ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
проект (подготовительная группа)

Зайцева Наталья Валерьевна

ПРОЕКТ ПО

 ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

Проект разработан для работы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста. Представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию   в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об   историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

 

Проект подготовила

Воспитатель: Зайцева Наталья Валерьевна

 

                           2022год

 

 

 

 

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна.

Ведение проектной деятельности в работу с дошкольниками в данном направлении является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Необходимо, чтобы используемые средства гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия.

Актуальность темы: 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Воспитание патриота начинается в дошкольном возрасте. Как писал В. А. Сухомлинский: «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины».

Чем больше мы будем говорить с детьми об истории нашей страны, о войне, тем более вероятность того, что наши потомки не забудут их и передадут эстафету памяти дальше – своим детям и внукам.

Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ничего в этом не понимает. Как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь? Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. В процессе реализации проекта у дошкольников будут формироваться чувства любви и гордости за свою Родину.

Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста, чувства патриотизма, активной жизненной позиции, развитие интереса к истории и культуре России.

 

Задачи проекта:

  • прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим;

• расширять знания о малой Родине;

• расширять представления о национальной культуре русского народа, о народном прикладном искусстве;

• закреплять знания о государственных праздниках России и о русских народных праздниках;

• закрепить знания о государственной символике РФ;

• воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;

• познакомить с историческими фактами военных лет;

  • продолжать знакомить с произведениями художественной литературы и музыки об истории России
  • воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
  • формировать чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • формировать умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;

 

Принципы проекта:

Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с опорой на следующие принципы:

научности

учёт современных достижений науки и практики

 

целостности

гармоничное взаимодействие всех участников

 

целенаправленности

цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов

интегративности

комплексный подход к решению задач по патриотическому воспитанию

динамичности

изменение и развитие педагогической деятельности

 

преемственности

взаимодействие с ребёнком в условиях ОУ и семьи

 

 

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА:

 

1. Беседы, ситуативные разговоры.

2. Тематические презентации.

3. Непосредственно организованная образовательная деятельность.

4. Дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры; подвижные игры.

5. Продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация).

6. Чтение и обсуждение художественной литературы.

7. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

8. Физкультурный досуг.

9. Слушание музыкальных произведений.

10. Организация работы с родителями: беседы, встречи, консультации, рекомендации, буклеты, круглые столы, взаимодействие педагог- родитель; оформление папок-передвижек для родителей

11. Оформление стендовой информации на уровне ОУ «Стена памяти «Мы помним их имена»»

12. Выставки совместного творчества детей и родителей.

13. Участие в акции «Бессмертный полк»

 

Ожидаемые результаты

1. Наличие знаний у детей о событиях Великой Отечественной войны, о роли малой Родины в борьбе с фашистской Германией.

2. Сформированное уважительное отношение к ветеранам войны и труженикам тыла.

3. Стойкий интерес к изучению истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов.

4. Развитие эстетического восприятия, умения созерцать красоту народного прикладного искусства

 

 

 

 

Циклограмма реализации проекта

Тип проекта Информативно-практико-ориентированный

вид проекта – межгрупповой

I. План-график мероприятий

1 этап – предварительный: мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы.

Сроки реализации

Содержание работы

Ответственные

 

 

Изучение методической литературы по теме «Патриотическое воспитание детей».

Работа с периодическими изданиями

«Дошкольное воспитание», «Дошкольник»,

интернет – ресурсами.

 

 

 

Изучение имеющихся условий для

реализации проекта, сбор информации,

подборка наглядно-дидактического

материала, составление плана работы над

проектом, создание развивающей

предметно-пространственной среды,

подборка аудиозаписей, видеотеки.

Разработка мероприятий по теме проекта,

составление конспектов образовательной

деятельности.

 

 

 

Знакомство родителей с предложением об

участии их, совместно с детьми в

проектной деятельности, беседы и

разъяснения по предстоящей работе,

согласования по совместной деятельности.

Подбор домашних заданий, пословиц о

Родине, храбрости и смелости.

Изготовление дидактических игр, пособий,

консультаций для родителей.

 

                2 этап – основной:

1. Работа с педагогами по знакомству с задачами проекта и их реализацией. Проведение мероприятий  по сбору необходимых материалов и информации для составления плана проекта.

2. Совместная работа с родителями в поиске информации, сбора документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны.

3. Знакомство детей с историей России, с величайшим героизмом и мужеством    в борьбе за свободу Родины посредством:

- знакомство с художественными произведениями;

- знакомство с городами-героями, в частности о Москве;

- познавательные беседы;

- Рассматривание слайдов, фотографий.

Мероприятия

Темы мероприятий

Ответственные

 

 Сентябрь

«Семья. Детский

сад»

Беседы

«Традиции моей семьи»;

«Мамочка моя»;

«Мой любимый детский сад».

Непосредственно образовательная деятельность

«Наш детский сад»;

«Кто работает в детском саду?»;

«Я и моя семья».

Продуктивная деятельность

Рисование:

«Мамочкин портрет»;

«Букет для мамы».

Аппликация:

«Фартук для повара»;

«Мой любимый детский сад».

Лепка:

«Цветы для мамочки моей» (ленточным

способом);

«Игрушки в детском саду».

Чтение художественной литературы

1. В. Драгунский «Денискины рассказы»;

Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы»;

С. Смоленцева-Коростылёва «В гостях

у бабушки»;

Э. Мошковская «Хитрые старушки»,

2. «Какие бывают подарки»;

3. Г. Глушнёв «Мама»;

Л. Квитко «Бабушкины руки»;

Нанайская сказка «Айога»;

Ненецкая сказка «Кукушка».   

Чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок

Стихи:

В. Товарков «Почему так говорят?»;

И. Гурина «Дошколята»;

А. Барто «Семья».

Пословицы:

«При солнышке тепло, при матери добро»;

«В дружной семье и в холод тепло»;

«Вся семья вместе, так и душа на месте»;

«Дерево держится корнями, а человек семьей»;

«Отца с матерью почитать - горя не знать».

