Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа)

Леонова Елена Александровна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_po_grazhdansko_leonovae_a.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 города Вязьмы Смоленской области

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников

(опыт работы)

Леонова Елена Александровна,

воспитатель высшей категории

2019

 

Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций гражданско – патриотического и правового воспитания подрастающего поколения. О значимости гражданского и патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина к Федеральному собранию РФ.
Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно – правовыми документами. Таким образом нормативно-правовой основой патриотического воспитания дошкольников является: закон  РФ «Об образовании», ФГОС ДО, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», закон «О днях  воинской славы (победных днях) России», закон «Об увековечении Победы советского  народа в ВОВ 1941-1945 гг.», закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», Национальная доктрина образования в  РФ.

При выстраивании системы работы позволили методологически обосновать содержание, формы и методы патриотического воспитания в ДОУ публикации Н.И. Липс о проблеме патриотического воспитания в современных условиях, о методологических основах гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, о создании организационно-педагогических условий для гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Авторами отмечено, что в современных социально-экономических условиях патриотизм рассматривается как социально-нравственная ценность. С этих позиций раскрывается содержание данного понятия:    «Патриотизм – это любовь к своему Отечеству, к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, продуктам труда своего народа…

Патриотизм – это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость» (И.Е. Кравцов).

Гражданственность - высокая форма патриотизма (А.Ф. Никитин, Ю.А. Танюхин).

Психолого-педагогические исследования по данной проблеме, по мнению авторов, показывают необходимость осуществления работы по патриотическому воспитанию с дошкольного возраста, так как он является наиболее сенситивным (благоприятным) периодом становления личностно-нравственных качеств ребенка (Запорожец А.В., Козлова С.А., Куликова Т.А. и др.).

Большинство исследователей рассматривает патриотизм через понятие «Отношения». Так С.А. Козлова определяет несколько направлений его реализации в дошкольном детстве:

  • Отношение к природе родного края, родной страны;
  • Отношение к людям, населяющим страну;
  • Отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;

Отношение к самому себе (познание самого себя); отношение к людям труда и т.д.

Исходя из  изученных материалов  определила  цели: формирование у детей дошкольного возраста гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения, формирование патриота, гражданина с активной внутренней позицией «Я – гражданин России», «Я - россиянин».

Поставила задачи:

  • формировать ощущение себя, как успешной личности, положительного образа семьи
  • обучать детей творческому и ненасильственному решению конфликтов и проблем, воспитывать терпимость к чужому мнению
  • знакомить детей с культурно-историческим наследием родного города и страны, с элементарными правами и обязанностями
  • воспитывать чувство любви ко всему, что объединяет понятие «Родина», сопричастности к событиям в жизни народа
  • воспитывать уважение к труду, развивать потребность трудиться

Процесс патриотического воспитания как составная часть нравственного воспитания основывается на совокупности принципов, отражающих целостность воспитательно-образовательного процесса и специфику патриотического воспитания подрастающего поколения.

К их числу относятся:

  • Обусловленность патриотического воспитания развитием общества;
  • Координация взаимодействия образовательного учреждения, семьи  и общественности в системе патриотического воспитания;
  • Обусловленность содержания, форм, методов, средств и приемов историческими традициями русского народа;
  • Зависимость содержания и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • Интегрально-деятельностный подход, предполагающий:

- интеграцию патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы и процессов обучения;

- решение задач патриотического воспитания на основе включения воспитанников в разнообразную по формам и содержанию деятельность;

  • Принцип гибкости – своевременное реагирование на изменение социально-педагогической ситуации;
  • Принцип вариативности  - использование разнообразных сочетаний форм и методов педагогического процесса с учетом особенностей контингента воспитанников, что обусловлено процессами гуманизации системы образования, направленностью педагогического процесса на создание условий для развития личности каждого воспитанника;
  • Опора на положительное в личности воспитанника;
  • Целенаправленность, выражающаяся в существовании идеала человека, в котором воплощаются нравственное совершенство, любовь к Родине, людям и природе;
  • Природосообразность, т.к. человек является частью природы, черпает из ее неиссякаемого источника красоту и мудрость;
  • Раннее начало обучения и воспитания детей, осуществленное в различных видах деятельности. Это самый актуальный принцип. Он зародился на заре человечества, когда опыт передавался младшим путем включения их в жизненно необходимую деятельность.
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

