Возрождение культурных традиций Смоленщины дошкольниками в ДС №28 "Надежда"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Акимова Кристина Сергеевна

Возрождение культурных традиций Смоленщины дошкольниками в ДС №28 "Надежда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ СМОЛЕНЩИНЫ ДОШКОЛЬНИКАМИ В ДЕТСКОМ САДУ «НАДЕЖДА»

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальна. Современное российское общество остро переживает кризис духовно–нравственных идеалов.

Относительно недавно обсуждалась тема необходимости духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основании возрождения культурных традиций, национальных идеалов. В настоящее время актуальной становится другая тема — как это сделать практически.

Сегодня же ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения учащихся принадлежит, в основном, школе, изредка - детскому саду. Но не стоит думать, что для достижения главной цели - дать детям нравственные ориентиры - достаточно только воспитания в образовательных учреждениях. Решение задач духовно-нравственного воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьёй. Как говорит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как: во-первых, далеко не все родители занимаются нравственным воспитанием своих детей, причём не только так называемые «неблагополучные семьи», но и, наоборот «сверхблагополучные», где дом - полная чаша, где у детей есть всё… всё, кроме родительского тепла и внимания. Во - вторых, если дети слышат о нравственных нормах только в школе, то у них не складывается убеждения, что эти нормы общезначимые, что ими должны руководствоваться все» [8].

Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, ее духовным ценностям, идеалам и нормам.

Несмотря на суету и спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция общесемейных обедов, которые восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо из членов семьи. И это замечательно, ведь сейчас такое «живое общение» друг с другом на вес золота, так как это общение заменено всевозможными гаджетами и электронными устройствами. Традиция общесемейных обедов, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности. Так же можно сказать и о праздновании дня поступления ребенка в школу, или о традиции посадки дерева в честь молодоженов или новорожденного малыша. Семейные традиции эмоционально насыщенные, многофункциональны, таким образом, ребенок проходит социальное развитие более успешно.

В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов с семейными родословными, посещение памятных для предков мест и т.д.). Разнообразнее и интереснее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев, домашние концерты, национальные игры, спортивные развлечения и др. Но они нуждаются в обогащении содержания, а, следовательно, и в усилении развивающего влияния такие общепринятые семейные традиции, как празднование Нового года, Рождества Христова, Масленицы, Пасхи, даже дня рождения любого члена семьи. Жаль, что основное внимание на этих праздниках уделяется некому порядку, который выполняется из года в год – это и украшение елки, покупка подарков, приготовление традиционных блюд к празднику. Более ценным в воспитательном отношении здесь будет уместно организация творчества детей и даже взрослых, а также инициирование активности.

Таким образом, проблемы современной семьи, которые были порождены духовным оскудением в обществе, могут быть решаемы на основе обращения к высшим духовным ценностям национальной культуры, к возрождению национальных культурных традиций.

Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, который только начинает жить, лечь в основу его воспитания как патриота своей Родины. Известный русский философ И.А. Ильин подчёркивает, что душа ребёнка должна быть «направлена в духовный опыт родины, вовлечена в него, приучена пребывать и творчески расцветать в нём» [3, c. 179]. Изучение православных традиций, культуры малой Родины и страны в целом в условиях дошкольного образования позволит воспитаннику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чём её уникальность. Каждое новое поколение обязано усвоить, что приходит в этот мир не для того, чтобы в очередной раз отречься от прошлого, а затем, чтобы вписаться в историческое бытие своего народа и приумножить собственными трудами деяния предшествующих поколений соотечественников.

Удивительное и загадочное явление традиционной художественной культуры – разнообразные, интересные праздники и обряды. Чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа, так же, как встарь, наше молодое поколение должно, даже обязано быть участником традиционных праздников на Руси, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.

Работая музыкальным руководителем в детском саду «Надежда», мне посчастливилось создать на базе сада фольклорный кружок «Ясе́нька», целью которого является приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа. Пока кружок построен на фольклорных материалах различных областей страны. В будущем в программе кружка основу будут составлять смоленские традиции, фольклор нашей области.

