Формирование основ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей в системе ДО в соответствии с ФГОС ДО и нацпроектом «Образование»
учебно-методический материал

Акимова Кристина Сергеевна

Формирование основ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей в системе ДО в соответствии  с ФГОС ДО и нацпроектом «Образование»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей в системе ДО в соответствии

с ФГОС ДО и нацпроектом «Образование»

Акимова К.С.

Слайд 2. «..трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни»  Президент РФ В.В. Путин

Слайд 3. В современном обществе почти каждый родитель начинает переживать о духовном воспитании своего ребенка и задаваться вопросом: «А каким мой ребенок будет в будущем?» Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении не ослабевали никогда. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и духовностью.

Слайд 4. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании. Актуальность этой задачи в современной России отражены в таких документах, как:

1 Закон об образовании

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где приоритетной задачей РФ в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Слайд 5. В ФГОС ДО в методологическую основу была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Слайд 6. Стандарт направлен на решение рядов задач, в том числе и на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей. Целью же является целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.

Слайд 7. Здесь определены основные задачи:

- формирование начал патриотизма и гражданственности;

- формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

- формирование духовно-нравственного отношения и чувств сопричастности к культурному наследию своего народа;

- уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;

 - формирование любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

- уважение к другим национальностям;

- формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания и т.д.);

-  воспитание уважительного отношения к труду.

Слайд 8. ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.

Слайд 9. Создание единого информационного пространства государственных образовательных учреждений, учреждений культуры, спорта и науки и других организаций  необходимо для повышения компетентности педагогов и родителей по вопросам успешной социализации и приобщения детей дошкольного возраста  к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Как это можно сделать в ДОУ? Через разнообразные формы работы с детьми, а также их родителями и педагогами:

Слайд 10. - НОД (занятия, беседы, чтение художественной литературы).

Действенным средством приобщения к моральным ценностям своего народа издавна являются произведения устного народного творчества. До сих пор они используются как средство поучения и научения детей.

У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. К.Д.Ушинский подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания.

Слайд 11, 12. - Праздники, досуги.

Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития в ребенке национальных особенностей.

Слайд 13. - Проектная деятельность.

Слайд 14. - Музейная педагогика.

Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими  поколениями. Необходимо «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых  предки передали нам свой жизненный и духовный опыт.

Слайд 15. - Совместные выставки.

Прежде всего, духовно-нравственное воспитание и  патриотическое развитие личности начинается в семье. Важным направлением в работе по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию является сотрудничество с родителями. Чувства Родины начинается у ребенка с отношения к семье к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Различные формы сотрудничества помогают в решении духовно-нравственных задач. Родители участвуют в тематических выставках, конкурсах, совместных развлечениях и праздниках.

Слайд 16, 17, 18, 19. - Больше организовывать встреч с ветеранами Вов, которые своим примером передают любовь к своей Родине.

Одним из самых ярких и сильных примеров духовности русского человека является акция «Бессмертный полк». Она была создана всего несколько лет назад, но моментально объединила миллионы людей, которые не хотят терять связь со своими предками, чтят их память, помнят о подвиге народа и выражают признательность. «Бессмертный полк» - один из самых ярких примеров преемственности поколений.

Слайд 20. Детство всегда с надеждой обращено в будущее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая таблица формирования основ духовно-нравственного развития детей группы «Зёрнышки». Мониторинг.

Итоговая таблица формирования основ духовно-нравственного развития детей группы «Зёрнышки». Мониторинг....

Аналитическая справка по итогам мониторинга формирования основ духовно-нравственного развития детей 3-4 лет за 2017 - 2018 учебный год

Цель диагностики: Получение объективной информации о состоянии и динамике формирования основ духовно-нравственного развития детей 5-6 лет при реализации программы инновационной работы МБОУ «Излу...

Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»

laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...

Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе

Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....

Формирование основ духовно – нравственного воспитания у детей через декоративно – прикладное творчество. Перспективный план

Цель  – содействовать духовно – нравственному развитию детей через приобщение к декоративно – прикладному искусству.В соответствии с целью работы были выдвинуты следующие з...