Проект по патриотическому воспитанию « Мой район – моя малая Родина»
проект (подготовительная группа)

Шемякина Оксана Сергеевна

Проект по патриотическому воспитанию

«  Мой район – моя малая  Родина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plotinnaya_proekt_95.doc130.5 КБ
Файл prilozheniya_rodina.docx50.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛОТИННОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД, ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД № 189 «СОЛНЫШКО»

Проект по патриотическому воспитанию

«  Мой район – моя малая  Родина»

Для детей старшей разновозрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет

(Проект посвящен 95 –летию Каменского района)

Воспитатели:

Шемякина О.С.

воспитатель первой категории

Кривошеева А.Н.

воспитатель первой категории

2019 год

«Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное;

 это и любовь к своему городу,

к своей местности,  

к памятникам ее культуры,

гордость своей историей» Д.С. Лихачев

Актуальность.

   Вспоминая свою малую Родину, каждый человек представляет что-то своё. Раннее утро в деревне, бабушка негромко хозяйничает на кухне, пора просыпаться, помочь по хозяйству и бежать с друзьями на речку. Или родной город, поселок,  где знаком каждый двор, каждый дом и улица. Все это остается  в душе человека, е в его памяти, в его мыслях.

        Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Совершенно очевидно, что если и педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью Отечества.

       Особенностью развития представлений детей о родине в дошкольном возрасте является и то, что дети могут осознавать факт существования тех или иных предметов и явлений, но никак к ним не относиться, то есть быть к ним безразличными. Ребенок не всегда в состоянии самостоятельно увидеть в окружающем нравственное начало, т. к. многие предметы сами по себе по отношению к эмоциональной жизни ребенка нейтральны, если не поставлены в определенную связь с его жизнедеятельностью, если к ним, то есть к этим объектам, не проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение взрослых.

         Мы понимает, что нам необходимо многому надо научить  детей, что бы дети осознано  полюбили свой дом,  свою улицу, все что окружает его , чтобы потом в старшем возрасте смогли внести свой вклад в развитие родного края, района, поселка, в котором они живут, в котором возможно  будут учиться и работать.

          Каменский район расположен на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания об истории района, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил наш район, начнут проявлять интерес к событиям жизни нашего района и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. Вот в этом случае можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Проблема: недостаточный уровень знаний детей о родном крае.

Цель: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю;  приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям.

Задачи:

  • Расширять знания о культурной жизни жителей района; развивать познавательный интерес к жизнедеятельности Каменского района; воспитывать чувство гордости за себя и жителей.
  • Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного поселка.
  • Развивать интерес к традициям края, района, соблюдать их и сохранять.
  • Воспитывать гордость за жителей Каменского района, достигших успехов в разных областях деятельности: науке, спорте, культуре, образовании.
  • Познакомить с растительным и животным миром Каменского района, воспитывать любовь к природе родного края.
  • Познакомить с местными достопримечательностями, воспитывать чувство гордости за культурное наследие и бережное отношение к нему.

Вид проекта: информационно-творческий

Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители, педагоги группы.

Продолжительность: октябрь 2019 года

Предполагаемые итоги реализации проекта

В результате выполнения проекта будут достигнуты следующие цели и задачи:

  • Созданы предпосылки для формирования патриотических чувств и сознания на основе культурно-исторических ценностей и патриотического отношения к малой Родине, уважения к истории и культуре района.
  • Расширены знания детей о культурной жизни жителей района; развит познавательный интерес к жизнедеятельности Каменского  района.
  • Возникла заинтересованность детей в участии в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного поселка.
  • Привита основа гордости за жителей района, достигших успехов в разных областях деятельности: спорте, культуре, образовании.

Этапы реализации проекта:

 

I этап – подготовительный

  • Подборка наглядных пособий, подбор исторической литературы,
  • подбор произведений русского народного творчества,
  • подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  • подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
  • дидактические игры,
  • выставки книг, рисунков, поделок,
  • создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

 

II этап - основной

  • Реализация содержания проекта в работе с детьми.
  • Реализация содержания проекта в работе с родителями. Накопление знаний и их систематизация по теме проекта.
  • Совместная деятельность педагога, детей и родителей.

