Озеро Байкал
методическая разработка

Лобанова Галина Петровна

Озеро Байкал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_0.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы тема «Озеро Байкал - жемчужина Сибири»

Цель: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.

Задачи: Закрепить знания детей об озере Байкал, о многообразии рыбного богатства; Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, диалоговую речь; мелкую моторику рук; расширять словарный запас; Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Материал: Фотографии и иллюстрации обитателей озера Байкал, магнитофон, запись шума волн, обручи.

Предварительная работа: Беседы об озере Байкал, его обитателях, рассматривание иллюстраций и фотографий.

Ход:

Под звуки шума моря воспитатель читает стихотворение М. Сергеева:

А что это такое?

Такое голубое,

Холодное, как льдинка,

Прозрачно как стекло?

Быть может, это небо

За сосны зацепилось

По скалам покатилось

И на землю стекло?

А что это такое?

Такое золотое,

Блестящее, как зеркало,

Слепящее глаза?

Быть может это солнце

Легло под скалы,

Оно лежит устало,

Закрыв свои глаза?

А что это такое?

Всё время в не покое,

Быть может, это туча,

Застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро Байкал!

Воспитатель: А сейчас я хочу рассказать вам легенду Байкала. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна. Хотите знать, почему так происходит? В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём светила светлее неба, ночью темна темнее тучи. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман камнем. Сегодня ребята мы с вами поговорим об удивительном озере Байкал и его обитателях.

Блиц - опрос

Что означает слово «Байкал»? (тюрк. «Бай – куль» - богатое озеро, бур. «Байгал» - огненное озеро).

Ребята, а вы знали, что озеро Байкал самое глубокое озеро в мире? (его глубина 1642м.)

А как вы думаете, почему вода в озере холодная? (потому что озеро глубокое и вода полностью не прогревается. Однако, несмотря на это в озере обитает более 1000 видов разнообразных животных и растений, которые приспособились к жизни в холодной воде. Их так и называют – холодолюбивые).

Можно ли пить воду из Байкала? Почему? (ответы детей)

Воспитатель:

Среди скалистых снежных гор

Тайгою дикой окружён,

Лежит он чащей голубой.

Седым Байкалом назван он.

Вода в Байкале глубока.

Чиста вода в Байкале.

Она прозрачна, холодна.

Вкусней найдёшь едва ли!

Сергей Вагин.

Воспитатель: А сейчас мы с вами немного поиграем и превратимся в рыбок.

Физкультминутка

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То согнуться, разогнуться.

То зароются в песке.

Приседали столько раз

Сколько рыбок здесь у нас

Сколько чаек здесь у нас

Столько мы подпрыгнем раз.

(дети выполняют движения, согласно тексту).

Воспитатель: Легенду о Байкале мы послушали, стих про чистую воду Байкала прочитали, а не по отгадывать ли нам загадки?

(дети садятся на стульчики, воспитатель с правильным ответом детей на загадки вешают на магнитную доску картинки рыб).

Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Начинается на О … (омуль)

Бледно-розова, нежна

Студёна вода нужна

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает (голомянка)

Опасней всех она

Хитра, прожорлива, сильна

Притом такая злюка

Конечно это (щука)

Одни пасутся в чистом поле,

Другие плавают на воле.

Одних по всей земле встречали,

Другие водятся в Байкале.

Широкий лоб, приличный хвост,

Как их название - вопрос!

(бычок - широколобка)

Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Даёт ухе особый вкус

Байкальский (хариус)

В нежном логове родится

Простудиться не боится

Подрастёт. Начнёт нырять,

Шубку белую менять (нерпа)

Воспитатель: А что интересного мы знаем о нерпе? Это животное которое живёт в Байкале. Лежбище на Ушканьих остравах. У нерпы есть лапы и хвост.

У нерпы рождаются детёныши – бельки.

Нерпа спит в воде.

Нерпа ест рыбу, больше всего голомянку и бычков.

Воспитатель: А почему нерпа толстая (ответы детей)

Воспитатель: Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде. Нерпа может пробыть под водой 20–25 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи.

Воспитатель: Очень мы устали, пойдемте, отдохнем на островке.

Кто-то тут купался, загорал,

Жег костер, цветы срывал.

Веселились, как могли,

Пили квасконсервы ели,

Хороводы, песни пели

И остались на поляне у потухшего костра.

Две разбитые стекляшки,

Банки, бублики, бумажки

Словом, мусора гора!

Воспитатель: Ребята, что мы можем сделать, чтобы природа Байкала всегда радовала нас своей красотой? (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас мы поиграем немного.

Игра «Уборка мусора»

Да, сегодня мы устали.

На Байкале побывали,

Очень многое узнали,

Но домой ведь нам пора.

Воспитатель: На память о нашем мероприятии предлагаю вам раскрасить силуэты нерпы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)

СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного  возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...

Воспитание патриотизма через знакомство с достопримечательностью родного края озером Байкал

Одним из приоритетных направлений является экологическое образование. Знакомство детей с родным краем с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует  у...

ПРОЕКТ «УНИКАЛЬНОСТЬ ОЗЕРА БАЙКАЛ. ЖИВОТНЫЙ МИР ПРИБАЙКАЛЬЯ». Педагоги-соавторы Соловьева Н.П и Ивановская С.С

В системе дошкольного образования существуют педагогические возможности и средства формирования общей культуры ребенка        Байкал является одним из чудес св...

Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)

Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...

Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"

Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...

Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»

Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...