Дидактические игры

«Что такое детский сад?» (слова – ассоциации);

«Живое предложение»;

«Подбери словечко»;

«Подбери слова – родственники»;

«Назови профессию»;

Сюжетно-ролевые игры

«Кафе» (игра – ситуация «Мамин день»);

«Супермаркет» (Отдел «Подарки»); 

«Детский сад».

Подвижные игры

«Догони свою пару»;

«Кто самый меткий?»;

«Коршун и наседка»;

«Вокруг домика хожу».

Наглядный материал

Рассматривание фотоальбомов

«Моя семья»;

«Генеалогическое древо семьи»;

презентация «Моя семья».

Слушание музыкальных произведений

«Мама» (сл. и муз. А. Чешегоровой);

«Песенка про папу» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского).

 

 

Октябрь

«Мой край

родной»

Беседы

«Природа родного края»; «Символы городов нашего края»;

Непосредственно образовательная

деятельность

 «Природа родного края».

Продуктивная деятельность

Рисование:

«Капля жизни»;

«Северный олень».

Аппликация:

 «Народы севера».

Чтение художественной литературы

«Отчего у белого медведя нос чёрный»

(юкагирская сказка);

«Почему олень быстро бегает»

(эвенкийская сказка);

М. Карунный «Дымок над чумом»;

Н. Радченко «Животные Севера».

Чтение и заучивание стихов,

пословиц, поговорок о родном крае

Стихи:

М. Вагатова «Северная сказка»;

Ю. Велла «Мой север суров…»,

«Бурундук», «Брусника».

Пословицы:

«В каком народе живешь, того обычая и

держись»;

«Всякому мила своя сторона»;

«Где родился, там и пригодился»; «Всюду хорошо, а дома лучше».

Дидактические игры

«Назови улицы нашего города»;

«Назови достопримечательности

нашего города»;

«Путешествие по городу»;

«Расскажи о символике нашего города»;

«Назови города нашего края»;

«Собери гербы городов нашего края»

(разрезные картинки);

Сюжетно-ролевые игры

«Автобус» (едем на экскурсию по

городу);

«Библиотека» (читальный зал).

Подвижные игры

«Гонки в оленьих упряжках»;

«Рукавица»;

«Снежки»;

«Волк и олени»;

«Рыбаки и рыбки».

 

 

Ноябрь

«Россия»

Беседы

«Наша Родина - Россия»;

«Богатырская наша сила»;

«Народные промыслы России».

Непосредственная образовательная деятельность

«Как жили наши предки»;

«Путешествие по России»;

«Символы России»;

«Природа России»;

«Мастера народные».

Чтение художественной литературы

Сказка «Никита Кожемяка»;

А. Прокофьев «Родина»;

З. Александрова «Родина»;

М.Ю. Лермонтов «Родина;

С. Баруздин «За Родину»;

В.Н.Орлов «Что нельзя купить».

Чтение и заучивание стихов,

пословиц, поговорок о Родине

Стихи:

В. Степанов «Необъятная страна», «На Волге»;

С. Есенин «Береза».

Пословицы:

«Тот герой, кто за Родину горой»;

«Нет в мире краше Родины нашей».

«На чужой стороне Родина милей вдвойне»;

«Жить – Родине служить»;

«Человек без Родины, что соловей без песни».

Дидактические игры

«Назови символы России»;

«Найди и покажи флаг России»;

«Найди и покажи герб России»;

«Кто в какой стране живет?»;

«Назови города России»;

«Народы нашей страны».

Сюжетно-ролевые игры

«Корабль» (путешествие по реке Волге);

«Автобус» (к бабушке в деревню).

Подвижные игры

«Золотые ворота»;

«Ручеек»;

«У медведя во бору»;

«Гори – гори ясно»;

«Сова»;

«Баба Яга»;

«Зайка беленький».

Наглядный материал

Папки:

«Матрешки бывают разными»;

«Волшебная береста»;

«Промыслы России»;

наборы открыток «Города России».

Макеты:

«Горница»;

«Военная крепость».

Слушание музыкальных произведений

«Ромашковая Русь»

(сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Чичкова);

«Россия» (сл. и муз. О. Газманова).

 

 

Декабрь

«Быт и традиции»

Беседы

«Традиции русского народа»

«Труд крестьян»

«Народные праздники»

Непосредственная образовательная

деятельность

«Русская изба»

 «Как на Руси весну встречали»

 «Как на святки в вечерок девицы гадали»

 «Из истории русского народного костюма»

Чтение художественной литературы

Р.Н.С. «Умный работник», «Семь Симеонов — семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-бурка», «Пахарь»

Продуктивная деятельность

Рисование «Пасхальное яйцо»

Лепка  «Дымковский козлик на ярмарке» «Подкова».

Сюжетно-ролевые игры

«Семья», «Дом»

«Дочки-матери»

«Встречаем гостей»

Дидактические игры

«Подбери мебель для избы»

 «Собери посуду»

«Чудесный мешочек»

Подвижные игры

 «Гори-гори ясно»

«Васька кот»

 «У бабушки Маланьи»

 «Жмурки»

«Карусель»

Рассматривание картин

книг художников – иллюстраторов

«Крестьянская семья»

Слушание музыкальных произведений

русских народных песен

колыбельных несен

 

 

Январь

«Символы России»

Беседы

«Государственные символы России»

«Святой Георгий Победоносец»

«Исконные символы России»

«Что может рассказать герб»

Непосредственная образовательная

деятельность

«Где мы видим флаг России?»

«Овеянные славой герб и флаг»

Чтение художественной литературы

А. Ишимова «История России в рассказах детей»,

 С. Михалков «Россия»,

В. Степанов «Песня», «Флаг России»; «Наш дом»;

М. Бебина «Российский Флаг»;

 Г. Лапшина «Три цвета на флаге России»;

А. Александров «Российский триколор»;

С. Зайцева «Флаг родной»,

Е. Синицын «Берегите Россию»,

А.В. Жигулина «О, Родина!»

 пословицы, поговорки о Родине;

Продуктивная деятельность

Рисование «Флаг России»

аппликация «Флаг России»

Дидактические игры

«Символика страны»

«Собери картину»,

«Узнай наш флаг»,

«Чей костюм?»