Ведущее место в процессе становления гражданского воспитания занимает содержание образования. В ДОУ реализуется «Основная образовательная программа» под ред.Н.Е.Веракса, дополнительная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»/ О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, в которых конкретизируется понятие «Родина». В содержание детской компетентности включаются знания о природе страны и родного края, о быте живущих в ней людей, об их праздниках, труде, искусстве, о людях разных национальностей. Входят в понятие «Родина» и знания о государственном устройстве страны, о символике, традициях, обычаях, т.е. приобщение к культурно-историческому опыту народа.

Национально-региональный компонент образования реализуется посредством региональной образовательной программы «Наш дом – Вязьма»,которая предполагает изучение культуры  Смоленщины, взаимосвязь ее элементов с экономическими, природно-географическими особенностями, историческим прошлым.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013) заложены принципы необходимости приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учета этнокультурной ситуации развития детей при реализации основной образовательной программы дошкольного образования и создания в дошкольной организации условий, необходимых для ее реализации.

В 2014 году с введением Стандарта дошкольного образования обновлена система работы по патриотическому воспитанию.  

Культурологический подход – это, с одной стороны, принцип отбора содержания образования, с другой – метод его подачи детям на всех ступенях образования. В основу педагогической работы вводится принцип патриоцентризма, который обеспечивает связь любого образовательного содержания с формированием отношения к родной культуре и традициям.

Воспитание гражданственности у детей   эффективно осуществляется при создании определенных педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении.     Понятие «педагогические условия» является производным от основного понятия «условие» и имеет конкретную интерпретацию применительно к педагогической деятельности. Условия составляют ту среду, в которой рассматриваемое явление возникает, существует и развивается.

Методы, приемы и формы гражданского воспитания определяются возрастными особенностями дошкольников, которым для усвоения материала недостаточно одного занятия или беседы. Различные игры, чтение художественной литературы, двигательная активность должны сменять и дополнять друг друга, образуя цепочку  включения всех анализаторов, многообразия повторений, необходимых в этом возрасте, проекты,  моделирование  и  анализ  заданных  ситуаций  . Из этого складывается система работы.

Педагогический процесс построен по блочному принципу:

тема, начатая на занятии, прослеживается во всех видах деятельности детей, что соответствует цельности детского восприятия мира, создает полную и разностороннюю его картину. Последовательность рассмотрения отдельных тематических блоков исходит из направления познания мира ребенком – от себя, расширяющимися концентрическими сферами, и  включает в себя следующие блоки:

 « Я – человек», «Моя семья», «Мой город», «Моя страна»

Формы работы с детьми:

-организованная образовательная деятельность

-беседы

-чтение художественной литературы

-продуктивная деятельность

-игры

-праздники

-экскурсии

-выставки

-прогулки

-развлечения

-встречи с интересными людьми

-проекты

-акции  «Подарок ветерану», Акция «Бессмертный полк»

Педагогические методы, используемые в процессе реализации системы:

1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

  • метод сравнения
  • элементарный анализ
  • метод моделирования и конструирования
  • метод проектной деятельности
  • метод  вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать
  • метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств
  • решение логических задач
  • экспериментирование

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

  • игровые  – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств
  • сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться

3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

  • беседа – является связующим звеном

4. Методы коррекции и уточнения:

  • повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяют выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний
  •  индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Система работы по патриотическому воспитанию в ДОУ построена с учетом этапов развития патриотизма, как  духовно-нравственного качества.

