступлении;

Развивать у детей память, диалогическую речь.

Показ сказки «Заюшкина избушка» для родителей.

Приглашение родителей на премьеру сказки.

Май

Итоговое занятие

«Посмотрите, я- актёр!»

Что мы умеем делать?

Учить детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать своё настроение.

Игра-пантомима «Поиграем-угадаем» А.Босеева.

Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре»)

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса;

Диагностика

Учебно-тематическое планирование 2год обучения

по развитию речи посредством театрализованной деятельности «Золотой ключик»

Месяц

Тема занятия

Задачи

Содержание

Работа с родителями

сентябрь

Диагностика по развитию речи

Выявление уровней владения речевыми умениями и навыками

проблемная ситуация, наблюдение

А Анкетирование

родителей

«Актуальность развития речи детей в дошкольном возрасте»

Знакомство с театральными профессиями

Экскурсия в ЦТЮ.

Формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

Экскурсия в ЦТЮ.

Родительское собрание «Формирование правильной речи детей шестого года жизни»

ОКТЯБРЬ

Сказку ты, дружок, послушай !

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.

Чтение чистоговорок «Сел мышонок на маслёнок» с разной силой голоса.

Упражнения «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок».

Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат».

Чтение сказки «Под грибком». Беседа о прочитанной сказке.

Игра на развитие внимания.

«Будь внимателен»

Самодельная книжка –малышка». Изготовление книжки вместе с родителями.

Разучивание ролей «Под грибом».

Сочинение загадок и изготовление карточки о грибах.

Сюжетно – ролевая игра «Театр».

Расширить представления детей о профессиях людей, работающих в театре: режиссер, актер, гример, костюмер, кассир, буфетчица, контролер; закрепить правила поведения в театре; 2)формировать игровую деятельность: а) развивать сюжет,б) умение взаимодействовать по ходу игры, осуществлять замысел, распределять роли, планировать, подбирать атрибуты, оборудовать место игры; 3)формировать умение устанавливать взаимоотношения в игре; воспитывать культуру поведения в театре.

Распределение ролей, игра

Игры на развитие диалогической речи «Веселые диалоги», «Диалогические скороговорки»

Артикуляционная гимнастика «Часики», «Кружочек», «Уточка», «Прятки». Упражнение на речевое дыхание «Спать хочется»

Упражнение на развитие умения изменять силу голоса «Тихо-громко

Привлечь родителей к изготовлению декораций к сказке «Под грибком»

. Драматизация сказки «Под грибком»

Вызвать у детей симпатию к героям сказки. Воспитывать у детей желание выступать. Развивать связную речь.

Показ сказки для родителей.

Приглашение родителей на премьеру сказки.

сказка «Волк и семеро козлят

Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Упражнения на дыхание, на артикуляцию «Капризуля», «Колокольчики». Работа над скороговорками «Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу».

Чтение сказки «Волк и и семеро козлят». Беседа о прочитанной сказке.

Консультация «папка - раскладушка» «Играйте вместе с детьми»

НОЯБРЬ

Чистоговорки.

Развивать чувства ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.

#1040;ртикуляционная гимнастика «Улыбка», «Домик открывается», «Хоботок», «Язык здоровается с верхней губой».

#1055;роговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми со звуком «З».

#1050;оллективная продуктивная работа. Аппликация к сказке

. «Волк и семеро козлят»

Памятка для родителей «Чистоговорки, скороговорки для развития речи»

Обыгрывание эпизодов сказки

Работать над выразительностью. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Упражнение на развитие интонационную выразительность: «Волк и Коза». «Коза и козлята»

Отгадывание загадок о животных.

Обыгрывание эпизодов сказки (мини-спектакль) «Волк и семеро козлят».

Изготовление костюмов к сказке «Волк и семеро козлят на новый лад»

Репетиция сказки «Волк и семеро козлят на новый лад»

Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь

Премьера сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» на празднике для наших мамочек в ноябре.

Вызвать у детей симпатию к героям сказки. Воспитывать у детей желание выступать. Развивать связную речь.

Инсценировка сказки для мам .

Приглашение родителей на премьеру сказки.

ДЕКАБРЬ

Разыгрывание этюдов

Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Беседа на тему «Что такое этюд?»

Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Утешение».