Уже сейчас ведется активная работа по привлечению детей разного возраста (от 3 до 7 лет) к изучению культуры Смоленской области, проводятся различные мероприятия с использованием культурных традиций. Например, празднование Дня города Смоленска – мероприятие, посвященное 1154-летию со дня основания г. Смоленска. Проходило в форме концерта, на котором детей знакомили с историей города Смоленска, рассказывали о древних мастерах, занятиях населения того времени. Дети подготовили народные песни «На горе-то калина», «Во кузнице», танец «Смоленский гусачок», инсценировку Смоленской народной ярмарки;

Широкая Масленица – праздник прощания с зимой, встречи весны, с песнями, хороводами, различными русскими забавами, а также традиционным русским угощением – блинами;

Праздник Великой Победы – в этот день состоялось большое мероприятие, посвященное 72-летию победы советских воинов над немецко-фашистскими захватчиками. На праздник были приглашены 2 ветерана ВОв, которым исполнилось по 90 лет каждому. Для них дети подготовили праздничные поздравления, песни о той далекой весне, войне, о победе 1945 года; разыграли сценки с участием летчиков, моряков, шоферов, медсестер – всех тех, кто был на поле боя; станцевали фронтовой вальс, спели попурри из военных песен у фронтового костра, и, конечно же, показали праздничный салют. Праздник окончился акцией «Бессмертный полк», в которой детки всего садика прошли шествием с фотографиями своих погибших родственников, с фронтовыми песнями и другие.

В дальнейшем хотелось бы ввести фольклорные занятия в непосредственную образовательную деятельность дошкольников, чтобы дети еще ближе знакомились с традициями смоленского края, с обычаями жизненного уклада Смоленска, узнавали песенное, танцевальное, декоративно-прикладное искусство нашей области. Сейчас все дошкольные, учебные образовательные учреждения стараются внести этот народный компонент в жизнь детей. Это происходит за счет привлечения творческих сил города Смоленска. Например, в нашем детском саду стало уже традицией приглашать на всевозможные народные праздники фольклорный ансамбль «Таусень», который в своем творчестве показывает лучшие образцы смоленского фольклора. Дети замечательно воспринимают их работу.

Проведение традиционных праздников, таких, как Осенние посиделки, Рождество, Масленица, Пасха, Троица и др., позволяет в более простой форме знакомить детей с народной художественной культурой.

В основу таких тематических мероприятий положены краткие сведения о происхождении праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения. События празднования включают в себя увлекательные игры, беседы, театрализованные представления, просмотр детьми видеороликов, мультимедийных презентаций, связанных с тематикой того или иного события, которые часто содержат вопросы, ставя детей перед нравственным выбором, предполагая самостоятельное рассуждение и размышление о своих мыслях, чувствах и поведении в похожей ситуации. Завершается мероприятие угощением детей традиционными праздничными блюдами: на Пасху – куличом и крашеными яйцами, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д. Атмосфера игры, праздника, веселья, угощение воспринимаются детьми как увлекательное познавательное действо, в котором ребёнок принимает активное участие вместе с взрослыми.

В нашем детском саду также создан мини-музей - «Смоленский край». В уголке представлены образцы быта, уклада смоленских жителей, обустройство избы, народный костюм Смоленской области, а также растения, животные, птицы, рыбы, насекомые, проживающие на территории Смоленской области. Интерьер уголка составили подлинные предметы старины, собранные сотрудниками и родителями воспитанников. Уголок служит местом для тематических занятий, во время которых дети знакомятся с разнообразием культуры, творчества и быта смоленского народа. Воспитание на народных традициях несёт дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится частью развития художественно-эстетических способностей.