Содержание деятельности по образовательным областям:

Познавательное развитие

  • Беседа «Семья. Родословное древо моей семьи»,
  • Презентация «Детям о Каменском районе» (история, символика, достопримечательности)
  • Презентация «Животный и растительный  мир Каменского района, Алтайского края»
  • Посещение сельской библиотеки. Знакомство с Алтайскими писателями, с выставкой книг «Алтайские писатели - детям». Чтение стихов .
  • Оформление дидактических игр по краеведению: 

«Город будущего», «Мой край родной», «Плавает, бегает, летает», «Кто подберет больше слов», «Лесные жители»

  • Оформление  настольных игр:

Игра ходилка – бродилка  «Необыкновенные путешествия по родному поселку и его окраинах»,  «Построй безопасный маршрут»

Речевое развитие

  • Составление сборника стихов о родном крае, районе, поселке.
  • Разучивание песен патриотического содержания

Социально-коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевые игры («Семья», «Библиотека», «Строительство нового дома», «Магазин»)
  • Организация экскурсии в библиотеку ст. Плотинная
  • Праздник «Осень в родном краю»

Художественно-эстетическое развитие

  • НОД по рисованию «Вот моя улица, вот мой дом»
  • Оформление выставки детских рисунков «Люблю тебя мой край родной!»
  • Поделка-самоделка «Очарование осени» (конкурс детского творчества).

Физическое развитие

  • Разучивание народных игр.

Формы и методы работы с родителями

  • Беседы с родителями о важности данной проблемы
  • Памятки для родителей «Воспитание любви к родному краю».                          
  •  Выставка творческих семейных работ «Любимый поселок сердцу моему ты дорог» 
  • Индивидуальные консультации, беседы.

III этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  • Обобщение результатов работы, анализ деятельности,
  • Создание стенгазеты «Моя малая Родина»
  • Выставка дидактических материалов «Моя малая Родина»



Предварительный просмотр:

            ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Беседа «Семья. Родословное древо моей семьи»

Цель:

1. Сформировать представления о связях между членами семьи;

 о родственных отношениях;

2. Формировать умение составлять родословное древо.

3. Учить определять смысл пословиц о семье.

4. Стимулировать желание узнавать историю семьи, проживание детьми позитивных эмоций от познания прошлого.

5. Воспитывать уважение к прошлому.

Материал:

Иллюстрация-репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», запись «Сражение Ильи Муромца с Соловьем-разбойником, Добрыни Никитича с Чудищем», макеты бумажного дерева на каждого ребенка, фотографии бабушек, дедушек, родителей, братьев и сестер у каждого ребенка.

Предварительная работа:

Беседа о семье, рассматривание семейных альбомов, чтение былины об Илье Муромце, заучивание пословиц и поговорок о семье.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она - наша Родина. Родина - значит родная, как мать и отец. Горячо любили наши предки нашу родину, потому и защищали ее своей богатырской силой.

(Предложить детям прослушать магнитофонную запись «Сражение Ильи Муромца с Соловьем – разбойником, Добрыни Никитича с чудовищем».)

Воспитатель: Какое впечатление произвело на вас это произведение?

Дети: Захватывает дух, особенно, когда происходит само сражение.

(Предложить рассмотреть картину В. М. Васнецова «Богатыри».)

Воспитатель: Ребята, вам нравится картина?

Воспитатель: А что больше всего понравилось? (Ответы детей)

Богатыри! Они такие сильные и смелые. Они служили на пользу людям. Настоящие герои!

Воспитатель: Ребята, а почему люди помнят об этих героях?

Дети: Это наши предки и мы должны помнить о них.

Воспитатель: Я согласна с вами, а вы помните о своих предках?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а как запомнить всех своих предков?

Дети: По фотографиям, по рассказам родителей, по рисункам.

Воспитатель: Верно! Я думаю, что каждому человеку интересно узнать о своих предках. Кем они были, чем занимались, как жили? У каждой семьи своя история. Свою связь с предками и родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется родословное дерево.

(Показать детям родословную своей семьи.)

Воспитатель: Ребята, а вы желаете узнать, как составляется такое дерево?

(Ответы детей) Воспитатель раздает каждому ребенку макеты бумажного дерева.

Воспитатель:  Рассмотрите его и скажите, какой величины листочки на верхней ветке, а какие внизу?

Дети: Вверху маленькие, а внизу большие.

Воспитатель: Ребята, ваша семья, как это дерево. А каждый член семьи – листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Листочками будут фотографии ваших родных.

- Ребята, покажите фотографии своих родителей.