Упражнение на силу голоса «Многоэтажный дом»

Этюд «Что я делаю?» «Назови действие»

Консультация «папка - раскладушка» «Играйте вместе с детьми»

Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель»

Воспитывать интерес к сказкам, развивать фантазию. Накапливать запас художественных произведений.

Учить детей владеть куклами марионетками.

Упражнения на дыхание «Эхо», «Пьем чай», «Колокольчики»

Этюд на развитие выразительной мимики

Игра «Волшебное зеркало»

Посещение новогодних представлений в театре ЦТЮ. Просмотр сказки «Двенадцать месяцев»

Развивать у детей интерес к сценическому мастерству.
Активизировать познавательный интерес к театру.
Воспитывать у детей “зрительскую культуру”.. Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.

Беседа о театре.

Театр выходного дня.-посещение ЦТЮ. После просмотра сказки выполнить творческие поделки.

ЯНВАРЬ

Настольный

театр «Заюшкина избушка»,

Учить детей выражать основные эмоций.

Этюд «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил».

Изготовление атрибутов к сказке, приобретение кукольного театра«Заюшкина избушка»,

Продолжать знакомство театром масок. Стихотворение В. Антоновой «Зайки серые сидят».

продолжить знакомить детей с видом театральной деятельности – театром масок; развивать творческий интерес. продолжить учить детей слушать стихотворения, следить за выразительностью образа.

Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный язычок»,

Подготовка масок для зайчат (каждый ребёнок готовит для себя маску, закрашивает готовую заготовку

ФЕВРАЛЬ

Сказка «Красная шапочка»

Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Чтение сказки «Красная шапочка»». Беседа о прочитанной сказке.

просмотр мультфильмов «Петя и красная шапочка», «Машины сказки – Красная шапочка», «Красная шапочка и Серый волк», «Серый Волк энд Красная Шапочка»

-слушание музыкальных произведений аудиозапись песенки «Песенка Красной шапочки», «Звуки леса».

Рисование сказки «Красная Шапочка» «Мой любимый эпизод»

Обыгрывание эпизодов сказки

Работать над выразительностью. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Упражнение на развитие интонационную выразительность: «Волк и Красная Шапочка». «Волк и бабушка»

Отгадывание загадок о животных.

Обыгрывание эпизодов сказки (мини-спектакль) «Волк и Красная шапочка

Участие родителей в изготовлении костюмов и декораций к постановке сказки «Красная шапочка».

Репетиция сказки «Красная Шапочка»

Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь

Физкультминутки:«Лесная лужайка», «Красная шапочка к бабушке шла»

- продуктивная деятельность

Аппликация «Красная шапочка»

Консультация «Развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности»

МАРТ

Показ сказки «Красная Шапочка» для мам и бабушек ко дню 8 марта

Развивать способности к творческому перевоплощению, умение свободно держатся при выступлении;

Развивать у детей память, монологическую и диалогическую речь.

Инсценировка сказки для мам и бабушек.

Премьера сказки «Красная Шапочка» и показ родителям

Скороговорки на развитие дикции.

Логоритмические песенки.

Развивать чёткую, правильную дикцию.

Развивать слуховое внимание и память.

Совершенствовать интонационную выразительность.

Артикуляционная гимнастика «Часики», «Загоним мяч в ворота», «Лопаточка», «Заборчик», «Губы круглые, как бублики».

Упражнение на речевое дыхание «Надуй шарик».

«Игрушки»

Агнии Барто

Развивать творчество в процессе выразительного чтения стихотворения; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений мимикой, жестами.

Знакомство с понятием «Интонация».

Беседа. Упражнения и игры на отработку интонационной выразительности.

Диалогическая скороговорка « Краб крабу сделал грабли,

Подал грабли крабу краб:

— Грабь граблями гравий, краб».

Выразительное чтение стихов А.Барто

Памятка «Телевизор – друг и враг»

Театр на руке – варежковый)

Сказка «Лиса и кувшин».

Учить детей исполнять средства выразительности мимикой и интонацией

Знакомство с содержанием сказки, рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки.

Апрель

Театр БИ-БА-БО. Сказка «Маша и медведь»

Продолжать знакомить детей с видами театра, развивать диалогическую речь.

Мимические этюды: «Сердитый медведь», «Весёлая Маша», «Бабушка грустная», «Дедушка плачет»

Обыгрывание сказки «Маша и медведь»

Индивидуальные рекомендации «Читаем и рассказываем сказки»

Знакомство с видом театральной деятельности – куклами – Петрушками.