«Белый, синий, красный»

Рассматривание картин

 «Символы России»

Слушание музыкальных произведений

Слушание гимна России

 

 

Февраль

«Народы России»

Беседы

«Страна, в которой мы живем»

«Народы России»

«Мудрости народов мира»

«Что общего в играх разных народов?»

«Что носили наши предки?»

Непосредственная образовательная

деятельность

Составление рассказов по картинам:

- «Ярмарка. Русские»,

- «Охота с ловчими птицами. Башкиры»,

- «Пчеловодство. Марийцы»

Чтение художественной литературы

 Детская энциклопедия «Народы России»

Р.Н.С. «Самое дорогое» 

«Матти – весельчак» - карельская сказка

«Как я пчел караулил» - марийская сказка

«Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка

«Как собака друга искала»- народы севера

«Умная девушка»- татарская сказка

З.Александрова «Родина»

С.Баруздин «Страна, где мы живѐм»

Продуктивная деятельность

Рисование русского народного женского костюма (женщины и девочки).

Аппликация «Национальный головной убор –кокошник»

Дидактические игры

«Раньше и теперь»

«Добавь слово»

«Что путешественник по России возьмет с собой»

«Угадай сказку»

Подвижные игры

«Гуси-лебеди» - русская

«Горелки» - русская

«Липкие пеньки»- башкирская

«Подкинь шапку» - адыгейская

«Игра с платочком» - удмурдская

«Захватить рукой» (Давлаоба) - кавказская

«Ходьба по ухабам» (Хурхеваоба)- кавказская

Спортивное развлечение «Игры народов России»

Рассматривание картин

Рассматривание иллюстраций, фотографий «Какие разные красивые столицы»

Слушание музыкальных произведений

В.Баснер, М.Матусовский «С чего начинается

Родина?»

 

 

Март

«Город мастеров»

Беседы

«Народные промыслы России»

«Русь мастеровая»

«Филимоновские игрушки - свистульки»

- «Дымковские мастера»

- «Веселые матрешки»

-«Что такое хохлома?»

- «Гжель сине-голубое чудо»

Непосредственная образовательная

деятельность

«Глиняные игрушки – не простые безделушки»

Чтение художественной литературы

Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»

Виктора Набокова “Хохлома”

Продуктивная деятельность

Лепка «Хохломская посуда», «Дымковская барышня»

Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»

аппликация «Чудо валенки»

Дидактические игры

«Третий лишний»,

«Цветные капельки»,

«Дымковские разрезные картинки»

«Сложи орнамент»

Сюжетно-ролевые игры

«Путешествие в город Мастеров»

«Строим дом»,

«Строители»

Рассматривание картин

«Рассматривание иллюстраций по сказкам»,

«Рассматривание иллюстраций в альбоме «Профессии»

Слушание музыкальных произведений

Русская народная песенка «Ой, ниточка тоненькая»;

«Посмотрите как у нас- то в мастерской»

 

 

Апрель

«Это праздник со

слезами на

глазах…»

Беседы

«Пусть будет мир!»

«Это праздник со слезами на глазах…»;

«Всей страной на защиту Родины родной»;

«Георгиевская лента на груди»;

«Солдатский треугольник».

Непосредственная образовательная

деятельность

«Мы помним! Мы гордимся!»;

«Дети – герои войны».

Чтение художественной литературы

А. Твардовский «Рассказ танкиста»;

С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»;

Л. Кассиль «Сестра»;

Е. Воробьев «Обрывок провода»;

М. Зощенко «Солдатские рассказы»;

Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил»;

Л. Кассиль «Твои защитники»;

С. Баруздин «За Родину»;

М.Борисова «Бабушка – партизанка»;

Е. Трутнева «Парад»;

К. Чибисов «Вечный огонь»;

О. Высоцкая «Салют»;

С. Орлов «9 мая 1945года»;

С. Михалков «День Победы».

Чтение и заучивание стихов,

пословиц, поговорок о Родине, о

Великой Отечественной войне

Стихи:

Е. Благинина «Шинель»;

И. Ващенко «Великая война»;

Н. Томилина «День Победы»;

О. Маслова «Пусть будет мир!»

А. Усачев «Что такое День Победы».

Пословицы и поговорки:

Тяжело в учении – легко в бою. 

Где смелость, там и победа.   

Умелый боец - везде молодец! Сам

погибай, а товарища выручай.

Продуктивная деятельность

Рисование:

«Вечный огонь»;

«Праздничный салют».

Аппликация:

«Солдатский треугольник» (оригами + аппликация);

«Голубь мира»;

«Открытка ветерану».

Лепка:

«Военная техника»;

«Открытка к празднику День Победы»

Дидактические игры

«Назови пословицу»;

«Военный транспорт»;

«Назови головной убор военного»;

«Собери военную технику» (разрезные

картинки);

«Военный лабиринт»;

«Найди тень»;

«Защитники Отечества»;

«Кто что делает?»;

«Разгадай зашифрованный рисунок»

(графический диктант).

Сюжетно-ролевые игры

«Пограничники»;

«Мы - военные разведчики»; «Военные

учения»;

«Моряки»;

«Парад войск».

Подвижные игры

«Полоса препятствий»;

«Помоги раненому»;

«Разведка»;

«Встречные перебежки»;

«Меткий стрелок»;

«Будь внимательным»;

«Кто быстрее?»;

«Кто сильнее?»;

«Саперы»;

«Пройди бесшумно».

Наглядный материал

Рассматривание альбомов

«Ветераны войны»;

«Пусть будет мир!».

Слушание музыкальных произведений

«И все о той весне»

(слова и музыка Е. Плотниковой);

«День Победы»

(сл. Владимира Харитонова, муз. Давида Тухманова);

«Катюша»

(сл. Михаила Исаковского, муз. Матвея

Блантера);

«Журавли»

(сл. Расула Гамзатова, муз. Яна

Френкеля). 

Онлайн - мероприятия

Городская акция «Я помню! Я

горжусь!» (видеоролики со словами

благодарности ветеранам ВОВ, детям войны).

Городская акция «Спасибо за Победу!»

(прикрепление эмблемы акции «Спасибо за Победу!» на странички в

социальных сетях).

Городская акция «Окно Победы»

(украшение окон ко Дню Победы).