- Как по-другому вы называете маминого и папиного папу? (маму)

Дети: Дедушка и бабушка.

Воспитатель: Сколько у вас бабушек и дедушек?

(Ответы детей)

Воспитатель: Чем они занимаются? Как их зовут? Каждое дерево имеет свои корни – так и родословное дерево тоже имеет корни. Подумайте и скажите, чьи фотографии вы положите в исток, на корни родословного дерева?

Дети: Фотографии бабушек и дедушек.

Воспитатель: Почему вы так решили? Если бы не было бабушек и дедушек, то не было бы ни пап, ни мам.

Воспитатель: Итак, мы определили корни родословного дерева. Каждое дерево от корней растет вверх, образуя ствол и крону – так и в родословном дереве есть ствол. Подумайте и скажите, чьи фотографии нужно поместить на это место?

Дети: Фотографии своих родителей.

Воспитатель: Ребята, а куда вы поместите свою фотографию?

Дети: На крону родословного дерева.

Воспитатель: Как вы думаете, ваше дерево будет расти? Да, когда у нас будут свои дети, наше дерево продолжит рост.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у вас родственников – предков. И всех мы любим. Вот какое родословное дерево у нас получилось.

Воспитатель: Дружно, весело и интересно жили наши предки. Уважали старых и любили малых. Их жизненный опыт дошел и до наших дней в пословицах.

Воспитатель говорит пословицы и вместе с детьми обсуждает, выясняя их смысл:

• «На что клад, коли в семье лад»

(Не нужно богатства, если семья живет дружно) .

• «Вся семья вместе, так и сердце на месте»

(Когда все дома родители не волнуются)

• «Нет такого дружка, как родная матушка»

(Самый лучший друг на свете – это мама)

• «Братская любовь крепче каменных стен»

(Если братья дружат, то им ничего не страшно)

• «Без корня и полынь не растет»

(Всем нужна опора и людям и растениям)

• «Изба детьми весела»

(Если много детей в семье, то и дома весело)

• «В своей семье, всяк отец самый большой»

(Отец – глава семьи)

Предложить детям снять с дерева фотографии того, кого воспитатель называет. На столе выкладываются последовательно рядами фотографии бабушек, дедушек и т. д. Дети делают вывод, кто старше, кто моложе.

Дети садятся в круг и рассказывают, за что они любят свою семью.

 В конце беседы, воспитатель подводит итог, для чего нужно знать историю своей семьи.

ПРИЛОЖЕНИЯ №2

Конспект НОД по рисованию  «Вот моя улица, вот мой дом родной »

Задачи:

1. Побуждать детей рисовать ночной город, используя тёмные цвета.

2. Развивать чувство композиции, цвета.

3. Закреплять умение вписывать композицию в лист, рисовать разные здания, изображать передний и задний план.

4. Вызывать интерес, желание к изобразительной деятельности.

Словарная работа: пейзаж, передний план и задний план, композиция.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фотографий города, беседа о городе.

Материал: листы бумаги, акварель, гуашь, изображения ночного города.

Ход занятия:

Воспитатель: Как вы думаете, что мы сегодня будем рисовать? Посмотрите на изображения ночного города. Какие цвета у ночного города? (Тёмные) В чём особенность контуров домов?(Они расплывчатые). Дома бывают разные: большие и маленькие, высокие и низкие, длинные и короткие. Некоторые дома стоят впереди и частично загораживают дома, находящиеся позади них.

Ребята, сегодня мы побудем художниками - волшебниками и нарисуем красивый вечерний город.

Вопросы к детям

Что можно нарисовать? Какие цвета будем использовать? (Использовать тёмные цвета для изображения домов и яркие (жёлтые, оранжевые) для фонарей и окон). Как мы будем изображать пейзаж? Чем будем рисовать? Как лучше расположить на листе?

Показ способа изображения, рассматривание схем.

Работа выполняется без предварительного рисунка карандашом.

Лист бумаги располагаем горизонтально. 
Начинаем с заполнения фона неба. Вспоминаем из наблюдений, что оно вечером тёмное, поэтому будем использовать темно-синий, с добавлением чёрного. Закрашиваем до середины листа. Можно чуть ниже.
        Тёмно-синим, с добавлением воды, закрашиваем полоски так называемого снега. Напоминаем, что он не белого цвета, тем более в тёмное время.
      Оставшуюся полосу закрашиваем чёрным, с добавлением воды или белой краски, чтобы получился серый. Это асфальтированная дорога.

