Конкурс. Конспект ООД по познавательному развитию на тему «Путешествие домовенка Афони».
план-конспект занятия (старшая группа)
Тема. «Путешествие домовенка Афони».
Цель. Создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления детей с жилищем людей разных национальностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема. «Путешествие домовенка Афони». | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. «Путешествие домовенка Афони».
Цель. Создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления детей с жилищем людей разных национальностей.
Задачи:
- создать условия для ознакомления с жилищем людей разных национальностей (познавательное развитие);
- обеспечить условия развития поисковой активности детей (познавательное развитие);
- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
- обеспечить условия для самостоятельного выбора партнера, материалов (социально-коммуникативное развитие);
- создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
- создавать условия для развития диалогической речи (речевое развитие);
- создать условия для развития воображения детей и заботы друг о друге;
- способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие);
Предварительная работа: беседа о России и малой родине Хакасии, знакомство с избой и юртой, с бытом русского и хакасского народов.
Оборудование и материалы: макет русской избы, кукла домовенок Афоня, небольшой коврик, вентилятор, экран, мультимедиа, валенки для каждого ребенка, макет юрты, природный материал (ветки, листья, кора деревьев, толстые нитки).
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития |
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) | Дети входят в группу, перед ними стоит макет русской избы | Взрослый не обращает внимания на макет. | Дети самостоятельно обнаруживают новый предмет, собираются вокруг него, обращаются ко взрослому с вопросами. | Условия для мотивации к предстоящей деятельности. |
В.: Откуда здесь мог появиться этот дом? | Предположения детей. | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. | ||
Взрослый предлагает исследовать дом:
| Ответы детей. | Условия для развития поисковой активности. | ||
Появляется домовенок Афоня (кукла) | В.: «Это домовенок Афоня, он живет под лавкой, а зимой, когда становится холодно, забирается на печку и слушает, как хозяева избы, старик со старушкой, рассказывают своим внукам истории и сказки. И вот однажды в такой зимний вечер говорил дед о том, что в далекой стране, где жарко и куда только птицы могут долететь, люди живут не в деревянных избах, а в домах из ткани, и им не холодно, потому что таких снегов, как в России, там не бывает. Домовенок, как и внуки, очень захотел увидеть своими глазами избушку из ткани. В: А вы ребята, хотите увидеть такую избушку? | Ответы детей. | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. | |
Основная часть | Включается вентилятор – это ветер. | Афоня предлагает детям отправиться в путешествие с помощью своего друга ветра, который всюду летает и все знает. | Дети встают на ковер, взявшись за руки. Вместе с ветром дети отправляются в путешествие. | Условия для развития воображения детей и заботы друг о друге. |
На большом экране изображение юрты – вид изнутри и домовенок Азамат | В: – Привет! – сказал домовенок. – Меня зовут Азамат. А кто вы и откуда? – Вы в Киргизии, в Средней Азии! А это мой дом – юрта, – ответил Азамат. – Юрту киргизы строят из деревянных жердей и прутьев: устанавливают их по кругу и, согнув сверху, связывают. Потом эту основу покрывают очень плотной теплой тканью, войлоком, оставляя свободным отверстие для двери и небольшое отверстие в центре потолка. На полы кладут ковры, вдоль стены ставят сундуки, кладут одеяла и подушки. В холодное время небольшой костер разводят прямо в юрте, а дым выходит через отверстие в потолке. В юртах живут не только киргизы, но и другие народы Средней Азии: казахи, монголы. Знаете ли вы, какой еще народ строит такие юрты? В: У нас в Хакасии холодные зимы. Как вы думаете, люди мерзнут в юрте зимой? | Ответы и предположения детей. | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для ознакомления детей с жилищем людей разных национальностей (познавательное развитие). | |
Педагог ставит перед детьми на стол макет юрты | Взрослый предлагает исследовать:
| Ответы детей. | Условия для развития поисковой активности. | |
Взрослый показывает детям валенки | В: Это валенки, они сделаны из войлока, предлагаю вам проверить, тепло ли в них. | Опытным путем дети выявляют свойства войлока. | Условия для опытно-экспериментальной деятельности детей. | |