продолжать знакомить детей с различными видами театральной деятельности; развивать творческий интерес.

Чтение чистоговорок «Сел мышонок на маслёнок» с разной силой голоса.

Упражнение на речевое дыхание «Задуй свечу».

МАЙ

Диагностика

Праздничное мероприятие, посвященное Дню Победы.

Сценка « Дедушка и внук»

Развивать выразительное чтение стихотворения;

Разучивание текстов

песен, стихов, ролей в сценке

Итоговое занятие

«Я- актёр!»

Что мы умеем делать?

Чтение стихов, сценок.

Показ видеофильма «Я – актёр» на родительском собрании.

Учебно-тематическое планирование 3год обучения

по развитию речи посредством театрализованной деятельности «Золотой ключик»

Месяц

Тема

Задачи

Содержание

Взаимодействие с родителями

СЕНТЯБРЬ

Диагностика

Выявление уровней владения речевыми умениями и навыками

проблемная ситуация, беседа

  1. Анкетирование.

Беседа «Театрализованная деятельность в детском саду»

  1. Наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов.
  2. Рекомендация в родительском уголке «Домашний театр как средство формирования отношений в семье».
  3. Почтовый ящик «Для чего нужен театр ?»

Основы театр. культуры

Воспитывать культуру

поведения в театре

Понятие: «этюд», «билеты», «театр. касса», «кассир»

Игра «Театр моды». Скороговорка «Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!».

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

Театральная игра «Одно и то же по-разному»

Развивать воображение, фантазию детей.

Игра «Одно и то же по-разному».

Игра «Превращение предмета».

Упражнения на дыхание «Скрипят деревья», «Больной зуб»

Театральная игра «Кругосветное путешествие»

Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение.

В игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты — гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски.

Работа над скороговорками «Щетинка — у чушки, чешуя — у щучки».

-Упражнение на развитие выразительной мимики «Мое настроение»

ОКТЯБРЬ

Ритмопластика

Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

Игра «Конкурс лентяев».

Игра «Гипнотизер».

Этюд «Прогулка»

Д-И: «Узнай сказку»

- «Кому, что нужно для работы»Цель: закреплять знание театральных профессий и их атрибут.

- «Кто, что делает»Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, связанные с той или иной театральной профессией.

Мастер-класс для родителей на тему «Как изготовить театральную куклу?»

Культура и техника речи.

Логоритмические песенки.

Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей.

Творческие игры со словом «Сочини сказку», «Ручной мяч».

Игры со скороговорками «Фраза по кругу».

Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».

- Этюд «изобрази животное»

Повторить дома скороговорки. Разучить новые.

Знакомство со сценарием сказки «Колосок»

Познакомить со сценарием

Беседа по сказке

Игра на расширение диапазона голоса« У бабушки в деревне»

Просмотр мультфильма «Колосок»

Обыгрывание эпизодов сказки

Работать над выразительностью. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Обыгрывание эпизодов сказки (мини-спектакль)

НОЯБРЬ

Репетиция по сказке «Колосок»

Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Петух»,

  1. Консультации по вопросу «Что должен знать дошкольник о том, как вести себя в театре?»;

Консультации по вопросу «Сочинение и постановка этюдов с детьми в домашнем театре».

Драматизация сказки «Колосок!»Показ сказки первоклассникам в школе №9.

Развивать связную речь. Поощрять желание выступать перед зрителями.

Инсценировка сказки

Театральная игра

Учить детей свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами.

Упражнение с предметами.

Упражнение со стульями.

Игра «Руки-ноги». Упражнения дыхательной гимнастики «Петух», «Каша кипит». Этюд «Битва».

ДЕКАБРЬ

Сказка «Морозко»

Показ воспитателем сказки: настольного деревянного театра «Морозко».

Познакомить детей со сказкой «Морозко»

Чтение сказки.

Беседа о прочитанной сказке.

Просмотр сказки «Морозко»

Репетиция сценок из сказки «Морозко»

Объяснить детям значение слова «событие»; продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность).

Упражнение для голоса «Воробьи».

Беседа о театральной терминологии. Репетиция сказки «Морозко» Этюд «Уходи»

Изготовление костюмов и декораций совместно с воспитателем.

Работа над дикцией.

Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию.

Работа над дикцией. Скороговорка «Три сороки-тараторки тараторили на горке».

Репетиция события «Ленивица и Рукодельница».