 Она не должна быть чёрная

Рисуем во всю ширину большой круглой или плоской кисти, линии, определяющие контур будущего дома, причём нижняя линия будет на фоне снега выше асфальта. Обращаем внимание, что выбранный цвет обязательно должен быть смешан с капелькой чёрного или тёмно-синего.

Вспоминаем из наблюдений, что дома имеют тёмный оттенок.
Количество домов может быть у всех разная, в зависимости от композиции.
Делим горизонтальными и вертикальными линиям прямоугольник дома, получая "оконные проёмы". 
         После этого начинаем выполнять другой дом.

В это время намечаем контур автобуса. Цвет дети могут выбрать сами. Обращаем внимание детей на то, что его нужно нарисовать прямо на доме. Таким образом, будет понятно, что он находится на первом плане.
Закрашиваем контур, оставляя проёмы окон.
        Таким же образом рисуем силуэты автомобилей. Следует напомнить, что их размер будет меньше, по сравнению с автобусом. Цвет и количество будет зависеть от желания детей. Даём просохнуть.
Тем временем в окнах "включаем свет". Аккуратно закрашиваем жёлтым, можно с добавлением красного, цветом.

            Приступаем к изображению фонарей. Здесь очень важно сказать детям, чтобы первый круг фонаря они нарисовали в центре листа над автобусом. Остальные рисуем вправо и влево на равном расстоянии друг от друга. Под ними поставим жёлтые пятнышки, обозначающие падающий свет.
Нарисуем тонкими чёрными линиями столбы фонарей. 
Нарисуем снег на крышах домов, на карнизах (детям говорю "под каждым окном") и добавим белые блики на фонарях.
"Припорошим снегом" в технике "набрызга".

При желании, если останется время на занятии, дорисовываем деревья.

Физкультминутка:

Встанем, дети. Скажем тихо: раз, два, три, четыре, пять.

Приподнялись, чуть присели и соседа не задели,

А теперь придется встать, тихо сесть и рисовать начать. 

Музыкальное сопровождение: классическая музыка

Индивидуальный показ

Поощрение, напоминание, совет, указание

Воспитатель: Рефлексия: Что мы сегодня рисовали? Нравится ли тебе рисунок? Как ты рисовал? Какие цвета использовал? Какой у тебя город? Что ты можешь сказать о нём?

Подведение итогов, поощрение, оценка, уборка рабочего места.

ПРИЛОЖЕНИЯ №3

Конспект НОД «Экскурсия в библиотеку» 

Форма организации: экскурсия.

Цель: познакомить детей с профессией библиотекарь, заинтересовать детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки; закрепить на практике знаний ПДД, при переходе через перекресток.

Развивающие: обогащение новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации.

Воспитывающие: воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

Методы и приемы: вопросы, разъяснение, пояснение, эксперименты, игровые, наглядные, практические.

Предварительная работа: Чтение художественного произведения, беседа о труде библиотекаря. Заранее воспитатель договаривается о возможности проведения экскурсии, как с родителями воспитанников, так и с библиотекарем.

Оборудование: книги, стеллажи, все находящиеся в библиотеке.

Ход экскурсии:

1. Вводная часть.

1) Дети вышли из детского сада парами. Повторение правила поведения в общественных местах и на улице.

2) Повторение ПДД (правила дорожного движения). Подойдя к первому перекресту, воспитатель обращает внимание детей, почему именно здесь мы решили переходить дорогу?

Дети: потому, что здесь есть знак, переходный переход (дети вместе с воспитателем рассматривают знак, вспоминают его значение).

Также воспитатель вносит пояснение, что все должны убедиться, перед началом движения, что машины остановились и пропускают пешехода. Нельзя подойдя к пешеходному переходу начинать движение через дорогу, водитель машины мог их не заметить из - за кустов на обочине или по другой причине. Обязательно убедитесь, что машина остановилась, и только тогда начинайте движение.

2. Основной этап.

Воспитатель: вот мы и пришли к библиотеке, давайте с вами вспомним правила поведения в библиотеке.

Дети:

- надо внимательно слушать

- разговаривать можно только шепотом

- если хочешь, задать вопрос нужно поднять руку

- взял посмотреть, положи на место

Воспитатель: молодцы ребята, все правила помните, тогда приглашаю вас в дом, где живут книги.