  • Личностный этап развития – где развивается потребностно-мотивационная сфера ребенка, его самосознание.
  • Местный этап – любовь к малой Родине.
  • Национальный этап – предполагает знание своего родного языка, национальных культурно-исторических особенностей.
  • Государственный этап развития патриотизма – уважение и преданность своей Родине.

В рамках образовательной программы дошкольного образования ДОУ содержательный компонент реализуется с учетом блоков С.А. Козловой под лозунгом: «Знаю и люблю, знаю и ценю, знаю и берегу».

Содержательный компонент гражданско-патриотического воспитания

Название блока

Содержание знаний

Формы и методы работы

Методические

рекомендации

Я и моя семья

Знания о себе, своей семье, своем роде, ближайшем окружении (детский сад, труд людей в  детском саду)

Тематические занятия;   игры; беседы; рассказы из личного опыта; создание альбомов «Моя семья». Выставки семейного  творчества; персональные выставки.

Традиции группы,  «сокровищницы».

Встречи с интересными людьми (членами семьи).

Образовательные проекты. Создание символа группы, личного символа ребенка, паспорта здоровья ребенка, «Портфолио успеха».

Формировать чувство

привязанности,

 защищенности,

уверенности в

поддержке.

Мой край

Знания о природе родного края; людях, живущих на Смоленщине; о родном   городе; об их национальностях.

Знания об искусстве, народном творчестве родного края.

Тематические занятия;

культурные досуги; игры;

экскурсии; наблюдения;

 беседы, ежедневное чтение детям.

«Полочка умных книг», «Полочка красоты»,

музейная педагогика

Образовательные проекты

Гость группы (замечательные люди села).

Познавательные сообщения «А знаете ли вы», «Мы их знаем».

Создание коллажей, коллекций, макетов, альбомов.

Работа с картой и глобусом.

Воспитывать желание

сохранить родную

природу, беречь ее.

Формировать  чувство

 гордости за достижения

своего края.

 Приобщение детей к

культурному наследию

народов  Смоленщины.

Родная страна

Знания о разнообразии природы России; знания о людях, живущих в нашей стране; о людях разных национальностей.

Знания об искусстве, народном творчестве

Знания о стране (географии, государственной символике)  

Расширять детскую

компетентность.

 Способствовать

Формированию

 представлений о своей принадлежности к стране. Воспитывать  уважение

и интерес в отношении

людей разных

национальностей.

Формирование

толерантности как

нормы отношения

к индивидуальным и

культурным различиям

людей.

 Формировать  чувство

гордости за достижения

своей страны.

Знания о других странах мира, о планете Земля.

Знания о географии, климате, культуре той или иной страны.

Тематические занятия; Познавательные сообщения «А знаете ли вы», «Полочка умных книг».

Образовательные проекты.

Создание коллажей, коллекций, макетов, альбомов.

Формировать

планетарность

мышления. Помочь

детям осознать

значимость своей страны

и ее единства с другими

странами мира.

Особенности планирования образовательной деятельности

с участниками образовательных отношений

Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию с воспитанниками осуществляется педагогом в тесном взаимодействии с их родителями, создавая условия для реализации творческого потенциала семьи. При планировании учитываю мнение и возможности родителей  в организации совместных мероприятий, их участии в образовательных проектах. Система перспективного планирования воспитательно-образовательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию  разработана в ДОУ с учетом имеющихся условий, в том числе, созданной развивающей предметно-пространственной развивающей  среды. Тематическое планирование осуществляю  по годам пребывания детей в дошкольном учреждении в соответствии со структурой ОП ДО и используемых в ней авторских программ по направлениям развития ребенка в различных видах деятельности. С учетом темы недели проектирую формы организации образовательного процесса и применяемые технологии.

Система

перспективного планирования воспитательно-образовательной работы  

по гражданско-патриотическому воспитанию

План по ознакомлению

с родным краем

- культурно-исторические традиции села, края;

- люди, живущие на Южном Урале, их национальные обычаи, обряды, творчество;

- народные игры.  