Онлайн – выставка «Мы за мир!»

(рисунки, поделки, макеты, коллажи).

«Мы память бережно храним!» (онлайн

– фестиваль видеозаписей воспитанников, читающих стихи о войне).

Виртуальная фотовыставка «Наши ветераны».

 

 

 

Май

«Белоствольные березы России»

Беседы

«Как берёзу использовали в древности?»

«Зачем дереву корни?»

«Что необходимо дереву, чтобы расти?»

Непосредственная образовательная

деятельность

«Посчитаем берёзовые листики»

«Какую пользу приносит береза людям?»

Чтение художественной литературы

Р.Н.С. «Как коза избушку построила».

М. Скребцова «Белое платьице», «Разговорчивая березка»

Н. Павлова «Крылатка – неудачница».

 А. Лопатина «Как деревья к зиме готовятся»

удмуртская сказка «Красавица береза»

разучивание стихотворения Л. Каваляка «За окном берёзки»

Н. Субботина «Всем береза нравится»

Продуктивная деятельность

рисование «Берестяные листочки», «Белоствольная берёзонька».

аппликация: «Берёзка»

Лепка: «Берёзка»

Дидактические игры

 «С какого дерева листок».

«Отгадай дерево по листику».

«Найди и назови».

«Такой листок, беги ко мне!»

«Родственные слова»

«Собери картинку»

«Кто быстрее найдет дерево»

Подвижные игры

«Ветер - ветерок»

«У медведя во бору»

«Найди пару»

Рассматривание картин с изображением березы, показать всю красоту березы в разное время года. И.И. Левитан «Золотая осень», «Березовая роща», И. Грабарь «Иней», А.Ф. Токарев «Май».

Слушание музыкальных произведений

П.И. Чайковского (4 симфония) «Во поле берёзка стояла»

ансамбль «Зореньки» - «Берёзка»

Слушание песен: «Берёзки России» и «Берёза» в исполнении А. Герман

 

 

 

3 этап – заключительный:

- «Мир – глазами детей» - рисование по теме войны;

- оформление тематической выставки в методическом уголке;

- изготовление открыток и сувениров ветеранам Великой Отечественной войны;

- организация (коллективное создание детьми и взрослыми декораций) и проведение праздника, посвященного Дню Победы.

- участие в шествии «Бессмертный полк».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Картотека пословиц и поговорок о Родине, смелости, отваге

 

Один в поле не воин.

Один за всех и все за одного. 

Кто впереди идет, того страх не берет.  

Сам погибай, а товарища выручай.

Тяжело в учении – легко в бою. 

Где смелость, там и победа.    

Шаг вперед – шаг к победе. 

Мало победы ждать, надо победу взять.

Военному делу учиться всегда пригодится.

Умелый боец везде молодец.

Победа в воздухе не вьется, а руками достается. 

Крепка рука у нашего богатыря. 

Воюют не числом, а уменьем.

Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.

Слава не у того, кто её ищёт, а кто в бою добывает.

Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает.

Богатырь на пирах не сидит, живот не растит.

Слава идёт не от роду – племени, а по богатырским делам да по подвигам.

Много славы не добудешь на весёлых пирах, мёд попиваючи.

Тот герой, кто за Родину горой.

Кто смел, тот на коня сел.

За край свой насмерть стой.

Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.

С родной земли умри, не сходи.

Жить - Родине служить.

Счастье Родины дороже жизни.

Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

В бою побывать - цену жизни узнать.

Сам погибай, а Родину защищай.

Смелый побеждает, а трус погибает.

Кто смел – тот на коня сел.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Умей бояться, умей и смелым быть.

Кто храбр да стоек - тот десятерых стоит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей ДОУ

 

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

 

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к

родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это

доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к

своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному

переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и

настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д.С.Лихачёв

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период

всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях,

заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к

нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди

людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у

дошкольников.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и

высоконравственных детей.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или

общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные

учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали

первенство общественным учреждениям.

Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму

знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без

перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и

осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А.

Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: «…семья -

подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и,

падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное

впечатление».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все

другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить,

дополнить их воспитательную деятельность. 

Исходя из этого нравственно-патриотическое воспитание включает целый

комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому

саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о своем городе и крае;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

 

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в условиях

дошкольного учреждения: при непосредственно-образовательной деятельности, в

играх, в труде, на прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не только

патриотические чувства, но и формируя его взаимоотношения со взрослыми и

сверстниками.

Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

1. Расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни каждого

человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких друзей.

Предложите ребенку сначала построить дом из конструктора, деревянных

кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с ребенком в «новоселье»,

разместите кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив

ли, удобен ли для жилья. 

2. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей,

потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города,

историю его возникновения, достопримечательности. Рассказывайте ребенку

сначала о семье, улице проживания, потом о детском саде, микрорайоне, затем о

городе, стране.

3. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края.

Организуйте экскурсии в Музей, к мемориалу «Вечный огонь», расскажите о

тяжелой жизни в военное время, отсутствии еды, и о том, как чтят память

погибших. 

4. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните

ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь развивать

интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как

там хранят книги. Игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка

к бережному отношению к книге.

5. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу.

Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как

выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.

6. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш

труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

7. Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об

окружающем. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему

поиграть в игру «Кто больше заметит интересного?», «Давай рассказывать друг

другу, кто больше заметит интересного на нашей улице. Я вижу, что машины

убирают улицу. А что ты видишь?». Дома предложите ребенку нарисовать, что

больше всего понравилось. 

8. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой

делает человека более чутким, отзывчивым. Проезжая мимо полей, лесов,

остановитесь, оглянитесь, найдите красивое вокруг. 

 

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример

взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни

старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной

войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие

важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой

подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д. Важно подвести ребенка к

пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит

своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в

названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в

играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические

чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что нравственно-патриотическое

воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания

молодого поколения, и вы, уважаемые родители, способны воспитать достойного

Человека!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_patrioticheskoe_vospitanie_rebenka.docx150.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПО

 ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

https://cdn.culture.ru/images/2e64f203-bb61-5d01-8780-484c7205653a

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна.

