Мастер класс "Знакомство с инструментами народов Поволжья"
методическая разработка (подготовительная группа)

Аксенова Марина Анатольевна

Описание мастер класса с педагогами "Как знакомить дошкольников с инструментами народов Поволжья" с помощью электронного мультимедийного дидактического пособия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_instrumenty_narodov_p.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Инструменты народов Поволжья».

Цель: транслирование личного опыта работы педагогам по ознакомлению дошкольников с национальными инструментами народов Поволжья.

Электронное мультимедийное дидактическое пособие

 «Определи музыкальный инструмент»

 Задачи:

  1. Знакомство педагогов с электронным мультимедийным дидактическим пособием.
  2. Знакомство с русскими, мордовскими, чувашскими и татарскими  народными музыкальными инструментами, их внешним видом и тембровой окраской.
  3. Сформировать положительное отношение, интерес к содержанию народной музыки.

Длительность мастер-класса: 10 – 12 минут

Оборудование: проектор, экран, ноутбук.

Адресат: дети 6 – 7 лет.

Участники: педагоги  детского сада.

Ход мастер-класса.

Актуальность:

 В связи с тем, что  детская психика лучше воспринимает информацию в игровой форме, когда она облечена в интересную, доступную форму и было создано данное электронное дидактическое пособие.

Предлагаю Вам  попутешествовать  в мире музыкальных инструментов народов Поволжья.

Слайд 1.  Сегодня я, предлагаю вам познакомиться с русскими народными инструментами. О некоторых из них вы уже слышали, на других даже умеете играть. Итак, взгляните на экран! Перед вами

Гармонь – музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. На Руси первыми гармони стали изготавливать Тульские мастера.

Балалайка – это щипковый инструмент, оснащённый тремя струнами. Это один из инструментов ставший символом русского народа.

Жалейка -  духовой инструмент, представляет собой небольшую трубку из дерева или камыша на конец её обычно надевается коровий рог, служащий резонатором усиливающим звук.

Слайд 2. А, как же звучит каждый из инструментов? Педагоги слушают фрагмент звучания каждого инструмента.

Слайд 3. Прослушайте  и узнайте, какой  звучит народный инструмент?  Верно, балалайка! (При правильном ответе на экране появляется аплодирующая барышня, в случае неправильного ответа барышня качает головой и предлагает отправиться на 2 слайд и просл -ушать заново звучание инструментов).

Слайд 4. А теперь я, предлагаю вам познакомиться с мордовскими народными инструментами. Итак, взгляните на экран!

Торама – духовой инструмент символ надежды. Это длинная трубка вырезанная из дерева. Зов торомы, это призыв к объединению перед лицом врага. Использовался пастухами.

Дрова – ударный музыкальный инструмент, подобие ксилофона. Состоит из небольших брусков – поленьев одинаковой толщины но разной длины, скреплённых между собой верёвкой. Играют на дровах молоточками из твёрдых пород дерева.

Флейта из тростника – духовых инструментов.  Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов.

Слайд 5.  А как же звучит каждый из инструментов? Педагоги слушают фрагмент звучания инструментов.

Слайд 6. Прослушайте  и узнайте, какой  звучит народный инструмент?  Верно, торома! (При правильном ответе на экране появляется аплодирующая барышня, в случае неправильного ответа барышня качает головой и предлагает отправиться на 2 слайд и прослушать  заново звучание инструментов).

Слайд 7. А теперь я, предлагаю вам познакомиться с татарскими народными инструментами. Итак, взгляните на экран!

Домра – струнный инструмент является прообразом русской балалайки, домра любимица скоморохов и простого народа. Под неё пели и плясали, рассказывали сказки и былины.

Курай - духовой инструмент, в старину татарский курай изготавливали из камыша или тростника имеет 7 игровых отверстий.

Варган – дуговой варган выковывается из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной  язычок с крючком на конце.

Слайд 8. А как же звучит каждый из инструментов? Педагоги слушают фрагмент звучания инструментов.

Слайд 9. Прослушайте  и узнайте, какой  звучит народный инструмент?  Верно, курай! (При правильном ответе на экране появляется аплодирующая барышня, в случае неправильного ответа барышня качает головой и предлагает отправиться на 8 слайд и прослушать  заново звучание инструментов).

Слайд 10. А теперь я, предлагаю вам познакомиться с чувашскими народными инструментами. Итак, взгляните на экран!

Шапар – духовой национальный инструмент волынка из бычьего пузыря.

Кесле (гусли) – на них играют как женщины, так и мужчины и дети. Бывают разных размеров и имеют разное количество струн от 15 до 40. Это любимый инструмент на ярмарках свадьбах и посиделках.

Параппан – ударный музыкальный инструмент. Используются вовремя ритуальных праздников и как сигнальный инструмент. Не одно свадебное действо не обходится без использования нескольких параппанов.

Слайд 11. А как же звучит каждый из инструментов, как выглядит? Педагоги  слушают фрагмент звучания инструментов.

Слайд 12. Прослушайте  и узнайте, какой  звучит народный инструмент?  Верно, шапар! (При правильном ответе на экране появляется аплодирующая барышня, в случае неправильного ответа барышня качает головой и предлагает отправиться на 8 слайд и прослушать  заново звучание инструментов).

Вот и закончилось путешествие в мир национальных народных музыкальных инструментов. С помощью этой игры мы решаем следующие задачи:

1. Знакомим дошкольников с русскими, мордовскими, чувашскими и татарскими  народными музыкальными инструментами, их внешним видом и тембровой окраской.

2. Обогащаем активный словарь воспитанников новыми словами: «торама», «флейта», «дрова», «шапар», «гусли», «барабан», «домра», «курай», «варган»

3. Прививаем любовь к культуре и истории народов Поволжья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство со сказками народов Поволжья» в рамках реализации проекта «В семье единой — Поволжья».

laquo;Знакомство со сказками народов Поволжья»Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное разв...

Конспект занятия в старшей группе "Музыкальные инструменты народов Поволжья".

Цель: Закрепление знаний о русских и мордовских, и татарских народных музыкальных инструментах, развитие творческого мышления....

Музыкальные инструменты народов Поволжья

Материал по этнокультурному региональному компоненту...

Презентация "Музыкальные инструменты народов Поволжья"

В презентации представлены народные музыкальные инструменты русского, татарского, марийского, мордовского, чувашского народов....

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Русском народе (ч.1)

История русского народа...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Мордовском Народе

История мордовского народа...

Мастер-класс «Куклы-обереги народов Нижнего Поволжья»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с традициями и промыслами народов Нижнего Поволжья. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа достаточно много информации. Мы знаем, ...