План занятий в «Русской избе»

- традиционное жилище;

- национальные обычаи;

- народные художественные промыслы;

- фольклор.

План по изодеятельности

- искусство, народное художественное творчество родного края, родной страны

План досугов и развлечений

- фольклор;

- народные культурные традиции,

обряды;

- культура народов мира.

План по экологии

- природа родного края, России;

- природа   других стран мира;

- планета Земля

План по правовому воспитанию

- «Я» и моя семья, мое ближайшее

 окружение.

План взаимодействия с семьей

- изучение,   просвещение семьи

- совместные занятия, досуговые мероприятия;

- участие в проектах, конкурсах, в создании РППС.

План развития РППС

- совершенствование условий  для

приобщения детей к этнокультурному

наследию региона,  формирования

 планетарности мышления.

 

Результативность системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию

Систематизация работы по гражданско-патриотическому воспитанию в ДОУ, комплексная реализация образовательных задач, оборудованная комната русского быта «Русская изба», позволяющая детям погружаться в мир народных традиций, способствовали повышению качества работы по приобщению детей дошкольного возраста к культурно-историческому опыту народа. Данная работа получила высокую оценку среди педагогической общественности и общества ветеранов  г.Вязьмы.   

Экспозиции в мини-музее "Русская изба" постоянно пополняются и обновляются силами сотрудников детского сада, семей воспитанников и жителей города. Выставка старинных изделий: горшок, прялка, рубель, старинные вышивки и др. представлена родителями. С предметами быта познакомились дети старшего дошкольного возраста.

Созданная экспозиция "Народная кукла» (2016) позволила детям стать не только зрителями, но и активными участниками игр с изделиями русских мастеров: семеновской матрешкой, климовскими игрушками, с рукотворными куклами Кувадками. С детьми подготовительной группы  изготовили самодельные тряпичные куклы Кувадки, «очень напоминающие фигурки взрослых и детей со всей нашей планеты, которые взявшись за руки, создали общий хоровод вокруг земного шара» и присоединились к международной миротворческой акции "Гирлянда дружбы"! 

По многолетней традиции в детском саду на масленичной неделе дети знакомятся с традициями, обрядами своего народа, кульминацией становится общий праздник с народными играми, закличками, сжиганием чучела и угощением блинами. Таким образом, дошколята приобщаются к культурно-историческому опыту своего народа, формируется положительное отношение к традициям, обычаям, культуре родной страны.

В детском саду традиционной стало проведение недели книги и театра, реализуемой посредством проектной деятельности. Когда представления о добре и зле, красивом и безобразном, образ будущего жизненного пути, его цели и смысла ребенок получает и творчески присваивает в процессе трансляции культуры. В соответствии  с годовыми задачами определяются темы недели: «Вяземские сказы» (2016), «Дело мастера боится» (2017), «Сказки народов мира» (2018).

Результаты проектной деятельности получили высокую оценку на  городском фестивале «Литературный венок России» (2017), организованного в Год литературы с целью приобщения детей к русской литературе, литературе народов России, пропаганды художественными средствами литературного наследия страны. Работа отмечена дипломом победителя среди дошкольных образовательных организаций.

На тематической неделе "Край мой Вяземский " (2017) прошел фестиваль подвижных игр народов Смоленщины, способствующий формированию толерантности как нормы отношения к индивидуальным и культурным различиям людей. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие могут и должны иметь представления о культуре, быте, жизни другого народа, доступные их возрасту.