Упражнение на развитие воображения

«Фантазеры»

Творческая мастерская «Сказка «Морозко»

Репетиция сценок из сказки «Морозко»

Совершенствовать память, внимание, общение детей. Работать над голосом.

Работа над дыханием, артикуляцией «Самолётики», «Часики», «Трубач»

Работа над голосом «Муха». Репетиция событий «Рукодельница в лесу». Упражнение «Мое настроение»

ЯНВАРЬ

Драматизация сказки «Морозко» для детей средней группы

Развивать речь детей;

Обогащать словарный запас;

Тренировать память, внимание;

Учиться выразительному чтению своих ролей; Поощрять желание выступать перед зрителями.

Показ для детей средней группы.

Целевое посещение родителей с детьми новогодних театрализованных постановок.

Лепбук «Мир театра!»

Фотовыставка «Жизнь на сцене-в главных ролях –дети»

«Как звери искали Крольчонка»

(Т.А. Куликовская Сказки-пересказки

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Знакомство с техникой управления куклами настольного театра.-Развивать навыки кукловождения.

-Продолжать работать над выразительностью образов через мимику, движения, речевое сопровождение.

- Чтение (рассказывание) сказки «Как звери искали Крольчонка»

- беседа по прочитанному произведению.

- рассматривание иллюстраций к сказке.

-просмотр мультфильмов , «Истории папы кролика»,

-слушание музыкальных произведений «Песенка про зайцев», «Пушистый кролик», «Зайчик Шнуфель – Послушай!», «Белый кролик»

показ баночного театра по произведению «Как звери искали Крольчонка»

ФЕВРАЛЬ

Культура и техника речи

Пополнять словарный запас, развивать образное мышление детей

Игра «Ворона», работа над звуками рис. Упражнение на дыхание «Бабочка», «Трубач», «Каша кипит».

Работа над стихотворением «Веселые чижи».

Игра – импровизация «В гостях у Кузи»

  1. Индивидуальные беседы «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству».

Оформление выставки совместных работ детей и родителей на тему «Волшебный мир театра».

Ритмопластика

Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.

Разминочные упражнения.

Упражнение на внимание и координацию.

Рече двигательная координация.

Игра на двигательные способности «Зернышко»

УПРАЖНЕНИЯ НА ОПОРУ ДЫХАНИЯ «Птичий двор», «Эхо». Этюд «Ерема»

Просмотр видео мультфильма «Дюймовочка»

Просмотр

МАРТ

.Обсуждение сказки «Дюймовочка»

Учить детей высказывать свое мнение о прочитанной сказке

Беседа о сказке «Дюймовочка»

Деление сказки на эпизоды.

Упражнения на дыхание «Пьем чай», «Колокольчики»

Консультация «Сказки, которые мы читаем детям»

Участие родителей в изготовлении костюмов и декораций к постановке сказки «Дюймовочка».

Работа над эпизодами сказки «Дюймовочка»

Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки «Дюймовочка»; развивать воображение, память, фантазию.

Упражнения на артикуляцию гласных и согласных «Волки», «Комар», «Качаем малыша».

Работа над скороговорками «Милая Мила мылась мылом».

Репетиция эпизодов сказки «Дюймовочка» с импровизированным текстом.

Репетиция эпизодов сказки «Дюймовочка»

Работать с импровизированным текстом, развивать воображение, память, фантазию, внимание детей.

Работа над техникой речи (дыхание, дикция)

Упражнение на формирование разговорной (Диалогической) речи. Телефонный разговор: «Крот и мышь»

АПРЕЛЬ

Репетиция спектакля «Дюймовочка»

Провести репетицию, используя все выразительные средства спектакля (декорация, музыка, костюмы, свет, реквизит, бутафория).

- игры и упражнения

Дид/игры «Что бывает?», «Сложи сюжет сказки», «Чья работа?»,

Консультация «Развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности»

Драматизация спектакля для родителей «Дюймовочка»

Воспитывать артистические качества — пластическую выразительность и музыкальность.

Поощрять желание выступать перед зрителями.

Драматизация спектакля для родителей «Дюймовочка»

Викторина для родителей по сказке «Дюймовочка».

Проведение открытого мероприятия с родителями.

май

диагностика Цель: Определение уровня развития речи детей в театрализованной деятельности .

Обобщение работы за три года.

Мини спектакль «Этот славный День победы».