Ведение проектной деятельности в работу с дошкольниками в данном направлении является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Необходимо, чтобы используемые средства гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия.

Актуальность темы: 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Воспитание патриота начинается в дошкольном возрасте. Как писал В. А. Сухомлинский: «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины».

Чем больше мы будем говорить с детьми об истории нашей страны, о войне, тем более вероятность того, что наши потомки не забудут их и передадут эстафету памяти дальше – своим детям и внукам.

Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ничего в этом не понимает. Как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь? Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. В процессе реализации проекта у дошкольников будут формироваться чувства любви и гордости за свою Родину.

Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста, чувства патриотизма, активной жизненной позиции, развитие интереса к истории и культуре России.

Задачи проекта:

  • прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим;

• расширять знания о малой Родине;

• расширять представления о национальной культуре русского народа, о народном прикладном искусстве;

• закреплять знания о государственных праздниках России и о русских народных праздниках;

• закрепить знания о государственной символике РФ;

• воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;

• познакомить с историческими фактами военных лет;

  • продолжать знакомить с произведениями художественной литературы и музыки об истории России
  • воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
  • формировать чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • формировать умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;

Принципы проекта:

Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с опорой на следующие принципы:

научности

учёт современных достижений науки и практики

целостности

гармоничное взаимодействие всех участников

целенаправленности

цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов

интегративности

комплексный подход к решению задач по патриотическому воспитанию

динамичности

изменение и развитие педагогической деятельности

преемственности

взаимодействие с ребёнком в условиях ОУ и семьи

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА:

1. Беседы, ситуативные разговоры.

2. Тематические презентации.

3. Непосредственно организованная образовательная деятельность.

4. Дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры; подвижные игры.

5. Продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация).

6. Чтение и обсуждение художественной литературы.

7. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

8. Физкультурный досуг.

9. Слушание музыкальных произведений.

10. Организация работы с родителями: беседы, встречи, консультации, рекомендации, буклеты, круглые столы, взаимодействие педагог- родитель; оформление папок-передвижек для родителей

11. Оформление стендовой информации на уровне ОУ «Стена памяти «Мы помним их имена»»

12. Выставки совместного творчества детей и родителей.

13. Участие в акции «Бессмертный полк»

Ожидаемые результаты

1. Наличие знаний у детей о событиях Великой Отечественной войны, о роли малой Родины в борьбе с фашистской Германией.

2. Сформированное уважительное отношение к ветеранам войны и труженикам тыла.

3. Стойкий интерес к изучению истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов.

4. Развитие эстетического восприятия, умения созерцать красоту народного прикладного искусства

Циклограмма реализации проекта

Тип проекта Информативно-практико-ориентированный

вид проекта – межгрупповой

I. План-график мероприятий

1 этап – предварительный: мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы.

Сроки реализации

Содержание работы

Ответственные

Изучение методической литературы по теме «Патриотическое воспитание детей».

Работа с периодическими изданиями

«Дошкольное воспитание», «Дошкольник»,

интернет – ресурсами.

Изучение имеющихся условий для

реализации проекта, сбор информации,

подборка наглядно-дидактического

материала, составление плана работы над

проектом, создание развивающей

предметно-пространственной среды,

подборка аудиозаписей, видеотеки.

Разработка мероприятий по теме проекта,

составление конспектов образовательной

деятельности.

Знакомство родителей с предложением об

участии их, совместно с детьми в

проектной деятельности, беседы и

разъяснения по предстоящей работе,

согласования по совместной деятельности.

Подбор домашних заданий, пословиц о

Родине, храбрости и смелости.

Изготовление дидактических игр, пособий,

консультаций для родителей.

                2 этап – основной:

1. Работа с педагогами по знакомству с задачами проекта и их реализацией. Проведение мероприятий  по сбору необходимых материалов и информации для составления плана проекта.

2. Совместная работа с родителями в поиске информации, сбора документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны.

3. Знакомство детей с историей России, с величайшим героизмом и мужеством    в борьбе за свободу Родины посредством:

- знакомство с художественными произведениями;

- знакомство с городами-героями, в частности о Москве;

- познавательные беседы;

- Рассматривание слайдов, фотографий.

Мероприятия

Темы мероприятий

Ответственные

 Сентябрь

«Семья. Детский

сад»

Беседы

«Традиции моей семьи»;

«Мамочка моя»;

«Мой любимый детский сад».

Непосредственно образовательная деятельность

«Наш детский сад»;

«Кто работает в детском саду?»;

«Я и моя семья».

Продуктивная деятельность

Рисование:

«Мамочкин портрет»;

«Букет для мамы».

Аппликация:

«Фартук для повара»;

«Мой любимый детский сад».

Лепка:

«Цветы для мамочки моей» (ленточным

способом);

«Игрушки в детском саду».

Чтение художественной литературы

1. В. Драгунский «Денискины рассказы»;

Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы»;

С. Смоленцева-Коростылёва «В гостях

у бабушки»;

Э. Мошковская «Хитрые старушки»,

2. «Какие бывают подарки»;

3. Г. Глушнёв «Мама»;

Л. Квитко «Бабушкины руки»;

Нанайская сказка «Айога»;

Ненецкая сказка «Кукушка».   

Чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок

Стихи:

В. Товарков «Почему так говорят?»;

И. Гурина «Дошколята»;

А. Барто «Семья».

Пословицы:

«При солнышке тепло, при матери добро»;

«В дружной семье и в холод тепло»;

«Вся семья вместе, так и душа на месте»;

«Дерево держится корнями, а человек семьей»;

«Отца с матерью почитать - горя не знать».

Дидактические игры

«Что такое детский сад?» (слова – ассоциации);

«Живое предложение»;

«Подбери словечко»;

«Подбери слова – родственники»;

«Назови профессию»;

Сюжетно-ролевые игры

«Кафе» (игра – ситуация «Мамин день»);

«Супермаркет» (Отдел «Подарки»); 

«Детский сад».

Подвижные игры

«Догони свою пару»;

«Кто самый меткий?»;

«Коршун и наседка»;

«Вокруг домика хожу».

Наглядный материал

Рассматривание фотоальбомов

«Моя семья»;

«Генеалогическое древо семьи»;

презентация «Моя семья».

