Семинар-практикум для воспитателей "Организация театрализованной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО" (в рамках ХVI Областного педагогического марафона БОУ ДПО "ИРООО")
методическая разработка

Семинар-практикум по театрализованной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     Давыдова Наталья Леонидовна,

                                                      Музыкальный руководитель

                        МБДОУ «Полтавский

детский сад «Родничок"

Полтавского района

Омской области

«Организация театрализованной деятельности в ДОУ в соответствии  с ФГОС  ДО»

«Театр — это волшебный мир,

 в котором ребёнок радуется, играя,

 а в игре он познаёт окружающее!»

 (О.П. Радынова )

       

         Театр в детском саду - явление в наше время не редкое, но не повсеместное. Это замечательно, если дети с родителями не только идут в профессиональный театр, но и когда самодеятельный детский театр входит  в повседневную жизнь ребёнка, посещающего дошкольное учреждение. Однако педагогам важно понимать, с какой целью они создают театр, какие задачи он должен решать в воспитании дошкольников и как правильно выстроить работу с детьми в ДОУ в соответствии  с ФГОС ДО.

          Один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения – учить играя. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.

         Если обратиться к ФГОС, то можно опереться на следующие основные принципы, которыми мы руководствуемся при организации театрализованной деятельности в ДОУ:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых  и детей;

3) уважение личности ребенка;

Но особо хочется выделить 4 принцип:

4) реализация Программы (в частности по театрализованной деятельности) в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитание творческой направленности личности.

          Новый подход к организации театрализованной деятельности : в её основу положен принцип предоставления всем детям равных возможностей  для проявления инициативы и самостоятельности при выборе роли и характера для своего героя.

          Основные  принципы организации театрализованной игры:

1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка индивидуальности ребёнка, его интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязано с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.

3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласована с образовательной деятельностью музыкального руководителя.

4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.

5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

         Игровая деятельность пронизывает 5 образовательных областей, обозначенных в стандарте как социально- коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

         В игровой деятельности можно выделить игры с правилами и творческие игры. В свою очередь творческие игры делятся на игры на основе готовых сюжетов и игры с сюжетами, придуманными детьми.

        В игры на основе готовых сюжетов входят подражательные, сюжетно-отобразительные игры, игры-драматизации, театрализованные игры.

        В творческие игры входят сюжетно-ролевые, режиссёрские, игра-фантазирование, игры-проекты.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач в каждой из пяти  образовательных областей.

В познавательном развитии:

 - развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

В социально-коммуникативном:

- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

- воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

- развитие эмоций;

- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

В речевом развитии:

- содействие развитию монологической и диалогической речи;

- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

- овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

В художественно-эстетическом:

- приобщение к высокохудожественной литературе;

- развитие воображения;

- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

- создание выразительного художественного образа;

Организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

- обучение самостоятельному нахождению приемов изображения материалов.

В физическом развитии:

 - согласование действий и сопровождающей их речи;

- умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

- выразительность исполнения основных видов движений.

           Организация работы по театрализованной деятельности в детском саду, в соответствии с ФГОС может быть включена во все режимные моменты:

-  включаться в любую организованную образовательную деятельность;

-  в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время (в содержание праздников, развлечений и досугов);

-  осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

   

Театрализованная деятельность

  • планируется в утренние и  вечерние часы в нерегламентированное время;
  • может быть представлена частью занятия по разным видам деятельности;
  • Театрализованная деятельность, может быть запланирована как специальное занятие.

Театрализованные игры можно разделить на 4 группы:

  1. Игры в кукольный театр (настольный театр, теневой театр, пальчиковый театр, театр верховых кукол);
  2. Игры-драматизации (инсценирование потешек, песенок, сказок, творчество детей);
  3. Игры-спектакли (музыкальная сказка, пантомима);
  4. Театрализованные действия (праздники, развлечения).

 

Для организации театрализованной деятельности в детском саду можно предложить следующие 4 программы:

  1. «Театрализованная деятельность в детском саду»  Е.А. Антипиной;
  2. «Арт-фантазия»  Э.Г. Чуриловой;
  3. «Театр-творчество-дети:  играем в кукольный театр»  Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович;
  4. «Театрализованные занятия в детском саду»  М.Д. Маханевой.

Авторы данных программ предлагают следующую классификацию театров:

  1. Настольный кукольный театр  (театр на кружках, магнитный настольный театр, конусный театр, театр плоской картинки, театр игрушки (готовой, самодельной);
  2. Стендовый театр (теневой театр, стенд-книжка, магнитный стендовый театр, фланелеграф);
  3. Театр на руке (картинки на руке, пальчиковый театр, варежковый, перчаточный театр, театр теней);
  4. Театр верховых кукол (Би-ба-бо, куклы на гапите, театр на ложках, тростевые куклы);
  5. Напольные куклы (марионетки, конусный напольный театр);
  6. Театр «живой куклы» (театр масок, театр с «живой рукой», ростовые куклы, люди-куклы, платковый театр).

Театрализованно-игровая деятельность в разных группах строится с учётом возрастных особенностей детей, основываясь на дидактических принципах : сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, доступности, прочности,  индивидуального и дифференцированного подхода.

Взаимодействие с семьей осуществляется через:

  •  беседы, консультации, анкетирование;
  • участие в театрализованных постановках, совместные праздники, развлечения, досуги.
  • помощь в оформлении театрализованного уголка.

         Правильная организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды по театрализованной деятельности имеет огромное значение. Для успешной реализации задач по театрализованной деятельности в группах совместно с родителями основаны центры театрализованной деятельности с учётом требований ФГОС и включают в себя ТСО, наглядные пособия, детскую художественную,  познавательную литературу, атрибуты для организации театрализованных игр,  картотеки театрализованных игр, упражнений на развитие воображения, этюды, разнообразные виды театров, которые представлены сегодня на нашей выставке.

Планируемые результаты  и целевые ориентиры по театрализованной деятельности в ДОО в соответствии с  ФГОС:

  • Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения и этикета общения со сверстниками и взрослыми.
  • Проявляют интерес  к театральному искусству.
  • Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жесты, интонацию.
  • Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
  • Предметно-пространственная развивающая среда ДОО дополнилась различными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
  • Установлен тесный контакт с родителями.

        Достижение данных целевых ориентиров является одновременно успешным результатом работы дошкольного учреждения в театрализованной деятельности.  

        Из всего вышесказанного следует вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения,  помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, развить творческие способности средствами театра. Поэтому наша главная цель - заинтересовать каждого дошкольника миром прекрасного, всячески поддерживая его малейшие успехи!


                                               
Литература

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  2. Буренина А.И.Театр всевозможного: От игры до спектакля. Санкт-Петербург. СПб.: Музыкальная палитра, 2002.  
  3. Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2016
  4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М.: ВАКО, 2007.
  5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений -М.: ТЦ "Сфера", 2011.
  6. Рыбак Е.Г. Игротека. Речевые ритмические и коммуникативные игры для дошкольников.- Архангельск, 1996
  7.  Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов».  М.: АРКТИ 1999 г.
  8.  Сорокина Н. Ф. Миланович Л.Г.  «Играем в кукольный театр: Программа «Театр – Творчество – Дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов.. М.: АРКТИ 2002.
  9. Сорокина Н. Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов». М.: АРКТИ 2004.
  10.  Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика для детей «СА-ФИ-ДАНСЕ» - «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2003
  11.  Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников . Программа Арт-фантазия.  - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.