Чтение стихов для ветеранов ВОВ.

Развивать связную речь.

Разучивание текстов песен, стихов, ролей в сценке.

Изготовление открыток для ветеранов ВОВ.

Выставка работ совместно с родителями «Военная техника»

Посещение ЦТЮ,

формирование зрительской культуры,

просмотр спектакля «Муха – Цокотуха»

театр выходного дня

Видеоролик «Наши роли и мы актёры!».

Планируемые результаты

Ожидаемым результатом реализации дополнительной общеразвивающей программы дошкольного образования «Золотой ключик» является развитие:

  • речи(совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи)
  • творческих способностей детей в аспекте художественно-эстетического развития;
  • коммуникативных способностей как основы взаимодействия в коллективе сверстников;
  • воображения, фантазии; умения планировать и моделировать свои действия, исходя из создаваемой игровой ситуации;
  • интереса к театрализованной деятельности;
  • удовлетворенность родителей качеством образовательной

деятельности.

  • обогащение театрального опыта: знаний детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии

#1054;рганизационно – педагогические условия

  1. Календарный учебный график

Количество учебных недель в год

36

Продолжительность каникул

С 2024 г по #1075; – зимние каникулы.

Даты начала и окончания учебных периодов

1-е полугодие: г. по г

2-е полугодие: г по г

Сроки проведения системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительных общеразвивающих программ

Сентябрь

май

1 занятие в неделю, всего 36 занятия (1-й учебный год)

Дата

Содержание

Количество занятий

сентябрь

«Здравствуй, театр!»

2

октябрь

Театр на фланелеграфе по сказке Сергея Михалкова «Три поросёнка»

2

«Инсценировка «Винегрет»

2

ноябрь

Настольный театр «Как гуси учились переходить дорогу…»

2

Театрализованная игра «Лиса и дрозд».

1

декабрь

Театр Бибабо по сказке

«Лисичка-сестричка и волк»

1

Конкурс лучших чтецов

1

Пантомима-это что?

2

январь

Инсценировка сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

2

февраль

Чистоговорки

1

Штоковый театр по сказке «Рукавичка»

1

Игра- драматизация сказки «Рукавичка»

3

март

«Здравствуй, весна –красна»

1

Сценка на празднике 8 марта для мам «Настоящие джентельмены!»

2

Театр шагающей игрушки.

2

апрель

Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»

1

Драматизация сказки

«Заюшкина –избушка»

3

май

Итоговое занятие

«Посмотрите, я- актёр!»

2

диагностика

1

Итого:

36

1 занятие в неделю, всего 36 занятий (2-й учебный год)

Дата

Содержание

Количество занятий

сентябрь

Диагностика по развитию речи

1

Знакомство с театральными профессиями

Экскурсия в ЦТЮ.

1

Сказку ты, дружок, послушай !

1

Сюжетно – ролевая игра «Театр».

1

октябрь

. Драматизация сказки «Под грибком»

1

сказка «Волк и семеро козлят

2

Чистоговорки.

1

ноябрь

Обыгрывание эпизодов сказки

1

Репетиция сказки «Волк и семеро козлят на новый лад»

2

Премьера сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» на празднике для наших мамочек в ноябре.

1

декабрь

Разыгрывание этюдов

1

Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель»

2

Посещение новогодних представлений в театре ЦТЮ. Просмотр сказки «Двенадцать месяцев»

1

Настольный

театр «Заюшкина избушка»,

2

январь

Продолжать знакомство театром масок. Стихотворение В. Антоновой «Зайки серые сидят».

1

февраль

Сказка «Красная шапочка»

1

Обыгрывание эпизодов сказки

2

Репетиция сказки «Красная Шапочка»

2

март

Показ сказки «Красная Шапочка» для мам и бабушек ко дню 8 марта

1

Скороговорки на развитие дикции.

Логоритмические песенки.

1

«Игрушки»

Агнии Барто

1

Театр на руке – варежковый)

Сказка «Лиса и кувшин».

1

апрель

Театр БИ-БА-БО.

Сказка «Маша и медведь»

2

Знакомство с видом театральной деятельности – куклами – Петрушками.

2

май

Праздничное мероприятие, посвященное Дню Победы.

Сценка « Дедушка и внук»

1

Итоговое занятие

«Я- актёр!»