Слушание музыкальных произведений

«Мама» (сл. и муз. А. Чешегоровой);

«Песенка про папу» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского).

Октябрь

«Мой край

родной»

Беседы

«Природа родного края»; «Символы городов нашего края»;

Непосредственно образовательная

деятельность

 «Природа родного края».

Продуктивная деятельность

Рисование:

«Капля жизни»;

«Северный олень».

Аппликация:

 «Народы севера».

Чтение художественной литературы

«Отчего у белого медведя нос чёрный»

(юкагирская сказка);

«Почему олень быстро бегает»

(эвенкийская сказка);

М. Карунный «Дымок над чумом»;

Н. Радченко «Животные Севера».

Чтение и заучивание стихов,

пословиц, поговорок о родном крае

Стихи:

М. Вагатова «Северная сказка»;

Ю. Велла «Мой север суров…»,

«Бурундук», «Брусника».

Пословицы:

«В каком народе живешь, того обычая и

держись»;

«Всякому мила своя сторона»;

«Где родился, там и пригодился»; «Всюду хорошо, а дома лучше».

Дидактические игры

«Назови улицы нашего города»;

«Назови достопримечательности

нашего города»;

«Путешествие по городу»;

«Расскажи о символике нашего города»;

«Назови города нашего края»;

«Собери гербы городов нашего края»

(разрезные картинки);

Сюжетно-ролевые игры

«Автобус» (едем на экскурсию по

городу);

«Библиотека» (читальный зал).

Подвижные игры

«Гонки в оленьих упряжках»;

«Рукавица»;

«Снежки»;

«Волк и олени»;

«Рыбаки и рыбки».

Ноябрь

«Россия»

Беседы

«Наша Родина - Россия»;

«Богатырская наша сила»;

«Народные промыслы России».

Непосредственная образовательная деятельность

«Как жили наши предки»;

«Путешествие по России»;

«Символы России»;

«Природа России»;

«Мастера народные».

Чтение художественной литературы

Сказка «Никита Кожемяка»;

А. Прокофьев «Родина»;

З. Александрова «Родина»;

М.Ю. Лермонтов «Родина;

С. Баруздин «За Родину»;

В.Н.Орлов «Что нельзя купить».

Чтение и заучивание стихов,

пословиц, поговорок о Родине

Стихи:

В. Степанов «Необъятная страна», «На Волге»;

С. Есенин «Береза».

Пословицы:

«Тот герой, кто за Родину горой»;

«Нет в мире краше Родины нашей».

«На чужой стороне Родина милей вдвойне»;

«Жить – Родине служить»;

«Человек без Родины, что соловей без песни».

Дидактические игры

«Назови символы России»;

«Найди и покажи флаг России»;

«Найди и покажи герб России»;

«Кто в какой стране живет?»;

«Назови города России»;

«Народы нашей страны».

Сюжетно-ролевые игры

«Корабль» (путешествие по реке Волге);

«Автобус» (к бабушке в деревню).

Подвижные игры

«Золотые ворота»;

«Ручеек»;

«У медведя во бору»;

«Гори – гори ясно»;

«Сова»;

«Баба Яга»;

«Зайка беленький».

Наглядный материал

Папки:

«Матрешки бывают разными»;

«Волшебная береста»;

«Промыслы России»;

наборы открыток «Города России».

Макеты:

«Горница»;

«Военная крепость».

Слушание музыкальных произведений

«Ромашковая Русь»

(сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Чичкова);

«Россия» (сл. и муз. О. Газманова).

Декабрь

«Быт и традиции»

Беседы

«Традиции русского народа»

«Труд крестьян»

«Народные праздники»

Непосредственная образовательная

деятельность

«Русская изба»

 «Как на Руси весну встречали»

 «Как на святки в вечерок девицы гадали»

 «Из истории русского народного костюма»

Чтение художественной литературы

Р.Н.С. «Умный работник», «Семь Симеонов — семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-бурка», «Пахарь»

Продуктивная деятельность 

Рисование «Пасхальное яйцо»

Лепка  «Дымковский козлик на ярмарке» «Подкова».

Сюжетно-ролевые игры

«Семья», «Дом»

«Дочки-матери»

«Встречаем гостей»

Дидактические игры

«Подбери мебель для избы»

 «Собери посуду»

«Чудесный мешочек»

Подвижные игры

 «Гори-гори ясно»

«Васька кот»

 «У бабушки Маланьи»

 «Жмурки»

«Карусель»

Рассматривание картин

книг художников – иллюстраторов

«Крестьянская семья»

Слушание музыкальных произведений

русских народных песен

колыбельных несен

Январь

«Символы России»

Беседы

«Государственные символы России»

«Святой Георгий Победоносец»

«Исконные символы России»

«Что может рассказать герб»

Непосредственная образовательная

деятельность

«Где мы видим флаг России?»

«Овеянные славой герб и флаг»

Чтение художественной литературы

А. Ишимова «История России в рассказах детей»,

 С. Михалков «Россия»,

В. Степанов «Песня», «Флаг России»; «Наш дом»;

М. Бебина «Российский Флаг»;

 Г. Лапшина «Три цвета на флаге России»;

А. Александров «Российский триколор»;

С. Зайцева «Флаг родной»,

Е. Синицын «Берегите Россию»,

А.В. Жигулина «О, Родина!»

 пословицы, поговорки о Родине;

Продуктивная деятельность

Рисование «Флаг России»

аппликация «Флаг России»

Дидактические игры

«Символика страны»

«Собери картину»,

«Узнай наш флаг»,

«Чей костюм?»

«Белый, синий, красный»

Рассматривание картин

 «Символы России»

Слушание музыкальных произведений

Слушание гимна России

Февраль

«Народы России»

Беседы

«Страна, в которой мы живем»

«Народы России»

«Мудрости народов мира»

«Что общего в играх разных народов?»

«Что носили наши предки?»