Библиотекарь: Здравствуйте дети! Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он…

Давайте попробуем отгадать загадку:

Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай.

Молодцы, конечно, это библиотека! «Библио» по-гречески – книга, «тека» -хранилище. Меня зовут., и я работаю в этом удивительном доме библиотекарем.

- А зачем нужно читать книги? (ответы детей)

Молодцы, ребята! Я убедилась, что вы хотите стать умными, хотите много узнать нового.

Итак, библиотека – это дом книги.

В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом. Для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна стоять на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу (библиотекарь показывает карточки, дети рассматривают). А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает, куда записываются все книги, которые вы прочтете.

В нашей библиотеке есть два основных отдела: абонемент и читальный зал. Абонемент в библиотеке означает место, где выдают книги на дом. У нас есть книги, которые не выдаются на дом – это энциклопедии и словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день (библиотекарь рассказывает, как расставлены книги, что такое выдача и возврат книги)

Библиотекарь: Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится.

Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.

При чтении книг пользуйся закладкой.

Не загибай книжные страницы.

Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.

Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.

Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.

Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.

Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке.

«Правила пользования библиотекой»

В библиотеке надо вести себя тихо, т. к. шум мешает другим читателям.

Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.

С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.

Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.

Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли

Библиотекарь: Ребята, а вы любите читать книги? Назовите свою любимую книгу? (дети отвечают)

А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки.

Будьте внимательны!

1. Без языка, без голоса, а все расскажет.

(книга)

2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает.

(книга)

3. Кто говорит молча?

(книга)

4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.

(книга)

5. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,

Помогаем детям мы стать разумными людьми.

Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.

(книги)

-Молодцы! Все эти загадки были о книгах.

Воспитатель: Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной работы) .

Воспитатель и библиотекарь: Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке, в читальном зале?

Дети: Тихо, не шуметь!

Воспитатель: Ребята, а что же вы узнали о профессии библиотекарь? (рефлексия) (обобщение) (дети отвечают)

Библиотекарь. Ребята, на этом наша экскурсия подошла к концу. Я всегда рада видеть вас в нашей библиотеке вместе с вашими родителями.

Воспитатель и дети благодарят библиотекаря за интересную, познавательную экскурсию и книгу и прощаются.

ПРИЛОЖЕНИЯ №4

Стихи о родном крае, районе, поселке.

Посвящаю городу Камень- на- оби

автор: Татьяна Пастухова

 

Город могучий предками славный

Богом хранимый народ православный

Люди доныне во веки веков

Чтут твоё имя и славят сынов.

 

Тихие воды тебя омывают

Вера и правда с тобой прибывают

Славится как прежде мудростью лет

Храни свой народ от ненастий и бед.

 

Леса и поля простираются вдаль

Ты наша земля ты наш Каменский край

Песнь о тебе над землёю плывёт 

Ты наш талисман наш единый оплот.

 

Гнутся под ветром колосья пшеницы

Где бы я ни был нет краше столицы

Встречаешь гостей ты с открытой душой

Расти, процветай,  мы гордимся тобой!

Родная сторона

автор: Августа

 

За разлуку долгую, бессрочную

Ты прости, родная сторона!

Связана с тобой я  нитью прочною

И тебе, как матери верна.

 

Ни с какой другой сторонкой дальнею 

Не сравнить тебя, мой край во век,

Не забыть мне степь твою бескрайнюю

И зеркальность вод таёжных рек.

 

Зимами твоими закалённая, 

Ветрами пронизана насквозь;

Умываться здесь водой студёною

В чистых родниках мне довелось!

 

Где бы ни скиталась на чужбине я

И в каких бы ни была краях - 

Всюду снятся дали твои синие,

Всюду ты со мной, Земля моя!

Малая родина

Автор: Анастасия Печура

А малая родина тянет и сердце зовет.
Какой бы она не была, эта родина — наша.
Частичка души непременно в том доме живет,
Где мама кормила нас утром душистою кашей.

За сопками речка, за речкой зеленая падь,
Куда убегали веселой гурьбой за грибами.
Туда возвратиться хочу я опять и опять,
Врастать в это чудное место своими корнями.

Автор: Елена Курмахина

Хороша деревенька родная,
Позади нее сказочный, лес.
Красота в нем почти неземная,
Сосны, ели стоят до небес.
За околицей поле пшеницы,
А за лесом колышется рожь.
На лугах, от цветов медуницы
Ты навряд ли свой взгляд отведешь.
…Я шагаю знакомой дорогой,
По земле, нет которой милей.
Каждый раз, возвращаясь к убогой,
Но родной деревеньке моей.

