Инсценированная сказка «Северная сказка»
методическая разработка (средняя группа)

Шалыгина Оксана Владимировна

Цель: организация образовательно-развивающей среды с целью создания условий для расширения кругозора детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов севера через инсценированную сказку.

Задачи:

• дать первичные представления о жизни, быте северных народов нашего региона ханты и манси;

• познакомить с фольклором народов ханты-манси: загадки, пословицы, приметы;

• формировать основы экологической культуры: правильное и заботливое отношение к природе родного края, его обитателям (птицы, рыба, животные, посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д. ;

• создание развивающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instsenirovannaya_skazka.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Инсценированная сказка «Северная сказка»


Инсценированная сказка «Северная сказка»

МБДОУ Детский сад №13 «Чебурашка»

Ноябрь 2018г.

Воспитатель: Шалыгина Оксана Владимировна

«Северная сказка»

Цель: организация образовательно-развивающей среды с целью создания условий для расширения кругозора детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов севера через инсценированную сказку.

Задачи:

• дать первичные представления о жизни, быте северных народов нашего региона ханты и манси;

• познакомить с фольклором народов ханты-манси: загадки, пословицы, приметы;

• формировать основы экологической культуры: правильное и заботливое отношение к природе родного края, его обитателям (птицы, рыба, животные, посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д. ;

• создание развивающей среды.

(Звучит мелодия ветра, перекликаясь со всполохами Северного сияния).

Рассказчица:

Далеко-далеко на Севере, где дуют суровые холодные ветра и волнуют воображение всполохи Северного сияния, на зимнем стойбище жила- была семья –ханты: мать трое сыновей и малютка доченька

Каждый день, когда занималась заря, старшие сыновья уходили в лес на охоту, а мать оставалась дома с младшими: маленьким Идэ и малюткой. Много дел в лесу у женщины -ханты: дрова наколоть, дома прибраться, еду сготовить, детей понянчить, да и шитья всякого хватает. Вот и мама Идэ, каждый день с утра до ночи, трудилась, не покладая рук. А вечером, когда уже с ног валилась от усталости, садилась к огню с шитьем в руках. А Идэ тут как тут! Он рос мальчиком любознательным, непоседливым и бесконечно донимал мать вопросами. Все ему было интересно.

Идэ:

- Анки, Анки! Почему снег белый?

- Анки, Анки! Почему солнце светит?

- А ветер почему дует?

- Анки. Анки! А куда наша река течет? И т. д.

(Мать от работы всякой устанет, не до вопросов ей).

Анки:

- Сыночек, мама устала.

Идэ:

- А ты отдохни чуть, потом скажи. (не отставал тот)

Анки:

- Давай лучше сказку тебе расскажу?

Идэ(обрадовался)

- Давай, давай! Хочу сказкусказку хочу! А про кого будет твоя сказка, Анки?

Анки:

- Ладно, слушай сказку. Эта сказка лесная, про зверей: про зайца (Шэвер)быстрого, про ворону (Вурни) хитрую, про доброго ежа и про сильного, мудрого медведя (Мэми)

(И мама, укачивая люльку, начала свой рассказ)

Когда в лесу наступила осень и на деревьях уже не было листьев, бежал по лесу заяц.: вдруг видит он -на яблоне весит одно-единственное яблоко и захотел съесть его. Но как яблоко достать? На дерево заяц залезть не может. Стал он прыгать. Но яблоко высоко висит, не достанешь.

Смотрит заяц: на ели сидит ворона и смеется.

-Крра-крра-крра! Что ты, Шэвэр (заяц, прыгаешь?

-Эй, ворона, сорви мне пожалуйста яблоко!

Сорвала ворона яблоко.

Только в клюве его не удержала. Упало яблоко вниз.

-- Спасибо тебе, Вурни! – сказал заяц. Хотел заяц поднять яблоко, а оно, как живое побежало. Что такое? Испугался заяц, а потом понял: яблоко упало прямо на ежа. Ёж испугался и побежал.

-- Стой, стой! -кричит заяц.

Остановился еж и говорит:

-- Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал. А заяц кричит ежу:

-- Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел!

Подлетела ворона к ним и говорит:

-- Не спорьте. Это яблоко мое. Я его сорвала.

Заяц, ворона и еж кричат друг на друга:

-- Мое яблоко! Нет, моё!

Вдруг, на шум из леса вышел медведь (мэми).

-- Что такое? Что за шум? – спрашивает.