В единый тематический день в образовательных организациях города Вязьмы «Моя малая Родина» -День знаний (2018) дошкольники  побывали на фотовыставке "Край родной навек любимый", проявили свои таланты, развлекались на празднике «Обойди весь белый свет – лучше края в мире нет», познакомились с новыми экспозициями «Народные промыслы» в русской избе. С экспозицией «Богатства Смоленщины» познакомились старшие дошкольники, где представлены коллекции камней, кварцевых песков Вяземского ГОКа, художественные изделия знаменитых предприятий  Смоленский фарфор. Здесь дети не только рассмотрели экспонаты, но и совершили виртуальную экскурсию по выставочным залам Вяземского краеведческого музея. Все это развивает не только художественный вкус, но и способствует формированию  чувства гордости за достижения своего края, любовь к своей малой родине. 

День знаний-2019 прошел под девизом «Я талантлив!». Дети представили свои творческие работы на «Летнем вернисаже», на выставке творческих работ с Лего фестиваля, выступили на конкурсе чтецов «Смоленские  поэты детям». На общем празднике "Приключения Вовки в тридевятом царстве" каждый из них отмечен дипломом в своей номинации, что позволяет  формировать чувство уверенности в себе и своих возможностях.

Воспитанники детского сада вместе со всей страной отмечают государственные праздники, что способствует формированию представлений о своей принадлежности к стране.

Повысить познавательный интерес к государственному празднику День защитника Отечества и к воинской службе как к гражданской обязанности, позволяют созданные совместно с детьми семейные фоторепортажи, плакаты, газеты,  групповые развлечения, где дети не только дарят концертные номера, но и получают удовольствие от совместных игр, состязаний со своими папами и дедушками.   

Позволяет формировать гражданскую позицию будущих избирателей участие в районных конкурсах «Я рисую выборы» (2017), «Я и моё завтра!» (2018).

В честь великого Дня Победы вошло в традицию шествие к памятнику генерал-лейтенанта М.Ефремова старших дошкольников и сотрудников детского сада с портретами своих дедов и прадедов. Проводится акция «Я помню! Я горжусь!», где педагоги рассказывают о том, как их деды защищали нашу Родину в Великую Отечественную войну, дети читают стихи, возлагают цветы к монументу Славы.

В юбилейный год Победы реализован открытый информационный проект «Расскажем детям о войне» по передаче исторической памяти детям во взаимодействии с семьей. Дети рассматривали фотографии из семейного альбома; им рассказывала о прадедушках, прабабушках, которые ковали победу на фронтах и в тылу, что значит День Победы для каждой семьи. Проводила совместные  встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Формировать знания детей о других странах мира, помочь им осознать значимость своей страны и ее единства с другими странами позволяет новый тип проектно-познавательной работы с детьми - сравнение культурных традиций, существующих в разных странах и связанных с какой-то простой и понятной детям стороной повседневной жизни или праздником. На физкультурно-фольклорном празднике «Масленица» (2016) дети провожали зиму с героями-прототипами Деда Мороза и из разных стран мира.  

В рамках тематического образовательного проекта на неделе книги и театра "В гостях у сказки" (2017)  по сказкам народов мира дети узнали много нового и интересного о разных странах, эпохах. Побывали на кукольных спектаклях, сами разыграли сценки из украинских, белорусских народных сказок, самые старшие показали спектакль по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах». Свои впечатления дети отразили в рисунках, коллажах, создали групповые сборники «Наши первые книжки».

Большинство выпускников детского сада с гордостью произносят «Я – россиянин!», гордятся тем, что живут на Вяземской земле. Итоговый мониторинг свидетельствует об успешном освоении ОП ДО по формированию семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

В результате работы у детей развито:

  • ощущение себя, как успешной личности, индивидуальное самовыражение в различных видах деятельности;
  • осознание принадлежности к своей семье, своему городу, своей стране;
  •  умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор;
  • умение сочетать и подчинять личные интересы   общественным;

Сформированы навыки:

  • общения;
  • культуры поведения;
  • работы в коллективе.

  Мои выпускники обладают такими качествами, как ответственность, самостоятельность, гуманизм, коммуникативность, толерантность, патриотизм и трудолюбие.