Непосредственная образовательная

деятельность

Составление рассказов по картинам:

- «Ярмарка. Русские»,

- «Охота с ловчими птицами. Башкиры»,

- «Пчеловодство. Марийцы»

Чтение художественной литературы

 Детская энциклопедия «Народы России»

Р.Н.С. «Самое дорогое» 

«Матти – весельчак» - карельская сказка

«Как я пчел караулил» - марийская сказка

«Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка

«Как собака друга искала»- народы севера

«Умная девушка»- татарская сказка

З.Александрова «Родина»

С.Баруздин «Страна, где мы живѐм»

Продуктивная деятельность

Рисование русского народного женского костюма (женщины и девочки).

Аппликация «Национальный головной убор –кокошник»

Дидактические игры

«Раньше и теперь»

«Добавь слово»

«Что путешественник по России возьмет с собой»

«Угадай сказку»

Подвижные игры

«Гуси-лебеди» - русская

«Горелки» - русская

«Липкие пеньки»- башкирская

«Подкинь шапку» - адыгейская

«Игра с платочком» - удмурдская

«Захватить рукой» (Давлаоба) - кавказская

«Ходьба по ухабам» (Хурхеваоба)- кавказская

Спортивное развлечение «Игры народов России»

Рассматривание картин

Рассматривание иллюстраций, фотографий «Какие разные красивые столицы»

Слушание музыкальных произведений

В.Баснер, М.Матусовский «С чего начинается

Родина?»

Март

«Город мастеров»

Беседы

«Народные промыслы России»

«Русь мастеровая»

«Филимоновские игрушки - свистульки»

- «Дымковские мастера»

- «Веселые матрешки»

-«Что такое хохлома?»

- «Гжель сине-голубое чудо»

Непосредственная образовательная

деятельность

«Глиняные игрушки – не простые безделушки»

Чтение художественной литературы

Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»

Виктора Набокова “Хохлома”

Продуктивная деятельность

Лепка «Хохломская посуда», «Дымковская барышня»

Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»

аппликация «Чудо валенки»

Дидактические игры

«Третий лишний»,

«Цветные капельки»,

«Дымковские разрезные картинки»

«Сложи орнамент»

Сюжетно-ролевые игры

«Путешествие в город Мастеров»

«Строим дом»,

«Строители»

Рассматривание картин

«Рассматривание иллюстраций по сказкам»,

«Рассматривание иллюстраций в альбоме «Профессии»

Слушание музыкальных произведений

Русская народная песенка «Ой, ниточка тоненькая»;

«Посмотрите как у нас- то в мастерской»

Апрель

«Это праздник со

слезами на

глазах…»

Беседы

«Пусть будет мир!»

«Это праздник со слезами на глазах…»;

«Всей страной на защиту Родины родной»;

«Георгиевская лента на груди»;

«Солдатский треугольник».

Непосредственная образовательная

деятельность

«Мы помним! Мы гордимся!»;

«Дети – герои войны».

Чтение художественной литературы

А. Твардовский «Рассказ танкиста»;

С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»;

Л. Кассиль «Сестра»;

Е. Воробьев «Обрывок провода»;

М. Зощенко «Солдатские рассказы»;

Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил»;

Л. Кассиль «Твои защитники»;

С. Баруздин «За Родину»;

М.Борисова «Бабушка – партизанка»;

Е. Трутнева «Парад»;

К. Чибисов «Вечный огонь»;

О. Высоцкая «Салют»;

С. Орлов «9 мая 1945года»;

С. Михалков «День Победы».

Чтение и заучивание стихов,

пословиц, поговорок о Родине, о

Великой Отечественной войне

Стихи:

Е. Благинина «Шинель»;

И. Ващенко «Великая война»;

Н. Томилина «День Победы»;

О. Маслова «Пусть будет мир!»

А. Усачев «Что такое День Победы».

Пословицы и поговорки:

Тяжело в учении – легко в бою. 

Где смелость, там и победа.   

Умелый боец - везде молодец! Сам

погибай, а товарища выручай.

Продуктивная деятельность

Рисование:

«Вечный огонь»;

«Праздничный салют».

Аппликация:

«Солдатский треугольник» (оригами + аппликация);

«Голубь мира»;

«Открытка ветерану».

Лепка:

«Военная техника»;

«Открытка к празднику День Победы»

Дидактические игры

«Назови пословицу»;

«Военный транспорт»;

«Назови головной убор военного»;

«Собери военную технику» (разрезные

картинки);

«Военный лабиринт»;

«Найди тень»;

«Защитники Отечества»;

«Кто что делает?»;

«Разгадай зашифрованный рисунок»

(графический диктант).

Сюжетно-ролевые игры

«Пограничники»;

«Мы - военные разведчики»; «Военные

учения»;

«Моряки»;

«Парад войск».

Подвижные игры

«Полоса препятствий»;

«Помоги раненому»;

«Разведка»;

«Встречные перебежки»;

«Меткий стрелок»;

«Будь внимательным»;

«Кто быстрее?»;

«Кто сильнее?»;

«Саперы»;

«Пройди бесшумно».

Наглядный материал

Рассматривание альбомов

«Ветераны войны»;

«Пусть будет мир!».

Слушание музыкальных произведений

«И все о той весне»

(слова и музыка Е. Плотниковой);

«День Победы»

(сл. Владимира Харитонова, муз. Давида Тухманова);

«Катюша»

(сл. Михаила Исаковского, муз. Матвея

Блантера);

«Журавли»

(сл. Расула Гамзатова, муз. Яна

Френкеля). 

Онлайн - мероприятия

Городская акция «Я помню! Я

горжусь!» (видеоролики со словами

благодарности ветеранам ВОВ, детям войны).

Городская акция «Спасибо за Победу!»

(прикрепление эмблемы акции «Спасибо за Победу!» на странички в

социальных сетях).

Городская акция «Окно Победы»

(украшение окон ко Дню Победы).

Онлайн – выставка «Мы за мир!»

(рисунки, поделки, макеты, коллажи).

«Мы память бережно храним!» (онлайн

– фестиваль видеозаписей воспитанников, читающих стихи о войне).

Виртуальная фотовыставка «Наши ветераны».

Май

«Белоствольные березы России»

Беседы

«Как берёзу использовали в древности?»

«Зачем дереву корни?»

«Что необходимо дереву, чтобы расти?»

Непосредственная образовательная

деятельность

«Посчитаем берёзовые листики»

«Какую пользу приносит береза людям?»