Организовывая праздничные мероприятия, связанные с культурными традициями русского народа, мы всегда должны стремиться, чтобы родители стали нашими единомышленниками и друзьями, помогали как советом, так и делом в организации подобных мероприятий. По словам И. Ильина, «Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз. Он призван строиться на любви, на вере и на свободе, где нужно научиться первым совместным движениям сердца и подняться к дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству» [3, с. 128]. Родителям необходимо помочь осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей. Святой Иоанн Златоуст, живший в 4 веке, говорил: «Если бы отцы тщательно воспитывали своих детей, то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни наказаний» [4, с. 717].

Таким образом, вся духовная и культурная жизнь детей проходит через родителей. Важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброты, смирения и правдивости. Присутствуя на подобных мероприятиях, видя, какие чувства и эмоции испытывают дети, родители начинают осознавать важность и необходимость этой работы и с удовольствием приобщаются к ней, начинают активно участвовать в создании игровой среды (изготавливают костюмы, атрибуты), всячески помогают в подготовке праздников и развлечений.

Работа по духовно-нравственному воспитанию не заканчивается проведением праздничного мероприятия, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, поздравляют друзей и близких, рисуют свои впечатления о празднике и показывают рисунки дома, составляют с воспитателями фотоальбом о праздниках, готовят различные поделки. Хотелось бы, чтобы у наших воспитанников остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских встречах, блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости, о красоте летних хороводов вокруг символа России – березки, и плодовом изобилии на Спас.

Приобщать детей к традиционным ценностям народной культуры – это труд, это радость, приносящий бесценные плоды. А возрождение культурных традиций в детском саду имеет огромный воспитательный потенциал. Она призвана решить очень непростую задачу – научить детей разбираться в истинных и мнимых ценностях, помочь им в выборе своего жизненного пути, в формировании своего духовно-нравственного начала.

О результатах духовно-нравственного воспитания пока говорить рано. Известно, что воспитание начинается в детстве, а продолжается всю жизнь. Но хочется надеяться, что благодаря возрождению духовно-нравственного воспитания на основе нашей традиционной народной художественной культуры, нам удастся возродить былое величие России.

Список литературы:

  1. Гладких Л. П. Основы православной культуры: Науч. -метод. пособие для педагогов детских садов. - Курск, 2008.
  2. Зязева Л. К. Мир детства в традиционной культуре. – М., 1993.
  3. Ильин, И.А. Путь духовного обновления. М.: Даръ, 2017. 279 с.
  4. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста. Том 12. Часть 2. – СПб, Наследие С.-Петербургской Духовной Академии, 1906. - 953 с.
  5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-метод. пособие. – СПб: «Детство-Пресс», 2004.
  6. Овсянникова О.В. Методические разработки, презентации и конспекты: // РОЛЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ. [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/02/12/rol-pravoslavnyh-tsennostey-v-formirovanii-pravoslavnyh (Дата обращения: 07.11.2017).
  7. Юдин А. Б. Русская традиционная народная духовность. – М., 1994.
  8. Людмила Богушева. Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников http://www.maam.ru/detskijsad/rabota-s-roditeljami-po-nravstveno-patrioticheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov.html (Дата обращения 11.12.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возрождение культурных традиций русского народа"

Пояснительная записка Наибольшая степень интегрирования разных видов народного искусства проявляется в праздниках. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки,...

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ «ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ И РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА» с конспектами НОД

Тематическое планированиепо реализации творческого проекта«Приобщение детей к русской народной культуре»    на I полугодие Тема: Знакомство с народной культурой и русскими фольклорными ...

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ «ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ И РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА» I полугодие

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ«ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ И РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»I полугодие...

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ «ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ И РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА» I полугодие

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ«ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ И РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»I полугодие...

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ «ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ И РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА» II полугодие

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ«ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ И РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»II полугодие...

«Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа»

Актуальность данного проекта заключается в том , что каждый человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их, так как изучение этих традиций позволяет приобщиться к национальной ку...

Анкета "Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа"

Уважаемые родители!Предлагаем  ответить на вопросы анкеты, которые помогут узнать о Вашей осведомленности  о народных традициях, связанных с историей русской тряпичной куклы.https://quick.a...