2

Диагностика

1

Всего:

36

1 занятие в неделю, всего 36 занятий (3-й учебный год)

Дата

Содержание

Количество занятий

сентябрь

Диагностика

1

Основы театр. культуры

1

Театральная игра «Одно и то же по-разному»

1

Театральная игра «Кругосветное путешествие»

1

октябрь

Ритмопластика

1

Культура и техника речи.

Логоритмические песенки.

2

Знакомство со сценарием сказки «Колосок»

1

Обыгрывание эпизодов сказки

1

ноябрь

Репетиция по сказке «Колосок»

2

Драматизация сказки «Колосок!»Показ сказки первоклассникам в школе №9.

2

декабрь

Театральная игра

1

Сказка «Морозко»

Показ воспитателем сказки: настольного деревянного театра «Морозко».

2

Репетиция сценок из сказки «Морозко»

2

январь

Работа над дикцией.

2

февраль

Репетиция сценок из сказки «Морозко»

2

Драматизация сказки «Морозко» для детей средней группы

1

«Как звери искали Крольчонка»(Т.А. Куликовская Сказки-пересказки

1

март

Культура и техника речи

2

Ритмопластика

1

Просмотр видео мультфильма «Дюймовочка»

.Обсуждение сказки «Дюймовочка»

2

апрель

Работа над эпизодами сказки «Дюймовочка»

4

Драматизация спектакля для родителей «Дюймовочка»

май

Мини спектакль «Этот славный День победы».

Чтение стихов для ветеранов ВОВ.

1

Посещение ЦТЮ,

1

Диагностика

2

Всего :

36

#1059;словия реализации программы

Образовательный процесс организуется в соответствии с:

  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами
  • Правилами пожарной безопасности
  • Требованиями, предъявляемыми к средствам обучения и воспитания детей дошкольного возраста (учет возраста и индивидуальных особенностей развития детей)
  • Требованиями к оснащенности помещения.

Материально - технические условия реализации программы: для

успешной реализации программы необходимы следующие условия: групповая комната, технические средства: Проектор,ноутбук,,флэш-карты, музыкальная колонка, для итоговых мероприятий- музыкальный зал.

Развивающая среда

#1042;иды театров:

Стендовый

• теневой театр

• фланелеграф

• стенд-книжка

Настольный

• театр картинок

• театр игрушек

• театр на баночках

Кукольный:

• би-ба-бо

• пальчиковый

• театр марионеток

• театр на ложках

• штоковый театр

• «перчаточный» театр

• фартучный театр

• театр тростевых кукол

#1044;етские костюмы для спектаклей. #1040;трибуты для занятий и для спектаклей. #1064;ирма для кукольного театра.

#1044;екорации к спектаклям.

6. Изобразительные средства: ткань, бумага различных фактур для создания декораций, мизансцен; краски, клей, карандаши цветные и другой материал (по выбору и запросу ребенка).

Природный и бросовый материал для изготовления атрибутов.

7. Отрезы ткани для ряженья.

#1054;живит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной и привлекательной наличие «Волшебных вещей».

#1060;орма подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы «Золотой ключик»

  • Открытые занятия, спектакли, игры-драматизации, театрализованные фестивали.

#1054;ценочные материалы

Диагностическая таблица помогает определить уровень усвоения ребенком знаний и оценить их по трехбалльной шкале.

Мониторинг проводится дважды: в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май).

Цель: оптимизация образовательного процесса.

Критерии оценки речевого развития детей

при обследовании речи дошкольников

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

Имеет любимые литературные произведения, называет 1-2 писателей и поэтов, может пересказать сюжет литературного произведения, читает наизусть небольшое стихотворение, проявляет эмоциональную заинтересованность в драматизации знакомых сказок., рассказывает о содержании сюжетной картинки, в том числе по опорной схеме, поддерживает беседу, использует все част речи, понимает и употребляет слова-антонимы

Имеет любимые литературные произведения, называет 3-4 писателей и поэтов, последовательно и самостоятельно рассказывает небольшую сказку, рассказ, читает наизусть небольшое стихотворение, драматизирует небольшую сказку, самостоятельно составляет рассказ по сюжетной картинке, поддерживает беседу, используя все части речи.

