Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
статья (средняя, старшая группа)

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет

развитие духовного мира детей…»

Б.М.Теплов

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Благодаря родному языку ребенок входит в мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.

Ребёнку, имеющему нарушения речи, как правило, сложно занять себя в своей свободной деятельности, он не испытывает особого интереса к окружающему миру, а также, зачастую, не имеет самостоятельной тяги к творческой деятельности. На фоне всего этого у некоторых детей возникают страхи, эмоциональные срывы, заторможенность или двигательное беспокойство и суетливость.

Чтобы избежать дальнейших осложнений, такие дети должны чувствовать, что окружающая обстановка способствует их раскрепощению, помогает им проявить себя и снять зажатость. Самый эффективный путь эмоционального расслабления и раскрепощения, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность, в детском саду является едва ли не самым эффективным способом воздействия на детей, в котором наиболее полно проявляется принцип обучения «учить играя». По сути — театр и есть игра, но игра с речью, которой можно руководить, подчинить ее образовательному и воспитательному процессам, посредством ее решать разнообразные проблемы малышей, в том числе и речевые.

Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Воспитательная функция театра состоит в том, что дети знакомятся с окружающим миром через образы, а анализ произведений учит детей делать предположения, выводы, обобщения. Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.

  • соответствие с ФГОС ДОУ театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т.д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

С помощью театрализованной деятельности - образовательный и коррекционный процессы проходят более легко, интересно, радостно и без принуждения. Детям очень нравится выполнять задания в игровой и сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, если они чего-то не знают или не умеют.

В нашей группе создан центр театрализованной деятельности. В нем мы представили и используем игрушки и фигурки различных видов кукольного театра, дети разыгрывают короткие песенки, сказки, стихи.

В центре представлены разные виды кукольного театра:

  • настольный театр БИБАБО,
  • наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур) для разыгрывания сказок,
  • варежковый и перчаточный театр,
  • театр на кружках и ложках,
  • теневой театр
  • различные маски,
  • уголок ряженья и т. д.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.

Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя:

  • пальчиковую гимнастику,
  • артикуляционную гимнастику (упражнения по дикции);
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры-превращения, образные упражнения;
  • ритмические минутки;
  • упражнения на развитие выразительной мимики;
  • разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения (используя вербальные и невербальные средства выразительности);
  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

Как показывает опыт практической работы, театральная деятельность не только оптимизирует коррекционное психотерапевтическое воздействие на все сферы ребенка, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников с нарушениями речи.

 

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
  2. Камаева Т. Нужен ли детям театр // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. -С.5-7.
  3. Кофман, Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2013. - 72 с.
  4. Н.В. Смирнова, В.К. Шалаева «Среда развития дошкольника: сущность и структура» г. Иваново, 2009 год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет

развитие духовного мира детей…»

Б.М.Теплов

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Благодаря родному языку ребенок входит в мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.

Ребёнку, имеющему нарушения речи, как правило, сложно занять себя в своей свободной деятельности, он не испытывает особого интереса к окружающему миру, а также, зачастую, не имеет самостоятельной тяги к творческой деятельности. На фоне всего этого у некоторых детей возникают страхи, эмоциональные срывы, заторможенность или двигательное беспокойство и суетливость.

Чтобы избежать дальнейших осложнений, такие дети должны чувствовать, что окружающая обстановка способствует их раскрепощению, помогает им проявить себя и снять зажатость. Самый эффективный путь эмоционального расслабления и раскрепощения, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность, в детском саду является едва ли не самым эффективным способом воздействия на детей, в котором наиболее полно проявляется принцип обучения «учить играя». По сути — театр и есть игра, но игра с речью, которой можно руководить, подчинить ее образовательному и воспитательному процессам, посредством ее решать разнообразные проблемы малышей, в том числе и речевые.

Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Воспитательная функция театра состоит в том, что дети знакомятся с окружающим миром через образы, а анализ произведений учит детей делать предположения, выводы, обобщения. Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.

  • соответствие с ФГОС ДОУ театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т.д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

С помощью театрализованной деятельности - образовательный и коррекционный процессы проходят более легко, интересно, радостно и без принуждения. Детям очень нравится выполнять задания в игровой и сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, если они чего-то не знают или не умеют.

В нашей группе создан центр театрализованной деятельности. В нем мы представили и используем игрушки и фигурки различных видов кукольного театра, дети разыгрывают короткие песенки, сказки, стихи.

В центре представлены разные виды кукольного театра:

  • настольный театр БИБАБО,
  • наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур) для разыгрывания сказок,
  • варежковый и перчаточный театр,
  • театр на кружках и ложках,
  • теневой театр
  • различные маски,
  • уголок ряженья и т. д.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.

Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя:

  • пальчиковую гимнастику,
  • артикуляционную гимнастику (упражнения по дикции);
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры-превращения, образные упражнения;
  • ритмические минутки;
  • упражнения на развитие выразительной мимики;
  • разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения (используя вербальные и невербальные средства выразительности);
  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

Как показывает опыт практической работы, театральная деятельность не только оптимизирует коррекционное психотерапевтическое воздействие на все сферы ребенка, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников с нарушениями речи.

 

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
  2. Камаева Т. Нужен ли детям театр // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. -С.5-7.
  3. Кофман, Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2013. - 72 с.
  4. Н.В. Смирнова, В.К. Шалаева «Среда развития дошкольника: сущность и структура» г. Иваново, 2009 год.
  5. Интернет - ресурсы: интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы, nsportal.ru, maam.ru,vospitateljam.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

На сегодняшний день существует огромное количество форм и методов работы по развитию речи детей. Театрализованная деятельность  - одной из таких форм работы. Театрализованная деятельность эт...

Индивидуальный план саморазвития по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Театральная деятельность - это самый рапространённый вид детского творчества, и театрализованная игра стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный а...

Педагогический проект «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный а...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Занятия театральной деятельностью с деть...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

Актуальность: Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение. И эта тенденция, по мнению аналитиков постоянно растет. Поэтому развитие речи становитс...