Все звери подбежали к медведю:

-- Ты, МЭМИ, в лесу самый большой, самый умный.

Рассуди, чьё это яблоко?

И рассказали медведю все как было.

Медведь подумал, подумал и спросил:

-- Кто яблоко нашел?

-- Я -шэвэр! -сказал заяц.

-- А кто яблоко сорвал?

-- Я- Вурни! -сказала ворона.

-- Хорошо. А кто его поймал?

-- Я! - сказал еж.

-- Ну, вот что! - ответил медведь, - каждый из вас должен яблоко получить.

-- Но тут только одно яблоко! – закричали звери (хором)

-- А вы разделите яблоко на равные части! - Мэми

-- Как же мы раньше не догадались? - (звери хором)

Еж разделил яблоко на четыре части.

Один кусок дал зайцу:

-- Это тебе, Шэвэр!

-- Ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек вороне дал:

--Это тебе, Вурни!

-- Ты яблоко сорвала.

Третий кусочек еж себе в рот положил:

-- А это мне!

-- Я яблоко поймал.

Четвертый кусочек еж дал медведю:

-- А это тебе, Мэми!

-- А мне за что? – спрашивает медведь.

-- А тебе за то, что ты нас всех помирил!

Анки:

-- Ну, вот, сыночек и вся сказка! Понравилась?

Идэ:

-- Да, Анки, понравилась. Очень понравилась!

Анки:

-- А что ты понял, сынок, из этой сказки?

Идэ:

-- Понял, Анки, что нельзя быть злым и жадным, что надо делиться и со зверем, и с птицей, и с человеком.

Анки:

-- И это правильно, сынок, молодец! А сейчас, сынок, пора спать! Т-с-с-с!

Идэ:

-- Хорошо, Анки, а еще сказку расскажешь?

Анки:

-- Ш-ш-ш! А-а-ай! -- (качает колыбель с малюткой)

-- Расскажу, сыночек, расскажу, только завтра.

(Звучит колыбельная, перекликаясь с музыкой ветра).

Список литературы:

1. Н. И. Величко Институт развития образования Г. Ханты-Мансийск (Россия)

2. Ерныхова Е. А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000.

3. Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Западной Сибири (1771 - 1772). Л., 1947.

4. Базанов А. Г., Певгова Л. В. Игры малых народностей Севера // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 11. М. ; Л., 1949. стр. 59

5. Кулемзин В. М. Игры детей обско-угорских народов. - СПб. ТОО «Алфавит», 1999.

6. Патканов С. К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по былинам и сказаниям // Живая старина. Вып. 4. СПб., 1891.

7. Патканов С. К. Остяцкая былина про богатырей города Эмдсра // Живая старина. Вып. 2. СПб., 1899.

8. Сказки и куклы нерым-ях /сост. Т. А. Исаева и О. В. Стародубова; пер. с языка ханты О. И. Щербакова. - Тюмень, 2006.

9. Тахтуева А. М. Материальная культура юганских ханты. - Изд-во «Северный дом», 1990.

10. Чечулина Т. Золотой город (хантыйские сказки). Свердловск, 1969. Мифы, предания, сказки ханты и манси. М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер английской сказки. Музыкальное инсценирование сказки "Красная шапочка"

Вечер английской сказки Музыкальное инсценирование сказки «Красная шапочка» на английском языкеВступительное слово.Дорогие ребята! Сегодня мы собрались на встречу с английской сказкой. У каждо...

Инсценированная сказка «Маша и медведь»

Театрализованное представление...

Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей. Этапы работы над инсценированием сказки.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художес...

Конспект инсценированной сказки в области "Познание" для воспитанников среднего дошкольного возраста. Тема: "Весна в лесу".

Показать  детям приход весны в лес: прививать любовь к природе, формировать эстетический вкус....

Проект "Инсценирование сказки "Репка".

Одну и туже сказку  можно и рассказать , и прочитать , и просто послушать . Но если немного постараться и проявить фантазию, то сказка станет еще интереснее. Поэтому и был создан этот проект. Сна...

Инсценирование сказки

Данное занятие позволяет раскрыть речевые возможности детей в непринужденной для них деятельности. В процессе инсценирования сказки не только дети, но и педагоги проявляют интерес к выступлению и проя...

Инсценирование сказки Самуила Маршака "Сказка о глупом мышонке" для детей старшей группы.

Цель: закрепить содержание художественного произведения через драматизациюЗадачиСпособствовать закреплению и обобщению знаний о русских народных сказках, содержания сказки «Сказка о г...