Самостоятельно называет и различает основные литературные жанры, пересказывает текст полно, самостоятельно, эмоционально, используя авторские средства выразительности, самостоятельно и интонационно выразительно читает наизусть небольшое стихотворение, самостоятельно составляет описательные и сюжетные рассказы по картинке и схеме. соблюдает логику изложения, пользуется эмоциональными, речевыми и языковыми средствами выразительности.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

Ярких литературных предпочтений нет. Называет 1-2 писателей с помощью взрослого, с помощью взрослого может рассказать небольшую сказку, стихотворение читает неуверенно, с помощью взрослого рассказывает о содержании сюжетной картинки, в том числе по опорной схеме.

Ярких литературных предпочтений нет. Называет 1-2 писателей и поэтов, с помощью взрослого может рассказать небольшую сказку, стихотворение читает неуверенно, с помощью взрослого драматизирует небольшую сказку, составляет рассказ по сюжетной картинке.

Затрудняется в различении близких жанров: путает стихи и загадки, рассказ и сказку. При пересказе схематично передает сюжет рассказа, слабо используя средства выразительности. С длительными паузами, с помощью воспитателя придумывает описательные и сюжетные рассказы. В сюжетном рассказе может допустить логические ошибки, пользуется лишь отдельными средствами выразительности. Стихи знает нетвердо, читает монотонно, не выразительно.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

Нет любимых произведений, не может назвать ни одного автора, не может последовательно рассказать небольшую сказку или рассказ, не читает стихотворение даже при помощи взрослого, затрудняется при составлении рассказа по сюжетной картинке, не может поддерживать беседу.

Нет любимых произведений, не может назвать ни одного автора, не может последовательно рассказать небольшую сказку или рассказ, не читает стихотворение, затрудняется при составлении рассказа по сюжетной картинке, не может поддерживать беседу.

Не различает жанры поэзии и прозы. Затрудняется в самостоятельном пересказе, воспроизводит текст только по вопросам взрослого. Описательные рассказы из 3-4-х простых предложений. При составлении сюжетного рассказа затрудняется в установлении связей между элементами сюжета. Не использует средства выразительности. Не может обосновать свой выбор.

Результаты мониторинга выявления уровней владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития.

1год обучения (методика Верещагиной Н.В)

Уровни

Имеет предпочтение в литературных произведениях

Может пересказать сюжет литературного произведения

Может выучить и прочитать наизусть небольшое стихотворение

Проявляет эмоциональную заинтересованность в драматизации знакомых сказок

Рассказывает о содержании сюжетной картинки, в том числе по

опорной схеме

Поддерживает беседу, использует все части речи.

Понимает и употребляет слова-антонимы

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий

Средний

низкий

Результаты мониторинга выявления уровней владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития.

2 год обучения (методика Верещагиной Н.В)

Уровни

Имеет предпочтение в литературных произведениях, называет некоторых писателей.

Может последовательно рассказать небольшую сказку, рассказ

Может выучить и прочитать наизусть небольшое стихотворение используя жесты, мимику.

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям

Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по серии картин

Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий

Средний

низкий

Результаты мониторинга выявления уровней владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития.

3год обучения

(методика Верещагиной Н.В)

Уровни

Называет жанры «детской литературы» имеет предпочтение в жанрах воспринимаемых текстов.

Пересказывает выразительно и связно небольшую сказку, рассказ

Интонационно выразительно читает наизусть небольшое стихотворение

Драматизирует небольшие литературные произведения

Составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине

Обосновывает свой выбор ,употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий

Средний

Низкий

#1057;писок литературы

1. Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду «Мозаика-синтез»2010.

2.. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

3 Вахрушева Л.Н. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Метод. Пособие. - М., 2011.

4. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-7 лет: учеб. пособие. -М.: Вако , 2007.

#1052;. И. Родина, А. И. Буренина «Кукляндия» Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности.СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2008

#1050;уцокова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.

#1052;аханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001. #1052;ерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.

#1052;инаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.

#1055;етрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.

#1063;урилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.

12. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.

13. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.

14. Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника/Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.

15. Н. В. Тимофеева Развитие связной речи дошкольника Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

На сегодняшний день существует огромное количество форм и методов работы по развитию речи детей. Театрализованная деятельность  - одной из таких форм работы. Театрализованная деятельность эт...

Индивидуальный план саморазвития по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Театральная деятельность - это самый рапространённый вид детского творчества, и театрализованная игра стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный а...

Педагогический проект «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный а...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Занятия театральной деятельностью с деть...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идетразвитие духовного мира детей…»Б.М.ТепловРечь – чудесный дар природ...