– А у вас разве не такие юрты? – удивился Азамат. «А что такое лавка? А зачем нужен стол?». | Дети рассказывают об избе из дерева с окнами и крышей, с большой теплой печкой, со столом и лавками. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. | ||
В: Нам пора прощаться. До свидания, Азамат! | Дети прощаются с Азаматом и приглашают его в гости. | Условия для развития доброжелательных отношений. | ||
На экране появляется изображение ветра | Педагог предлагает детям рассказать ветру, о юрте, которую они видели. | Дети делятся с ветром своими впечатлениями. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. | |
. | Ветер: – Здорово! А я еще знаю места, где люди строят дома из веток. Чудеса! А вы хотите полететь туда и посмотреть на них? Тогда полетели! | Дети встают на ковер взявшись за руки. Вместе с ветром дети отправляются в путешествие. | Условия для развития воображения детей и заботы друг о друге. | |
На экране появляются изображения океана, индейских лесов Америки и затем нашли среди деревьев низкие домики. | Чароки: – этот домик называется вигвам, и местные жители, индейцы, строят его из гибких тонких стволов, а сверху покрывают ветками, корой деревьев и циновками. Вигвам, как юрту, можно переносить с места на место. | Дети и Афоня знакомятся с домовым Чароки. | Условия для ознакомления детей с жилищем людей разных национальностей (познавательное развитие). | |
На столе стоит поднос с природным материалом (ветки, листья, кора деревьев, толстые нитки). | В: сможем ли мы научиться строить такой дом? | Дети делятся на пары и строят вигвам из природного материала. | Условия для развития конструктивных способностей детей. Условия для развития навыков взаимодействия. | |
Завершение занятия | Дети и Афоня вместе с ветром возвращаются домой к избе. | В: Кажется наш Афоня, вспомнил о своей избе, и очень сильно заскучал по дому. У избушки есть высокое крыльцо, крыша, украшенная деревянной резьбой. А внутри дома есть лавка, на которой так здорово сидеть с бабушкой и дедушкой и слушать их сказки. И, главное, там есть большая теплая печка, где весело потрескивают поленья, а на печке так хорошо спится, пока за окнами ходит мороз и раскрашивает узорами окна! И нам ребята, пора возвращаться из путешествия домой! Засобирался Афоня домой и пригласил Чароки к себе в гости. Снова летели ветер с Афоней через океан, но теперь дорога казалась короче, ведь это была дорога домой. Вот и родная избушка! Непоседливый ветер полетел дальше, а домовенок забрался на печку, укрылся своим одеялом и стал слушать сказку, которую бабушка рассказывала внукам. В гостях хорошо, а дома лучше. | Дети делятся с педагогом своими впечатлениями о путешествии. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |
В: когда домовята Азамат и Чароки прилетят к Афоне, им понравится его изба? Что именно им понравится? Объясните пословицу: «В гостях хорошо, а дома лучше». | Рассуждения и предположения детей. | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию по теме: «Путешествие в страну Профессий». Вторая младшая группа.
Занятие для детей младшего возраста, на котором они познакомяться с такими профессиями, как повар, врач, шофер, их трудовыми процессами, предметами-помощниками....
Конспект занятия по познавательному развитию ( ФЭМП) Тема: "Путешествие на остров Робинзона Крузо"
Занятие построено в виде познавательного путешествия на остров, где дети сталкиваются с решением разных математических задач....
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие в зимний лес» для детей второй младшей группы
Данный материал содержит конспект занятия по познавательному развитию для детей второй младшей группы, включает в себя: цель, задачи, предварительную работу, основные организационные м...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Путешествие в страну эмоций"
Путешествуя по "Стране эмоций" дети знакомятся с разными видами эмоций, учатся распознавать настроение на картинках, пиктограммах, сообща находить решение.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","...
Конспект занятия по познавательному развитию по теме: «Путешествие в страну Профессий».
Познакомить детей с разными профессиями....
Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Путешествие с Дюймовочкой"
Конспект предназначен для занятий с детьми средней группы по ФЭМП в целях закрепления пройденного материала как итоговое в конце года. Увлекательное путешествие по любимой сказке, встреча с героями и ...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему " Путешествие в Солнечную систему"
Конспект занятия по познавательному развитию на тему " Путешествие в Солнечную систему"...