Чахлый ельник да болотца.
Да ведёрко у колодца.
Заночую, где придётся,
На родимой стороне.
Я пойду по тем дорожкам,
Где ходили мы с лукошком.
Постою под тем окошком,
Где стоялось раньше мне.


Малая родина

Автор: Юрий Паркаев

Если сердце вздохнёт о просторе
И попросит глоток тишины,
Понимаю: увидеться вскоре
Мы с тобой непременно должны.

Унесётся серебряный поезд,
Уплывет голубой теплоход,
В луговину, где травы по пояс,
Где меня моя родина ждёт.

За берёзку у Божьего храма,
За тропинку бегущую вдаль,
За крылечко, где ждёт меня мама
Ничего в целом свете не жаль.

Еду в поезде, мчу самолётом,
Забывая столичную грусть,
Чтобы землю, откуда я родом,
Как молитву, твердить наизусть.

Мы бы нищими стали, пожалуй,
Если б не были слиты душой,
С той единственной родиной малой,
Где начало отчизны большой.

В неоглядную даль издалёка
Убегает речная вода,
Но, поверь, без родного истока,
Ей рекою не быть никогда.

Моя Родина

Автор: Валентина Гузеева

Среди полей, холмов, оврагов.
Любимый сердцу уголок.
Кусочек Родины прекрасной,
Где сеть проселочных дорог.

Здесь родники с водой студёной.
И воздух от лугов хмельной.
А солнце так ласкает нежно,
Купаясь с ветром и землей.

Названье «Морёво» имеет,
На карте сразу не найти.
Событий много побывало,
Немало пройдено пути.

Богатство наше – это люди
Их судьбы-летопись страны.
Работали и воевали,
Создать историю смогли.

Шумят колосья, зреет нива,
Хорошим будет урожай
Ну вот и осень наступила,
А за зимой весну встречать.
Люблю я этот чудный остров,
Где родилась и здесь живу,
Я восхищаюсь этим краем,
Ценю его, о нём пишу.

Моя малая родина

Автор: Любовь Питателева

Моя сторонушка родная,
Я помню запахи твои,
Твои бугры, равнины, дали
Забуду ль их когда? Едва ли.
Медовый сена аромат
Мне памятен ещё по детству,
Всё в памяти теперь воскресло,
Что было много лет назад.
Деревня дальняя моя,
Тоскую часто по тебе.
По кроткой, скромной красоте,
По майской песне соловья.
Грущу по пламенным закатам,
Которых в мире не найдёшь,
По дням, когда созреет рожь,
По летним громовым раскатам.
Когда над жаркой, спелой нивой
Кружится чибисов семья,
Хлебов златые переливы
До боли в сердце помню я.
Но увела меня давно
От милого, родимого порога
Длиною в жизнь судьбы дорога.
Так, видно, было суждено.

ПРИЛОЖЕНИЯ №5

Сюжетно-ролевые игры

«Магазин»

Цель: обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; закрепить знания о функционировании магазина; формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

«Библиотека»

Цель: Повышать интерес и бережное отношение к книге; развивать речевое творчество в процессе игры, мелкую моторику; формировать у дошкольников культуру общения в библиотеке.

«Строительство нового дома»

Цель. Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах.

«Семья»

Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.

Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Дидактическая игры

«Город будущего»

Цель. Учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица.

«Мой край родной»

Цель: создание условий, способствующих активизации и совершенствованию поз
 

«Плавает, бегает, летает»

Цель:  Закрепить знания о животном мире Владимирской области.  Учить выбирать из множества изображений животных только тех, которые обитают во Владимирской области. Учить распределять животных по способу передвижения и помещать их в нужную среду обитания.  Развивать навыки работы в микро-группе, коммуникативные качества при общении со сверстниками. Составлять описательные рассказы о животных.

«Кто подберет больше слов»

Цель. Формировать быструю реакцию на слово. Развивать умение быстро подбирать подходящие по смыслу слова. Закреплять знания о родном городе.

 «Лесные жители»

Цель:
Учить различать и называть характерные особенности диких животных, устанавливать связи между средой обитания и образом жизни и внешним видом животных.

Настольные игры

Игра ходилка – бродилка «Необыкновенные путешествия по родному поселку и его окраинах.