Чтение художественной литературы

Р.Н.С. «Как коза избушку построила».

М. Скребцова «Белое платьице», «Разговорчивая березка»

Н. Павлова «Крылатка – неудачница».

 А. Лопатина «Как деревья к зиме готовятся»

удмуртская сказка «Красавица береза»

разучивание стихотворения Л. Каваляка «За окном берёзки»

Н. Субботина «Всем береза нравится»

Продуктивная деятельность

рисование «Берестяные листочки», «Белоствольная берёзонька».

аппликация: «Берёзка»

Лепка: «Берёзка»

Дидактические игры

 «С какого дерева листок».

«Отгадай дерево по листику».

«Найди и назови».

«Такой листок, беги ко мне!»

«Родственные слова»

«Собери картинку»

«Кто быстрее найдет дерево»

Подвижные игры

«Ветер - ветерок»

«У медведя во бору»

«Найди пару»

Рассматривание картин с изображением березы, показать всю красоту березы в разное время года. И.И. Левитан «Золотая осень», «Березовая роща», И. Грабарь «Иней», А.Ф. Токарев «Май». 

Слушание музыкальных произведений

П.И. Чайковского (4 симфония) «Во поле берёзка стояла»

ансамбль «Зореньки» - «Берёзка»

Слушание песен: «Берёзки России» и «Берёза» в исполнении А. Герман

3 этап – заключительный:

- «Мир – глазами детей» - рисование по теме войны;

- оформление тематической выставки в методическом уголке;

- изготовление открыток и сувениров ветеранам Великой Отечественной войны;

- организация (коллективное создание детьми и взрослыми декораций) и проведение праздника, посвященного Дню Победы.

- участие в шествии «Бессмертный полк».

        

Приложение

Картотека пословиц и поговорок о Родине, смелости, отваге

Один в поле не воин.

Один за всех и все за одного. 

Кто впереди идет, того страх не берет.  

Сам погибай, а товарища выручай.

Тяжело в учении – легко в бою. 

Где смелость, там и победа.    

Шаг вперед – шаг к победе. 

Мало победы ждать, надо победу взять.

Военному делу учиться всегда пригодится.

Умелый боец везде молодец.

Победа в воздухе не вьется, а руками достается. 

Крепка рука у нашего богатыря. 

Воюют не числом, а уменьем.

Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.

Слава не у того, кто её ищёт, а кто в бою добывает.

Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает.

Богатырь на пирах не сидит, живот не растит.

Слава идёт не от роду – племени, а по богатырским делам да по подвигам.

Много славы не добудешь на весёлых пирах, мёд попиваючи.

Тот герой, кто за Родину горой.

Кто смел, тот на коня сел.

За край свой насмерть стой.

Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.

С родной земли умри, не сходи.

Жить - Родине служить.

Счастье Родины дороже жизни.

Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

В бою побывать - цену жизни узнать.

Сам погибай, а Родину защищай.

Смелый побеждает, а трус погибает.

Кто смел – тот на коня сел.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Умей бояться, умей и смелым быть.

Кто храбр да стоек - тот десятерых стоит.

Консультация для родителей ДОУ

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к

родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это

доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к

своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному

переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и

настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д.С.Лихачёв

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период

всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях,

заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к

нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди

людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у

дошкольников.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и

высоконравственных детей.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или

общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные

учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали

первенство общественным учреждениям.

Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму

знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без

перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и

осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А.

Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: «…семья -

подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и,

падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное

впечатление».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все

другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить,

дополнить их воспитательную деятельность. 

Исходя из этого нравственно-патриотическое воспитание включает целый

комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому

саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о своем городе и крае;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в условиях

дошкольного учреждения: при непосредственно-образовательной деятельности, в

играх, в труде, на прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не только

патриотические чувства, но и формируя его взаимоотношения со взрослыми и

сверстниками.

Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

1. Расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни каждого

человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких друзей.

Предложите ребенку сначала построить дом из конструктора, деревянных

кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с ребенком в «новоселье»,

разместите кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив

ли, удобен ли для жилья. 

2. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей,

потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города,

историю его возникновения, достопримечательности. Рассказывайте ребенку

сначала о семье, улице проживания, потом о детском саде, микрорайоне, затем о

городе, стране.

3. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края.

Организуйте экскурсии в Музей, к мемориалу «Вечный огонь», расскажите о

тяжелой жизни в военное время, отсутствии еды, и о том, как чтят память

погибших. 

4. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните

ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь развивать

интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как

там хранят книги. Игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка

к бережному отношению к книге.

5. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу.

Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как

выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.

6. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш

труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

7. Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об

окружающем. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему

поиграть в игру «Кто больше заметит интересного?», «Давай рассказывать друг

другу, кто больше заметит интересного на нашей улице. Я вижу, что машины

убирают улицу. А что ты видишь?». Дома предложите ребенку нарисовать, что

больше всего понравилось. 

8. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой

делает человека более чутким, отзывчивым. Проезжая мимо полей, лесов,

остановитесь, оглянитесь, найдите красивое вокруг. 

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример

взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни

старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной

войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие

важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой

подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д. Важно подвести ребенка к

пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит

своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в

названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в

играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические

чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что нравственно-патриотическое

воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания

молодого поколения, и вы, уважаемые родители, способны воспитать достойного

Человека!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотоотчёты о проведении мероприятий по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Представляю  Вашему  вниманию  презентацию  к  докладу   из  опыта  работы  на  тему: "Духовно-нравственное,  нравственно-патриотическое  во...

Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!"

Проект  по духовно – нравственному  и  гражданско – патриотическому   воспитанию   детей .Тема: "Родной  свой  край  люби  и...

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию «Мой край родной»

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию «Мой край родной»...

Формирование основ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей в системе ДО в соответствии с ФГОС ДО и нацпроектом «Образование»

Формирование основ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей в системе ДО в соответствии  с ФГОС ДО и нацпроектом «Образование»...

Статья. "Музыка как средство духовно-нравственного и гражданско патриотического воспитания дошкольников"

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Подтверждение этому в мудрых словах В.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание ...