Конкурс. Конспект ООД по познавательному развитию на тему «Путешествие домовенка Афони».
план-конспект занятия (старшая группа)

Пузакова Любовь Владимировна

Тема. «Путешествие домовенка Афони».

Цель. Создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления детей с жилищем людей разных национальностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. «Путешествие домовенка Афони».

Цель. Создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления детей с жилищем людей разных национальностей.

Задачи:

  1. создать условия для ознакомления с жилищем людей разных национальностей (познавательное развитие);
  2. обеспечить условия развития поисковой активности детей (познавательное развитие);
  3. обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
  4. обеспечить условия для самостоятельного выбора партнера, материалов (социально-коммуникативное развитие);
  5. создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
  6. создавать условия для развития диалогической речи (речевое развитие);
  7. создать условия для развития воображения детей и заботы друг о друге;
  8. способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие);

Предварительная работа: беседа о России и малой родине Хакасии, знакомство с избой и юртой, с бытом русского и хакасского народов.

Оборудование и материалы: макет русской избы, кукла домовенок Афоня, небольшой коврик, вентилятор, экран, мультимедиа, валенки для каждого ребенка, макет юрты, природный материал (ветки, листья, кора деревьев, толстые нитки).

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Дети входят в группу, перед ними стоит макет русской избы

Взрослый не обращает внимания на макет.

Дети самостоятельно обнаруживают новый предмет, собираются вокруг него, обращаются ко взрослому с вопросами.

Условия для мотивации к предстоящей деятельности.

В.: Откуда здесь мог появиться этот дом?         

Предположения детей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Взрослый предлагает исследовать дом:

  • какой формы дом, крыша;
  • из какого материала построена изба;
  • из каких частей состоит изба;
  • что находится в избе (печь, стол, лавки).

Ответы детей.

Условия для развития поисковой активности.

Появляется домовенок Афоня (кукла)

В.: «Это домовенок Афоня, он живет под лавкой, а зимой, когда становится холодно, забирается на печку и слушает, как хозяева избы, старик со старушкой, рассказывают своим внукам истории и сказки. И вот однажды в такой зимний вечер говорил дед о том, что в далекой стране, где жарко и куда только птицы могут долететь, люди живут не в деревянных избах, а в домах из ткани, и им не холодно, потому что таких снегов, как в России, там не бывает.

Домовенок, как и внуки, очень захотел увидеть своими глазами избушку из ткани.

В: А вы ребята, хотите увидеть такую избушку?

Ответы детей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Основная часть

Включается вентилятор – это ветер.

Афоня предлагает детям отправиться в путешествие с помощью своего друга ветра, который всюду летает и все знает.

Дети встают на ковер, взявшись за руки. Вместе с ветром дети отправляются в путешествие.

Условия для развития воображения детей и заботы друг о друге.

На большом экране изображение юрты – вид изнутри и домовенок Азамат

В: – Привет! – сказал домовенок. – Меня зовут Азамат. А кто вы и откуда? – Вы в Киргизии, в Средней Азии! А это мой дом – юрта, – ответил Азамат. – Юрту киргизы строят из деревянных жердей и прутьев: устанавливают их по кругу и, согнув сверху, связывают. Потом эту основу покрывают очень плотной теплой тканью, войлоком, оставляя свободным отверстие для двери и небольшое отверстие в центре потолка. На полы кладут ковры, вдоль стены ставят сундуки, кладут одеяла и подушки. В холодное время небольшой костер разводят прямо в юрте, а дым выходит через отверстие в потолке. В юртах живут не только киргизы, но и другие народы Средней Азии: казахи, монголы. Знаете ли вы, какой еще народ строит такие юрты?

В: У нас в Хакасии холодные зимы. Как вы думаете, люди мерзнут в юрте зимой?

Ответы и предположения детей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для ознакомления детей с жилищем людей разных национальностей (познавательное развитие).

Педагог ставит перед детьми на стол макет  юрты

Взрослый предлагает исследовать:

  • как называется такое жилище?;
  • какой формы юрта;
  • из какого материала она построена.

Ответы детей.

Условия для развития поисковой активности.

Взрослый показывает детям валенки

В: Это валенки, они сделаны из войлока, предлагаю вам проверить, тепло ли в них.

Опытным путем дети выявляют свойства войлока.

Условия для опытно-экспериментальной деятельности детей.

– А у вас разве не такие юрты? – удивился Азамат. «А что такое лавка? А зачем нужен стол?».

Дети рассказывают об избе из дерева с окнами и крышей, с большой теплой печкой, со столом и лавками.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

В: Нам пора прощаться. До свидания, Азамат!

Дети прощаются с Азаматом и приглашают его в гости.

Условия для развития доброжелательных отношений.

На экране появляется изображение ветра

Педагог предлагает детям рассказать ветру, о юрте, которую они видели.

Дети делятся с ветром своими впечатлениями.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

.

Ветер: – Здорово! А я еще знаю места, где люди строят дома из веток. Чудеса! А вы хотите полететь туда и посмотреть на них? Тогда полетели!

Дети встают на ковер взявшись за руки. Вместе с ветром дети отправляются в путешествие.

Условия для развития воображения детей и заботы друг о друге.

На экране появляются изображения океана, индейских лесов Америки и затем нашли среди деревьев низкие домики.

Чароки: – этот домик называется вигвам, и местные жители, индейцы, строят его из гибких тонких стволов, а сверху покрывают ветками, корой деревьев и циновками. Вигвам, как юрту, можно переносить с места на место.

Дети и Афоня знакомятся с домовым Чароки.

Условия для ознакомления детей с жилищем людей разных национальностей (познавательное развитие).

На столе стоит поднос с природным материалом (ветки, листья, кора деревьев, толстые нитки).

В: сможем ли мы научиться строить такой дом?

Дети делятся на пары и строят вигвам из природного материала.

Условия для развития конструктивных способностей детей.

Условия для развития навыков взаимодействия.

Завершение занятия

Дети и Афоня вместе с ветром возвращаются домой к избе.

В: Кажется наш Афоня, вспомнил о своей избе, и очень сильно заскучал по дому. У избушки есть высокое крыльцо, крыша, украшенная деревянной резьбой. А внутри дома есть лавка, на которой так здорово сидеть с бабушкой и дедушкой и слушать их сказки.

И, главное, там есть большая теплая печка, где весело потрескивают поленья, а на печке так хорошо спится, пока за окнами ходит мороз и раскрашивает узорами окна! И нам ребята, пора возвращаться из путешествия домой! Засобирался Афоня домой и пригласил Чароки к себе в гости.

Снова летели ветер с Афоней через океан, но теперь дорога казалась короче, ведь это была дорога домой. Вот и родная избушка!

Непоседливый ветер полетел дальше, а домовенок забрался на печку, укрылся своим одеялом и стал слушать сказку, которую бабушка рассказывала внукам.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дети делятся с педагогом своими впечатлениями о путешествии.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

В: когда домовята Азамат и Чароки прилетят к Афоне, им понравится его изба? Что именно им понравится?

Объясните пословицу: «В гостях хорошо, а дома лучше».

Рассуждения и предположения детей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию по теме: «Путешествие в страну Профессий». Вторая младшая группа.

Занятие для детей младшего возраста, на котором они познакомяться с такими профессиями, как повар, врач, шофер, их трудовыми процессами, предметами-помощниками....

Конспект занятия по познавательному развитию ( ФЭМП) Тема: "Путешествие на остров Робинзона Крузо"

Занятие построено в виде познавательного путешествия на остров, где дети сталкиваются  с решением разных математических задач....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие в зимний лес» для детей второй младшей группы

Данный материал содержит конспект занятия по познавательному  развитию для детей второй младшей группы, включает в себя: цель, задачи, предварительную работу, основные организационные м...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Путешествие в страну эмоций"

Путешествуя по "Стране эмоций" дети знакомятся с разными видами эмоций, учатся распознавать настроение на картинках, пиктограммах, сообща находить решение.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Путешествие с Дюймовочкой"

Конспект предназначен для занятий с детьми средней группы по ФЭМП в целях закрепления пройденного материала как итоговое в конце года. Увлекательное путешествие по любимой сказке, встреча с героями и ...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему " Путешествие в Солнечную систему"

Конспект занятия по познавательному развитию на тему " Путешествие в Солнечную систему"...