Цель: Продолжать формировать первоначальные представления о своем поселке.

Игра «Построй безопасный маршрут»

Цель: формирование представлений младших школьников о правилах безопасности дорожного движения

Народные игры.

«Гори ясно»

Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

 «Ворон»

Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.

 «Солнце»

Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.

 «Теремок»

Цель: развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов.

 

 «Сова»

Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать  выдержку, внимание. Проявлять творчество.

 «Чурилки»

Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

 «Баба - Яга»

Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.

 «Медведь»

Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.

 «Угадай, кто зовёт?»

Цель: развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его.  

 «Репка»

Цель: продолжать учить спокойному, хороводному шагу и легкому бегу. Воспитывать выдержку.

 «Сороконожка»

Цель: совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко поднимая ноги, легко бегать, ходить топающим шагом. Движения передавать в характере музыки

 «Ловушка»

Цель: выразительно передавать содержание музыки. Самостоятельно начинать движение после вступления. Быстро реагировать на смену регистра, сменой движений. Упражнять в поскоке, легком беге и простом шаге. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения.

 «Круги»

Цель: закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей, развивать внимание.

ПРИЛОЖЕНИЯ №6

Памятка для родителей

«Воспитание любви к родному краю!»

В настоящее время все более актуальной становиться проблема освоения ребенком социальной действительности, приобщения дошкольников к культурно-историческому опыту предшествующих поколений.

«Погружение» маленького ребенка в мир культуры родного города позволяет достаточно полно решать проблему поиска универсальных средств воспитания детей в новых условиях.

В целом культура родного города приобщает человека с раннего возраста к общечеловеческим ценностям добра, красоты и истины.

1. Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребенке любовь, доброту, внимание и заботу ко всему живому.

2. Рассказывайте о своём районе, посетите с ребенком краеведческий музей, церковь, кинотеатр.

3. Гуляя по улицам родного поселка и бывая на природе, фотографируйте ребенка. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления сближают всех членов семьи.

4. Совершайте всей семьей прогулки по родному городу, знакомя детей с достопримечательностями и природой родного поселка. Организуйте выезд на природу.

5. Предоставляйте детям возможность отражать свои впечатления об увиденном в творчестве: рисунке, лепке, аппликации, музыке.

6. Всегда поощряйте любознательность ребенка.

ПРИЛОЖЕНИЯ №7

Консультация для родителей

 «Воспитание у детей любви к родному краю»

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края?        Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.

Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.

Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогии выбор объектов, о которых следует рассказывать детям.

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.

В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие. Дошкольники должны иметь представление о героях гражданской и Великой Отечественной войн, защищавших их родной край.

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края. Почувствовав свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой страны - России, в котором они живут.

Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, в полях и т. д. , они всегда готовы помочь друг другу;

- в родном городе, районе, селе, как и в других местах соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д. ;

- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;

- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;

- здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу;

- каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, педагог сам определяет объем и содержание знаний, которыми должны овладеть старшие дошкольники.

Можно ли говорить о воспитании к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводится с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.

Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствует развитию образного и логического мышления ребенка.

Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, стихи о родном крае, о подвигах и труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому.

Во время прогулок в лес, в поле к реке взрослый учит видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.

Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но в конечном счете и нравственные.

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего отечества. Это чувства должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятие «родина», «государство», «общество».

Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым улицам, знать чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения дошкольников к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам, посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств и др.

Семья - первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива - детского сада, школы, а затем и нашей республики, страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь природу, приобщаться к культуре родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию «Одежда кубанских и терских казаков» Название проекта «Особенности одежды казаков »

Содержание деятельности:Дать понятие «Казачество» и его значение в роли защитника государстваРассказать об одежде, ее видах и предназначенииПоказать отличия одежды казака – воина и воина армии.А...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Патриотическое воспитание "Кировский район Санкт - Петербурга"

Все знают историю Великих городов - Москва, Санкт - Петербург, Волгоград, Мурманск .... Но эти города состоят из маленьких "кирпичеков" - районов, и вот о таком гордом, рабочем, боевом и сам...

Проект по патриотическому воспитанию Формирование основ патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста. «Любовь к Родине начинается с детства»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения....

Проект по патриотическому воспитанию "Район города,в котором мы живем"

Проект- виртуальная экскурсия по патротческомувоспианию...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...