Я здесь живу и край мне этот дорог
проект (подготовительная группа)

Морозова Галина Анатольевна

Педагогический проект по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_zdes_rastu_i_kray_mne_etot_dorog.docx33.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Чебурашка»

Познавательный проект

Я здесь расту и край мне этот дорог!

Для детей подготовительной группы

Подготовили:

                                                       Морозова Г.А - воспитатель

                                           Кокорина О.К. - учитель – логопед

Логопедическая группа

2017 год

Актуальность

Что мы родиной зовём?

 Дом, где мы с тобой растём

И берёзки у дороги,

По которой мы идём

Что мы родиной зовём

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём.

В.Степанов

Дошкольный возраст – это особенная страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В период дошкольного возраста ребенок начитает выходить за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей, закладываются основы мира социальных отношений ребёнка.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей  края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием.

Со словом «Родина» у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки.  Любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе родного края, не возникают сами по себе. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, не знают и не могут объяснить, чьё имя носят улицы села. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с национальным и региональным культурным наследием и историей родного края, формирование у детей необходимых знаний , и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Проблема: В старшей и подготовительной к школе группе проводились беседы о родном посёлке, о традициях, культуре и быте народов Архангельской губернии. Было выявлено следующее: дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном посёлке, об особенностях культуры, традиций и быта.

Цель:

Формирование знаний о родном крае у детей старшего дошкольного возраста на основе его культурных, исторических и природных особенностей.

Задачи:

  • Подобрать темы, материалы и формы для работы с детьми и родителямив ходе реализации проекта.

  • Составить план реализации проекта  и разработать мероприятия в соответствии с ним.

  • Ознакомить детей с родным поселком, его достопримечательностями, традициями, со старинными предметами быта, северным народным костюмом, каргопольской глиняной игрушкой и литературным наследием писателей севера (Писахов С. Г., Шергин Б.Ф, Абромов Ф.А.)

  • Развивать художественный вкус и творческие способности в процессе изобразительной деятельности детей.

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому и посёлку, где он родился.

  • Подготовка презентации проекта для представления его на педагогическом совете

Ожидаемый результат реализации программы:

Наличие у детей знаний об истории посёлка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

5–6 лет.

  • Знать свой домашний адрес, название посёлка, района.
  • Знать природу и богатства родного края.
  • Иметь представление о символике посёлка.
  • Знать название близлежащих улиц.
  • Иметь представление о жизни и быте народа населившего посёлок.
  • Узнавать на фотографиях достопримечательности посёлка, уметь рассказывать о них.
  • Знать профессии своих родителей.

6–7 лет.

  • Знать краткие сведения об истории посёлка и района.
  • Знать природу и богатство родного края.
  • Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
  • Знать герб, флаг своей области и своего посёлка.
  • Иметь представление о родном крае (обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.); о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
  • Стихи, произведения искусства местных поэтов, сказочников и художников.
  • Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Вид проекта: Познавательный, творческий.

Участники: Дети подготовительной  группы, родители воспитанников, педагоги группы.

Сроки реализации: в течение года (подготовительная группа)

Перечень основных мероприятий:

  • подбор исторической литературы,
  • подбор произведений северных писателей,
  • подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  • подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
  • дидактические игры,
  • выставки книг, рисунков, поделок
  • разработка методических материалов родителям и педагогам.

Педагогические принципы:

  • регионализации;
  • непрерывности;
  • доступности;
  • научности;
  • целостности;
  • системности;
  • преемственности;
  • культурообразности;
  • стимулирования детской деятельности.

Критерии оценки эффективности проекта:

  • количество привлеченных участников в мероприятиях проекта;
  • количество и качество проведенных мероприятий;
  • разнообразие форм и методов, используемых при реализации проекта;
  • соответствие поставленных целей и задач полученным результатам реализации проекта

Содержание проекта

Этапы реализации

Подготовительный этап:

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

Основной этап:

- ознакомление детей с художественной литературой;

– проведение бесед;

− рассмотрение картинок и беседы по их содержанию;

− работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация);

− проведение занятий;

− проведение мероприятий;

− изобразительная деятельность с детьми на народную тематику;

− создание и презентация.

Заключительный этап:

- анализ результатов проекта.

План работы

Дата

Содержание

Форма работы

участники

Подготовительный этап

30/01- 3/02

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);

- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, фотографий; презентаций и фильмов, организация развивающей среды в группе.

Сбор и анализ  информации

Воспитатель

Учитель- логопед

Основной этап

6/02

Территория и символы Архангельской области, Плесецкого района

Просмотр презентации

Воспитатель, дети

8/02

Плесецк – моя малая родина (название улиц, ТЦ, магазины, административные здания и т.д.)

Рассматривание фотографий, беседа.

Воспитатель, учитель- логопед, дети.

9/02

Моя малая родина, край лесов, родников и озёр.

(Малые карелы, Кенозерский национальный парк и т. д.)

Презентация с видами природы Плесецкого района

Воспитатель, учитель – логопед, дети.

10/02

Семь чудес Архангельской обл.

Просмотр фильма «Достопримеча-тельности Арх. области.»

Воспитатель и дети.

с 13/02 по 28/02

Создание иллюстрированного фотоальбома «Из глубины веков» (быт и традиции)

Подбор материала и составление альбома.

Родители и воспитатели

15/02

Русская изба история и традиции.

Дорогой поморов.

Просмотр фильма и презентации.

Воспитатель, дети.

Быт русской избы Архангельской губернии.

Экскурсия в краеведческий музей.

Сотрудник библиотеки, воспитатель, дети

с 27/02 по 10/03

Методическое пособие для воспитателей и родителей «Народный костюм Архангельской губернии»

Подбор материала и составление альбома.

Воспитатель

1/03

Презентация для детей «Народный костюм Архангельской губернии»

Обработка материала, составление альбома.

Родители и воспитатель

2/03

Раскрашивание народных костюмов Архангельской губернии.

Раскрашивание раскрасок

Воспитатель, дети

в течении марта

Куклы в русском народном костюме.

Пошив костюма

Воспитатель

9/03

Знакомство с каргопольской игрушкой.

Беседа

Воспитатель, дети

9/03

Составление узоров из элементов росписи каргопольской  глиняной игрушки при раскрашивании картинок с игрушками.

Изобразительная деятельность

Воспитатель, дети

13/03

Литературная встреча с произведениями Писахова С. Г.

«Северный чародей» - биография

Чтение сказок

Просмотр презентации

Воспитатель, дети

14/03

Мультфильмы по произведениям Писахоа С.Г.

Просмотр мультфильма

Воспитатель, дети

15/03

Литературная встреча с произведениями Шергина Б.В.

Чтение сказок

Воспитатель, дети

15/03

Мультфильм «Волшебное кольцо»

Просмотр мультфильма

Воспитатель, дети

22/03

Литературная встреча с произведениями Абрамова А. Ф.

Биография.

Чтение рассказов

Просмотр презентации

Воспитатель, дети

В течение марта

Фотоальбом «Родительский дом, начало начал»

Составление альбома.

Воспитатель, учитель-логопед, родители, дети

31/03

Выставка фотографий «Народный костюм Архангельской губернии»

Оформление выставки

Воспитатель

7/04

Родительский дом, начало начал (представление детьми отчего дома)

Творческая гостиная

Воспитатель, учитель-логопед, дети

10/04

 «Сказки бабушки Ульяны» презентация книги о мастерице каргопольской игрушки.

Консультация для родителей

Воспитатель, учитель – логопед, родители

Литература:

1. «Каргопольская глиняная игрушка» Дурасов Г.П. Издательство: Л.: Художник РСФСР Год: 1986 Cтраниц: 251

2.Парциальная образовательная программа «Детство с родным посёлком»

3. «Архангельские былины и исторические песни» А.Д.Григорьев

4.  «Русские поморы»  Ануфриев В. В. М, 2008, с. 82

5. « Русский Север» Булатов В. Н.  М, Гаудеамус, 2006,-570с

3.  Интернет ресурсы.