Перечень нормативных и нормативно-методических документов, литературных источников:

Литература

Нормативные документы

  • Конвенция о правах ребенка
  • Декларация прав ребенка
  • Конституция РФ
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
  • Концепция Духовно - нравственного воспитания
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493

            о государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской    

           Федерации на 2016 - 2020 годы"

  • Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г.N2403-р «Стратегия государственной молодежной политики» на период до 2025 года
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.N996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
  • Письмо Минобрнауки РФ от 30.06.2005 № 03-1230 «Об организации работы в образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных символов России»
  • Программа развития ОУ. 

Литература:

  1. 1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
  2. 2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер,2000. - 340с.
  3. 3. Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. - СПб.: Атлант, 2003. - 258с.
  4. 4. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  5. 5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.
  6. 6. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.
  7. 7. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. - М.: 2004.- 56с.
  8.   8.Кудрявцев Л.Д.Современное общество и нравственность. М., “Наука”, 2000 г.
  9.    9.Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи,2000г
  10. 10. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1
  11. 11. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М.: Аргос, 1990. - 213с.
  12. 12. Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.
  13. 13. Князев А.М. Воспитание гражданственности. Монография., М.изд. РАГС 2007г.71с.
  14. 14. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. и высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр Академия, 1999. - 232 с.
  15. 15. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004. - 112 с.
  16. 16. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1946. - 450с.
  17. 17. Маханева М.Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.;ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица).
  18. 18. Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию. Гладкова Ю. // Ребёнок в детском саду. - 2008. - №2.
  19. 19. Методические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.
  20. 20. Нравственное воспитание детей в современном мире. Козлова С. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9.
  21. 21. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студентов высш. и пед. учеб. заведений/ С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
  22. 22. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. - М., Слово, 2004. - 245с.
  23. 23. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой.Изд.2-е,испр. И доп.М.,»Просвещение»,1978.256с.
  24. 24. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Электронный ресурс] //режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.
  25. 25. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-Мозаика-синтез,2010. - 304с.
  26. 26. В.И.Петрова, Т.Д. Стульник «Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду» Мозаика-синтез, 2008г.
  27. 27. Патриотическое воспитание дошкольников. Сакавичене О. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. 27. Патриотическое воспитание. Кириллина М., Мельчина Л // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5.
  28. 28. Патриотическое воспитание. Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №6.
  29. 29. Патриотическое воспитание дошкольников» - Н.В.Алёшина - М., 2004
  30. 30. 34. Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /Под ред. О. Л. Князевой. - М.: Сфера, 2004.- 86с.
  31. 31. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». - М.: Владос, 2005. - 136 с.
  32. 32. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков дошкольного возраста Колпакова Н. // Дошкольное воспитание. - 1999, № 10.
  33. 33. Содержание нравственно-патриотического воспитания в ДОУ. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/411706/.
  34. 34. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. - М.: Сфера, 2005. - 192 с.
  35. 35. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. - Волгоград: Учитель, 2007. - 203 с.
  36. 36. Сущность воспитания // [Электронный ресурс] // (http://spb-tei.ru/2005/09/16/sushhnost-vospitanija.html.
  37. 37. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе / А. Меренков, Л. Буйлова, Н. Кленова // Дошк. воспитание. - 2001. - № 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников

Одним из главных направлений воспитательно-образовательной работы в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении - Д...

Опыт работы на тему «Система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»

Описание работы по художественно - эстетическому воспитанию дошкольников....

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами приобщения к истории, культуре родного города.

Данные программы составляют современную концепцию патриотического воспитания, которая трактует понимание патриотизма как сочетание любви к Родине и Земле....

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ

Система работы с детьми дошкольного возраста в рамках ООП дошкольного образования ДОУ: методологическое обоснование содержания, форм и методов патриотического воспитания; особенности планирования обра...

Опыт работы «Формирование гражданско – патриотических чувств у дошкольников через использование кейс – метода»

Сычева Ольга Валерьевна и Алоян Армине Робертовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Аленушка», г. Тейково Ивановской области.Во...